Дидактическая игра для детей 5-7 лет. Веселые матрешки


Дидактическая игра «Матрешка» в младшей группе

Цель дидактической игры «Матрешка» — обучение навыку работы с трехмерным объектом, подбора и совмещения его составных частей. Эта игра, как и остальные, закрепляет представление о национальной сувенирной игрушке, воспитывает уважительное отношение к народному искусству.

Для занятия нужна разделяющаяся игрушка высотой около 10 см. Педагог демонстрирует ее, объясняет, как она открывается с извлечением следующей игрушки. Когда все матрешки будут извлечены, воспитатель показывает дошкольнику, как правильно составлять их в обратном порядке, как закрывать игрушку, чтобы ее верхняя и нижняя половины совпали по рисунку на фартуке.

Дидактическая игра для детей 3-7 лет. Весёлые Матрёшки

Дидактическая игра для дошкольников
Цель: Развивать внимание, мышление, воображение. Материал: листы белой бумаги, картон: желтый, красный, зеленый; клей пва, ножницы, акварель, кисть, лак. Изготовление: Нарисовала тридцать матрешек – пятнадцать пар. Разукрасила акварелью. Каждые десять матрешек приклеила на картон разного цвета: желтый, красный, зеленый. Вырезала. Затем покрыла лаком. Дидактическая игра «Весёлые Матрёшки».- универсальная игра. В нее могут играть дети 3-7 лет, как во время занятий. так и в свободное время. Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась 100 лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку – старика-мудреца Дарума. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри каждой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще поменьше, и еще, и еще… (Показывает матрешку.) С.В. Малютин нарядил каждую куклу в расписной сарафан, в яркий платочек и пестрый передничек. И назвали эту куклу Матрешей, старинным русским именем, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме у художника. Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла. Самый подходящий материал – это сухая липа или береза, так как она очень мягкие, легко поддаются вырезанию ножом. Заготовки из дерева обрабатывались шкуркой, а затем из расписывали художники. Предлагаю несколько вариантов. 1 вариант. Найди каждой матрешке подружку- пару.


2 вариант . Найди 2 одинаковые матрешки.


3 вариант . Найди отличия. Из двух матрешек:


Из трех матрешек:


и т.д. 4 вариант . Закрепи названия цветов: желтый, красный, зеленый.


Существует еще много вариантов использования «Весёлых Матрёшек» во время игровых программ

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для детей первой младшей группы Дидактические игры с пуговицами для детей 3-4 лет Развивающие игры с блоками Дьенеша в младшей группе Дидактическое пособие своими руками «Проведи дорожки» для младшей группы

Похожие статьи:

Дидактические игры по физическому развитию во 2 младшей группе ДОУ

Методика использования дидактических игр в детском сада в младшей — средней группе

Дидактические игры на развитие способностей дошкольников 3-5 лет выделять свойства предметов

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Игровой макет для детей 4-7 лет «Мой город»

Подсчитай матрешек

Игра оптимальна для совершенствования математических знаний у дошкольников средней группы, закрепления навыка счета.

Педагог раскладывает матрешек разного размера в произвольном порядке. Задача ребенка — поставить игрушки в ряд соответственно размеру — сначала от большей к меньшей, затем в обратном порядке, подсчитать их количество.

Найди половинки

Для игры нужны изображения матрешек, разделенные поперечно пополам. Педагог раскладывает части картинок перед игроком, просит его собрать игрушки в единое целое. Важно, чтобы дошкольник пытался совместить половинки не только по размеру, но и цвету, узору на фартуке.

Для младших дошкольников достаточно взять 2–3 пары частей, для воспитанников средней возрастной группы можно увеличить количество картинок.

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Игра, предназначенная для младших дошкольников, учит составлять изображения по принципу пазлов, выделять составные части. Для занятия требуются картонные изображения матрешек, разрезанные на несколько произвольных частей.

Игрок пытается собрать изображение из частей. Если детей несколько, игру можно сделать соревновательной: победителем становится игрок, первым собравший свою картинку.

Дидактическая игра «Наряди матрешку»

Игра учит видеть красоту, воспитывает любовь к творчеству. Цель — обучение навыку выкладывания узоров по шаблону.

Для занятия нужны крупные изображения матрешек без узоров на фартуке и платке, а также маленькие шаблонные изображения с разными вариантами декора. Отдельно необходимо вырезать разноцветные цветочные узоры и геометрические фигуры, которыми дети будут украшать фартуки и платки. Игровая задача для младшей группы — выложить узоры по представленным шаблонам. Детям постарше можно предложить не пользоваться шаблонами, а самим придумать красивый узор.

Конспект игры для 2 младшей группы. Соберём матрёшки

Конспект: игра «Соберём матрёшки» для второй младшей группы
Введение: В игровой деятельности любых форм формируются игровые качества личности ребёнка; игра совершенствует навыки,полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело. Дети дошкольного возраста усваивают знания гораздо успешнее в игре,чем на занятиях. Им понятен смысл игры, они заинтересованы ею. Дошкольники не замечают трудностей в игре, сами находят правильное решение в игре, они проявляют интерес к роли ведущего персонажа. В дошкольном возрасте необходимо обучать играм, связанным с жизненными ситуациями. Во время игры воспитателю не следует проявлять большую активность, его задача состоит лишь в наблюдении за её ходом. Развивающие игры обеспечивают ребёнку физическую и умственную активность ,приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое. Правило поведения вне игры плохо усваиваются детьми,тогда как во время игры они хорошо управляют своими действиями. Дети обязаны точно соблюдать условия игры, что бы воспитатель остался доволен и сверстники признали эти действия в игре правильными. Цели: познавательная, развивающая. Задачи: приобретение новых знаний, пополнение словарного запаса ,проявление находчивости, развитие у детей пространственной ориентировки-различение верха и низа предмета ; развитие координации мелких движений кисти рук. Игровой материал и наглядные пособия: — двух местные матрёшки с яркой раскраской. Форма занятия: игровая в сочетании с беседой. Воспитатель предлагает детям рассмотреть двухместные матрёшки и объясняет детям, что их нужно разобрать, затем правильно собрать сложить маленькую матрёшку в большую матрёшку, соблюдая правильное расположение матрёшки(головкой в верх)Дети должны научиться различать, где низ а где вех игрушки. Слова (низ) и (верх) им ещё не понятны. Дети при помощи воспитателя пытаются понять это и усвоить эти выражения. Воспитатель с детьми рассматривает матрёшку и задаёт детям вопросы: Дети покажите пожалуйста где находится голова у матрёшки? Правильно, там,где платочек!Дети значит это верхняя часть матрёшки! Ребята скажите а где же нижняя часть матрёшки? Совершенно верно, там где находится кармашек на платье. Молодцы ребята. По оформлению наряду игрушки дети могут назвать другие знакомые признаки В занятие можно использовать трёх местную матрёшку.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для детей первой младшей группы Дидактические игры с пуговицами для детей 3-4 лет Развивающие игры с блоками Дьенеша в младшей группе Дидактическое пособие своими руками «Проведи дорожки» для младшей группы

Похожие статьи:

Дидактические игры по физическому развитию во 2 младшей группе ДОУ

Методика использования дидактических игр в детском сада в младшей — средней группе

Дидактические игры на развитие способностей дошкольников 3-5 лет выделять свойства предметов

Магазин игрушек

Посредством игры, предназначенной для старшей группы, дошкольники узнают о матрешке как об объекте декоративно-прикладного творчества, учатся развернуто и грамотно описывать объекты по внешним признакам, выражать и объяснять мнение. Занятие способствует развитию речевых навыков и концентрации внимания, воспитывает уважительное отношение к ремесленной деятельности.

Для игры нужно подготовить изображения матрешек с разными видами росписи. Педагог раскладывает изображения на «магазинном прилавке». Один ребенок становится продавцом, остальные игроки — покупателями. Игра состоит из 3-х этапов:

  1. Каждый игрок по очереди берет понравившуюся картинку, подробно ее описывает. Повторяться с выбором игрушки нельзя.
  2. Продавец описывает картинку. А покупатели должны догадаться, о чем идет речь.
  3. Игрок подходит к продавцу, описывает игрушку, которую хочет купить, но не указывает на нее. Продавец должен догадаться, какую картинку у него хотят купить.

МАМА И МАЛЫШ

Tweet

Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная.

Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.

Начиная с 1 года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите с середине вторую. Поставьте их рядом, сравните – какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5-7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.

Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные. Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.

Во время игры попросите малыша дать вам самую большую матрешку, самую маленькую. Чуть позже усложняйте задания: дай мне матрешку, большую, чем эта или меньшую, чем эта. А еще очень весело играть с матрешками в ролевые игры: дочки-матери, обыгрывая различные бытовые ситуации, вплетая психологические моменты (не хочет ложиться спать, кушать). Катайте матрешек на машине, кормите. Также в играх с матрешками можно использовать веселые стихи и загадки.

Игры с матрешками

По росту. Матрешки играли и перепутались – теперь они не могут найти своего места. Предложите малышу их расположить по росту (от большой к маленькой или наоборот) и вместе идти на прогулку, в магазин. Вначале попробуйте построить их сами, «случайно» перепутав одну из них. Для первого раза будет достаточно и трех матрешек.

Чья юбочка? После того, как ребенок научился открывать-закрывать матрешки, предложите ему составлять половинки. Например, пора идти на прогулку, а матрешки-модницы раскидали свои юбочки. Помогите им одеться, подбирая каждой матрешке подходящую нижнюю половинку.

Ростомер. Основное различие матрешек – рост, так почему бы не соорудить для них ростомер? Отлично подойдет пирамидка. Если оставить одно колечко, его можно свободно перемещать по стержню, замеряя рост. Либо можно насаживать на стержень пирамидки столько колечек, сколько соответствует ее росту и их посчитать. Сравнивать матрешек можно и другими предметами – с карандашом, куклой и т.п. (кто выше, кто ниже).

Я в домике. Соорудите подходящие по размеру домики для матрешек. Подойдет согнутый пополам листок картона, любой конструктор, кубики или коробки. Расскажите малышу, что матрешки очень дружные и любят ходить друг к другу в гости. Но вот беда: маленькая к большой может прийти, а наоборот – никак. Поэтому еще можно построить большое кафе, просто накинув простынь на стул, где будут встречаться все подружки.

Сюрприз. В матрешек можно спрятать внутрь небольшие подарочки. Пусть ребенок сам попробует открыть матрешку. Если у него не получается, не бойтесь помочь. Можно в одну матрешку положить несколько небольших предметов. Это могут быть маленькие игрушки, орешки, крышечки. И потом их посчитать.

В дальний путь. Матрешек можно возить в кузове машины или на поезде. Это увлекательное занятие подойдет как для мальчиков, так и для девочек. Например, их можно развозить по своим домикам, в магазины или кафе.

Давай знакомиться. А почему все матрешки Матрешки? Может, самая большая – Аня, чуть поменьше –Маша, а самая маленькая – Варя? Пусть ребенок подберёт имена. Как вариант для деток постарше, можно придумывать вариации одного имени (Матрена, Марфа). А позже можно написать одной из матрешек портрет с подписью автора и названием, например, «Любимая матрешка Маша». Также матрешек можно посчитать. Какой по порядку стоит Маша в очереди в магазин (первая, последняя)?

Чей голос? Пусть каждая матрешка поговорит своим голосом: большая — низким, маленькая – тоненьким. Пусть малыш попробует угадать, кто пришел в гости, опираясь только на голос.

По парам. Если у вас есть два набора матрешек, возьмите их, поиграйте, а потом случайно перепутайте – дети бегали. Когда приходит пора идти домой, предложите поставить матрешки парами одинаковыми по размеру – маленькая с маленькой и т.д.

Где чей стульчик? Обведите основания матрешек. Скажите, что они поедут в кинотеатр, смотреть мультфильм. Предложите каждой найти свой стульчик.

Найдем домики. Положите внутрь матрешек небольшие кружочки или скатайте пластилиновые шарики. Когда матрешки придут домой, на каждом домике будет написана цифра – номер дома. Предложите ребенку открывать матрешку, считая кружочки и находить свой домик.

Детский сад. Расскажите ребенку, что матрешки ходят в детский сад. У них тоже есть старшая и младшая группы. Предложите ребенку разделить их (сделайте две отдельные коробки, например) – большие в старшую, маленькие – в младшую. Пусть матрешки в садике идут гулять, выстраиваясь по росту. Поиграйте с ними в прятки, спрятав меньшую матрешку в большую. Обратите внимание ребенка, что большая не может поместиться в меньшей. Во время обеда предложите ребенку разложить матрешкам подходящие по размеру тарелочки (кружочки из цветной бумаги или картона). Если малыш ошибается, переведите это в шутку: что-то наша малышка проголодалась – взяла себе самую большую тарелку! После обеда детки ложатся спать. Задача, как и с тарелочками, положить матрешек на кроватки (прямоугольники из бумаги), соответственно росту.

Еще по этой теме можно почитать:

Загадки про матрешку

Стихи про матрешку

Раскраски «Матрешки»

Матрешки — шаблоны для поделок

Поделиться в соц. сетях

Мне нравится

Матрешка

Игра, предназначенная для среднего дошкольного возраста, развивает математические и речевые навыки, улучшает тактильное восприятие. Ее цель — закрепление представлений о колерах, величинах, пространственном распределении, численности объектов, расширение тематического словаря, формирование навыка грамотно отвечать на вопросы. Занятие способствует развитию мелкой моторики и зрительного, в частности цветового, восприятия, формирует навык систематизации объектов, распределения по величине.

Для игры необходимо сделать 7 матрешек, соответствующих колерам радуги, с изображением определенной геометрической фигуры на фартуке. Для каждой игрушки предусмотрен определенный вид застежки: молния, кнопка, пуговица, шелковая лента, шнурок, лента-липучка, пряжка. Также нужны наградные фишки и мелкие предметы декора: бусины, колечки, пуговки, фигурки, значки.

Играя с красной куклой, дошкольник закрепляет представление о цифре 1 и фигуре квадрат, получает навык застегивания молний. Для оранжевой игрушки актуальны цифра 2, прямоугольник и кнопка. Для желтой — 3, круг, пуговица. Для зеленой — 4, треугольник, шелковая лента. Для голубой — 5, ромб, шнурок. Для синей — 6, овал, лента-липучка. Для фиолетовой — 7, многоугольник и пряжка.

Играть с представленным материалом можно разными способами, придумывать свои правила. Игра может быть индивидуальной и групповой. Вот несколько вариантов:

  1. Составить ряд матрешек по размеру и цветам радуги.
  2. Нарядить кукол, используя мелкий декор в количестве, соответствующем цифре на фартуке.
  3. Игрушки стоят в правильном порядке. Игроки закрывают глаза. Педагог прячет матрешку. Воспитанники, открыв глаза, пытаются вспомнить, какая игрушка исчезла.
  4. Игрушки расставлены в правильном порядке. Воспитанники закрывают глаза. Педагог меняет местоположение двух игрушек. Открыв глаза, игроки говорят, что изменилось.

Для дошкольников младшей группы желательно ставить в ряд не больше 5 кукол.

Побеждает игрок, у которого наберется наибольшее количество фишек за правильно выполненные задания. Если игра была индивидуальная, справившегося с заданиями игрока нужно поощрить.

Как научить ребенка собирать трехместную матрешку?

Обычно дети учатся собирать трехместную матрешку в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет . Нам потребуются три матрешки с разницей в размерах 3-4 см, например, маленькая матрешка может иметь размер 4-6 см, большая – 7-9 см, большая – 10-12 см). Если ребенок никогда раньше не играл в матрешку, лучше всего использовать ее как самую маленькую цельную матрешку в наборе.

Если ребенок легко справляется с такой задачей, усложните ее и из матрешек, которые отличаются друг от друга высотой на 1,5-2 см.

Шаг 1. Дайте ребенку три матрешки и попросите показать вам большую, самую маленькую, самую маленькую. Пусть ребенок внимательно их изучит. Попросите его выстроить матрешек в ряд: сначала маленькую, потом большую, потом большую.

Шаг 2. Затем предложите ребенку открыть матрешки и попросить каждую матрешку дать ей «юбочку» (положите низ матрешек – их «юбочки» перед верхом). В случае затруднений покажите себе, как это сделать.

Скажите им, что матрешки очень хотят примерить свои «юбочки», и попросите ребенка помочь им. «А где наша юбка для самой большой матрешки? Поможем и наденем на матрешку юбку. Где юбка для самой маленькой матрешки? Подберите юбочку для самой маленькой матрешки. Это прекрасные куклы, которые гнездятся в гнездах!»

Шаг 3. Затем попросите ребенка «спрятать матрешек» (т.е собрать матрешек). Поначалу малышу могут быть непросто, поэтому ему потребуется ваша помощь и шоу. Иногда вам может потребоваться взять ее за руку и проделать желаемое действие рукой ребенка.

В дальнейшем, повторяя игру с матрешками, ребенок станет более самостоятельным. При этом следует учитывать, что маленькие дети очень быстро забывают изученное, в связи с чем требуется больше повторений (минимум 2–3 раза по одному и тому же заданию).

В следующий раз урок с матрешкой можно провести немного иначе, например так:

Шаг 1. Показать трехместную матрешку, встряхнуть. Что гремит? Возьмите центральную матрешку из матрешки и поместите рядом с ней. Какие они красивые и умные! Попросите ребенка встряхнуть большую и маленькую матрешку. Ой! Внутри малышки, оказывается, тоже что-то стучит! Что это? Пусть ребенок возьмет матрешку поменьше.

Шаг 2. Поместите в ряд три матрешки – большие

, маленький , а между ними – в среднем. Попросите ребенка показать вам, где большая матрешка, где маленькая, а где средняя.

Шаг 3. Соберите матрешку. Во-первых, в среднюю матрешку нужно положить маленькую (дети часто ошибаются в последовательности сборки, поэтому проясните этот момент: какая матрешка должна быть спрятана первой). Покажите 2 оставшихся матрешки. Итак, открываем большую и кладем внутрь среднюю.

Что еще почитать: Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста «Опасные предметы»

Шаг 4. Дарим ребенку игрушку для самостоятельной игры. Пусть еще раз разберет матрешек, расставит матрешки в ряд, а потом сложит в одну – «спрятать». Помогите совместить рисунок на матрешке.

Матрешка, покажись!

Цель игры — развитие скорости реакции, наблюдательности и навыка действовать в соответствии с командой.

Для занятия нужна разделяемая кукла небольшого размера, чтобы удобно было ее класть в детскую ладонь. Воспитанники садятся на стулья, формирующие круг. Заложив руки за спину и раскрыв ладони, дети следят за воспитателем. А тот ходит вдоль круга, наклоняется к каждому ребенку, двум игрокам незаметно вкладывает в ладонь по половинке матрешки.

Затем дает команду: «Матрешка, покажись!». Игроки, получившие игрушку в руку, должны вскочить с мест, выпрыгнуть на середину круга так, чтобы товарищи не успели их остановить. Задача остальных игроков — догадаться, у кого спрятаны части игрушки, поймать этих ребят.

Картотека игр с матрешками

Сюжетная игра

«ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЕШКИ?»

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры

направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.

Игра носит сюжетный характер.

В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.

Игровой материал

.

Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10—12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие — в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение — отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки . друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! — говорит воспитатель. — Давайте теперь поиграем в каравай».

Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», — предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.

«А теперь наши матрешки пойдут гулять, — предлагает воспитатель. — Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.

Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.

«А теперь поиграем по-другому, — говорит воспитатель. — Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» — «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, — отвечает матрешка,— тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», — говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается

Сюжетная игра

«ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В данной игре дети учатся различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Им предлагаются несколько вариантов задачи: сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т. п.

Ее сюжетный характер

имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).

Игровой материал.

Два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, ее можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.

Описание игры и приемы ее проведения

.

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша». И т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Игра начинается.

Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая — самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста: «Пора домой,— говорит он, — становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Правила игры.

1. Каждый играющий выбирает себе матрешку. Он должен запомнить ее имя и действовать с нею в соответствии с обучающей задачей. Одну из матрешек берет воспитатель и показывает наглядный образец игровых действий.

2. Участники игры должны внимательно слушать воспитателя и выполнять действия, которые он им предлагает.

Веселые матрешки

Для музыкальной игры нужны картонные изображения 5-ти матрешек разного размера и расцветки. Также необходимо раздать игрокам по паре деревянных музыкальных ложек.

Преподаватель музыки расставляет изображения в ряд перед детьми. Знакомит воспитанников с куклами: Дашкой, Сашкой, Глашкой, Иринкой, Маринкой. Объясняет, что гостьи любят танцевать. А детям нужно им подыграть на народном музыкальном инструменте. Затем выстукивает на ложках разный ритм для каждой матрешки. А дети повторяют. Преподавателю для демонстрации музыкального ритма необязательно использовать ложки. Можно играть на другом инструменте, а дети пусть подыгрывают ложками.

Матрешка — русская народная деревянная игрушка, которая представляет из себя куклу, внутри которой находятся куклы меньшего размера, вложенные одна в другую.

Матрешка — не просто сувенир. Это отличная развивающая игрушка для ребенка. С помощью нее можно научиться сравнивать предметы по высоте, ширине, объему, обучить счету. Она развивает координацию рук, мелкую моторику, мышление у детей.

А кроме всех прочих достоинств, у нее очень интересная история и в ней сокрыт глубокий смысл. Кому не интересно, можете пропустить этот момент и сразу пролистать вниз к развивающим играм)

История создания матрешки и ее суть

По одной из легенд, она была создана в 90-х годах 19 века по эскизам художника Сергея Малютина. А идея создания матрешки возникла благодаря японской игрушке с изображением мудреца Фукурамы, в которой находились несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Имя Матрена, Матреша считалось в то время одним из наиболее распространенным женских имен, в основе которого лежало слово «матерь». И действительно, в матрешке олицетворяется образ женского начала, материнства, плодородия и бесконечности мира. Мать рождает дочь, та — свою дочь, и т.д. Т.е. жизнь продолжается вечно. Таким образом, матрешка со своим многочисленным семейством передает нам образ Рода, показывает несколько поколений предков и потомков.

Говорят, что в этой игрушке также заключена идея поиска истины и возможности найти ее, «докопавшись до сути», т.е. до последней матрешки. Как в сказке про Кощея Бессмертного, помните такую? Смерть Кощея находилась в игле, игла — в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце и т.д. Матрешка так же учит нас смотреть в глубину, не воспринимать мир поверхностно и за внешним учиться видеть внутреннюю составляющую. Не зря же говорят, зри в корень. Это как раз про это же самое.

А еще матрешка вроде бы одна, но в то же время состоит из множества своих проявлений, которые есть ее маленькие отражения. То есть она несет в себе символ единства и в то же время многопроявленности нашего мира, отражения малого в большом, а большого в малом, макрокосмоса в микрокосмосе и наоборот.

Также есть мнение, что матрешка показывает нам многомерность, многослойность Вселенной и человека (его чакр, энергетических тел: физического, эфирного, астрального, ментального и т.д.). А размер матрешки будто бы показывает нам, когда формируется определенное тело человека. Например, разные источники указывают, что физическое тело созревает к первому году жизни. И первая, самая маленькая матрешка, призвана помочь малышу утвердиться в мире Яви, она связана с красной чакрой и должна быть красного цвета. Эфирное тело формируется к трем годам, оно связано с чакрой оранжевого цвета, поэтому следующая матрешка размером побольше и оранжевого цвета. Астральное тело формируется к 7 годам, ее цвет — желтый. Ментальное тело — зеленого цвета, формируется к 12-14 годам. Голубая матрешка (горловая чакра) — это каузальное тело, которое формируется к 21 году. Синяя матрешка — тело интуиции и духовного ума, когда человек становится Отцом или Матерью. И, наконец, самая большая матрешка, фиолетовая, символизирует душу человека. Лучше всего осознаешь ее в возрасте Дедушки или Бабушки.

Таких же цветов должны быть и матрешки. Если честно, я не встречала матрешек, раскрашенных в цвета радуги, но сама идея интересная. Говорят, что красный цвет — очень мощный по силе, но у него невысокие вибрации. Он притягивает к земле и позволяет набраться ее живительной силы. Когда у человека мало этой энергии, у него мало сил и жизненной активности. Оранжевый цвет несет силу плодородия. Желтый — здоровье и устойчивость. Зеленый цвет поддерживает душевные силы и интуицию. Голубой помогает общению с людьми, дает интеллектуальные силы. Синий помогает понять законы Вселенной, дает дар предвидения. А фиолетовый гармонично распределяет все энергии.

Интересно все это, правда ведь? Вроде бы такая простая игрушка, а какая мудрость заключена в ней и глубина.

Как играть с матрешкой?

1. Знакомство с матрешкой.

Чтобы игрушка произвела впечатление на ребенка и ему потом хотелось с ней играть, знакомство с ней можно и нужно интересно обыграть. Например, так:

Показываем матрешку малышу: «Смотри, кто к нам сегодня пришел в гости! Это Матрешка. Какое у нее красивое платье, а какой платочек». Описывая детали матрешки, мы закладываем основу для развития речи ребенка, его словарного запаса. Рассматриваем Матрешку вместе с малышом, показываем, где у нее глазки, ротик, носик и т.д., во что она одета, что какого цвета.

Затем берем ее в руки и говорим: «Какая же она тяжелая». Потрясем ее. «А как она гремит! Там, наверное, что-то есть внутри. Давай посмотрим, что?». Произносим: «Матрешка, матрешка, откройся немножко», и открываем ее. Внутри матрешки обнаруживаем другую матрешку. Вместе с малышом удивляемся тому, что произошло. Рассматриваем вторую матрешку. Ставим две матрешки рядом и сравниваем их. Спрашиваем у малыша, какая из них выше, а какая ниже, во что одета одна, а во что другая. Говорим ребенку, что по форме матрешки похожи, а по размеру отличаются.

Затем предлагаем ребенку посмотреть, не спрятался ли кто-нибудь в новой матрешке. Проговариваем те же слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко», открываем ее и обнаруживаем там еще одну. Ставим рядом и сравниваем с предыдущими. Делаем так до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстаиваем все матрешки в ряд по росту. Обращаем внимание на то, что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на голову. Рассматриваем матрешки, ищем в них сходства и различия.

2. Учимся с малышом открывать и закрывать матрешки.

Обязательно называем эти понятия: «Давай откроем матрешку», «А теперь закроем ее».

Начать игру можно так. Спрячем в каждую матрешку какой-нибудь сюрприз для ребенка. Это могут быть небольшие игрушки, сладости (сушки, к примеру) или кусочки ткани, платочки. Затем скажем малышу, что матрешки приготовили для него подарки. «Давай посмотрим, какие подарки приготовили для тебя матрешки!». Если у малыша не получается открыть матрешку, помогаем ему. Рассматриваем подарки, говорим матрешкам «спасибо», а потом закрываем их.

Когда малыш научится открывать и закрывать матрешки, можно поиграть в игру на поиск половинок.

Откроем все матрешки (можно начать с двух матрешек, потом добавить остальных). Говорим малышу: «Давай поможем каждой матрешке найти и надеть свою юбочку». Так, вместе с малышом ищем для каждой верхней половинки матрешки нижнюю. И если половинка подошла, то закрываем матрешку. Обязательно комментируем свои действия: «Эта юбочка не подходит для матрешки, она маленькая», «А эта юбочка в самый раз».

3. Знакомим ребенка с понятиями «большая» — «маленькая», «высокая» — «низкая».

Ставим матрешки в ряд. Показываем на каждую матрешку и произносим: «Это матрешка самая большая (высокая)», «А эта поменьше», «Эта — еще меньше», и т.д., «А эта — самая маленькая (низкая)». Про самую большую матрешку говорим низким увесистым голосом, а про самую маленькую — высоким и тоненьким. Т.е. тембром своего голоса показываем различие между ними. Даем матрешки по очереди ребенку в руки, чтобы он ощутил их вес и почувствовал на ощупь различия между ними. Когда малыш усвоит понятия, можно попросить его показать, какая матрешка самая большая, а какая самая маленькая.

Можно поиграть в игру «Путаница». Ставим матрешки в ряд по росту друг за дружкой. Они у нас, к примеру, пошли в лес за грибами. А на обратной дороге некоторых матрешек меняем местами. «Матрешки перепутали свои места. Они забыли, где (за кем) они стояли». Просим малыша расставить их правильно по росту.

Так, строем (по росту) матрешки могут идти не только «в лес по грибы или по ягоды», но и просто «на прогулку», а еще рассаживаться вокруг стола, чтобы пообедать, водить хороводы.

Из коробок или кубиков можно делать для них домики и расселять соответственно росту.

Из колец от пирамидки — стульчики.

Или делать стульчики из баночек-вкладышей разного размера.

Предметы для матрешек тоже можно располагать соответственно их росту. Самой большой матрешке — самая большая корзинка для грибов, тарелочка для еды или кроватка, самой маленькой — маленькая.

4. Учимся прятать матрешки друг в друга.

Для начала можно открыть самую большую матрешку и показать малышу, как в нее может поместиться другая матрешка. Можно по очереди прятать матрешки друг в дружку. Тем самым, малыш поймет, что маленькую матрешку можно спрятать в большую, а большую в маленькую — не получится.

Выстроим ряд из матрешек. Раскроем их все. У нас получатся два ряда из «платочков» и «юбочек». Скажем малышу: «Давай спрячем матрешки». Самую маленькую прячем в рядом стоящую и надеваем «платочек». Затем из оставшихся берем самую маленькую и прячем в следующую, накрываем «платочком». Даем возможность малышу спрятать остальные матрешки. Так, малыш поймет принцип сборки матрешки.

Можно поиграть в такую игру:

Расставляем матрешки в ряд. Одну из матрешек прячем в другую. Просим малыша на слух определить, где же спряталась матрешка, в какой из них? Пусть он по очереди подносит матрешку к ушку и трясет ее. А когда пропажа найдется, пусть правильно выберет для нее место. Так, у малыша развивается слуховое восприятие и пространственное мышление.

5. Изучаем понятия «далеко» и «близко».

Расставим часть матрешек близко, чтобы до них можно было дотянуться рукой. А часть — подальше. Говорим малышу: «Давай дотянемся до матрешек. Они стоят близко к нам, до них легко дотянуться». «А давай попробуем дотянуться до тех матрешек. Не получается. Потому что они далеко от нас».

6. Учимся считать вместе с матрешками.

В игровой форме можно с легкостью научить малыша считать. Посчитаем, сколько матрешек пошло в лес, а сколько осталось дома? Сколько матрешек сели за стол кушать? Сколько им нужно тарелочек? Сколько матрешек спят? И т.д.

Расставим матрешки в ряд по росту, положим рядом с каждой тарелочку и квадратик, вырезанный из бумаги, на котором напишем цифру. Самая маленькая матрешка под номером 1, побольше — под номером два и т.д. А теперь будем кормить матрешек. Едой может служить мозаика, фасоль, разрезанные коктейльные трубочки, бусины, орешки, кукольная еда из плей-до или соленого теста.

Сначала положим на каждую тарелочку столько фасолин (орешков, мозаики, бусин и т.п.), сколько указано на бумаге.

Затем раскроем матрешки и положим содержимое тарелочек внутрь.

Можно усложнить задание. Одну матрешку покормить пальчиками (положить кукольную еду внутрь нее пальчиками). Пусть это будет самая маленькая раскрывающаяся матрешка, которая «еще не умеет есть ложечкой». Другую матрешку покормить ложечкой. У третьей матрешки пусть вместо ложки будет прищепка. У четвертой — пинцет. И т.д. Такое задание очень полезно для развития мелкой моторики пальчиков и координации движений.

7. Игры на развитие памяти.

Положим в каждую матрешку что-нибудь (камешек, ракушку, маленькую игрушку, сушку и т.п.). Затем закроем матрешки. Задача ребенка — вспомнить, что лежит в каждой матрешке. Начать можно с двух-трех матрешек. Затем увеличивать количество.

8. Игры на развитие слуха.

Вместе с ребенком наполним матрешки разным наполнителем. Это может быть горох, фасоль, греча, бусины, мозаика и т.п.). Затем закроем матрешки и попробуем на слух угадать, что в каждой из них находится.

9. Ролевые игры.

Матрешки замечательно подойдут для ролевых игр с ребенком. Можно поиграть в «дочки-матери», в «садик», обыграть различные семейные ситуации, встречи с другими детьми на детской площадке, праздники (День рождения, Новый год и т.д.).

Покажу, как мы как-то с дочкой играли с матрешками в игру «Детский садик».

Игра «Детский сад»

1. Распределяем матрешки по группам.

Мы выстроили матрешки в ряд по росту. Я сказала дочке, что матрешки пришли в детский садик. Но в нем две группы: старшая и младшая. И нам нужно правильно распределить матрешки по группам.

Как это сделать? Я попросила дочку показать самую большую матрешку и самую маленькую. Убираем самую большую в одну сторону (отводим ее в старшую группу), а самую маленькую — в другую (в младшую группу). Повторяем то же самое с оставшимися матрешками, выбираем из них самую большую и самую маленькую. Среднюю мы поместили в младшую группу.

В итоге у нас получилось две группы матрешек. В одной матрешки большие, а в другой — маленькие.

Матрешки немного поиграли, каждая в своей группе. А потом наступило время завтрака, и они пошли в столовую кушать.

2. Завтрак в садике.

Стульчики, тарелочки, скатерть и еду (яблочки) мы сделали из бумаги немного раньше. Для этого мы вместе с дочкой обвели основания матрешек на бумаге. Я вырезала получившиеся кружки. У нас получились стульчики и тарелочки разного размера. Дочка сама все разукрасила.

Так вот, матрешки пришли в столовую. Сначала каждой нужно было найти свой стульчик. Некоторые большие матрешки пытались сесть на маленький стульчик, а маленькие — на большой) Но потом все же мы их рассадили правильно. Затем каждой матрешке мы принесли тарелочку по размеру. В середину стола положили яблочки. Каждой матрешке нужно было положить на тарелочку правильное количество яблочек. Самой маленькой — одно яблочко, матрешке побольше — два и т.д. Затем мы раскрыли матрешки, и они стали кушать свои яблочки. Мы поместили все яблочки внутрь матрешек.

3. Одеваемся на прогулку.

Матрешкам на прогулку нужно одеться. Но они перепутали свою одежду. Верх матрешек назовем платочком или шапочкой, а низ — юбочкой или штанишками. Некоторые большие матрешки взяли юбочки у маленьких, а маленькие — у больших. Помогаем матрешкам правильно одеться.

4. Идем на прогулку.

Наконец-то матрешки одеты. Снова разделим их на две группы: старшую и младшую. Разделили? А теперь пусть самая большая из старшей группы возьмет под ручку самую большую из младшей группы и т.д.

Построились по парам? Теперь идем на прогулку!

5. На прогулке.

А на прогулке мы отпраздновали День рождение самой младшей матрешеньки) Поставили ее в круг и стали водить вокруг нее хоровод: «Как на Матрешкины именины испекли мы каравай…».

Дочке не понравилось, что всех Матрешек мы называем одинаково, и тут же были придуманы им всем имена. Затем матрешка-именинница, как полагается, выбрала того, кого больше всех любит. А потом все матрешки поздравили ее с праздником, пожелали каждая свое и подарили подарки. Кто-то подарил бусики, кто-то яблочко, кто-то браслетик. Вообщем, маленькая Матрешенька осталась довольна. ;)

6. Идем мыть ручки.

После прогулки матрешки пошли мыть ручки друг за дружкой, выстроившись по росту (по старшинству). Я сама поставила их в ряд, специально перепутав местами. Сказала дочке, что, кажется, они перепутали свои места и встали не по порядку, что надо им помочь найти свое место. Дочка поставила их правильно по росту.

На обратной дороге они снова перепутали свои места. Помогаем матрешкам еще раз найти свое место.

7. Тихий час.

Матрешкам пора ложится спать.

Мы нарисовали и вырезали с дочкой кроватки из бумаги, дочка их разукрасила.

Каждой матрешке помогли найти свою кроватку.

На этом игра не закончилась. Потом мы еще играли в доктора, так как некоторые детки в садике заболели и ходили к врачу. Заболевших родители забирали из садика. Игра закончилась тогда, когда у матрешек наступил вечер, и их всех родители забрали из садика.

Вот такая интересная игра получилась.

Правда же, матрешка — замечательная игрушка? ;)

Наших матрешек дочке подарил папа, привез из командировки.

Вообще, матрешек можно встретить в любой сувенирной лавке. Есть они и в интернет-магазинах. Матрешки в Лабиринте. В Май-шопе (1 вариант, 2 вариант). Есть матрешки под роспись для тех, кто любит рисовать. Некоторые матрешки раскрашены как герои сказок. Например, матрешки по сказке «Колобок», или матрешки по сказке «Репка».

Видео «Игры с матрешками»:

А у вас есть матрешки? Как играете с ними вы?

Антонина Ефимова Весна,

автор блога «В гостях у Весны»

P.S. Буду рада, если вы поделитесь статьей в социальных сетях, рассказав о ней своим друзьям.

Побегушки у матрешки

Эта подвижная соревновательная игра способствует общему физическому развитию, учить ориентироваться в пространстве.

Дети рассаживаются на стулья в ряд. Педагог садится у противоположной стены, держит матрешку в руках. Дает команду: «Сюда, к матрешке!». Дети бегут. Проигрывает тот, кто добежит последним. Далее педагог командует: «А теперь бегите обратно!». Дети спешат на свои стулья. И так несколько раз, пока не определится победитель, который чаще других первым добегал до игрушки.

Матрешка путешествует

Игра, предназначенная для старшей возрастной группы, закрепляет математические представления, учит счету, количественному сравнительному анализу, пространственной ориентации. Дети учатся сравнивать объекты по величине, делать словесные заключения, а также обозначать положение объектов с использованием предлогов.

Для игры нужно подготовить аппликацию: наклеить на картонный лист изображение речки, лодочки, моста, дерева, ягодного кустарника, цветов. Отдельно нужно вырезать изображение матрешки.

Матрешка отправляется в путь: дети ставят ее изображение возле реки. При этом подробно объясняют, что делают. Она собралась перебраться на другой берег: игроки перетаскивают картинку через мост. Матрешка захотела отдохнуть в тени: дети ставят картинку под деревом. А под деревом растет куст со спелыми ягодами. Кукла посмотрела на дерево, потом на куст, подумала, что выше: воспитанники делают сравнительный анализ. Потом посмотрела на дерево и на цветочки вокруг, подумала, чего же больше: опять сравнительный анализ. Она подсчитала, сколько цветов на поляне — много. Сколько кустов — один. Сколько ягод на нем созрело — много.

ДЕТСТВО-ГИД

Рекомендации для воспитателей и конспекты игр «Игры с матрешками» для детей 2-3 лет

Морозова Светлана Владимировна, воспитатель МБДОУ № 132, г. Череповец Вологодской обл.

Организуя игры с матрешками, воспитатель может ставить перед собой разные задачи: — развивать умение детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине, ориентируясь при этом на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «самая большая», «самая маленькая», «открой», «закрой», «такая», «не такая»; — вводить понятия «много», «одна»; — активизировать речь, используя матрешек как кукол для сюжетного обыгрывания; — продолжать формировать интерес к народной деревянной игрушке; — вызывать эмоциональный отклик, желание рассматривать и действовать с матрешкой.

Работу с детьми 2-3 лет можно начинать с «трехместной матрешки», постепенно вводить в игру «четырехместную» и «пятиместную». Усложненные варианты заданий предполагают самостоятельное совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе деталей и т.д. Дети с удовольствием играют с народными игрушками, увлекаясь их красочностью, выразительностью. Воспитатель следит, чтобы и в самостоятельных играх закреплялись умения и навыки, полученные малышами на занятиях.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 2-3 лет «Хоровод»

Задачи: — формировать умение детей проговаривать знакомые потешки; — закреплять знания о цветах и оттенках; — привлекать малышей к игровым действиям.

Материал: деревянная матрешка с вкладышами, вырезанные из картона матрешки, картонные цветы, деревца, грибочки, тканевые маленькие платочки разного цвета.

Ход совместной деятельности: Воспитатель показывает детям настоящую деревянную матрешку (деревянная игрушка-вкладыш) и читает стихотворение З. Медведевой «Матрешка»: У меня матрешка есть, Новая игрушка. В желтом сарафанчике Славная толстушка. А ее откроешь — (воспитатель открывает игрушку) В ней сидит вторая, Вся в зеленом, как весной Травка молодая… А вторую отвернешь — (воспитатель снимает следующую верхушку) Там еще матрешка. Та матрешка – вовсе крошка То – любимая матрешка. Вся она, как маков цвет: Сарафан на ней надет Алый, как цветочек И под цвет платочек. Пуще всех её храню, Больше всех её люблю Маленькую крошку – Красную матрешку.

Воспитатель: Вот какие красивые матрешки пришли к нам в гости, а вот еще матрешки в цветных сарафанах, с яркими платочками. (Показывает картонные матрешки). Отправились матрешки на лесную полянку повеселиться да хоровод поводить. Вот пришли они. Солнышко светит. (Педагог читает потешку, привлекает к договариванию текста детей). Солнышко – ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Еще маленьких ребят.

Цветов на полянке много: здесь и ромашки, и колокольчики. (Воспитатель предлагает детям разложить цветы на панно). По краям елочки стоят, а под ними грибочки растут. (Дети под руководством воспитателя раскладывают элементы пейзажа на панно). А вот и наши матрешки. Эта матрешка в каком сарафанчике? Найди ей, Таня, такой же платочек. (С подобным вопросом воспитатель обращается к каждому ребенку). Поставим-ка наших красавиц-матрешек в хоровод! (Расставляют картонных матрешек на панно). Но вдруг налетел тучка, подул ветер, сорвал с головы платочки, вот-вот дождик пойдет… Дождик – дождик, Полно лить, Наших девочек мочить! Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка! (Воспитатель привлекает детей к проговариванию потешки).

Воспитатель: Улетела тучка, выглянуло солнышко. Помогите, дети, матрешкам найти свои платочки и потанцевать. Мы возьмем за уголочки Наши яркие платочки И поднимем высоко, И покружимся легко. Ка похожи на цветочки Наши яркие платочки! И ребятки наши тоже На цветочки все похожи! (А. Ануфриева)

Совместная деятельность воспитателя с детьми 2-3 лет. «Сказка про матрешек»

Задачи: — формировать умение детей сравнивать предметы по величине (большой – маленький); — формировать умение детей использовать в речи соответствующие прилагательные.

Материал: два домика, две матрешки, две елочки, два грибочка, различные по величине.

Ход совместной деятельности: Воспитатель: Жили-были две матрешки большая и маленькая. Они были подружками и всегда гуляли вместе. А больше всего на свете матрешки любили танцевать. Ребята, давайте попросим матрешек показать, как они танцуют. Повторяйте за мной: «Матрешки, пожалуйста, потанцуйте!» (Дети хором повторяют просьбу, матрешки «танцуют» в руках воспитателя). А кто хочет сам попросить матрешек потанцевать? (2-3 индивидуальных ответа). Воспитатель: Но у нас ведь две матрешки, и обе любят потанцевать. Сначала попросим большую матрешку. Попробуйте за мной: «Большая матрешка, потанцуй немножко!» (Дети повторяют хором. Матрешка «танцует»). Кто ещё хочет попросить матрешку потанцевать? (2-3 индивидуальных ответа). Как хорошо умеет танцевать большая матрешка. А теперь давайте посмотрим, как умеет танцевать маленькая матрешка. Только для этого надо её хорошенько попросить. Кто хочет попросить маленькую матрешку потанцевать? (2-3 индивидуальных ответа).

Воспитатель: Пока наши матрешки танцевали, на улице стало холодно, и решили они построить себе домики. Только матрешки не знают, кому какой домик строить. Кому большой, а кому маленький? Поможем им в этом разобраться? (Коллективные и индивидуальные ответы). Большой матрешке, какой надо строить домик? (Коллективные и индивидуальные ответы). А маленькой? (Коллективные и индивидуальные ответы). Около своих домиков матрешки посадили по елочке. Большая матрешка посадила какую елочку? (Ответы детей). А маленькая? (Коллективные и индивидуальные ответы). Возле каждой елочки выросло по грибочку. У большой елочки вырос какой грибок? (Коллективные и индивидуальные ответы). А какой грибок вырос у маленькой елочки? (Ответы детей).

В конце занятия воспитатель делает обобщение в нескольких вопросах, побуждая отвечать на них малоактивных ребят. — Какие матрешки пришли к нам гости? — Какой домик построила большая матрешка? А маленькая? — Какую елочку посадила маленькая матрешка? А большая? — Под какой елочкой вырос маленький грибок? А большой? (Предполагаются индивидуальные и коллективные ответы детей).

Воспитатель: А сейчас ребятки отгадайте загадку: Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке А всего одна игрушка.
В гости к матрёшкам Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений Деревянные игрушки 8 марта >

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]