Рабочая программа кружка по обучению грамоте «АБВГДейка» для детей старшего дошкольного возраста


Дополнительная общеразвивающая программа «Школа АБВГДейка»

Автор: Амелина Ирина Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа

«Школа АБВГДейка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа АБВГДейка» рассчитана на одногодичное обучение детей 6-7-летнего возраста.

Развитие речи предполагает освоение детьми основных языковых единиц (звуков, слов, словосочетаний, предложений) и механизмов речи (восприятие речи, создание речевых высказываний, воспроизведение). Развитие речи идѐт по четырѐм основным направлениям: развитие звуковой стороны речи, обогащение словаря, работа над словосочетанием и предложением, развитие связной речи. На данных занятиях основное внимание уделяется развитию двух видов речевой деятельности: слушанию и говорению.

Основная цель:

всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.

Задачи
программы:
— развивать фонематический слух;

— развивать артикуляционный аппарат, дикцию;

— расширять словарный запас детей;

— совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

— развивать умение составлять речевые высказывания на основе личных впечатлений, на основе услышанного и прочитанного, на основе иллюстраций;

— обучать использованию в речи слов, словосочетаний и предложений разных видов;

— развивать умение отвечать и задавать вопросы;

— развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, созданию рассказов, сказок, стихотворений;

— развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики (обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.).

Общая характеристика программы

Развитие речи – интегрированный курс, включающий основные направления развития дошкольников:

· игра;

· ознакомление с художественной литературой;

· развитие речи;

· развитие мелкой моторики;

· обучение чтению.

Структурно занятия по развитию речи разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками, таблицами и иллюстрациями может проводиться параллельно с работой над упражнениями по развитию мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.

Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. Играя, ребёнок органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом он осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.

Содержание программы

Развитие звуковой стороны речи

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Выработка отчѐтливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков. Совершенствовать фонематический слух: дать представление о звуке, учить выделять отдельные звуки, называть слова с определѐнным звуком, определять место звука в слове.

Развитие связной речи

Развивать связную монологическую речь ребенка: построение связного высказывания, пересказ литературного произведения, составление рассказов, сочинение сказок, загадок. Воспитание культуры речевого общения: развернутость ответа, способность аргументировать свое мнение, умение слушать собеседника и задать ему вопросы.

Обогащение словар

я

Упражнять детей в подборе слов со сходными (синонимы) и противоположными (антонимы) значениями. Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Познакомить с разными способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов, в сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Учить подбирать слова-ассоциации, рифмовать слова.

Основные этапы обучения дошкольников

I
этап

установочные занятия
На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, беседы о правилах поведения в школе и дома и т.д.

II
этап

запоминание складов
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять складовые слияния (МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, мя, ме, мю, ми и т.д.). При данной работе используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий.

III
этап — выход в слово, предложение, текст
Продолжительность данного этапа у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своем развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.п.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку.

Ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, обвод пальчиками букв.

Более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта проходит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение.

Тематическое планирование

Программа курса: «Школа АБВГДейка» рассчитана на 1 год обучения в объёме 35 часов (1час в неделю).

№ п/п Раздел Количество часов
Практика Теория
1 Установочные занятия 2
2 Запоминание складов 10
3 Выход в слово, предложение, текст 14
4 Ритмопластика 6
5 Культура и техника речи 3
ИТОГО 35 часов

Описание методического обеспечения образовательного процесса

Учебно – методические пособия для учителя:

Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет – М.: Школьная Пресса

Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста — М.: Под ред. 2-е издание

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи — М.: Просвещение

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России

Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента

Планируемые результаты освоения программы по развитию речи «Школа АБВГДейка» :

В результате воспитательно-образовательной работы дошкольники приобретают ряд навыков и умений, необходимых для успешного обучения и адаптации в школе.

Дети осваивают следующие конструктивные знания

(понимание) и
умения
:

1.Сформированный навык осознанного чтения ( индивидуально по отношению к каждому ребёнку: выход ребёнка в слово или в книгу зависит от познавательного и психологического потенциала каждого)

2.Умение рассказывать по картинке, пересказывать рассказы, сказки

3.Умение выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы

4.Проявлять интерес к чтению, уважение к книге

5. Артикуляция, дикция, правильное произношение звуков

Календарно – тематическое планирование

№ занятия Тема занятия Виды упражнений
1 Давайте знакомиться. Экскурсия по школе Игра: Давайте знакомиться. Заучивание скороговорок
2 Вежливые слова. Правила школьной жизни. А. Барто «В школу» Составление рассказа
3 Моя семья. Как хлеб на стол пришёл? Русская народная сказка «Лёгкий хлеб» Пение «песенок» о членах семьи (м, п, б, д, с)
4 Животные дикие и домашние. Кто где живёт? Сказка «Зимовье зверей Пение «песенок» о животных (в, г, з, к, л)
5 Птицы перелётные и зимующие. А. Фет «Ласточки пропали» Пение «песенок» о животных (н, р, т, х)
6 Как дети помогают взрослым? Инструменты. А. Барто «Помощница» Пение песенок. Закрепление.
7 Разные профессии. Мужественные профессии. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» Знакомство со складами. Пение «песенок» по складам ( с буквами А, Я)

.

8 Пассажирский и специальный транспорт. Правила дорожного движения Пение «песенок» по складам ( с буквами О, Ё)

.

9 Время суток. Режим дня. Дни недели. Сказка «Хаврошечка» Пение «песенок» по складам ( с буквами У, Ю)

.

10 Игрушки. Моя любимая игрушка.

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Пение «песенок» по складам ( с буквами Ы, И)

.

11 Правила личной гигиены. К. Чуковский «Мойдодыр» Пение «песенок» по складам ( с буквами Э, Е)

.

12 К. Чуковский «Доктор Айболит» Пение «песенок» по складам. Закрепление.
13 Уроки вежливости. Добрые слова.

В. Осеева «Волшебное слово»

Составление слов из складов.
14 Школьные принадлежности. А. Барто «Как хорошо уметь читать!» Составление слов из складов.
15 Здравствуй, гостья Зима! В.Одоевский «Мороз Иванович» сказка. Составление слов из складов.
16 Народные зимние игры и развлечения. Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек.
17 Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек.
18 Что такое мороз? Н. Образцов «Морозный день» Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек.
19 Что такое настроение? А. Барто «Морковный сок» Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
20 Что такое дружба? Н. Носов «Карасик» Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
21 Что такое дружба? Л.Толстой «Два товарища» Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
22 В гостях у сказки. Мои любимые сказки. Русская народная сказка «Колобок» Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
23 Волшебные сказки. Русская народная сказка «Два мороза» Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
24 Сказки о животных. Русская народная сказка «Теремок» Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
25 Игра «Путешествие по сказкам» Закрепление навыка чтения и письма.
26 Разговор по телефону. Игра «Телеграф».

Н.Носов «Телефон»

Закрепление навыка чтения и письма.
27 Упражнения на развитие словотворчества.

Игра «Закончи слово»

Закрепление навыка чтения и письма.
28 Занимательные сказки о Веселом Язычке Закрепление навыка чтения и письма.
29 Учимся говорить правильно.

Игра «Живые слова» (составление картинного словаря)

Закрепление навыка чтения и письма.
30 Обучение творческому рассказыванию.

«Слова перепутались» (работа с деформированным текстом)

Закрепление навыка чтения и письма.
31 Обучение творческому рассказыванию.

Основы артикуляционной гимнастики.

Закрепление.
32 Обучение творческому рассказыванию. Закрепление.
33 Культура общения. Речевой эпитет. Чтение текстов.
34 Культура общения. Правила общения в школе. Чтение текстов.
35 Скоро стану школьником. Правила поведения в школе. А. Барто «Я выросла» Чтение текстов.

comments powered by HyperComments

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Программа по обучению грамоте «АБВГДЕйка» (5-7 лет)

(образовательная область: речевое развитие)

Разработала: учитель – логопед МДОУ № 6 Доржиева А.А. пос. Горный 2012 г.

Ι. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Данная программа основана на образном преподавании. Основу составляют сказки – но не обычные, «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научится соотносить буквы со звуками. Детям очень полезно и важно рассказывать сказки, потому что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу». Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает.

Программа предназначена для детей 5-7 лет, которые еще в силу психологических особенностей могут фантазировать на тему сказки играть в нее «по мотивам», но не всегда готовы смеяться над сказкой. Сказка для них-

это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.

Таким образом, программа объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру в не меньшей степени, чем логика науки.

Каждое занятие и курс в целом строятся по:

  • принципу продвижения от простого к сложному;
  • принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
  • принципу психологической комфортности;
  • принципу развития творческой личности.

Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методы обучения:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка посредством использования «азбучных» сказок.

Задачи программы.

Образовательные:

  • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
  • Познакомить детей со слоговой структурой слова;
  • Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
  • Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  • Расширять словарного запаса детей.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие;
  • Развивать графические навыки;
  • Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • Воспитывать умения работать в паре;
  • Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;
  • Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
  • Приобщать детей к художественной литературе.

Предполагаемые результаты:

  • Уметь различать понятия «звук» и «буква»;
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
  • Определять место звука в слове;
  • Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий, звонкий — глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
  • Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
  • Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
  • Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
  • Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
  • Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей.

Данная программа модифицированная, основывается на использовании «Азбучных сказок» М.С. Аромштам, а также на Программу воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; обучение грамоте детей с нарушением речи Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.

Программа рассчитана на 2 года. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 25-30 минут. Программа реализуется в рамках кружка «АБВГДейка», где ребята в увлекательной сказочной форме знакомятся с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями.

ΙΙ. Содержание программы

Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год.

Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет.

Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита.

Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.

ΙV. Механизм определения результативности программы

  1. тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;
  2. диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков;
  3. организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей;
  4. оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).

Уровни усвоения программы

Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]