Методическая разработка тематического дня в ДОУ «День лагеря»


«Как организовать тематический день. Новые идеи для воспитателя»консультация на тему

Консультация для воспитателей

«Как организовать тематический день: новые идеи» для воспитателя

Составила: Синягаева В.И.,

ст. воспитатель МБДОУ № 38 «Золотой улей»

Бугульминского муниципального района РТ

Если содержание образовательной деятельности не связано с жизнью детей в детском саду, то они о ней быстро забывают. Решить эту проблему просто. Предлагаю провести тематический день: посвятить все режимные моменты одной теме.

Как выбирать тему, что включить в сценарий тематического дня и как организовать деятельность воспитанников?

Педагогические коллективы разных дошкольных образовательных организаций по-своему проектируют модель образовательного процесса и составляют свою образовательную программу. При этом каждый воспитатель может и должен самостоятельно моделировать образовательный процесс в группе. Творческий подход к этому вопросу предполагает, что педагог: частично или полностью меняет тему; корректирует содержание работы с детьми; учитывает региональный и культурный компоненты, особенности возрастной группы и ДОО. Разработать модель образовательного процесса можно, включив в нее тематические дни.

Что такое тематический день? Это когда педагог выбирает определенную тему, чтобы решить образовательные задачи, и объединяет ее с праздником или событием календаря. Таким образом, эта тема находится в центре педагогического процесса. В основе работы воспитателя с детьми в ходе тематического дня лежит режим. Содержание нанизывается на все режимные моменты (утренний прием, гимнастику, прогулку и т. д.) и связывается с непрерывной образовательной деятельностью. Для детей это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. Дошкольники узнают много нового, полезного и интересного, мастерят, рисуют, фантазируют. В групповой комнате появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.

Для воспитателя тематический день – это педагогическое творчество, смекалка, перевоплощение, погружение детей в тему, чтобы что-то до них донести. Такая система организации образовательного процесса с включением тематических дней строится на принципах ФГОС ДО и предусматривает:

  • комплексно-тематическое планирование;
  • интеграцию образовательных областей;
  • разнообразные виды детской деятельности и формы их организации.

Какие задачи решит воспитатель с помощью тематического дня? С помощью тематических дней воспитатель сможет планировать интересную и содержательную работу с дошкольниками, решать различные образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Когда ребенок участвует в тематическом дне, у него развивается познавательная мотивация и увлеченность, он начинает следовать культурным нормам – в том числе правилам взаимодействия с другими людьми.

Как выбирать тему? Чтобы выбрать тему дня, обратитесь к календарю знаменательных событий и памятных дат. В дошкольном возрасте дети учатся различать праздничные и будние дни, узнают, что есть международные и государственные праздники, что каждый из них имеет свою историю. Ребенок должен почувствовать эмоциональную составляющую праздника – состояние, когда он участвует в подготовке к мероприятию: украшает группу, делает подарки и сувениры. Дети испытывают особые эмоции, когда поздравляют с праздником и получают поздравления.

Например, в летний период тематические дни можно посвятить Международному дню защиты детей, Всемирному дню молока, Всемирному дню родителей, Всемирному дню детского футбола, Всемирному дню шоколада, Международному дню дружбы, Международному дню шахмат. Содержание тематического дня может быть единым для всех возрастных групп или только для детей конкретного возраста. Например, 1 июня в группах младшего возраста проводите тематический День молока, а в группах старшего дошкольного возраста – День защиты детей.

Что включить в сценарий тематического дня?

Если образовательный процесс в детском саду представляет комплексно-тематическую модель и образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в других режимных моментах, используйте технологию сценирования. Это новое направление в педагогической практике. Воспитателям следует отойти от традиционного написания плана-конспекта занятия и составить сценарий всего дня или его составляющих (утреннего приема, тематической прогулки и т. д.). Чтобы составить сценарий тематического дня, воспитателю нужно:

  • объективно оценить уровень своей работы, обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что дети уже освоили, какие результаты получены);
  • выделить цель и задачи, соотнести их с образовательной программой, возрастным составом группы, приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
  • наметить результаты работы, которые должны быть достигнуты (что дети узнают новое, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);
  • выбрать оптимальные формы, средства, методы, чтобы получить планируемый результат.

План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач и интеграцию образовательных областей.

Например, в преддверии Всемирного дня солнца организуйте в детском саду тематический День солнца. Основные его цели – вызвать у детей положительные эмоции, развить познавательный интерес к исследовательской деятельности. Пусть воспитатели расскажут дошкольникам о том, что такое Солнце, причинах смены суток и сезонов. Проведут опыты и эксперименты, предложат воспитанникам нарисовать приветственные открытки-поздравления, совместно придумать эмблему праздника, подарить сувениры друг другу и воспитанникам младших групп. Мероприятия в рамках данного тематического дня могут быть не только в группах, но и на территории ДОО: игры с солнечными зайчиками и мыльными пузырями, эстафеты и конкурсы, наблюдения за солнцем через солнечные очки и цветные стеклышки, игра «Почему наступает другой день (сезон)».

Как провести тематический день?

Во время тематических дней воспитатели должны проявлять творчество, учитывать уровень знаний и умений детей своей группы, придумывать сюрпризные моменты, элементы включения дошкольников в игры и занятия. Раскрывать тему дня следует в эмоционально-образной форме. Важно не только сообщить новые знания, но и организовать «проживание» темы в разных видах детской деятельности:

  • играх;
  • познавательно-исследовательской деятельности;
  • экспериментировании;
  • изобразительной деятельности;
  • через восприятие художественной литературы, музыки.

Воспитателям следует включать детей старшего дошкольного возраста в подготовку тематических дней. Для этого нужно обсуждать с ними, как преобразовать предметно-развивающую среду, игровые уголки. Использовать фразы типа: «Давайте обсудим…», «Как вы думаете, что будет лучше…» и т. д. Это формирует у дошкольников уверенность, ответственность, чувство взрослости. Важно правильно оснастить предметно-развивающую среду в группах в соответствии с темой дня. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Например, при подготовке ко Дню музыки особое внимание воспитатель должен уделить центру музыкального развития детей (музыкальному уголку). Вместе с музыкальным руководителем подобрать в соответствии с возрастом детей:

• музыкально-дидактические игры;

• картинки для рассматривания с изображением музыкальных инструментов;

• сюжетные картинки, на которых дети поют , танцуют , играют на инструментах;

• портреты уже знакомых композиторов и тех, с которыми предполагается познакомить дошкольников; иллюстрации к их произведениям;

• детскую литературу по теме и др.

При организации разных видов детской деятельности, объединенных одной темой, роль воспитателя становится свободной, партнерской: вместе играем, экспериментируем, ищем ответы на вопросы, занимаемся творчеством. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми делает процесс эмоционально насыщенным и результативным. Игра занимает в тематическом дне особое место. Воспитатель должен создать условия, чтобы заинтересовать детей различными видами игр, сформировать у них игровые умения. Игра во время тематического дня – свободная самостоятельная деятельность дошкольников. При этом нужно продумать, как реализовать большую часть ее содержания. Позиция воспитателя «А давайте еще придумаем…» позволит наполнить образовательный процесс интересами детей. Они станут не исполнителями, а активными участниками моделирования игры.

Приложение 1

План-сценарий Дня здоровья

для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Цели: сформировать у детей первоначальные представления о здоровом образе жизни, культурно-гигиенические привычки и навыки; объяснить, что такое режим дня; продемонстрировать важность соблюдения режима дня для здоровья человека.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, к нам в группу на воздушном шаре было доставлено письмо. Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Пишет вам зайчик Степа. Я давно собираюсь прийти к вам в гости, но никак не получается. То насморк одолеет, то горло болит, а так хочется с вами поиграть». Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к Степе и рассказать, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Содержание образовательной деятельности

1-я половина дня 2-я половина дня

Дети учат зайчика Степу каждое утро делать зарядку, умываться и чистить зубы.

Беседа с детьми на тему: «Витамины для нашего здоровья». Воспитатель рассказывает о многообразии и пользе продуктов, какие витамины содержатся в них, как важно правильно питаться. Игра «Собери овощи и фрукты». Чтение рассказа В. Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок».

Вопросы для обсуждения:

Кто принес Бегемоту повестку и о чем там говорилось? С кем пришел в поликлинику Бегемот? Почему он убежал? Кто его искал? Почему Бегемот стал желтым? Куда увезла Бегемота скорая помощь? После чего Бегемот покраснел? Подумайте и расскажите, от каких поступков может стать стыдно ребенку.

Прогулка с зайчиком Степой. Массаж рук «Ладошки». Уборка участка «Чистота – залог здоровья». Игры: «Догони», «Зайки в домике» и др. Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Упражнение «Самые аккуратные». Просмотр мультфильма «Мойдодыр» (реж. – И. Иванов-Вано, 1954). Дидактическая игра «Полезное – неполезное». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Знакомство детей младшей группы с профессией врача: дети рассказывают, как врачи помогают людям стать здоровыми. Викторина «Что вкусно, а что полезно». День открытых дверей для родителей и консультация «Здоровые дети в здоровой семье». Проведите беседы о режиме дня. Расскажите о том, что соблюдение режима поможет вырасти крепким и здоровым, а несоблюдение ослабит организм, ему будет труднее бороться с инфекциями. Рассмотрите с детьми рисунки с изображением режимных моментов, попросите их рассказать, чем они занимаются в течение суток. Обсудите, как растения и животные приспосабливаются к смене времени суток и года. Расскажите о профилактике заболеваний, сообщите элементарные сведения о лекарствах и болезнях, о причинах, которые приводят к болезни, о том, как их избежать. Постепенно формируйте полезные привычки: мыть руки перед едой, не брать в рот сосульки, не есть снег, не сидеть долго за компьютерными играми или перед телевизором и т. д. Подготовьте стенды для родителей на темы: «Простуда или ОРВИ у малышей», «О закаливании с малых лет», «Учим ребенка чистить зубы», «Принципы рационального питания», «Сон ребенка должен быть полноценным», «О профилактике аллергических реакций» и др.

Приложение 2

План-сценарий Дня друзей для детей старшего дошкольного возраста

Цели: развивать доброжелательные отношения в коллективе, умение играть, трудиться, заниматься сообща; закрепить привычку употреблять вежливые слова в общении; учить объяснять свою точку зрения.

Сюрпризный момент

Воспитатель заранее просит родителей принести фотографии, на которых изображены дети со своими друзьями. Затем делает коллаж на тему «Дружба» и в начале тематического дня вывешивает его в раздевальной комнате. Когда воспитанники приходят в детский сад, воспитатель включает детские песни о дружбе: «Когда мои друзья со мной» из к/ф «По секрету всему свету» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича); «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского); «Друзья навсегда» из м/ф «Том и Джерри: мотор!» (муз. H. Mancini, сл. L. Bricusse); «Давай дружить» из м/ф «Давай дружить» (муз. Э. Каландарова, сл. А. Файнберга); «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского). Предлагает каждому ребенку найти свою фотографию, рассмотреть ее, рассказать, что изображено,и высказать предположения о том, почему в этот день звучат эти песни и развешены фотографий друзей.

Содержание образовательной деятельности

1-я половина дня 2-я половина дня

Рассказ о празднике «Международный день дружбы». Беседа на тему «Зачем человеку нужны друзья?»

Вопросы для обсуждения:

Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Кого можно назвать другом? Как вы выбираете себе друзей? Что вас привлекает в друге больше всего? Игровые проблемные ситуации «Правила общения друг с другом». Тематическая прогулка «Вместе весело шагать». Совместные коллективные игры, взаимопомощь и взаимовыручка в походе. Чтение рассказов В. Драгунского «Друг детства», Г. Остера «Как хорошо дарить подарки», Л. Толстого «Лев и собачка» (по выбору). Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «В гости к другу», «Друг заболел», «Бюро добрых услуг» Оформление фотовыставки «Наша дружная группа». Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе. Изготовление поздравительных открыток «Моему другу» (дети дарят друг другуоткрытки). Просмотр на выбор одной из серий мультфильма «Кот Леопольд» (реж. – А.Резников, 1975–1987 год). Дидактические и настольные игры: «Узнай по описанию»;«В мире вежливых слов»; «Шашки», «Уголки» и др. Предоставьте детям возможность высказать мнение, поразмышлять над вопросами: «Что бы ты сделал, если бы твой друг попал в беду?», «Можешь ли ты сказать, как бы повел себя твой друг, если бы ты попал в беду?». Предложите конкретные ситуативные задачи: «Представь, что перед твоим днем рождения вы поссорились с другом. Пригласишь ли ты его? Почему?» и др. Это повысит активность воспитанников. Разыграйте этюды по теме и обсудите их. Так дети поймут, как правильно поступать в реальной ситуации. Попросите каждого ребенка ответить на вопросы: Как тебя называет твой друг? Как ты его называешь? Есть ли у тебя и твоего друга прозвища? Они обидные или нет? Как ласково ты зовешь друга? Кто может быть твоим другом, кроме сверстника? Может ли быть другом мама, папа, животное? Предложите родителям рассказать детям о своих друзьях, рассмотреть фотографии в семейном

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]