Дидактические игры «Будь осторожен, Малыш!»(для детей 5-7 лет)


Цель дидактической игры «Опасные предметы»

Цель — формирование и закрепление знаний о том, какие предметы потенциально опасны для человека, как с ними обращаться.

Задачи:

  • определение опасных бытовых предметов, выявление их в окружающей обстановке;
  • получение навыка безопасного их использования;
  • формирование представления об опасных ситуациях, способах их предотвращения, правилах поведения при чрезвычайном происшествии;
  • закрепление понятий «опасность», «безопасность», «осторожно»;
  • развитие интеллекта, зрительного восприятия, скорости реакции, умения логически мыслить, аргументировать свое мнение;
  • воспитание ответственности, самостоятельности.

Младшая группа

Предлагаем игры на тему «Опасные предметы» для дошкольников младшего возраста.

Опасные бытовые предметы

Игра представляет собой лото. Для нее нужно подготовить таблицу с ячейками, изображающими опасные вещи, а также соответствующие карточки.

Педагог зачитывает стишок или загадку о предмете. Воспитанники, разгадав, что это за вещь, выбирают карточку, закрывают ею картинку в табличной ячейке.

Зеленый или красный

Для занятия нужно подготовить два больших круга: зеленый и красный. Также необходимо вырезать маленькие круги, изображающие опасные и безопасные вещи.

Педагог раскладывает картинки перед игроками. Те внимательно рассматривают изображения, обсуждают назначение и степень опасности нарисованных объектов. Затем раскладывают картинки вокруг больших кругов, словно лепестки вокруг сердцевины цветков. К красному кругу кладут предметы, которые несут опасность, к зеленому — совершенно безопасные в эксплуатации.

Опасности

Игра закрепляет представление о том, какие опасности могут подстерегать дошкольника в быту, как с ними справляться, как правильно действовать. Также занятие учит сочувствию, воспитывает желание помогать попавшим в беду людям. Нужно подготовить сюжетные картинки, изображающие разные опасные ситуации, которые могут случиться с дошкольником дома, во дворе, на природе.

Педагог кладет картинки лицевой стороной вниз. Воспитанники по очереди берут карточку наугад, рассматривают изображенный сюжет, рассказывают, что видят, почему такая ситуация случилась с ребенком, в чем он ошибся, как исправить ошибку, как действовать.

По каким правилам играть в «Детское домино»?

Правила игры в «Детское домино» позволяют играть вдвоем, но еще больший интерес и веселье возникает, когда в игре участвуют четыре игрока.

Правила игры в «Детское домино» похожи на взрослый аналог игры, но немного проще:

  1. В игре ходят костяшками (фишками). В детском варианте домино посвящается животным, растениям, фруктам, машинам, алфавиту и прочее. По ходу лучше рассказывать об этих предметах и ребенок обязательно запомнит не только названия, но и познавательные истории.
  2. Всего в наборе 28 костей, из них 7 — дубли, а 21 — смежные кости. Если игроков двое, то получают по 7 костяшек, а когда играют четверо — по 5.
  3. Оставшиеся костяшки лежат в «банке» изображениями вниз. Из «банка» участник берет фишку, если нет нужной для хода.
  4. Игрок ходит первым, если есть костяшка — «дубль», с парным изображением. Например, арбуз — арбуз или заяц — заяц.
  5. Следующий участник подставляет фишку так, чтобы картинка совпала с одной из картинок на костяшке игрока. Например, арбуз — груша. Другой шаг — костяшка с изображением груши.
  6. Если у участника нет нужного варианта — нужно обратиться в банк. Однако вытаскивать фишки надо до тех пор, пока не появится нужная. Если такой фишки уже нет — пропустить ход. Это и есть знаменитая «рыба» — нет нужной костяшки для хода при наличии их на руках.
  7. Победитель — игрок, который быстрее оказался без фишек.

Участвовать в игре «Детское домино» могут дети разного возраста, даже годовалые. Ребенку постарше лучше предложить взрослое домино с точками, для развития навыка учета количества точек. Маленьким деткам нравится собирать из костяшек стопки, тропинки, дорожки, и строить домики.

Для игры в домино надо обратить внимание на материал костяшек. Самый лучший вариант — это деревянные домино, их можно подставлять любой стороной. Пластмассовые фишки домино из-за швов рассыпаются. Встречаются картонные домино, но у детей они быстро выходят из строя.

Главное помнить, что воспитание и развитие детей возможно на собственном примере. И традиция засиживаться вечерами за увлекательным занятием создаст не только приятную и доброжелательную атмосферу в доме, но и совместный ритуал, которому будут следовать и внуки, а игра «Детское домино» станет прекрасным решением для организации досуга детворы.

Для полезного и веселого проведения досуга создан сайт , где можно познакомиться с четкими правилами различных игр, например , и т.д.

Вы можете легко найти любую игру или страницу на нашем ресурсе. Для этого вам нужно воспользоваться — она очень удобная и понятная.

Развитие мыслительных операций

Цель игры

— развитие мыслительных операций обобщение, исключение.

Настольная игра «Домино» позволяет решить следующие задачи:

  • Развивает мыслительные операции обобщение и исключение;
  • Закрепляет представления по лексическим темам программы ДОО;
  • Тренируют тонкую моторику рук;
  • Развивает гуманистические качества личности: взаимопомощи, сотрудничества, ценности знаний.

Игра разработана для детей старшей и подготовительной группы дошкольного учреждения, испытывающих сложности в развитии мыслительных операций.

В игру можно играть как индивидуально, так и небольшими подгруппами.

Представленная игра интегрирует образовательные области ФГОС ДО, позволяя комплексно решать задачи стандарта области познавательного и социально-коммуникативного развития.

Особенностью игры является ее исполнение, «камни» домино действительно являются камнями с рисунками, покрытыми лаком. Необычный материал повышает интерес ребенка, являясь при этом экологичным и доступным материалом.

Описание хода игры

. Участникам игры предлагается помочь принцу или принцессе добраться домой, но для этого нужно построить дорожку из «камней» домино. Камни нужно укладывать по принципу обычного домино: необходимо выстроить цепь-дорожку, соприкасающихся половинками, но не с одинаковыми картинками, а картинками одной темы. Например к «кофте» может подойти «юбка», потому что обе картинки «одежда». Ребенку обязательно объяснять свой выбор, закрепляя свои способности к обобщению и знания. Игра заканчивается, когда построена вся дорожка из «камней», и принцесса/принц может прийти домой, наступая на каждый камень дорожки.

Дидактическая игра для детей старшей — подготовительной группы в детском саду «Математическое домино»
Хохлова Наталья Евгеньевна Место работы: МКДОУ №18 г. Миасс Челябинская область Должность: учитель-дефектолог Название ресурса: настольно-печатная дидактическая игра «Математическое домино» Краткое описание ресурса: игра для детей 5 – 7 лет на формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления. Цель и задачи ресурса: развитие умения понимать значение действий сложения и вычитания, и математических знаков «+», «-» в пределах десяти; развитие логического мышления, зрительного восприятия. Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована логопедами, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми. Оборудование: игра выполнена с помощью ПК (персонального компьютера), состоит из разрезных карточек домино.
Практическое применение: индивидуальные занятия, фронтальные коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно игры «по очереди»). Методика работы с ресурсом:

1. Индивидуально: ребёнок берет карточки домино и выстраивает логическую цепочку. 2. Фронтально: используется в качестве демонстрации задания при помощи магнитной доски и магнитов; дети на своих местах работают устно и фронтально.

Обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным математическим представлениям является непростой задачей. Чтобы увлечь ребенка, математический обучающий материал должен преподноситься ему в игровой форме. И как нельзя лучше в этом помогут дидактические игры, которые позволят в легкой игровой форме познакомить детей с цифрами, числами, основами счета, арифметическими действиями. Представленная игра позволит вам и вашему ребенку запомнить новую информацию и с помощью наглядности закрепить изучаемый материал.

Вариант I

Перед вами на игровом поле расположены карточки домино, на одних половинках которых написаны различные числа, а на других — арифметические действия на сложение. Расставить карточки нужно так, чтобы с каждым арифметическим действием — оказалось подходящее по смыслу число. Для этого, конечно же нужно правильно решить все примеры, найти половинку с ответом и подставить ее рядом.

Вариант II

Представленные карточки домино распечатываются и разрезаются.

Перед вами на игровом поле расположены карточки домино, на одних половинках которых написаны различные числа, а на других — арифметические действия на вычитание. Расставить карточки нужно так, чтобы с каждым арифметическим действием — оказалось подходящее по смыслу число. Для этого, конечно же нужно правильно решить все примеры, найти половинку с ответом и подставить ее рядом. Как вариант, можно использовать карточки домино сочетая арифметические действия сложения и вычитания.

Вариант III

Представленные цветные карточки домино распечатываются и разрезаются. Данный вариант игры в домино поможет вам проверить, как хорошо ваш ребенок умеет считать и знаком ли он с геометрическими фигурами.

Перед вами на игровом поле расположены карточки домино, на одних половинках которых написаны различные числа, а на других — геометрические фигуры. Расставить карточки нужно так, чтобы с каждой геометрической фигурой — оказалось подходящее по смыслу число. Для этого нужно посчитать количество углов у каждой геометрической фигуры.

Надеюсь, что данный ресурс поможет вам и вашему ребенку закрепить знания по математике. Желаю успехов!

Когда-то целые поколения росли под стук костяшек домино во дворе. А коробки с шахматами, шашками и лото занимали почетное место практически в каждой квартире. Сегодня компьютер и телевизор вытеснили настольные игры на задворки. Но эксперты утверждают: вычеркнув из своей жизни увлечение интеллектуальными играми, мы лишаем себя огромных возможностей. Ведь настольные забавы – это и терапия, и развитие навыков, необходимых для грамотного управления своей жизнью.

Шахматы. Гимнастика ума

ЛОГИЧЕСКАЯ игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки спорта. Одна из древнейших игр на Земле. Шахматы способствуют развитию умственных способностей, памяти, творческого мышления. Учат разрабатывать в уме многоходовые комбинации.

Го. Тяга к философии

В ГО играют более 50 миллионов человек. Эта игра развивает системность мышления, умение стратегически мыслить и разрабатывать тактику. Также игра склоняет человека к философствованию. Дело в том, что люди, играющие в го, имеют дело с образами. Размытый образ сложившегося на доске узора из камней вертится в голове человека и таинственным образом влияет на нечеткую логику принятия решения. Говорят, именно поэтому пока компьютер не способен обыграть человека в эту игру.

Шашки. Образы мышления

ПОДОБНО шахматам, шашки воспроизводят действия сражающихся по определенным правилам сил. Игра развивает комбинаторику мышления (способность мыслить совокупностями образов).

Сеги (японские шахматы). Игра чувств

ГОВОРЯТ, для того чтобы в сеги сделать правильный, приносящий победу ход, его нужно почувствовать. Еще в древности сеги в Японии были признаны игрой, развивающей стратегическое и тактическое военное мышление. В Японии эта игра возведена в ранг святынь, во многих школах она входит в обязательную программу обучения. И хотя в Украине о сеги мало кто даже слышал, чемпионом Европы и открытого Первенства мира в 2008 году стал именно украинец.

Домино. Познаем устройство мироздания

ГОВОРЯТ, что первоначально костяшки домино предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. Предполагают даже, что в домино зашифрована господствующая система устройства мироздания – Универсальный Закон Гармонии макро- и микрокосмоса. И даже новообретенное название игры – «забивание козла» не умаляет ее достоинств. Домино развивает сосредоточенность, концентрацию, логическое мышление, способность к анализу ситуации, внимательность, наблюдательность и память.

«Денежный поток» (CashFlow). Бизнес-игра

«ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК» – современный взрослый вариант всем известной «Монополии». Научить играть в Cash-Flow может специально обученный тренер. Сторонники игры утверждают: потраченные на тренинг деньги (около 100 грн.) очень скоро окупятся. Ведь игра позволяет игроку проанализировать свои жизненные и финансовые ошибки, осознать их, а затем в реальном мире исправить.

Нарды

ЭТА древняя восточная игра имела для персов особенное значение: она символизировала движение звезд и служила предметом для гаданий. Кроме того, по результатам игры партнеры часто решали коммерческие споры: победитель диктовал свои условия побежденному. Происходило это потому что по мнению персов выиграть в нарды мог только человек, которого любит судьба (посылает «хороший камень» – подходящие цифры на кубиках), который умеет логически мыслить и насквозь видеть противника, предвидя его возможные ходы и наперед блокируя их негативные последствия.

Карты

КАЖДАЯ карточная игра – отдельный мир. И практически каждая для чего-нибудь да полезна: преферанс и «дурак» тренируют ум, умение просчитывать ситуацию наперед и память, а такие «детские игры», как «ведьма» и «привет, валет» могут превратить игроков в настоящих психологов, умеющих максимально концентрироваться в нужный момент.

КСТАТИ

Сегодня вернуть былую славу настольным играм пытается Федерация настольных игр Украины. И даже засилье компьютерных игр не пугает активистов федерации. «В связи с интенсивным развитием компьютерных игр, у настольных игр сейчас – период упадка, – отмечает Денис Краснокуцкий, руководитель департамента массовых мероприятий Федерации настольных игр Украины. – Но фантазия человека не позволит этому случиться, они смогут возродиться. Мы стремимся расширить представления людей о настольных играх с помощью специальных проектов, планируем открыть в каждой школе интеллектуальные клубы. А в скором будущем, зайдя в кафе или бар, за чашкой чая каждый посетитель сможет хорошо провести время с друзьями, играя в любимую «настолку». Можно сказать, что мы зарождаем новую культуру, где вновь будет приветствоваться общительность, интеллект и другие человеческие качества, которые можно проявлять и совершенствовать за игрой».

Средняя группа

Представляем игры на тему «Опасные предметы» для дошкольников средней возрастной группы.

Опасные ситуации

Для занятия необходим секторально разделенный круг, наподобие колеса в «Поле чудес». Секторов должно быть 12, на каждом должна стоять соответствующая цифра. Чередоваться цифры должны в произвольном порядке. На каждый сектор нужно положить карточку, изображающую чрезвычайную ситуацию, с которой ребенок может столкнуться дома, в детском саду, на природе, во время прогулки.

Воспитанники по очереди вытаскивают из мешочка карточку с цифрой. Находят соответствующий сектор. Рассматривают выпавшую сюжетную картинку, рассказывают, что изображено, почему так случилось, как исправить ситуацию.

Дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы»

Игра организуется в форме домино, участвует группа от 2 до 18 детей. Игроки распределяют карточки. С помощью считалки или иным способом определяется игрок, начинающий игру. Он кладет любую из имеющихся карточек. На ней справа изображается предмет, а слева картинка, символизирующая, как этой вещью должен пользоваться ребенок. Есть три варианта:

  • можно пользоваться под контролем взрослого;
  • нельзя пользоваться — вещь опасная;
  • можно пользоваться самостоятельно — вещь безопасная.

Игрок выбирает, как можно использовать изображенный предмет, аргументирует выбор, делает вывод — опасна или неопасна вещь. Кладет карточку игрок, быстрее товарищей определивший, какая картинка нужна. Игра продолжается, пока не будут правильно разложены все карточки.

Чем опасна вещь

Игра расширяет представление о том, как правильно вести себя в бытовых условиях, развивает концентрацию внимания, воспитывает дух взаимопомощи. Для занятия нужны карточки, изображающие разные травмы: порез, гематому, перелом, ожог, прокол. Также необходимы изображения бытовых предметов.

Дети разбирают карточки, изображающие травмы. Педагог по очереди демонстрирует изображения вещей. Игроки должны сообразить, какую травму можно получить, используя изображенный предмет. Игрок, у которого находится соответствующее изображение, поднимает руку, рассказывает, чем опасна демонстрируемая вещь, как с ней правильно обращаться, затем забирает карточку.

Дидактические игры «Будь осторожен, Малыш!»(для детей 5-7 лет)

Описание материала:

Данный материал будет полезен воспитателям детского сада, педагогам дополнительного образования, родителям воспитанников. Эти игры направлены на формирование у детей навыков осторожного обращения с приборами домашнего обихода и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Кроссворд «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»


Цель:

Знакомить детей с предметами и явлениями, которые могут стать причиной пожара.

Задачи:

Формировать у детей элементарные знания об опасности игр с пожароопасными предметами; воспитывать у детей чувство самосохранения.

Материал:

Кроссворд на листе размером А-4 на каждого ребёнка, фломастеры, иллюстрации: разные электроприборы, свеча, спички, костёр, искры, печь, молния.

Ход игры:

Воспитатель.

Как вы понимаете пословицу «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»? (Ответы детей.)

Воспитатель.

Отчего возникают пожары? На этот вопрос нам поможет ответить кроссворд.

Дети садятся за столы, на которых расположен кроссворд.

Дети решают кроссворд, используя иллюстрации-подсказки. Перед заполнением кроссворда обращается внимание детей на слово, которое нужно отгадать, проставив буквы в соответствии с цифрами.

По горизонтали:

3. Дом – стеклянный пузырёк, и живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся. (Лампа)

4. На привале нам помог: Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош, а с собою не возьмёшь. (Костёр)

6. В избе – изба, на избе — труба. Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печь)

7. Висит-молчит, а перевернёшь, шипит, и пена летит. (Огнетушитель)

9. Голова огнём пылает, тело тает и сгорает

Таять может, да не лед, не фонарь, а свет дает. (Свеча)

10. Огненные стрелы пускает, никто их не поймает. (Молния)

По вертикали:

1. Только я, только я, я на кухне главная, без меня как не трудитесь, без обеда насидитесь. (Электроплита)

2. Она о тесный домик свой лишь почесалась головой.

И сразу – словно не жила-сгорела бедная дотла. (Спичка)

5. В полотняной стране по реке простыне плывёт пароход, то взад, то вперёд,

А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг)

8. Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. (Телевизор)

«Четвертый лишний»

Цель:

Формировать умение сравнивать предметы и выделять опасный для жизни и здоровья предмет.

Задачи:

• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

• Развивать зрительное восприятие.

• Развивать монологическую и диалогическую речь.

• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.

Материал:

квадратные карты с изображением четырёх предметов: вызывающих пожар, предметов, которые брать нельзя, требующие осторожного обращения, квадратные карточки размером с одну картинку

Содержание игры:

Предложите детям внимательно посмотреть и определить, что нарисовано лишнее, объяснить почему. На картинке необходимо найти изображение, которое не подходит к трём остальным.

Например:

Три изображения относятся к понятию «безопасные предметы», а картинка с изображением иглы или ножниц, относится к классификации «опасные», значит игла лишний предмет. Кто первый закроет лишний предмет на карточках правильно, тот и выиграл.

«Пожароопасные места в квартире»

Цель:

Формировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

Задачи:

Способствовать развитию осторожности, осмотрительности

Развивать логическое мышление, внимание, умения делать выводы.

Материал:

Примерные схемы комнат, знаки — опасно, безопасно.

Содержание игры:
Воспитатель предлагает детям изображение разных помещений квартиры: кухня, детская комната, ванная комната и т.п., в которых находятся предметы домашнего обихода.
Воспитатель:

Рассмотрите внимательно картинку и определите на ней предметы, которыми дети могут пользоваться самостоятельно и определите те предметы, которые могут быть опасны. Расставьте возле них знаки: «Опасно», «Безопасно».

Например:

Стиральный порошок, средство для мытья посуды — это химические препараты, можно отравиться, ставим знак опасности. Выигрывает тот, кто поставит знаки правильно, не пропуская предметы.

«Игра — дело серьёзное»

Цель:

Дать понятие детям об опасных и безопасных предметах в окружающем мире.

Задачи:

Формировать умение реально оценивать возможную опасность от окружающих предметов.

Развивать речевую активность в процессе игры.

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Материал:

Знаки опасности и безопасности, картинки с изображением предметов (мяч, книга, машинка, кукла, строитель, альбом, карандаш, таблетки, утюг, спички, зажигалка, компьютер, ножик, игла, стиральный порошок), коробочки с наклеенными знаками: «Опасно», «Безопасно», волчок со стрелкой.

Ход игры:

Воспитатель:

Ребята вы стали большими и скоро пойдёте в школу, как вас будут называть? (Первоклассники, школьники.)

Воспитатель:

В первом классе уже многим придётся оставаться дома одним. А кого из вас родители оставляли дома одного? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Если вы уже оставались одни дома, то вы знаете правила безопасности. Какие опасности могут быть дома? (Ответы детей).

Воспитатель:

Молодцы, вы очень хорошо подметили все опасности в предметах. Какие предметы в доме можно считать опасными? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Помогите выбрать те предметы, которыми можно играть, оставшись одному дома. (Ответы детей.)

Воспитатель:

Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это? (Ответы детей.)

(Игровое поле с карточками, с изображением предметов, волчок со стрелкой).

Воспитатель:

Мы крутим волчок по очереди, берём карточку, на которую показывает стрелка. Внимательно рассматриваем и определяем в какую коробочку, с каким знаком её положим. Почему?

Дети:

Нарисован утюг, нельзя включать электроприборы — они могут ударить током или стать причиной пожара. Коробка со знаком опасно.

Воспитатель:

Молодцы, мы с вами определили для себя опасные и безопасные предметы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]