Делаем игрушки Монтессори своими руками: пошаговая инструкция и наглядные примеры

Любящие родители готовы на все для всестороннего, а главное, комфортного и радостного развития своих детей. Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал. Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени. Мы собрали несколько мастер-классов, более 30 идей, а также примеры дидактических игр по мотивам именитого итальянского педагога.

Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори

Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.

Принцип системы Монтессори

Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.

Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать.

Какие бывают и на что направлены

В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:

  • Математические, направленные на развитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения и познания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.

Принципы работы с дидактическим материалом:

  • Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
  • Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
  • Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
  • Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый. Он может самостоятельно применять знания.
  • Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
  • Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.

Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику.

Дидактические элементы

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.

Направленные на сортировку

Игры, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов в возрасте от 2 до 5 лет. Она может быть как по форме, так и по цвету. Занятие развивает внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра с пуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, в котором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки в миске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики — деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей от двух лет. Она может быть любого вида, но принцип единый. У такой игрушки должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • В качестве игры на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, в которых у каждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игра с пирамидкой

Свобода ребенка и роль воспитателя

Под ролью воспитателя мы будем понимать не только сотрудников детских учреждений, но и родителей ребенка, и других взрослых, которые решили применять данный метод.

Монтессори предлагает воспитателю овладеть сознанием ученого. Принять на себя более специальную роль наблюдателя за ребенком (подобно ученому в лаборатории, который наблюдает за микроорганизмами через микроскоп), нежели просто следить за его безопасностью и раздавать задания.

«Я твердо верю в то, что мы должны воспитывать в наших учителях прежде всего дух ученого, а не прививать им навыки механической работы».

Задача воспитателя заключается в осмысленном наблюдении за ребенком. Воспитатель не должен навязывать знания или целенаправленно учить ребенка. Он может иногда и только слегка направлять действия ребенка (не давая ему тем не менее почувствовать свое присутствие). А помогать он может только по просьбе самого ребенка.

«»Жди и наблюдай». Таков девиз воспитателя. Давайте подождем и будем всегда готовы разделить с ребенком его успехи и трудности. Он сам попросит нас о помощи, и тогда мы должны будем с радостью откликнуться. Будем терпеливы, наблюдая за его медленным продвижением вперед. И проявим радость и энтузиазм, когда ребенок захочет поделиться с нами своими успехами. Если бы мы могли сказать: «Мы с уважением и интересом относимся к действиям наших детей, мы обращаемся с ними так, как хотели бы, чтобы обращались с нами», тогда бы мы непременно поняли великий принцип образования и, без сомнения, стали бы образцом хороших воспитателей».

Самому же ребенку отводиться задача быть свободным и делать что угодно в окружающей среде, при этом, не мешая другим детям. Но даже при этом воспитатель не должен быть пассивным наблюдателем, а должен быть активным ученым:

«Свобода ребенка должна иметь ограничение, критерием которого является коллектив и его интересы, и форму, которую принято называть хорошим воспитанием. Для этого нужно изучать каждого ребенка в отдельности, выясняя, что в его поведении может вызвать обиду и раздражение окружающих, и какие наклонности способны впоследствии привести к грубому поведению. Во всем же остальном – во всех проявлениях, имеющих некоторую пользу, – какими бы они ни были и в какой бы форме они ни выражались, – все следует разрешать, но при обязательном наблюдении со стороны воспитателя».

В такой свободной среде ребенок учится и развивается самостоятельно, через Монтессори-материал (родители называют его «Монтессори-игрушки»), в который заложены функции самообучения.

Классическая Монтессори-группа состоит из детей от 2 лет 8 месяцев до 6 лет. Все дети учатся в одной группе, не разделяясь по возрастам. Это является хорошим решением, так как младшие учатся у более старших, берут с них примеры поведения, действия с предметами и т.д.; а старшие учатся учить младших, проявляя чуткость и заботу, они берут на себя роль лидера и наставника. Такое взаимодействие помогает установить доброжелательную атмосферу в группе.

Игры на сопоставление

Игры на сопоставление — самые популярные занятия по Монтессори от 1 до 3 лет. Основными видами считаются:

  • Занятия с цветами — ребенку можно предложить картонный круг с разноцветными секторами и прищепки таких же оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
  • Игру можно совместить с помощью маме. Например, предложить ребенку разобрать по парам постиранные носочки.

Исследовательская деятельность на прогулке в подготовительной группе

Такая группа занятий развивает логику, внимание.

Игры с цветом

Как построить занятия дома

Для результата нужно создать подходящую атмосферу. Первый этап – это зонирование пространства. Каждая из зон наполняется, так называемым, дидактическим материалом. На первый взгляд это может показаться неудобным, но подобный порядок позволяет держать вещи в отведенном для них месте. В итоге, это поможет не только детям осваивать мир, но и взрослым придерживаться порядка.

Занятия нельзя проводить только в какое-то время или заставлять малыша делать то, что он не хочет. Дети занимаются, когда им это хочется. Пример стандартной ситуации, когда система работает – когда мама убирает в квартире, а ребенок идет в свой уголок практики, берет веник или совок и помогает. На первых порах малыша можно попросить помочь, но в идеале нужно, чтобы это было его решение.

Интересно то, что занятие по этой методике часто не предусматривают какого-то специального оборудования или игрушек. Все необходимое обычно уже есть в доме, где живет малыш. А если нет, инвентарь можно создать своими руками.

Занятия с малышами до 1 года

Рассматриваемая методика влияет на развитие детей до 1 года. Занятия по ней можно проводить с самого раннего возраста. Важно выбирать «игрушки», которые помогут малышам получить побольше сенсорных ощущений. Например, они могут шуметь, быть яркими, мягкими или твердыми, гладкими или шершавыми.

Малышам до 6 месяцев интересны игры, показывающие свойства предметов:

  • чтобы тренировать захват, можно протягивать крохе различные предметы, и ждать пока он их схватит;
  • чтобы развивать память — называть предметы, которые находятся у него в руках;
  • чтобы тренировать координацию — перекладывать предметы из одной руки в другую.

Чтобы было веселее, подобные действия можно сопровождать песенками или стишками. В качестве игрушек для самых маленьких можно использовать тканевые мешочки с различными наполнителями из круп, муки и т.п. А ткань может быть разной фактуры. Также можно использовать пуговицы, бусины и другие вещи, которые есть дома. Главное, чтобы кроха игрался под родительским присмотром.

Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет

Когда ребенок немного подрастает, методика раннего развития Марии Монтессори для детей от 1 года подразумевает использование более сложных игр. Уже можно давать детям элементарное понятие о соблюдении порядка, более активно тренировать моторику и сенсорное восприятие. Ребята уже способны концентрироваться и подражать взрослым, понимают последствия некоторых своих действий.

Теперь дети могут играть самостоятельно, но недолго и только если игрушки, которыми они в тот момент пользуются, абсолютно безопасны.

Несколько игр:

  1. В коробке сложить баночки, флакончики, тюбики и т.п. Важно, чтобы они были плотно закрыты, а если внутри были какие-то жидкости (шампунь, моющее средство для посуды) их желательно вылить, а емкость помыть. Внутрь можно засыпать какие-то крупы. Откручивание крышек флакончиков поможет развить моторику и погасить пожар любопытства малыша.
  2. В тазик можно насыпать крупы и закопать в них более крупные предметы. Например, можно использовать каштаны, ракушки и т.п. Родители показывают, что эти предметы можно искать в тазике. Малыши, как правило, быстро разбираются, что и как делать, получая от игры настоящее удовольствие. Но таким крохам лучше играть под присмотром. К тому же эта игра универсальна и для более взрослых детей, достаточно усложнить задачку, предположим, поиском вещей какого-то одного цвета.
  3. Игра с пластилином обычно захватывают детей надолго. Разноцветный, яркий материал, из которого можно вылепить что угодно, очень нравится малышам. Обычно дети до двух лет лепят шарики или колбаски, но постепенно задания можно усложнять. Если ребенок любит все пробовать «на зубок», можно сделать свой пластилин из теста и кулинарных красителей.
  4. И конечно, дети обожают рисовать. Обычные карандаши или фломастеры и лист белой бумаги всегда должны быть под рукой, если юному художнику захочется блеснуть своим мастерством.

Помимо перечисленных игр можно использовать специальные монтессори-игрушки. Например, шнуровки, башенки и т.п.

Занятия родителей и детей от 2 года до 3 лет

Ребята двух-трехлетнего возраста уже умеют играть самостоятельно и им очень нравится общаться с другими детьми. Но потребуется небольшое вмешательство взрослого, ведь дети от 2 лет еще совсем крохи и многого не знают. Они рады копировать действия взрослых или своих товарищей однолеток. В этом возрасте ребята любят учиться, поскольку к ним приходит понимание, что так можно добиться лучшего результата.

В возрасте 2-3 лет крохи с удовольствием осваивают следующие занятия:

  1. Конструирование. Помочь в этом могут любые многофункциональные предметы: тканевые отрезки, камушки, брусочки из дерева, веревки и т.п. Они не ограничивают детей и помогают подготовиться к ролевым играм.
  2. Нарезание. Разрезать можно книжные картинки, открытки, или просто разноцветные листы бумаги, делая из них нечто вроде пазла. Дети могут сами разрезать или только собирать готовые детальки. Зависит от их интереса.
  3. Распределение предметов на группы. В коробочках нужно рассортировать предметы: по размерам (от больших до маленьких), форме, цвету, специфике применения и т.п. Эта игра развивает мышление, речь, учит детей проводить классификацию и систематизацию.

Взрослый все больше переходит от функции учителя к функции наблюдателя. Дети становятся творческими. Им более интересно создавать что-то новое, меняя предметы.

Метод для детей от 3 до 6 лет

Согласно методу Монтессори уроки для детей от 3 до 6 лет отличаются от методов, которые использовались для самых маленьких ребяток. Главный упор делается на попытки сделать ребенка полноценным членом семьи. Он может иметь права взрослых и выполнять посильные обязанности.

Дети после трех лет могут закреплять полученные ранее навыки в плане ухода за собой, уборки в доме, ухода за животными или растениями. Так малыш будет развиваться и помогать родителям.

Ребята в возрасте 4-5 лет могут заниматься более сложными делами:

  • рисовать с закрытыми глазами;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • учиться писать с помощью штриховки или доски и разноцветных мелков;
  • учиться читать и считать (можно создавать самодельные карточки или книжки с буквами и цифрами).

В возрасте 5-6 лет детям интересно все об окружающем мире. Можно рассказывать крохе о других странах и их обычаях. Показывать, какие животные живут в других странах. Для этого можно использовать картинки, книжки с рисунками, фотографии, мультфильмы и т.п.

Это творческий этап становления личности, который нельзя ограничивать. Если ребенок заинтересуется растениями, можно позволить ему делать гербарии или аппликации. Пусть он лепит из глины, пластилина, много рисует. Можно не ограничиваться четырьмя стенами, и сводить малыша в зоопарк, на выставку или просто поехать на дачу, где он сможет вдали от города изучить природу.

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Игры Монтессори направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются не только для маленьких детей, но и для подготовительных групп детского сада и учащихся начальных классов. Для малышей младшего и среднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку «Колобок», в которой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.

Развитие последовательности действий

Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.

По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.

Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори

  • Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
  • Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
  • Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
  • Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
  • Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.

Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:

Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.

Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.

Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?

Зрительная информация

  • Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
  • Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
  • Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков

Тактильная информация

  • Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
  • Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
  • Масса: весовые цилиндры и таблички

Стереогностика

  • Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек

Звуковая информация

  • Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
  • Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты

Вкусовые качества и запах

  • Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
  • Баночки с запахами

Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:

  • Биноминальный куб
  • Триномиальный куб
  • Конструктивные треугольники
  • Квадраты Монтессори
  • Цилиндры без ручки

Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:

  • Наборы листьев разных растений
  • Тематические пазлы
  • Карты и глобус
  • Флаги
  • Наборы с природным материалом
  • Репродукции художников и фотографий природы

Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики в раннем и среднем возрасте — одно из важных направлений педагогической деятельности. Прекрасно развивает мелкую моторику игра со шнурками. Можно использовать деревянный образец ботиночка или нарисовать его на картоне.

Для девочек можно предложить игру с бусинками разных форм и размеров. Они будут нанизывать их на шнурки. Важно, чтобы и бусинки, и шнурки были разноцветными.

Обратите внимание! Самым доступным материалом для игр Монтессори является бумага. Дети развивают моторику, вырезая полосочки, фигурки, разнообразные схемки.

Занятия на мелкую моторику

Выводы

Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.). Постарайтесь познакомить малыша с самыми разными предметами, и продумайте, как организовать ему зону сенсорного развития, если идеи Марии Монтессори вам близки.

Игры по методике Марии Монтессори — упражнения с жидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме. Важно в процессе игры ничего не пролить.

Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан. Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.

Упражнения с жидкостью

Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях

Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.

  • Звериные соревнования. Обсудите с малышом, как передвигаются разные животные и попробуйте устроить соревнования: отчертите линию старта и финиша и предложите пробежать её боком как краб, проковылять как медведь или пропрыгать зайцем.
  • Лепка. Кинетический песок, солёное тесто, пластилин и глина прекрасно развивают тактильную чувствительность ребенка. Не обязательно сразу пытаться создать шедевр: достаточно научиться катать шарики, расплющивать их в блины, вытягивать в колбаски, сжимать и наблюдать, как материал просачивается сквозь пальцы

  • Рисуйте мелками на асфальте и играйте в классики. Как и предыдущее упражнение это тренирует не только органы чувств, но и координацию ребенка
  • Игра в молчанку. Просто так молчать уже не интересно? Предложите малышу запомнить 5 разных звуков, которые он успел услышать за минуту тишины (гудок машины, звуки птиц, разговоры людей, упавший карандаш и т.д.)
  • Охота за сокровищами. Нарисуйте лист предметов, которые ребенок должен найти за время вашей следующей прогулки (длинная шершавая шишка, красный листочек, жёлтый листочек, сухая ветка и т.д.). Не забудьте взять с собой ручку, чтобы вычеркивать найденное.
  • Рисование с помощью штампов, пальцев, кисточек и даже ватных палочек. Сложно переоценить влияние занятий свободным творчеством на развитие ребенка
  • Угадай запах. В непрозрачные коробочки положите предметы с разным запахом: любимый шампунь, корку апельсина, немного ванили, сушеную гвоздику, жареную котлету. Устройте конкурс самого острого нюха.
  • Поэкспериментируйте с музыкальными инструментами: ксилофон, глюкофон, калимба, барабан, бубен, шейкер, дудочка. Не обязательно сразу записываться в музыкальную школу, чтобы приобщить ребенка к музыке.
  • Угадай продукт по вкусу. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что сегодня на обед.
  • Чаще давайте малышу ходить босиком, ведь там под ногами целый мир: песок, лужайка, ручей, галька.

Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы

Перекладывание мелких предметов (монетки, бусинки, камушки) из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Уроки рисования на тему «Наша армия родная» в детском саду

Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.

Развитие сенсорики

Плюсы и минусы системы

Как и у любой системы, у методики Монтессори есть противники и поклонники. К какой группе отнести себя большинству людей будет проще выяснить после того, как они ознакомятся с плюсами и минусами системы.

Плюсы

Среди преимуществ системы можно выделить:

  • на развитие детей взрослый практически не влияет или делает лишь незначительное вмешательство, что позволяет малышу осваивать мир без навязанных предубеждений;
  • методика позволяет детям самовыражаться и учитывает индивидуальные особенности;
  • детей не заставляют, а мотивируют учиться, их не хвалят, но и не ругают, потому процесс обучения проходит не настолько травматически;
  • дети получают свободу, независимость и развивают умение самостоятельно планировать и организовывают свою деятельность;
  • система учитывает периоды развития детей, совершенствует мелкую моторику, развивает чувства;
  • быстро прививает навыки самообслуживания, ответственности, самоконтроля;
  • развивает интеллект, речь, логически-аналитическое мышление;
  • дает представление о мировых реалиях и контактах с другими людьми (если малыш воспитывается по этой системе и в группе).

Для использования системы Монтессори не нужно выделять какое-то время. Прелесть этой методики в том, что ею не занимаются периодически, а живут в ней. Причем такая форма быта достаточно удобна для взрослых. Дети сами себя развивают в том темпе, который им удобен, а задача взрослого сводиться к тому, чтобы обеспечить малыша всем необходимым и следить за его безопасностью. Кроме того, данная методика «недорогая». Весь инвентарь стоит недорого, особенно, если его сделать самостоятельно.

Минусы

Есть у методики и просчеты:

  • больший упор на интеллектуальную сторону развития ребенка во вред его эмоциональности и творческим задаткам;
  • игнорирование сюжетно-ролевых игр, аргументируя тем, что они отвлекают ребенка;
  • упущения, связанные с особенностями темперамента детей (не все дети попросят помощи, и не всем будет интересно);
  • методика кардинально отличается от методов воспитания и подачи материала в детских садах и школах, что создает ребенку трудности в адаптации к школьному графику и особенностях взаимодействия с учителями;
  • недостаток физической активности.

Учитывая эти недостатки, классическую Монтессори редко воплощают в «чистом» виде. К ней добавляют больше активных игр и элементов контроля над деятельностью ребенка, чтобы ему было проще социализироваться в учебных заведениях.

Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие

Занятия на сенсорику очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается сумка, в которой они на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.

Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать в себя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются из любых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.

Обратите внимание! Одним из самых увлекательных занятий считается рисование пальчиками. Во время его выполнения малыш может развить мелкую моторику, фантазию и любознательность.

Увлекательное рисование

Монтессори-материал

Часть Монтессори-материала вы могли видеть уже выше в разделе Монтессори-среда.

Дидактический материал Монтессори создавался не на пустом месте, частично это наработки уже известного на протяжении 200 лет «Даров Фребеля» (Фребель — немецкий педагог, основатель первого детского сада в 1836 году), частично это методики Сегена и Итара. Монтессори дорабатывает их материал, а также создает свой собственный.

Материал выполняется преимущественно из дерева и других природных материалов. На каждую группу выделяется по одному-два экземпляра каждого вида Монтессори-материала, что может вызывать у детей некое негодование. Детям не разрешается мешать другому ребенку, который уже действует с набором, и поэтому приходиться ждать, когда он освободиться (но ребенок как правило не ждет, а берет другой набор). По завершению действий с набором, ребенок должен самостоятельно сложить его и отнести на полку, лишь после этого набор доступен другим детям. Так Монтессори-среда вырабатывает в детях терпение, дисциплину и чувство личных границ других людей.

Особенность Монтессори-материала — это заложенная функция контроля при действиях с инструментом, когда ребенок сам видит свои ошибки. Это важный элемент в данной системе. Например, Блок с цилиндрами. Если ребенок неправильно расположит цилиндры местами, то некоторые будут слишком глубоко в отверстии, а некоторые будут возвышать над уровнем границы.

Принцип Монтессори-материалов частично можно перенести в домашние условия на многие предметы обихода (но в них не будет функции контроля): банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, различные дары природы (камешки, песок, желуди), продукты (крупы, макароны, бобы) и так далее. Все это доступно ребенку дома, при должном подходе родителей.

Стоит также учитывать, что в Монтессори-среде весь материал располагается на стеллажах и комодах открытого типа, не выше уровня глаз ребенка, чтобы он мог спокойно и в любое время подходить и брать его.

Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство

Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.

Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс.

Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол. Важно не переделывать ничего на глазах малыша.

Занятие домашними делами

Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори

Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал. Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность.

Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».

Основные принципы воспитания

В целом методика опирается на ряд принципов:

  1. Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
  2. Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
  3. Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
  4. Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
  5. Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.

По Монтессори, ведущей мотивацией для ребёнка является стремление к познанию, любопытство, энтузиазм. Воспитание при этом органично переплетается с обучением. У малыша развиваются навыки самостоятельности и одновременно обогащается эмоциональный мир, формируется самоуважение.

Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать

В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:

  1. Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
  2. Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
  3. Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
  5. Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
  6. Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».

Когда время ещё не пришло либо, напротив, упущено, ребёнку будет уже трудно или попросту неинтересно осваивать определённый навык.

Видео: в чём заключается метод Монтессори

Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности. Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.

Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.

Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце. На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития.

Философия метода Монтессори

Любая методика развития — это прежде всего ценности автора и его взгляды на воспитание. Сами же упражнения являются только средствами достижения этих ценностей. Главная же цель которую должен достичь ребенок по Монтессори, это включиться во взрослое общество, овладев присущими ему качествами.

«У нас ребенок учится двигаться, а не сидеть неподвижно на одном месте, он приобретает навыки поведения не для школы, а для будущей жизни, благодаря привычке и практике он учится легко и правильно выполнять простые действия, необходимые для жизни в обществе».

Методика Монтессори строится на принятии природы ребенка, который с рождения выступает в роли любознательного и свободного исследователя, который стремится активно познавать мир и овладевать навыками. Взрослый же ни в коем случае не должен препятствовать активности ребенка. Как предупреждает сама М. Монтессори:

«Нам остается только догадываться о последствиях подавления спонтанных действий ребенка в период, когда он только учится быть активным: возможно, мы подавляем в нем саму жизнь… Необходимо решительно отвергать все, что препятствует спонтанным проявлениям ребенка и принуждает его к чему-то. Разумеется, здесь мы не говорим о бесполезных и опасных поступках, которые следует пресекать».

Метод Монтессори предусматривает индивидуальный подход к ребенку, где он самостоятельно выбирает себе занятия и их продолжительность, таким образом он развивается в собственном ритме на основе собственных желаний. Занятия проходят в специально созданной Монтессори-среде, которая преимущественно состоит из дидактического Монтессори-материала (про это мы расскажем чуть позже).

Чего нет в Монтессори среде, так это тяжелых фиксированных парт, которые, по ее мнению, «сковывают души» детей, принуждая их учиться. Также нет оценок и всевозможных поощрений от взрослых: вкусняшек, грамот, наград и т.п. Ребенок в свободной среде действует исходя из своих интересов и интересов своего развития, и внешняя награда лишь насмешка над его чувствами и личностью. Поэтому в данной методике нет наград от других людей, но есть удовольствие от самостоятельного удовлетворения своих желаний.

Многие родителю думают, что развитие по методу Монтессори это обеспечить ребенка Монтессори-материалом и оставить его в покое. Но Монтессори это прежде всего свободный ребенок и наблюдательный взрослый. Сколько родителей готовы дать ребенку свободу и сделать над собой усилие не отнимать ее? А также просто следить за деятельностью ребенка, не поучая и не вмешиваясь в нее?

Полезная литература о системе развития Монтессори

Родителям, которые решили дома заниматься с ребёнком по системе Монтессори, будет полезно ознакомиться со следующими изданиями:

  1. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. — М. 2000
  2. Монтессори М. Дом ребёнка: Метод научной педагогики. — Гомель, 1993.
  3. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. — 1995. — №4.
  4. Монтессори М. Подготовка учителя: // Альманах «МАМА»: Научно-методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации. — Вып. 1. — М., 1994.
  5. Дичковская И. Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. — М., 1996.
  6. Монтессори М. Разум ребёнка // Монтессори. — М., 1999.
  7. Афанасьева Т. Учить по Монтессори. — М., 1996.
  8. Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори. — М., 1994.
  9. Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. — М., 2000.
  10. Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. — Ч. 1–2. — М., 1992–93.
  11. Сумнительный К. Е. Как помочь ребёнку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). — М., 1999.
  12. Сумнительный, К. Е. Домашняя школа Монтессори. 2 года / К. Е. Сумнительный. — М., 2014.
  13. Пляс, Мари-Элен 60 занятий с ребёнком по методике Монтессори / Мари-Элен Пляс. — Москва, 2014.
  14. Орлова, Дарья Большая книга Монтессори / Дарья Орлова. — М., 2011.
  15. Хейнсток, Элизабет Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома / Элизабет Хейнсток. — М., 2012.

Преимущества методики Монтессори

  1. Основное внимание уделяется ключевым этапам развития. Детям предоставляется возможность практиковать определенные навыки в определенные моменты развития, чтобы помочь им полностью раскрыть свой потенциал.
  2. Это очень индивидуальная и ориентированная на ребенка методика. В классе Монтессори все материалы находятся в пределах досягаемости ребенка, что позволяет ему решать, над чем работать каждый день. Это позволяет детям учиться в своем собственном темпе, а также позволяет учителю наблюдать за интересами и способностями каждого отдельного ребенка для проведения индивидуальных занятий.
  3. Методика помогает развивать самодисциплину. Классы Монтессори ориентированы на детей, что учит детей тому, как эффективно распоряжаться своим временем, а также помогает развивать другие навыки, такие как самоконтроль и само-мотивация.
  4. Это поощряет сотрудничество со сверстниками. Классные комнаты Монтессори разделены на условные возрастные группы, и детям рекомендуется работать совместно. Это позволяет им учиться у своих сверстников и дает возможность обучать собственным навыкам других детей.

Материалы для самых маленьких — мобили Монтессори

Система Монтессори предполагает окружение малыша игровым материалом, соответствующим его возрастным возможностям. Так, специально разработанный дизайн первых игрушек каждого младенца — мобилей — позволяет задействовать и развивать визуальное наблюдение и концентрирование внимания на предметах.

Мобили Монтессори рекомендуется заменять друг другом через каждые две — три недели, когда они наскучивают малышу.

Классический набор мобилей Монтессори состоит из четырёх их разновидностей

Классический набор мобилей Монтессори включает в себя 4 модели.

  1. Мобиль Мунари — чёрно-белый — предназначен для самого раннего возраста (от 2–3 недель с момента появления на свет).
  2. Мобиль из разноцветных октаэдров — восьмигранников — подходит для малышей старше 1,5 месяцев.
  3. Мобиль Гобби, состоящий из подвешенных шаров, занимает ребёнка 2–3-месячного возраста.
  4. Мобиль «Танцующие человечки» — система из лёгких, переливающихся на свету фигурок — идеален для детей от 3–4 месяцев.

Особенность мобилей Монтессори состоит в незамысловатой форме элементов, отсутствии их интенсивного движения, простых и чётких цветах. Каждый из классических вариантов игрушки разработан в соответствии с возрастными возможностями малыша и позволяет ему развивать те навыки, которые необходимы в конкретный период взросления.

Мобиль Мунари для малыша своими руками

В возрасте нескольких недель от роду ребёнок ещё не в состоянии фокусировать зрение, однако вполне может различать контрастные оттенки, чёткие формы, его привлекает движение. Каждая деталь мобиля Мунари разработана в соответствии с особенностями восприятия малышом окружающего мира в этом возрасте, поэтому очень важно при его создании соблюсти верные пропорции.

Мобиль Мунари состоит из подвешенных на разном уровне чёрно-белых элементов

Для создания первого мобиля (без учёта базовой конструкции для крепления игрушки) понадобится:

  • прозрачный шар (пластиковый);
  • прочная нить;
  • чёрная и белая плотная бумага;
  • три деревянных палочки (в диаметре около полусантиметра);
  • краска чёрная и белая;
  • клей;
  • ножницы;
  • инструмент для обрезки деревянных палочек.

В расчётах размера фигур и расстояний между ними отталкиваться следует от диаметра выбранного шара. Формула вычисления используемых при создании мобиля величин такова:

В = А+1/3 радиуса А, где А — это диаметр шара.

Мобиль Мунари предназначен для самых маленьких деток

Рассчитав размеры и расстояния между элементами, изготовить мобиль Мунари достаточно просто.

  1. Первым делом обрезаются до нужной длины и раскрашиваются палочки — одна белая, одна чёрная и одна полосатая (от самой длиной до самой короткой).
  2. Затем из бумаги вырезаются фигуры, и на них в соответствии со схемой наклеивается контрастный рисунок.
  3. На последнем этапе отмеряется длина нитей, затем конструкция собирается путём подвешивания элементов в определённом схемой порядке.

Схемы для создания мобиля Мунари — фотогалерея


Длина палочек рассчитывается пропорционально диаметру прозрачного шара


Расстояния между элементами мобиля должны быть чётко выверены


Размеры фигур высчитываются с использованием формулы


Мобиль включает в себя три палочки разной длины и расцветки Следует помнить, что рисунок на некоторых фигурах отличается по лицевой и изнаночной стороне

Как сделать мобиль Мунари своими руками — видео

Мобиль из октаэдров — инструкция по созданию своими руками

Мобиль из трёх разноцветных объёмных восьмигранников предлагают малышу с полуторамесячного возраста. Изготовить его очень просто, при этом совсем не тяжело разнообразить игрушку, периодически меняя октаэдры на такие же фигуры другого цвета и размера, сделанные из матовой, глянцевой или голографической бумаги.

Следует помнить, что тяжелее всего маленькие дети воспринимают синий цвет, а легче всего — жёлтый.

Мобиль состоит из трёх разноцветных восьмигранников

Для изготовления мобиля понадобится:

  • плотная бумага разных цветов и фактур;
  • клей;
  • клейкая лента (скотч);
  • прочная нить;
  • деревянная планка для подвешивания фигур длиной около 25–30 см.

Схема октаэдра переводится на бумагу, фигура вырезается, складывается и склеивается

Порядок действий.

  1. Перевести схему восьмигранника на бумагу, вырезать, сложить.
  2. Отмерить нить, закрепить её внутри октаэдра при помощи скотча.
  3. Склеить восьмигранник.
  4. Подвесить фигуры на разной высоте за планку.
  5. Закрепить планку на базовой конструкции мобиля.

Мобиль из восьмигранников в действии — видео

Мобиль Гобби — мир оттенков и глубина пространства для маленького исследователя

Мобиль Гобби предлагают малышам 2–3 месяцев — они уже способны различать оттенки и воспринимать глубину пространства.

Мобиль Гобби представляет собой пять шаров разных оттенков одного цвета, подвешенных по восходящей линии в соответствии с плавным переходом одного оттенка в другой

Для изготовления Гобби потребуется:

  • 5 одинаковых лёгких шаров (например, из пластика);
  • нить мулине (предназначенная для вышивания) пяти оттенков одного цвета;
  • иголка;
  • ножницы;
  • клейкая лента (скотч);
  • деревянная планка для подвешивания шариков длиной около 25–30 см.

При создании мобиля можно придерживаться такой схемы расположения элементов

Порядок изготовления мобиля Гобби.

  1. При помощи иглы делаем в шарике сквозное отверстие.
  2. Вводим заправленную в иглу нить мулине в отверстие, закрепляем кончик нити при помощи скотча.
  3. Обматываем нитью всю внешнюю поверхность шара путём введения иглы с нитью в одном направлении в отверстие множество раз.
  4. Когда шар готов оставляем длинный свободный конец нити для подвешивания.
  5. Аналогично обматываем все 5 шаров.
  6. Подвешиваем шары за свободный конец нити к планке в соответствии со схемой.
  7. Закрепляем готовый мобиль на базовой конструкции.

Шарики для мобиля Гобби можно сделать любым другим удобным способом, например, обвязать основу крючком или изготовить в технике валяния.

Процесс создания мобиля Гобби — фотогалерея


За основу можно взять шарик для пинг-понга


Нить должна полностью покрывать внешнюю поверхность шара без «проплешин»


Необходимо изготовить пять шариков разных оттенков

Мобиль Гобби своими руками — видео

Мобиль «Танцующие человечки» — завораживающее движение

Мобиль «Танцующие человечки» предназначен для детей от 4 месяцев. Активное движение и переливы света привлекут внимание ребёнка в таком возрасте. Кроме того, он сам будет раскачивать игрушку, махая ручками.

Мобиль «Танцующие человечки» представляет собой подвешенные фигурки людей, каждая из которых состоит из трёх частей и переливается на свету

Для создания мобиля понадобится:

  • голографическая бумага;
  • обычная бумага для шаблонов;
  • фольга;
  • крупные и достаточно тяжёлые бусины;
  • ножницы;
  • клей;
  • прочная нить;
  • планки (три штуки) для подвешивания элементов.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]