Методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников.материал


МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ И ИХ


Методы исследования внимания. • Исследование объема внимания. Прибор, применяемый для этой цели, называется тахистоскопом (от греч. тахисто — быстрый, скопио — смотрю). Он состоит обычно из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться, так что рассматриваемый объект появляется на очень короткий промежуток времени от 10 до 50 -100 мсек. Иногда для быстрой экспозиции объекта применяется вспышка, дающая возможность рассматривать объект в течение очень краткого времени (1 -5 мсек). Число ясно воспринятых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5 -7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. • Исследование устойчивости внимания. Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной буквой). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число обнаруженных пропусков. Колебания внимания выражаются в уменьшении продуктивности работы и в увеличении числа пропусков. Аналогичное значение имеют таблицы Е. Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания. • Исследование распределения внимания. Большое практическое значение имеет исследование распределения внимания в длительной работе; для этой цели используются так называемые «таблицы Шульте» . На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке. Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.

ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?

Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Можно выделить следующие характеристики данного процесса.

  • Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.
  • Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.
  • Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.
  • Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.
  • Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.

Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.

Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.

Игровые занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие внимания

Валентина Житникова

Игровые занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие внимания

Добрый день уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию комплекс игровых занятий для детей подготовительной группы на развитие внимания.

В этом году я окончила Московский университет имени СЮ Витте. Тема моей дипломной работы была «Влияние игровой деятельности на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.» Я разработала комплекс игровых занятий, которые проводила 2 раза в неделю. Всего занятий было 16.

Занятие 1.

-Знакомство и приветствие. Игра «Снежный ком»

(Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё, затем мяч получает третий участник и т. д.) Игра проводится по кругу.

«Ищи безостановочно»

(В течении 10-15 секунд надо увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. Первый участник по сигналу ведущего начинает перечислять, другие его дополняют.)

«Дорисуй картинку»
(выдаётся шаблон на листе в клеточку-надо дорисовать вторую половину)
.

-Игра «Что зазвучало?»

(Ребёнку демонстрируется звучание разных предметов-затем эти предметы звучат за ширмой).

Занятие 2

-Игра «Снежный ком»

.

«Слушай и исполняй»

(ведущий называет несколько действий, не показывая их. Затем дети должны повторить эти действия в той же последовательности.)

«Заметить всё»

(Положить в ряд 7-10 предметов прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить детям перечислить все предметы.)

-Настольная игра «Лабиринт»
(найти каждому зайцу свою морковку)
.

Занятие 3

— Игра «Снежный ком»

.

«Пуговицы»

.

-Настольная игра «Путаница»

.

-Работа с зашумованной картинкой (Найти и перечислить все изображённые предметы. Как можно их назвать одним словом)

Занятие 4

-Игра «Имя+ прилагательное»

(Дети стоят по кругу, первый играющий называет своё имя и ещёприлагательное с такой же буквы: Катя-красивая, Валера-весёлый)

-Игра «Животные»

(Воспитатель называет разные слова-дети хлопком должны отреагировать на какое-либо животное).

-Игра с сюжетной картинкой.

-Игра «Четыре стихии»

(Играющие сидят в кругу.Ведущий договаривается с ними: если он скажет
«земля»
, то все должны опустить руки вниз, если слово
«вода»
-вытянуть руки вперёд, слово
«воздух»
-поднять руки вверх, слово
«огонь»
-произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Занятие 5

-Игра «Имя+ прилагательное»

.

-Игра «Параллельный счёт предметов»

(Перед детьми карточка с изображением трёх предметов. Ребёнок должен последовательно двигаться от предмета к предмету и вести счёт таким образом: один цветок, одна груша, два мяча, две груши)

— Игра «Четыре стихии»

.

-Игра- лабиринт «Какая бабочка на какой цветок прилетит»
(проследить полёт каждой бабочки)
Занятие 6

-Игра «Бип»

.

-Игра «Добавь слово»

(Первый ребёнок называет любую игрушку, второй повторяет первую и называет свою и т. д.)

-Игра «Вспомни и нарисуй»

(Детям выдаются карточки с изображением разного цвета и диаметра кругов. Они смотрят на них в течении 1 минуты. Затем карточки собираются и выдаются чистые листы с трафаретами кругов и цветные карандаши).

— Игра «Четыре стихии»

.

Занятие 7

— Игра «Снежный ком»

.

-Игра «Узнай по голосу»

(Дети стоят в кругу, выбирается ведущий. Он стоит в центре круга и
старается узнать детей по голосу.)
-Упражнение «Дорисуй»

(Выдаётся шаблон,задание: дорисовать каждому домику окошко, яблоку- веточку, а цветочку-середину)

-Игра «Шерлок Холмс»

(Выбирается Шерлок Холмс, он
внимательно рассматривает своего партнёра и отворачивается. Партнёр меняет что-то в своём внешнем виде и предлагает сыщику угадать, что он изменил.
Занятие 8

-Упражнение «Бип»

(Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами садится на колени к детям и угадывает у кого он сидит. Если угадал, тот, кого назвали, говорит
«Бип»
и становится водящим.

-Игра «Изображение предметов»

(Ребёнок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его угадывают. Кто называет первым правильно- становится водящим.)

«Пантомима для наблюдательных»

(Водящий показывает пантомиму, а остальные дети должны угадывать, что данное действие означает. Сначала можно начать с простых действий, допустим чистить зубы, пить чай или причёсываться, а затем усложнять.)

— Игра «Четыре стихии»

.

Занятие 9

-Игра «Перекличка-путаница»

(Воспитатель называет имя и чужую фамилию и когда он назовёт правильно-этот ребёнок должен сделать хлопок.)

-Игра «Не пропусти профессию»

-Игра «Узнай по голосу»

— Игра «Назови соседей»

(Играющие сидят в кругу. Ведущий бросает мяч и называет число от 0-10. поймавший должен назвать «соседей, то есть числа на 1 меньше и на 1 больше.)

Занятие 10

-Игра «Бип»

.

«Пантомима для наблюдательных»

— «Заметить всё

-Настольная игра «Лабиринт»

ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.

  1. Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
  2. Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
  3. Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
  4. Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
  5. Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
  6. Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.

Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]