Педагогический проект«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В Сибири, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.

В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

Проведённая диагностика родителей и сотрудников детского сада показала невысокий уровень осознания проблемы толерантности, низкий уровень национального самосознания. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.

Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого, определяются принципы воспитания.

Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.

Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Задачи проекта для детей:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
  • Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Задачи для педагогов и родителей:

  • ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
  • повышение компетентности родителей по правовым вопросам
  • оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
  • взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Вид проекта: творческо-исследовательский, межгрупповой, средней продолжительности.

Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта: ноябрь 2012 года – март 2013 года.

I этап: Подготовительный.

Разработать план работы НДОУ по формированию толерантности на 2012-2013 учебный год Ст. воспитатель Баузер Е.В.
Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности Творческая группа
Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира Заведующий д/с Дмитриенко Т.А.

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Создание картотеки подвижных игр народов мира Инструктор по физкультуре

Овчинникова А.В.

Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Педагог-психолог Кузьминых Е.С.

Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Воспитатели групп

Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей в выпусках газеты детского сада. Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Педагоги детского сада

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности. Заведующий д/с Дмитриенко Т.А.

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Педагоги групп

Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников Педагог-психолог Кузьминых Е.С.

Педагоги групп

Организация встречи с отцом Владимиром, служителем храма Александра Невского Заведующий д/с Дмитриенко Т.А.

II этап: Реализация проекта.

Разработка плана работы НДОУ по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности

с 12 по 16 ноября

Чтение сказок народов мира в течение недели.

12 ноября выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей»

Стенгазета « 16 ноября — Всемирный день толерантности»

(ответственные: воспитатели)

13 ноября «День помощи малышам» — изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп (средняя, старшая, подготовительная группы; ответственные: воспитатели)

14 ноября Акция «Шлем приветики» (старшая, подготовительная группы; ответственный: педагог-психолог)

15 ноября Спортивный праздник «Игры разных народов»

(ответственный: инструктор по физкультуре)

Выставка детских рисунков «Мои друзья»

(старшая и подготовительная группы; ответственные: воспитатели)

Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»

(младшие, средняя группы; ответственные: воспитатели).

16 ноября Спектакль «Муха-Цокотуха» для детей всех возрастов.

Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители; по группам;

ответственные: воспитатели).

Реализация проекта в образовательных областях:

День помощи малышам

(социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, труд, безопасность)

Акция «Шлём приветики»

(социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд)

Спортивный праздник

«Игры разных народов»

(физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, социализация, безопасность)

Чтение сказок народов мира, произведений русских и зарубежных писателей

( художественная литература, познание, социализация, коммуникация)

Выставка детских рисунков «Мои друзья»

(художественное творчество, коммуникация)

Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»

(художественное творчество, социализация, коммуникация, познание, безопасность)

Спектакли «Муха-Цокотуха», «Колобок на новый лад»

(социализация, коммуникация, познание, художественная литература)

Подготовка спектакля

«Новые приключения Красной Шапочки» и фестиваля театральных мини-постановок «Театральный калейдоскоп»

Проведение семинаров-практикумов для педагогов «Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике»

Работа с родителями:

Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.

Встреча-беседа с отцом Владимиром – служителем храма Александра Невского.

Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

III этап: Презентация проекта.

Презентация «Педагогика толерантности»


Аннотация
Педагогика толерантности
Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности.

Мультфильмы, боевики и триллеры, детективы, компьютерные игры – все то, чем окружены современные дети, и чем они заполняют свой досуг, — пропитано агрессией. Поэтому в настоящее время чрезвычайно актуальна в современном ДОУ тематика – воспитание толерантности.

В детский сад приходят дети, принадлежащие к разным этническим группам и конфессиям (вероисповедание), поэтому педагоги ДОУ решают следующую задачу: научить толерантности (терпимости). А это значит подготовить воспитанников к жизни, к общению со множеством других, очень разных людей.

Работа с кадрами
по воспитанию культуры толерантности
Цель

Формирование у педагогических работников навыков  воспитания толерантного сознания у дошкольников, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности.

Задача

Воспитывать детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия, миролюбия и уважения к людям разных национальностей.

Основными понятиями

педагогики толерантности являются следующие: толерантность, политическая толерантность, этническая толерантность, религиозная толерантность, толерантное взаимодействие, педагогика толерантности, педагогика сотрудничества, воспитание, профессиональная компетентность.

Работа с кадрами
по воспитанию культуры толерантности
Современные подходы

к педагогическому знанию в данной области предполагают проведение семинарских занятий, тренингов и др., которые позволяют педагогам получить теоретические знания, практические навыки, умения толерантного взаимодействия по формированию у воспитанников толерантного сознания, отношения, поведения.

Формы, методы, и приемы формирования толерантности.

  • Методы формирования толерантности: беседа, дискуссия, пример, поощрение, анализ воспитывающих ситуаций, метод убеждений, метод внушений и др.
  • Приемы: микрофон по кругу, эстафета мнений, эстафета на заданную тему и др.
  • Формы воспитания толерантности: беседы, диспуты, тренинги, игровые программы и др.

Международный день толерантности (терпимости)

Международный день толерантности, объявлен ЮНЕСКО в ноябре 1995 года.

В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ООН ежегодно

16 ноября

отмечать Международный день, посвященный терпимости.

Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости (был провозглашен Ассамблеей в 1993 году).

16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию

принципов терпимости.

Декларация принципов толерантности провозгласила, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах.

Согласно документу, терпимость означает

уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция.

Проявление терпимости

, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Понятие терпимости

Из декларации принципов терпимости (ЮНЕСКО)

Терпимость

означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Терпимость

– это единство в многообразии.

Терпимость

– это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

Терпимость

– это не уступка, снисхождение или потворство.

Т ерпимость

– это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека.

Терпимость

– это обязанность способствовать утверждению прав человека.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав чело­века, не означает терпимого отношения к социальной несправедливо­сти, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.
Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.Это также означает, что взгляды одного че­ловека не могут быть навязаны другим.

Формирование толерантности у детей
в условиях современной системы образования
Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности педагога.

  • Компетентностный подход к подготовке педагогов необходим для профессионализма современного педагога в решении задач формирования политической, этнической и религиозной толерантности дошкольников.
  • Компоненты педагогической толерантности: доброжелательность, внимательное отношение к другому, безконфликтное общение, общительность, педагогическое сотрудничество, умение слушать, коммуникативная толерантность, диалогическое мышление, самопринятие и принятие других.

Практическое занятие «Педагогика воздушных шаров»

Цель:

Воспитывать уважение к национальным культурам разных народов; воспитывать в детях гордость за неповторимость своей национальной культуры.

Сколько разных народов живет на Земле? Великое множество. Почти все уголки нашей планеты исследованы и заселены.

На нашей планете живут самые разные дети. Дети с красной, желтой, белой и черной кожей… дети с миндалевидными и раскосыми глазами, дети с прямыми и курчавыми волосами… дети, в распоряжении которых множество вещей, и дети, которые не имеют ничего… дети, для которых родной дом – тропические леса Южной Америки и джунгли Африки, и дети, живущие в небоскребах мегаполисов.

Миллиарды мальчишек и девчонок, похожих и совсем непохожих играют, болтают, смеются, плачут, едят (но есть и те, которым к несчастью, нечего есть), празднуют день рождения, наблюдают за природой, а некоторые работают.

Хотя дети разных народов и не похожи друг на друга, всем им нужно одно и то же: чтобы их любили и заботились о них, чтобы у каждого были дом, семья, верные друзья, еда, одежда, возможность ходить в школу и… немного места для игры!

Практическое занятие «Педагогика воздушных шаров»

Для того, чтобы со знанием своего дела подойти к вопросам по воспитанию, надо научиться играть в детские игры, которые помогут ответить на вопрос, как занять детей, и откроют секрет умения общаться.

«И мы с вами поиграем… Выберите воздушный шар: белый, коричневый, желтый или черный – и нарисуйте на нем части лица, типичные для представителя определенной расы.

Это наши маленькие друзья. Они знакомят нас со своими традициями и обычаями страны. Их зовут… С ними можно устраивать праздники, рисовать, играть и др….»

Счастливого пути в чудесную страну ДЕТСТВА!

«Сколько народов, столько лиц…»

Формирование толерантности у детей
в условиях современной системы образования
Принципы воспитания толерантности. Их соответствие принципам педагогики ненасилия – педагогики сотрудничества.

  • Основные принципы педагогики ненасилия и педагогики сотрудничества соответствуют современной педагогической науке и связаны с формированием основ толерантности у дошкольников. Принципы воспитания толерантности:
  • принцип толерантной среды,
  • принцип условности толерантности,
  • принцип личного достоинства,
  • принцип диалога и сотрудничества и др.

Тренинг «Все мы разные, но все мы вместе»

Цель: стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих, сформировать представления о «факторе объединения» данной группы, толерантность к себе и сотрудникам

Упражнение
«Мировое приветствие»
Цель. Приветствовать участников тренинга без слов принятыми в различных странах способами:

  • Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки
  • Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
  • Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
  • Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
  • Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях.
  • Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
  • Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.

Тренинг «Сила толерантности»

Цель: Развить навыки педагогической толерантности

Упражнение
«Общий ритм»
Цель: повышение сплоченности группы.

Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним – следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Модификация упражнения. Ведущий отбивает в ладоши какую-нибудь несложную музыкальную фразу. Затем каждый по очереди ее повторяет (возможно одновременное отбивание ритма всей группой).

Упражнение
«Акустики»
Участники молча сидят в кругу. Закрыв глаза, они сначала концентрируют внимание на звуках, доносящихся извне – из коридора, с улицы. Через 1-2 минуты ведущий спрашивает, что они слышали. Затем они вновь закрывают глаза и концентрируют внимание на звуках внутри помещения. Через 1-2 минуты ведущий вновь спрашивает их, что они услышали.

Практическое занятие «Показатели толерантности» тесты

Содержание воспитания толерантности в системе современного поликультурного образования. Понятие межэтнической толерантности и культуры межнационального общения – это одно из важнейших (базовых) компонентов содержания воспитания толерантности.
Умение радоваться.
Человек, который умеет радоваться, менее склонен к конфликтам и демонстрирует более толерантное поведение.
Радуйтесь больше, радуйтесь, как дети!Радуйтесь вместе с детьми!И конфликтов будет меньше!Конфликтная ли вы личность.
Осознание различных толерантных подходов к разрешению конфликта и способов позитивного отношения к различиям между людьми.
Терпимость и мир в семье, коллективе, обществечасто зависят от умения улаживать конфликты.Толерантный подход к конфликтной ситуацииспособствует поиску альтернативных решенийв противовес разрушительной борьбе.

  • Для будущих и уже работающих учителей и всех, кто имеет отношение к образованию, было бы очень полезно проверить свой собственный уровень толерантности и определить меру своего понимания других, отличающихся от них самих людей.

Из материалов ЮНЕСКО

  • После знакомства педагогов с тренингами, практическими занятиями они впоследствии могут проводить с воспитанниками игры для формирования их политической, этнической и религиозной толерантности.

Выставка детских работ на тему «Дружба»

С любовью
к детям всех национальностей
Истоки толерантности – в принятии общечеловеческих ценностей, ценностей добра, любви, справедливости.

Это то, что стремятся привить детям родители.

Это то, о чем постоянно напоминают педагоги.

Это то, что все мы ЖДЕМ от окружающих.

Относитесь к другим людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.
Любите друг друга всегда

Презентация проекта на собрании педагогов

Проведение фестиваля театральных мини-постановок

«Театральный калейдоскоп» для детей детских садов № 163 «Гармония», №164 «Сказка» ОАО «РЖД» и родителей воспитанников

Результаты работы:

  • Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада.
  • Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.
  • Повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).
  • Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада, их коммуникативных качеств.
  • Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

Воспитание основ толерантности у дошкольников(из опыта работы детского сада)

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Определение слова «толерантность»:

В испанском языке

— способность

признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском

– отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском

– готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском

– позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском

– прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском

– способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Идеи, взятые за основу:

Относиться к окружающим с уважением.

Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.

Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать.

Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия).

Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели , должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач

, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.

Основные принципы:

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Принципы содержания работы:

  • —Комплексно- тематический подход к планированию.
  • —Личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.
  • —Интеграция образовательных областей.
  • —Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
  • —Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.
  • —Построение предметно- развивающей среды с учетом современных требований.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников


Формы воспитания толерантности:

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения

, направленные на:

— развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

— развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

— развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

— гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

— развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

— развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

— регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

— проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций

(проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения

направленные на:

— на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

— воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова

: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий

: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности

– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Работа с детьми:

  • —Беседы
  • —Проекты
  • —Конструирование
  • —Видеопросмотры
  • —Экскурсии
  • —Целевые прогулки
  • —Фольклорные и тематические праздники
  • —Театрализованные представления

Работа с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

  • Анкетирование
  • —Совместные праздники
  • —Круглые столы
  • —Конкурс «Моя родословная»
  • —Конкурсы совместных рисунков
  • —Выставки

— Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

— Мероприятия с родителями:

— — круглый стол;

— — тренинги, семейные игротеки;

— — тематические дни в ДОУ;

— — консультативный пункт;

— — «Школа для родителей»;

— — клуб «Надежда» совместно с центром социальной защиты населения «Данко».

— — целевые экскурсии совместно с детьми по городу.

Разработан проект по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста «Толерантность – дорога к миру!».

В рамках решения задач поликультурного воспитания было предусмотрено взаимодействие с социальными институтами:

– социальным ;

— клубом пожилых людей «У самовара»;

— казачьим обществом «Станица Покачевская»;

— движением «Эхо поколений»;

— краеведческим музеем;

— выставочным залом.

Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Цель и задачи проекта.

Цель

: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Задачи

:

1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

3. Организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.

4. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и воспитание активной жизненной позиции на основе:

• осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим;

• осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

• осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;

• осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

• развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

• углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

• формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;

• определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции», «уважение»).

5. Формировать мотивационную, теоретическую готовность родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.

6. Развивать систему продуктивного взаимодействия между участ­никами образовательного процесса и социальными партнерами.

Проект базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания толерантности

:

— целенаправленности;

— индивидуальных и возрастных особенностей

— культуросообразности;

— единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;

— уважительного отношения к личности;

— положительных черт ребенка;

— социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;

— единства знания и поведения;

— диалогичности и сотрудничества;

— рефлексии.

Также, работа по проекту предполагает преемственность

работы со школой по повышению качества работы по толерантному воспитанию и образованию детей.

Неделя «Дружат дети всей Земли»:

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».

Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».

Проведение подвижных национальных игр.

Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».

Музыкально- спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли».

Оформление стенда «Я маленький, но я имею право».

Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.

Оформление картотеки игр народов мира.

Конкурс плакатов по толерантности «Толерантность-дорога к миру».

Организация недели национальной кухни.

Совместное проведение праздников и развлечений

Наше ДОУ приняло активное участие в городской фестиваль «Югра- это ты и я!».

Реализация проекта по взаимодействию с пожилыми людьми «Мудрость рядом с нами».

Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

МБДОУ ДСКВ «Рябинушка» и клуб «У самовара» решили ввести в традицию проведение совместных мероприятий в детском саду.

Наш проект направлен в первую очередь на развитие духовно-эмоциональной связи между детьми и пожилыми людьми нашего города, которые приехали в Покачи совсем молодыми, прожили и проработали здесь многие годы.

Проект необходим для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Деятельность в рамках проекта – это длительное творческое сотрудничество МБДОУ ДСКВ «Рябинушка» и клуба «У самовара». В результате работы сформировался коллектив единомышленников из членов клуба «У самовара» и коллектива детского сада – детей, педагогов, родителей.

Цель данного проекта:

Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.

Задачи:

1. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию уважения к людям старшего поколения.

2. Способствовать расширению круга общения с взрослыми.

3. Формировать коммуникативные умения и навыки; тактично, с уважением обращаться к гостям детского сада, внимательно их выслушивать.

4. Воспитывать внимательное отношение к пожилым людям.

5. Поддерживать и развивать проявления гуманности в поведении детей.

6. Формировать интерес к общественной жизни.

7. Укреплять знания о семейных традициях и наладить преемственность между поколениями.

8. Привлекать пожилых людей к совместной деятельности с детьми и сотрудниками детского сада для проведения цикла совместных мероприятий.

Реализация проекта «Доброта спасет мир»:

Цель проекта:

Организация взаимодействия детей дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Дети с отклонениями в развитии участвуют в прогулках, спортивных досугах и развлечениях художественно-эстетического цикла, других мероприятиях вместе с нормально развивающимися детьми. Они имеют возможность посещать возрастные группы, экологическую, изобразительную, театральную студии, спортивный зал. При этом дети с отклонениями в развитии включаются в различные виды деятельности (игровую, изобразительную, музыкально -ритмическую и др.) совместно с воспитанниками этих групп. Такая модель – первая ступенька интеграции, когда существующая поначалу дистанция между детьми может постепенно сокращаться. Общение способствует включению механизмов социальной адаптации

к жизни, формированию модели поведения в обществе. Общение детей ДОУ с детьми- инвалидами является своеобразной «школой нравственности», направленной на формирование отзывчивости, взаимопонимания, гуманности.

Неделя Доброты

Воспитатели размышляли с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.

В младших группах дети узнали, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения, те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать.

В старших дошкольных группах речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.

Задачи: Формирование у детей чувства любви к родному краю, к его истории.

Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве, как о столице, воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания, воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики. Привлечение к участию в культурно- массовых мероприятиях родителей.

Неделя театральных представлений.

Были представлены такие сказки, как «Под грибом», «Как ежик счастье искал», «Волк и семеро козлят» и др.

Празднование Дня семьи

стало в нашем детском саду традиционным мероприятием, которое решает немаловажные задачи воспитания толерантности у детей.

Великий день Победы.

День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Поэтому, педагоги нашего детского сада доступно рассказывают о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. В канун праздника мы провели конкурс чтецов «Мы это будем помнить всегда…». В ходе мероприятия дети просмотрели презентацию «О войне — детям», слушали тематические песни и читали стихотворения. Всего в конкурсе чтецов приняли участие 26 детей. Всем детям были вручены подарки и сладкие призы. Победители призовых мест получили грамоты. Была проведена акция «Гордимся и поздравляем». Дети рисовали тематические рисунки о празднике Победы и поздравляли горожан, расклеивая поздравительные открытки в общественных местах города.

В результате, наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Список использованных источников:

https://nsportal.ru

https://dohcolonoc.ru

https://www.moi-detsad.ru

https://ped-kopilka.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]