«Картотека по слушанию музыки в старшей группе ДОУ (парциальная программа И.Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки»)»


Цикл занятий по слушанию музыки в старшей группе на тему П.И. Чайковский «Вальс цветов». Занятие 1.

Конспект занятия по слушанию музыки в старшей группе

П.И. Чайковского «Вальс цветов»

Занятие 1.

Тема:

П. И. Чайковский «Вальс цветов» (первичное и повторное слушание музыки).

Программное содержание:

Образовательные задачи:

— продолжать знакомить детей с музыкой русских композиторов (Петр Ильич Чайковский);

— учиться настраиваться на восприятие музыки в процессе слушания.

Развивающие задачи:

— развивать творческое воображение через слушание музыки.

Воспитательные задачи:

— воспитывать у детей интерес к музыке и желание ее слушать;

— воспитывать навыки культурного слушания;

— приучать детей эмоционально откликаться на музыку.

Предварительная работа:

наблюдение за цветами и деревьями на участке, чтение стихотворений о цветах, рассматривание открыток, фотографий с изображением садовых и полевых цветов, рисование весенних цветов; знакомство с русскими народными промыслами, в основе орнамента которых лежат мотивы различных цветов; слушание музыки П.И Чайковского «Подснежник», «Фея сирени».

Оборудование:

музыкальный центр, диск П.И. Чайковского «Времена года», портрет П.И. Чайковского, цветные фотографии и открытки с весенними, садовыми и полевыми цветами, карандаши, листы белой бумаги, атрибуты к танцу (гимнастические ленты, цветы).

Методы и приемы:

словесные
(
беседа), наглядные (демонстрация портрета композитора, цветные фотографии и открытки с цветами, иллюстрации к танцу «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»), практические (рисование по представлению, танец).

Длительность:

30 минут.

Ход:

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, какое наступило время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, ребята! А что происходит весною с природой, растениями?

Дети: природа пробуждается, появляются первые цветы, распускаются почки на деревьях, цветут фруктовые деревья (слива, вишня, абрикос, черешня, миндаль).

Воспитатель: А на нашем участке какие вы наблюдали первые цветы?

Дети: Да! Первоцветы. А еще трава зеленая, почки на деревьях и цветы на веточках деревьев.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы послушаем фрагмент произведения Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов». Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, который создал много произведений классической музыки, среди них различные оперы, балетные спектакли.

Демонстрация портрета композитора.

Мы много говорили с вами о том, что балет — это большое произведение, состоящее из разных танцев. «Вальс цветов», который мы сейчас будем слушать, является отрывком балетного спектакля «Щелкунчик». В балете Щелкунчик, тоже много танцев. Мы с вами уже проходили, что такое вальс. Правильно это танец легкий, кружащийся, парный. Как все вальсы, он звучит нежно, кружит в цветах. Посмотрите на иллюстрации: какие красивые и выразительные позы у танцоров, мягкие выразительные руки!

Показ иллюстраций к танцу «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Когда вы будете слушать эту музыку, попробуйте представить себе этот танец цветов — вальс. Какие вы увидите цветы?

Показ цветных фотографий и открыток с цветами.

Как цветы танцуют? Как они выглядят? Что они делают? Или это будут не цветы. Тогда что? Во время слушания музыки обратите внимание, что вы чувствуете, что представляете? Какое у вас настроение? А после прослушивания музыки мы поделимся с вами своими впечатлениями!

Звучит отрывок (2-4 минуты) из произведения «Вальс цветов».

Воспитатель: Ребята, как называется произведение, которое вы только, что прослушали?

— «Вальс цветов».

— Верно. А кто автор этого произведения?

— Петр Ильич Чайковский.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

У этого вальса большое вступление. Какой музыкальный инструмент главный в этом отрывке? Это арфа. Как вы думаете, почему композитор выбрал именно этот музыкальный инструмент для вальса цветов? Какие бы вы выбрали музыкальные инструменты для этого танца? Какая музыка по характеру? Какое у вас настроение?

Ответы детей. Тех, кто не отвечает на вопросы вместе со всеми, воспитатель спрашивает отдельно.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте сядем за столы. Пусть каждый из вас вспомнит музыку, которую мы с вами прослушали сегодня, и постарается нарисовать то, что представлял себе во время прослушивания произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Дети рисуют. Детские рисунки вывешиваются на доску.

Воспитатель:

В своем музыкальном произведении П.И. Чайковский изобразил сказочный луг с танцующими цветами. Давайте тоже покружимся с героями сказки в волшебном вальсе цветов.

Дети сами выбирают атрибуты (гимнастические ленты, цветы) и танцуют произвольно под музыку «Вальс цветов».

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Дети, как красиво вы танцевали! Но наше занятие подошло к концу. Скажите, чем вы сегодня занимались?

Дети: Слушали музыку, рассматривали картины, рисовали, танцевали под музыку.

Воспитатель: Понравилось ли вам занятие и что больше всего? Сегодня мы с вами фантазировали под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов». Давайте посмотрим на ваши рисунки, какие они красивые получились! Какие разные цветы вы себе представили! Какие работы вам нравятся больше всего и почему?

Ответы детей:

Коломыцева Настя:

Мне понравилось танцевать под музыку и рисовать. Я нарисовала цветочных фей. Они легкие, воздушные, они перелетают с цветка на цветок и получается танец.

Липартия Георгий:

Мне понравилась музыка, которую мы слушали сегодня. Рисовать понравилось. У меня на рисунке цветы: розы, тюльпаны. Они танцуют.

Петросян Марат:

Я нарисовал поляну с цветами.

Воспитатель:

Давайте подумаем, как и что можно украсить такими красивыми рисунками (игровую комнату, спальню в детском саду, свою комнату дома)?

Изображения весенних цветов.

Иллюстрации. Танец «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Самоанализ проведения слушания музыки в старшей группе

Оба занятия были направлены на слушание музыки. В ходе занятий решались следующие задачи: знакомить детей с музыкой русских композиторов, учить настраиваться на восприятие музыки в процессе слушания, внимательно слушать, запоминать и узнавать музыку; развивать творческое воображение посредством слушания музыки и музыкально-ритмических движений; воспитывать у детей интерес к музыке и желание ее слушать и др.

Что удалось провести хорошо

: Ребята внимательно слушали музыку. Запомнили композитора и на втором занятии правильно назвали его. Знали разницу между вальсом и другими видами танцев, смогли охарактеризовать музыку вальса — нежная, легкая, кружащаяся. Дети с удовольствием фантазировали и рисовали после слушания музыки. Большинство детей нарисовали цветы. С большим удовольствием кружились в вальсе -импровизации, особенно девочки, играли в музыкальную игру. Некоторые мальчики были более сдержанны в выражении эмоций и движений. Слушание музыки и игры вызывали у детей положительные эмоции, удовольствие. Применение игровых приемов в процессе работы позволили предотвратить перегрузку детей, активизировало их внимание и интерес.

Трудности:

Детям было трудно определить на слух музыкальные инструменты, звучащие в вальсе. Мне было сложно правильно и в доступной форме сообщать детям информацию о композиторе, о музыке. В этом мне очень помогала музыкальный работник. Было достаточно трудно одновременно удерживать внимание детей, сообщать им информацию, готовить атрибуты и оборудование для слушания музыки и просмотра слайдов, поддерживать дисциплину в группе. Благодаря совместным усилиям с воспитателем и музыкальным работником оба занятия были проведены на достаточно высоком уровне. По отзывам детей оба занятия им понравились.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]