Зачем нужен план самообразования воспитателя ДОУ в старшей группе? В рамках требований, предъявляемых к дошкольному образованию новыми образовательными федеральными стандартами, педагог обязан систематически повышать профессиональное мастерство.
Для того чтобы эта работа была системной, необходим план самообразования воспитателя ДОУ. Старшая группа по ФГОС предполагает проведение разнообразных мероприятий, поэтому педагог должен продумать последовательность теоретических и практических занятий, которые бы помогли ему выполнить социальный заказ — воспитать гармонически развитую личность (вариант планирования представлен на фотографии).
Вам будет интересно:Созвездие Компас: история, описание и некоторые примечательные объекты
Вариант плана по саморазвитию
Самообразование педагога детского сада — это целенаправленный процесс изучения методических материалов и их практического применения в работе со своими воспитанниками. Хороший педагог — это человек, который никогда не останавливается на достигнутом. Он пытается искать новые эффективные методики, позволяющие выявлять одаренных и талантливых детей, подбирать для них эффективные развивающие траектории.
ФГОС второго поколения, который внедрен в ДОУ РФ, предполагает план самообразования воспитателя ДОУ. Старшая группа детского сада требует от педагога владения инновационными методиками. Как можно повысить свой профессиональный уровень? К примеру, план самообразования по экологии может быть таким.
Вам будет интересно:Что такое радионуклиды и их роль в организме человека
1 этап. Изучение теоретических вопросов, касающихся обустройства живого уголка в ДОУ (сентябрь-октябрь).
2 этап. Анализ материалов (методик), касающихся подготовки малышей к восприятию экологических знаний (ноябрь).
3 этап. Курсы повышения квалификации по экологическому просвещению дошкольников (декабрь).
4 этап. Внедрение приобретенных ЗУН («знание», «умение», «навыки») в практическую деятельность (январь-май).
Программа самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС в старшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги, рада рада нашей новой встрече. Сегодня я предлагаю вашему вниманию фрагмент уже реализованной программы по самообразованию.
Описание: данный материал будет интересен воспитателям при составлении собственных программ самообразования. Цель: Развитие речи путем внедрения в работу с дошкольниками технологий музейной педагогики, обогащение словаря детей и активизация словарного запаса. Задачи: • Формирование познавательного интереса к окружающему миру. • Расширение и обогащение словарного запаса дошкольников. Программа самообразования воспитателя ДОУ. Тема самообразования: Музейная педагогика, как средство обогащения словаря у дошкольников.Актуальность: Слово «музей»
в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы – храм муз. Современная наука определяет музей, как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры. При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи мы решаем с помощью музейной педагогики.
Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От экспоната к слову и от слова к экспонату – два взаимосвязанных подхода. Мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. На мой взгляд, самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром. Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», – сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической – неполной, несогласованной. К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные и развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова. Необходимо добиваться, чтобы дети не только знали и понимали смысл употребляемых в речи слов, но и активно использовали их в повседневной речи. Необходимо создать условия для развития интереса и внимания к слову: «Как правильно сказать?», «Как сказать по-другому?» Учитывали, что словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью: названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Зная, что важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов – это появление обобщающих слов, которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи, фрукты и т.д.; усвоение названий предметов (имена существительные), названий действий (глаголы), названий признаков предметов (имена прилагательные), названий признаков действий (наречия), необходимо постоянно следить за тем, чтобы словарный запас ребенка равномерно обогащался по всем группам слов. Цель: Развитие речи путем внедрения в работу с дошкольниками технологий музейной педагогики, обогащение словаря детей и активизация словарного запаса. Задачи: • Формирование познавательного интереса к окружающему миру. • Расширение и обогащение словарного запаса дошкольников. Сроки работы над темой – учебный год.ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Куприй С. И. НА УЧЕБНЫЙ ГОД Содержание работы / Сроки проведения / Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)Сентябрь 1. Составление плана работы по теме самообразования на текущий год; определение целей, над которыми будет осуществляться работа. Диагностика состояния словарного запаса детей. — План работы по теме самообразования. — Диагностические карты состояния словаря детей. Октябрь – Ноябрь 2. Подготовка, запуск и проживание проекта «У каждого поколения — свои книги». — Экспозиция старинных книг в мини-музее «У каждого поколения – свои книги». — Создание с/р игры «Библиотека». — Выставка рукотворной детской авторской книги. Декабрь 3. Оформление папки-передвижки: «Создание в мини-музее «Книги» экспозиции, посвященной празднованию Нового года. — Экскурсия «Новогодний хоровод» Январь 4. Мастер-класс для педагогов «Словесные игры, как средство обогащения словаря у дошкольников». — Конспект мастер-класса. Февраль 5. Создание авторской дидактической игры «Любимые сказки». — Создание авторской дидактической игры «Любимые сказки». Март 6. Разработка презентации для родителей по теме самообразования. — Электронная презентация. Апрель – Май 7. Подведение итогов работы за год. Диагностика состояния словарного запаса детей – определение эффективности своей работы. — Творческий отчет. — Самоанализ работы за год по расширению и активизации словаря детей. Для обогащения словарного запаса детей использовать игры с экспонатами музея. Например: – выбрать любой приглянувшийся экспонат и рассмотреть его, подумать, на что он похож, попытаться представить, чем раньше был этот экспонат и где он находился, определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент; – сочинить и рассказать небольшую историю о данном экспонате (экспонат – башмак. Дети сочиняют историю про него: где он находился, кто его нашел, что было дальше, чем все это закончилось); – придумать беседу между выбранными экспонатами (ветка ели, листик березы, семена дерева беседуют о погоде). Предполагаемый результат:
обогащение словаря детей, введение пассивного в активный.
Скачать Программа самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС в старшей группе
Рекомендуем посмотреть:
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Самообразование педагогов детского сада Работа по самообразованию воспитателя детского сада по ФГОС Программа самообразования воспитателя ДОУ
Похожие статьи:
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка
Постановка целей
Среди тех факторов, которые определяют важность самообразования для воспитателя 5-6-летних детей, выделяют:
- изучение опыта коллег, освоение инновационных педагогических технологий;
- систематизацию изученных методик, которые позволяют систематизировать работу с детьми старшей группы;
- создание условий для нормального психического, умственного, физического, эмоционального развития воспитанников.
«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».
Содержание работы | Практические выходы | ||
Изучение методической литературы | Сентябрь — май | 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987. 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010. 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Мозаика-Синтез, Москва 2014. 5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980 | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе. | Оформление уголка дежурств. | |
Знакомство с профессией почтальона. | Экскурсия на почту. | ||
Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. | Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут». | ||
Знакомство с профессией пекаря. | Экскурсия на хлебозавод. | ||
Изготовление поделок из лоскутков ткани. | Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани. | ||
Посадка семян на рассаду. | Трудовой десант «Мы – огородники». | ||
Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.) | Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту». | ||
Работа с семьёй | Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. | Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье». | |
Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье». | ||
Консультирование родителей. | Консультация для родителей «Какой труд доступен детям?» | ||
Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке. | Трудовой десант «Зимние фантазии». | ||
Привлечение родителей к уборке территории детского сада. | Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень». | ||
Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. | Фотовыставка «Мы любим труд!» | ||
Самореализация | Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). | Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию. | |
Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников». | Выступление на педагогическом совете. | ||
Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка». | Выступление на педагогическом совете. | ||
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
prodetskiysad.blogspot.com
Разработка задач плана
Что должен включать план самообразования воспитателя ДОУ? Старшая группа предполагает проведение комплекса мероприятий, которые направлены на привитие у дошкольников желания к саморазвитию:
1. Осуществлять систематический мониторинг методических материалов.
2. Использовать лучшие теории и практики дошкольного образования.
3. Внедрить элементы различных педагогических технологий в собственную работу.
4. Обобщить и систематизировать опыт.
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего возраста. План по самообразованию План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство познавательного развития у детей старшего возраста» Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружа-ющего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,…
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста» План самообразования педагога Косьян Елены Владимировны на 2021-2022 учебный год. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм,…
Принципы самообразования
На чем основывается план самообразования воспитателя ДОУ? Старшая группа предполагает выстраивание работы по следующим принципам.
1. Непрерывность. Для разработки одной темы потребуется один учебный год. Если материал большой, воспитатель продолжает над ним работать 1,5-2 года. К примеру, если педагогом выявлены серьезные проблемы у воспитанников с развитием речи, необходимо включить изменения в план самообразования воспитателя старшей группы ДОУ). По развитию речи педагог планирует саморазвитие в следующей последовательности:
- анализ диагностик, способствующих выявлению уровня развитости;
- курсовая подготовка;
- определение оптимальной методики работы;
- внедрение ЗУН в практику с целью развития речевых навыков малышей;
- рефлексия с целью определения собственного профессионального роста.
2. Преемственность. Необходимо выбирать тему так, чтобы она была взаимосвязана с поставленной целью и задачами развивающего процесса в детском саду. К примеру, исследования «Основы грамоты» является примером того, как можно на протяжении длительного периода заниматься одной и той же проблемой.
3. Реальность отработки на практике запланированных мероприятий. К примеру, работая над вопросами, которые касаются компьютерных технологий в дошкольном учреждении, нет смысла применять в рамках занятий с малышами тренажеры для быстрого набора текста.
Они еще не обладают точными движениями пальцев, знают далеко не все буквы. Именно поэтому данную тему лучше не включать в план самообразования воспитателя ДОУ. Старшая группа — тот период, когда ребята стремятся к приобретению практических навыков, это должен учитывать педагог.
Темы для самообразования воспитателя старшей группы
Тематика вопросов, рекомендованных ФГОС, является общей для педагогов, работающих с детьми разного возраста. Но при этом воспитатель старшей группы рассматривает их в разрезе актуальности для работы с ребятами именно 5–6 лет. В частности, это темы, касающиеся выработки предпосылок учебной деятельности (развития навыка письма, чтения и элементарного литературного анализа текста). При выборе тем, связанных с воспитанием моральных качеств (доброты, отзывчивости, честности и порядочности), воспитателю нужно иметь в виду, что старшие дети, в отличие от малышей второй младшей, средней групп, не просто копируют поведение и отношения взрослых, а расцвечивают эти характеристики собственным опытом, своими представлениями.
Это интересно. Всегда актуальными будут блоки вопросов, связанных с практическим освоением здоровьесберегающих технологий, формированием навыков безопасной жизнедеятельности.
- Методы и средства амплификации развития (увеличения количества разрабатываемых навыков) дошкольника.
- Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
- Индивидуальный подход в работе с воспитанниками старшей группы.
- Средства и методы формирования у старших дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности (например, изучения ПДД).
- Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Руководство игровой деятельностью воспитанников старшей группы.
- Воспитание доброты у старших дошкольников.
- Воспитание отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
- Воспитание целеустремлённости у воспитанников ДОУ.
- Воспитание честности и правдивости у старших дошкольников.
- Формирование представлений о малой родине у старших дошкольников.
- Развитие творческих способностей у детей старшей возрастной группы.
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
- Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
- Формирование у детей старшей группы представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
- Ознакомление старших дошкольников с биоценозом леса (луга, водоёма).
- Формирование у старших дошкольников представлений о космосе.
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
- Формирование у воспитанников старшей группы представлений о форме, величине, пространственных отношениях объектов.
- Формирование у старших дошкольников понятия числа.
- Развитие форм общения у старших дошкольников.
- Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (в общении, игре).
- Обучение детей 5–6 лет элементарному анализу литературного произведения.
- Обучение воспитанников старшей группы пересказу литературных произведений.
- Обучение воспитанников старшей группы выразительному чтению стихотворений.
- Творческое рассказывание в детском саду.
- Обучение грамоте в ДОУ.
- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
- Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
- Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
- Создание психологического комфорта в старшей группе ДОУ.
- Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
- Преемственность дошкольного и начального образования.
- Психолого-педагогическая помощь семье в воспитании и развитии дошкольников.
В 2016 году в список рекомендованных тем по ФГОС был добавлен вопрос, связанный с работой с детьми с ограниченными возможностями: «Инклюзивное образование в условиях ДОУ». Поскольку многие детские сады поддерживают инициативу государства относительно вовлечения детей-инвалидов в образовательный процесс обычных дошкольных учреждений, воспитателю, который столкнулся с тем, что в его группе есть такой ребёнок, будет интересно и полезно рассмотреть эту тему. Формулировку можно немного подкорректировать на заседании методического совета педколлектива, чтобы сделать тему более узкой, например, «Игровая деятельность в аспекте инклюзивного образования в ДОУ» или «Формы работы с родителями в рамках инклюзивного образования в условиях ДОУ». Последний пример особенно актуален, так как не все семьи принимают тот факт, что малыши с ограниченными возможностями обладают теми же правами на обучение, развитие, воспитание и общение, что и здоровые дети.
А также есть ряд тем, которые касаются особенностей работы в детском саду в целом, то есть вне связи с возрастом подопечных:
- Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
- Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
- Разработка парциальных программ дошкольного образования.
- Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
- Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
- Экспериментальная деятельность в ДОУ.
- Качество дошкольного образования: критерии оценки.
- Общественные отношения в дошкольном образовании.
Обычно такие темы выбирают более опытные педагоги, которые на своём богатом опыте нашли ответы на все возникающие в группе рабочие вопросы. Иными словами, воспитателю есть чем поделиться в плане методики: пришло время систематизировать свою работу в аспекте передачи опыта молодым коллегам, то есть наставничества.
Формы работы
Для максимальной проработки темы самообразования воспитатель должен учитывать что работу ему важно вести сразу в трех направлениях:
- с коллегами;
- с детьми;
- с родителями.
В каждом направлении педагог выбирает конкретные формы и методы своей профессиональной деятельности. С воспитанниками работа осуществляется в следующей форме:
- учебных и воспитательных занятий (открытых уроков, постановок, ролевых игр);
- прогулок (наблюдение, трудовая деятельность, игры, индивидуальный труд);
- проведения режимных моментов (в виде основы для осуществления тем, которые связаны с культурой здоровья).
С коллегами воспитатель ведет работу в следующей форме:
- посещает занятия других воспитателей (для обмена профессиональным опытом, мониторинга успешности использования различных авторских методики самообразования в практику);
- выступления с результатами деятельности на педагогических совещаниях;
- участия в заседаниях МО педагогов ДОУ (с докладами, презентациями);
- публикаций в педагогических журналах, в профессиональных сообществах;
- прохождения курсовой подготовки.
План по самообразованию.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад «Звездочка»
План по самообразованию
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»
Воспитатель Дюбанова Светлана Викторовна
г.Рославль, Смоленская обл.
2017-2018 учебный год
Цель:
Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
Расширить знания о народных промыслах
Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Воспитывать у детей любовь к русскому декоративно-прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров.
Задачи:
Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
Систематизировать изученную литературу.
Актуальность
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств воспитания, которое учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, в изобразительном искусстве. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В положениях ФГОСДО четко обозначена задача формирования патриотизма, гражданственности, нравственности, а это возможно только при условии активного использования произведений искусства в качестве средства и условия гармоничного развития ребенка. Посредством общения с народным искусством, происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю.
Формы и методы работы:
Проведение тематических занятий,
Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Экскурсия в городскую художественную школу, в краеведческий музей.
Встречи с интересными людьми.
Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
Изучение программы по возрастным группам детей.
Работа с методической литературой
Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
Обработка анкетных данных.
Подготовка и оформление документации.
Самообразование в области экологии
Как должен быть составлен план самообразования воспитателя ДОУ? В старшей группе по экологии предполагается системная работа, поэтому необходимо саморазвитие педагога в данной области. Его деятельность должна способствовать правильному поведению малышей в природе, формированию у них навыков бережного отношения к растениям, животным.
В план работы воспитатель включает этапы:
1. Изучение методических материалов в педагогических изданиях.
2. Анализ нормативных документов.
3. Участие в семинарах, конференциях по экологическому просвещению дошкольников.
4. Создание уголка природы.
5. Составление дидактических экологических игр в ДОУ (старшая группа).
6. Участие в конкурсах, праздниках по данной тематике.
Перспективный план работы по самообразованию в старшей группе.
Транскрипт
1 Перспективный план работы по самообразованию в старшей группе. Подготовила: Зеленина Е.К. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» Актуальность выбранной темы: Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера. Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление). Чтобы понять других людей необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы. Следовательно, одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения, умения вести себя в обществе как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Моя цель — подготовить детей к жизни, дать им путёвку в школьное детство. Если будет сформировано достойное настоящее, то государство и общество получит от них достойное будущее. Ведь дети станут созидателями новой жизни. Цель: Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками. Задачи: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь детей «вежливыми» словами. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
2 Ноябрь Октябрь Сентябрь Месяц Работа воспитателя Работа воспитателя с детьми 1. Проведение диагностики 1.Этические беседы «Зачем детей по формированию говорят Здравствуй?», таких интегративных качеств «Вежливая просьба». как «Эмоционально 2. Выставка детских отзывчивый», «Способный художественных управлять своим литературных поведением», «Овладевший произведений морального средствами общения и содержания в книжном способами взаимодействия уголке. со сверстниками». 2. Написание плана на год. 3. Планирование пополнения предметно-развивающей среды. 4.Подготовка выступления на родительское собрание на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста». 1.Подбор методической 1.Организация литературы по теме; театрализованной 2.Изучение методической деятельности «Сказки — литературы; добрые друзья» раз в неделю в вечернее время. 2. Чтение произведений авторов : А. Барто «Вовкадобрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ. 3. Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и 1.Создание мультимедийной презентации на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу». вежливость». 1. Подготовка к инсценировки по сказки В. Сутеева «Яблоко». 2. Инсценировка и показ сказки «Яблоко» для групп младшего дошкольного возраста. Работа воспитателя с родителями 1. Подготовка и проведение родительского собрания на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста». 1.Взаимодействие с родителями по изготовлению настольной ширм для проведения театрализованной деятельности. 1.Изготовление атрибутов к сказке В. Сутеева «Яблоко»;
3 Январь Декабрь 1.Подготовка консультации для родителей «Ребенок и книга». 2.Подготовка анкет, анкетирование родителей «Как часто Вы читаете детям дома». 1.Создание наглядного пособия «Волшебная корзина» на определение положительных и отрицательных качеств человека. 1.Познакомить детей с чтением художественной литературы через диафильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений. 2. Интервью с детьми «Дружба, добро и зло». 3. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка», «Карасик» и др. 4.Обсуждение с детьми нравственного смысла. 1.Эксурсия в библиотеку (ознакомительная). 2. Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей), 3.Пересказ рассказов ; 4.Сочинение своих сказок, рассказов. 5. Рисование иллюстраций к ним; 6.Изготовление книг с содержанием нравственных понятий. 1.Создание наглядного пособия «Цветок нравственности», взаимодействие с родителями. 2. Папка передвижка для родителей «Что читалось в группе», «Поучите вместе с нами». 3.Анкетирование родителей «Как часто Вы читаете детям дома». 1.Папка- передвижка для родителей «Воспитание детей средствами художественной литера — туры
4 Апрель Март Февраль 1.Подготовка и проведение тематической недели «Книги о трусости и храбрости». 2. Подготовка выставки книг «Русские народные сказки». 1. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях «дружба», «добро», «зло». 1. Создание мультимедийной презентация, написание доклада о проделанной работе с детьми по теме. 1. Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости». 2. Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка» — русская народная сказка (чтение книги, просмотр диафильма, рассматривание иллюстраций, репетиции). 3. Заучивание с детьми новые игры на создание дружеской обстановки в группе: «Давай поздороваемся», «Всемвсем, до свидания». 4.Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. 5.Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас». 6.Показ кукольного театра русской народной сказки «Заюшкина избушка» для групп старшего дошкольного возраста. 1. Продолжать создавать рассказы собственного сочинения. 2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». 3.Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов. 1.Этические беседы: «Береги книгу», «Надо вещи убирать — не придется их искать» (о бережливости). 2. Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». 1.Изготовление атрибутов к русской народной сказке «Заюшкина избушка». 1.Памятка для родителей: «Список художественной литературы для чтения дома».
5 Май 1. Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Эмоционально отзывчивый»,«способный управлять своим поведением», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками». 2. Подготовка выступления к итоговому педсовету «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу». 1. Проведение родительского собрания с использованием не традиционных методов (Круглый стол и чаепитие). 2. Мультимедийная презентация для родителей по итогам года темы: «Нравственное воспитание». 3. Итоговый анализ результатов диагностики детей по интегративным качествам «Нравственное воспитание».
Тематика самообразования по математике
В план самообразования воспитателя старшей группы ДОУ) по математике должны быть включены теоретические вопросы. В рамках внедрения ФГОС ДОУ возможен следующий алгоритм повышения педагогом своего уровня:
1. Изучение методических материалов (сентябрь-октябрь).
2. Отработка теории посредством ролевых математических игр (ноябрь-декабрь).
3. Проведение мониторинга для выявления уровня сформированности мотивации у дошкольников к получению математических ЗУН (январь).
4. Консультация с психологом с целью подбора эффективных корректирующих методик.
5. Вовлечение в работу, направленную на формирование элементарных математических понятий у дошкольников старшей группы, их родителей (законных представителей).