Список методик педагога-психолога для проведения диагностики детей в ДОУ


Направления психологической диагностики

  1. Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.
  2. Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.
  3. Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.
  4. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одарённости.
  5. Диагностика социально-психологического климата коллектива.
  6. Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей.

Опираясь на эти направления психологической диагностики, педагог-психолог подбирает методы и методики, которые он будет использовать в своей работе с детьми. С перечнем некоторых методик вы можете познакомиться ниже.

Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»

Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»

Педагог-психолог Сафонова Т.А.

С целью повышения психологической компетен­тности педагогов ДОУ, включающей ориентиров­ку в закономерностях развития ребенка, в вопро­сах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов:

  • лекция;
  • семинар-практикум;
  • групповая консультация;
  • тренинг;
  • метод «мозгового штурма»;
  • деловая игра;
  • круглый стол;
  • беседа.

Необходимо также включать и такие виды ра­боты, которые способствовали бы улучшений эмо­ционального самочувствия педагогов, снятию на­пряжения и чувства дискомфорта. Наиболее эф­фективными являются релаксационные паузы.

Остановимся на некоторых методах.

1. Лекция

. Это метод передачи готовых знаний лектором аудитории. В работе с педагогами раци­онально использовать в сочетании с другими мето­дами, более практической направленности, в свя­зи с особенностями аудитории и целевого поля их деятельности. Структура лекции должна включать узловые моменты проблемы, иметь логическую яс­ность построения:

  • введение (актуальность, практическая значи­мость темы или проблемы);
  • основная часть (формулировка основных по­нятий, раскрытие структуры и взаимосвязей, клас­сификации);
  • заключение (выделение главной мысли, ре­зюмирование).

Выделяют несколько видов лекций:

Лекция-беседа.

Проходит в режиме непосредственного контакта с аудиторией. С её помощью ведущий имеет возможность привлечь внимание слушателей к ключевым моментам лекции, опосредованно использовать коллективный опыт и знания. Негативный момент заключается в том, что в ходе лекции-беседы невозможно привлечь к обсуждению всех участников.

Лекция-дискуссия.

Предполагает использо­вание свободного обмена мнениями ведущего и слушателей между логически выстроенными бло­ками лекции, что позволяет пошагово контроли­ровать процесс усвоения материала. Для эффек­тивного ведения лекции-дискуссии необходимо подготовить вопросы. Этот метод позволяет веду­щему управлять мнением большинства, изменять негативные установки отдельных членов аудито­рии.

Лекция-консультация.

Наиболее эффектив­на при изложении материала практической направ­ленности. Предполагает ответы лектора на вопро­сы слушателей после изложения темы. Этому от­водится примерно половина общего времени лек­ции. Данный метод позволяет ведущему отследить эффективность лекции, обнаружить проблемы слу­шателей, их профессиональную и личностную на­правленность.

Данные виды лекций можно использовать в ра­боте и с педагогами, и с родителями.

Выделяется еще несколько видов лекций (лек­ция с интенсивной обратной связью, лекция с раз­бором микроситуаций и т. д.). По своей сути они дублируют в некоторых аспектах вышеперечислен­ные, поэтому не требуют детального рассмотрения.

  1. Семинар-практикум.

    Вид занятия, цель ко­торого состоит в обеспечении возможности прак­тического использования теоретических знаний. Предполагает интенсивную самостоятельную рабо­ту участников и ведущего по поводу заданной им темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматривают­ся варианты решения тех или иных проблем.

  2. Групповая консультация. В

    своей основе имеет ту же структуру, что и индивидуальная кон­сультация. Ее психологический смысл состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить воз­никшую проблему, что предполагает активность всех участников консультации и равные позиции ведущего и аудитории. Содержание консультации должно касаться наиболее важных и значимых вопросов, выявленных в ходе наблюдений или оп­росов. Целью групповой консультации должна быть помощь участникам в самостоятельном решении проблем.

4.«Мозговой штурм»,

или брейнсторминг. Это метод активизации мыслительной деятельности, предназначенный для продуцирования идей или решений по той или иной проблеме. Использова­ние данного метода должно осуществляться в со­ответствии с правилами:

а) группа должна состоять из 7—10 человек;

б) критика чужих идей запрещена, по отношению к чужому мнению возможно проявлять лишь уважение;

в) чужую идею можно развивать, а можно предлагать свою;

г) кресла участников должны стоять по кругу;

д) участники должны находиться в состоянии эмоциональной и мышечной расслабленности;

е) Все идеи участников должны фиксироваться. Предлагаться могут любые идеи, даже самые

фантастические, и все они имеют право на суще­ствование. Далее в ходе накопления идей происхо­дит принятие наиболее рациональных и эффектив­ных в конкретной ситуации. Необходимо выпол­нение правила «4-х аналогий»:

  • прямая аналогия

    (участникам предлагается продумать, как решаются задачи, похожие на дан­ную);

  • личная аналогия

    (участникам предлагается войти в образ данного в задаче объекта и рассуж­дать с его точки зрения);

  • символическая аналогия

    (участникам пред­лагается представить себе решение задачи с точки зрения сказочных нереальных героев).

Фантастическая аналогия (участникам предла­гается представить себе решение задачи с точки зрения сказочных нереальных героев).

Существуют и другие методы активизации мыс­лительных процессов группы:

Метод мозгового штурма стимулирует развитие групповой динамики, которое не должно быть сти­хийным, задача ведущего — косвенно направлять это движение, опосредованно регулировать его. Важно вовремя уловить напряженность, возник­шую в отношениях участников, сгладить ее.

5. Тренинг.

Активный метод групповой рабо­ты, использование которого требует соблюдения оп­ределенных правил. Критериями отбора участни­ков тренинга можно считать следующие:

  • добровольность прихода в группу, желание участвовать в тренинге;
  • приблизительно одинаковый возраст участ­ников (отмечено, что после 45 лет участие в тре­нинге не является эффективным);
  • количество участников группы не должно пре­вышать 12 человек;

— в тренинговой группе должны участвовать люди, незнакомые друг другу;

  • в тренинге не должны участвовать люди с явными физическими дефектами и психическими нарушениями.

Ведущий обязательно должен иметь сертификат, свидетельствующий о подготовке к ведению тренинговых групп.

В педагогических коллективах более эффектив­но использовать элементы тренинга, в связи с тем что организация полноценных тренинговых групп чаще всего невозможна. Это является следствием ряда особенностей: режим работы, наложение лич­ных взаимоотношений на деловые, широкие воз­растные границы и т.д.

Тем не менее, при соответствии ситуации в пе­дагогическом коллективе требованиям к их участ­никам в решении целого ряда проблем достаточно высокоэффективным эквивалентом тренинга мож­но считать обучающие семинары или семинары-практикумы.

6. Деловая игра.

Относится к игровым техно­логиям учебно-воспитательного процесса. Это вид деятельности, предполагающий решение каких-либо задач в ситуации искусственно созданных ус­ловий. Деловая игра создает эмоционально пози­тивный настрой участников, позволяющий избе­гать напряжения в ходе решения игровой задачи. В процессе деловых игр моделируются:

  • взаимоотношения;
  • взаимодействия;

— организационно-структурные моменты. Перед началом деловой игры участниками должны быть выработаны правила взаимодействия.

— обсуждение происходящего в группе на уров- не личных и деловых взаимоотношений должно быть «здесь и сейчас»;

  • все высказываемые идеи имеют право на су­ществование, так как даже самая неправдоподоб­ная идея может позитивно влиять на выработку общегруппового решения;
  • высказывания должны быть по теме, необхо­димо исключить пустопорожние разглагольствова­ния;
  • свое мнение или позицию надо высказывать в лаконичной форме, экономя время других участ­ников;
  • критика в отношении чужих идей должна быть исключена, их можно лишь развивать и под­держивать.

Свидетельством эффективности групповой рабо­ты в ходе деловой игры является появление у уча­стников так называемых приращений.

Проведение деловой игры требует определенной логики развертывания. Перед ее началом ведущий должен подготовить документацию, предусмотрен­ную ходом игры. В документацию входит и сло­варь терминов и понятий, обеспечивающий одно­значное их толкование.

Далее необходимо:

  • выделить объект или процесс, моделируемый в игре;
  • подготовить проспект игры (раскрыть ее со­держание, условия применения, другими словами, объяснить, какая деятельность моделируется в игре, где находится сфера ее применения);
  • разработать сценарий, включающий харак­теристику объекта игры и установление ролей;
  • организовать игровую обстановку, наиболее приближенную к реальным условиям;
  • установить регламент;
  • назначить администратора, который возгла­вит группу организаторов игры;
  • сформировать игровые команды;
  • распределить роли;
  • создать группу экспертов для разбора возник­ших конфликтов;
  • выбрать счетную группу (в случае необходи­мости);
  • выбрать человека для создания помех и слу­чайностей (если это предусмотрено правилами игры).

В процессе работы с педагогами психолог мо­жет использовать и такие методы, как психотех­нические игры1. Они позволяют снизить психи­ческое напряжение педагогов, развить их внутрен­ний потенциал, эффективно управлять своим внут­ренним состоянием, что в итоге будет позитивно влиять на профессиональный и личностный рост. Такие игры не требуют специальной организации и затрат, а после обучения педагоги могут их ис­пользовать в своей повседневной жизни.

Игры-релаксации.

Необходимы для снятия внут­ренних «зажимов» и напряжения. Позволяют об­рести ощущение стабильности и освобождения от стрессоров. Это своеобразный «психологический душ», необходимый людям, чьи профессии пред­полагают наличие стрессогенных ситуаций.

Адаптационные игры.

Предназначены для оп­тимизации процесса профессиональной адаптации молодых педагогов и, прежде всего, для развития умения управлять собой, контролировать свои эмо­циональные состояния.

Игры-формулы.

В основе этих игр лежит метод вербального самовнушения. Текст формул должен быть в форме самоприказов, которые проговари­ваются про себя. Эффективность таких игр будет достаточно высокой, если следовать правилам:

  • непоколебимо верить в силу формул-самовну­шений;
  • проговаривая формулу, необходимо сконцен­трироваться и сосредоточиться;
  • формула должна быть повторена 5—7 раз;
  • текст формулы должен быть кратким и ла­коничным;
  • начало формулы обязательно должно вклю­чать утверждения:

«Я сумею…», «Я знаю, что…», «Я чувствую, что…», «Я убежден, что…»

Игры-формулы могут иметь следующую направ­ленность:

  • настрой на активную позицию в течение дня;
  • настрой на уверенное поведение;
  • настрой на позитивное отношение к работе,

детям, родителям.

Таким образом, психологическая наука предла­гает практическим психологам достаточно широкий спектр методов и форм активной групповой работы с педагогами. Важно выбрать из них адек­ватные целям и потребностям конкретной группы людей — педагогическому коллективу дошкольно­го учреждения. Психологу необходимо выявить потенциальные возможности педагогов, а также определить круг проблем, существующих у них, и уже на основе их анализа выстраивать дальней­шую работу.

Диагностика адаптации к ДОУ

Наблюдение за ребёнком в адаптационный период важное диагностическое направление в работе психолога. Оно позволяет собрать данные о ребёнке и сделать вывод о степени адаптации к детскому саду. Существует множество методик с помощью которые вы можете проводить это наблюдение. Предлагаю познакомиться с перечнем некоторых из них.

  • Роньжина А.С. «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению».
  • Методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребёнка у ДОУ».
  • Методика Ватутиной Н. Д. «Определение степени адаптации к ДОУ».

Занятия психолога в детском саду: направления работы

Педагог-психолог в ДОУ работает с детьми и с родителями по нескольким направлениям. Одно из них – психолого-педагогическое консультирование.

Консультироваться могут не только родители, но и работники ДОУ. В своём плане работы психолог расписывает план обязательных консультаций на год. Темы выбираются исходя из актуальных вопросов для той или иной возрастной группы и контингента, а также по рекомендациям, полученным из вышестоящих инстанций.

Психологические консультации, также, как и занятия психолога в детском саду, могут быть индивидуальными и групповыми. Плановое консультирование, обыкновенно, носит групповой характер. О таких консультациях родителей заранее оповещает воспитатель, и присутствовать на них – это долг каждого сознательного родителя. Особенно важно посещать такие консультации, если ваш ребёнок только начинает ходить в детский сад, ведь этот период в жизни ребёнка сопровождается бурными изменениями и активной социальной адаптацией к новым условиям. Родителям очень важно знать многие моменты, связанные с поведением ребёнка, который только начинает адаптироваться в новой социальной среде. Другой переломный момент, когда родители особенно остро нуждаются в консультации – это предстоящее посещение школы.

В часы приёма психолога родители всегда могут обратиться к нему с любой интересующей их проблемой. Но не стоит забывать о том, что психолог в детском саду отвечает за большое количество человек, у него много обязанностей и дел, поэтому не стоит каждый день приёма забивать исключительно вашими проблемами. Если ваш случай особенный и требует тщательного рассмотрения, занятия с психологом в детском саду могут оказаться недостаточными, и вас могут перенаправить в соответствующие психолого-педагогические центры и учреждения, где вы получите необходимую психологическую помощь.

Другое важнейшее направление работы, в котором ведутся занятия психолога в детском саду – это диагностика.

Далеко не все родители проявляют обеспокоенность проблемами детей, некоторые просто не видят их и не спешат обратиться за помощью к специалисту. Задача психолога во время диагностики распознать, нет ли у ребёнка каких-либо проблем в общем психологическом развитии, в поведении, в социальной адаптации, в эмоционально-волевой, интеллектуальной и других сферах. Кроме того, проводится и психолого-педагогическая диагностика, цель которой – установить, как дети усваивают образовательную программу в ДОУ.

Когда психолог назначает индивидуальную консультацию, или же если родители сами настаивают на её проведении, она, как правило, включает в себя и одновременную углубленную диагностику тех аспектов, которые наиболее актуальны в том или ином случае. Практикуется и групповая диагностика детей, а также родителей и работников ДОУ.

Для диагностики детей дошкольного возраста чаще всего применяются проективные методики — анализ рисунков и других предметов творчества детей. В работе со взрослыми психолог чаще прибегает к тестам и анкетированию.

Диагностика готовности к школе

  • Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе.
  • Семаго Н.Н., Семаго М.Я «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».
  • Екжанова Е.А. «Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы».
  • Вархатова Е.А., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. «Экспресс диагностика готовности к школе».
  • Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностейдетей6-7-летнеговозраста (МЭДИС)
  • Тест школьной зрелости Керна-Йирасека.

Диагностика познавательных процессов

Сейчас существует много различных диагностических комплектов, где уже подобраны все необходимые методики для диагностики познавательных процессов у детей разных возрастов. Вам остаётся только выбрать, который вам больше нравится. Ниже я привела перечень самых популярных.

  • Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
  • Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте.
  • Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Куражева Н.Ю., Козлова И.А., Тузаева А.С. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 3-7 лет.
  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей

Основные виды деятельности педагога-психолога

Под психологическим просвещением

понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

Психологическая профилактика

— малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Основная сложность, с которой может встретиться психолог — это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно решать и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. В психопрофилактике инициатива целиком исходит от психолога, в этом проявляется творчество его как специалиста. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Практический психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.

Психологическая диагностика –

психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности…с целью:

  • выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
  • определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  • раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
  • определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу… администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета…

Психологическая диагностика профессионального поведения… осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу… и выполняется в форме многопозиционного анализа… на основании наблюдений, видеосъёмки или иной записи…

Консультативная работа

в детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Родители часто обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок».

Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей

  • Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго) ( Цель: оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.)
  • Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) (Цель: определение уровня тревожности).
  • Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках» (Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет).
  • Восьмицветовой тест Люшера (Цель: исследование эмоционального состояния ребенка).
  • Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. (Цель: исследование самооценки).
  • Методика «Паровозик» (С.В. Велиева) (Цель: определение особенности эмоционального состояния ребёнка).
  • Методика исследования детского самосознания ( Н.Л. Белопольская) (Цель: исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста).
  • Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» (Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности).
  • Методика «Волшебная страна чувств» (Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка).
  • Махортова Г.Х. Проективная методика исследования личности «Расскажи историю». (Цель: исследование личности).

Диагностика детско-родительских отношений

В стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» такое направление, как диагностика детско-родительских отношений не выделяется, но я посчитала, что его нужно озвучить. Ведь работать с ребёнок мы должны в связке со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому нам очень важно понимать какие отношения складываются у ребёнка в его семье и как это может повлиять на его поведение и развитие.

  • Проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика направлена на диагностику эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.
  • Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). Данный тест направлен на изучение эмоциональных отношений ребёнка в семье.
  • Проективная методика Рене Желя. Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений
  • Детский апперцептивный тест (Children’sApperceptionTest – САТ) (Авторы: Леопольд и Соня Беллак)

Шпаргалки педагогов-психологов ДОУ

Шпаргалки

педагогов-психологов ДОУ

Методическое пособие.

Часть 1.

.

Данное методическое пособие написано с опорой на документы РФ и общие требования к организации деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений. В пособии дано подробное описание основной отчетной документации психолога ДОУ, ее структуры и образцы заполнения. В первой части описано поэтапное составление годового плана, циклограммы, журналов специалиста, программ и аналитического отчета. Данное пособие содержит как стандартные формы, так и собственные наработки психолога по ведению документации, которые являются, по мнению автора, более рациональными и удобными.

Пособие также содержит Этический кодекс психолога и приказ Мин.образования и науки о распределении рабочего времени, что является важной нормативной опорой для специалистов.

Пособие адресовано психологам, работающим или обучающимся по данной специальности, а также методистам и заведующим ДОУ для помощи и контроля за работой педагогов-психологов.

Рекомендуется к использованию в деятельности педагогов психологов ДОУ.

От автора.

Начиная работу психологом, я столкнулась с большими трудностями и расхождениями мнений по поводу организации работы, ведению документации, использованию тех или иных диагностик, поиску программ для работы. Большинство начинающих психологов сталкиваются с этим. Возможно, именно отсутствие образцов, правильной системы организации работы и приводит к «текучести» кадров в образовательных учреждениях. Молодые специалисты не успевают справляться со своей работой, а приходится выполнять еще и различные дополнительные поручения, общественную нагрузку. Учитывая все эти трудности и свой опыт по их преодолению, написано это пособие.

Теоретические и практические материалы будут полезны не только начинающим специалистам, но и психологам со стажем для поиска новых идей, совершенствования организационно-методических навыков и направлений для своей работы. Также пособие будет полезно как справочник для подготовки к аттестации.

Пособие адресовано психологам, работающим или обучающимся по данной специальности, а также методистам и заведующим ДОУ для помощи и контроля за работой педагогов-психологов.

Пособие состоит из нескольких частей.

В первой части отражена документация психологов, примеры ее заполнения.

Вторая посвящена диагностике, заключениям, протоколам, диагностическим комплектам, обзору методик и программ по работе со всеми участниками образовательного процесса.

Направления деятельности педагога–психолога ДОУ.

Глава 1. С чего начать?

Педагог-психолог обязан начать работу с оформления документов и знакомства со своими должностными инструкциями. Знание должностных обязанностей, прав, функций и ответственности позволяет решить спорные и конфликтные ситуации. Необходимо уметь обосновывать свой отказ от выполнения тех или иных требований, нежелательной работы, знать когда и к кому обратиться за помощью.

Очень важно следить за издаваемыми приказами федерального, краевого и городского уровня, чтобы своевременно отреагировать на изменения в деятельности и принять необходимые меры. Для этого можно использовать Интернет или периодические издания.

Обязательными для каждого педагога-психолога документами, подлежащими проверке вышестоящими органами, являются:

1.
Годовой план
2.
Циклограмма (график работы).
3.
Журнал консультаций
4.
Карта психологического обследования воспитанника.
5.
Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования.
6.
Журнал коррекционной работы.
7.
Программа коррекционно-развивающих занятий.
8.
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за учебный год.
Дополнительная документация:

Журналы учета проведенной работы, по направлениям.

1.

Журнал учета групповых форм работы с родителями и педагогами (тренинги, семинары, Школы для родителей, групповые консультации). В нем отражаются даты проведения, темы, категория участников (педагоги, родители, психологи), их количество.

2. Журнал групповой коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми. Здесь отражаются фамилии детей данной рабочей группы, даты занятий, их темы и посещаемость.

3. Журнал Диагностической работы с указанием

— даты обследования,

— фамилией и именем ребенка (группы детей родителей, педагогов),

— кодом обращения – целью диагностики (определение уровня актуального развития – У, оценка эмоционально – волевой сферы – Э, проблемы поведения – П, проблемы обучения – О, проблемы воспитания – В, готовность к обучению в школе – Г),

— характером диагностики – указание конкретных методик, анкет.

Данные журналы удобны для отражения текущей деятельности, составления статистических справок в течение года и для годового отчета.

Рекомендуется составлять План на месяц, а начинающим специалистам План на неделю или вести дневник работы, где планируются или фиксируются все конкретные мероприятия по часам и направлениям деятельности.

План работы на ___________ месяц.

(рекомендуется развернуть лист)

Направление работы Виды работ, контингент Дата
Профилактическая работа и просвещение
Диагностика
Коррекционно-развивающая
Консультативная
Организационно-методическая

Во второй колонке указывается мероприятия, например Групповые занятия по программе Катаевой, с кем оно проводится — дети подготовительной и старшей группы, ставится + под конкретной датой и № занятия по тематическому плану — № 7.

План работы на 12 – 16 октября.

Пн 16.

10

Время проведения Вид и форма работы Место проведения
с 8 до 9.00 Подбор материала и составление родительского собрания (Подг. гр.) «Скоро в школу» Библиотека
С 9 до 9.30 Групповое профилактическое занятие в младшей группе «Радость» Кабинет
Отчет За неделю проведено 8 групповых занятий с детьми, 1 семинар практикум для педагогов, родительское собрание, 7 индивидуальных занятий, продиагностированно 8 детей и 3 родителей.

Данный план удобно вывешивать на дверь кабинета или уголок, чтобы родители, педагоги и руководители могли узнать о вашей работе.

Для систематизации накапливаемых материалов рекомендуется завести ряд папок, каждая из которых должна иметь список имеющихся в ней материалов:

1 Нормативная документация

, где в обязательном порядке должны быть
Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ, Положение о службе практической психологии образования в РФ; Этический кодекс педагогов-психологов (Приложение1).
1 Организационно-методическая
документация
, содержащая
годовой план; циклограмму работы; должностные инструкции; ксерокопии документов о прохождении курсов повышения квалификации; Приказ Мин. Образования и науки от 27 марта 2006 г № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (или выписку из него)- см. Приложение 2; Формы1-10 (в зависимости от вида дошкольного учреждения); документ о приблизительном распределении рабочего времени педагога-психолога – см. Приложение 3, тематические планы семинаров-практикумов, тренингов, групповых профилактических и коррекционно-развивающих занятий с детьми.
1 Консультативная, просветительская и профилактическая работа

, куда заносить все
ксерокопии интересных материалов, встречающиеся источники литературы по данной теме, названия журнальных статей с пометкой источника… Можно систематизировать материал по трем категориям: дети, родители, педагоги
.

1 Все это позволит быстро находить информацию по нужной теме, легко готовить консультации, собрания, листовки, занятия для всех категорий образовательного процесса.

1 Реализация годового плана,

куда складывать все проведенные семинары, родительские собрания, тренинги, листовки и т.д., что поможет отследить объем и качество вашей работы, учесть это при планировании работы на следующий год.

1 Список используемых методик.

Эта папка позволяет находить быстро нужную диагностику, сократить время на ведение журнала диагностики, где просто прописывается № методики, а не ее название, автор и характер. Оформляется в виде таблицы. В колонках указывается номер методики по списку, название, ее цель категория (дети, родители, педагоги), автор, год издания или модификации, литературный источник.

1 Список используемых развивающих, коррекционных, профилактических программ.

Указывается номер программы по списку, название программы, направленность, автор, литературный источник. Позволит в зависимости от итогов диагностики подбирать соответствующий профилактический и коррекционно-развивающий материал.

1 Тематические планы занятий.

Например, по используемым программам с детьми. Позволяют быстро подготовить необходимые материалы для занятия, отражают его содержание. Можно использовать колонки № занятия, тема или название, содержание (перечисление используемых упражнений), материалы. Если планируется использовать программу не один год, то конкретные даты занятий можно прописать карандашом под темой в соответствии с их цикличностью. По работе с педагогами это может быть план групповой работы, с указанием цели, задач, перечислением

содержания и форм работы, ответственных и сроков.

1 Тематические папки.

В них собирается материал по темам (агрессивные дети, гиперактивные дети, тревожные, память, внимание, воображение, восприятие, мышление, дети 2-3 лет, 3-4, 4-5, 5-6), различные занятия, консультации, информационные материалы.

1 Архивы.

При формировании новой группы в детском саду на нее заводится папка-архив, где будут храниться все материалы по данной группе до выпуска (анкеты для родителей, детские рисунки, протоколы…). Эти папки хранятся еще в течение 5 лет после выпуска детей из ДОУ.

Глава 2. Как правильно вести документацию.

1. ГОДОВОЙ ПЛАН.

При составлении годового плана необходимо использовать рекомендованную форму (Форма 1), обязательную для всех дошкольных учреждений. Мы также приводим 2 допустимые модификации данной формы, продиктованные удобством работы с ними. (Форма 1А и 1Б).

Приступая к написанию плана необходимо изучить цель и задачи дошкольного учреждения на учебный год, программу, по которой работает детский сад, и отразить это в пояснительной записке

к своему годовому плану. На основании этих данных психолог определяет свою цель и задачи работы на год. Если имеется
опыт работы
, то необходимо определять приоритеты в работе, исходя из прошлогодних результатов, анализа психологического климата в ДОУ, проблем детей, запросов родителей, педагогов, администрации. В пояснительной записке желательно кратко указать актуальность выбранной цели и задач работы, используемые в работе программы.

Чтобы не тратить время на составление нескольких дублирующих друг друга планов рекомендуется составить подробный годовой план с указанием конкретных мероприятий, диагностик, консультаций и занятий.

Структура годового плана Рекомендации по написанию
Заголовок

(титульн. лист)

Перспективный план работы

на 20__ — 20__ учебный год

Педагога психолога МДОУ №

ФИО

Стаж, категория или разряд

Заверяется заведующей ДОУ и руководителем ГМО педагогов-психологов ДОУ города.
Пояснительная записка Основные задачи детского сада. Определяются руководством ДОУ (методист, заведующая)
Программа (ы) детского сада:
Анализ опыта работы. Учитываются прошлогодние результаты работы, особенности психологического климата в ДОУ, проблемы детей, запросы родителей, педагогов, администрации
Цель работы педагога-психолога Должна быть одна, для ее реализации выбираются более узкие и конкретные задачи. Или она вообще не указывается, заменяется приоритетами работы
Задачи работы педагога-психолога Их не должно быть много. В плане обязательны мероприятия по достижению этих задач
Приоритетные направления и программы Указать перечень используемых программ с указанием автора и названия программы
План Используются формы 1, 1А или 1 Б

Цель.

Может быть выбрана одна из предложенных формулировок.

— Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

— Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.

Задачи
(по различным источникам).
В зависимости от особенностей ДОУ и направленности педагога психолога, могут быть поставлены различные задачи:

— Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.

— Содействие полноценному психическому и личностному развитию детей.

— Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

— Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе).

— Содействие повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.

— Обучение дошкольников способам преодоления трудностей, способам регулирования своих эмоций и поведения.

— Налаживание взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.

— Содействие внедрению … подхода в образовательный процесс (в зависимости от задач ДОУ, города, разработки инновационных проектов, наличия экспериментальных площадок. Образец сопровождения психологом аналогичной работы смотри в журнале Дошкольное воспитание № 9, 2000, с. 42)

— Разработка и реализация групповых профилактических и коррекционно-развивающих программ.

— Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.

— Подбор психологической литературы для самообразования родителей.

— другие

План.

Годовой план должен отражать:

1.

Все направления деятельности педагога психолога:

психопрофилактическая работа

психодиагностическая работа

коррекционно-развивающая работа

консультативная работа и психопросвещение

организационно-методическая работа

Реализация этих направлений производится через различные виды деятельности и со всеми участниками образовательного процесса (дети, родитель, педагоги).

Психопрофилактическая, консультативная работа

и
психопросвещение
могут быть представлены:

o профилактическими занятия с детьми всех возрастов 1 раз в неделю, (например, Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Программа психопрофилактических занятий для детей 3-4, 4-5, 5-6 лет);

o выступлениями на родительских собраниях по планам ДОУ, запросам и своим пожеланиям;

o организацией клубов, школ для родителей по актуальным темам, поставленным задачам работы, запросам;

o ведением постоянно действующих семинаров-практикумов для педагогов (например, Типичные проблемы детей дошкольного возраста, Преодоление стресса и эмоционального выгорания педагогов …);

o тренинговой работой с детьми, родителями (например, Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком), педагогами (например, Монина Г.Б., Лютова Е.К. Коммуникативный тренинг и Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психологического здоровья педагогов –газета Школьный психолог, ), психологические игры;

o периодически обновляемым уголком, газетой, стендом с информацией (например, Зачем психолог в детском саду, Как приучить ребенка к наведению порядка…);

o отраженным в циклограмме индивидуальным консультированием (по итогам диагностики, по запросу для решения текущих проблем и вопросов);

o Обязательно освещение своей деятельности на педсоветах (в начале года о задачах и планах, в конце года о достижениях).

Диагностика:

Основное правило:

диагностики не должно быть слишком много, она должна иметь цель и результат. Т.е. проведенное обследование должно быть количественно и качественно проанализировано и по результатам должна вестись коррекционно-развивающая работа.

˚ В начале учебного года (август-сентябрь или сентябрь-октябрь) проводится диагностика познавательного развития

детей по диагностическим комплектам для каждой возрастной группы. По ее результатам заполняются карты психологического развития на каждого ребенка. Также отслеживается
эмоционально-волевое развитие
детей (в течение года в зависимости от приоритетов работы). Для этого проводятся наблюдения различных режимных моментов, специальное тестирование, беседы, анкетирования воспитателей, родителей. На основании диагностики формируются группы РИСКА и РАЗВИТИЯ, определяются дети для индивидуальной и подгрупповой работы.

˚ В середине и в конце года проводятся промежуточная

и
итоговая
диагностика детей, посещающих занятия психолога, для отслеживания динамики корректируемых и развиваемых процессов.

˚ В конце года проводится исследование уровня готовности к школьному обучению

детей подготовительной группы по блокам (интеллектуальная, личностная, мотивационная готовность). По результатам заполняются медицинские карты, даются рекомендации родителям.

˚ Летом и течение года по мере поступления детей в детский сад ведется наблюдение за адаптацией

, анкетирование т беседы с родителями на предмет готовности ребенка в поступлению в детский сад, сбора сведений о новом ребенке, помощи в адаптации.

˚ Также в течение года могут быть запланированы групповые и индивидуальные диагностики педагогов и родителей

для решения текущих проблем и повышения интереса к психологическим знаниям (например, для проведения собрания «Кнут и пряник», проводится анонимная анкета для выявления преобладающих в воспитании методов воздействия, или оценка психологической атмосферы в коллективе).

˚ При наличии условий можно организовать компьютерное тестирование, что вызывает больше интереса и доверия, т.к. обрабатываете результаты не психолог, а компьютер.

Коррекционно-развивающая работа:

o Для групповой коррекционной и развивающей работы с детьми можно использовать готовые программы (например, Катаева Л.И. Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), а можно самостоятельно разработать систему занятий, зафиксировав ее по Форме № 9 (Приложение 4). Это будет считаться авторской разработкой, что при аттестации оценивается выше, чем использование готовых программ и разработок занятий.

o Для индивидуальной работы программа составляется для каждого ребенка в отдельности. Возможна работа с использованием тетрадей (например, с домашними заданиями для работы с родителями по развитию моторики), играми с песком, водой, куклами – в зависимости от опыта, приоритетов психолога, проблем ребенка.

o Работа с семьей (совместные с ребенком и родителем занятия)

o Семинары-практикумы, собрания, тренинги с родителями и педагогами по готовым или составленным программам.

Организационно-методическая работа.

˚ Составление годового плана, годового отчета, циклограммы, ведение журналов и другой отчетной документации.

˚ Составление анкет, диагностических комплексов, подбор и изготовление материалов для диагностики, обработка полученных результатов диагностик, обобщение, написание справок и отчетов.

˚ Подготовка к занятиям с детьми, подбор содержания, материалов, составление коррекционно-развивающих программ.

˚ Подготовка к индивидуальным и групповым консультациям, семинарам, собраниям с родителями и педагогами.

˚ Заполнение карт психологического развития детей, индивидуальных маршрутов развития, документов на группу Риска.

˚ Посещение библиотеки, городского методического кабинета, ГМО психологов для повышения научной и психолого-педагогической квалификации.

˚ Подготовка информационных листовок для родительских уголков.

˚ Практическая работа по развитию учебно-методической базы кабинета.

˚ Взаимопосещения.

В плане обязательно должны быть отражены все 12 месяцев работы, т.к. не всегда можно учесть отпускное время, летние месяцы могут быть объединены (если планирование помесячное) или подробно прописаны в организационно-методическом блоке.

2.

Виды деятельности (мероприятия) должны быть конкретные. Например (подробно смотри образцы планов):

Направление работы Вид деятельности
Психодигностика Дети î Диагностика познавательных процессов – Диагностические комплексы для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

î Методика Лесенка.

î Групповая методика Кодирование

î Наблюдения на занятиях и прогулках

î Тест Темлл, Амен, Дорки

î Промежуточная диагностика детей группы риска

î Итоговая диагностика детей группы риска

î Определение готовности к школе (Тест Керна-Иерасека, словесно-логическое мышление, мотивационная готовность)

Педагоги î Анкета опрос «Моя группа», Анкета «Пожелания на год».

î Определение уровня тревожности, профессионального стресса, нервно-психической устойчивости (№ 14,25, 26, компьютерная диагностика).

î По запросу.

Родители î Анкета для подготовительной группы, для средней и т.д.

î Диагностика детско – родительских отношений (Родительское сочинение).

î По запросу.

3.

Объект деятельности и условия проведения (конкретная группа детей – младшая 1-2, средняя, старшая, подготовительная, родители, педагоги и форма работы – индивидуальная, групповая).

4.

Ответственным может выступать не только педагог-психолог, но и воспитатели (например, при анкетировании родителей или выявлении особенностей группы), методист (при подготовке семинара практикума или пед. совета), узкие специалисты (при проведении совместных мероприятий)

5.

Сроки проведения, периодичность (в течение года, май, 1 раз в месяц)

6.

Предполагаемый результат (формулировки типа: формирование …, заполнение карты психологического развития, оценка уровня развития…, выявление детей группы Риска…)

Форма 1

.

п/п

Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]