Театральные кружки для подростков: условия приема, отбор, программа занятий, преподаватели, отзывы

Многие подростки мечтают о сценической славе, но все же эта профессия подойдет не всем, нужно обязательно проверить свои силы. Другим же – не хватает уверенности в себе, присутствует страх публичных выступлений. Театральный кружок для подростков подойдет всем, поможет раскрыть творческий потенциал, приобрести уверенность в себе, найти друзей и единомышленников. Навыки, полученные здесь, пригодятся и тем, кто не свяжет дальнейшую свою жизнь с театральным искусством: в числе этих умений отличная дикция, высокий уровень самодисциплины и навык публичных выступлений. Все это сослужит добрую службу после школы, когда подросток отправится в «самостоятельное плавание». Подобные знания понадобятся в институте при представлении докладов и рефератов, защите курсовых и дипломных работ. Кроме того, участие в любительских постановках развивает воображение, кругозор, умение работать в команде. Театральный кружок для детей, программа которого подобрана грамотными преподавателями, поможет даже застенчивому подростку раскрепоститься, стать пластичнее и энергичнее. Необходимое качество для взрослой жизни. Но для осуществления всего перечисленного необходимо сделать правильный выбор.

Театральный кружок

Многие преподаватели, работающие в области искусства, не согласятся с тем, что актеров воспитывают. Чтобы ребенок стал востребованным актером, его нужно обучать театральному мастерству, воспитывать в нем тонко чувствующую натуру, умеющую правильно выражать свои эмоции и мысли, сопереживать и сочувствовать.
Необходимо научить юного ценителя прекрасного уважать театральное искусство и четко разбираться в нем. Чтобы родителям и детям проще было достигать желаемого результата в овладении навыками актерского мастерства, на помощь приходит театральная студия.

Занятия театральным искусством не обязательны, однако, с их помощью дети приобретут бесценный опыт, который точно будет полезен в светлом будущем. Если педагог является поистине профессионалом своего дела, то он каждому ребенку: и чересчур самолюбивому, и, наоборот, слишком застенчивому, окажет поддержку в поиске собственного «я», поможет проявить таланты и скрыть недостатки.

Спектакль – это, прежде всего, взаимодействие в коллективе. Умение работать в команде, брать на себя ответственность, правильно пользоваться свободой, которая предоставляется в определенных обстоятельствах, уважение к своим чувствам и чувствам других – всему этому педагоги учат в театральном кружке.

Студия «Наш театр»

Перенесемся в новый город, театральные кружки для подростков в Ярославле представлены множеством вариантов. Один из них – студия «Наш театр», основанная в 2006 году. Участие в творческой жизни центра – прекрасная возможность проявить себя для детей и взрослых, раскрыть свой творческий потенциал. Обучение разделено на возрастные ступени, студийцев ждут актерское мастерство, сценическая речь, вокал и хореография под руководством опытных преподавателей. Ежегодно ставится по одному новому спектаклю, регулярно проводятся выступления для приглашенной публики. Мастерская находится сразу в трех точках города, что очень удобно.

Что подразумевается под занятиями в драмкружке?

Традиционным возрастом, по достижению которого ребенка могут принять в драматический кружок, считается 6 лет. Но есть студии, которые обучают мастерству перевоплощения детишек практически с младенчества.

Уроки театрального искусства с детишками, возраст которых больше года, проводятся в игровой форме и включают в себя обучение следующим действиям, являющимся первоначальными театральными этюдами: рычать как тигренок, мяукать как котенок и другие. На основании всего вышеперечисленного делается вывод, что возраст, который подходит для обучения актерскому мастерству, значения не имеет.

Понять, в чем действительно нуждается ребенок, очень сложно, так как никто, кроме самого малыша, этого не знает. Предоставление выбора – вот чем должны руководствоваться родители при выборе занятий, которые будет посещать юное дарование.

Причем это касается не только театральных кружков, но и любых других секций. Давление на ребенка – главная ошибка, приводящая к нежелательным результатам.

Активный поиск и частая смена кружков не возбраняется, ведь ребенок выбирает, какие занятия придутся ему по душе, а на какие он больше никогда не пойдет. Однако, после каждой неудачной попытки найти то, что нужно, необходимо проводить с ребенком анализ ситуации и выявлять причины, по которым поиск не увенчался успехом.

Предположить, понравится ли ребенку перевоплощаться в персонажей разных произведений и выступать перед большой аудиторией на сцене, сложно. Но важно ценить и понимать, что значат для дошкольника занятия в театральной студии.

Театр прививает детям много жизненно необходимых навыков, среди которых особенно выделяются:

Студия при Молодежном театре под руководством В. Спесивцева

При театре Вячеслава Спесивцева почти с самого основания существует мастерская. Обучение в ней бесплатно. Из-за наличия отбора уже в процессе обучения и серьезного подхода, школу не смогли причислить к театральным кружкам для подростков. Попробовать свои силы и получить знания и опыт в студии может каждый, но, скорее, это еще одно место серьезного старта для не мыслящих своей жизни без сцены детей и подростков. Обучение проводится в трех группах: от 6-10 лет, от 10 до 15 и от 16 до 18. Здесь обещают, что воспитанники студии получат знания, сравнимые с первыми курсами специализированных актерских училищ. Программа обучения превосходит другие занятия для театрального кружка для детей. Помимо актерского мастерства, сольфеджио и прочих предметов, здесь проводятся уроки сценического фехтования, акробатики и танцев. Но не стоит бояться профессионального отношения, в студии оказывают всяческую поддержку и развивают таланты учеников. Она расположена по адресу Молодежного театра: улица Руставели, 19. Записаться можно каждое воскресенье в 10:45 (со служебного входа).

Театр создан не только для актеров

Не стоит думать, что в театре нечего делать тому, кто не видит себя в будущем на сцене. Театральное искусство улучшает интеллект, тренирует память и сосредоточенность. Многочисленные исследования показали, что дети, которые в свое время принимали участие в театральных постановках, становятся в будущем гармоничными личностями. Окружающий мир и люди воспринимаются ими в самых разных проявлениях. Творческие личности отличаются толерантностью. Все эти качества будут полезны современным детям.

Основной целью руководителей драмкружков является предоставление возможности ребятам:

Как показывали многомиллионные опросы – не важно, какой сфере деятельности в будущем отдается предпочтение, ясно одно – театральный опыт никогда не забывается и только помогает в овладении той или иной профессией.

Театр – это уникальное место, завораживающее особой атмосферой и погружающее в совершенно другой мир, отличающийся своей эпохой, костюмами, манерой поведения людей, живших в то время.

Театр дает шанс раскрепоститься в компании других людей, избавиться от имеющихся комплексов, выявить скрытые способности и таланты. Кроме того, человек изучает правила красноречия, улучшает свою дикцию и овладевает секретным приемом, заключающимся в умении притягивать и заинтересовывать слушателей.

Работа в коллективе помогает легко понимать коллег, избавиться от трудностей, возникающих при общении с другими людьми, и находить свое место в новом окружении.

Источник

Зачем это нужно?

К масштабным целям любого театрального кружка относятся следующие задачи:

  1. Расширить общий художественный кругозор детей и практически познакомить их с элементами сценической грамоты, особенностями той или иной национальной культуры.
  2. Сформировать верные идейно-эстетические оценки ситуаций, которые доступны пониманию и возрасту детей.
  3. Развить творческие способности детей, воспитать у них наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение, творческую инициативу.
  4. Воспитывать у детей чувство коллективизма, эмоциональной отзывчивости, способности чувствовать и понимать красивое, требовательности к себе и окружающим.

Все это может решить интересный кружок театральный. Программа, согласно ФГОСам, должна ориентироваться в первую очередь на умение воплощать художественное произведение на сцене с учетом правил театрального искусства. Рассмотрим несколько рабочих программ, направленных на обучение детей разного возраста театральному мастерству.

Как организовать работу театрального кружка.

На занятиях кружка важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы своё применение чувства ребёнка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы он мог содействовать, сочувствовать реально.

Итак, сначала мы выбираем с детьми сказку и я по ней пишу сценарий. Сложность заключается в том, что детей в кружке занимается много, а героев мало. Поэтому приходится добавлять новых героев. Затем читаю сценарий ребятам, и мы анализируем прочитанное. Очень важно, чтобы каждый ребёнок мог высказать свою точку зрения. В конце обсуждения находим главную мысль текста и основную идею, которую хотел донести до нас автор. После обсуждения распределяем роли. Стараюсь учитывать желания детей, их возможности. На следующем занятии читаем выразительно. Если в тексте попадаются непонятные слова, объясняем их значение, подбираем синонимы, чтобы детям легче было заучивать текст.

Чтобы донести до зрителей идею произведения актеры должны проговорить свои реплики чётко и выразительно. Выразительность основана на вдумчивом анализе текста и применении основных положений искусства чтения, содействует умственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей. Выразительное чтение неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие детей. Оно способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства! Если есть такая возможность, то на занятиях я использую живое слово актёра (запись). Большой наградой для меня является правильно прочитанная реплика.

Статья на тему «Организация работы школьного театрального кружка»

Организация работы школьного театрального кружка

(из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «Ягринская гимназия» Савицкой Светланы Валерьевны)

Мой опыт деятельности по организации работы театрального кружка составляет три года. Начинала я работу с учениками второго класса, продолжила работать с этими же ребятами в третьем классе. Перейдя работать в другое образовательное учреждение, организовала театральный кружок на базе группы продленного дня, где были собраны ребята из первых классов. Я расскажу о том, как всё начиналось.

В связи с внедрением ФГОС НОО для каждого класса выделены 10 часов занятий внеурочной и кружковой работы. Выбирая вид деятельности, занятия которой я могла бы предложить учащимся своего класса, проанализировала направления работы, уже организованные в нашей школе. Оказалось, что работали различные спортивные секции, проводились занятия хорового пения, декоративно-прикладного творчества, а театрального кружка не было. Следовательно, это направление работы можно было осваивать.

Теперь нужно было заручиться поддержкой родителей учеников. На родительском собрании я рассказала о своем намерении в следующем учебном году проводить занятия театрального кружка. Объяснила, для чего нужен этот кружок, какие цели и задачи ставлю перед собой и ребятами. Родители меня поддержали.

Профессионального театрального образования у меня нет. Когда-то, будучи ученицей, я посещала занятия кукольного кружка при Доме пионеров города Северодвинска. Принимала участие в постановках кукольных спектаклей, выступала на сцене вместе с другими ребятами. Но это было очень давно. Поэтому во время летних каникул я читала литературу по теме организации театрального кружка, изучала уже составленные рабочие программы. Мне важно было определить виды работы, которые могут быть использованы при организации занятий, выстроить структуру проведения самого занятия и понять к какому результату на конец первого года работы можно прийти. На основе этого я составила свою программу. Кружок назвала «Театральная шкатулка». (Приложение 1)

Теперь я знала, по каким направлениям строится работа театрального кружка. Это: основы театральной культуры, ритмопластика, культура и техника речи, театральная игра и работа над спектаклем. Я изучила цели и задачи каждого направления работы, ознакомилась с тем, к каким результатам в работе следует стремиться.

А вот с построением конкретного занятия дело обстояло сложнее. Я столкнулась с такой проблемой: не все предлагаемые виды работы были интересны детям. Наиболее значимыми и интересными для ребят оказались: артикуляционная гимнастика, работа над дыханием, произнесение скороговорок, работа с пантомимами, диалоги в стихотворной форме и игры, направленные на создание образов животных, людей или каких-либо предметов. Используя эти виды работ, я выстроила структуру занятия.

Скороговорки, темы для пантомим, а также различные упражнения для проведения артикуляционной гимнастики найти было несложно. Труднее оказалось найти интересные диалоги в стихотворной форме. Такие диалоги ребята запоминали легче и работать им было интереснее. При работе над стихотворением можно было меняться партнерами, и, в этом случае, диалог приобретал новую окраску. Текст этих стихотворений я набирала цветным шрифтом, выделяя определенным цветом слова каждого персонажа. На одном листе обычно помещалось 4 диалога в стихах. Количество листов соответствовало количеству студийцев. (Приложение 1, Приложение 2)

Сценарии для постановок спектаклей я тоже искала в стихотворной форме. Помог сайт Олеси Емельяновой. Там я нашла сценарии сказок «Репка» и «Теремок». Листы со сценарием сказок я печатала по тому же принципу: разным цветом шрифта набирала слова разных персонажей. Словам каждого персонажа соответствовал свой цвет шрифта. Количество текстов со сценарием соответствовало количеству ребят. (Приложение 3)

В работе над спектаклем одной из трудностей было распределение ролей. Главные роли и еще выигрышные роли (с точки зрения ребят) хотели играть все. Приходилось объяснять особенность каждого героя, неповторимость и привлекательность его образа. К спектаклю готовилось два состава актеров. На репетициях они могли подменять друг друга, а также увидеть со стороны исполнении ролей другими актерами, подметить удачные интонации, движения.

В процессе работы я наблюдала, как меняются дети. Как сложно им было работать над дыханием, как нелегко давалось произнесение скороговорок, как непривычно было раскрепостить себя в работе с пантомимой, как волновались, выходя на сцену (пространство перед доской) для показа сценки или отдельного образа. Были дети, которые приходили на занятия и долгое время с последнего ряда просто наблюдали за работой других ребят. Но и эти дети с течением времени стали принимать активное участие в работе кружка: так же, как и все исполнять пантомимы, участвовать в сценках. Работу на занятиях я часто организовывала в парах, причем в парах сменного состава. Благодаря этому, никто не оставался вычеркнутым из общей деятельности, а ребята могли увидеть творческие способности всех одноклассников, поучиться друг у друга интонациям, движениям, приобретали умение договариваться. В дальнейшем, ребята стали сами проводить артикуляционную гимнастику, придумывать образы для пантомимы. Стали пробовать при новые интонации, изменять манеру поведения своих персонажей. Перед работой над новыми образами мы вместе с ребятами давали характеристику каждому герою, следуя которой, пробовали подходящие интонации и манеру его движений. На занятиях мы часто возвращались к уже изученным сценкам, разыгрывали их, анализировали, что у каждой пары актеров получилось хорошо, над чем можно еще поработать. Видно было, что дома дети репетируют, стараясь показать на следующем занятии персонажа сценки по-другому, с другими интонациями, с другой манерой поведения. Новые образы часто выглядели удачно и находили поддержку и одобрение у кружковцев.

Отчетным мероприятием стал новогодний концерт для родителей, состоявший из сценок (диалогов в стихотворной форме) и спектакля «Теремок». Подготовиться к этому представлению помогли родители учащихся. Они подобрали костюмы героям сказки, изготовили из фанеры теремок, за стенами которого помещались все персонажи. Этот теремок мог складываться, когда медведь должен был разрушить его. Концертом были довольны все: и дети, и родители.

Позже сказку «Теремок» мы показали перед первоклассниками нашей школы. Затем 09.02.2017 перед слушателями очно-заочных курсов повышения квалификации «Деятельность педагога-организатора (старшего вожатого) в условиях стандартизации образования» при АО ИОО, показали открытое занятие.

Работа театрального кружка оказалась успешной. Участие детей в театрализованной деятельности повлияло на обогащение словарного запаса детей, на развитие творческих способностей. Ребята научились импровизировать, фантазировать, воображать, взаимодействовать с людьми, уметь делать выбор, находить выход в различных ситуациях. Умения, приобретенные в театрализованных играх, дети стали использовать в повседневной жизни.

Приложение 1

Тематическое планирование программы «Театральная шкатулка»

1
класс

п\п

Дата Тема Кол-во

часов

Цикл Воспитание качеств, ознакомление с понятиями
план факт
1 Вводное занятие. Познакомимся, мой друг! 1 Культура и техника речи Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений
2 Виды театрального искусства 1 Основы театральной культуры Познакомить ребят с видами театрального искусства
3 Основы актерского мастерства 1 Основы театральной культуры Познакомить с понятием «актерское мастерство»
4 Театральная этика 1 Основы театральной культуры Познакомить ребят с правилами поведения ы театре
5 Изображение героев. Попробуем измениться. 1 Ритмопластика Познакомить с понятиями «мимика», «жест». Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жестов.
6 Игра жестов, мимики лица. Управление голосом. 1 Культура и техника речи Развивать выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей.
7 Стихотворения — миниатюры. Работа над дикцией. 1 Работа над спектаклем Способствовать объединению детей в совместной деятельности.
8 Стихотворения — миниатюры. Работа над интонацией. 1 Работа над спектаклем Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа.
9 Стихотворения — миниатюры. Работа над образами героев. 1 Работа над спектаклем Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа.
10 Игра в рифмы. 1 Культура и техника речи Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.
11 Пантомима. Узнай героя. 1 Ритмопластика Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
12 Наши эмоции. Творческий пересказ сказки 1 Культура и техника речи Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.

13 Играем пальчиками. 1 Ритмопластика Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

Закрепить понятие «пантомима».

14 Давайте поиграем. Моя любимая игра. 1 Ритмопластика Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.
15 Постучимся в теремок. 1 Работа над спектаклем Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.
16 Замена интонации. Учимся говорить по — разному 1 Культура и техника речи Развивать интонационный строй речи у детей.

Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

17 Учимся четко говорить. 1 Культура и техника речи Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.
18 Игра в рифмы. 1 Культура и техника речи Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.
19 Рассказываем про любимые игры и сказки. 1 Культура и техника речи Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

20 Характеристика персонажей. Сказочные рисунки. 1 Ритмопластика Дать понятие, что иллюстрации — важное средство выразительности

Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам

21 Изобрази героя. 1 Ритмопластика Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности
22 Изобразим страх и его преодолеем. 1 Ритмопластика Закрепить умение детей изображать страх.

Учить преодолевать это состояние.

23 Игры в интонировании диалогов. 1 Культура и техника речи Развивать способность у детей понимать друг друга.
24 Правильное дыхание в речи. 1 Культура и техника речи Развивать правильное речевое дыхание
25 Театральная миниатюра. 1 Работа над спектаклем Развивать речь и воображение
26 Театральная миниатюра. Закрепление. 1 Работа над спектаклем Развивать речь и воображение
27 Изображение различных эмоций 1 Ритмопластика Совершенствовать умение

Изображать ту или иную эмоцию.

28 Наши эмоции. 1 Культура и техника речи Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

29 Сочиняем новую сказку. 1 Работа над спектаклем Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

30 Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса 1 Работа над спектаклем Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса.

Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.

31 Настроение героев. 1 Работа над спектаклем Помочь понять и осмыслить настроение героев.

Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

32 Играем в сказку. Постановка в группе. 1 Работа над спектаклем Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки.

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

33 Давайте поиграем. Моя любимая игра. 1 Ритмопластика Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Особенности занятий

План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.

Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.

Цели программы

Основная цель – это приобщить детей к духовным и нравственным ценностям и развить личность через театрализованное действо. К основным задачам любого театрального кружка можно отнести следующие цели:

  1. Воспитывать гуманные чувства детей, формируя у них представление о таких важных качествах, как честность, доброта, справедливость и их противоположностях – жестокости, хитрости, трусости. Формировать умение правильно относиться к своим и чужим поступкам. Развивать чувство самоуважения, отзывчивости.
  2. Воспитывать коллективные чувства. Дети должны уметь поступать в нравственных интересах коллектива, правильно вести себя во время подготовки и постановки спектакля.
  3. Развивать творческие способности и приобщать детей к театральному искусству. Это выражается в знакомстве детей с разными видами театра, рассказах об особенностях театрализованной игры, ведь главная задача – заинтересовать их в данном действе.

Работа с детьми

Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.

Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.

На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.

Вариант 1

Предлагаем ознакомиться с одной из рабочих программ, которые успешно реализуются в средней группе детского сада. Театрализованная деятельность позволяет детям этого возраста окунуться в мир сказки и волшебства, научиться перевоплощаться, и это скажется благоприятно на развитии детей и их эмоциональной сферы. Приобщить дошколят к театру нужно с подготовки и показов инсценировок по мотивам различных художественных произведений, и лучше делать это на примере любимых детьми сказок. Рабочая программа театрального кружка в детском саду предполагает внимание к таким известным сказкам, как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Снегурочка». Каждая сказка имеет свои особенности, у каждой своя идея, и дети дошкольного возраста должны понять ее в игре, в инсценировке. Театрализованная деятельность – это возможность оказать воздействие на эмоции и чувства ребенка, а из-за природной впечатлительности они впитывают в себя все посылы как губка.

Кому стоит посещать кружок?

Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.

Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.

Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, «ходят на голове», «стоят на ушах» и занимаются прочими полезными делами!

Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.

Кому это нужно?

Заинтересованность в театральном искусстве объясняется прежде всего изучением национальной культуры. Кроме того, в игре можно развить наблюдательность, школьники и дошкольники учатся акцентировать внимание на конкретных объектах, да и сценическое воображение никому не помешает. Кружок театральный, программа которого неповторима для каждого класса или группы в саду, продумывается от и до, чтобы после его посещения дети могли узнать особенности театрального воспитания и образования.

Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?

Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.

Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.

Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка «Кошкин дом», «Красная шапочка», и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как «Царевна-Лягушка», «Сказка о царе Салтане». Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.

Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.

С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).

Частная студия «Домашний театр»

Вопросами поиска подходящей студии задаются родители из разных городов, но львиная доля подобных запросов поступает из столицы. Поэтому первыми в этой статье станут театральные кружки для подростков в Москве. Ребятам, которые занимаются здесь, не стоит переживать о наличии хороших ролей. Новые спектакли ставятся ежемесячно, и ученики студии успевают побывать в различных амплуа. Ее создатели – Арсений Эпельбаум и Ольга Зейгер – сторонники индивидуального подхода к ученикам, для раскрытия творческого потенциала каждого. Дети здесь – настоящие творцы и соавторы постановок: сами создают текст, костюмы и декорации к спектаклям теневого, кукольного, игрового и бумажного театров. Многообразие жанров и глубокое погружение способствуют творческому развитию каждого ребенка, служат гарантом того, что ему обязательно придется что-то по душе. Создатели студии считают, что нет бесталанных детей, потому в студии нет строгого отбора – здесь рады приобщить к творчеству каждого. Многие театральные и творческие знаменитости также приводят сюда детей и внуков, в числе них Лев Рубинштейн и Татьяна Друбич. Стоимость месячного посещения — 8000 р. Студия расположена по адресу: Москва, Гранатный пер., д. 12 рядом с метро Баррикадная. О серьезном подходе преподавателей говорит также и то, что все участники кружка бесплатно заносятся в актерскую базу агентства «ТЕЛЕкастинг», через которую федеральные каналы находят участников своих проектов.

Часто допускаемые ошибки руководителя кружка

Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.

Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.

Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.

Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.

Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.

Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.

А как в школах?

В школах, согласно ФГОСам, также должны проводиться занятия в театральных кружках, а многие учителя идут дальше и объединяют в рамках занятий уроки литературы и театральные элементы. Подобные кружки направляют свою деятельность на реализацию художественно-эстетического восприятия детей во время внеурочной деятельности и соответствуют ФГОС. Именно так проводится театральный кружок (2 класс). Рабочая программа в данном случае представляет собой сочетание нескольких образовательных программ. На занятиях дети будут знакомиться с разными видами и жанрами театрального искусства, узнают, как подготавливается спектакль, научатся оценивать специфику актерского мастерства. Главная задача курса – развитие личности ребенка и его умения работать с коллективом.

Актуальность литературно-театральных кружков в том, что есть возможность использовать театральную педагогику для развития личности ребенка, оптимизируя процесс развития речи, чувства ритма, голоса. Образовательная программа предполагает интересный учебно-познавательный процесс, когда задействуются различные направления работы:

  1. Воспитываются основы зрительской культуры.
  2. Развиваются навыки исполнительской деятельности.
  3. Накапливаются знания о театре.

Уже программа театрального кружка в старшей группе знакомит детей с большинством понятий и знаний, а в школе эти знания совершенствуются, благодаря чему воспитанники могут преодолеть психологическую инертность, развить творческую активность, научиться сравнивать, анализировать и делать выводы.

Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.

Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.

Студия при музыкальной школе «Виртуозы»

Эта мастерская принадлежит к числу театральных кружков для подростков в Спб. Есть детская и взрослая студии, последнюю могут посещать старшие подростки и молодежь. Студия предлагает детям попробовать себя в актерской профессии и попутно приобрести навыки работы в команде и взаимодействия с единомышленниками разных возрастов. Занятия здесь проходят в игровой форме, с учетом особенностей детской психологии. Участие платное, но, по отзывам многих родителей, стоит недорого. Цель студии – предоставить воспитанникам возможность творческого самовыражения вне стен общеобразовательных учреждений. Педагоги студии – актеры лучших театров Санкт-Петербурга. Результатом прохождения курса становится постановка спектакля или мюзикла. «Виртуозы» – отличный вариант для тех школьников, кто еще не определился с выбором профессии и хочет получить навыки выступлений для общего развития.

Особенности работы со старшеклассниками

Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.

Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.

Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.

Направления программы

Рабочая программа театрального кружка в детском саду предполагает следующие виды деятельности на занятиях:

  1. Театрально-игровую, задача которой – развивать игровое поведение детей, формировать их умение общаться со сверстниками и взрослыми в той или иной жизненной ситуации. В данном блоке воспитатель проводит игры, упражнения, которые развивают способность к перевоплощению, организует театрализованные действия, что позволяет развивать фантазию детей, проводятся инсценировки стихов и сказок.
  2. Музыкально-творческую. На данном этапе воспитатель включает в работу музыкальные, пластические, ритмические игры, которые развивают естественные психомоторные способности дошкольников. В этом блоке упражнения направлены на то, чтобы развивать двигательные способности дошколят, их ловкость, подвижность, чувство ритма.
  3. Художественно-речевую. Данный вид деятельности предполагает проведение игр, упражнений, которые позволят совершенствовать речевое дыхание, формировать правильную артикуляцию, интонационную выразительность и логику речи.

Большое внимание должен уделять основам театральной культуры кружок театральный. Программа должна помочь детям понять, что такое театр, в чем его суть, кто такие актеры и какая роль им отводится.

Правила набора персонала. Поиск помещения

Сотрудники актерской школы – очень важное звено конечного результата. Именно педагоги актерского мастерства оказывают наиболее важное влияние на успех школы в целом. Поскольку учащимися школы будут представители наиболее сложных возрастных групп – дети и подростки, важно, чтобы преподаватели обладали не только профессиональными навыками, но и необходимыми психологическими и педагогическими знаниями.

Каждый педагог должен иметь достаточный опыт работы с различными возрастными категориями. Как правило, детей делят на несколько групп по возрасту, однако преподаватели должны быть взаимозаменяемыми и иметь широкий диапазон квалификации.

Кроме педагогов, в штате актерской школы должен быть администратор, бухгалтер (аутсорс), технический персонал. По мере развития организации руководителю также желательно подобрать опытного помощника, который сможет полноценно заменять как самого руководителя, так и бухгалтера или администратора.

Подходящее просторное помещение для актерской школы – один из важных факторов, на который нужно обратить пристальное внимание. Так, в будущей школе должно быть несколько учебных аудиторий, кроме того, обязательна сцена для постановки детских спектаклей. Идеальным помещением для актерской школы будет здание, стоящее отдельно, но и часть жилого дома также вполне подходит. Крупные офисные центры для такой школы нежелательны, так как в подобных местах практически нет целевой аудитории, подходящей для детской актерской школы.

На видео: Театральная студия для детей

Что касается территориального расположения школы, ее не обязательно открывать в центре города. Такие организации бывают вполне востребованными в густонаселенных спальных районах, где проживает большинство семей с детьми. Желательно, чтобы в выбранном районе недалеко находилась станция метро, обязательна удобная транспортная развязка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]