Мониторинг в дошкольном образовательном учреждении


Методическая работа на основе диагностики

Чтобы оптимизировать управление ДОУ, необходимо повышать эффективность методической работы с педагогами. Когда данный вид работы основан на диагностике, то появляется возможность оптимизировать педагогический процесс, поскольку такая основа предполагает детальное изучение потребностей и детей, и родителей, возможностей каждого воспитателя и всего коллектива, а это позволяет определить самый эффективный комплекс форм, приемов и методов методической работы, которые повышают педагогическое мастерство, профессиональную квалификацию, стимулируют творчество педагогов.

Низкий уровень качества образования может иметь несколько причин: недочеты в подготовке воспитателей, отсутствие взаимодействия с родителями, устаревшая программа образования, методики и технологии работы с детьми, или бессистемный набор новаций, и т.д. Главным направлением

методической работы является выявление этих причин, консультации и конкретные рекомендации воспитателям, разработка плана реализации повышения качества образовательных услуг ДОУ.

Изучая педагогическую деятельность воспитателя, необходимо оценить его умения организовать и проводить разные виды деятельности детей (трудовую, игровую, художественную и театральную), умения развивать речь, качества и умения для общения с дошкольниками.

Повышению квалификации

воспитателей способствует информация о научно-теоретических знаниях. Воспитатель должен понимать, что диагностика педагога это теоретический фундамент для реализации практической деятельности. Диагностика развития дошкольников должна подвергаться корректировки методиста, а воспитатель должен иметь представления о диагностике педагогического процесса. Творчество и свобода воспитателей должна как поощряться, так и корректироваться.

Современные воспитатели должны овладеть методами психологической и педагогической диагностики развития, изучения педагогической культуры родителей, самодиагностики своей профессиональной и психологической деятельности; умениями оценить условия, в которых пребывают дошкольники.

Законодательство в сфере дошкольного образования и мониторинг

В 2013 году был принят закон «Об образовании». В документе подчеркивалась обязательность проведения мониторинга и размещения полученных данных в открытом доступе. Дано определение самой процедуры: систематическое наблюдение за сферой образования по разработанным критериям. К параметрам оценки были отнесены: динамика образовательных результатов и контингента, условия обучения, учебные достижения.

Вам будет интересно:Два условия равновесия тел в физике. Пример решения задачи на равновесие

Дошкольное образование также должно было присоединиться к этому процессу. Однако введение федерального стандарта внесло некоторые коррективы. Процедура мониторинга дошкольного образования по ФГОС представлена несколько противоречиво. С одной стороны, отмечается, что целевые образовательные ориентиры не должны подвергаться прямой оценке. С другой, предусмотрена процедура педагогического мониторинга. В итоге объектами оценки оказались образовательный процесс и те условия, которые создает педагогический коллектив для достижения требований стандарта.

Вам будет интересно:Древние расы: теории предыстории человечества, названия рас и причины гибели

Мониторинг освоения детьми программы дошкольного образования

Достижение образовательных результатов – самый тонкий момент в системе оценки. Мониторинг дошкольного образования в этой области определяет уровень организации образовательной деятельности, достижения и недочеты в работе педагогического коллектива. Планируется и проводится заведующим детским садом при участии всех сотрудников.

В процессе используются авторские методики или разрабатываются собственные критерии, инструменты оценки, сравнительные шкалы. Может потребоваться обучение сотрудников методикам оценивания. Время проведения – 2-4 недели. По итогам оформляются диагностические листы и аналитические справки, доступные для изучения.

Кем проводится мониторинг?

Учитывая количество параметров мониторинга, круг вовлеченных в него лиц и организаций становится довольно обширным. В законе упоминается внешний и внутренний мониторинг. Первый осуществляют специальные организации по оценке качества образования, второй – сами образовательные учреждения, на основании критериев, утвержденных на федеральном уровне. Категории участников мониторинга в учреждении: руководитель, воспитатели, специалисты, педагоги-психологи, родители.

Уровни мониторинга: федеральный, региональный, локальный. Оценка может проводиться региональными учреждениями дополнительного профессионального образования. В рамках мониторинга дошкольного образования ИРО (институтом развития образования) предоставляются данные о доступности его услуг для населения. Результаты такого исследования находятся в свободном доступе.

Мнение родителей

Важным показателем качества образовательного процесса в детском саду остается мнение семей воспитанников, их удовлетворенность предоставляемыми услугами. Поэтому традиционная форма мониторинга дошкольного образования – проведение опросов, анкетирования, позволяющих оценить позицию родителей. Их результаты используются при планировании работы с семьями воспитанников. В большинстве случаев такие опросы анонимны.

Родителям предлагается оценить работу детского сада по следующим критериям:

  • уровень квалификации педагогов;
  • материальное оснащение учреждения;
  • динамика развития ребенка;
  • безопасность жизни и здоровья;
  • обратная связь и формы взаимодействия сотрудников и родителей;
  • наличие игровых материалов и оборудования;
  • оснащенность прилегающего участка;
  • методическое обеспечение образовательного процесса.

Источник

Функции мониторинга

Исследования такого рода проводятся для анализа профессиональной деятельности, позволяющего усовершенствовать педагогический процесс. Поэтому в требованиях к мониторингу дошкольного образования выделен ряд функций:

  • Информационная. Возможность получить исчерпывающую информацию о качестве образовательного процесса в конкретном детском саду. В результате участники образовательных отношений (педагоги, органы управления, родители, представители общественности) вовлекаются в управление педагогическим процессом.
  • Контрольная и диагностическая. Мониторинг – в первую очередь инструмент оценки качества обучения. Позволяет контролировать степень соответствия образовательного процесса необходимым параметрам.
  • Рефлексивная. Обеспечивает обратную связь образовательного учреждения и заинтересованных категорий населения. Способствует налаживанию сотрудничества участников образовательных отношений.
  • Интегративная. Позволяет объективно оценить образовательную ситуацию в городе (районе), увидеть полную картину, так как результаты мониторинга анализируются на внутреннем и внешнем уровнях.
  • Прогностическая. Дает возможность определить векторы дальнейшего развития детского сада, внести необходимые поправки.

Мониторинг психолого-педагогических условий

Успех освоения основной программы во многом зависит от той атмосферы, в которой ребенок оказывается, придя в детский сад. В стандарте указаны критерии диагностики и мониторинга в дошкольном образовании, касающиеся условий организации процесса обучения и развития.

Кадровые условия дошкольного учреждения оцениваются заместителем заведующего или методистом. Их задача – собрать информацию о специалистах, воспитателях, прочих сотрудниках, используя форму учетных карт и портфолио.

Психолого-педагогические условия анализируются администрацией и педагогами детского сада. Оценивается эмоциональная атмосфера в группах, уровень профессиональной компетентности сотрудников. Методисты используют для этого методы оперативного контроля, воспитатели – взаимную оценку, самоанализ, беседы с детьми, анкетирование родителей.

Оценка развивающей и материальной среды

Современный образовательный процесс невозможен при отсутствии необходимых технических средств. В ходе мониторинга дошкольного образования этому уделяется отдельное внимание.

Финансовые возможности учреждения оценивает руководитель. Учитываются поступающие средства, потребности и расходы. Мониторинг ведется постоянно в течение года.

Материально-технические условия анализируют заместители заведующего или старшие воспитатели. Оценивается их соответствие заданным нормативам, выявляются потребности в приобретении нового оборудования.

Мониторинг предметно-развивающей среды проводится всем педагогическим составом. Учитываются особенности развивающей среды в группах, прилегающей территории. Методы: самоконтроль, смотры-конкурсы, взаимоконтроль, анкетирование. По итогам составляются аналитические справки.

Основные принципы

Вам будет интересно:История, развитие и темпы роста экономики Российской империи

Как и любая стандартизированная система, мониторинг качества дошкольного образования строится по определенным правилами.

Ключевые принципы мониторинга:

  • наличие ряда нормативных правил и социальных запросов (законодательная база, научные исследования, требования родителей учащихся, представления педагогов);
  • конкретность целей проведения (на их основе выстраивается весь процесс и оцениваются результаты);
  • повторяемость (анализ по конкретным позициям в четко уставленное время);
  • количество диагностик должно быть достаточным для составления полной картины образовательного процесса, но не избыточным;
  • прогнозируемость (сведения, полученные в ходе мониторинга, позволяют оценить перспективы дальнейшей работы);
  • педагоги в ходе мониторинга действуют согласованно, опираясь на единые критерии;
  • коллегиальность при анализе результатов (не менее двух экспертов).
  • Педагогическое наблюдение

    Стандарт разрешает оценку индивидуального развития ребенка. Проводится она с помощью педагогического мониторинга в дошкольном образовании. При этом оцениваются в первую очередь действия воспитателей. В каждом учреждении существует собственная система педагогической диагностики, позволяющая выстроить процесс индивидуального сопровождения дошкольника. Частота проведения определяется программой. Полученные данные используются в работе и не подлежат проверке контрольных органов.

    Используя рекомендованные методы, воспитатель определяет потребности, интересы, предпочтения детей. Это дает возможность скорректировать собственные педагогические действия. Различают непосредственное наблюдение (самим педагогом), косвенное (другими лицами), включенное (воспитатель участвует в действии), открытое (дети знают о нем) и закрытое.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]