Проект по духовно-нравственному воспитанию «Азбука добра»


Проект «Неделя нравственности в детском саду»

Автор:

Садубова Самал Ибраимовна,

педагог-психолог

МАДОУ Д/С № 186 города Тюмени

Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества,

возвышать дух над телом,

выдвигать вперед духовные потребности.

Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни …

Если наш воспитанник знает много,но интересуется пустыми интересами,

если он ведет себя отлично,но в нем не пробуждено живое внимание

к нравственному и прекрасному —вы не достигли цели воспитания. К. Д. Ушинский

Тип проекта: семейный, краткосрочный.

Участники проекта: Педагог-психолог, родители, педагоги ДОУ, дети средних, старших и подготовительных групп,

Реализация проекта: Апрель, май 2015 год

Цель проекта:

Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.

Задачи проекта:

• Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.

• Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки

позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.

• Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.

• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Особенности проекта:

• опора на личный опыт детей, полученный ими в семье

• доступность материала для детей дошкольного возраста

• максимальная привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи

• интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

Постановка проблемы: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того или иного мира, который его окружает, особенно мир его семьи. Формирование у детей любви и уважения к родителям; дать возможность ребёнку реально самостоятельно прикоснуться к семейным ценностям, традициям, жизненным устоям; находить неожиданные открытия, узнавая о жизни бабушек и дедушек.

Проблемы, на решение которых направлен проект

Воспитание ребенка очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но самой большой силой и мощью обладает семья. Родители первые, с кем ребенок знакомится, первые, кто его окружает и заботится о нем, первые, кто на него существенно влияет. И даже независимо от того, сколько времени вы проводите с ребенком, оно будет копировать в первую очередь поведение родителей.

• Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.

• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.

• Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.

• Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.

• Искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых.

• Разобщенность между семьей и детским садом.

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Реализация проекта

На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений. На протяжении учебного года проводились консультации для родителей на темы «Влияние родительских установок развитие ребенка», «Компьютер и телевизор – за и против», «Вредные привычки в детском возрасте», Поощрения и наказания – разумный баланс», «Как рассказывать детям сказки». Были проведены мероприятия «Детский сад — ты и я, дружная семья», «Нравственность моей семьи», акции «Дерево пожеланий» «Радуга настроения».

Ценны по своему содержанию занятия, беседы из цикла «Моя семья».

В группе регулярно проводятся занятия по теме «Уроки добра», на которых говорят о моральных и нравственных ценностях, о милосердии и уважении к старшим.

Значимое влияние оказали тренинги «Детский сад, ты и я – дружная семья», «Нравственные ценности моей семьи» Основная цель таких проектов — укрепление семьи, семейных ценностей, традиций, воспитание нравственных качеств у детей, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.

Воспитание бережного отношения к природе — важная часть в нравственном становлении личности ребенка.

Разработаны тематические консультации, памятки, буклеты для родителей.

Любовь к животным — хорошее, жизнелюбивое чувство, основа многих

важнейших нравственных качеств: сострадания, желание проявить заботу, отношение к слабому. С этой целью провели ряд бесед, занятий.

По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким

Последствия решения проблемы

Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений. Дети получат необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.

Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Предполагаемые результаты

Считаем, что главный результат, на который и направлена наша работа, — усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

План мероприятий

День Работа с детьми Работа с родителями
  1. День Улыбки
— НОД с детьми старших групп «Наши эмоции и чувства»

— Акция «Радуга настроения»

  1. День дружбы
— НОД в младших группах «Азбука эмоций»

— Игра «Я хочу с тобой дружить»

Тренинг «Детский сад, ты и я – дружная семья!»
  1. День доброты
-НОД со старшими группами «Что такое доброта» Акция «Дерево добрых пожеланий»
  1. День толерантности
Игры «Ласковое имя», «Комплимент»

НОД «Путешествие в Казахстан»

  1. День семьи
Выставка творческих работ «Моя счастливая семья»

Беседа в старших и средних группах «Моя семья»

Тренинг для родителей «Семейные ценности»

В рамках проекта были проведены мероприятия:

1. День Улыбки. В этот день была проведена акция в старших группах «Радуга настроения». Дети выбирали по цвету, свое настроение утром и вечером, а затем мы с ними поиграли в игры, направленные на развитие эмпатии, умения чувствовать и понимать себя и других.

2. День Дружбы. Этот день запомнился особенно родителям. Родители старших групп были приглашены на мероприятие «Детский сад, ты и я – дружная семья». Игры были нацелены на сплочение родительского коллектива группы, например, «Гусеница», Паутина комплиментов, придумай девиз группы; на улучшение детско-родительских отношений, например, «На мостике», «семейная ромашка»; а также на осознание родителями, трудности воспитательской работы. Многие родители, побывав в роли воспитатели, сказали мы не за что не стали, бы воспитателями, как это сложно.

3. День Доброты. Этот день запомнился акцией «дерево добрых пожеланий».. Всем родителям и детям было предложено поучаствовать в акции и написать доброе пожелание сотрудникам детского сада на листьях и прикрепить листочек к березке. Пожеланий было много, все они были зачитаны сотрудникам. Желали здоровья, успехов, счастья, терпения, хороших и послушных деток, процветания, чтобы их всегда встречали с улыбкой.

4. С детьми было проведено занятие на тему «что такое доброта», они вспоминали свои добрые поступки, дела и прикрепляли листочек к дереву.

5. День толерантности. В этот день говорилось о том, что мы живем одной семьей, что мы дружим народами и у каждого народа есть свои интересные традиции. Так, мы решили познакомить детей с одной из многочисленной национальностью в Тюменской области – казахами. Родители и дети отправились в путешествие в Казахстан. Запомнилось родителям и детям выполнение верблюдов из крашеной соли в стеклянных сосудах, а также чаепитие в казахской юрте, подготовленное воспитателем группы.

6. День семьи. Этот день был посвящен семье, семейным ценностям и традициям. Была организована выставка детских работ «моя семья» и были приглашены родители и дети средней группы на мероприятие «мои семейные ценности». В одном из заданий родителям и детям я предложила совместно нарисовать герб своей семьи. Диагностично наблюдение за тем, как родители взаимодействует с детьми, кто у них руководит, как разделяются обязанности и какой получился рисунок. У кого-то это было гнездо с птицами и птенцами, дом и вся семья, а у кого-то один ребенок и больше никого. Родители высказывались о том, что никогда не задумывались о том, какой может быть у них герб, и как сложно придумать и вложить смысл в рисунок.

Итог: Считаю, что мы смогли создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций. Вызвали интерес у детей и родителей к семье, ее истории. Сумели показать детям значимость семьи в жизни каждого человека и сблизили родителей и их детей.

Список литературы
  1. Мельникова Н.В., Коновалов О.В. Психология нравственности. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и психологии. – Шадринск: Издательство П О «Исеть», 2004. – 158 с.
  2. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопр. психологии, 1983. №4. С.29-38.
  3. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: изд. «Речь», 2005. – 190 с.
  4. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ П 24. – 2-е изд. – Волгоград: Учиитель, 2013. – 123 с.
  5. Ткчева В.В. гармонизация внутрисеейных отношений: папа, мама,я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений/ В.В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.
  6. Фопель, К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: [пер. с нем.]/ К. Фопель. – М.: Генезис, 2005.- 135 с.
  7. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и школьного возраста: практическое пособие /С.В.Крюкова Н.П. Слободняк. – М.:Генезис, 2000. – 208с.
  8. https://portal2011.com/nod-v-starshej-gruppe-nashi-emocii-i-chuvstva/
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/01/proekt-moya-semya
  10. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/24/proekt-semeynye-tsennosti-v-nravstvennom-vospitanii

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Паспорт проекта

Наименование проекта: Проект по духовно-нравственному просвещению населения Отдела обслуживания МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова «Духовная азбука библиотеки» на 2013 — 2015 гг.

Проблема: В современном обществе наблюдается кризис духовных и нравственных ценностей. Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.

Обоснование необходимости проекта

Духовность – проявление в человеке качеств, которые никак не связаны с нашим миром. Эти качества дают человеку возможность внутреннего роста с целью обретения им силы творца. Понятие «духовность» многогранно: это стремление к познанию мира, определение места и роли в нем человека, отношение к личности человека и его творчеству как к высшей цели и ценности развития общества, подчинение материальных интересов духовным. В понятие духовности входит и вера в Бога, и приобщение к культурным ценностям, и любовь к родному краю.

Духовно-нравственное воспитание складывается из многих моментов, это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных, духовных ценностей, воспитание любви к своей малой родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, криминализация общества. Нравственное возрождение России немыслимо без духовного воспитания, так как духовное начало – это высшее, что формирует, определяет личность и утверждает её статус в обществе. Духовно-нравственное просвещение на сегодняшний день задача первостепенной важности не только церкви и образовательных учреждений, но и учреждений культуры.

И это не случайно. Слова «библиотека» и «Библия» происходят от греческого biblion — книга. И это глубоко символично. В Писании сказано: «В начале было Слово». Слово — материальное воплощение духа, человеческой мысли, духовных плодов человеческого разума, основа общения. Слово родило язык. Язык родил книгу. Книга родила библиотеку. Следуя этой логической цепи, можно сказать, что библиотекам самим Богом предначертано быть хранительницами и проповедницами духовности во всех ее проявлениях, дабы внести свой вклад в сохранение связи времен, а значит и самого человека.

В силу своей специфической деятельности учреждения культуры являются не только хранителями исторической и культурной памяти народа, но и отвечают за сохранение культурных традиций народов России, несут ответственность за формирование системы позитивных ценностей в обществе. Можно сказать, что учреждения культуры в полной мере несут ответственность за сохранение и распространение духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством за свою многовековую историю.

Задачи библиотек на современном этапе – это не только пропаганда книги, но и обеспечение доступности социокультурной информации для различных групп инвалидов и престарелых, совершенствование механизмов социализации и образования престарелых людей, организация их досуга, формирование позитивно-заинтересованного отношения общества к инвалидам и престарелым.

Поэтому необходимо в библиотеках использовать такие методы работы, которые смогут обеспечить полное и оперативное удовлетворение информационных и духовных потребностей пожилых людей в доступной для них форме, будут способствовать улучшению качества их жизни и повышению социального статуса. В идеале массовые библиотеки должны бы быть признаны особыми учреждениями социальной работы.

Нам, библиотекарям, хотелось бы, чтобы библиотека стала тем местом, где можно найти ответ практически на любой вопрос в сфере нравственности, духовности, психологии, эстетики, творчества. Не случайно выдающийся английский ученый — этнограф Д. Леббок говорил: «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье».

Наш проект «Духовная азбука библиотеки» разработан для создания благоприятных условий для духовно-нравственного просвещения различных категорий и социальных слоев населения Алексинского района, создания системы публичного доступа к духовно-культурному наследию.

Основание для разработки

Основная цель: консолидация работы учреждений образования, культуры, социальной защиты по восстановлению духовно- нравственной культуры общества; выявление и распространение опыта качественного духовно-нравственного просвещения и воспитания населения, разработка и внедрение передовых библиотечных методик; формирование информационных ресурсов духовно-нравственной направленности, создание системы публичного доступа к духовно-культурному наследию и организация работы с ним; разработка в рамках проекта программы по ознакомлению школьников с Библией и реализация программных мероприятий.

Задачи Программы направлены на содействие в воспитании духовной культуры и гражданской позиции социальных слоев населения, внедрение в практику работы библиотеки инновационных форм и методов духовно-просветительской деятельности.

Проект предусматривает решение следующих задач:

  • создание системы духовно-нравственного просвещения и воспитания населения, условий для её успешной реализации;
  • внедрение в практику работы библиотеки и осуществление инновационных форм и методов библиотечной деятельности по формированию духовной культуры, нравственной и гражданской позиции у пользователей библиотеки, населения;
  • совместная деятельность библиотеки по духовно-нравственному просвещению населения, в том числе социально незащищенных слоев населения различных категорий и возраста, с православной церковью и другими социальными институтами Алексинского района;
  • создание в рамках проекта эффективной программы в области духовно-нравственного просвещения населения.

Основные направления реализации проекта:

  • организация системы информационной поддержки непрерывного духовно- нравственного просвещения и массового распространения знаний в помощь духовному развитию личности через проведение массовой работы среди различных категорий населения Алексинского района;
  • помощь в социальной реабилитации, обеспечение читательских потребностей пожилых людей;
  • развитие сотрудничества с православной церковью, с другими социальными институтами;
  • развитие потребности у населения в чтении литературы и восприятия информации по духовно-нравственному просвещению;
  • обращение к духовно — нравственным традициям и ценностям русского народа;
  • информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;
  • разработка в рамках проекта программы по ознакомлению школьников с Библией.
  • сохранение имиджа библиотеки — центра духовно-нравственного воспитания и просвещения населения.

Ожидаемые результаты:

  • становление системной и комплексной работы по духовно-нравственному воспитанию и просвещению населения, существенное повышение уровня духовно-нравственного сознания населения;
  • снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса (снижение уровня правонарушений в подростковой и молодежной среде, улучшение демографических и социальных показателей);
  • сохранение патриотического, культурного и духовного наследия;
  • возрождение духовно-нравственных традиций среди разных слоев населения Алексинского района;
  • создание единого просветительского пространства при сотрудничестве Православия и культуры;
  • обеспечение доступности социокультурной информации социально незащищенным слоям населения различных категорий и возраста; установление партнерских связей с организациями и учреждениями, работающими с незащищенными слоями населения;
  • разработка в рамках проекта программы по ознакомлению школьников с Библией.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Проект направлен на духовно-нравственное просвещение и воспитание населения Алексинского района различных категорий и возраста.

Срок реализации: 2013-2015 гг.

I этап (предпроектный): подготовка документации по проекту, подбор литературы, репродукций картин, иллюстраций по теме, подготовка плана мероприятий.

II этап (практический (продуктивный): разработка комплекса мероприятий по проекту. Реализация основных мероприятий. Разработка в рамках проекта программы по ознакомлению школьников с Библией, реализация программных мероприятий.

III этап (итоговый): обобщение результатов работы, соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами, презентация проекта. Определение перспектив и путей дальнейшей работы Отдела обслуживания библиотеки по духовно-нравственному просвещению населения.

IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности библиотекарей, принявших участие в разработке проекта.

Партнеры в реализации Проекта

В деле духовно-нравственного просвещения и воспитания библиотеки не одиноки. В тесном контакте с нашей библиотекой сотрудничают:

  • Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО Алексинский район;
  • Учреждения культуры города;
  • МБУК «Алексинская городская библиотека г. Алексина»;
  • Сельские поселенческие библиотеки;
  • Учебные заведения дошкольного, общего среднего и профессионального образования; учреждения дополнительного образования Алексинского района (МАОУ ДОД «АДШИ им. К.М. Щедрина», МБОУ ДОД «ДДТ»);
  • ГУ ТО «Центр социального обслуживания населения Алексинского района»;
  • ГУСОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Алексинского района»;
  • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Алексинский дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов»;
  • ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района»;
  • Местная религиозная организация православный приход Царевиче-Алексиевского храма г. Алексина Тульской области, Белевской епархии РПЦ (московский патриархат);
  • ФКУ Алексинская ВК УФСИН России по Тульской области;
  • СМИ.

Теоретическая значимость проекта

Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития духовно-нравственного просвещения населения могут стать важным ориентиром для создания проектов другими библиотечными системами в данной сфере.

Практическая значимость проекта

Предложенные формы и методы работы по духовно-нравственному просвещению различных категорий населения, могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.

Итоги проекта

В рамках данного проекта предусмотрено:

  • целенаправленное формирование ядра книжного фонда, информационных ресурсов по нравственно-духовному просвещению, создание фонда православной литературы;
  • противодействие поступлению и распространению литературы псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества;
  • развитие книгообмена между светскими и церковными библиотеками;
  • раскрытие фондов православной литературы с использованием различных форм и методов работы;
  • воспитание культуры чтения православной литературы;
  • организация совместных научно-практических конференций и чтений, массовых мероприятий (обзоры новой литературы, беседы добра и благочестия, духовно-нравственные чтения, часы общения, литературно-исторические праздники, конкурсы, тематические программы, литературные вечера, культурно-просветительские акции, «круглые столы», устные журналы), способствующих привлечению в библиотеку определенных групп населения;
  • разработка и реализация в рамках данного проекта программы по ознакомлению школьников с Библией;
  • привлечение к взаимовыгодному сотрудничеству с библиотекой учреждений, ведущих работу по духовно-нравственному просвещению населения.

1.

2. Презентация проекта

Программа «Библия — моя библиотека» 2015 г(в рамках проекта)

3. Сценарии к проекту: Сценарий вечера «Династия Романовых в свете христовых истин»+ презентация Сценарий информационного часа «Свет православной книги» + презентация Вечер, посвященный В.С.Высоцкому. К 75 – летию со Дня рождения Сценарий информационного часа «Россия, тебе я славу пою!» Литературно-музыкальная композиция « Возьмемся за руки друзья» (к Дню рождения Окуджавы Б.Ш.) Информационный час «И будет славить Русь родная святых апостолов славян…» Сценарий информационного часа «Масленица». История праздника Презентация православного журнала «Фома»(к Дню православной книги). Сценарий мероприятия «Под светлым небом Рождества» Буклет (скачай и распечатай) Сценарий познавательного часа «Дорогая гостья Масленица» Сценарий краеведческого часа «Великий русский художник»(посвяженый творчеству Василия Дмитриевича Поленова)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]