Нетрадиционные методы и приёмы работы со сказкой
Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой.
Лысенко Екатерина Ивановна,
воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада №8
А давайте вспомним детство! Что вы любили, когда были маленькими? Когда я была маленькой, я любила семейные, тёплые вечера; вся семья собиралась вместе и постоянно чувствовалась любовь и забота родителей. Я подолгу могла слушать и читать художественные произведения, но больше всего мне нравились сказки, которые «уносили» меня в этот волшебный, удивительный мир.
Сегодня, мы часто слышим, что дети не любят читать, они стали заложниками компьютеров и телевизоров. Так кто же в этом виноват? Я считаю, что виноваты, прежде всего, мы – взрослые. Именно мы недостаточно уделяем внимания, чтобы пробудить у ребёнка любовь к книге. Многие родители сами не испытывая потребности в чтении, не понимают что не читая своему ребёнку, упускают важные в его жизни моменты. Ведь читая, мы дарим ребёнку ощущение тепла и спокойствия, оставляем в его душе незабываемые впечатления о детстве, воспитываем любовь к книге и тем самым помогаем им стать читателями. Как избежать этих ошибок и воспитать у ребёнка любовь к книге и чтению? И вот здесь — то нам и приходит на помощь сокровище народной мудрости — русская народная сказка. Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной, игровой форме. И надеюсь, что использование нетрадиционных методов и приёмов в работе со сказкой помогут Вам поддержать интерес ребёнка к книге и чтению:
1.Составление словаря по сказке.
Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д.
В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.
2.Изготовление книги по сказке.
Цель. Обогащение речи детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание у детей интерес к созданию книги.
3. Назови героя.
Цель. Учить детей объединять героев по заданному признаку, развитие памяти, внимания, интереса к сказкам.
Описание. Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок, например — Назовите мне героев-мальчиков (Кай из «Снежной Королевы», Пьеро из «Золотого ключика»).
4. Действия героя.
Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Описание. Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
5.Поможем герою.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.
Описание. Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?
6.Шаг за шагом.
Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.
7.Помоги герою найти свою сказку.
Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.
Описание. На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.
8.Встреча с героем.
Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.
Описание. Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?
9.Отправим смс-сообщение.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.
Описание. Воспитатель предлагает детям «написать» в смс-сообщении пожелание герою сказки.
10.Узнай сказку по песенке героев.
Цель. Развитие речи детей, закрепление знания песенок, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Описание. Воспитатель предлагает детям узнать сказку по песенке героя, например: ∙ Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»).
11.Сказочные слова.
Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Описание. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь”, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).
12.Покажи мимикой и жестами.
Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.
Описание. Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.
13.Шкатулка.
Цель. Развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.
14.
Что было бы, если бы …
Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.
Описание. Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?
15.Верно — неверно.
Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.
Описание. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое — золотое.
16.
Хорошо-плохо.
Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.
Описание. Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).
17.
Реклама.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке.
Описание. Воспитатель предлагает детям прорекламировать (рассказать), чем понравилась сказка.
18. Собери цепочку.
Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать внимание и память.
Описание. Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.
19. Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз.
Цель. Учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.
Описание. Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. Пример: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали, (запах сажи, шерсти волка, кипящей воды). Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.
20. Ложная альтернатива.
Цель. Развитие внимания, связной речи.
Описание. Воспитатель задаёт вопросы с помощью слов «или-или», но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое яйцо – утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок – заяц или волк? Кто помог вытянуть репку – дедка или бабка?
21. Круги Луллия.
Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. Развитие воображения, творческого подхода к действиям, логического мышления, умения решать возникающие проблемы.
1.
Описание. 1-й круг – картинки с изображением мест действия из различных сказок (болота, леса, комнаты, деревни, чудесного сада); 2 -й круг – дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев. — Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет. (Баба Яга живёт в лесной избушке). — Раскрути круги и скажи, сюжет из какой сказки оказался под стрелкой? Назови героя и его новое место действия. (Колобок живёт в деревне).
2.
Описание. На 1 –м круге – картинки с изображением сказочных героев. На 2 –м круге — схематично обозначены черты характера героев.
–
Выбери героя и объедини его с основной чертой характера. ( Лиса хитрая). – Раскрути круги и скажи, герой из какой сказки оказался под стрелкой? Назови героя и объедини его с новой чертой характера. (Баба Яга из сказки «Гуси – лебеди» стала весёлой).
22. Использование мнемотаблицы в работе со сказкой.
1. при пересказе сказок
, например сказка «Репка».
При пересказе с помощью мнемотаблицы дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Также можно предложить детям придумать и зарисовать свой конец сказки в мнемотаблице.
2. в различных играх:
«Нарисуй сказку»
Цель:
научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры
. Детям читают сказку и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок (мнемотаблицы), по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
«Где начало рассказа (сказки)?»
Цель:
учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.
Ход игры
. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.
«Какая карточка не нужна?»
Цель:
научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры.
Перед ребёнком выкладывают карточки в правильной последовательности, но одну карточку берут из другого набора мемотаблицы. Ребёнок должен найти ненужную карточку, убрать ее, а затем составить рассказ.
В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.
Литература
1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада». / С – Пб., « Детство – пресс», 2001.
2.Дьяченко О.М. «Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада» — М.: Эксмо, 2006.
3. Пропп В.Я. «Морфология сказки».
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет».
5. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой».
Целью занятий с применением метода сказкотерапии
гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Основные задачи:
- Развитие фантазии и воображения.
- Развитие умения выражать свои мысли.
- Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
- Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон
- Развитие эмпатии.
- Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.
- Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.
В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используется методика Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигнеева Т. , Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».
Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.
Больной пример сказкотерапии
Вот, например, такая сказкотерапия в ДОУ — моя кукла — игрушечная ворона — прилетела в онкобольницу. Она залетает туда, и видит никем не тронутую еду. Там дети вообще часто не едят. Ворона начала каркать: «Ох, я сейчас наемся, такой классный суп и макароны! Ой, и это, и вот это, все-все съем».
И тут один мальчик: «Нет, я съем». «Ты точно съешь? А ну покажи, покажи!»
И ребенок начинает кушать. Поэтому готовы сюжеты, заготовки могут быть, но лучше, когда они рождаются в голове ежеминутно.
Вы же не побежите сразу искать в интернете сказку, в которой ребенок не ест. Проще и быстрее придумать на месте, обыграть ситуацию.
— Знаю, что многих современных родителей смущает жестокость народных сказок.
— Есть такая проблема. У нас даже на фестивале была дискуссия на тему, надо ли убирать из современных историй кровавые сцены. Например, если воин убивает или когда отрубают голову Ироду.
Когда-то я сама убрала все эти сцены из своих спектаклей. Думала, зачем я буду показывать детям, как отсекают голову, пусть даже злодею. Люди раньше были более готовы к таким жестким сценам, воспринимали их нормально, были более тяжелые условия жизни.
Сейчас я уже не так категорично к этому отношусь. Выступаю, чтобы превращать это все в трагифарс, использовать юмор. Но, конечно, ничего нельзя доводить до абсурда.
— Если ребенок сам придумывает сказку, или нужно ему помогать?
— Если есть возможность не вмешиваться, то лучше не вмешиваться. Если у ребенка есть трудности в составлении сказки, какой-то ступор, тогда нужно помочь, но очень мягко, в виде вопроса: «А может быть, вот так?»
Сказкотерапия в ДОУ — интервью с терапевтом
Сказки нужны не только для того, чтобы детям веселее засыпать. С их помощью можно узнать о проблемах малыша, скорректировать его поведение, научить считать и развить фантазию.
О возможности сказкотерапии мы поговорили с арт-терапевтом Галиной Фёдоровой.
— Какие сказки лучше рассказывать ребенку — свои, народные или авторские?
— Обязательно нужно читать народные сказки, в них заложены глубокие смыслы!
Авторские обычно посвящают определенной проблеме. К ним можно обращаться, но выбирать те, что нравятся, близки по духу. Если тема сказки актуальна для вашей ситуации, возьмите ее за основу, но обязательно добавьте что-нибудь свое, индивидуальное.
Истории, придуманные самими родителями, позволяют наиболее полно обыграть действительность, актуальную для ребенка.
Сказкотерапия в ДОУ — Методика «Ассоциация по друдлам”
Разработка и применение друдлов с дошкольниками, помогает развивать в них ассоциативность мышления, дивергентность и творчество, формирует у них память, дети учатся приходить к нестандартным подходам разнообразных задачек. Мнение, сложившееся у ребенка, обязательно обосновывается им же самим. И тем самым развивается речевая активность малыша.
Друдлы с младшими дошкольниками
Начинать использовать друдлы в работе с детьми можно уже с младшей группы (4-й год жизни).
На начальных этапах работы с друдлами стоит применять предметные изображения, в которых можно увидеть фрагмент предложенного друдла. Например: педагог показывает друдл в виде скобки и говорит: «Посмотрите на эту картинку. О чем вы подумали?” Обязательно нужно обратить внимание детей на детали предмета, подчеркивая их сходство с друдлом.
Так, полукруг похож на ушко медвежонка, на спинку мышки. Квадратики – как окошки в доме, платок или одеяло.
Друдлы в средних группах
В работе с детьми средней группы (5-й год жизни) вспомогательные предметные изображения уже не нужны, детям показывается друдл и ставится вопрос: «О чем вы подумали, увидев эту картинку?”.
Дети очень любят мгновенные преобразования, когда педагог за их идеями создает соответствующие образы. Так от капель воды можно дорисовать тучку – и уже идет дождь, на основе волнистых линий рисуем мышку, к квадратику добавляем крышу – и получается дом, кружочки с хвостиками и листочками превращаются в яблочки и тому подобное. В одном изображении можно увидеть десятки разнообразных ситуаций.
Друдлы для старших дошкольников
Продолжая работу с детьми старшей группы (6-й год жизни), можно использовать как все предыдущие группы, так и новые, более усложненные. Следует организовать занятия по темам, в пределах которых детям нужно будет создать ассоциативные образы. Можно предложить детям придумать собственные друдлы и обосновать их.
В этом виде работы нет ложных и единственно правильных ответов – каждое обоснованное мнение имеет право на существование. Главное, чтобы занятие для детей было интересным, развлекательным, познавательным.