Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по теме «Осень»


Прогулка по осеннему лесу – веселая зарядка:

1. «Поворот головы вправо-влево». Прогуливаясь по лесу, смотрим в стороны – какой наш осенний лес?

2. Работаем над силой голоса, «разминаем артикуляционный аппарат»:

Превратимся в осенний ветерок и тихо-тихо подуем (тихим голосом) «у-у-у-у». Листочки на деревьях (пальчики) чуть-чуть шевелятся.

Подуем как сильный ветер «У-у—у!» — громко! Деревья закачались от такого сильного ветра (подняли руки вверх и закачались как деревья).

Мы заблудились в лесу, кричим «Ау!». Сначала кричим тихо, потом погромче, потом совсем громко!

Подошли к берлоге медведя. Мишка уже готовится к зимней спячке. Он зевает! (открываем и закрываем рот несколько раз).

Собираем осенние ягоды в лесу (имитируем движения пальцев). Пробуем ягодки (делаем жевательные движения).

Как весело и хорошо в лесу (улыбаемся!)

По дороге нам повстречался хомячок! У, сколько зернышек он набрал за щеки (надуваем щечки как у хомячка!)

Вот белочка грызет орешки! (стучим зубами).

Но белка испугалась нас и убежала – только хвостиком махнула (язычок машет, как беличий хвостик – высовываем язычок между зубами, шевелим язычком как хвостиком).

Белочка решила угостить нас орешками. Мы орешки погрызли (снова стучим зубами), а после орешков нужно почистить зубки!!! (обводим языком верхние и нижние зубы).

Веселая гимнастика «Осенние листики».

Мы — осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)

Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)

Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)

Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках.)

Полетели, полетели,

И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)

Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)

И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)

Я ужасно не люблю учить стихи к пальчиковым играм и гимнастикам. Поэтому, если нужно провести «стихотворное преставление», я просто пишу текст стиxа крупными буквами на листе А4 и располагаю его на видном месте — шапаргалка для веселой гимнастики готова!

Осенний магазин.

После того, как мы собрали все овощи из огорода (из предыдущей игры) устраиваем осеннюю ярмарку урожая — покупаем и продаем осенние овощи и фрукты. Вместо денег – карточки с листочками (картошка стоит один листик, морковка – два листика и т.п.). Вместо карточек можно использовать настоящие монетки. Пусть продавцом будет веселый ежик или зайчик (мягкая игрушка), а покупателем малыш.

Когда мы играли, я выложила карточки с листиками в ряд перед «прилавком» в возрастающем порядке, чтобы ребенку было легче в них сориентироваться:

В нашем возрасте (2 и 11) мы уверено считаем только до двух. Счет до трех-четырех – пока только осваиваем – видно ребенок еще не готов (у нас очень хорошо усваивается счет, если мы играем с монетками в магазин). Но в этой игре с числом «три» стало получше — Даша довольно уверено стала находить три листочка (наверное благодаря предыдущим играм в магазин), и даже четыре листочка без подсказки самостоятельно нашла (я удивилась! Ведь 4 мы еще не проходили ! Видно сообразила сама, поскольку карточки 1,2,3 не подошли под описание).

Закрепление темы «урожай».

Осень — это время сбора урожая, закрепляем эту тему в развивающей игре.

Понадобятся настоящие овощи и фрукты, которые есть в доме. Попробуйте поиграть именно с настоящими овощами и фруктами, а не с их имитациями — детям это очень нравится.

Если есть необходимость – проговариваем названия овощей (хотя наверное в возрасте 2-3,5 года это уже пройденный этап ).

Затем сажаем их в огород (складываем вместе на полу):

Закапываем (накрываем полотенцем).

Поливаем (понарошку конечно же ).

Светим солнышком — закрепляем в сознании, что для произрастания живого нужно солнышко (мы взяли желтую подушку, которой потрясли над огородом). Можно взять все что угодно желтое или посветить фонариком.

Наконец пришла пора собирать урожай – осень же! Собираем его так: малыш просовывает руку под полотенце, нащупывает там овощ или фрукт и, не вытаскивая, должен определить «на ощупь» что за овощ он нашел.

Эта игра развивает сенсорику (думаю что и логика тут тоже хорошо работает ).

Учимся считать.

Распечатываем таблицу и карточки (там все очень просто, поэтому если нет принтера, все можно нарисовать вручную, уж листочки желтым карандашом сможет нарисовать любая мама ). Их можно скачать здесь.

Таблица:

Работа с таблицей:

Считаем листочки, водя по ним пальчиком ребенка или указкой. Листочки расположены традиционной лесенкой – в такой форме легче всего усвоить отличия одного числа от другого. Хорошо бы повесить такую таблицу на стену в комнате и периодически пересчитывать листья с малышом. Для непосед, которым ну очень скучно считать какие-то там листочки (моя дочь именно такая), можно сделать сказочную инсценировку. Пусть в гости придет ежик или зайчик, заинтересуется табличкой и весело посчитает листочки (мы например рассказывали сказку, в которой ежик пришел к гости к зайчику (мягкие игрушки), и зайчик рассказал как он ходит в лесную школу и учит там математику. Ежик заинтересовался и попросил научить его считать, что звери и сделали, используя таблицу).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]