Как научить читать в 4 года: игры и упражнения
«Магический квадрат»
Начертите квадрат любого размера, например, 6 на 6 клеток. В клеточки впишите буквы или слоги, которые ребенок уже знает.
mac-urban.ru
Задания:
- прочитать слоги в строчке или в столбике;
- назвать и показать букву (слог), которая стоит справа/слева от заданной буквы, сверху/снизу;
- назвать и показать только гласные буквы;
- прочитать все слоги на букву Ш и т.п.
- прочитать на одном дыхании пол столбика. В будущем это поможет отрабатывать интонацию и плавность чтения.
Эти и другие аналогичные задания с таблицами помогают запомнить буквы, расширяют угол зрения. Такие таблицы помогают ребенку 4-5 лет научиться читать слоги разной степени сложности. Ребенок учиться видеть фрагмент текста, он читает и параллельно распознает то, что еще не прочитано. Именно этот навык помогает увеличить скорость чтения.
Таблицы можно придумывать самим или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».
«Жук»
Как разговаривал бы Жук, понимай он наш язык. Пусть ребенок прожжжжжужжит что-то вроде: «Жжжжжжизнь прекрасна! Жжжжжесть, как круто!».
Придумайте других животных и их звуки.
«Кто больше»
Можно играть в парах или в группе. Цель: придумать как можно больше слов, которые начинаются с заданной буквы.
«Цепочка»
Играть как в «Города», но слова называть любые. Главное, чтобы первая буква следующего слова соответствовала последней букве предыдущего: папА – АпельсиН — Норка…)
Чтение коротких слов
Читать слова, когда рядом соответствующая картинка, несомненно, легче, чем просто слова в таблице. Но картинки отвлекают, ребенок не читает, а догадывается. Поэтому полезно пользоваться заранее приготовленными карточками, где напечатаны короткие слова из 3-х букв.
ot2do6.ru
Букварь Жуковой
Интересная и продуктивная методика обучения чтению предлагается Н.С. Жуковой. В ее букваре сочетаются традиционная методика и логопедическая. Жуковой даются теоретические и практические советы, как научить дошкольников легко соединять буквы в слоги, слоги – в слова. Используя зрительный образ мальчика, бегающего от буквы к букве, автор помогает детям 5 лет понять принцип образования слогов. Яркое оформление с грамотным выделением самых важных моментов помогает направить внимание дошкольника на главную информацию. По советам Н.С. Жуковой занятия и развивающие игры с детьми не должны длиться дольше 20 минут один раз в 2-3 дня.
Достоинством букваря Жуковой является то, что в нем есть важные рекомендации родителям, предложены теоретические и практические методы преодоления психологических барьеров дошкольников 4-5 лет в обучении чтению. Методика Жуковой апробирована многими педагогами дошкольного образования и дала высокие качественные результаты. Ее книги интересны и взрослым, и для дошкольников.
Безусловно, дошкольников 4-5 лет нужно учить чтению. Методика должна быть выбрана в соответствии со способностями, интересом и желанием вашего ребенка. В основе обучения должны быть развивающие игры. Родители должны осознавать, что уже на этом этапе закладываются основы не только чтения по слогам и беглого чтения ребенка, но и отношения к чтению в целом, основы любознательности и познавательного интереса. Никогда не наказывайте чтением, не превращайте чтение книги в негативное следствие какого-то проступка. Будьте терпеливы и доброжелательны, и тогда ваш ребенок будет с удовольствием читать книги.
Кружок по формированию элементарных навыков чтения «Читай-ка»
Людмила Козлова
Кружок по формированию элементарных навыков чтения «Читай-ка»
Пояснительная записка
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально – практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитанию, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л. С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей 4-5 лет. Этот возраст — время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя учитывать при обучении грамоте.
По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К. Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат.
Работая с детьми, заметила, что именно у детей в возрасте 4-5 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Работая по программе «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой образовательная деятельность по подготовке дошкольников к грамоте проводится 1 раз в неделю, в разделе образовательная область
«Коммуникация»
, поэтому обучение грамоте было решено организовать
кружок «Читай – ка»
. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная
форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
За основу построения программы кружка «Читай — ка»
взят принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б.Эльконина: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой
формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».
При подготовке детей к обучению мы используем программы, которые позволят не только обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием,но и исключают дублирование школьной программы: авторская программа Колесниковой Е. В. «Обучение дошкольников элементам грамоты»
; методика
«Ребус – метод»
Л. Штернберг; программа О. В. Узорова, Нефедова Е. А.
«Быстрое обучение детей чтению»
; программа – конспект Шумаевой Д. Г.
«Как хорошо уметь читать»
.
Цель: легкое, непринужденное обучение детей чтению в игровой форме с учетом индивидуальных интересов ребенка.
В связи с этим основными задачами кружка по обучению чтению являются следующие: развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями; образовательные – обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений; воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
Программа кружка «Читай – ка»
построена на следующих положениях:
1. Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности.
2. Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения.
3. Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий.
Обучение грамоте — это сложный процесс,который включает несколько этапов:
• подготовительный этап — подготовка к звуковому анализу слова;
• основной этап — формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом)
.
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
Задачи этапа:
1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов «звук» и «слово».
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап — формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела.
1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
3. Обучение чтению.
4. Формирование первоначальных навыков письма.
Программа кружка «Читай — ка»
включает в себя: дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала составленного в программах Corel Draw (дизайнерская программа, Power Point. Наряду с основными задачами программа
кружка включает задачи по подготовке руки ребенка к письму, с учетом его возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи;использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, а также использование ИКТ.
Образовательная деятельность проходит в форме игр и игровых упражнений с использованием презентаций по каждой теме, наглядного материала, игрушек, а также в работе используются Метод – ребус Л.Штернберга: тетради, карточки – ребусы, таблица слогов; программа О. В. Узорова, Нефедова Е. А. «Быстрое обучение детей чтению»
.
Во время образовательной деятельности широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.
Большое место в работе с детьми используются стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.
В образовательной деятельности по обучению грамоте детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления.
В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму.
Планирование предполагает проведение образовательной деятельности в следующей последовательности:
средняя группа 1 занятие в неделю; продолжительность – 15-20 минут;
старшая группа 1 занятие в неделю; продолжительность – 20-25 минут;
подготовительная группа 1 занятие в неделю; продолжительность — 25-30 минут.
Программа «Читай — ка»
рассчитана на 3 учебных года.
Данное обучение невозможно вести без совместной работы с родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Только при поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном развитии ребенка. Педагог старается удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей. Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагога. Родители должны тоже быть активными участниками процесса. В течение года не раз проводится анкетирование, чтобы вовремя внести корректировку в программу кружка и в индивидуальные занятия. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводим консультации, оформляем рекламный блок, памятки. С большим успехом всегда проходят “Дни открытых дверей”, где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Они с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес малышей и взрослых, способствует возникновению желания мам и пап заниматься со своими детьми. Совместное создание предметно-развивающей среды для детей, участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений, родительские гостиные, тренинги по запросам родителей, мастер-классы, совместное творчество родителей, детей и специалистов и дают положительные результаты. Какой заряд положительных эмоций получают родители, принимая участие в интеллектуальных состязаниях, праздниках и досугах, в работе кружка.
В тесном взаимодействии с родителями педагог проводит диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают развивающую игровую среду.
Руководитель кружка рассказывает о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.
Заключение.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Но существуют определённые правила для успешного обучения чтению:
1. Поддерживать интерес ребенка к образовательной деятельности, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.
2. Важна не столько длительность образовательной деятельности, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.
3. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому должна преобладать игровая деятельность, чередовать с двигательными упражнениями.
4. Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Значит, что сделано не так, и необходимо вернуться на предыдущий этап.
5. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
Перспективный план для детей средней группы
ОКТЯБРЬ
1. Знакомство с многообразием слов, моделированием.
См. Презентация для детей 4 5 лет №1.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 1, задание 2)
Учить понимать и правильно употреблять термин
«слово»
, понимать, что слова бывают разные. Познакомить с многообразием слов. Закреплять
навыки правильного произношения звуков в словах. Познакомить с простейшим моделированием – слово можно нарисовать в виде прямоугольника.
2. Знакомство с многообразием слов, моделированием.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 2)
Учить моделировать слово в виде прямоугольника. Знакомить с разнообразием слов. Учить воспринимать стихотворение, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
3. Многообразие слов. Моделирование.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №2
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 4, задания 2, 3)
Знакомить с протяжностью слов
(длинные и короткие)
. Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием – слово обозначается в виде прямоугольника. Учить делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.
4. Сравнение слов по звучанию. Деление слов на слоги.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 3)
Продолжать знакомить детей с тем, что слова могут звучать похоже и по – разному. Учить отгадывать загадки; делить слова на слоги, используя схемы. Развивать внимание, логическое мышление.
Формировать интерес к речевой деятельности.
НОЯБРЬ
5. 5. Звуки «С»
,
«СЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №3.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 9, задание 3)
Учить различать и произносить изолированно звуки
«С»
,
«СЬ»
, интонационно выделять звуки
«С»
,
«СЬ»
в словах, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Формировать интерес к речевой деятельности, умение самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.
6. Звуки «З»
,
«ЗЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №4.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 10, задание 3)
Познакомить с твердыми и мягкими согласными
«З»
,
«ЗЬ»
. Учить интонационно выделять звуки в словах; отгадывать загадки, выделяя характерные признаки предметов.
7. Звуки «С»
,
«СЬ»
,
«З»
,
«ЗЬ»
. Моделирование.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 11)
Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки
«С-СЬ»
,
«З-ЗЬ»
в словах и фразовой речи. Учить называть первый звук в словах. Учить делить слова на слоги, используя схему слова.
8. Звук «Ц»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №5.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 12, задание 3)
Учить различать и произносить твердый согласный звук
«Ц»
в словах, отгадывать загадки, выделяя характерные признаки предметов. Развивать внимание, наглядно – образное мышление.
Формировать интерес к речевой деятельности, умение самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.
ДЕКАБРЬ
9. Звук «Ш»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №6.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 13, задание 3)
Учить интонационно выделять твердый согласный звук
«Ш»
в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
10. Звук «Ж»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №7.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 14, задание 3)
Учить четко и ясно произносить твердый согласный звук
«Ж»
изолированно, в словах и во фразовой речи. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
11. Звуки «Ш-Ж»
.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 15)
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки
«Ш-Ж»
в словах.Продолжать знакомить с моделированием: учить соотносить схему слова с предметов на основе моделирования. Продолжать учить делить слова на слоги.
12. Звук «Щ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №8.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 16, задание 3)
Учить интонационно выделять согласный звук
«Щ»
в словах. Учить определять и называть первый звук в словах. Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
ЯНВАРЬ
13. Звук «Ч»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №9.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 17, задание 3)
Учить интонационно выделять согласный звук
«Ч»
в словах. Продолжать знакомить с термином
«звук»
и называть первый звук в слове.
14. Звуки «Щ-Ч»
.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 18)
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки
«Ч-Щ»
. Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
15. Звуки «Р-РЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №10.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 19, задание 3)
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками
«Р-РЬ»
. Учить интонационно выделять звуки
«Р-РЬ»
в словах. Учить называть первый звук в словах.
16. Звуки «Л-ЛЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №11.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 20, задание 1)
Учить различать твердые и мягкие согласные звуки
«Л-ЛЬ»
. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей.
ФЕВРАЛЬ
17. Звуки «М»
,
«МЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №12.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 21, задание 2)
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками
«М-МЬ»
. Учить называть первый звук в словах; отгадывать загадки; выделяя характерные признаки предметов. Развивать внимание, наглядно образное и логическое мышление.
18. Звуки «Б»
,
«БЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №13.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 22, задание 4)
Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки
«Б-БЬ»
в словах и во фразовой речи; отгадывать загадки, определяя характерные признаки предметов. Закреплять умение делить слова на слоги, используя схемы.
19. Звуки «К»
,
«КЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №14.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 23, задание 3)
Познакомить с твердыми согласными звуки. Учить интонационно выделять звуки в словах и во фразовой речи.
Формировать интерес к речевой деятельности, умение самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.
20. Звуки «Г»
,
«ГЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №15.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 24, задание 3)
Познакомить с твердыми согласными звуки. Учить интонационно выделять звуки в словах и во фразовой речи.
Формировать интерес к речевой деятельности, умение самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.
МАРТ
21. Звуки «Г – К»
.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 25)
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки
«Г-К»
. Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических
навыков.
22. Звуки «Д – ДЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №16.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 26, задание 3)
Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки
«Д – ДЬ»
. Учить называть изолированно звуки
«Д – ДЬ»
. Развивать внимание, наглядно – образное и логическое мышление.
23. Звуки «Т – ТЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №17.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 27, задание 3)
Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки
«Т – ТЬ»
. Учить называть изолированно звуки
«Т – ТЬ»
. Развивать внимание, наглядно – образное и логическое мышление.
24. Звуки «Д – ДЬ»
,
«Т – ТЬ»
.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 28)
Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки. Закреплять умение правильно называть первый звук в словах.
АПРЕЛЬ – МАЙ
«Ребус-метод — обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм»
Работа в рабочих тетрадях Л. Штернберга