Зарядка в детсаду в рамках общеобразовательного процесса
Воспитанники детсада должны расти здоровыми, чтобы у них сформировывались требуемые умения и навыки, а также способности. Здоровый малыш хорошо обучаем, понимает, что от него хочет воспитатель, ему интересно познавать новое. Помогает в этом зарядка, которая является систематическим занятием в детсаду.
Зарядка в ДОУ
Ее цель — сохранить и укрепить психику и организма в целом. Основная задача — создать позитивный эмоциональный настрой. Утренняя гимнастика (УГ) — составная часть режима физической подготовки дошкольников. Это комплекс специальных упражнений для мышечной ткани и суставов.
Зарядка для дошколят может проводиться в рамках занятий, положительно влияющих на систему дыхания, и игр для мелкой моторики. УГ может проходить вместе с методикой закаливания. Помимо сберегающих здоровье функций, зарядка в ДОУ имеет значение для формирования процессов психики, расширения кругозора, коммуникабельности.
Важно! Во время УГ идет активная выработка эндорфина — гормона счастья. Он повышает настроение и защищает от негативных мыслей.
Заряд бодрости от выполнения гимнастических упражнений
Цели и задачи УГ
Гимнастика в ДОУ разделяется по возрастным группам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Физическая составляющая важна для всего периода воспитания. Цель зарядки в садике — привить желание следить за своим здоровьем в течение всей жизни.
Ежедневно утро в садике начинается с УГ, которая дает возможность укрепить маленький организм.
К сведению! Важно привить человеку с детства любовь к физкультуре, в садике закладывают фундамент на будущее. Цель УГ заключается в улучшении работы систем организма.
Зарядка имеет огромное оздоровительно-воспитательное значение. Многим педагогам ДОУ сложно составить комплекс занятий, которые будут более результативными для детей разных возрастов, и они пользуются рекомендациями ФГОС.
Каждое утро в большинстве детсадов России начинается с УГ. Цель зарядки — развить мышцы тела и улучшить состояния здоровья. Организму малыша нужна физкультура, ему необходимо высвобождать энергию. Её можно направить в наиболее полезное русло, привлекая дошкольников к активным и интересным упражнениям, увлекательным играм.
Зарядка важна в организации дня и для состояния воспитанников. Те, кто уже проснулся и начинает баловать, с помощью упражнений станет спокойнее. Сонные и неактивные ребята, наоборот, взбодрятся. Задача зарядки — нормализовать дисциплину. Заниматься следует ежедневно, чтобы малыш привык к организованному спорту. Тогда это не будет вызывать отрицательные эмоции и усталость, а напротив, превратится в удовольствие.
К сведению! Важно выбирать комплексы упражнений по возрасту и возможностям дошкольников.
Как отличаются зарядки для детей разных возрастов?
Дети трех—четырех лет
любят игровые ситуации с четко распределёнными ролями и понятным сюжетом. Потому для них игры подбирают с простым и конкретным содержанием, например, «гуси пошли гулять, их испугал волк, и они прибежали домой». В
пять—шесть лет
у малышей появляется желание конкурировать друг между другом, поэтому игры для них игры нужно усложнять, вводить в них элемент соревнования. Для детей
шести-семи лет
игры должны содержать самые разнообразные и сложные движения: бег, лазанье, прыжки, причем взрослому стоит требовать правильного их выполнения и заинтересовать ребенка конечным результатом.
Принципы гимнастических комплексов
Утренняя гимнастика в детских садах для детей дошкольников составлена специалистами. Комплексы в детских образовательных учреждениях выполняются по принципам:
- Доступность: задания и игры соответствуют физподготовке воспитанников, объяснения и демонстрация упражнений понятны.
- Результативность и польза: гимнастика развивает дошкольников, улучшает их здоровье.
- Позитив: дошкольники делают УГ для отличного настроения, если малыш не расположен к занятиям (заболел, расстроен), выполнять упражнения его не стоит заставлять.
Принципы физического воспитания
Чтобы гимнастика вошла в привычку у дошкольников, она должна заинтересовать и вызывать только положительные эмоции. Для обеспечения стойкой мотивации воспитанников к занятиям педагог должен выбирать интересные упражнения, проводить их в форме игры или использовать оригинальный инвентарь.
Демонстрация упражнения
Методы выполнения зарядки в детсаду
Проведение УГ — процесс ответственный, так как работа идет с малышами. Зарядку для детей в ДОУ должен выполнять или физинструктор в спортзале, или непосредственно педагог прямо в группе. По правилам, УГ проводится за полчаса до первого приема пищи.
Занятие с обручем
Рекомендации по длительности
УГ в каждой группе детсада различается не только продолжительностью, но и характером определенных упражнений. Рекомендации:
- Продолжительность УГ в младшей группе детсада не должна быть больше 5 мин. Чтобы воспитанникам было интересно, зарядка должна проходить в форме игры с шутками и прибаутками. К примеру, малышам можно предложить походить как мишка, лисица или лошадь. Для выполнения упражнений подойдет хулахуп, кубики и маракасы.
- В средней группе детсада УГ длится 6 мин. Структура зарядки чуть сложнее предыдущей, в качестве предметов для занятий можно добавить ленточки и мячики.
- У воспитанников в старшей группе детсада превосходная память, поэтому УГ может проводиться без участия педагога. Воспитатель только раз должен показать им, как нужно заниматься. Из инвентаря рекомендуются шнуры-косички, мячики, обручи и палки. В комплекс можно включить танцы и ритмику. Продолжительность занятий примерно 10 мин.
- УГ в подготовительной группе детсада имеет длительность 12 минут и по большому счету повторяет комплекс старшей группы. В роли инвентаря выступают прыгалки и гантели. Помимо этого, в комплекс могут быть добавлены некоторые спортивные элементы с применением шведской стенки.
Как организовать детей для утренней гимнастики
Кроме игровой тематики педагогу можно использовать и другие приемы для завлечения детей на УГ. Выразительная речь, увлекательное содержание и позитив помогут мотивировать воспитанников. Можно обыграть так, чтобы они самостоятельно пожелали заниматься, стать здоровее и сильнее.
Мотивировать заниматься утренней зарядкой в ДОУ поможет оригинальность подхода. К примеру, педагог может позвать всех детей в гости к Винни-Пуху, а чтобы туда попасть, нужно прыгнуть трижды и улыбнуться. Этот элемент игры завлечет ребят, и они обязательно выполнят все условия.
В дошкольном возрасте все дети очень любознательны. Им интересно, как двигаются животные, растут цветы и что происходит на планете. Опытные педагоги пользуются этим, чтобы организовать эффективную зарядку. Они придумывают много игровых упражнений для зарядки по утрам для детей с подключением персонажей и вымышленных героев.
Комплекс утренней зарядки для первой младшей группы
Важно! Если у ребенка справка о том, что ему временно противопоказаны физические нагрузки (такие выдают после болезни), можно предложить ему быть ведущим или понаблюдать за процессом со скамейки.
Как приучить малыша к зарядке?
Вряд ли крохе понравятся традиционные «взрослые» скучные упражнения, потому для малыша стоит придумать кое-что поинтереснее. Родителям придется проявить фантазию и сделать зарядку веселой увлекательной игрой.
Закаливание
Детское закаливание можно начинать с самого раннего возраста. Как правильно начать закаливание, рассказывается в специальном материале.
Например, не просто походить на пяточках и носочках, а походить «как лисичка», «как мишка», «попрыгать как зайка». «Каждое упражнение должен выполнять сам родитель и делать его весело, с азартом, чтобы заинтересовать малыша. Стишки помогают ребенку лучше усвоить упражнения, делают утреннюю зарядку веселее и интереснее. Хорошему настроению способствует и веселая, бодрая музыка», — объясняет заведующий отделом ЛФК Научного центра здоровья детей РАМН Сергей Поляков.
Комплекс упражнений для УГ
Обычно гимнастические упражнения в ДОУ осуществляются по подготовленному плану. Как выглядит стандартный комплекс:
- Занятие начинается с ходьбы на месте или бега по кругу. Дети могут ходить и бегать в колонне в обход помещения или веранды, потом парами или по одному. Окончить этот блок нужно бегом врассыпную.
- Затем дети выполняют махи руками вверх-вниз, вбок и по кругу. Это способствует укреплению мышц плеч.
- Далее выполняется гимнастика для мышц нижних конечностей. Ребята делают махи ногами, отставляют их по очереди вбок, приподнимают, сгибают и ставят прямо. Обязательно выполняются приседания.
- Зачем подключаются наклоны тела и повороты. Эти упражнения идут для укрепления спины и торса.
Заканчивается зарядка легкой ходьбой на месте, дыхательной гимнастикой или пальчиковыми играми.
Наклоны тела в бок
Тексты для зарядки в ДОУ
Цель УГ состоит в объединении воспитанников, установлении хороших отношений между ними. Дети вместе занимаются, и это их сближает. Поэтому очень важно каждый день делать групповую зарядку, благодаря которой малыш станет крепче и общительнее. Ритмичные упражнения превосходно сочетать с занимательными стихами. Для этого разработан специальный текстовый материал. Под стихи воспитанники будут с удовольствием упражняться. Тексты простые, произнося их быстрее или медленнее, можно ускорять темп занятий или, наоборот, замедлять.
Стихи для гимнастики
Разучив гимнастические упражнения в стихотворной форме, дети смогут делать зарядку самостоятельно без помощи педагога, ориентируясь на смысл стихотворения. А если УГ совместно с дошкольниками будут выполнять и взрослые, то малыш скорее ощутит значимость, пользу, которую он может приносить всем. Кроме того, стихи помогают развиваться.
Важно! Для начала можно попробовать разучить стихотворение «Потягушки».
Анализ утренней гимнастики
Каждый воспитатель должен вести картотеку на детей, осуществлять анализ и контроль занятий, состояния каждого ребенка. План анализа УГ:
- возраст и число дошкольников в группе;
- место проведения гимнастики;
- как одеты дошкольники и воспитатель;
- упражнения зарядки и продолжительность;
- задачи по развитию на каждом этапе: что получилось сделать, соответствие заявленной продолжительности;
- результативность педагогики: показа, текстовых инструкций, инвентаря, индивидуальной помощи;
- эмоциональное состояние дошкольников на каждом этапе занятий;
- вывод: потребуется ли внесение изменений или дополнительных упражнений в зарядку.
К сведению! Благодаря анализу и диагностике можно подводить итоги и совершенствовать зарядку, а карта контроля позволит выявить недостатки.
Образец заполнения карты
УГ, которая проводится в дошкольном учреждении каждый день, сделает малыша наиболее ловким, энергичным, поможет избежать ряда проблем в нормальном функционировании опорно-двигательной системы, повысит иммунитет, укрепит психику и научит взаимодействию с другими детьми. А занимаясь в форме игры, можно сделать физические упражнения не только полезными для здоровья, но и увлекательными.
Заряжаемся, играя
У двух-трехлетнего
карапуза игра – ведущий род занятий. Именно поэтому и зарядка должна строиться в виде подвижной игры с сюжетом, который включает три-четыре физических упражнения-имитации. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого в игре всегда увлекают ребенка. Маленькие дети неусидчивы и не могут долго находиться в одном и том же положении. Поэтому исходные положения при выполнении упражнений необходимо разнообразить: заниматься стоя, сидя, лежа, на четвереньках, присев. Количество повторений движений от 2—3 до 5—6. После трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы для отдыха (30—60 сек), придавая и им игровую форму, например, «собачка села отдохнуть», «мишка лег спать». «Для каждого малыша надо подбирать нагрузку индивидуально и обязательно следить, чтобы он не переутомился и не потерял интереса к игре-зарядке», — замечает Поляков.