ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Здравствуйте, уважаемые коллеги, разрешите вашему вниманию предоставить тему для «Публичной лекции»: ИНТЕГРАЦИЯ
КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.

Интеграция – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Интегрированное занятие — это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:

  • Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
  • Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности детских садов в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.

Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

  • «Физическое развитие» — двигательная деятельность;
  • «Социально – коммуникативное развитие» — игровая деятельность;
  • «Познавательное развитие» — познавательно-исследовательская деятельность;
  • «Речевое развитие» — коммуникативная деятельность;
  • «Художественно-эстетическое развитие» — продуктивная деятельность.

Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

С учетом ФГОС мы определяем, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников .

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах. В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования.

Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями дошкольников: «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально. Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.

Например при планировании и проведении НОД по познавательно-речевому развитию я как педагог в работе с детьми использую такие методы, как:

  • сюрпризный, игровой моменты;
  • рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;
  • сравнительный анализ, сопоставление, частично-поисковую деятельность
  • проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
  • разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, Форма проведения НОД — нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные и виртуальные экскурсии, интересные встречи.

В связи с внедрением федерального государственного стандарта игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаю во все виды детской деятельности и в общения. Наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности.

Обучение детей строю как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Построение педагогического процесса преимущественно использую наглядно-практический метод и способ организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Как воспитатель использую все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумываю конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности педагога, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаю в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов описываю комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание. Например, проект «Зеленый лук от всех недуг», «8 Марта – мамин день» реализуемые мною в группе.

Для дошкольников образовательная работа строится на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Изучение некоторых тем проходит как проектная деятельность.

Например, тема «День защитников Отечества» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской, двигательной. В течение недели детям читают произведения о Российской армии, рассматривают репродукции картин об армии, готовится выставка, коллаж об армии, показываю презентации на военную тематику, знакомлю с военными профессиями. На познавательных и занятиях беседуют об армии, знакомятся с видами войск, военной формой, техникой, играют в различные речевые игры, составляют рассказ по серии картин, мастерят подарок для папы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные армии (военный марш), Единой организационной формой может быть комплексное познавательно-музыкальное тематическое занятие (развлечение), спортивный праздник, проведенный совместно с родителями (папами).

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей, учет тематического мероприятия с реализацией национального регионального компонента.

Образовательный процесс в дошкольном образовании характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

Интегрированный подход является стержневым и отражает осуществление идей взаимосвязи и взаимодействия в любом из компонентов педагогического процесса в соответствии с теми или иными целями и задачами воспитания и развития, что ведет к повышению уровня его целостности. Интегрированный подход к дошкольному образованию заключается в: реализации как приоритетных целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире; осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития; усилении связей компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция); взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция); синтезе видов детской деятельности; внедрении интегрированных форм организации обучения: интегрированных занятий, циклов занятий, тематических дней и др., имеющих сложную структуру.

Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, по своей сущности, является личностно ориентированным, так как в нем смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных задач. При этом знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития. Личностный подход в интегрированном обучении реализуется в следующих положениях: наполненность содержания обучения жизненно важным познавательным материалом, познавательными задачами, стремление решить которые побуждает узнать что-то новое; конгруэнтность личности педагога, то есть способность вести себя соответственно своим чувствам и мыслям, проявлять свое истинное «я», быть таким, какой он есть, что снимает состояние напряжения и психологической защиты у детей, позволяет ему быть самим собой и полностью реализовать свои возможности; принятие и понимание ребенка, безусловно, положительное отношение к нему, ведущее к созданию благоприятного психологического климата; опора на самоактуализацию личности, побуждение к выявлению и проявлению в процессе обучения ее внутреннего потенциала, к личностному росту.

Культурологический подход к интегрированному обучению проявляется в формировании основ ценностного отношения ребенка к окружающему миру, к самому себе; в овладении элементарными культуросообразными способами деятельности; в формировании межличностных отношений, соответствующих нормам культуры общения с взрослыми и другими детьми.

Аксиологический подход к интегрированному обучению дошкольников отражает формирование ценностного отношения к окружающему миру, основанного на понимании целостной картины мира, и предполагает осмысление, познание и конструирование целостного образа окружающего мира на основании ценностей; приобщение к целостной системе ценностей с целью выработки ценности-отношения, ценности-нормы (к окружающим людям, к себе, к разным видам деятельности, к произведениям искусства, к труду взрослых и т.д.), ценности-качества (доброжелательность, сочувствие, дисциплинированность и т.п.).

Деятельностный подход к интегрированному обучению заключается в проявлении следующих признаков: основной акцент делается на организации разнообразных видов деятельности детей; воспитатель выступает как организатор педагогического процесса, а не только как транслятор определенной суммы знаний; познавательный материал используется как средство освоения деятельности, а не как цель обучения.

Гносеологический подход в интегрированном обучении рассматривает познавательное отношение ребенка к действительности как необходимую сторону всей системы его отношений к окружающему миру и характеризуется следующими чертами: формирование целостных представлений (целостной картины мира); ценностное отношение к миру и основы мировоззрения формируются посредством освоения взаимосвязанных знаний об окружающей жизни; формирование целостных представлений о предметах и явлениях окружающего мира более успешно происходит в процессе усвоения дошкольниками наглядно представленных логических связей между предметами, объектами и их частями; необходимость проверки качества знаний посредством их закрепления и применения в познавательной деятельности; обеспечение единства чувственного и рационального в процессе познавательной деятельности дошкольников; использование поисковых методов в познавательной деятельности как способа усвоения знаний; создание творческой основы для овладения ребенком знаниями, умениями и навыками в соответствии с его возможностями и потребностями.

Комплексный подход является частным случаем интегрированного подхода, и проявляется в интегрированном обучении как использование взаимосвязанных видов искусства и видов детской художественно-эстетической деятельности с учетом принципов: взаимосвязи искусств в общности — создать единство образно-художественной природы искусства; учета специфики каждого вида искусства; принципа взаимосвязи чувственного и логического (основываясь на взаимодействии различных анализаторов); принципа учета особенностей воздействия разных видов искусств в отдельности; принципа творческой активности (переход ребенка с репродуктивного к творческому уровню; мотив — интерес к определенному виду искусств, основа активности — художественно-эстетические знания, эмоциональная восприимчивость, развитое воображение, способность к эстетической оценке жизненных явлений).

Полихудожественный подход предполагает форму приобщения воспитанников к искусству, позволяющую им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства. Интегрированное обучение детей дошкольного возраста строится на следующих педагогических и методических принципах данного подхода: духовное возвышение; живое общение с сенсорной основой искусства и видов художественной деятельности; полихудожественный подход к организации занятий отдельными видами искусства; сенсорное насыщение и уточнение детских представлений; опора на детское творчество и развитие разных видов художественного творчества.

Вторая группа подходов, на которых базируется концепция интегрированного обучения, определяют структурные особенности ее построения: системный, структурно-функциональный и технологический подходы.

Интегрированное обучение базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования у дошкольников системных знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают личностно-значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребенка.

Структурно-функциональный подход, вытекающий из системного подхода, позволяет рассматривать интегрированное обучение как целостность, в которой каждый компонент как функциональный определяется через его соотнесение с другим через существенные связи и зависимости.

Ведущие тенденции интегрированного обучения отражают в себе общие тенденции современного образования — мировые, национальные, региональные, и включают в себя специфические направления, характерные для интегрированного обучения дошкольников: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, вариативность содержания, интенсификация и интеграция содержания дошкольного образования, переход от информативных к активным методам обучения (усиление деятельностной основы обучения), гносеологическое, аксиологическое, культурологическое направления. Эти тенденции проявляются в дошкольном образовании в целом, а в интегрированном обучении приобретают определенную специфику. Они позволяют проанализировать противоречия интегрированного обучения детей дошкольного возраста. Основное противоречие педагогического процесса, разрешаемые интегрированным обучением, заключаются между: необходимостью формирования целостных представлений, целостной картины мира и фрагментарностью формирования представлений на одновидовых занятиях.

Первая группа противоречий (внешних) связана с отношениями личности ребенка (его индивидуальности) и общества и включает ряд противоречий между: социокультурной обусловленностью процесса обучения и индивидуально-личностным опытом ребенка; увеличением объема научных знаний и содержанием дошкольного образования.

Вторая группа противоречий содержит внутренние противоречия педагогического процесса. Одно из них заключается между: гуманистической личностно-ориентированной парадигмой современного дошкольного образования и его ориентированием на знания; необходимостью решения развивающих и воспитательных задач на занятиях и ограниченной возможностью традиционных одновидовых занятий, построенных на знаниеориентированной основе; необходимостью формирования у ребенка целостных взаимосвязанных представлений об окружающем мире и их фрагментарностью в традиционном обучении; необходимостью построения педагогического взаимодействия педагога и ребенка в обучении на субъект-субъектной основе и преимущественно субъект-объектным характером обучения на одновидовых занятиях; увеличением содержания знаний и традиционными формами организация обучения; необходимостью обеспечения целостного единства чувственного и рационального в познавательной деятельности дошкольников и односторонностью его отражения в воспитательно-образовательной работе; необходимостью формирования умений применять знания в практической деятельности и ограниченными возможностями реализации деятельностного подхода в традиционном предметно ориентированном обучении.

Выявленные тенденции и противоречия позволяют обосновать следующие принципы интегрированного обучения детей дошкольного возраста: гуманизации обучения, развивающего и воспитывающего обучения, социокультурного соответствия (природосообразности и культуросообразности), научности и связи обучения с жизнью, систематичности и системности, интенсификации содержания познавательной деятельности, сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний, наглядности, доступности, прочности, гибкости и вариативности обучения, единства процессов социализации и индивидуализации личности, создания положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в обучении.

Система тенденций и принципов интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях определила построение его теоретической модели, включающей систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов, подчиненных логике педагогического процесса: личностного, целевого, содержательного, операционально-деятельностного. Личностный компонент модели интегрированного обучения включает в себя совокупный субъект педагогического процесса, представляющий, прежде всего, доминирующую субъектную позицию воспитателя и ребенка в процессе обучения.

Целевой компонент модели интегрированного обучения включает две взаимосвязанные составляющие: содержательные и формальные цели. Традиционное личностно-ориентированное обучение реализует только содержательные цели, в которых приоритетными являются дидактические (образовательные), в то время как в интегрированном обучении ведущее место занимают развивающие и воспитательные. К содержательным целям интегрированного обучения дошкольников относятся: формирование целостной картины мира (приоритетная цель); обеспечение более эффективного формирования знаний, умений и навыков по каждому разделу программы, включенному в укрупненное, уплотненное содержание интегрированного обучения; усиление деятельностной основы усвоения содержания образования; стимулирование развития познавательной сферы (познавательной активности, потребностей, интересов и т.п.); обеспечение единства чувственного и рационального в учебно-познавательной деятельности; стимулирование творческих способностей; усиление воспитательной направленности процесса обучения (гуманизация, экологизация и т.д.).

К формальным целям интегрированного обучения отнесены следующие: уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; перераспределение приоритетов (воспитательные и развивающие цели являются доминирующими); соблюдение норм длительности учебных занятий при уплотнении содержания; избегание дублирования содержания образования; выполнение здоровьесберегающей функции.

Целевой компонент, в свою очередь, определяет своеобразие содержательного компонента теоретической модели интегрированного обучения. Содержательный компонент включает в себя духовные ценности (этические, эстетические представления), способы деятельности и целостные представления об окружающем мире (о человеке, обществе, о живой и неживой природе). Содержание характеризуется разными направлениями, уровнями, структурными особенностями. Первое направление определяется межпредметной (межвидовая) интеграцией, которая выражается в синтезе содержания разных разделов программы при наличии естественных связей между его компонентами. На основе межпредметной интеграции могут объединяться практически все разделы любой программы, однако, существуют некоторые ограничения. Второе направление выражается внутрипредметными (внутривидовыми) взаимосвязями компонентов содержания внутри каждого раздела программы. При условии тематической общности подразделов в рамках одного занятия, возникает интегрированное содержание, отличающееся большей целостностью. Третье направление синтезирует два первых и определяется как межвидовыми, так и внутривидовыми связями компонентов содержания.

Направления интеграции реализуются на различных уровнях. Первый уровень — уровень межпредметных связей — соответствует с решением таких дидактических задач, как актуализация знаний детей, их обобщение и систематизация. Основной источник интеграции — общие структурные элементы содержания образования, перенос которых может осуществляться в направлении любых предметов. Применительно к содержанию дошкольного образования этот уровень характеризуется как установление взаимосвязей между отдельными занятиями как по одному какому-либо разделу программы, так и между занятиями по разным разделам программы. Уровень межпредметных связей является низшим, а интеграционные связи — слабыми.

Второй уровень — уровень дидактического синтеза — является более высоким по отношению к первому. Он характеризуется не только содержательной интеграцией содержания разделов программы, но и определяемым ею процессуальным синтезом, предполагающим, возникновение интегрированных форм организации обучения (интегрированное занятие, интегрированный цикл занятий). Доминирующей дидактической задачей в данном случае является изучение познавательного материала на интегративной основе. Интегрированное содержание на данном уровне обладает большей информационной плотностью, отражает не только части и детали целого, но взаимосвязи между ними, дает более целостное представление о предмете, объекте или явлении окружающего мира. В то же время уровень дидактического синтеза — самый сложный для конструирования занятий, для разработки их методики.

Третий — наивысший — уровень целостности, завершающийся формированием нового раздела программы, новой предметной области. В настоящее время реализация этого уровня предопределила возникновение большого количества разновидностей интегрированных занятий по развитию изобразительного творчества, по экологическому образованию. На уровне целостности имеет место полная содержательная и процессуальная интеграция.

Содержание интегрированного обучения сложно структурировано. В отличие от классических одновидовых занятий, в структуре которых отражается содержание одного раздела программы, в структуру интегрированных занятий включаются два и более компонентов из разных разделов программы. Структурный анализ показал, что компоненты содержания интегрированных занятий связаны определенными способами интеграции. Способом интеграции мы называем объективную характеристику структуры интегрированного занятия, которая, с одной стороны, отражает тип отношений между компонентами структуры, а с другой, определяет силу взаимодействия этих компонентов. Анализ отношений между компонентами структуры при изучении содержания интегрированных занятий позволил выделить два основных типа: отношения равенства и отношения неравенства. При этом неравенство может сопровождаться различной степенью подчинения одних компонентов другим. Всего выделено шесть базовых вариантов или способов интеграции.

1. «Склеивание» наблюдается в тех случаях, когда все компоненты содержания занятия объединяются одной темой, но не связаны между собой способами детской деятельности (они различны) и реализуются последовательно друг за другом, без приоритетов. Формальные цели интегрированного обучения при таком способе практически не выполняются.

2. «Симбиоз» характеризуется равноправным соотношением компонентов содержания, при этом у них есть «интегративное ядро» — общее для всех компонентов представление о чем-либо, художественный образ и т.п., но есть и относительно самостоятельные части содержания, которые решают собственные образовательные задачи.

3. «Размывание» — способ интеграции, характеризующий интегрированные занятия с самым сильным взаимопроникновением компонентов содержания, когда границы между ними «размываются» и они образуют однородное содержание.

4. «Соподчинение» — способ интеграции, который предполагает подчинение одного (вспомогательного) компонента другому (главному, ведущему). В таком занятии есть «интегративное ядро» с общим для всех компонентов содержанием, позволяющим решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи не на каждом компоненте содержания в отдельности, а на их сочетании, но вспомогательный компонент решает также собственные, относительно самостоятельные цели и задачи.

5. «Ретрансляционное сопряжение» — это способ интеграции, при котором один компонент (главный) реализуется средствами другого (вспомогательного). Указанный способ предполагает сильное взаимопроникновение компонентов содержания.

6. «Снятие» — это способ интеграции, когда один компонент — главный, поглощает другой — второстепенный — в какой-либо части занятия. Интегрированные занятия, построенные на этом способе, напоминают обычные традиционные занятия, поскольку главный, ведущий компонент вбирает полностью вспомогательный и подчиняет реализации своих целей и задач.

В целях преодоления разнокачественности компонентов содержания и создания целостности вводятся интегрирующие факторы общего и предметного плана. Интегрирующий фактор — это компонент педагогического процесса, служащий основанием для объединения разнокачественного содержания в единое целое и усиления его развивающей и воспитательной направленности.

Интегрированные циклы занятий могут конструироваться по-разному: цикл занятий может состоять из традиционных занятий, которые выстроены в определенной последовательности в соответствии с уровнем межпредметных связей (например, занятия по ознакомлению с художественной литературой и по изобразительной деятельности), а также цикл может полностью состоять из интегрированных занятий или включать традиционные занятия в сочетании с интегрированными как обобщающими.

Интегрированный (тематический) день предполагает такую организацию познавательной деятельности в течение всего времени пребывания дошкольников в детском саду, при которой какая-либо конкретная тема является сквозной и отражается не только в содержании занятий (при этом занятия по структуре могут быть и одновидовыми), но и в содержании подвижных, сюжетно-ролевых и других игр, наблюдений на прогулках и в других режимных моментах.

В процессе исследования интегрированного обучения детей дошкольного возраста реализуется комплекс психолого-педагогических условий.

Первое условие — целесообразность внедрения интегрированных занятий в педагогический процесс, обусловлено функциями интегрированных форм обучения (В.С. Безрукова, И.Д. Зверев, В.С. Максимова, Ю.С. Тюнников и др.). Поскольку в интегрированном обучении реализуются содержательные и формальные функции, необходимо учитывать и те, и другие во взаимосвязи.

Второе условие — разработка интегрированных занятий, преимущественно двухкомпонентных, на основе теории интегрированного обучения с учетом основных особенностей интегрированных занятий:

— обеспечение целостности содержания занятия путем его обязательного объединения на тематической основе посредством целесообразных интегрирующих факторов;

— установление естественных, наглядно представленных связей между компонентами содержания;

— обеспечение единства рационального и эмоционального в учебно-познавательной деятельности;

— обеспечение выполнения содержательных и формальных целей интегрированного обучения в их единстве;

— выделение «интегративного ядра» в содержании, обеспечивающего его «уплотнение»;

— обеспечение деятельностной основы усвоения интегрированного содержания;

— обеспечение субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка.

Третье педагогическое условие — взаимосвязь интегрированных занятий с занятиями других видов — обусловлено требованием целостности педагогического процесса дошкольного образования и реализацией интегрированного обучения не только на уровне дидактического синтеза, но и на уровне межпредметных связей, предусматривающих координацию занятий разных типов и видов (М.Н. Берулава).

Результативный (рефлексивный) компонент интегрированного обучения включал анализ и оценку результатов познавательной деятельности. Педагог не только оценивает деятельность детей на фоне общей положительной оценки, но и оценивает собственную деятельность по организации психолого-педагогических условий. Дети оценивают деятельность сверстников, а в старшем дошкольном возрасте способны к элементарной самооценке. Особенностью результативного компонента в интегрированном обучении является оценка интегрированного результата (всех видов познавательной деятельности, имевших место в структуре занятия) или синтезированного результата.

В дошкольном учреждении интегрировать можно различные направления развития ребенка:

— ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

— ознакомление с окружающим миром и чтение художественной литературы;

— формирование естественнонаучных представлений и чтение художественной литературы;

— формирование экологической культуры и чтение художественной литературы;

— формирование экологической культуры и музыкальное развитие;

— изобразительная деятельность и чтение художественной литературы;

— изобразительная деятельность, чтение художественной литературы и музыкальное развитие;

— формирование элементарных математических представлений и конструктивная деятельность;

— формирование элементарных математических представлений и художественный труд;

— формирование элементарных математических представлений и ознакомление с русской культурой;

— ознакомление с русской культурой и музыкальное развитие;

— ознакомление с русской культурой и изобразительная деятельность;

— формирование валеологических знаний и физическое развитие;

— развитие эмоциональной сферы и музыкальное развитие [1].

Данные направления предполагают интеграцию содержания образования с целью решения задач интеллектуального, художественно-творческого и социально-личностного развития дошкольников.

Интегрированные занятия позволяют сформировать у дошкольников способность одновременного осмысления и «чувствования» качеств, свойств изучаемых объектов. Широкий спектр средств познания (образных и понятийных) в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это непременное условие нормального функционирования мыслительной и эмоциональной сфер человеческой психики в их единстве и условие осуществления продуктивной деятельности человека.

Чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что знания, помимо наличия общих оснований, должны:

— расширять и обогащать имеющиеся представления детей;

— быть нужными при последующем обучении в школе;

— быть доступными и опираться на личный опыт;

— связываться с повседневной жизнью;

— вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка, и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

— стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

— повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Важное условие интеграции — поиск основания для объединения. Основой художественно-эстетической интеграции является образ, создаваемый детьми в разных видах художественно-творческой деятельности: в литературе средство выразительности — слово (образные представления, эпитеты, сравнения, метафора, ритм; в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации — движения, жесты, мимика, голос, интонации, позы; в изобразительной — рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция); в музыке — мелодия, ритм, гармония, интонация [2].

Основой естественнонаучной интеграции являются категории различного характера (качество, количество, причина, следствие, время, пространство, живое, неживое и другие).

Содержание образования дошкольников должно строиться так, чтобы оно охватывало и привычные для них области действительности (оттуда черпаются средства и способы познания), и новые, далекие от привычных своей необычностью, вызывающие живой интерес детей (используются проблемные ситуации, новые задачи).

Таким образом, интегративный подход, основанный на целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования и позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе [3].

Существует 4 уровня интеграции:

1. Интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений на интегрированном курсе

2. Объединение понятий на информационной сферы учебных предметов.

3. Сравнительно-обобщающее изучение материала.

4. Самостаятельное сопоставление фактов, установление связей и закономерностей между явлениями и событиями, применение совместно выработанных учебных умений.

Интегрированный подход в организованной учебной деятельности, получивший широкое распространение в последние годы, чаще всего является одной из форм обобщения знаний. Он может проводиться на основе внутри-предметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединённые двух-, трёх- и четырёх.

На основе интегративного подхода предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе учебной деятельности.

Педагогической основой такой деятельности выступают межпредметные ассоциации, которые являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии. На уровне этих ассоциаций возникают общие понятия. Формирование межсистемных ассоциаций позволяет использовать знания из разных областей, устанавливать взаимосвязи на стыке знаний [4].

Межпердметные связи по формирования элементарных математических представлений представлены в виде рисунка 1.

Рисунок 1.2.1 Межпредметные связи организованно-учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Так, например интеграция «Формирование элементарных математических преставлений» и «Конструирование» позволяет учащимся усваивать математические знания в полном объеме и приобретать умения, применять их при изготовлении моделей по их описанным или заданным свойствам, вносить изменения в конструкции или ее элементы.

Еще одним примером может служить развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами «Формирование элементарных математических представлений» и «Художественная литература» как одно из необходимых условий развития литературного слова, устного творчества школьников.

Интеграция содержания курсов «Формирование элементарных математических представлений» и «Основы экологии» существенна в познании детьми данного возраста наиболее обобщенных и фундаментальных законов природы, на основе которых в будущем создастся база для формирования их мировоззрения. Экологическое воспитание и образование в процессе изучения математики ориентировочно могут осуществляться в таких направлениях:

— решение задач экологического содержания с целью глубокого понимания учащимися отдельных экологических понятий, способствующие формированию их экологического мышления;

— более осознанное овладение основными математическими методами обработки статистических материалов учащимися, собранных во время проведения экскурсий, практических и самостоятельных работ [5].

Положительными сторонами данных занятии являются:

1. Компактность и сжатость.

2. Логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрированного предмета на каждом этапе.

3. Большая информативная емкость учебного материала использованного в.

4. Действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении;

5. Выигрыш во временных затратах на усвоение материала.

6. У учащихся в большей степени формируются общеучебные умения и навыки, также рациональные навыки учебного труда

Однако главными недостатками при этом будут являться:

— главную цель в организованной учебной деятельности на основе интегративного подхода очень сложно правильно определить;

— можно интегрировать лишь ограниченное число учебных курсов;

— трудность изложения интегрированного курса так, чтобы детям данного возраста было понятно и интересно [6].

От воспитателя требуется тщательная отработка всех этапов, введение определённых наглядных пособий, чёткая формулировка вопросов исключающих односложные ответы, постановка конкретных заданий и анализ их выполнения и т.д.

Несмотря на то, что в последнее время ученые, педагоги стали уделять более внимание к внедрению в учебно-воспитательный процесс интегративного подхода, тем не менее, решение данной проблемы нуждается в дальнейшем развитии. Можно выделить следующие перспективы применения интеграции многокомпонентного содержания дошкольного образования:

— интенсификация учебно-воспитательного процесса путём интегрирования содержания дошкольного образования;

— создание новых интегрированных курсов и обеспечение преемственности в их преподавании;

— создание интегрированных программ для малокомплектных дошкольных учреждений;

— создание интегрированной технологии индивидуального обучения.

Список используемой литературы

1. С.Д. Сажиной «Технология интегрированного занятия в ДОУ»-С.127

2. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.-416 с.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1982. -Т.1. — 328с.

4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. М., 2000.-267 с.

5. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1974.-368с.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: НОРМА,2000.-345с.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесчётнова Татьяна Викторовна Воспитатель МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко» Республика Мордовия Подготовила: воспитатель старшей группы Бесчётнова Т.В. Инсар 2013г. Уважаемые коллеги! Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Таким образом, перед воспитателями, встают вопросы: как сделать процесс формирования личности ребёнка творческим и увлекательным, как добиться успеха в формировании становления личности дошкольника. Одним из ответов на эти вопросы – интеграция образовательной деятельности Интеграция – объединение в одно целое различных элементов или частей. У того целого всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов, и интеграция производится именно с целью воспользоваться этими плюсами. Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Интеграция может проходить по следующим направлениям — музыка + познание (математика), — коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка, — коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература, — познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд, — познание (математика) + изобразительная деятельность, — здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие. — познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь)

Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках принципа интеграции то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя, разные аспекты: 1) социальные, в том числе нравственно – эстетические; 2) эмоционально – чувствительные, включая музыкальные; 3) художественно – эстетические; 4) логика – математические; 5) естественно – научные. Интегрированные занятия сложны, безусловно, но в целом дают неплохие положительные результаты в освоение ребёнком образовательных областей. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Использование принципа интеграции на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Почему же мы выбрали именно такую форму? Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием принципа интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Таким образом, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества и педагога и воспитанника. Важно отметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие: -сравнительный анализ, сопоставление, поиск; -проблемные вопросы; — речевые игры, эвристическая деятельность, совместные открытия, активизация словаря. На каждом занятии мы ставим следующие цели: -чёткость, компактность, сжатость учебного материала; -продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала -взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; -большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии; -систематичность и доступность изложения материала; -необходимость соблюдения временных рамок занятия. Успех занятия в целом зависит от позитивного отношения к ребёнку, от проявления искренней заинтересованности к действиям ребёнка, от эмоциональной поддержки. Нельзя проявлять раздражение, нельзя говорить приказным тоном. Таким образом, для достижения положительного результата воспитатель ставит перед собой задачи, которые должны научить ребёнка. Развивать внимание, память, логическое мышление, находчивость, фантазию, творческие способности. Из всего сказанного следует вывод: Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов детского сада и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детское – взрослое сообщество.

Следующая >

Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в ДОУ

Гуляс Н.Н., Галкина Л.А., Смогунова Г.В. Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в ДОУ // Совушка. 2022. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 03.01.2022).

Заказ № 382541

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой. В соответствии с ФГОС одним из основных направлений всестороннего развития дошкольников является физическое развитие, которое включает в себя образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье», поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обусловливает обязательное включение образовательной области «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования. Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни. ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы дошкольного отделения. Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:

  • Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  • Использование интегрированного подхода развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Форма проведения занятий нестандартная. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывает значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  • Интегративная форма дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Формы реализации принципа интеграции:

  1. Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы.
  2. Интеграция по средствам организации образовательного процесса
  3. Интеграция детской деятельности.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Организация работы в ДОУ по физическому воспитанию детей в целом соответствует современным требованиям к организации и объему двигательной активности дошкольников. Используются разнообразные организационные формы двигательной деятельности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки, подвижные игры, спортивные праздники и досуги.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. Организовывая образовательный процесс, стараемся делать так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. При реализации образовательных областей во всех возрастных группах воспитатели применяют пальчиковые игры; упражнения для глаз; гимнастику (релаксация); массажеры для рук (орешки, палочки); проводятся тематические занятия «Мы любим спорт», «Мы гуляем», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» и др.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию вместе с воспитателями мы обращаем внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх при пользовании инвентаря.

ОО «Познавательное развитие»: активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр., специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых, построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни; участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.

ОО «Речевое развитие»: проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок; привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий: флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; постановка спортивных танцев; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой.

Интеграция физкультурных занятий и музыки создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. На музыкальных занятиях музыкальный руководитель использует валеологические песенки-распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день, слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаются с игровым массажем или пальчиковой игрой, используется дыхательная гимнастика, элементы звукотерапии, оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой. Для профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата на музыкальных занятиях перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. В ДОУ в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников проводится специальная коррекционная работа, направленная на укрепление здоровья детей. При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Физическое воспитание в нашем детском саду – важная часть общей системы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы:

  1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
  2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.
  3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
  4. Интеграция образовательных областей способствуют более тесному контакту всех педагогов и специалистов.
  5. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту педагогов и воспитанников

В итоге дошкольное учреждение ставит перед собой задачу не разработать интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Всю работу по физическому воспитанию и оздоровлению детей в детском саду мы с воспитателями выстраиваем с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Таким образом, интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в работе по здоровьезбережению как ведущий принцип организации деятельности в нашем детском саду направлена на достижение одной цели – формирование здорового образа жизни. Подобное объединение видов деятельности позволяет нам добиться повышения у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, обеспечивает более глубокое познание своего организма, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирование общей культуры, развитие качеств и формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

Литература:

  1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
  2. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М., 2012.
  3. Иванов В.Г. Теория интеграции образования. Уфа, 2005. 128 с.
  4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
  5. Майер А.А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования. М., 2012.
  6. Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников //Управление ДОУ. 2005. № 5. С. 99-102.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]