Проект «Конструирование из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста»


Цели обучения создания поделки из бросового материала в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.

Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.

Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.

Изготавливая разнообразные поделки, дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу

В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:

  • Три — четыре года: познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
  • учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;
  • развивать мелкую моторику.
  • Четыре — пять лет:
      развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
  • обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (ягоды, листья, ракушки, жёлуди и т. д.).
  • Пять — семь лет:
      учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
  • знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;
  • учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • Создавая оригинальные поделки из бросового материала дети развивают творческое мышление

    Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:

    1. Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
        в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
    2. в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
    3. в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например: какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
    4. какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
    5. какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
    6. Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
        в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
    7. в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
    8. Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
        в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
    9. дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
    10. Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
    11. Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
    12. Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.

    Старшие дошкольники могут самостоятельно справляться с процессом подготовки деталей

    Дополнительные инструменты

    Для успешной работы важно заранее приготовить все нужное. Традиционно в «бросовом» творчестве используются:

    • ножницы;
    • клей-пистолет;
    • скотч;
    • дыроколы, плоскогубцы, круглогубцы,
    • игла, нитки

    Список вспомогательных материалов, конечно, можно продолжить. Главное-приготовить все заранее, чтобы во время работы не отвлекаться.

    Одежда

    Из отходов можно также сделать интересные и смешные модели одежды — поделки из бросового материала своими руками. Платье для девочки соорудите из газет, пакетов, стаканчиков или тарелок. Делайте примерки, дефиле и модные показы, это весело и очень развивает фантазию будущих модельеров, учит нестандартному мышлению.

    Как сделать одежду поделку из вторсырья или из одноразовой посуды:

    • сначала соорудите основу из ткани или бумаги;
    • наклейте части декора;
    • выложите юбку, используя крупные заготовки;
    • детали следует накладывать друг на друга по косой, чтобы края захлестывали;
    • из согнутых тарелок сделайте рукава типа «фонарик»;
    • верхний слой платья выложите ложками, наклеив их слоями (вилки лучше не брать, чтобы не поцарапаться).

    Также получаются удачные платья из холщовых мешков, как и поделки из мусора. Можно сделать целую театральную постановку с актерами в ролях лешего, Страшилы, Дровосека, лесных зверей. Главное – иметь основы в виде шортиков и маек, остальные детали накладываются сверху.

    Теперь вы знаете, какими могут быть поделки из бросового материала для детского садика. Не ограничивайте фантазию детей, которые обязательно увлекутся творчеством. Поделка — вторая жизнь ненужных вещей для школы и дома. Если они начнут генерировать свои идеи, то день не прошел зря!

    Старшая дестадовская группа

    Поделки из бросового материала для детей старшей группы и игрушки уровнем сложнее:

    Свой дом. Сделайте имитацию родного дома из коробок с аппликацией, добавляя интересные детали, напоминающие знакомые интерьеры (шторы, лампы, кровати, лесенки).

    Светофор. Используйте спичечные коробки, дополните их цветной бумагой.

    Фруктовый стол. Вырезайте разные фрукты и овощи из поролона, срезая углы и острые грани.

    Снеговики. Соорудите из поролона округлые заготовки и дополните их бумажными элементами.

    Голубой вагон для Гены и Чебурашки. Соедините предварительно сделанные коробки-вагоны, из бутылочных крышек сделайте колеса. Раскрасьте поезд или украсьте вагоны аппликацией.

    Подснежники. Сделайте цветы из палочек и фантиков, перевязывая их нитками.

    Коробки-машинки. Обклейте разные коробки бумажными колесами и кузовами, напишите название марки машины, добавьте аппликации, лепку.

    Гимнасты. Сделайте фигурки из гибкой проволоки в оболочке их ПВХ. Накрутите сверху цветную бумагу, раскрасьте лица гимнастов.

    Город в Рождество. Можно сделать масштабный макет городка с башнями, домами, магазинами. Для этого пригодятся пакеты из-под соков, краска-аэрозоль, маркеры и клей.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]