Загадки о бытовой технике и предметах домашнего обихода для младщих школьников с ответами
Загадки о бытовой технике и предметах домашнего обихода с отгадками
Автор подборки: Хвостикова Елена Александровна, педагог-организатор дворового клуба «Ак желкен» ДДТ г. Аксу Республики Казахстан. Описание работы: Загадки для детей младшего и среднего школьного возраста. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов для организации интересного досуга детей. Цель: развивать внимание, логику, сообразительность, быстроту мышления, воображение; расширять словарный запас. Предлагаю вашему вниманию подборку загадок о бытовой технике и некоторых предметах домашнего обихода. Существует много способов использования загадок в педагогической деятельности. Можно проводить тематический Час загадки, устроить тематическую или общую Загадочную викторину, использовать загадки в каких-то отборочных турах для набора команды, как самостоятельное конкурсное задание… Может быть некоторые загадки покажутся вам уже старыми, выбор за вами. •На крыше я весь день стою и в дом кино передаю. (антенна)
•Стою на крыше – всех труб выше.
(антенна
) •День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой: все увидит, все услышит, всем поделится со мной!
(антенна)
•Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас.
(антенна)
•День и ночь стою на крыше, нет ушей, но все я слышу, вдаль гляжу, хотя без глаз, на экране мой рассказ.
(антенна)
•Через поле и лесок подается голосок. Он бежит по проводам – скажешь здесь, а слышно там.
(телефон)
•Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг.
(телефон)
•Не будильник, а звонит, не приемник – говорит. Угадайте, кто же он? Ну, конечно, …
(телефон)
•Наведем стеклянный глаз, щелкнем раз и помним вас.
(фотоаппарат)
•На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст.
(фотоаппарат)
•В нашей кухне круглый год Дед Мороз в шкафу живет.
(холодильник)
•В этом сундучище мы храним на полках пищу. На дворе стоит жара, в сундучище – холода.
(холодильник)
•Полюбуйся, посмотри! Полюс Северный внутри, там сверкает снег и лед, там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина.
(холодильник)
•Летом папа нам привез в белом ящике мороз, и теперь мороз седой с нами летом и зимой, бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты.
(холодильник)
•Даже и в июльский зной в нём морозно, как зимой.
(холодильник)
•Из ковра чистюля-робот тянет пыль и грязь в свой хобот.
(пылесос)
•Ты возьми с ним поработай – пыль вдыхает он с охотой.
(пылесос)
•Жужжит, но не летает, от пыли дом спасает.
(пылесос)
•Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль и сор.
(пылесос)
•Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает.
(пылесос)
•Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу.
(пылесос)
•Хохотун Егорка взялся за уборку, в пляс по комнате пошел, оглянулся – чистый пол.
(веник)
•Близкий родственник метлы в доме выметет углы. Он, конечно, не бездельник. Сор убрать поможет …
(веник)
•В лесу родился, а дома хозяйничает.
(веник)
•Скручена, связана, лыком подпоясана. Под окошком шуршу, по двору кружу, шаркаю, шаркаю за работой жаркою!
(метла)
•Глядя на экран в квартире, видим, что творится в мире.
(телевизор)
•Чудо-ящик, в нем окно, в том окошечке – кино.
(телевизор)
•Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная.
(телевизор)
•В маленьком оконце — голубое солнце. У окошка я сижу, на весь мир в него гляжу. (телевизор) •В нашей комнате одно есть волшебное окно. В том окне чудес полно, что же это за окно?
(телевизор)
•Мой друг живет со мной в квартире, не разъезжает по стране, но все, что делается в мире, он раньше всех расскажет мне. Поднимет утром на зарядку, потом мне песенку споет, он загадает мне загадку и от меня ответа ждет.
(радио)
•Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет.
(радио)
•По волне, волне, волне плывет музыка ко мне.
(радио)
•Стоит красивый сундучок, его не тронешь — он молчок , а стоит ручки повертеть, он будет говорить и петь.
(радиоприемник)
•Теплая гармошка весь дом обогревает.
(батарея)
•Растянулась, как гармошка, чудо-печка под окошком.
(батарея)
•В нашем доме под окошком есть горячая гармошка: не поет и не играет – дом она обогревает.
(батарея)
•Пар пустил дракон хвостатый и разгладил шарфик мятый.
(утюг)
•То взад, то вперед, ходит, бродит пароход. Остановишь – горе! Продырявишь море!
(утюг)
•Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается.
(утюг)
•Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые — С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг — Электрический…
(утюг).
•Он плывет по простыне, как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг электрический…
(утюг)
. •Четыре синих солнца у бабушки на кухне, четыре синих солнца горели и потухли. Поспели щи, шипят блины, до завтра солнца не нужны.
(газ. плита)
•Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем – огонек! Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется.
(лампочка)
•Провела я солнце за свое оконце, к потолку подвесила, стало дома весело.
(лампочка)
•Она снаружи вроде груши, висит без дела днем, а ночью освещает дом.
(лампочка)
•Похожа издали на мяч, висит под потолком, но, словно мяч, не скачет вскачь, а светит огоньком.
(лампочка)
•Это солнышко над нами мы зажечь умеем сами.
(лампочка)
•Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется.
(лампочка)
•А по центру потолка солнышко висит, как наступит темнота – в ней лампочка горит.
(люстра)
•Ночью, если захочу, щелкну раз и день включу.
(выключатель)
•Кто проходит, кто уходит — все ее за ручку водят.
(дверь)
Ходит взад и вперед, никогда не устает.
(дверь)
Никого не обижает, а ее все толкают.
(дверь)
Пройдет туда-сюда раз двести, хотя стоит весь день на месте.
(дверь)
•У меня знакомых тьма, не смогу их счесть сама, потому что, кто пройдет, тот и ручку мне пожмет.
(дверная ручка)
•Дверь сама не распахнется – она закрытой остается. За что же надо уцепиться, чтобы заставить дверь раскрыться?
(за дверную ручку)
•Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
•Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
(часы)
•У них усы не для красы, они показывают время и называются…
(часы)
•Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте.
(часы)
•Мы, когда идем, стоим, а стоять умеем лежа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже.
(часы)
•Не сердятся, а усами ворочают, не молчат, а слова не скажут, идут, а с места не сдвинутся.
(часы)
•На руке и на стене, и на башне в вышине ходят, ходят ровным ходом от восхода до восхода.
(часы)
•Стучат, стучат, не велят кричать; идут, идут, а все тут да тут.
(часы)
•Всегда ходят, а с места не сходят.
(часы)
•На руке и на стене, и на башне в вышине ходят с боем и без боя, всем нужны и нам с тобою.
(часы)
•Стучит, бренчит, вертится, никого не боится, считает свой век, а все не человек.
(часы)
•Две сестренки друг за другом пробегают круг за кругом. Коротышка — только раз, та, что выше — каждый час.
(стрелки часов)
•Стройная красавица в циферблате прячется. Кружит сутки напролет – времени отсчет ведет.
(стрелка часов)
•Ежедневно в семь утра он кричит: «Вставать пора!».
(будильник)
•Хвостик из кости, а на спине щетинка.
(щетка зубная)
•Вроде ежика на вид, но не просит пищи. По одежде пробежит — и одежда станет чище.
(щетка платяная)
•Целый день плясунья наша рада по полу плясать. Где попляшет, где помашет, ни соринки не сыскать.
(щетка половая)
•У меня который год ежик в комнате живет. Если пол намазать воском, он натрет его до лоска.
(электрополотер)
•Захочу и полечу на двенадцатый этаж. Хочешь, я туда умчу и тебя, и твой багаж.
(лифт)
•В поход идут – дом берут, в котором дома не живут.
(палатка)
•Два ремня висят на мне, есть карманы на спине. Коль в поход идешь со мной, я повисну за спиной.
(рюкзак)
•Этот ящик не простой – он объездил шар земной, в нем рубашки и штаны – путешествуют они.
(чемодан)
•Когда лежу на месте, не раскрывая рта, во мне, скажу по чести, такая пустота! Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть дорожные предметы в мою большую пасть. Мне, видно, от рожденья такой характер дан, что я люблю движенье, на то я …
(чемодан).
•Миллион задачек сразу мне решит помощник мой, он с одним огромным глазом и с квадратной головой.
(компьютер)
•Он быстрее человека перемножит два числа, в нем сто раз библиотека поместиться бы смогла, только там открыть возможно сто окошек за минуту. Угадать совсем не сложно, что загадка про…
( компьютер)
•Дальнозоркого мне дали, он ко мне приблизил дали.
(бинокль)
•Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча. Дождик льется с потолка мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый, на полу не видно луж. Все ребята любят…
(душ)
•Дождик теплый и густой, этот дождик не простой, он без туч, без облаков, целый день идти готов.
(душ)
•Плещет теплая волна в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате?
(ванна)
•Межи деревянные, а поля стеклянные.
(окна)
•Сделан весь он из железа, проводов и микросхем, и поможет человеку он в решении трудных дел.
(робот)
•Вы меня в квартире на пол постелили. Главное, чтоб не забыли выбить вовремя от пыли.
(палас)
•В поле из роз отдохнуть я прилег, розу сорвать ни одну я не мог. Розы цвели, но секрет их таков: в каждом цветке по сто узелков.
(ковер)
•Огромная труба направлена туда, где звезды и планеты, ракеты и кометы.
(телескоп)
•День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня…
(кровать)
•Два брюшка, четыре ушка. Что это?
(подушка)
•Под ударением слог первый – и получится дом древний, будет слог второй ударный – на двери запор амбарный.
(замок)
•Хвост на дворе, нос в конуре. Кто хвост повернет, тот и в дом войдет.
(ключ)
•За водой идут — песни звонкие поют, а назад идут — слезы льют.
(ведра)
•В раздевалке я служу, на весу пальто держу.
(вешалка)
•Мойдодыру я родня, отверни, открой меня, и холодною водою живо я тебя умою.
(водопровод)
•Чтобы брюки не упали, ей держать их приказали. На веревку цепко крепится…
(прищепка)
•Наша тетушка игла строчку по полю вела. Строчка в строчку, строчка в строчку, будет платье вашей дочке.
(швейная машина)
•Застрочит, как пулемёт, платье новое сошьёт.
(швейная машина)
•Сушит ветер-суховей кудри мамочки моей.
(фен)
•Эта прачка-автомат нам стирает всё подряд.
(стиральная машина)
•Закипает изнутри и пускает пузыри.
(чайник)
•Сжал кулак свой исполин, сделал соком апельсин.
(соковыжималка)
Рекомендуем посмотреть:
Загадки о транспорте с ответами для 2-3 класса Загадки ребусы с ответами для детей 6-9 лет Загадки, пословицы и поговорки о лете для младших школьников Скороговорки и чистоговорки для детей и взрослых
Похожие статьи:
Книги для детей 3, 4, 5 лет
Воздушные загадки
Загадки про вкусную еду
Загадки про игрушки для мальчиков
Загадки про игрушки для девочек
Загадки для детей о предметах и доме с ответами
Если речка по трубе Прибегает в дом к тебе И хозяйничает в нем — Как мы это назовем? (Водопровод)
И сияет, и блестит, Никому оно не льстит, А любому правду скажет — Все, как есть, ему покажет. (Зеркало)
Без шофера, без колес, А домой меня привез. (Лифт)
Резинка Акулинка Пошла гулять по спинке. И пока она гуляла, Спинка розовою стала. (Мочалка)
Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес — и исчез. (Дым)
Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает. (Пила)
Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны. (Забор)
В два ряда стоят дома — Десять, двадцать, сто подряд, И квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)
В лес идет — домой глядит; домой идет — в лес глядит. (Топор за поясом)
Бьют парнишку по фуражке, Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)
Бьют Ермилку что есть сил по затылку, А он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник)
В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички)
В Москве говорит, а у нас слышно. (Радио)
В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед, А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. (Утюг)
Висит груша, нельзя скушать. (Лампа)
Влез на стол он из-под лавки, Осмотрелся на подставке, Гибким хвостиком вильнул, Складки с галстука слизнул. (Утюг)
Весь день стоят на улице, прохожим улыбаются. Их служба начинается, когда уже смеркается. (Фонари на улице)
Весь день усами шевелят И время узнавать велят. (Часы)
В раздевалке я служу, На весу пальто держу. (Вешалка)
Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет — я посвечу. (Свечка)
Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверная ручка)
Весь мир одевает, сама нагишом. (Иголка)
Всех на свете обшивает, что сошьет — не надевает. (Иголка)
Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)
Вроде ежика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит — И одежда станет чище. (Одежная щетка)
День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой: Все увидит, все услышит, всем поделится со мной! (Антенна)
Держится подружка за мое за ушко, Стежкою одною век бежит за мною. (Иголка и нитка)
Два брата по краям двери стоят, а в избу войти не смеют. (Косяки)
Два братца пошли в воду купаться. (Ведра)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы) 35 Две ручки, во все брюхо зубки. (Пила)
Две стройные сестрицы В руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки… И вот он — шарф для Петеньки. (Спицы)
Дом — стеклянный пузырек, И живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. (Лампа)
Ей набили мясом рот, И она его жует, Жует, жует и не глотает — В тарелку отправляет. (Мясорубка)
Если день нахмурится, если дождь пойдет, Выйдет он на улицу, надо мной вспорхнет. (Зонт)
Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом: Коротышка — только раз, Та, что выше, — каждый час. (Стрелки)
Есть в комнате портрет, Во всем на вас похожий. Засмейтесь — ив ответ Он засмеется тоже. (Зеркало)
Ежедневно в семь утра Я трещу: «Вставать пора!» (Будильник)
Днем спит на ней подушка, а по ночам — Андрюшка. (Кровать)
Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходит. Сам всегда стоит, а всем сидеть велит. (Стул)
Живут два друга, глядят в два круга. (Очки и глаза)
Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит. (Антенна)
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
Зубастая пила в лес густой пошла. Весь лес обходила, ничего не спилила. (Расческа)
К дальним селам, городам Кто идет по проводам? (Электрический ток)
Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. (Письмо)
Загляните под окошко — Там растянута гармошка! Но гармошка не играет — Нам квартиру согревает. (Батарея)
Из железа тучка, А из тучки — ручка. Эта тучка по порядку Обошла за грядкой грядку. (Лейка)
Книги читают, а грамоты не знают. Глаз нет, а видеть помогают. (Очки)
Кричит без языка, поет без горла, радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол) Кто по проводам В дом приходит к нам? По ночам, когда темно, Освещает дом оно. (Электричество)
Я под мышкой посижу И, что делать, укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. (Термометр)
Идет пароход — то назад, то вперед, А за ним такая гладь — ни морщинки не видать. (Утюг)
Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей. (Газета)
Кто меня назвать не сможет? Я на ежика похожа. Я от пыли и от пятен охраняю ваше платье. (Одежная щетка)
Кто приходит, кто уходит — все ее за ручку водят. (Дверь)
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько, По полу скок-скок — и сел в уголок. (Веник)
Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок)
Меня спроси, как я тружусь, Вокруг оси своей кружусь. (Колесо)
Много соседей рядом живут, а никогда не видятся. (Окна)
На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток)
Молоток стук-стук — торчит на стене сук. Постучи опять — будет не видать. (Гвоздь)
Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)
На веревке пальцы держат одеяльце. (Прищепки)
На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)
Нагнут меня ребятки — и дождь пойдет на грядку. (Лейка)
Он чудак или невежда? На любого посмотри: Сверху носится одежда. У него ж она внутри. (Шифоньер)
Попало наше тесто в горячее место. Попало — не пропало, румяной булкой стало. (Печь)
Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу, Когда спать, когда вставать. (Печь)
Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает. (Свечка)
Огородник тот с длинным носом живет. Где носом качнет, там вода потечет. (Лейка)
Провели под потолок удивительный шнурок. Привинтили пузырек — загорелся огонек. (Лампа)
Пролежит он без вниманья Целый день в твоем кармане. Без него домой придешь — в дом не попадешь. (Ключ)
Сложишь — клин, а разложишь — блин. (Зонт)
То, как арбузы, велики, то, словно яблоки, мелки. Они не могут говорить, но могут вес определить. (Гири)
У меня знакомых — тьма, Не могу их счесть сама, Потому что кто пройдет, Тот и руку мне пожмет. (Дверь)
Ходит, ходит, а в дом не входит. (Дверь)
Он висит на видном месте, круглый год глотает вести. (Почтовый ящик)
Черненькая собачка, свернувшись, лежит. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Хоть и ростом невелик, А к почтению привык: Перед ним дубы, и клены, И березы бьют поклоны. (Топор)
Ходит-бродит по коврам, Водит носом по углам. Где прошел — там пыли нет, Пыль и сор — его обед. (Пылесос)
Четыре братца гонят друг дружку и не догонят. (Стол)
Я землю копала — ничуть не устала. А кто мной копал, тот и устал. (Лопата)
Я в дом любой тебя впущу, Стучишь — я рада стуку. Но одного я не прощу — Коль не подашь мне руку. (Дверь)
Я увидел свой портрет, Отошел — портрета нет. (Зеркало)
Языка не имеет, а у кого побывает, тот многое узнает. (Газета)
Без рук, а бьют. (Часы)
Костяная спинка, жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)
Нет ушей, а слышит, нету рук, а пишет. (Магнитофон)
В деревянном домике проживают гномики. Уж такие добряки — раздают всем огоньки. (Спички)
День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой: Все увидит, все услышит, всем поделится со мной! (Антенна)
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность. Создание образа оберега для своего дома. Задачи: ОО «Коммуникация» 1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины. 2. Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве. 3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности. 4. Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
ОО «Познание» 1. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта. 2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом. 3. Закрепить знания о символах и древних образах. 4. Развитие интереса к прошлому. ОО «Художественное творчество», ОО «Труд» 1. Вызвать желание создать оберег своими руками. 2. Вызвать эмоциональный интерес к работе. 3. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда. ОО «Социализация» 1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. 2. Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью). ОО «Музыка» 1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен, к истокам русской культуры, к народно- прикладному искусству. 2. Предварительная работа:
1. ОБЕРЕГ — символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов. 2. ОБЕРЕГ(С.И.ОЖИГОВ) — предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.
Тип занятия: Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, история, социализация, труд). Материалы: Кусочки ткани, нитки. Оборудование: Группа оборудована в стиле русской избы: деревяный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревяная посуда, образцы оберегов. Инструменты: Ножницы, нитки, кусочки ткани размером 15*15см. Предварительная работа: 1. Проживание тем в группе –« Мы — россияне», «Святки», «Народное творчество». 2. Просмотр презентаций: «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы», «Обереги». 3. Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба, предметы быта в ней (из соленого теста). 4. Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование. ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель: — Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. Дети: кланяются, прижав руку к сердцу. — Здравствуйте. Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы? (ответы детей- чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома). Тогда, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова: Ты катись, катись, клубок, С овражка на мосток. Только сильно не спеши, Путь-дорожку укажи. Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу(спальня оформлена под русский быт). В горнице детей встречает русская барышня – красавица. Здравствуйте хозяева!!! Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали??? Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома. Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте. Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались……( избами). Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. 1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели). В избу вели деревянные ступеньки. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше. 2. Что же было в каждой избе??? Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
3. Какие же были в избе полы? Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки. Воспитатель: Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе — занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату,кочергу.
Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
4. Что же значит название Красный угол??? Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый». В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот так жили люди раньше! Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки: Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит – Всем пить чай велит. /Самовар/ Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. /Печь/. В избе – изба, На избе – труба, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт. /Печь/ Черный конь Скачет в огонь. (Кочерга.) Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает, А сам на отдых идет. (Ухват.) То назад, то вперед, Ходит-бродит пароход. Остановишь – продырявит (Утюг) В лесу родился, В руках крестился, На ногах умер. (Лапоть.) Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча.) Синее море, Стеклянные берега, Плавает утка, Горит голова. (Керосиновая лампа.) На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку,кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности:стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей. Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, а что такое оберег? (ответы детей) Воспитатель: чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду — и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх. Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок — берегинь, защитный щит — божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов). Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную игру Физкуль (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца). Хозяйка. А сейчас еще одно задание для вас: У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта расписаные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и роспись какой он расписан. Игра «Назови роспись». Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искустница научит вас делать куклы – обереги. Дети переходят в другую комнату: группа превратилась в мастерскую: на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона. Марьяна – искустница (мама ребенка из нашей группы). Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской. Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ — НОЧЬ. Марьяна – искустница: Краткая информация о кукле день-ночь: Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Марьяна – искустница(мама ребенка из группы): перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи?? (ответы детей). Практическая работа в мастерской. Дети по образцу Марьяны – искустницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети, рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь. Самостоятельная работа. ( Форма работы совместно – индивидуальная) Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка. По окончании занятия детские работы размещаются на коллективной выставке. Идёт совместный анализ работ. — Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии? Дети: научились делать куклу оберег день-ночь.
Информационная справка: Краткая информация о кукле день-ночь: Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ
ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ — символ достатка, сытости и физической силы. ПШЕНО – от сглаза. ЧЕСНОК – от нечистой силы. ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи. РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость. СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца. ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ- слава и успех. ГРЕЧКА- ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи. ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости. ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха. МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние. КОСА – бесконечность. ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни. МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома. МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам. ПУГОВИЦЫ – к обновам.
Следующая > |