Картотека «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»


Полезность народных игр

Заботливые родители, осознавая свою занятость и невозможность полноценно общаться с ребенком, стараются окружить его разнообразными игрушками. Это хорошо, так как у малыша должна быть возможность через игрушку познавать мир вокруг себя. Но, чаще всего, с приобретением игрушек все заканчивается потому, что взрослые считают свою миссию выполненной. Между тем, чтобы дошкольник играл, его надо научить этому. Когда малыш умеет играть самостоятельно, тогда ему большое количество игрушек не понадобится.

Какие игры лучше всего предложить детям? Как найти игру, которая объединит взрослого и ребенка? Эти вопросы помогут решить русские народные игры. Они отбирались веками, до нас дошли самые любимые и популярные, которые легко организовать в любой обстановке: на отдыхе, дома. Пришла пора современным родителям узнать, в какие игры играли прадеды, чем они полезны для наших детей.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры»

Разработчик: Музыкальный руководитель Ускова Галина Николаевна МБДОУ детский сад № 20 «Земляничка» г. Кстово, Нижегородской области

Цель мастер-класса: Передача опыта организации и проведения с детьми народных игр участникам мастер-класса.

Задачи: Распространение педагогического опыта работы по пропаганде народных игр; повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса.

Народные игры для детей – это произведения народного творчества, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Это не только отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. Народная игра для детей несет еще и дополнительное значение. Она приобщает к культуре народа, формирует принадлежность к нему. И хотя в наш информационный, технологический век народная игра для детей почти вытеснена играми компьютерными, играть в них с ребенком надо. Дома, в школе, на детской площадке, во дворе, на праздниках, на прогулке в детском саду и т.д. Народные игры для детей, по большей части, — игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации. Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию (вырабатывается выносливость, сила, ловкость, становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля).

Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача (родителей, педагогов) — детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

Привлекательным моментом организации игр в ДОУ становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью народных игр является реализация развлекательной функции: шутки со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность игр для ребенка.

Русские народные игры для детей

Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а тот отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.

1. Хороводная игра «Дударь»

Дети становятся в круг, выбирают ведущего — Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют: «Дударь, Дударь, Дударище,

Старый-старый, старичище.

Его во колоду,

Его во сырую,

Его во гнилую».

Пропев песню, спрашивают:

«Дударь, Дударь, что болит? «

Дударь отвечает: «Нога» (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.)

Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит?», Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.

2. Игра «Заря»

Игроки образуют круг, руки держат за спиной, а один из играющих- заря- ходит сзади с лентой и говорит:

  • Заря – зарница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила,

Ленты голубые, кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и они быстро бегут в разные стороны по кругу и стараются занять свободное место. Кто останется без места становится зарёй.

3. Игра Золотые ворота» 1 вариант.

Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота,

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз,

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца»? Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом, все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».

Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет, та команда и выиграла.

2 вариант. Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся за руки и образуют цепочку. Все дети говорят:

  • Ай, люли, ай, люли наши руки мы сплели

Мы их подняли повыше, получилась красота!

Получились не простые, золотые ворота!

Игроки – ворота поют, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Дети – ворота поют:

  • Золотые ворота пропускают не всегда

Первый раз прощается, второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются (ворота захлопываются) Те, кто оказались пойманными, становятся дополнитеьными воротами. Ворота побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

4. Игра «Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся напротив друг друга. Между ними садится «пирог» (в шапочке пирога)

Перед игрой: потешка: Хлебом солью всех встречаем

Самовар на стол несем

Мы за чаем не скучаем

Поговорим о том о сем.

Затем все дружно начинают расхваливать пирог.

-Экий он высоконький, да экий он мякошенький, экий он широконький, режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к пирогу. Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На его место садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

И напоследок я предлагаю вам поиграть в нашу любимую игру.

5. Игра «Нитка – иголка»

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. (вед. – иголка, дети – ниточка)

Ведущий, напевая песню, ведёт детей в разных направлениях (змейкой, по диагонали, соблюдая углы)

— А я улком шла, переулком шла, клубок ниточек нашла, нитка тянется, перетянется. Клубок катится, перекатится, нитка далее, далее, далее, клубок боле, боле, боле! Песня повторяется столько раз, сколько захочет педагог. В конце ведущий начинает идти по кругу, завивая клубок из «ниточки», чтобы он был плотным. Затем дети поднимают руки вед. начинает развивать клубочек, образуя снова круг, иголочка соединяется с ниточкой. Все произносят слова, раскачивая руками: «Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась!» (разъединяют руки)

6. Игра «Растрёпа»

Под весёлую музыку дети двигаются подскоками по залу (или на участке) в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. С окончанием музыки образуют пары, взявшись за руки. Дети подходят к ребёнку который остался без пары и говорят. «Раз, два, три, растрёпа ты!» После этого игра продолжается снова.

Следующая >

Традиционные русские забавы

В праздники среди русских народных игр пользовались успехом развлечения с большим числом участников, когда можно было поделиться на группы и соревноваться друг с другом. Игры с соревновательным элементом испокон веков были любимы детьми разных возрастов, так как дают возможность померяться силой, удачей, сноровкой. К таким традиционным русским забавам можно отнести «Горелки», «Перетяни веревочку», «Цепочки» и аналогичные им.

Игра «Перетяни веревочку»

В игре «Перетяни веревочку» по сторонам площадки размещают два обруча. По земле протягивают веревочку так, чтобы концы ее оказались в середине каждого обруча. Дошколята распределяются на две группы. Участники каждой из них, по очереди, встают в свой обруч, потом по сигналу водящего (взрослого или старшего ребенка): «Раз, два, три, беги!», меняются обручами, стараясь как можно быстрее добежать до места соперника и дернуть веревочку. Тот, кто быстрее и без ошибок выполнил действия, становится победителем. Вслед за первой парой бежит вторая, потом третья, и так до конца.

Выигрывает команда, участники которой были быстрее, и чаще выдергивали веревочку. В этом соревновании обязательно участвует взрослый, чтобы следить за соблюдением правил.

Игра «Горелки»

В классической игре «Горелки» игроки встают парами в колонну. Поднятыми вверх руками образуют «ворота», через которые проходят все пары. Впереди всех, спиной к другим игрокам, встает водящий, которого еще называют «горящий». Игроки хором произносят потешку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! ». На последних словах дети в паре, оказавшейся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! » Водящий поворачивается, догоняет убегающих детей.

Если игрокам удается взять друг друга за руки, и «горящий» остается ни с чем, то они опять встают позади колонны. Водящий опять ловит или «горит» другую пару: игра повторяется.

Если получается поймать кого-то из убегающих игроков, то составляется новая пара. Водящим становится игрок, оставшийся без пары.

Игра «Цепочки»

В «Цепочках» игроки также образуют две команды. Считалочкой, например: «Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить! », выбирается «разбивала», который будет разбивать «цепочку». Команды располагаются напротив друг друга, участники крепко держатся за руки. Водящий разбегается, бежит к «цепи» соперников, стараясь ее разрушить.

При удаче он уводит соперника в свою группу, если не получилось, сам остается у соперников. Команда с большим количеством игроков становится победителем.

Аналогичных развлечений собрано и сохранено в народной копилке достаточно много. Большая часть их актуальна и любима поныне, например:

  • «Гуси-гуси»;
  • «Прятки»;
  • «Казаки-разбойники»;
  • «Салки»;
  • «Жмурки»;
  • «Колечко».

Другие ‒ «Плетень», «Звонарь», «Лапта» и прочие подзабыты, имеют более сложные правила, которые нужно с детьми предварительно заучить. Каждый родитель может подготовить увлекательные забавы, потехи, развлечения для проведения детских праздников. Все зависит от заинтересованности, желания самих взрослых.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]