Конструирование в детском саду
По условиям | В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети так же легко и прочно усваивают зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем могут сами – на основе установления такой зависимости – определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их |
По замыслу | Создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Необходимо развить желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм |
По теме | Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т. п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения |
Задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей
:
Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают.
Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют.
Определять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, писчая), знать тонкий картон, проволоку в изоляционной обмотке и т. д. Знать их свойства и возможности использования. Дети должны уметь пользоваться клейстером, канцелярским и столярным клеем при склеивании различных материалов.
Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Научить понимать, что целью занятий по конструированию является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учиться, готовность к обучению в школе.
Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе.
Основные приемы обучения конструированию
Картотека тематик
При выборе темы воспитатель учитывает время года, государственные праздники и другие важные события в жизни людей.
Картотека тематик может выглядеть так:
- «Осенний лес»: грибы, деревья, звери и др.;
- «Любимые герои сказок»: колобок, заяц, поросенок, птица;
- «Мой город»: дома, ворота вокруг них, улицы, светофоры;
- «Мой дом»: создание одно- и многоэтажных домов;
- «Зима»: елочка, снегирь, снежинка, снеговик;
- «Новый год»: новогодние открытки, палочки Деда Мороза;
- «14 февраля»: валентинки, бумажные сердца;
- «23 февраля»: подарки папам;
- «Транспорт»: машины разных видов;
- «Мебель»: диван, кровать, кресло и др.;
- «8 марта»: подарки мамам;
- «День защиты детей»: игрушки из бумаги.
Польза конструирования для детей
Конструировать обожают почти все дети и практически все взрослые. Просто не все в этом признаются! Современные психологи полагают, что любовь к конструированию заложена в нас, как инстинкт.
Конструкторы дают нам, в первую очередь, как раз развитие воображения и творческой направленности мышления.
Особенность конструкторов в том, что к ним прилагаются обычно схемы сборки, а также инструкции. И это, как ни странно, не всегда хорошо. Но даже инструкции сборки не мешает детям развиваться!
Совсем скоро им надоедает следовать схемам, и воображение, фантазия вырываются наружу! Дети креативят, придумывают свои, порой весьма странные и необычные, объекты.
По ходу дела они создают новое, творят, анализируют, планируют, действуют последовательно. Все это крайне важно для их жизни, а также учебы.
Влияние конструкторов:
- они дают пространственное воображение;
- способность к пониманию свойств геометрических фигур;
- помогают познать такие понятия, как форма, размер;
- развивают фантазию, креативность, творческую жилку;
- помогают пользоваться указанием направлений;
- и, наконец, развивают самостоятельность, усидчивость, трудолюбие – без этого даже самое яркое воображение не выльется в достойный результат.
Факты и исследования
Интересный факт. В конце девятнадцатого века в Германии стали производить очень реалистичный конструктор, воссоздающий дома. Назывался он Anker-Steinbaukasten. Это были «каменные» блоки из смеси мела и кварца.
Из них можно было собирать копии зданий, либо придумывать свои варианты. Именно такой конструктор был у Макса Борна, Альберта Эйнштейна, Роберта Оппенгеймера. А уж этим-то людям в отсутствии воображения не откажешь, вы согласны?
Многочисленные исследования ученых подтверждают, что методики и приемы, основанные на конструировании, отлично развивают не только воображение. В этот список также входят: мелкая моторика, математические способности, самостоятельность, речь, логика. И самое главное – интерес к созданию нового, и творчество!
Основные виды конструкторов для детей
- Кубики – настоящая «классика», примитивный, но эффективный конструктор для малышей. Он знакомит с формой, цветом, фактурой. И дает возможность придумывать собственные модели, пусть пока примитивные.
- Вкладыши – помогают научиться сопоставлять формы и размеры элементов, но воображение практически не развивают.
- Мозаика – развивает образное мышление, ведь из нее можно собрать свою, настоящую картину!
- Конструкторы блочного типа. Из этих можно создать все, что угодно, дать волю воображению! Можно делать дома, самолеты, ракеты, что угодно!
- Лего – это максимум преимуществ обычного конструктора, плюс возможность более сложного 3D моделирования, из сотен и тысяч деталей. Границ для воображения практически нет, ведь здесь можно воплотить в жизнь любую фантазию!
Кстати, именно свободное конструирование (без инструкций, подсказок и схем) открывает для ребенка и взрослого возможность мыслить нестандартно. И также — давать волю воображению, фантазировать от души.
На этом все! Развивайте свое воображение и другие важные навыки. И конструируйте в свое удовольствие, не важно, ребенок вы или взрослый человек. Обязательно подпишитесь на обновления этого канала, чтобы получить еще больше важной, полезной информации.
Комментарии здесь также очень приветствуются. Если считаете, что эта статья может пригодиться вашим друзьям, поделитесь ею в социальных сетях. Удачи вам!
Чудесное влияние конструктора лего на развитие ребенка
В этом плане очень показательна история сына моих друзей. Мальчик отставал от сверстников, в том числе в плане способностей. Даже выполнение заданий в детском саду давалось ему с трудом. Он не хотел писать и рисовать, лепить и проходить тесты. Все вызывало яростный протест!
И тогда его мудрый папа купил сыну несколько конструкторов. Это был и традиционный Лего, и новые, более сложные вариации на тему. Папа и сын конструировали вместе, и это занятие увлекло их!
Спустя некоторое время мальчик стал более усидчивым, стал проявлять интерес к математике. Он отлично соображал, как сделать модель, руководствуясь инструкцией. Более того, стал придумывать свои собственные модели! К первому классу стало ясно, что это умный, сообразительный ребенок с прекрасно развитым воображением.
Особенности изобразительного моделирования
Стоит сказать, что чаще всего в изобразительной конструктивно-модельной деятельности в старшей группе дошкольники добиваются поразительной схожести с объектом моделирования. Если конечная цель предназначена для практического использования, то ребенок уделяет процессу и конструированию гораздо меньше внимания. В этом случае главным для дошкольника и школьника является наличие необходимых для игры качеств у конечного результата. К примеру, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому важными, по мнению ребенка, являются крылья, штурвал и кресло. Внешний вид модели отходит на второй план: если объект удовлетворяет основные потребности игр, то он вполне пригоден. Совершенно иначе обстоят дела, если ребенок, к примеру, ставит перед собой задачу показать различия между типами летательных машин. В этом случае конструктивно-модельная деятельность в старшей группе оттачивается с особым усердием. Можно сделать вывод, что качество конечного результата зависит, скорее, от желания ребенка, а не от его умений. Наличие технического и изобразительного видов конструирования, у которых есть свои особенности, требует тщательного отбора и изучения случаев, в которых можно их применять.
Вам будет интересно:История Вологды: основание города, мосты, улицы, памятники, фото
Конструирование как стимул развития для ребенка
Конструирование действительно помогает решить некоторые проблемы и пробелы в развитии. Оно же поможет открыть многочисленные таланты, в том числе – развить воображение и творческие качества. Важнейшее условие для этого – это игра!
Конструирование не должно стать повинностью, обязанностью, уроком. Это игра – идеальный вид деятельности, интересный и нескучный и для ребенка, и для взрослого.
Крайне важно, чтобы детям были доступны самые разные конструкторы. Чем их больше, тем больше возможных вариантов, тем шире поле для воображения. Конструируя, человек постоянно совершенствует свои мыслительные процессы, свое воображение, фантазию, креативность.
Что делать, когда вы выросли
Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.
Играть с детьми.
Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.
Завести хобби.
Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.
И не скажешь же, что потратил время зря.
Сделать бизнес.
Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом. Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.
Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.
Конструировать сайты.
Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.
Завести Ардуино.
Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.
Ностальгировать.
Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.
Побочные эффекты конструирования
Во время учебной деятельности у ребят из средней и подготовительной группы детского сада развиваются не только технические навыки, но и способность анализировать окружающую их действительность, начинается формирование общих представлений о различных моделируемых ими объектах, развиваются самостоятельное мышление, тяга к творчеству, художественный вкус. Ребенок формируется как личность.
В конструировании можно выделить два важнейших этапа: работу над идеей и ее воплощение в жизнь. Работа над идеей чаще всего — процесс творческий, поскольку он заключен в ее обдумывании и просчете возможных способов реализации. Также творческая деятельность заключается в определении конечного результата, способов и последовательности его достижения.
Практика в исполнении задумки не может быть целиком и полностью исполнительской — конструкторская деятельность даже у старших школьников сочетает в себе как мысль, так и практику.
Если говорить о конструировании у дошкольников, то взаимодействие практики и мысли можно назвать одной из сильных ее сторон. При этом практическая деятельность не обязательно должна быть приближена к определенным канонам — можно и экспериментировать, что утверждается в педагогических трудах Л. А. Парамоновой и Г. В. Урадовских. Изначальная идея, в свою очередь, регулярно уточняется и изменяется в результате применений различных практических способов, что положительно влияет на развитие дальнейшего творческого конструирования. Часто при этом дети рассуждают вслух, проговаривая свои действия и приближаясь к конечному результату.