10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага

Детские сады и центры развития ребенка, работающие по системе Монтессори, привлекают родителей тем, как здесь общаются с детьми, и не в последнюю очередь — Монтессори-материалами. Действительно, от этих развивающих игр и наборов трудно оторваться! Но смысл их не только в красоте, но и в той пользе, которую они приносят развитию ребенка. Рассказываем, как провести игры по методике Монтессори дома.

Все пространство монтессори-класса посвящено развитию сенсорного опыта. В первую очередь ребенку предлагают найти пары предметов, отличающиеся только по одному признаку, например высоте, длине или толщине. В других упражнениях он должен найти пары одинаковых предметов по весу, запаху, вкусу, температуре или издаваемому звуку. Позже ребенка просят по порядку организовать группу предметов на основе одного признака: например, по длине, высоте, оттенку цвета, форме и т.д.

Дети считают эти игры и загадки интересными, потому что они сложные именно настолько, чтобы разумно их стимулировать. Они также учат названия предметов — от геометрических форм до растений и животных.

Сегодня вас ждут 6 игр на определение цвета, формы и размера предметов, а также 4 занятия для развития тактильной чувствительности.

Занятия, которые мы предлагаем здесь, проще тех, которые практикуют в монтессори-школах, но основаны на тех же принципах. Многие предметы для них можно сделать самостоятельно, а возможно, они уже есть среди игрушек вашего малыша.

Сортировка предметов (2–5 лет)

Сортировка предметов по форме, цвету или другим физическим характеристикам — замечательное занятие, побуждающее детей внимательно рассматривать предметы и делать логический выбор. Нужны несколько наборов предметов, различающихся по форме, цвету и размеру. Будьте осторожны с мелкими объектами: маленький ребенок может их проглотить либо засунуть в нос или уши.

Хороший вариант — сортировка пуговиц. Купите или найдите дома несколько наборов из четырех и более одинаковых пуговиц. Смешайте их в большой миске, затем покажите ребенку, как можно выбрать одну пуговицу, отложить ее в миску поменьше и выбрать из большой миски все такие же.

Основные направления развития ребенка в системе Монтессори

Игры Монтессори направлены на широкое использование всех составляющих жизнедеятельности детей.

Наиболее важные из них:

  1. Практика. Знания, опыт, навыки, умения приобретаются только в процессе настойчивого практического обучения.
  2. Чувственное восприятие. Окружающий мир познается через органы чувств. Их необходимо развивать.
  3. Умственные упражнения. Математика – первооснова для всех остальных наук.
  4. Общение, язык, вербальные контакты. Социализация начинается именно с них.
  5. Космос. Способности детей должны «работать» на приобретение будущих профессий.

Примечание. К последнему пункту программы относятся занятия по таких прикладным наукам как физика, химия, биология. Широко используются игры и с целью освоения навыков по рисованию, музыке и языкам. Пособия родители могут изготовить самостоятельно.

Совмещение разноцветных табличек (3–5 лет)

В монтессори-школах используются готовые наборы разноцветных деревянных табличек, при помощи которых дети учатся различать основные цвета, тона и оттенки, а также узнают их названия. Таблички можно сделать самостоятельно.
Из табличек можно создать три отдельных набора цветов. В наборе элементы должны быть одного размера и отличаться только цветом.

Малышам можно начать с набора, содержащего 6 табличек трех цветов: по две желтые, красные и синие. Попросите ребенка совместить парные таблички и выучите с ним названия 3 основных цветов.

Когда ребенок освоит это задание, подготовьте набор табличек из 11 пар основных цветов и тонов: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, черный и белый. Предложите найти парные таблички и назвать цвета.

Чтобы усложнить задачу, создайте третий набор табличек, состоящий из 7 оттенков каждого из 9 цветов (желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый). Предложите ребенку расположить их по порядку от самого светлого до самого темного. Когда все таблички будут аккуратно выложены на подносе, у вас получится красивая демонстрация разных цветов.

Есть также много игр с такими табличками. Например, попросите ребенка найти табличку цвета, который ближе всего к цвету какого-то предмета в комнате. Еще один вариант: покажите ребенку табличку из третьего набора цветов и попросите его по памяти найти табличку с цветом, который на один тон светлее или темнее показанного вами.

Третий вариант — научить создавать более светлые или темные оттенки, добавляя белую или черную краску в основной цвет. Начав с основного цвета и понемногу добавляя белую краску, ребенок может создать набор оттенков от темного к светлому, похожий на набор из деревянных табличек.

Развитие сенсорики у детей

С чем проводятся игры по методике Монтессори? Подойдет практически любой канцелярский материал – бумага, картон, краски, карандаши, пластилин и т. д.

Игра на развитие мелкой моторики «Рваная аппликация»

Задача – развить моторику пальцев верхних конечностей, координацию, творческое мышление.

Материал – «разукрашка», бумага разного цвета, журналы.

Этапы игры:

  • Разукрашивание картинок с помощью бумажных клочков – введение в курс дела.
  • Практическое применение (отрывание) цветного клочка и приклеивание к рисункам. Наставник показывает, как это необходимо делать.
  • Самостоятельная творческая работа малыша. По завершению – поощрение.

Конечный этап занятия – уборка материалов и инструментов. Вытирание стола.

Другие варианты:

  1. Использование мятых шариков из бумаги. Материал следует мять и делать из него шарики для приклеивания. Задание для ребенка – сделать объемное изображение овечки.
  2. Использование бумажных полосок. Их необходимо скатать «в улитку», а затем приклеить.

Примечание. Бумажные орнаменты красиво смотрятся. Такие виды занятий помогают детям максимально развивать сой творческий потенциал.

Игра на внимательность «Веселый садовод»

Дидактическая игра по методике Монтессори развивает моторику, зрительную память и внимание.

Используемые материалы – яблоки, груши или апельсины одного сорта.

Сюжетная линия:

  1. Ребенок видит разложенные на столе десять яблок одного сорта. Они схожи между собой, но имеют незначительные различия.
  2. Наставник на примере одного яблока демонстрирует конкретные отличия – пятнышко, окрас, форма и т. д.
  3. Малыш делает то же самое с другим яблоком – озвучивает конкретные отличия.
  4. Наставник перемешивает все яблоки и предлагает ребенку найти среди них найти то, которое он словесно описывал.

По окончанию занятия – уборка от мусора и пособий. Малыш должен протереть стол и проверить, все ли вещи разложены по местам. Для усиления эффекта в игре могу участвовать все члены семьи.

Усложненная игра:

  1. Использовать несколько десятков фруктов.
  2. Играть с более мелкими образцами – орехами, сливами, крыжовником.

Игру можно использовать в индивидуальном порядке или для небольшой группы детей.

Семейная игра «Букет для мамы»

Занятие развивает моторику пальцев, сенсорные способности, память и внимание.

Используются цветы из сада или полевые цветы. Необходима для занятия также ваза и вода.

Как играть:

  • Разложить на ровной поверхности цветы.
  • Налить в вазу воду до определенного уровня.
  • Показать детям, как обрезать нижние листья и кусочки стеблей, выравнивать по длине все цветы.
  • Распределить цветочки цветы по одному.
  • Продемонстрировать, как дарятся цветы с пожеланиями добра и счастья.
  • Подарите свой букет ребенку, сказав добрые пожелания в его адрес.
  • Ему необходимо повторить за вами весь ритуал дарения.

Взаимодействуйте с малышами так, чтобы они учились сами замечать свои ошибки и исправлять их. После занятия – наведение порядка и расстановка букетов по комнатам дома.

Игра, развивающая сенсорику – «Чудесный мешок»

Задача – развивать мелкую моторику пальцев, сенсорику, тактильную память, координацию внимания.

Для занятия подготовьте плотный мешок, различные мелкие предметы, игрушки, канцелярские принадлежности и т. д.

Как играть:

  1. Сложите в тканевый мешок самые различные предметы из дерева, пластмассы и стекла – фигурки, флакончики, камешки, игрушечки.
  2. Ребенок должен рукой найти один из предметов, ощупать его и рассказать – что это, как выглядит, из какого материалам сделан.
  3. Правильность или ошибочность суждения проверяется после того, как предмет вынимается из мешка.

Игра рассчитана на участие всей семьи – по очереди. Родители учат на практике, как следует точно, емко и красочно описывать словами предметы.

Игра для развития зрительного восприятия «Простые паззлы»

Цель – развитие моторики, концентрации, памяти и внимания.

Используется прикладной материал – открытки и ножницы.

Построение игры:

  • Разложить на ровной поверхности открытки. Ребенку следует выбрать одну из них.
  • После этого он должен рассмотреть эту открытку и запомнить то, что видит на ней.
  • Разрежьте картинку на пять-десять частей и перемешайте их.
  • Ребенок складывает кусочки в цельную картину.
  • Для усложнения задания, разрежьте открытку большее количество частей – многоугольников.

Начинать игру следует из более простых вариантов, постепенно усложняя задания. Разрезанные картинки храните в отдельных конвертах – для повторного их собирания. Игры такого вида хорошо развивают мышление и зрительную память.

По окончанию занятия ребенок должен самостоятельно собрать весь дидактический материал по конвертам, сложить их в отведенном месте, убрать мусор и протереть стол тряпочкой.

Что нужно в детский сад — вы можете из этой статьи

Игра на внимание (3–5 лет)

Эта игра (ее еще называют мемори) поможет ребенку развить зрительную память и навыки узнавания. Ее можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Нужно вырезать из тонкого картона 16 карточек размером со стандартную игральную карту. Нарисуйте или вырежьте два одинаковых набора из 8 разных геометрических форм. Можно использовать картинки с изображениями животных. На каждую карточку приклейте геометрическую фигуру или картинку. В результате у вас должен получиться набор из 16 карточек одного размера, состоящих из 8 пар с разными геометрическими фигурами или картинками.

Чтобы начать игру, перемешайте карточки и разложите их картинками вниз в форме квадрата. Первый игрок одновременно переворачивает 2 карточки. Если картинки на них совпадают, игрок забирает обе себе. Если нет, игрок переворачивает их картинками вниз. Каждый старается запомнить, где располагается какая карта, чтобы при следующем ходе перевернуть совпадающие карточки. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не совпадут.

Когда ребенок освоит игру, можно менять наборы карточек и усложнить задачу, добавив дополнительные пары карточек и не раскладывая их по рядам.

Упражнения практической жизни

В этом возрасте дети уже не проявляют такого интереса к упражнениям практической жизни. Обычно все действия уже усвоены, ребёнок повторяет их и усложняет для достижения конкретных целей: приготовить себе завтрак или пришить оторвавшуюся пуговицу.

Дома вы можете продолжать предлагать любые занятия в практической жизни, а также вводить простые ежедневные обязанности.

Например, следующие:

  • упражнения в уходе за собой: мытье рук, стирка, чистка обуви;
  • упражнения в заботе об окружающей среде: протирание пыли, подметание и уборка пылесосом, мытьё (стола, посуды, пола);
  • уход за домашними животными и растениями.

Выбор предметов с одинаковой текстурой (2–5 лет)

Эта игра подходит для развития тактильных ощущений. Вам понадобится набор деревянных квадратов или кругов, одна из поверхностей которых имеет отличающуюся текстуру. Создать ее можно, если нанести тонкий слой клея и приладить кусочек ткани, липучку, семена, песок или что-то еще. Предметы должны быть парными — чтобы текстура поверхности двух кругов или квадратов была одинаковой на ощупь. Если же их перевернуть, все они должны выглядеть одинаково.

Предложите ребенку с закрытыми или завязанными глазами «увидеть» предметы кончиками пальцев и найти парные. При переворачивании предметов ребенок сможет наглядно убедиться, насколько верным был его выбор.

Почему стоит начинать Монтессори занятия ещё с грудничков?

Мы считаем, что встраивать в жизнь принципы Монтессори можно начинать с самого рождения. Ведь вы уже можете сделать так много для новорожденного: правильно взаимодействовать с малышом во время ухода, кормления и перед сном, разговаривать с ним, понимать его просьбы, а также организовать ему удобное пространства для роста и развития.

Первое, что нужно запомнить – дети бессознательно впитывают всё, что видят и чувствуют, так устроен их мозг. У них пока не развито произвольное внимание или память, следовательно, они не контролируют то, что запоминают, будь это хорошим или плохим. А это значит, что именно вашей задачей становится создать достойную среду для развития: окружите малыша красотой, заботой, уважением и любовью.

В первые месяцы жизни закладывается очень много бессознательных убеждений о себе и о мире: безопасен ли мир вокруг меня, любят ли меня окружающие, важен ли я для них. Чтобы базовая картина мира сложилась позитивно, много говорите с малышом, будьте внимательны к его физическим потребностям, уважайте его тело и желания.

«Волшебный мешочек» (3–6 лет)

Это одна из любимых детских игр. Обычно для нее нужен простой матерчатый мешочек или коробка с дыркой, куда ребенок может засунуть руку и пощупать предмет, который он не видит. Потребуется набор небольших предметов, хорошо знакомых малышу. Попросите его закрыть глаза и положите любой предмет в сумку или коробку. Пусть он на ощупь узнает, что это. Если он угадает, поменяйтесь ролями. Для детей постарше игру можно усложнить, используя, например, шишки, ракушки или геометрические фигуры.

Выводы

Сегодня мы познакомили вас с методикой развития Монтессори для детей до года. Как вы видите, занятия не требуют много усилий, но оказывают значительное влияние развитие ребенка.

Первым делом убедитесь, что у малыша есть удобная зона для сна и занятий, а мама и папа находятся рядом и разговаривают с малышом так часто, как только могут. Уже после этого подберите крохе подходящие развивающие Монтессори материалы, но помните, дети от 0 до года развиваются по-разному, поэтому занятия следует подбирать исходя из интересов ребенка. Не переживайте, если малыш слегка отстаёт от предложенной нами разбивки по месяцам, уже через несколько недель он скорее всего догонит сверстников.

Родная речь: письмо

Около 4 лет дети обычно начинают проявлять особый интерес к письму. Если ребёнок действительно готов и занимался раньше упражнениями для подготовки руки к письму, то сам процесс обучения обычно занимает очень мало времени, буквально несколько недель.

Научить ребёнка писать по методу Монтессори достаточно просто, в том числе и дома. Важно видеть интерес ребёнка к работе, вводить только название звуков, но не букв, и убедиться в готовности руки к письму (если рука не готова, лучше изучить звуки и составлять слова, но не записывать их, а продолжать тренироваться в штриховке рамок).

Что вам потребуется?

  • Штриховка рамок. Это основной материал для подготовки руки к письму.
  • Шероховатые буквы. Материал, на котором ребёнок учится названиям звуков.
  • Письмо на песке или на манке. Первые попытки в написании букв ребёнок может делать на подносе с песком или манкой. Так ему будет легко исправить возможные ошибки.
  • Письмо на доске мелом.
  • Подвижный алфавит. Ребёнок учится составлению слов из букв алфавита.
  • Листы расчерченной бумаги и карандаш для письма.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]