Актуальность проекта.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В Сибири, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.
В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Проведённая диагностика родителей и сотрудников детского сада показала невысокий уровень осознания проблемы толерантности, низкий уровень национального самосознания. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.
Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого, определяются принципы воспитания.
Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи проекта для детей:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
- Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
- Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
- Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Задачи для педагогов и родителей:
- ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
- повышение компетентности родителей по правовым вопросам
- оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
- применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
- взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Вид проекта: творческо-исследовательский, межгрупповой, средней продолжительности.
Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.
Время реализации проекта: ноябрь 2012 года – март 2013 года.
I этап: Подготовительный.
Разработать план работы НДОУ по формированию толерантности на 2012-2013 учебный год | Ст. воспитатель Баузер Е.В. |
Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности | Творческая группа |
Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира | Заведующий д/с Дмитриенко Т.А. Ст. воспитатель Баузер Е.В. |
Создание картотеки подвижных игр народов мира | Инструктор по физкультуре Овчинникова А.В. |
Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения | Ст. воспитатель Баузер Е.В. Педагог-психолог Кузьминых Е.С. |
Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности | Ст. воспитатель Баузер Е.В. Воспитатели групп |
Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей в выпусках газеты детского сада. | Ст. воспитатель Баузер Е.В. Педагоги детского сада |
Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности. | Заведующий д/с Дмитриенко Т.А. Ст. воспитатель Баузер Е.В. Педагоги групп |
Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников | Педагог-психолог Кузьминых Е.С. Педагоги групп |
Организация встречи с отцом Владимиром, служителем храма Александра Невского | Заведующий д/с Дмитриенко Т.А. |
II этап: Реализация проекта.
Разработка плана работы НДОУ по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Разработка и проведение мероприятий недели толерантности
с 12 по 16 ноября
Чтение сказок народов мира в течение недели.
12 ноября выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей»
Стенгазета « 16 ноября — Всемирный день толерантности»
(ответственные: воспитатели)
13 ноября «День помощи малышам» — изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп (средняя, старшая, подготовительная группы; ответственные: воспитатели)
14 ноября Акция «Шлем приветики» (старшая, подготовительная группы; ответственный: педагог-психолог)
15 ноября Спортивный праздник «Игры разных народов»
(ответственный: инструктор по физкультуре)
Выставка детских рисунков «Мои друзья»
(старшая и подготовительная группы; ответственные: воспитатели)
Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»
(младшие, средняя группы; ответственные: воспитатели).
16 ноября Спектакль «Муха-Цокотуха» для детей всех возрастов.
Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители; по группам;
ответственные: воспитатели).
Конспект НОД в подготовительной группе «В стране Толерантности»
Конспект НОД в подготовительной группе
«В стране Толерантности», образовательная область «Социализация»
Подготовила:
Кочеткова Е.В
Группа:
подготовительная
Программное содержание:Цель.
Продолжать закреплять представление о том, что планета Земля-это дом для всех людей, который нужно любить.
Задачи:
Закрепить представление об индивидуальных особенностях других людей (детей). Способствовать воспитанию толерантности, уважения и терпимости к людям независимо от расы, языка, пола. Задачи: Продолжать формирование коммуникативных способностей у детей с помощью использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) Закрепить представление об индивидуальных особенностях других людей (детей). Способствовать воспитанию уважения и терпимости к людям независимо от их национальной принадлежности, языка, вероисповедания.
Материалы:
Экран, проектор ,цветок с лепестками( с написанными словами) , пословицы, мяч, музыкальный центр
Ход совместной деятельности:
Воспитатель с детьми входит в зал, дети встают в круг и произносят слова Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте улыбнемся гостям, поздороваемся и займемся делом. Воспитатель и дети произносят слова: – Добрый день! – Мы вам сказали, – Добрый день! –Сказали вы. Как две ниточки связали — Теплоты и доброты. После приветствия дети и воспитатель садятся на стульчики и появляется первый слайд со стихотворением. 1.СЛАЙД Я. Аким Есть одна планета –сад В этом космосе холодном Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету- Ведь другой похожей нету!
Воспитатель:
-А что-это за планета, о которой говорится в стихотворении?
Ответы детей
.(В стихотворении говорится о нашей планете Земля).
Воспитатель:
-Ребята, а кто может увидеть нашу планету во всей красе.
Ответы детей
: -Космонавты.
Воспитатель
:-А можем ли мы с вами увидеть нашу планету? Ответы детей.
Воспитатель
:-Мы с вами можем посмотреть на модель Земли,
Воспитатель
:-Кто скажет как она называется? Ответы детей (Модель земли называется глобус) (показ глобуса)
Воспитатель
:- Что на нем можно увидеть? Ответы детей: (на нем можно увидеть моря и океаны, континенты)
Воспитатель
:-А кто населяет нашу планету? Ответы детей (люди, животные, растения и т.д.)
Воспитатель
:- Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности»
Воспитатель
-Толерантность. Что это такое? Ответы детей(хорошее, доброе отношение ко всем людям)
Слайд со стихотворением.
Толерантность. Что такое? Если спросит кто меня, Я отвечу – это все земное, То, на чем стоит планета вся. Толерантность – это люди света, Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды. Опасаться что тебя обидят Люди цвета крови не твоей, Опасаться, что тебя унизят Люди на родной земле твоей. Ведь планета наша дорогая Любит всех нас, белых и цветных. Будем жить, друг друга уважая, Толерантность – слово для живых.
Воспитатель
: — А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
Воспитатель
:- Я прошу встать девочек.
Воспитатель
:- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики.
Воспитатель
:- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь — у кого светлые?
Воспитатель
:- Подумайте и скажите: «Какие все мы?» Ответы детей (мы все разные)
Воспитатель
:- Почему люди разные? — Чем отличаемся? (форма лица, носа, щёки, цвет кожи, глаз, волос,)
Воспитатель
:-Почему люди разных стран так отличаются друг от друга? Ответы детей(Люди живут в разных уголках земного шара).
Воспитатель
: -Знаете почему же это так? Давайте посмотрим на карту мира правильно ли вы ответили (Дети рассматривают картинки людей разных рас на слайдах) В:- Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные.
Воспитатель
:- А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые вы знаете друг в друге. Встанем в круг и, передавая мяч, будем называть эти качества.
Игра «Комплименты»
В:- Как вы думаете что же значит быть Толерантными? Ожидаемые ответы детей( быть добрым, хорошим)
Воспитатель
:- Ребята, а я вам принесла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать?
Игра «Цветок толерантности»
Раздаются лепестки со словами (сострадание, милосердие, прощение, уважение человеческого достоинства, принятие других, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение прав других)
Воспитатель
:- Посмотрите какие слова написаны на лепестках Какие лепестки как вы думаете подходят нашему цветку толерантности? Дети выбирают те лепестки, которые подходят к цветку.
Воспитатель
:- Что общего в этих словах? Ответы детей.(это хорошие слова) Прикрепляю серединку, на которой написано слово толерантность.
Воспитатель
:- А оставшиеся лепестки, почему не подходят? Ответы детей.(эти слова о плохих делах)
Воспитатель
:-Сегодня мы отправимся в путешествие на волшебном поезде. Путешествуя по стране Толерантности, мы отдохнём, поиграем, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.
Звучит сигнал поезда (дети имитируют движение поезда).Воспитатель
: — И вот впереди город. А что бы узнать как он называется, нужно отгадать загадку Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе. Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде. ( Добро)
Воспитатель
:- Итак, как называется наш первый город? (Добро) А в городе Добро нас ждёт первое испытание и, если будем дружными, помогать друг другу, то мы с ними справимся.
Воспитатель
:- Главная тема сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами. Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.
Воспитатель
:- Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, они что говорят? Конечно, нужно поздороваться. Каждый воспитанный человек должен здороваться. Я хочу вам рассказать и показать как приветствуют друг друга в разных странах.
Игра «Всемирные приветствия»(показ слайдов)
Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки. Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки или Поцелуй, касаясь друг друга щеками поочередно и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев Индия – легкий поклон, ладони вытянуты перед лбом. Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза. Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами. Арабы — скрестить руки на груди Самоанцы- обнюхать друг друга.
Воспитатель
:- А теперь, по команде, когда я скажу: «Здравствуйте», вы все вместе поздоровайтесь так, как вам больше нравится.
Воспитатель
:- Хорошо, с этим испытанием справились.
Звучит сигнал (дети имитируют движение поезда) на экране слайд с поездом сменяется слайдом город «Мудрецов»
Воспитатель:-
Мы с вами оказались в городе Мудрецов. Я буду зачитывать начало пословиц, а вы продолжите её. •Добрые дела — красят человека. • Спеши делать добро. • Жизнь дана на добрые дела. • За добро — добром платят.
Воспитатель
:- Молодцы и с этим заданием справились!
Воспитатель
:- А сейчас чтобы мы отдохнули проведем физкультминутку для глаз. Смотрите на экран и следите глазами за насекомыми
.(На экране слайды с физкультминуткой)
Молодцы отдохнули наши глазки отправляемся в путь дальше!
Звучит сигнал (имитация движения поезда) на экране слайд с поездом сменяется слайдом город «Добрые дела»
Воспитатель
:- Внимание город «Добрые дела» Ребята, для выполнения этого задания вам нужно разделиться на пары. Пары, садитесь на ковёр! Каждой паре я дам картинку, на которой изображены дети совершающие не толерантные(плохие) поступки. Обсудите, что делают дети не правильно, и решите, как нужно поступить!»
Воспитатель
:- Ребята, и это задание вы выполнили! Идём дальше.
Звучит сигнал (дети имитируют движение поезда)на экране слайд с поездом сменяется слайдом город «Волшебных слов»
В
оспитатель
:- Мы прибыли в город «Волшебных слов». Нам нужно выполнить все задания чтобы отправится дальше. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, и подскажите какое «волшебное» слово нужно сказать.
Игра «Подскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Спасибо) Зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день) Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь,…(Здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, говорим: … (Простите, пожалуйста) И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: … ( До свидания)
Игра «Пожалуйста»Воспитатель:-
Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять, только в том случае, если я перед заданием скажу слово «Пожалуйста». Если этого слова не будет – задание не выполняйте. Все понятно? Давайте попробуем. Будьте очень внимательны. Игра «Пожалуйста» • Пожалуйста, встаньте. • Поднимите правую руку. • Пожалуйста, поднимите левую руку. • Будьте любезны, сядьте. • Пожалуйста, похлопайте. • Потопайте. • Пожалуйста, улыбнитесь!
Воспитатель
:- и с этим заданием мы справились! Вперёд!
Звучит песня «Голубой вагон» (имитация движения поезда) на экране слайд поезда сменяется слайдом город « Загадок».Воспитатель:
— Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в город «Загадок». Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!” Кто, из вас проснувшись бодро С добрым утром скажет твердо? (Ответ) Кто из вас скажите братцы, забывает умываться? У кого из вас в порядке сумка, книжки и тетрадки? Кто из вас в трамвае тесном, уступает старшим место? Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго «спасибо»? Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Звучит сигнал (имитация движения поезда)на экране слайд с поездом сменяется слайдом площади «ТОЛЕРАНТНОСТИ»
В
оспитатель
:- Молодцы, ребята. Хорошо справились Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Страны Толерантности.
«Разноцветный шар земной»
Если б в поле расцветали Только белые цветы, Любоваться бы устали Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали Только желтые цветы, Мы с тобой скучать бы стали От подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, Розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, Незабудки и жарки!
Хорошо, что не похожи Люди цветом глаз и кожи. Как прекрасен мир цветной, Разноцветный шар земной! А. Шлыгин
Воспитатель
:- Ребята, а вы как думаете какими качествами должен обладать человек, живущий на планете Земля. Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Ответы детей( Вежливым, добрым, хорошим, умным. смелым, честным В
оспитатель
:-Что же мы можем сделать чтобы у нас всегда царил мир? Ответы детей(Дружить, не ругаться, говорить вежливые слова) В
оспитатель
:-Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. Земля наш общий дом и от нас с вами будет зависеть, сохраним мы этот мир или нет. Давайте встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа — это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друг друга. И все вместе послушаем песню . Звучит песня «Давайте дружить» . В
оспитатель
.-Спасибо всем! Желаю вам добра, душевности и понимания между друг другом. Молодцы!
7
Реализация проекта в образовательных областях:
День помощи малышам
(социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, труд, безопасность)
Акция «Шлём приветики»
(социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд)
Спортивный праздник
«Игры разных народов»
(физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, социализация, безопасность)
Чтение сказок народов мира, произведений русских и зарубежных писателей
( художественная литература, познание, социализация, коммуникация)
Выставка детских рисунков «Мои друзья»
(художественное творчество, коммуникация)
Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»
(художественное творчество, социализация, коммуникация, познание, безопасность)
Спектакли «Муха-Цокотуха», «Колобок на новый лад»
(социализация, коммуникация, познание, художественная литература)
Подготовка спектакля
«Новые приключения Красной Шапочки» и фестиваля театральных мини-постановок «Театральный калейдоскоп»
Проведение семинаров-практикумов для педагогов «Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике»
Работа с родителями:
Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.
Встреча-беседа с отцом Владимиром – служителем храма Александра Невского.
Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.
III этап: Презентация проекта.
«Мой сын – националист, что делать?»
Случай из практики. На консультацию к психологу пришла мама 13-летнего Димы. Едва сдерживая слёзы, она рассказала следующую историю:
«Мы с мужем всегда старались воспитывать нашего сына правильно, так, как нужно. О том, что в мире все люди разные, он, конечно, знал с самого детства. Мы и мультики с ним смотрели, и книжки читали про историю народов.
А тут, представляете, я случайно наткнулась на его переписку ВКонтакте (он, как обычно, забыл закрыть свою страницу), а там такой ужас…. Оказалось, что мой сын и ещё двое ребят издеваются над мальчиком-азербайджанцем, который перешёл к ним в этом году в класс. И чуркой его называют, и угрозы ему всякие пишут….
Сказать, что я была в шоке – это не сказать ничего. Рассказала всё мужу, вечером устроили Диме выволочку, а он в ответ: «Ну и что такого? Он и правда чурка! Ненавижу его! Пусть возвращается в свой аул, а здесь ему делать нечего!».
У меня так и руки опустились. Скажите, что мы сделали не так? Почему наш сын стал таким?».
Как правило, дискриминационные взгляды у детей начинаются с малого. С обидных шуток в сторону одноклассника, непохожего на других. С неуважения и глумления над чужими традициями и обычаями. И если в ситуацию вовремя не вмешаются родители и педагоги, сын или дочь может примкнуть к радикальному национализму.
Стоит бить тревогу, если ребёнок:
- Стал отдаляться от семьи и друзей, много времени проводит в одиночестве.
- Часто смотрит в Интернете ролики с экстремистским содержанием или пропагандирующие идеи нацизма.
- Резко меняет свой стиль одежды и внешний вид.
- Стал часто разговаривать на политические и социальные темы. Выражает признаки нетерпимости штампованными, как бы заранее подготовленными фразами.
- Испытывает приступы злобы и неконтролируемой агрессии по отношению к лицам другой национальности.
Что делать родителям:
- Не подвергайте резкому осуждению поведение подростка, постарайтесь в спокойной доверительной беседе выяснить причину, почему сын или дочь поддерживает эти взгляды. Будьте готовы к тому, что ситуация не изменится за один разговор.
- Дайте оценку своим чувствам: «Мне очень больно и неприятно, что ты так поступаешь».
- По возможности ограничьте общение ребёнка с людьми, оказывающими на него негативное влияние.
- Обратитесь за помощью к детскому психологу.
Чем раньше ребёнок осознает, что «другой, не такой, как я» не значит «плохой», тем меньше вероятность, что в будущем он превратится в агрессора, способного унижать и травить людей, которые чем-то отличаются от него.
Презентация проекта на собрании педагогов
Проведение фестиваля театральных мини-постановок
«Театральный калейдоскоп» для детей детских садов № 163 «Гармония», №164 «Сказка» ОАО «РЖД» и родителей воспитанников
Результаты работы:
- Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада.
- Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.
- Повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).
- Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада, их коммуникативных качеств.
- Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
Почему так важно говорить об этом с детьми?
В 2004 году в Санкт-Петербурге произошёл поражающий своей жестокостью случай. Выходец из Таджикистана возвращался с катка со своей 8-летней дочерью и племянником. Внезапно на них выскочила группа вооруженных подростков и с криками «Россия – для русских!» стала избивать семью. В результате мужчина получил закрытую черепно-мозговую травму, его племянник – ножевые ранения, а девочку спасти не удалось – она умерла от потери крови.
Эта история – далеко не единичная. Ненависть к представителям других национальностей начинается чуть ли не с детского сада, когда над детьми мигрантов насмехаются не только дети, но и воспитатели.
В школах царит такая же атмосфера: таджикские и узбекские школьники подвергаются травле и насилию, особенно если имеют языковые проблемы и сложности с адаптацией.
Об этом свидетельствуют данные проведённого в сентябре 2022 года социологического исследования среди учеников российских школ. 33, 6% опрошенных подтвердили, что сталкивались с унижениями и насмешками от одноклассников из-за своих национальных особенностей.
Наши дети живут не в вакууме. Они, как губки, впитывают в себя все взгляды, установки и настроения в обществе. И они не становятся жестокими сами по себе. На это их толкает равнодушие родителей, бесконтрольный доступ к травмирующей детскую психику информации в СМИ и игнорирование случаев травли и издевательств в школе. Согласно исследованию 2022 года, проведенному среди учеников с 11 до 17 лет, 72% опрошенных сообщали о случаях буллинга учителям и другим взрослым, но ситуация при этом так и не разрешилась.
Всё это пробуждает в детях агрессию и нетерпимость, которая впоследствии может перерасти в расизм и национализм.
Поэтому задача родителей – не просто рассказать детям о существовании расовых, религиозных и национальных различий между людьми, но и научить принимать их и уважать.
Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, когда вас нет рядом с ним! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».