Какая продуктивная деятельность доступна дошкольникам


Что такое продуктивная деятельность детей

Понятие «продуктивная деятельность» наводит на мысль, что результатом определенных действий должен быть некий продукт.

Дети дошкольного возраста больше ориентированы непосредственно на процесс. Выполняя различные действия, они познают окружающий мир. Малыши любят разобрать игрушку до последнего винтика только для того, чтобы посмотреть, что там внутри. Созидание, получение продукта мало совместимо с дошкольным возрастом. Однако, смотря что подразумевать под продуктом детских усилий.

Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста направлена на создание реального продукта в виде рисунка, поделки, конструкции, аппликации, связанного крючком квадратика под присмотром бабушки и подобных изделий.

Главная особенность продуктивной деятельности дошкольников заключается в появлении и материализации замысла. Если в игре замысел реализуется посредством действий и общения, то в данном случае ребенок получает конкретный продукт.

Продуктивная деятельность оказывает огромное влияние на развитие восприятия дошкольника. Изготавливая поделку или конструкцию, ребенок усваивает предметные свойства и отношения, разбирается с формой и размерами. Эти характеристики становятся доступными для понимания малыша только тогда, когда он применит их на практике.

Педагогические науки/3. Методические основы воспитательного процесса

Комлева С. В.

МОУ ДОД «Центр поддержки детства», г. Екатеринбург, Россия.

Продуктивная творческая деятельность подростков: методические ориентиры.

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность.

У подростков есть потребность передать свое отношение к действительности через собственную журналистскую деятельность. Молодые люди — не индифферентные потребители, а социально активные думающие личности. С помощью СМИ они хотят донести мнение своего поколения до окружающих, повлиять на ход событий, отстаивая активную жизненную позицию, не оставаясь безучастными наблюдателями. Именно в этом и заключается процесс социализации подростка в рамках деятельности по выпуску газеты.

Основная цель, которая стоит перед педагогом дополнительного образования, — это создание условий для включения молодежи в творческую деятельность с конкретной практической направленностью. И если продуктивная творческая деятельность подростков

– это
цель
, то достичь ее можно при решении следующих
задач
:

· дать представление о средствах массовой коммуникации, профессионально ориентировать старшеклассников;

· научить грамотному общению, выражению и анализу своих мыслей, оказать помощь в формировании личной позиции подростка;

· дать возможность личности реализовать свой творческий потенциал, способствовать сохранению социального здоровья, социальной адаптации;

· оказать помощь в формировании нравственных и эстетических критериев, самостоятельности мышления, гражданских качеств.

Принципы

, являющиеся необходимыми для реализации поставленных задач:

· целенаправленность /стремление к общей цели/;

· мотивированность /активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности/;

· структурированность /распределение функций, прав, обязанностей, ответственности/;

· согласованность /согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности/;

· организованность /планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению/;

· результативность /способность достигать результаты, наличие реального продукта деятельности/.

Планируемый результат

в такой деятельности может быть следующим — реализация креативно-коммуникативного потенциала молодежи через журналистский клуб «Монитор».

Данная форма деятельности ориентирована на организацию интеллектуального, социально-полезного досуга не только для одаренных и талантливых детей, но и для всех желающих, и направлена на формирование ключевых компетенций личности подростков, способствующих достижению результатов в личной и профессиональной жизни, обеспечивающих готовность подростка к конструктивному взаимодействию в социально-профессиональных отношениях.

Продуктивная творческая журналистская деятельность актуальна:

она учитывает всевозрастающую роль СМИ в системе общественных отношений, в создании и укреплении идеологии того общества, внутри которого они существуют. В сложившейся системе массовой информации подростки, однако, не всегда имеют возможность участвовать в работе «взрослых» СМИ. Обеспечить им постоянную журналистскую практику помогает подростковая пресса, в данном случае – журналистский клуб «Монитор». Роль организаторов, авторов, корректоров выполняют сами подростки при взаимодействии с педагогом.

Роль педагога

дополнительного образования при реализации данной программы скорее направляющая, чем организующая. Педагог в прямом смысле этого слова является таким же субъектом деятельности, как и учащийся. Он не доминирует над детьми, а щедро делится своим когнитивным потенциалом, направляя творческую энергию подростков в нужное русло, оказывая необходимую помощь при затруднениях, развивая коммуникативные умения и навыки учащихся.

Особенность дополнительного образования – отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет свободу выбора содержания, форм, средств, методов педагогической деятельности. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от педагога проявление инициативы.

Творчество педагога является необходимым условием для эффективной дополнительной образовательной деятельности по созданию газеты.

При создании условий для продуктивной творческой деятельности особое внимание следует уделить методическому обеспечению.

Методы и средства

дополнительного образования представляют собой методы и средства обучения, выбор которых определяется содержанием, формой, предусмотренной данной программой. Среди них можно выделить
методы организации учебно-познавательной содеятельности:
методы получения новых знаний (рассказ, объяснение, беседа, работа со словарями, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация); методы выработки умений и накопления опыта деятельности (упражнения, практическая деятельность, анализ продукта деятельности).

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у обучающихся мотивации

к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у обучающегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Ведущую роль в стимулирующих методах играет межличностное отношение взрослого и подростков. Группу методов стимулирования

можно условно подразделить на три большие подгруппы: методы эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха, поощрение и порицание, использование игр и игровых форм, постановка системы перспектив); методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг материала поля практического применения, метод стимулирования занимательным содержанием, создание ситуации творческого поиска); методы формирования ответственности и обязательности (перспектива конечного результата – продукта деятельности, невмешательство педагога в процесс организации и выполнения ролевой деятельности).

Введение методов организации взаимодействия

подростков и накопления социального опыта способствует, во-первых, накоплению у обучающихся социального опыта общения и, во-вторых, освоению подростками социальных методов организации развивающей и учебной деятельности.

Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение

обучающихся. Диалог образует и поддерживает совместную образовательную деятельность на занятиях, в которой и происходит развитие участников общего дела. Можно выделить следующие
методы организации взаимодействия участников:
освоение элементарных норм ведения разговора; методы взаимной проверки; метод совместных заданий, совместного нахождения лучшего решения; временная работа в группах; создание ситуаций совместных переживаний; дискуссия.

При дополнительном образовании эффективно идет развитие ряда особенностей, не предусмотренных традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображению, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умению самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовать ее, о способности к творчеству.

Психологические методы развития психических функций и творческих способностей

подростков доминируют при организации данной формы работы. Наибольший эффект дают такие методы, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход от игровой к реально-практической деятельности; анализ продукта деятельности.

Выпуск газеты

одна из популярных форм организации дополнительного образования. Это давно и широко известная форма организации внеурочной деятельности учащихся.

В процессе приобщения к работе с печатным словом есть много достоинств: журналистика развивает внимание и наблюдательность, собранность и критичность, способность владеть словом и ориентироваться в возросшем потоке информации. Работа над выпуском газеты помогает подросткам самовыразиться, в какой-то степени является профориентационной. Современный человек должен прекрасно владеть информационной технологией. Веб-дизайн расширяет возможности в оформлении материала, формирует определенную культуру работы с текстом. Газета, изданная типографским способом, повышает статус и самого печатного органа, и престижность работы в молодежной редакции.

Главное, вокруг чего строится образовательная деятельность, — это выпуск настоящей газеты с конкретным тиражом.

Молодежная газета как информационный центр позволяет воздействовать на старшеклассников и студенчество через содержание публикуемых материалов, способствует повышению информационной культуры, знакомству с современными технологиями печатного издания, овладению практическими навыками.

Продуктивные виды деятельности дошкольников

Не всякая занятость ребенка приводит к наглядному продукту. И игра может порадовать результатом. Например, в сюжетно-ролевой игре ребенок может научиться накрывать стол или понять, как происходит покупка в магазине. В процессе игры развиваются коммуникативные умения, дети находят своих друзей. Это все важные результаты. Но не предметные, не материальные.

К продуктивным видам относят:

  • Изобразительную деятельность
  • Конструирование
  • Рукоделие

Возможно, что некоторые родители сомневаются назвать продуктом тот результат, который получается у ребенка после его экспериментов с красками или соединения некоторых деталей конструктора. С точки зрения качественных характеристик результат часто в исполнении дошкольника слабоват… Тем более, взрослым нужно помнить, что ребенок демонстрирует все, что он делает, с желанием услышать поддержку и похвалу, а не критику.

Продуктивность изобразительного творчества и рукоделия

К изобразительной деятельности относят рисование, лепку и декоративное творчество. Это может быть изготовление аппликаций и других поделок. Близко к этому виду и рукоделие, хотя требует большей техничности, а поэтому доступно уже в старшем дошкольном возрасте.

Как только малыш трех-четырех лет в своих каракулях увидит некий объект, можно считать, что он создал свой первый продукт. Значит, ребенок не просто хаотично чертил на листе. У него был замысел! А что получилось – соответствует возрасту.

В среднем дошкольном возрасте дети рисуют вполне узнаваемые образы. Фигурки из пластилина еще не получаются, но простые формы уже вполне реализуемы. Яблоко, огурец, тарелку способен вылепить каждый ребенок.

Дети 6-7 лет имеют вполне сформированные навыки рисования и лепки. Усидчивые внимательные дети интересуются созданием аппликаций, присматриваются к вязанию и шитью. Если в семье кто-то увлекается рукоделием, старшие дошкольники обязательно приобщаются к этой деятельности.

Продукт деятельности в конструировании

Причисляя конструирование к продуктивной деятельности, важно иметь в виду, что продукт в этом случае временный. Редко какую конструкцию удается сохранить на продолжительное время. Разве что старший дошкольник смастерит по схеме из металлических или пластиковых деталей машину, кран, робота, и ему захочется на определенное время сохранить удачную модель.

У любой конструкции короткий век. Дети строят, собирают некий объект, смотрят на него, призывают взглянуть других, ожидают услышать похвалу и… в скором времени разрушают, чтобы создать нечто иное.

Но очевидно, что данная деятельность и осуществляется ребенком ради конкретного продукта. Это именно тот вид деятельности, который дает возможность увидеть дошкольнику наглядные достижения.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

  • комбинировать уже существующие знаний;
  • создавать новые образы в сознании (воображение);
  • создавать яркие, сильные представления (фантазия);
  • получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]