Проект в средней группе ДОУ. Дымковская игрушка
Проект «Знакомство с дымковской игрушкой». Средняя группа
Описание: данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть полезен воспитателям детских садов Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами — дымковской игрушкой, росписью. Задачи: Образовательные: — Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи. — Формировать навык использования материалов для рисования. — Учить видеть красоту дымковской игрушки. — Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок. Развивающие: -Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность. — Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок. — Развивать моторику рук и тонких движений пальцев. — Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения. Воспитательные: — Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству. — Воспитывать уважение к работе мастеров. Вид проекта: познавательно — творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы. Актуальность: Дымковская игрушка — русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более «детскую» игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника — декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы. Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр. Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях. План реализации проекта: 1. Заинтересовать русской народной культурой на примере знакомства с дымковской игрушкой. 2. Подготовительный этап: — Выбрать и изучить литературу об истории дымковского промысла, современного его состояния. — Создание необходимых условий для реализации проекта. — Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью. 3. Основной этап (практический): — Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке. — Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно – творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме. 4. Заключительный. — Выставка рисунков по теме, поделок. -Оформление консультаций для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника» — Организация выставки совместных работ родителей и детей «Красота Дымки». — Викторина для родителей и детей «Фабрика дымковской игрушки». Продукт проектной деятельности: Дидактические игры, раскраски «Дымковские игрушки», пополнение коллекции дымковской игрушки, выставка поделок «Красота Дымки».
Ход проекта
НОД. Познание. Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству. 1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой». 2. Тема: презентация «Веселая Дымка». 3. Тема: отгадай загадку «Прекрасная Дымка». Общение. Цель: Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы. 1. Тема: беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек». 2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке. 3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки. 4. Тема: разучивание стихов о дымке. Художественное творчество. Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук. 1. Тема: «Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу). Раскраска по выбору детей. 2. Тема: «Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров). 3. Тема: «Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация с элементами рисования). 4. Тема: «Украшение платья дымковскими узорами» (рисование). Развивающие игры. Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке. 1. «Дымковское Лото». 2. «Найди такой же узор». 3. «Собери узор». 4. «Собери целое». Музыкально- художественная деятельность. Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость. 1. Л. Волокитина «Ярмарка». 2.Русская народная песня «Ягодка». 3. Русская народная песня «Барыня». 4. Русская народная песня «Жили у бабуси». 5. Русская народная песня «Во поле береза стояла». Подвижные игры. Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе. 1. «Ручеек». 2. «Горелки». 3. «Башмачки потерялись». 4. «Перетягивание каната». 5. «Золотые ворота». Литература. 1. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 1. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий». 2. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 2. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий». 3. Вохринцева С. Раскраска «Дымковская игрушка». 4. Школа семи гномов. Расписная игрушка. Для занятий с детьми от 4 до 5 лет. 5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
ФОТООТЧЕТ
«Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу)
«Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров)
«Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация с элементами рисования)
«Украшение платья дымковскими узорами» (рисование)
«Собери целое»
Русская народная игра «Золотые ворота»
Подвижные игры
Рекомендуем посмотреть:
Занятие со старшими дошкольниками. Дымковская игрушка Конспект урока по трудовому обучению во 2 классе Конспект НОД в средней группе. Дымковская игрушка Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы
Похожие статьи:
Лепка фигур из пластилина
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня
Конспект занятия в средней группе. Дымковская игрушка
«Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский
Актуальность проекта:
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Цель проекта:Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи проекта:
- Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
- Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
- Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
- Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Вид проекта:
По характеру предметной области:Социализация
По составу – групповой
По продолжительности средней продолжительности (20.03.13-31.03.13)
Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними
- Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
- Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «В гостях у бабушки — Забавушки»
Предполагаемый продукт проекта: Выставка творческих работ детей.
Схема осуществления проекта
ЭТАП | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей | Развивающая среда | Работа с родителями |
подготовительный | Опрос детей(Приложение)Беседа о жизни детей в прошлом,оих занятиях, играх, игрушках. Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства Рассматривание иллюстраций о жизни детей в прошлом | Подбор русских народных сказок Подбор дидактических игр Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве. Статьи на тему «Где появились первые игрушки на Руси», «Все о народной игрушке», | Совместные праздники «Праздники народного календаря» (масленица) Наглядная агитация, папки-передвижки. | |
основной | Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая) НОД«В гости к сороке» Театрализованная игра «Репка из матрёшки» Загадки о народных промыслахЗаучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц, Д.игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?» «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине» Пальчиковые игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни» Физкультминутки Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка, Дуем, задуваем» Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». Сюжетно –ролевая игра «Магазин игрушек» , «Идём в музей» Формировать навыки безопасного обращения с ножницами. Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой. Наведём порядок на полках. Воспитание положительного отношения к труду. Рисование НОД«Дымковский конёк» Аппликация «Украсим матрёшек» Конструирование «Магазин игрушек» Разучивание частушек Хороводная игра «В небе жаворонок пел» Пляска «Мы матрёшки» Оркестр народных игрушек» | Рассматривание Иллюстрации разновидности народной игрушки Иллюстрации в книгах Выставка народных игрушек | Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников» Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку» «Как сделать куклу» | |
итоговый | Вечер развлечения «В гостях у бабушки – Забавушки» Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Выставка творческих работ детей. | Родители участвуют в подготовке проведения развлечения. |
Вывод:Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах,накопили опыт игр с народными игрушками,
использование их в самостоятельной деятельности,
стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, детиактивно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Опрос детей
Принимало участие 18 детей.
Ты знаешь как с ней можно играть?
Вывод: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой.
Опрос детей
Принимало участие 18 детей
Вывод:В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все — таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.