Картотека игр на прогулке, направленных на формирование элементарных математических представлений для детей среднего и старшего дошкольного возраста


Подвижные игры для детей 5-7 лет по ФЭМП

Педагогическая статья «Формирование элементарных математических представлений посредством подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста»

Назначение: статья предназначена для воспитателей, педагогов и родителей Цель: ознакомить с взаимосвязью математических представлений и подвижных игр для дошкольников. Статья: Физические качества, которые заложены в человеке с рождения, необходимо развивать с раннего детства и на протяжении всей жизни. Правильное выполнение движений, оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. Занятия физической культурой позволяют знакомить и обучать детей не только общеразвивающим упражнениям и основным видам движений. На физкультуре дети становятся более инициативными, раскованными, поэтому такие занятия возможны для закрепления и совершенствования знаний по развитию речи, математике и других областей деятельности. Так, для закрепления и повторения математических представлений можно использовать подвижные игры. Широкое использование игровых методов в обучении и воспитании в детском саду имеет ряд преимуществ. Игра, в данном случае подвижная, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Подвижная игра одновременно носит познавательный и игровой характер. При отборе подвижных игр, обращается внимание на степень трудности игровых правил и действий. При закреплении математических представлений, подвижные игры классифицируются: количественный счет, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени и классификация предметов. Одновременно создаются условия. которые позволяют повысить эффективность обучения и закрепления материала: -правильный подбор подвижных игр в зависимости от цели и возрастных особенностей; -знание особенностей организма и проведения подвижных игр; -использование разнообразных методов и приемов организации и руководства подвижными играми; -поддержка интереса, обучение детей самостоятельной организации игровой деятельности. В процессе проведения подвижных игр, дети отрабатывают устный счет, способность ориентироваться в пространстве, во времени, сравнивать величины, развивают умение различать и называть геометрические фигуры. Часто используются игры, включающие задания на логическое мышление, развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Дети закрепляют представления о количественном счете, о связи между числами (больше или меньше), развивают умение различать и называть геометрические фигуры. Одной из самых полюбившихся стала игра «Совушка» (ориентировка во времени). Считают количество пойманных или «замороженных» в конце каждой игры (количественный счет), «Мы веселые ребята» (количественный счет); «Найди пару», «Цветные фигуры» ( величина); «Затейники», «Быстрее по местам», «Хитрая лиса», «Пустое место» (ориентировка в пространстве); «День – ночь», «Веселая неделька», «Продолжи» (ориентировка во времени)
Примеры игр
Подвижная игра «День и Ночь». (ориентировка во времени, части суток) В середине площадки отмечаются две параллельные линии, вдоль которых выстраиваются спиной друг к другу две команды – «День» и «Ночь». Перед каждой из команд в 10 – 15 метрах находится «дом». Ведущий произносит название команды, и она бежит в свой дом. Задача второй команды – успеть осалить максимальное число соперников…. Подвижная игра «День и Ночь» помогает детям дошкольного возраста тренировать координацию движений, реакцию, внимательность. Игра отлично подходит в качестве активного развлечения в детском саду. Родители могут провести игру со своими детьми и их друзьями во время прогулки во дворе и поиграть в подвижные игры. Для игры подходит ровная площадка без предметов, мешающих свободно и безопасно двигаться. В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет: «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит: «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» — замереть в той позе, в которой его застигла команда «ночь». Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего «заснуть», громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший становится водящим. Особенно детям нравится рисковать стать проигравшим… Игра «Совушка»(ориентировка во времени, в пространстве) Дети становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные – Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает – все оживает!» – малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т.е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает – всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту. Подвижная игра «Хитрая лиса» (ориентировка в пространстве) Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле. Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору. Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!» Подвижная игра «Мы веселые ребята» (количественный счет) Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи. Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами. Подвижная игра «Два мороза» (ориентировка во времени, количественный счет, сравнение двух групп) Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи. Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим. Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки. Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает. Подвижная игра «Самолеты» (ориентировка в пространстве) Цель: учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние между друг другом, развивать ориентировку в пространстве. I вариант:
дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в стороны). Самолеты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются в полет. Игра продолжается 2-3 мин.
II вариант:
дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это – самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3-4 раза.
Подвижная игра «Пустое место» (ориентировка в пространстве) Цель. Развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры, быть внимательным. Описание: играющие становятся в круг, положив руки на пояс, — получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит: Вокруг домика хожу и в окошечки гляжу, К одному я подойду и тихонько постучу. После слова «Постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в впереди спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», — и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу; опоздавший становиться водящим, и игра продолжается. Подвижная игра «Бездомный заяц» ( ориентировка в пространстве, фигуры) Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге Ход игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут Подвижная игра «Веселая неделька» (ориентировка во времени. Дни недели) Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, времени. Закрепить знание дней недели. Развивать память, внимание. Описание: Воспитатель назначает детей днями недели. Дети разбегаются по залу. По сигналу воспитателя выстраиваются в определенном порядке дней недели. Подвижная игра «Найди пару» (величина, фигуры) Цель: Закрепить знание геометрических фигур, цветов и величины. Развивать внимание, память. Описание: Детям предлагается выбрать цветные геометрические фигуры из картона, маленького размера. В обручах на полу раскладываются большие геометрические фигуры разных цветов. По сигналу воспитателя дети разбегаются по залу, затем по сигналу, каждый ребенок ищет обруч с аналогичной фигурой, одинаковой по цвету т.е. пару своей фигуре.

Рекомендуем посмотреть:

Подвижная игра для детей 5-7 лет. Наш маршрут Подвижные игры для дошкольников на тему: Животные Обучение детей ходьбе на лыжах в ДОУ. Игры Подвижные игры для детей второй младшей группы в детском саду. Картотека

Похожие статьи:

Игры соревнования для детей подготовительной группы

Занятия математикой с детьми в подготовительной группе

Выделяют 4 причины, по которым необходимо изучать математику дополнительно:

  • в образование дошкольника включены предметы, в которых присутствует математика;
  • дополнительное образование делает изучение предметов более понятным;
  • дети до школы уже имеют представление о геометрических фигурах;
  • раннее преподавание математики усиливает детские познания.

Обратите внимание! Исследования головного мозга выявили, что мозг развивается тем быстрее, чем сложнее задачи, стоящие перед ним.

Приучение к дисциплине

Дети должны изучать математику осознанно. Учителю следует думать и мыслить, как это делает ребенок. Дети не могут разделять мир, как будто он состоит из различных сфер. Они соединяют все воедино.

Обучение у детей происходит в процессе игры. Следует помнить, что занятия — это дополнительная нагрузка на организм. Начинать нужно последовательно, с двух занятий в неделю. Далее ориентироваться нужно на реакцию ученика.

Если ребенок не ходит в детский сад, то занятия ему особенно необходимы. Взрослые должны наблюдать за тем, чем интересуется ребенок, и вовремя поддерживать его интерес. По своей сути дети интересуются всем. Задача родителей — вовремя направить их в нужном направлении.

Четкое распределение свободного времени способствует приучению к дисциплине, создает плотный распорядок дня. В этом случае пропадает желание смотреть телевизор, играть в онлайн-игры.

Обратите внимание! Если родители проявляют интерес и внимание к занятиям детей, эти занятия оправдаются в будущем.

Задачи и цели обучения математике

Общеобразовательные цели:

  • усвоение арифметических действий;
  • начальное математическое развитие, умение сравнивать, наблюдать, анализировать;
  • уяснение терминов и символов;
  • изучение устной и письменной математики;
  • овладение математическими сведениями, необходимыми для обучения в начальной школе.

Воспитательные цели:

  • воспитание интереса к обучению у детей;
  • развитие математических способностей;
  • эстетическое воспитание;
  • распознавание психологических особенностей.

Практические цели:

  • формирование умения пользоваться математическими инструментами;
  • формирование трудовых навыков.

Цели изучения математики закреплены в государственных стандартах (ФГОС). При обучении реализация целей может происходить как в комплексе, так и отдельно. Реализация поставленных целей зависит от квалификации учителя, от его способности донести информацию.

Пример изучения арифметических действий

Дидактические игры по математике

Есть много примеров самодельных дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы. Необходимые начальные представления о предмете «математика» складываются у детей при поддержке опытного воспитателя. При регулярных занятиях идет направление на знакомство детей с пространством и временем. Дидактические игры — это орудия учителя, необходимые для развития познания у детей.

Игра признана одним из основных видов деятельности у детей младшего возраста. Занятия проводятся в форме игры, могут использоваться сказочные персонажи или различные сюжеты. Игры по математике в подготовительной группе необходимы для дальнейшего развития ребенка.

К сведению! Уроки математики имеют дидактическую цель. На основании ее развлекательные моменты сочетаются с заданиями, выполнение которых требует умственных усилий, усидчивости и внимания. Дети любят не просто играть, но еще и узнавать новое и одерживать победу.

Из игр различного характера складываются занятия по ФЭМП. На таких занятиях воспитатели показывают коллегам собственные навыки и достижения при использовании дидактических игр для решения поставленных задач.

По цели использования существуют следующие типы научной деятельности по математике:

  • уроки, где дети получают знания;
  • уроки, где происходит закрепление приобретенных знаний;
  • проверочные мероприятия;
  • занятия комбинированного типа.

Планирование тематической Недели Доброты

У каждого типа занятий существуют определенные особенности применения дидактических игр. Игры в основном проводятся во второй части занятия. Воспитатели могут применить игровые элементы для проявления интереса у детей. При более красочном образе можно использовать сказочных персонажей.

Изучение фигур

Например, при изучении материала «Целое и часть», педагог показывает на титульном листе, как можно разделить круг пополам и как обозначаются эти части. Для заинтересованности детей педагог может включить в работу игрушку. Например, это маленькие мышата, у которых есть круг сыра. Они никак его не разделят. Воспитатель предлагает детям помочь разделить круг сыра. Нужно, чтобы дети в работе называли форму предмета (круг, квадрат, треугольник, полукруг).

Необходимо мотивировать ребенка, повышать его элементарный интерес к учебе. В конце урока воспитатель должен обобщить проводимые действия и еще раз закрепить полученные знания.

Обратите внимание! Занятия по приобретению новых знаний могут состоять из одной сюжетной линии, из отдельных частей, каждая из которых признана решить поставленную задачу.

Картотека игр с целями по ФГОС

Игры в картотеке можно разделить:

  • по предмету;
  • настольные;
  • словесные.

Предметные игры проводятся с:

  • мелкими игрушками на руке;
  • листами цветной бумаги;
  • различными мозаиками;
  • наборами геометрических фигур;
  • различными бочонками.

К словесным играм относится:

  • описание фигур;
  • поиск предметов.

К играм по предмету можно отнести игры:

  • на логику;
  • с различными предметами;
  • с цифрами.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]