Экология, защита природы. Проекты в средней группе


Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Экологический проект «Эколята — дошколята» в средней группе Экологический проект «Эколята — дошколята»

Средняя группа Обоснование проблемы. Наличие глобальных
экологических проблем окружающей среды – это серьезнейшая угроза для всего человечества современного мира. На сегодняшний день основной задачей для людей должно быть сохранение…
Природоохранный социально-образовательный проект в средней группе (с 4 до 5 лет) «Эколята-дошколята» Актуальность Проекта Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего…

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта…

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Долгосрочный проект «Защитники города от мусора» для средней группы.

Тип проекта: творческий, информационный, познавательный.

По продолжительности: долгосрочный, 2 месяца.

Участники: дети средней группы, родители, воспитатели.

Проблема: охрана окружающей среды, попытка решить проблему мусора.

Актуальность: мусор — это экологическая проблема современного мира. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Он образуется в детских садах, школах, больницах, жилых помещениях, на улицах, на производствах и т.д. Проблема мусора была и остается вечной…

Цель: способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и развитию творческих способностей в изготовлении поделок и костюмов из бросового материала.

Задачи: Познакомить детей с экологической проблемой мусора и находить пути её решения;

Развивать творческие способности родителей и детей, в изготовлении поделок;

Формировать познавательный интерес у детей к проблеме окружающей среды;

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты:

Для детей: привития детям экологической культуры; ответственное отношение к значимым заданиям;

развитие у детей активности, самостоятельности; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.

Для воспитателя: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

Для родителей: укрепление отношений между детьми и родителями; самореализация.

Этапы:

1. Организационный

Воспитатель раскрывает проблему, вхождение детей в проект. Вызвать положительный отклик родителей на экологическую проблему.

2. Планирование деятельности:

Воспитатель:

Консультации для родителей: «Зачем детям нужно знать, что такое экология», «Переработка бумаги поможет сберечь лес»; памятка «Научится сортировать отходы».

Беседы с детьми: «Мусор хорошо или плохо», «Откуда берётся мусор», «Мусор может быть полезным».

Дидактические и настольно- печатные игры: Лото «Сортируем мусор правильно», «Из чего сделан предмет», «Хорошо- плохо», «Собери бусы», «Чудесный мешочек», «Да-нет».

Опыты: «Ознакомление со свойствами бумаги, пластмассы, резины, стекла, металлических предметов».

Подвижные игры: «Воздух, Земля, вода», «Береги природу», «Четвертый лишний».

Сюжетно-ролевые игры: «Лесной патруль».

НОД (познавательное развитие):

Беседы: «Чистая планета», «Берегите природу».

Зелёный патруль «Чистый участок детского сада».

Наблюдение за работой дворника.

Наблюдения «Куда исчезает мусор в детском саду».

НОД (социально- коммуникативное развитие):

Чтение художественной литературы: Экологические сказки: «Зайчик и медвежонок», «Маша и медведь», «Нет места мусору», «Сказка про хламище-окаянище». А. Яшин «Покормите птиц», Я. Аким «Наша планета», С. Михалков «Прогулка», А. Усачёв «Мусорная фантазия».

НОД (художественно- эстетическое развитие): коллективная работа по аппликации «Берегите планету от мусора», рисование «Дружно мусор уберём», лепка «Урны для мусора», изготовление погремушек из бросового материала: пластиковые ложки, яйца от киндер-сюрпризов, фасоль, изолента.

НОД (физическое развитие): физкультурно-экологическое развлечение «Защитим природу от мусора».

Дети: Разучивание стихотворений, поиск с родителями новых знаний об утилизации мусора.

Родители: Поиск информации о утилизации мусора совместно с детьми.

Участие в создании работ на тему: «Вторая жизнь ненужных вещей», «Необычные костюмы».

3. Заключительный.

Выставка поделок «Вторая жизнь ненужных вещей».

Проведение модного приговора «Дефиле необычных костюмов».

Результаты проектной деятельности:

В ходе проекта у детей появился интерес к узнаванию природы, проблеме загрязнения окружающей среды, навыкам наблюдения. Очень важно было то, что неотъемлемой частью проекта стали родители. Благодаря их творческому подходу, энтузиазму и умелым рукам, воплотилось то, что мы часто обсуждали с детьми: как же помочь городу? Что можно сделать из мусорных отходов, из того, что нам больше не нужно и не пригодится в жизни?

Наш проект- это звонок для каждого. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Следующая >

Этапы проекта

I Подготовительный этап

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта

  1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
  3. Создание клуба «Неизведанное рядом».
  4. Один раз в квартал проводятся совместные «заседания» клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр-занятий, досугов, консультаций.
  5. Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки — передвижки).
  6. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме.

III . Заключительный этап

Диагностика и подведение результатов работы.

  1. подведение итогов работы над проектом.
  2. анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?».
  3. мониторинг качества освоения материала детьми.
  4. открытое занятие — развлечение для родителей «Чему мы научились» (по итогам проекта).
  5. презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Перспективный план клуба «Неизведанное рядом»

Октябрь

Родительское собрание по теме: Экспериментируем, познаем, творим!

Содержание: Информирование родителей о том, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Январь

Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно-экспериментальных игр в домашних условиях». Содержание: Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях.

Апрель

Открытое игра-занятие «Путешествие к Песочной фее».

План работы с детьми

Сентябрь

Разработка проекта. Подбор метода, литературы.

Октябрь

Тема «Какая вода?»

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.

Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.

Тема: Что в пакете?

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Предполагаемый результат: Дети узнают что воздух занимает всё окружающее пространство.

Ноябрь

Тема: Легкий – тяжелый.

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Предполагаемый результат: Научатся определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Тема: Мы – фокусники.

Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.

Декабрь

Тема: Как согреть руки?

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.

Январь

Тема: Стекло, его качества и свойства.

Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Предполагаемый результат: Познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Февраль

Тема: Металл, его качества и свойства.

Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Предполагаемый результат: Познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Тема: Волшебная рукавичка.

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.

Март

Тема: Резина, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Предполагаемый результат: Познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.

Тема Из чего птицы строят гнезда?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Апрель

Тема: Пластмасса, его качества и свойства.

Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). Предполагаемый результат: Познакомятся о пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.

Тема: Прозрачность воды.

Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная». Предполагаемый результат: Познакомятся со свойством воды «прозрачность», научатся определять прозрачная вода.

Май

Тема: «Бумажные комочки».

Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию. Предполагаемый результат: Познакомятся сновым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

Перспектива на будущее

Разработать проект «Неизведанное рядом» для детей старшей и подготовительной групп.

Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно — экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.

Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно-творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.

Формы работы с детьми

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, нами был разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно — экспериментальная деятельность).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]