Игра у детей дошкольного возраста составляет основное содержание жизни, она выступает как ведущая деятельность, которая тесным образом переплетается с трудом и учением. Многие серьезные дела в этом возрасте у ребенка приобретают форму игры. В нее происходит вовлечение всех сторон личности: ребенок двигается, он говорит, воспринимает, думает; именно в процессе игры активно работает его воображение, его память, кроме этого усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению великого русского педагога К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…».
Как утверждают отечественные ученые и педагоги, среди которых Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Усов, именно разнообразные по своему содержанию и форме игры помогают ребенку войти в круг реальных жизненных явлении, при этом обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых.
Определенное место среди многообразия существующих игр занимают и сюжетно-ролевые игры. Именно этот вид игры формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».
О педагогическом значении игры писали многие русские педагоги, психологи и методисты, среди которых можно назвать исследования Р.И. Глуховской, Р.И. Жуковской, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина.
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин раскрыли значение сюжетно-ролевой игры для психического развития.
Многочисленные исследования психологов (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин и др.) подтверждают, что именно в сюжетно-ролевой игре складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.
Это и определило выбор данной темы для самообразования.
Цель: создать условия для организации работы по использованию сюжетно-ролевых игр в деятельности воспитателя первой младшей группы»(2-3 лет).
Задачи:
создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности;
освоить современные технологии и методы организации сюжетно-ролевой игры применительно к воспитанникам данной возрастной категории;
развитие детского интереса к игре;
обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей;
воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
воспитание самооценки и самоконтроля в соответствии с возрастными особенностями.
Список литературы.
Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 2001.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. – М., 1975
Дошкольная педагогика//Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина – М., Просвещение, 1978
Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – с. 78-81.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М., 2011
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.33-37.
Усова А П Роль игры в воспитании детей / Под ред А В Запорожца — М: Просвещение, 1976 — 96 с
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. — М., 1998
Эльконин Д Б Психология игры — М: Педагогика, 1978 — 304 с
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – 2007
Срок | Содержание работы | Практический выход (работа с родителями, работниками ДОУ, воспитанниками) |
Организационно-методическая работа | ||
Сентябрь 20… г. | Подбор и изучение литературы по теме самообразования Составление календарного и перспективного планирования по работе над данной темой | Памятки для родителей на темы: «Я познаю мир»; Как играет Ваш ребенок? |
Октябрь 20… г. | Изучение условий организации работы по использованию сюжетно-ролевых игр в группе; Разобрать методику проведения цикла сюжетно-ролевых игр | Посещение занятий у других педагогов ДОУ с целью определения значения сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка и знакомства с организацией работы по использованию сюжетно-ролевой игры Исследование педагогической компетентности родителей в области сюжетно-ролевых игр Работа творческой группы родителей по ознакомлению с особенностями сюжетно-ролевых игр для детей данной возрастной группы |
Ноябрь-декабрь 20… г. | Создание предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических особенностей данной группы | Оформление центров для игр: «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», |
Январь 20… г. | Посещение курсов повышение квалификации и методических семинаров по вопросам организации сюжетно-ролевых игр с детьми 2 – 3 лет | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для организации и проведения сюжетно-ролевых игр в домашних условиях». (Папка-передвижка) Рассматривание вопроса «Игра» на родительском собрании. |
Февраль 20…. г. | Апробация различных педагогических технологий и методик организации работы по применению сюжетно-ролевых игр в деятельности воспитателя | Обучение детей сюжетно-ролевым играм, соответствующим их возрасту; Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол) |
Март 20… г. | Чтение художественной литературы для детей: потешки, песенки, русские народные сказки «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского | Отображение впечатлений, полученных во время сюжетно-ролевых игр, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Выставка работ детского творчеств «Мои любимые игры». |
Практическая реализация основных компонентов планирования | ||
Апрель 20… г. | Открытое занятие по теме «Сюжетно-ролевая игра в практическом воплощении» Анализ и самоанализ проведенного занятия | Создание схем, таблиц, картотеки сюжетно-ролевых игр. Создание «копилки сюжетно-ролевых игр» Краткосрочный проект с участием родителей и детей «Моя любимая игра»: — развлечение с участием родителей «Школа игры». |
Май 20… г. | Самоанализ деятельности по изучаемой теме Оценка знаний по изучаемым темам | Составление перспективного плана работы на 2016/2017 учебный год |
Июнь 20… г. | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования | Выступление на заседании педагогического совета ДОУ |
Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа): темы работ
Как уже было отмечено выше, тематика педагогической деятельности определяется в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных особенностей детского коллектива и самого воспитателя (его приоритетов, взглядов и методов работы, а также актуальности проблемы в конкретном ДОУ). Мы предлагаем лишь приблизительные темы, которые можно использовать для планирования деятельности по саморазвитию педагога:
- Использование интерактивных методов обучения и воспитания в детском саду.
- Современные методики раннего развития: формы, виды, эффективность.
- Интегрированные занятия для детей младшей группы: подготовка и проведение.
Выбрать тему для самообразования можно в рамках годового плана ДОУ, рекомендуется также проконсультироваться с методистом учебного заведения. Важно, чтобы вопрос был актуальным, соответствовал общей направленности деятельности детского сада.
Формы работы
Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает работу непосредственно самостоятельную, с родителями, детьми и коллегами. Важно продумать предполагаемые формы работы. Так, самостоятельная работа педагога состоит из:
- анализа методической литературы;
- обмена педагогическим опытом;
- внедрения полученных теоретических знаний на практике;
- оценки результатов деятельности;
- оформления итогов.
В работе с родителями можно использовать такие формы работы, как консультации, круглые столы, педагогические тренинги и другие.
Отличается разнообразием и работа с детьми. Проводить деятельность по выбранной воспитателем теме можно непосредственно во время образовательного процесса, а также при организации досуга малышей. Важно учитывать возраст воспитанников, планируя самообразование воспитателя в ДОУ: 2 младшая группа старше первой всего на год или даже полгода, но старшие воспитанники уже адаптировались к детскому садику, успели получить определенный объем знаний и умений по программе. В то время как 1 младшая группа только приспосабливается к новым условиям.