Продуктивная деятельность дошкольников — Теоретико-методологические основы организации и проведения развлечений для детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности


Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Работа детей в детском саду разнообразна. Это помогает поддерживать их интерес к деятельности, реализовывать их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является строительство и ручной труд. Ручной труд ребенка является одним из компонентов его эстетической деятельности, он развивает конструктивные способности детей, творчество, воображение, изобретательство. Декоративно-прикладное искусство — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения дома (игры, труд, подарки для мамы, досуг). Работая с бумажными и картонными изделиями, ребенок приобретает дополнительные знания и практические навыки, одновременно расширяя свой кругозор. У него развивается образное представление о возможностях предметов, он учится строить и создавать, находить им неожиданное применение. Он также развивает свое творческое воображение, что важно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Основополагающим моментом в конструировании является аналитико-синтетическая деятельность по исследованию объектов. Это позволяет определить структуру объекта и его частей и рассмотреть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход строительства, создает план. Успешность реализации замысла во многом определяется способностью дошкольника планировать и контролировать ход работы.

Формирование — это первый, основной вид деятельности, необходимый ребенку на ранних этапах развития изобразительной деятельности. Прикасаясь к предметам, дети формируют способы исследования предметов и распознавания их форм.

При лепке ребенок познает объемную форму предмета, взаимосвязь его частей, у него формируются навыки работы обеими руками, координация движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, зрения, пространственного мышления. Трудно переоценить важность моделирования в развитии ребенка. Лепка — самое динамичное, радостное детское искусство. Даже маленьких детей привлекает возможность сформировать «настоящие» орехи и скормить их белке. Любые манипуляции с фигурными предметами, их использование в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем больше у него развиваются общие и изобразительные навыки. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи и развивает конструктивное мышление. Ведь мало изобразить человека, он должен еще и уметь стоять на ногах.

Цвет, как форма и движение, является средством выражения в моделировании. Никому из детей не придет в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кощея Бессмертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Для моделирования кукол они выбирают цвета, радующие глаз, и находят выразительные детали (яркий бант, декоративные элементы). Цвет является самым сильным средством выражения даже в моделировании. Если дать ребенку выбор лепить из обычной или цветной глины, он всегда предпочтет цветную глину.

Приложение позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем становится основой для графического изображения, служащего опорой для развития визуальных навыков ребенка, то есть способности представлять предмет определенной формы. В ходе выполнения коллажей также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных способностей. На уроках рисования, лепки, аппликации и конструирования дети развивают свой язык: изучают названия цветов и их оттенков, пространственные признаки и обогащают свой словарный запас. Маленьких детей учат наклеивать на бумагу готовые геометрические фигуры и картинки. Им показывают, как наносить на них клей и размещать на бумаге. Учитель привлекает детей к объяснению заданий и порядка их выполнения. Во время анализа работ, в конце урока, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают свои суждения о работах других детей.

В процессе систематического конструирования и применения дети интенсивно развивают свои сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует овладения знаниями об их свойствах и качествах, форме, цвете, размере, положении в пространстве.

Дети знакомятся с техникой складывания, биговки, вырезания, склеивания бумаги. Эти сложные понятия легко усваиваются детьми при создании декоративного узора или изображении предмета по частям. При обучении продуктивной деятельности дети учатся аккуратно использовать материалы, содержать их в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенном порядке. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Почему это важно?

Может показаться, что слишком большое внимание уделяется таким незамысловатым занятиям как лепка, рисование и собирание конструктора. Со стороны не видно, какие усилия прилагает ребенок, его развитие не выглядит очевидным, ведь совершенствование навыков происходит постепенно. Однако не стоит недооценивать продуктивные виды деятельности.

Современная система образования, которая претерпевает постоянные изменения, с недавних пор пришла к тому, что детские сады стали частью всей системы. Проще говоря, развитие ребенка начинается уже в пресловутом «садике». Там опытные воспитатели и учителя помогут ребенку раскрыть потенциал и развить по максимуму все положительные качества.


Развитие детей – основная задача дошкольного образования

Ребенок в сфере образования становится не объектом, на который осуществляется воздействие, а субъектом, который сам играет центральную роль в собственном развитии.

Иными словами, не учитель должен «запихивать» знания в воспитанника, а сам малыш должен стремиться добыть необходимую информацию. Этот феномен появился благодаря гуманизации и демократизации образования, когда внимание перемещается с учителя на ученика, и именно последний становится центром воспитательного процесса.

Совершенствование навыков, полученных в дошкольном учреждении, с родителями поможет как взрослым, так и ребенку: вам будет проще понять свое чадо, а ему, в свою очередь, будет приятно продемонстрировать своей семье, что он умеет делать. Именно поэтому важно и нужно развивать продуктивные навыки.

Психологические характеристики ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство — это период от момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). В этом процессе решающую роль играют социальные факторы формирования личности. В дошкольном детстве формируются основные индивидуально-психологические характеристики ребенка, создаются условия для формирования социально-нравственных характеристик личности.

Эта фаза детства характеризуется:

  • В крайнем случае, ребенок нуждается в помощи взрослого для удовлетворения основных жизненных потребностей;
  • максимально возможная роль семьи в удовлетворении всех основных потребностей (материальных, духовных, познавательных);
  • минимальная возможность самозащиты от вредных воздействий окружающей среды.

Обращение. К шести годам словарный запас ребенка расширяется настолько, что он может легко объяснить другому человеку все, что относится к повседневной жизни и сфере его интересов. В то время как трехлетний ребенок с нормальным развитием использует до 500 и более слов, шестилетний ребенок использует от 3 000 до 7 000 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и связок.

Сенсорное развитие. Ребенок, посещающий детский сад, не только различает цвета, формы, размеры предметов и их положение в пространстве, но и может правильно назвать предложенные цвета и формы предметов и правильно распределить предметы по размеру. Он также может изображать простые фигуры и раскрашивать их в определенный цвет. Очень важно, чтобы ребенок мог установить идентичность предметов с определенной нормой. Стандарты — это модели человечества основных разновидностей качеств и свойств объектов. Так, эталонами восприятия (сенсорными эталонами) являются: цвета спектра, белый и черный цвета, всевозможные формы, уровень звуков, временные интервалы и т.д. Они возникли в ходе истории человеческой культуры и используются людьми в качестве моделей, эталонов, с помощью которых определяется соответствие воспринимаемой реальности тому или иному стандарту из системы упорядоченных стандартов.

Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с нормой, то можно предположить, что он может установить тождество (шар круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не идеально похоже на шар), несходство (шар и куб). Внимательно рассматривая, трогая или слушая, ребенок выполняет соотносительные действия, прослеживает связь воспринимаемого с эталоном.

Развитие мышления. Особенностью здоровой психики ребенка является познавательная активность. Любопытство ребенка постоянно направлено на познание окружающего мира и формирование собственной картины этого мира. Ребенок играет, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Например, он сам может понять, какие предметы будут тонуть, а какие плавать. У него много вопросов о явлениях жизни. Чем более интеллектуально активен ребенок, тем больше вопросов он задает и тем более разнообразными становятся эти вопросы.

Развитие внимания. Познавательная деятельность ребенка по исследованию окружающего мира организует его внимание к исследуемым объектам в течение довольно длительного времени, пока его интерес не ослабевает. Если шестилетний ребенок занят важной для него игрой, он может играть два или даже три часа, не отвлекаясь. Он может сосредоточиться на продуктивной деятельности (рисование, конструирование, работа, имеющая для него смысл) на такое же время. Однако такие результаты концентрации внимания — следствие интереса к тому, что делает ребенок. Он будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, когда ему приходится заниматься деятельностью, которая ему не подходит или совсем не нравится.

Развитие памяти. Дошкольный возраст — это возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память является ведущим когнитивным процессом. На самом деле, ребенок дошкольного возраста осваивает язык настолько, что становится настоящим носителем родного языка. Память фиксирует и сохраняет события и информацию, значимые для ребенка. Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю жизнь.

Шестилетний ребенок уже может произвольно запоминать предметы. Когда запоминание становится условием успешной игры или важно для реализации стремлений ребенка, он легко запоминает слова в определенном порядке, стихи, последовательности действий и так далее. Шестилетний ребенок уже сознательно способен использовать приемы запоминания. Он повторяет то, что нужно запомнить, пытается понять, усвоить то, что было заучено в определенном порядке. Тем не менее, непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь также все определяется интересом ребенка к тому, с чем он занимается.

Развитие воображения. Шестилетний ребенок может создать в своем воображении множество ситуаций, в которых он предстает в своих самых прекрасных проявлениях. Сформировавшись в игре, воображение переходит в другие виды деятельности. Это наиболее ярко проявляется в рисовании и в сочинении детских стишков и сказок. Здесь наблюдается большая вариативность в характере детского творчества: одни дети сосредоточены на воссоздании реальной действительности, другие — на создании фантастических образов и ситуаций. Фантазия играет большую роль в жизни ребенка, чем в жизни взрослого, она проявляется гораздо чаще и допускает более частые нарушения реальности жизни. Неустанная работа воображения — это основной способ познания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.

Что такое продуктивная деятельность детей

Понятие «продуктивная деятельность» наводит на мысль, что результатом определенных действий должен быть некий продукт.

Дети дошкольного возраста больше ориентированы непосредственно на процесс. Выполняя различные действия, они познают окружающий мир. Малыши любят разобрать игрушку до последнего винтика только для того, чтобы посмотреть, что там внутри. Созидание, получение продукта мало совместимо с дошкольным возрастом. Однако, смотря что подразумевать под продуктом детских усилий.

Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста направлена на создание реального продукта в виде рисунка, поделки, конструкции, аппликации, связанного крючком квадратика под присмотром бабушки и подобных изделий.

Главная особенность продуктивной деятельности дошкольников заключается в появлении и материализации замысла. Если в игре замысел реализуется посредством действий и общения, то в данном случае ребенок получает конкретный продукт.

Продуктивная деятельность оказывает огромное влияние на развитие восприятия дошкольника. Изготавливая поделку или конструкцию, ребенок усваивает предметные свойства и отношения, разбирается с формой и размерами. Эти характеристики становятся доступными для понимания малыша только тогда, когда он применит их на практике.

Итог

Как можно заметить, продуктивные навыки, развитые в дошкольном возрасте, имеют массу плюсов:

  • развитие эстетических и нравственных чувств воспитанника;
  • совершенствование его умственной и физической сторон;
  • формирование понятий о пространстве, форме, композиции;
  • приобретение дополнительных навыков работы с инструментами и канцелярскими принадлежностями;
  • развитие усидчивости, трудолюбия, логики.

А для того, чтобы всего этого достичь, нужно сделать не так уж и много: обеспечить малыша всеми необходимыми материалами и вместе с ним попробовать смастерить поделку, вылепить фигурку или нарисовать картину. Это доставит удовольствие и вам, и ребенку, и поможет ему сделать еще один шаг к своему успешному образованию.
Оставить комментарий

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]