Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова


Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне. Дети с речевым недоразвитием (ФФНР, ОНР) с трудом усваивают слоговую структуру слов, им необходимо специальное коррекционно – педагогическое обучение. Детям дошкольного возраста необходимо преподносить весь материал в игровой, интересной им форме, для этого были разработаны специальные игры на формирование слоговой структуры слова. Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова педагогу нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее. 1. Игра с пирамидкой

Поставить перед ребёнком пирамидку, обсудить её, затем разобрать, и начать одевать кольца, проговаривая слова различной слоговой конструкции. Необходимо на каждое колечко проговорить слог.
2. Игра с пуговицами
Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!
3. Игра с мячиками
Дайте ребёнку поиграть различными мячиками небольшого размера, покидайте или покатайте их. После этого предложите ребёнку кидать мячики в тазик, проговаривая слова по слогам. Вместе с ребёнком отрабатывайте это упражнение, постепенно увеличивая расстояние до таза, в который нужно кидать мячи и слоговую структуру проговариваемых слов.
4. Игра с матрёшкой
Вместе с ребёнком поиграйте в матрёшку, разберите и соберите её. Затем разберите и соберите каждую маленькую матрёшку отдельно и расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам – на каждую игрушку по слогу.
5. Игра с геометрическими фигурами
Предложите ребёнку изучить фигуры: круг, квадрат, треугольник. Разлижите все фигуры по отдельным кучкам. Потом вместе с ребёнком раскладывайте фигуры в ряд (например только круги) и проговаривайте слова по слогам, на каждый круг по слогу. Так поиграйте со всеми фигурами. Потом обсудите с ребёнком количество сказанных слов и их длину (слова с одним слогом – короткие, слова с большим количеством слогов – длинные)
6. Игра с кубиками
Возьмите кубики, постройте из них башню или забор, потом предложите ребёнку поговорить и проговаривайте слова по слогам, расставляя кубики в ряд «заборчиком», на каждый кубик – один слог.
7. Игра с детскими печатями
Взрослый предлагает ребенку сделать красивую картинку и даёт ему печать. В совместной деятельности взрослы и ребёнком печатают картинки в ряд, проговаривая слова по слогам. На каждую напечатанную картинку – один слог. Слова, напечатанные по слогам, должны располагаться отдельно друг от друга на листе бумаги. Далее я предлагаю вашему вниманию речевой материал для отработки слоговой структуры различного уровня сложности. 1.СГСГ Сова Зебу Коса Коза Сени Сено Ноты Кино Пума Кофе Зима Тоди Дыня Киви Кеды Дети Ноги Фата Луна Вода Вата Пена Небо Мука 2. СГС Дом Кот Ком Медь Мех Мох Мазь Кит Сок Сом Сеть Тень Нос Мак Конь Сон 3. СГСГС Бизон Фенек Фазан Хомяк Кабан Питон Банан Кокос Вагон Совок Носок Газон Совок Сапог Венок Веник 4. СГСГСГ Финики Гадюка Какаду Навага Кимоно Домино Кивано Собака Посуда Бумага 5. СГССГ Панда Манго Соска Сумка Папка Банка Манка Каска Сёмга Бонго Нанду Кепка Санки Паста Буква Тесто Такса Диски Маска Доска Миска Банты 6. ССГС Гном Снег Свет Смех Шкаф Кнут Знак Стог Скат Степь 7.СГСГСГСГ Пуговица Росомаха Макароны Черепаха Веретено Пирамида 8. СГСГСГС Самокат Магазин Бегемот Ботинок Моховик 9. СГСГСГСГС Телевизор Велосипед

Дидактические игры для подготовительной группы детского сада

Дидактические игры по развитию слоговой структуры слова.
Автор: Будилова Галина Евгеньевна, воспитатель ГБОУ СОШ 821, дошкольное отделение. Дидактические игры предназначены для детей подготовительной к школе группы.
Игра №1 «Слоговое домино».

Для игры нам понадобится цветной картон, предметные картинки, клей, ножницы, простой карандаш. Берем цветной картон, обратную сторону цветного картона расчерчиваем на прямоугольники размером 5х10 см.


Расчерченный лист картона разрезаем на карточки.


Из старых книжек вырезаем маленькие предметные картинки и наклеиваем их на цветную сторону карточки по две штуки (слева и справа).

Цель игры: закрепить умение делить слова на слоги. Упражнять детей в определении количества слогов в слове; в сопоставлении слоговой структуры различных слов; подбирать картинки, в названии которых одинаковое количество слогов. Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух. Ход игры: ребенку предлагают посмотреть на карточки – домино и выложить цепочку домино таким образом, чтобы количество слогов последующего слова – названия совпало с количеством слогов предыдущего. Если задание выполнено верно, то цепочка замкнется, т. е. слоговая структура названия последующей картинки совпадет со слоговой структурой первой.

Игра №2 «Цветочный магазин».

Для изготовления игры нам понадобятся открытки, цветной картон, клей, ножницы, карандаш. Берем цветной картон, на обратной стороне расчерчиваем картон на прямоугольники размером 14х10 см.


Разрезаем картон на прямоугольники.


На цветную сторону картонных прямоугольников наклеиваем открытки цветов.


Берем картон другого цвета, обратную сторону картона расчерчиваем на прямоугольники размером 3х8 см.


Разрезаем картон на карточки.


На цветную сторону карточек наклеиваем кружочки (по 1, по 2, по 3, по 4).

Цель игры: закрепление умения делить слова на слоги, закреплять в словаре детей названия цветов. Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух. Ход игры: на наборное полотно поставить карточки с цветами. Воспитатель рассказывает: «Это у нас цветочный магазин, в нем продаются разные цветы. Одни – с короткими названиями, например: пион; другие с длинными названиями, например: незабудки. У вас есть у каждого числовая карточка с кружочками. Это – «деньги». Вы будете покупателями, а я – продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его, если ошиблись, цветок остается на прилавке». В конце игры воспитатель показывает числовую карточку и просит назвать купленные цветы, в названии которых столько слогов, сколько кружочков на карточке.

Игра №3 «Три линейки»

Для игры понадобится цветной картон, предметные картинки, ножницы, клей, карандаш. Берем лист картона и делим его на три части.


Берем другой лист картона, с обратной стороны расчерчиваем на квадраты со стороной 5см.


Разрезаем картон на квадраты.


На квадраты наклеиваем предметные картинки.

Цель игры: упражнять детей в делении слов на слоги; определении количества слогов в слове; находить картинки, в названии которых определенное количество слогов. Развивать речь детей, воспитывать внимание, мышление. Ход игры: детям раздаются большие карты, разделенные на три части и предметные картинки. Дети должны на первую линию выложить картинки, название которых состоит из одного слога; на вторую линию выложить картинки, название которых состоит из двух слогов; на третью – из трех слогов.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра со звучащими предметами для старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Весна

Похожие статьи:

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе детей компенсирующей направленности «В гостях у Зимы»

Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»

Дидактические игры по ознакомлению с флорой и фауной для детей старшей – подготовительной группы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]