Оформление уголков в детском саду (зонирование группы)


Роль уголков в развитии детей

Начнем с того, что оформление уголков в детском саду имеет огромное значение, прежде всего для детей. Ребенок проводит здесь большую часть своего времени. А все фундаментальное в характере, поведении и привычках закладывается с самого раннего возраста. Именно поэтому дошкольное детство – важный период в жизни каждого ребенка. На этом этапе он приобретает опыт социальных отношений, познает общество, учится общаться с людьми, знакомиться с приемлемыми формами поведения и учится им следовать.

Для правильного и гармоничного развития ребенку важно общаться со сверстниками. Это одна из основных причин, по которой малышей отдают в детский сад. Также важную роль играют такие факторы, как занятость родителей, необходимость в адаптации и обучении и многое другое.

Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их там очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий с воспитателем. Именно поэтому правильно организованные игровые зоны в детском саду имеют огромное значение для развития дошкольников.

Атмосфера в детском саду должна быть такой, чтобы малыш хотел туда приходить. В особенности это касается младшей группы, ведь детки только начали привыкать к новой жизни и к новому коллективу, они впервые надолго стали разлучаться с мамой и папой. Все должно способствовать тому, чтобы процесс адаптации к детскому саду прошел безболезненно. Большое значение имеет и оформление детского сада.

Оформление группы в детском саду не должно быть ярким и кричащим. Пусть преобладает светлый фон. Изображать же на стенах избыточное количество мультяшных и сказочных героев не всегда оправдано, в особенности, если эти изображения больших размеров. Малыш не должен пугаться огромной черепахи из мультика, который он еще совсем не знает. Нужно, чтобы это было что-то познавательное. Например, тема времен года, ведь дети в младшей группе еще совсем маленькие и только начинают узнавать, что такое снег, дождик, листья на деревьях. Размеры изображений не должны превышать норму, ведь возрастные особенности детей еще не позволяют им настолько хорошо фокусировать свой взгляд, чтобы различать большие предметы.

Знания и умения, полученные ребенком в детском саду, это основа его успешного обучения в начальной школе. Здесь воспитатели ненавязчиво, часто в игровой форме, помогают ребенку познакомиться с некоторыми школьными знаниями: цифрами, буквами, посетить уроки природы и творчества. Занятия проводятся в виде марафонов, конкурсов, уроков, праздников. Нельзя не отметить также самостоятельное изучение ребенком доступной ему информации. В чем могут помочь, оформленные воспитателем уголки группы в детском саду.

Продумывая оформление группы в садике, целесообразно будет разделить её на зоны. Обычное зонирование группы в детском саду: спальня, столовая, зона игр и зона занятий, но можно предусмотреть и дополнительные варианты.

Там, где дети спят, конечно, не должно быть никаких отвлекающих изображений, как, впрочем, и в столовой. А вот про развивающие зоны в детском саду следует поговорить более подробно.

Примерная модель развивающей предметно-пространственной среды во всех группах ДОУ

Калмыкова Анастасия Альбертовна

Высшая квалификационная категория

г. Саратов

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 233»

Старший воспитатель

ООП ДОУ составленная с учетом примерной программы Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Примерная модель развивающей предметно-пространственной среды

во всех группах ДОУ

Тип разработки «Другое»

Пояснительная записка

Развивающая предметно-пространственная среда в детском образовательном учреждении служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой деятельности. Внутри игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую предметно-пространственную среду мы формируем зону ближайшего развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, групповой ячейки, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.1

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

При построении и обновлении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ соблюдались следующее:

  1. Насыщенность.

2) Трансформируемость.

3) Полифункциональность

4) Вариативность

5) Доступность среды

6) Безопасность

Модель развивающей предметно-пространственной среды 1 младшей группы

Мини-среда Назначение Наименование зоны развития размещение
«Познавательная»

— вводит ребенка в мир знакомых и малознакомых предметов, звуков, явлений, действий и отношений.

Для познавательно-речевого развития

(интегрировано с эстетическим)

Домик книги Г
Картинки для забавы Г
«Давайте познакомимся» Р
Петрушкин театр Г
Уголок ряженья Г
Кладовочка Маши-растеряши Р
Поздравлялочка Р
Зеленый уголок Г
Домик для рыбок Г
Полочка игрушек Г
Домик для одежды Р
Для гендерного развития Куклин дом Г
«Я строитель» Г
Кухня Г
Поликлиника доктора Айболита Г
Уголок уединения Г
Парикмахерская Г
Для художественно-эстетического развития Стол для творчества Г
Зона музыкального развития Г
Наш вернисаж Р
«Оздоровительная»

— обусловливает развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению

Для физического развития Умывалочка У
Чудо-коврики Г
Шапочки-перевращалочки Г
Чудо-каталка Г

Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната

Модель развивающей предметно-пространственной среды 2 младшей группы

Мини-среда Назначение Наименование зоны развития размещение
«Познавательная»

— удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность

Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) Книжный дом Г
Ферма Г
Эти забавные животные Г
Зеленый уголок (уголок природы) Г
Дом для рыбок Г
Мини-маркет (магазин) Г
Стена времен года Г
Мини-лаборатория Г
Музыкальный салон Г
Игротека Г
Мини-музей «Дымковская игрушка» Г
«Социально-коммуникативная»

— направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера

Для гендерного развития Кукольный домик Г
Конструкторская Г
Кухня Г
Поликлиника доктора Айболита Г
Салон красоты Г
Автосалон Г
«Речевая»

— стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия

Для речевого развития

(интегрировано с эстетическим, познавательным)

Семейная гостиная Г
Уголок уединения Г
«Давайте познакомимся» Р
Бюро находок «Потеряшки» Р
Уютный диванчик Г
Поздравлялочка Р
«Оздоровительная»

— обусловливает развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению

Для физического развития Спортуголок Г
Чудо-коврики Г
Шапочки-перевращалочки Г
«Творческая»

— приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации

Для художественно-эстетического развития Мы творим Г
Театр «В гостях у сказки» Г
Наш вернисаж Р

Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната

Модель развивающей предметно-пространственной среды средней группы

Мини-среда Назначение Наименование зоны развития размещение
«Познавательная»

— удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность

Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) Книжный дом Г
Ферма Г
Эти забавные животные Г
Зеленый уголок (уголок природы) Г
Дом для рыбок Г
Мини-маркет (магазин) Г
Стена времен года Г
Мини-лаборатория Г
Музыкальный салон Г
Игротека Г
Мини-музей «Поделки из дерева» Г
«Социально-коммуникативная»

— направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера

Для гендерного развития Кукольный домик Г
Конструкторская Г
Кухня Г
Поликлиника доктора Айболита Г
Салон красоты Г
Автосалон Г
«Речевая»

— стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия

Для речевого развития

(интегрировано с эстетическим, познавательным)

Семейная гостиная Г
Уголок уединения Г
«Давайте познакомимся» Р
Бюро находок «Потеряшки» Р
Уютный диванчик Г
Поздравлялочка Р
«Оздоровительная»

— обусловливает развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению

Для физического развития Спортуголок Г
Чудо-коврики Г
Шапочки-перевращалочки Г
«Творческая»

— приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации

Для художественно-эстетического развития Мы творим Г
Театр «В гостях у сказки» Г
Наш вернисаж Р

Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната

Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей группы

Мини-среда Назначение Наименование зоны развития размещение
«Познавательная»

— удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность

Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) Книжный дом Г
Полка умных книг Г
Эти забавные животные Г
Зеленый уголок (уголок природы) Г
Дом для рыбок Г
Мини-огород Г
Стена времен года Г
Мини-лаборатория Г
Музыкальный салон Г
Игротека Г
Наши коллекции Г
Площадки Светофора Г
«Социально-коммуникативная»

— направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера

Для гендерного развития Кукольный домик Г
Конструкторская Г
Кухня Г
Почта Г
Поликлиника Г
Мини-маркет (магазин) Г
Салон красоты Г
Автосалон Г
Ателье мод Г
Для формирования патриотических чувств, чувств гражданской принадлежности Уголок России Г
Мой Саратов Г
Мини-музей «Русская изба» Г
Наша Армия Г
«Речевая»

— стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия

Для речевого развития

(интегрировано с эстетическим, познавательным)

Семейная гостиная Г
Уголок уединения Г
Поздравлялочка Р
«Оздоровительная»

— приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения здоровья

Для физического развития Мини-стадион Г
Дорожки здоровья Г
Уголок здоровья (валеологический) Г
«Творческая»

— приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации

Для художественно-эстетического развития Мы творим Г
Театр «В гостях у сказки» Г
Наш вернисаж Р

Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната

Г – групповая комната

У – умывальная комната

Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей логопедической группы

Мини-среда Назначение Наименование зоны развития размещение
«Познавательная»

— удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность

Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) Книжный дом Г
Полка умных книг Г
Эти забавные животные Г
Зеленый уголок (уголок природы) Г
Дом для рыбок Г
Мини-огород Г
Стена времен года Г
Мини-лаборатория Г
Музыкальный салон Г
Игротека Г
Наши коллекции Г
Площадки Светофора Г
«Социально-коммуникативная»

— направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера

Для гендерного развития Кукольный домик Г
Конструкторская Г
Кухня Г
Почта Г
Поликлиника Г
Мини-маркет (магазин) Г
Салон красоты Г
Автосалон Г
Ателье мод Г
Для формирования патриотических чувств, чувств гражданской принадлежности Уголок России Г
Мой Саратов Г
Мини-музей «Золотая хохлома» Г
Наша Армия Г
«Речевая»

— стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия

Для речевого развития

(интегрировано с эстетическим, познавательным)

Семейная гостиная Г
Уголок уединения Г
Поздравлялочка Р
«Оздоровительная»

— приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения здоровья

Для физического развития Мини-стадион Г
Дорожки здоровья Г
Уголок здоровья (валеологический) Г
«Творческая»

— приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации

Для художественно-эстетического развития Мы творим Г
Театр «В гостях у сказки» Г
Наш вернисаж Р

Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната

Г – групповая комната

У – умывальная комната

Модель развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы

Мини-среда Назначение Наименование зоны развития размещение
«Познавательная»

— удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность

Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) Книжный дом Г
Полка умных книг Г
Эти забавные животные Г
Зеленый уголок (уголок природы) Г
Дом для рыбок Г
Мини-огород Г
Стена времен года Г
Мини-лаборатория Г
Музыкальный салон Г
Игротека Г
Наши коллекции Г
Площадки Светофора Г
«Социально-коммуникативная»

— направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера

Для гендерного развития Кукольный домик Г
Конструкторская Г
Кухня Г
Почта Г
Поликлиника Г
Мини-маркет (магазин) Г
Салон красоты Г
Автосалон Г
Ателье мод Г
Для формирования патриотических чувств, чувств гражданской принадлежности Уголок России Г
Мой Саратов Г
Мини-музей «Народные традиции» Г
Наша Армия Г
«Речевая»

— стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия

Для речевого развития

(интегрировано с эстетическим, познавательным)

Семейная гостиная Г
Уголок уединения Г
Поздравлялочка Р
«Оздоровительная»

— приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения здоровья

Для физического развития Мини-стадион Г
Дорожки здоровья Г
Уголок здоровья (валеологический) Г
«Творческая»

— приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации

Для художественно-эстетического развития Мы творим Г
Театр «В гостях у сказки» Г
Наш вернисаж Р

Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната

Г – групповая комната

У – умывальная комната

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155

Зонирование в детском саду

Пожалуй, планируя игровые зоны в ДОУ по ФГОС следует, прежде всего, учесть возраст детей и их количество. Также стоит узнать мнение родителей: спросив, что они хотят видеть в группе, этим вы не только покажете свою заинтересованность, внимание и уважение, но и, скорее всего, найдете инициативных помощников.

Для удобства все оригинальные идеи оформления группы в детском саду перенесите на план-чертёж, обязательно укажите на нём названия уголков и места их размещения.

В зависимости от обширности пространства, зонирование в группе детского сада может быть достаточно богатым. Ниже приведены наиболее популярные зоны в группе детского сада по ФГОС. Выберите и организуйте те из них, которые будут соответствовать вашим текущим целям и задачам развития и воспитания детей.

Зонирование в подготовительной группе детского сада

Площадка для подвижных игр

Важнейшую роль в развитии детей играет физическое воспитание и об этом также важно помнить, планируя оформление детского сада. Конечно, в современных детских садах предусмотрены и спортивные залы, и бассейны, но все же и в группе стоит предусмотреть мини-уголок здоровья. Эта зона должна быть достаточно просторной. Дети должны иметь возможность побегать и попрыгать. Здесь уместна будет гимнастическая стенка и различный спортивный инвентарь: обручи, мячи, кегли, скакалки. Однако нельзя забывать, что инвентарь должен соответствовать возрасту малышей.

Зона сюжетно-ролевых игр

Оформление игровых зон в детском саду предоставляет широкий простор для творчества их организатору. Здесь, конечно же, должно быть множество игрушек. Но среди их количества детки должны уметь ориентироваться. Поэтому необходимо сделать тематические уголки. Отдельно можно организовать парикмахерскую с креслом, куклами и игрушечными инструментами; больницу, где будут белые халаты и медицинские принадлежности. Ещё можно создать кухонный уголок для девочек в детском саду. Для его организации подойдут игрушечная плита, посуда, продукты, фартук и поварской колпак, а также и куклы в фартуках.

Девочки, с их любимыми играми в дочки-матери, чаепитие или магазин, будут чувствовать себя уютно в специальном игровом домике. Обязательно разместите его, если есть такая возможность.

В игровом домике найдется место и для мальчиков, именно они будут приходить в гости и знакомиться с основами этикета. Их игровую зону можно разместить рядом и подойти к ее оформлению не менее оригинально, например, сделать импровизированный гараж, где будут находиться машинки разных размеров и предназначений: грузовые, легковые, самосвалы, автобусы, машина скорой помощи, милиции и пожарной службы. Здесь же может быть построена и железная дорога. Можно также сделать небольшой уголок ремонтной мастерской с игрушечными молотками, гайками, шурупами и другими принадлежностями.

Правильное оформление зон в детском саду — отличная возможность для педагога ненавязчиво показать детям основы взрослой жизни: из чего и как готовить, как правильно принимать гостей, заботиться о младших и многое другое.

Учебная зона в детском саду

В уголке обучения обязательно должен быть стол, за который можно посадить несколько детей одновременно. Там они смогут рисовать, делать поделки, учиться читать, считать и играть в спокойные настольные игры.

Наполнение и оформление учебной зоны в детском саду должно учитывать возраст детей. Разместите здесь кубики, мозаики, различного рода конструкторы, не содержащие мелких деталей, развивающие и обучающие настольные игры – здесь малыши могут заниматься, развивая мелкую моторику и расширяя свои знания об окружающем мире. Не забудьте выделить место для самых простых геометрических фигур, фигур разного цвета.

Уголок безопасности можно разместить отдельно или, если не позволяет пространство группы, сделать его частью учебной зоны. Разместите здесь информацию о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, нормах поведения в помещении и на улице.

Зона социального развития

Предыдущую зону можно отделить книжным шкафом или этажерками, объединив с уголком социального развития и уголком книги. Желательно, расположить эту зону вдали от места шумных игр, потому как, отвлекаясь, ребенок не сможет сосредоточиться на общении с книгой. Уголок должен быть хорошо освещен и иметь место, на которое малыш сможет присесть и полистать книжку.

Через книгу ребенок познает целый спектр человеческих чувств, мыслей, отношений между персонажами. Отождествляя себя с каким-либо героем, ребенок берет на себя определенную модель поведения, которой старается следовать на протяжении жизни. Необходимо обеспечить уголок различными книгами, соответствующими возрастной категории детей. Должны присутствовать сказки, поучительные рассказы, книги о природе, а также обучающие книги. Уголок следует регулярно пополнять новыми интересными и красочными экземплярами, поддерживая тем самым интерес детей к нему.

В зоне социального развития найдется место не только для книг, но и для небольшой семейной истории каждого ребенка. Попробуйте предложить родителям вместе с детьми выбрать фотографии для небольших семейных альбомов, которые они смогут с гордостью показывать друзьям, рассказывая о семье, важных событиях или путешествиях.




Уголок природы

Несомненно, что оформление уголка природы в детском саду – прекрасная основа для ознакомления ребенка с природными явлениями.

В младшей группе, как правило, уголок природы ограничивается комнатными растениями, зато детям старшей группы куда более интересно будет изучить календарь, смену времен года, природные явления, части растений и деревьев.

Особого внимания заслуживает тематика уголка природы. Гораздо интереснее, когда экспозиция меняется, например, раз в квартал, тогда такой уголок группы привлечет гораздо больше внимания со стороны ребенка. Приближаясь к зиме, полезно наполнить его информацией по заботливому отношению к птицам в это время, например, выставить фотографии зимующих птиц, возможно, соорудить кормушку вместе с детьми на уроках труда.

Создание оранжереи тоже имеет немаловажное значение. На примере различных видов растений ребенок поймет, что растения бывают разные, что не у всех есть стебель, зато у всех есть корешки, а листья могут быть различной формы. Можно дополнить вашу оранжерею бабочками или стрекозами, которых детки могут сделать самостоятельно. А если горшки с растениями будут подписаны, будет вдвойне познавательно. Летом уголок природы можно дополнять живыми садовыми или полевыми растениями или цветами, а осенью плодами, которые подарила природа.

Особый интерес среди ребят заслужат живые обитатели природного уголка в детском саду. Там может стоять клетка с хомячком или аквариум с рыбками, и малышам можно будет прививать основы ухода за животными. Перед тем как заводить питомца, необходимо получить согласие всех родителей, обязательно поинтересуйтесь у взрослых, нет ли у их детей аллергии, и не забудьте про справку от ветеринара.

Дошкольные учреждения, как правило, недостаточно эффективно используют участок перед детским садом. Достаточно редко дети вовлечены в озеленение участка, где созданы уголки-огороды, цветники, уголки сада, которые могут использоваться для развития у ребенка основ экологического сознания.

Зона музыкального развития

Музыкальный уголок в детском саду поможет в раскрытии творческих талантов и повысит общий уровень образованности. Если нет возможности разместить там детские музыкальные инструменты, ограничьтесь картинками и проигрывателем.

Зона патриотического воспитания

А в воспитании любви к труду и патриотизма верным помощником выступит уголок краеведческий, в котором будет самое место предметам прикладного искусства и народных промыслов, популярных в вашей области. Так же обязательно разместите здесь символы и портреты глав государства и вашего края. Особо украсят эту зону куклы в национальных костюмах, пусть даже вырезанные из бумаги.

Зона творческого развития

Настоящим украшением и гордостью группы детского сада служит уголок детского творчества. Работы малышей носят не только эстетический характер, но и стимулируют ребенка к достижению дальнейших успехов и служит наглядным примером взаимодействия между педагогом и ребенком.

Творческие уголки в группе, как правило, ограничиваются выставкой работ и поделок детей. Но это не единственная функция, которую они могут выполнять. Например, можно устраивать познавательные уголки в ДОУ, посвященные творчеству различных людей, например, известным художникам или композиторам.

Необязательно использовать небольшое по площади пространство для уголка творчества. К примеру, готовясь к Новому году, можно вырезать и украсить снежинками всю группу: таким образом, получится «комната детского творчества». А если украсить елку самодельными игрушками, выйдет «елка детского творчества».

Детки очень любят что-то делать своими руками, они всегда стараются и радуются результату, если он еще к тому же оказался удовлетворительным. И если есть возможность украшать и демонстрировать работы иным способом, то не стоит ограничиваться только лишь уголком творчества.

Формируя зоны в ДОУ по ФГОС, помните, что основное требование к обстановке и оформлению группы в детском саду – безопасность. Избегайте острых углов, скользких полов и убедитесь в надежности крепления настенных полок или декоративных элементов.

Подойдите к планированию пространства и оформлению зон деятельности в детском саду творчески и с любовью, и у вас обязательно получится уютная группа, куда каждый день с радостью будут приходить и ребята, и их родители!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]