Дополнительная общеразвивающая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Юные художники»


Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по лего-конструированию «Винтики и Шпунтики» Пояснительная записка Мы живем в эпоху модернизации и компьютеризации общества, в котором современные дети уже в дошкольном возрасте отдают предпочтение не мягким и дидактическим игрушкам, а всевозможным гаджетам, роботам и трансформерам. Однако, на протяжении многих лет…

Оформление изостудии для детей от 3 до 7 лет


В нашем детском саду студия изобразительного творчества работает больше 20 лет, в ней занимаются ребята от 3 до 7 лет. Здесь мы знакомимся с основами искусства, творим, выдумываем, экспериментируем, ищем себя, свой неповторимый творческий почерк. Конечно, оформление студии очень…

Рабочая программа кружка «Акварель»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Акварель» разработана для 5,6,7 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного образования второго поколения по изобразительному искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности Художественное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которого — изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе со школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у школьников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе кружка «Акварель» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность

программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать,творить.

Нетрадиционные техники рисования

­­- это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Новизной

и отличительной особенностью программы кружка «Акварель» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. На большинстве занятий предполагается предварительное изучение техники. Дети сначала отвечают себе на вопрос: Как рисовать? Лишь затем выясняют, что же они нарисовали? На занятии нет образца, готового рисунка сделанного педагогом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Направленность программы
«Акварель»
является программой
художественно-эстетической направленности,
предполагает
кружковой уровень
освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению —
учебно-познавательной
.

Педагогическая целесообразность

программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель программы

Создание условий образовательного пространства, способствующего проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство. Воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал нетрадиционными средствами изобразительного искусства.

Задачи программы

обучающие:

Закреплять и обогащать знания обучающихся в разных видах художественного творчества. Познакомить с жанрами изобразительного искусства;

Знакомить обучающихся с различными видами нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки.

Научить грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

развивающие:

-Развивать интерес обучающихся к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное мышление;

-Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно творческие способности.

-Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

-Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже);

воспитательные:

-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию;

-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

-Воспитывать потребность в творческой деятельности.

-Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, радость от совместного творчества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1.
Знакомство с «Волшебной палитрой»
Практическое занятие

Беседа о правилах поведения в кабинете ИЗО. Инструктаж по технике безопасности. Проведение рисуночного теста на выявление способностей к изодеятельности. Смешение красок

Тема 1.2
«Красота цвета»
Практическое занятие

Создание цветового круга карандашами и красками

Тема 1.3
«Чудеса монотипии»
Тема 1.4

Техника «Монотипия».

Практическое занятие

Приемы выполнения работ в этой технике. «Обитатели морских глубин» Научиться работать в технике «оттиск»

Тема 1.4
«Прекрасная осень»
Практическое занятие

Пейзаж. Рисование по сырому акварелью Познакомиться с техникой по сырому

Тема 1.5
Приём рисования «набрызгом»
Практическое занятие

Знакомство с приёмом рисования «набрызгом». Выполнение работ в этой технике: «Сивка-Бурка», «Вперёд, в Лапландию», «Полевые цветы». Овладеть техникой рисования набрызга

Тема 1.6
«Ночное небо»
Практическое занятие

Изображение ночного неба с применением техники «набрызгом». Закрепить знания рисования набрызга

Тема 1.7
«Витраж»
Практическое занятие

Выполнение декоративной композиции: «Рыбки в аквариуме», «Сказочные птицы» Овладеть техникой витраж

Тема 1.8
«Силуэт»
Практическое занятие

Изображение силуэтов людей, танспорта с помощью трафаретов. Композиция «В Космосе», «Среди морских просторов», «По дорогам Земли»

Тема 1.9
«Акварель и соль»
Практическое занятие

Рисование пейзажа по замыслу в технике рисования акварелью и солью.

Тема 1.10
«Свеча + акварель»
Практическое занятие

Городской пейзаж. Групповая работа. Смешение техник.

Тема 1.11
Узор и орнамент
Практическое занятие

Создание своего орнамента штампами рисование на цветной бумаге. Познакомить с орнаментом. Развивать воображение, творчество

Тема 1.12
Пейзаж. Способы изображения деревьев
Практическое занятие

Обучение приёмам рисования деревьев. Техника рисования «примакивание» по сырому. Рисование с помощью поролона. Зигзагообразные деревья. Рисование различных деревьев(берёза, сосна, дуб). Использование полученных умений при выполнении пейзажей : «Берёзовая роща», «Осень в лесу», «Ели»…

Тема 1.13
«Город мастеров»
Практическое занятие

Работа в технике граттаж Овладение техникой граттаж (чёрно-белый граттаж).

Тема 1.14
Кляксография трубочкой
Практическое занятие

Групповая работа. Смешение техник. Рисование природы «Золотая осень» Совершенствовать умение детей работать в группе. Овладеть техникой кляксография

Тема 1.15
Пластилиновая живопись
Практическое занятие

Поверхность из мазков «Пейзаж» Учить изображать в объеме

Тема 1.16
Пятно в живописи
Практическое занятие

Получение живописного пятна. «Поздняя осень», «Золотая осень».Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике пятно

Тема 1.17
Пишем небо
Практическое занятие

Техника рисования «живопись в размывку». Летнее небо Овладеть техникой по «мокрому»

Тема 1.18
Приёмы изображения воды
Практическое занятие

Знакомство с различными способами изображения воды. Как нарисовать волны, рябь. Мыльная живопись. «Морской пейзаж»

Тема 1.19
Теплые и холодные цвета и оттенки
Практическое занятие

Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской. Выполнение тематической композиции «На Антарктиде», «В пустыне», используя для этого теплую и холодную гамму цветов и оттенков акварели.

Тема 1.20
Осенний дуб
Практическое занятие

Выполнение изображений в технике «пуантизм».

Тема 1.21
Зимний пейзаж.
Практическое занятие

Рисование белой гуашью на тонированном картоне.

Тема 1.22
В волшебном лесу
Практическое занятие

Выполнение рисунка средствами графического изображения – линией и пятном. Материалы: акварель, фломастеры «Зимняя сказка» Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике пятно и линия

Тема 1.23
Натюрморт
Практическое занятие

Особенности жанра. Отличие от других жанров изобразительного искусства. Композиционное построение натюрморта на цветном картоне. Расположение перекрывающих друг друга предметов, путем частичного перекрытия. Выполнение натюрморта с фруктами. Научится работать в технике с натуры. Развивать глазомер

Тема 1.24
Логика света и тени
Практическое занятие

Чёрно – белые картинки. Перевёрнутое рисование «Инь-Янь» Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Тема 1.25
Рисование птиц
Практическое занятие

Рисование углем «Синичка», «Воробей» Познакомиться с техникой изображения углем

Тема 1.26
«Яблоня в цвету»
Практическое занятие

Смешение техник «Весенний сад», «Сакура» Использование техник: рисование плёнкой, восковыми мелками, аэрография.

Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство

Тема 2.1
Русская игрушка
Практическое занятие

Дымковская и филимоновская глиняные игрушки. с дымковской и филимоновской росписью.

Создание эскизов глиняных игрушек и их роспись. Развивать чувство прекрасного, любовь к народным промыслам

Тема 2.2
Голубая гжель
Практическое занятие

Знакомство с гжельской росписью. Составление простого узора из элементов гжельской росписи. Создание эскизов посуды и роспись по мотивам гжельских мастеров. Совершенствовать умение создание эскизов посуды

Тема 2.3
Это чудо гжель
Практическое занятие

Гуашь. Рисование на цветной бумаге жёсткой кистью. Учить отображать в рисунке свет и тень наиболее выразительно.

Тема 2.4
Золотая хохлома
Практическое занятие

Знакомство с хохломской росписью. Составление простого узора из элементов хохломской азбуки. Создание эскизов посуды.Развивать чувство композиции, контраста.

Раздел 3. Секреты мультипликации

Тема 3.1
Рисуем персонажа мультфильма (пчела, комар, паук, лягушка, гусеница, цветы…)
Практическое занятие

Рисование персонажей мультфильмов с передачей характерных признаков.

Тема 3.1
Создание мультипликационных образов
Практическое занятие

Создание мультипликационных образов, используя простые геометрические фигуры. Владеть техникой геометрические фигуры

Тема 3.1
Герои комиксов
Практическое занятие

Рисунок в технике аэрографии

Итоговое занятие

Подведение итогов работы. Выставка работ.

Учебно-тематический план

п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теорет. Практич. Всего
Раздел 1.Введение в программу
1.1 «Знакомство с «Волшебной палитрой» 1 1 2
1.2 «Красота цвета» 2 2
1.3 «Чудеса монотипии» 0,5 1,5 2
1.4 «Прекрасная осень» 0,5 1,5 2
1.5 «Приём рисования «набрызгом» 0,5 1,5 2
1.6 «Ночное небо» 0,5 1,5 2
1.7 «Витраж» 0,5 1,5 2
1.8 «Силуэт» 0,5 1,5 2
1.9 «Акварель и соль» 0,5 1,5 2
1.10 «Свеча + акварель». 0,5 1,5 2
1.11 Узор и орнамент 1 1 2
1.12 Пейзаж. Способы изображения деревьев 1 1 2
1.13 «Город мастеров» 0,5 1,5 0,5
1.14 Кляксография трубочкой 0,5 1,5 0,5
1.15 Пластилиновая живопись
1.16 Пятно в живописи 1 1 2
1.17 Пишем небо 1 1 2
1.18 Приёмы изображения воды 0,5 1,5 2
1.19 Теплые и холодные цвета и оттенки 1 1 2
1.20 Осенний дуб 1 1 2
1.21 Зимний пейзаж. 0,5 1,5 2
1.22 В волшебном лесу 0,5 1,5 2
1.23 Натюрморт 1 1 2
1.24 Логика света и тени 1 1 2
1.25 Рисование птиц 0,5 1,5 2
1.26 «Яблоня в цвету» 0,5 1,5 2
Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство
2.1 Русская игрушка.

Дымковская и филимоновская глиняные игрушки.

1 1 2
2.2 Голубая гжель. 1 1 2
2.3 Это чудо гжель. 2 2
2.4 Золотая хохлома. 1 1 2
Раздел 3. Секреты мультипликации
3.1 Рисуем персонажа мультфильма (пчела, комар, паук, лягушка, гусеница, цветы…) 1 1 2
3.2 Создание мультипликационных образов. 2 2
3.3 Герои комиксов 0,5 1,5 2
Итоговое занятие Всего 68 часов

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате изучения данной программы, обучающиеся должны знать:

Основные способы смешения цветов; Знать и уметь использовать в своей работе тёплые и холодные цвета;

Основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость;

Владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах. Обучающиеся должны
уметь:
Реализовывать творческий замысел;

Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

Правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

Личностными

результатами изучения программы является формирование следующих умений:

-формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-формирование эстетической потребности, потребности в общении с искусством, природой, потребность;

-самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

-умение анализировать и обсуждать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся;

Метапредметными

результатами изучения программы является формирование следующих универсальных способностей учащихся:

-овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач;

-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметными

результатами освоения программы является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.

Уметь:

использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; -реализовывать творческий замысел;

компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

— овладение навыками лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— принимать и сохранять учебную задачу;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

— осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

— строить речевые высказывания в устной форме;

— оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

— включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— Формулировать собственное мнение и позицию;

— задавать вопросы;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

— задавать вопросы;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Формы и методы обучения

. Основной формой организации деятельности для ведения образовательного процесса является индивидуально-групповая, которая включает в себя часы теории и практики.

При подготовке к выставкам, отчётным занятиям применяется также индивидуально-групповая форма обучения.

Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания предусматривает следующие виды занятий:

-беседы;

-занятия в группах и подгруппах;

-коллективно-творческие занятия;

-выставки.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов, на 1 год обучения. На реализацию программы отводится 68 часов. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю по 2 ч с 10 минутным перерывом в соответствии с нормами СанПина. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 15 человек. Для успешной реализации будут использованы Интернет-ресурсы, посещение онлайн художественных выставок.

Способы проверки результативности реализации программы

При определении критериев оценивания нужно не разъединять критерии оценки детского рисунка и детского художественного творчества, а обозначать их условно, ибо творческий процесс – целостный и обязательно включает в себя конечный продукт (в данном случае детский рисунок), без которого вообще нет смысла говорить о каком-либо творчестве. Результатом же творчества определять те качественные приращения личности (личные достижения учащихся), которые осознаются личностью как положительный и значимый для нее результат. Кроме того, рисование и другая изобразительная деятельность есть вершина взаимодействия детей с художественной средой. И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём видна возможность развития их творчества.

Здесь всю познавательную и созидательную деятельность школьника на занятии я предлагаю оценивать по четырем критериям:

  • готовность к сотрудничеству с учителем;
  • отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;
  • мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;
  • общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, важна значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих.

Под критерием готовность к сотрудничеству с учителем имеется ввиду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного задания, поисково-исследовательская деятельность.

Второй критерий ‑ отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:

‑ эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);

‑ волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);

‑ возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).

Третий критерий – мастерство (способы творческих действий) ‑ призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:

‑ передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);

‑ сложность замысла ‑ предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);

‑ сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);

‑ оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.

Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.). В начальной школе оценивается совместно с учеником, в средней школе – учеником.

Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда школьников ‑ включает в себя:

‑ соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);

‑ сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (данная составляющая оценивается учителем).

Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ (их ценности), о возможности их участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т.е. незавершённой. Кроме того, участие в выставках детей является непременным условием в критериях оценки творческой деятельности детских коллективов (студий, кружков, художественных школ). Таким образом, совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большой самоучитель рисования /Пер.с англ. О.Солодовниковой, Н.Веденеевой, А.Евсеевой. — М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС».
  2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  4. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
  5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  6. А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе», 2007г.
  7. О. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.
  8. О Шматова «Самоучитель по рисованию гуашью», 2007г.
  9. О. Шматова «Самоучитель по рисованию цветными карандашами и фломастерами», 2007г.
  10. Бэтти Эдвардс «Открой в себе художника»

Литература для педагога

  1. БазановаМ. Д. Пленэр. -М.: Изобразительное искусство, 1994.
  2. Гусакова М. А. Аппликация. -М.: Просвещение, 1987.
  3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  4. Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
  5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. — М.: Просвещение, 1985.
  6. Корнева Г. Бумага. — СПб.: Кристалл, 2001.
  7. Луковенко Б. А. Рисунок пером. — М.: Изобразительное искусство, 2000.
  8. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. — М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  9. Михайлов А. М. Искусство акварели. — М.: Изобразительное искусство, 1995.
  10. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». — М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
  11. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. — М.: МИПКРО. 2003.
  12. Полунина В. Н. Искусство и дети. -М.: Правда 1982.
  13. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. — М.: Искусство и образование, 2001.
  14. Полунина В. Н., Капнтунова А. А. Гербарий. -М.: Астрель, 2001.

Методические пособия:

1. Детские рисунки в различных техниках.

2. Книги, иллюстрации, репродукции картин.

3. Опоры на доску: этапы работы на занятии, план работы над различными техниками.

4. Образцы работ в различных техниках.

5. Мои методические разработки и материалы открытых занятий

К техническим средствам обучения

, которые могут эффективно использоваться на занятиях кружка по изобразительному искусству, относятся:

  • мультимедийный проектор
  • компьютеры.

Информационное обеспечение:

  • Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
  • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Календарно-тематическое планирование кружка «Акварель»

5-7 классов (68 часов)

п/п Дата Кол-во часов Тема Практическое деятельность учащихся Задачи
1-2 2 «Знакомство с «Волшебной палитрой» Беседа о правилах поведения в кабинете ИЗО. Инструктаж по технике безопасности. Проведение рисуночного теста на выявление способностей к изодеятельности. Смешение красок Совершенствовать умение детей в смешивании цветов
3-4 2 «Красота цвета» Создание цветового круга карандашами и красками Владеть чувством цвета, передачей тонна
5-6 2 «Чудеса монотипии» Техника «Монотипия». Приемы выполнения работ в этой технике. «Обитатели морских глубин» Научиться работать в технике «оттиск»
7-8 2 «Прекрасная осень» Пейзаж. Рисование по сырому акварелью Познакомиться с техникой по сырому
9-10 2 «Приём рисования «набрызгом» Знакомство с приёмом рисования «набрызгом». Выполнение работ в этой технике: «Сивка-Бурка», «Вперёд, в Лапландию», «Полевые цветы». Овладеть техникой рисования набрызга
11-12 2 «Ночное небо» Изображение ночного неба с применением техники «набрызгом». Закрепить знания рисования набрызга
13-14 2 «Витраж» Выполнение декоративной композиции: «Рыбки в аквариуме», «Сказочные птицы» Овладеть техникой витраж
15-16 2 «Силуэт» Изображение силуэтов людей, танспорта с помощью трафаретов. Композиция «В Космосе», «Среди морских просторов», «По дорогам Земли» Научиться использовать трафарет
17-18 2 «Акварель и соль» Рисование пейзажа по замыслу в технике рисования акварелью и солью. Научиться рисовать солью
19-20 2 «Свеча + акварель». Городской пейзаж. Групповая работа. Смешение техник. Овладеть техникой рисования 21-воском
21-22 2 Узор и орнамент Создание своего орнамента штампами рисование на цветной бумаге. Познакомить с орнаментом. Развивать воображение, творчество
23-24 2 Пейзаж. Способы изображения деревьев Обучение приёмам рисования деревьев. Техника рисования «примакивание» по сырому. Рисование с помощью поролона. Зигзагообразные деревья. Рисование различных деревьев(берёза, сосна, дуб). Использование полученных умений при выполнении пейзажей : «Берёзовая роща», «Осень в лесу», «Ели»… Познакомиться с техникой «примакивание» с помощью паралона
25-26 2 «Город мастеров» Работа в технике граттаж Овладение техникой граттаж (чёрно-белый граттаж).
27-28 2 Кляксография трубочкой Групповая работа. Смешение техник. Рисование природы «Золотая осень» Совершенствовать умение детей работать в группе. Овладеть техникой кляксография
29-30 2 Пластилиновая живопись Поверхность из мазков «Пейзаж» Учить изображать в объеме
31-32 2 Пятно в живописи Получение живописного пятна. «Поздняя осень», «Золотая осень». Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике пятно
33-34 2 Пишем небо Техника рисования «живопись в размывку». Летнее небо Овладеть техникой по «мокрому»
35-36 2 Приёмы изображения воды Знакомство с различными способами изображения воды. Как нарисовать волны, рябь. Мыльная живопись. «Морской пейзаж» Использовать в данной технике мыльную пену
37-38 2 Теплые и холодные цвета и оттенки Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской. Выполнение тематической композиции «На Антарктиде», «В пустыне», используя для этого теплую и холодную гамму цветов и оттенков акварели. Научиться использовать теплую и холодную гамму цветов
39-40 2 Осенний дуб Выполнение изображений в технике «пуантизм».
41-42 2 Зимний пейзаж. Рисование белой гуашью на тонированном картоне. Овладеть техникой последовательного выполнения рисунков гуашью
43-44 2 В волшебном лесу Выполнение рисунка средствами графического изображения – линией и пятном. Материалы: акварель, фломастеры «Зимняя сказка» Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике пятно и линия
45-46 2 Натюрморт Особенности жанра. Отличие от других жанров изобразительного искусства. Композиционное построение натюрморта на цветном картоне. Расположение перекрывающих друг друга предметов, путем частичного перекрытия. Выполнение натюрморта с фруктами. Научится работать в технике с натуры. Развивать глазомер
47-48 2 Логика света и тени Чёрно – белые картинки. Перевёрнутое рисование «Инь-Янь» Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.
49-50 2 Рисование птиц Рисование углем «Синичка», «Воробей» Познакомиться с техникой изображения углем
51-52 2 «Яблоня в цвету» Смешение техник «Весенний сад», «Сакура» Использование техник: рисование плёнкой, восковыми мелками, аэрография.
Декоративно-прикладное искусство
53-54 2 Русская игрушка.

Дымковская и филимоновская глиняные игрушки.

Знакомство с дымковской и филимоновской росписью.

Создание эскизов глиняных игрушек и их роспись.

Развивать чувство прекрасного, любовь к народным промыслам
55-56 2 Голубая гжель. Знакомство с гжельской росписью. Составление простого узора из элементов гжельской росписи. Создание эскизов посуды и роспись по мотивам гжельских мастеров. Совершенствовать умение создание эскизов посуды
57-58 2 Это чудо гжель. Гуашь. Рисование на цветной бумаге жёсткой кистью. Учить отображать в рисунке свет и тень наиболее выразительно.
59-60 2 Золотая хохлома. Знакомство с хохломской росписью. Составление простого узора из элементов хохломской азбуки. Создание эскизов посуды. Развивать чувство композиции, контраста.
Секреты мультипликации
61-62 2 Рисуем персонажа мультфильма (пчела, комар, паук, лягушка, гусеница, цветы…) Рисование персонажей мультфильмов с передачей характерных признаков. Научиться передавать эмоции через персонажей мультфильмов
63-64 2 Создание мультипликационных образов. Создание мультипликационных образов, используя простые геометрические фигуры. Владеть техникой геометрические фигуры
65-66 2 Герои комиксов Рисунок в технике аэрографии
67-68 Итоговое занятие Подведение итогов работы. Выставка работ.

21

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]