Цели обучения создания поделки из бросового материала в детском саду, конкретные задачи и приёмы
Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.
Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Изготавливая разнообразные поделки, дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу
В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:
- Три — четыре года: познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
- учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;
- развивать мелкую моторику.
- развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
- учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
Создавая оригинальные поделки из бросового материала дети развивают творческое мышление
Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:
- Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
- в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
- в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
- в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например: какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
- какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
- какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
- Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
- в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
- в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
- Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
- в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
- дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
- Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
- Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
- Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.
Старшие дошкольники могут самостоятельно справляться с процессом подготовки деталей
Дополнительные инструменты
Для успешной работы важно заранее приготовить все нужное. Традиционно в «бросовом» творчестве используются:
- ножницы;
- клей-пистолет;
- скотч;
- дыроколы, плоскогубцы, круглогубцы,
- игла, нитки
Список вспомогательных материалов, конечно, можно продолжить. Главное-приготовить все заранее, чтобы во время работы не отвлекаться.
Одежда
Из отходов можно также сделать интересные и смешные модели одежды — поделки из бросового материала своими руками. Платье для девочки соорудите из газет, пакетов, стаканчиков или тарелок. Делайте примерки, дефиле и модные показы, это весело и очень развивает фантазию будущих модельеров, учит нестандартному мышлению.
Как сделать одежду поделку из вторсырья или из одноразовой посуды:
- сначала соорудите основу из ткани или бумаги;
- наклейте части декора;
- выложите юбку, используя крупные заготовки;
- детали следует накладывать друг на друга по косой, чтобы края захлестывали;
- из согнутых тарелок сделайте рукава типа «фонарик»;
- верхний слой платья выложите ложками, наклеив их слоями (вилки лучше не брать, чтобы не поцарапаться).
Также получаются удачные платья из холщовых мешков, как и поделки из мусора. Можно сделать целую театральную постановку с актерами в ролях лешего, Страшилы, Дровосека, лесных зверей. Главное – иметь основы в виде шортиков и маек, остальные детали накладываются сверху.
Теперь вы знаете, какими могут быть поделки из бросового материала для детского садика. Не ограничивайте фантазию детей, которые обязательно увлекутся творчеством. Поделка — вторая жизнь ненужных вещей для школы и дома. Если они начнут генерировать свои идеи, то день не прошел зря!
Старшая дестадовская группа
Поделки из бросового материала для детей старшей группы и игрушки уровнем сложнее:
Свой дом. Сделайте имитацию родного дома из коробок с аппликацией, добавляя интересные детали, напоминающие знакомые интерьеры (шторы, лампы, кровати, лесенки).
Светофор. Используйте спичечные коробки, дополните их цветной бумагой.
Фруктовый стол. Вырезайте разные фрукты и овощи из поролона, срезая углы и острые грани.
Снеговики. Соорудите из поролона округлые заготовки и дополните их бумажными элементами.
Голубой вагон для Гены и Чебурашки. Соедините предварительно сделанные коробки-вагоны, из бутылочных крышек сделайте колеса. Раскрасьте поезд или украсьте вагоны аппликацией.
Подснежники. Сделайте цветы из палочек и фантиков, перевязывая их нитками.
Коробки-машинки. Обклейте разные коробки бумажными колесами и кузовами, напишите название марки машины, добавьте аппликации, лепку.
Гимнасты. Сделайте фигурки из гибкой проволоки в оболочке их ПВХ. Накрутите сверху цветную бумагу, раскрасьте лица гимнастов.
Город в Рождество. Можно сделать масштабный макет городка с башнями, домами, магазинами. Для этого пригодятся пакеты из-под соков, краска-аэрозоль, маркеры и клей.