Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка


Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии ребенка

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют интерес к игре. Однако они не владеют полностью игровыми навыками, в связи с чем детям очень интересно играть со взрослым. К среднему дошкольному возрасту, дети уже умеют играть друг с другом, одной из наиболее интересных для них игр является сюжетно-ролевая игра.

Определение 1

Сюжетно-ролевая игра – это игра, имеющая конкретный сюжет – ряд взаимосвязанных событий и ситуаций, и роли, которые распределяются между ее участниками, и являются основным стержнем игры.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Сюжетно-ролевая игра направлена на развитие у дошкольников памяти, мышления, воображения и личности в целом.

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что помимо взаимоотношений, которые диктуются детям сюжетом игры, между ними возникают и другие реальные и действительные. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимают, как они относятся к успехам и неудачам, учатся разрешать конфликтные ситуации. Игра помогает ребенку преодолеть свою робость и стеснение, формируют разнообразные навыки (трудовые, игровые, коммуникативные и т.д.), в зависимости от сюжета игры.

Сюжетно-ролевая игра учит детей самостоятельно устанавливать взаимоотношения с коллективом, развивает навыки продуктивного общения.

Игра может быть организована воспитателем, который объясняет детям сюжет, распределяет роли и руководит всем процессом игры. Так же игра может быть организована детьми самостоятельно. При самостоятельной организации игры, дети сами распределяют роли и следят за развитием сюжета. Игра может быть организована детьми по прочитанной сказке, просмотренному мультфильму, а также сюжет может быть придуман стихийно (например, игра в школу, больницу и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка 490 ₽ Реферат Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка 220 ₽ Контрольная работа Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В процессе сюжетно-ролевой игру, совместная игровая деятельности способствует формированию у детей организованности, ответственности, навыков самоконтроля и саморегуляции, согласованности с действиями других детей. Во время развития сюжета игры дети приобретают навыки планирования, творческого воображения, инициативности, активности, целеустремленности и т.д.

Замечание 1

Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в воспитании ребенка дошкольного возраста очень велика, так как она способствует всестороннему и полноценному развитию личности ребенку, формированию у него необходимых навыков и умений.

Сюжетная игра как средство становления психологически здорового ребенка

Наталья Гришкина

Сюжетная игра как средство становления психологически здорового ребенка

Сюжетная игра в отечественной психологии и педагогике рассматривается как ведущая деятельность детей

дошкольного возраста (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

При особой организации педагогического процесса сюжетная игра

становится одним из основных средств, способствующих нормальному психическому развитию, раскрытию индивидуальных и личностных потенциалов детей, а, следовательно выступает как средство становления психологически здорового ребенка.

Сюжетная игра

может выступать средством становления психологически здорового ребенка (в отличие от психически здорового) только, если она организуется таким образом, что позволяет детям достигать не только возрастных норм развертывания игры как специфической детской деятельности, но и реализовывать свои индивидуальные предпочтения в развертывании ее сюжета.

К старшему дошкольному возрасту сюжетная игра детей становится сложным образованием, в котором используются и переплетаются разные составляющие игры — действия/события и их последовательности, роли и ролевые взаимодействия, игровые предметы и их организация. Ребенок совершенствует свою способность к замещающему действию — от предметного до чисто вербального замещения, и приобретает способность к выстраиванию сюжетных комбинаций, характеризующихся все большей внутренней связностью, независимо от того, является ли тематика сюжета реалистической или фантастической (вымышленной).

Вместе с тем, отмечаются существенные различия между детьми, достигшими данной стадии (этапа) игры. Эти различия не могут быть квалифицированы как проявление более высокого или более низкого этапа (стадии) игры, но существуют как варианты проявления этапных (стадиальных) признаков.

Иначе говоря, сюжетная игра старших дошкольников предстает не только в плане общих характеристик, но и в дифференцированном виде.

В игре старших дошкольников имеются различия, касающиеся характера развертывания сюжета, связывания составляющих сюжета и использования игрового материала как средства воплощения сюжета. Об этом свидетельствуют наблюдения за игрой детей, зафиксированные различными психологами (А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, Ж. Пиаже, Д. Селли и др.).

Такого рода различия в игре старших дошкольников связаны с акцентами на той или иной составляющей детского сюжета, что влечет за собой необходимость и характер использования материала.

Особенности в развертывании связного сюжета игры в крайней степени выраженности образуют как бы два «полюса»: первый — акцентирование в сюжете временных связей, реализуемых через развертывание и обозначение последовательности событий, происходящих с персонажем (ролью); второй — акцентирование в сюжете предметно-пространственных связей — пространства осуществления событий, действий персонажа (роли) через создание и обозначение предметно-пространственной обстановки.

В создании предметно-игровой среды

возникает важная задача – организовать совместную игру детей и поддержать ее, т. е. найти для мелкого игрового материала собственно целостное предметное поле, которое будет задавать, с одной стороны, связность структурных составляющих сюжета, с другой, — связывать индивидуальные замыслы детей в единое событийно-пространственное поле. В культурном слое игровых предметов, используемых в детской игре, существуют специфические игрушки, задающие такое целостное поле: игровые макеты (Н. А. Короткова, И. Л. Кириллов).

Под игровым макетом понимаем уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Однако в реальном воплощении макеты обычно существуют в совокупности с другими сюжетообразующими материалами: фигурками-персонажами, отдельными маркерами пространства, предметами, обозначающими события-действия персонажей (например, Лего-макеты).

Тематический набор игрового материала, как это видно в игре детей, «содержит», предлагает функциональную схему развертывания сюжета, навязывая детям определенную тематику сюжета, что облегчает детям развертывание событийного плана, помогает «породить» сам игровой замысел, но может сдерживать индивидуальную свободу в игре.

Немного конкретики…

Например, сюжеты вообще можно сгруппировать таким образом:

  1. Бытовые – семья, детсад;

  2. Профессиональные (производственные) – продавцы, учителя, врачи и т.п.;

  3. Общественные – праздники, парад, поход в кафе, поликлинику, театр.

Мы в детском саду предлагаем ребятам разнообразные сюжетные линии, чтобы дать им возможность всесторонне изучить окружающий мир. Если не показать деткам, во что можно играть, они будут скучать либо часами катать машинки по полу, либо одевать и раздевать кукол, а иногда начинают просто ругаться из — за игрушек и это не очень хорошо.

Когда ребятишки играют сами по себе это конечно не плохо, но нужно постоянно расширять игровой опыт малышей, вовлекая их в новые ситуации, чтобы дети не успели повздорить между собой, что часто случается, если пускать всё на самотёк.

Есть «вечные» сюжеты, которые использовали и наши бабушки. Например, больница, школа, семья, но и они имеют особенности, отражающие действительность. Если раньше врачей в селах называли фельдшерами, то сегодня такое название не встретишь. Да много чего поменялось за последние 20-30 лет… Это все всегда отражается в игровых моментах.

Часто детки выбирают сюжеты игр по какому-нибудь экстраординарному событию в жизни страны и мира или по сюжетам фильмов. Так, мальчишки в моем детстве забавлялись в пограничников и Штирлица, мой папа представлял себя разведчиком, красноармейцем, солдатом по следам войны, а уже наши детки вполне серьезно играют в террористов…

Что хочется сказать о содержании? Оно зависит от возраста детишек. Самые маленькие способны многократно повторять одно и то же действие, которое им не надоедает. К примеру, они одевают кукол, укладывают спать и опять одевают, затем все повторяется снова. При этом детки могут вообще все делать молча или обособленно, не общаясь с партнерами по игре.

Ребята постарше уже добавляют новые линии – тех же кукол они уже умывают, кормят завтраком и ведут в детский сад или школу. При этом с возрастом малыши учатся использовать предметы-заместители: кусочек пластилина вполне заменяет мыло или вообще можно ведь все представить себе, нафантазировать и этого достаточно для полноценной забавы.

Ребята активно общаются, обсуждают сюжет и свои роли, то есть, они проникают глубже в жизненные реалии с помощью игры.

Сюжетно-ролевые игры для детей 4-5 лет

В этом возрасте деткам важно подобрать ту роль, которая им больше всего понравится. Важное значение в процессе имеют диалоги с другими участниками, с помощью которых происходит обмен информацией и эмоциями. Дошкольники в состоянии придумать цельный сюжет с развитием событий, распределить роли между участниками. Они с удовольствием фантазируют и придумывают интересные истории.

Подходящие игры для дошкольников:

  • «Цирк»;
  • «В космосе»;
  • «В ресторане»;
  • «Путешествие на другой континент»;
  • «СТО»;
  • «Самолет»;
  • «На корабле», и многое другое.

Дети в игре

Интересно наблюдать, как меняется характер роли, которую отводит себе и партнерам по игру ребенок от младшего возраста и дальше. Сначала на первых порах малыш выполняет действие, которые обычно с ним выполняют родители – умыть, раздеть-одеть, уложить спать. Он не воображает себя, скажем, мамой, но копирует ее движения.

Далее идет озвучивание – малыши говорят вместо кукол. И лишь позже они называют те роли, которые берут на себя: я – мама, я – дочка, я – собачка. Дошкольники уже не только придерживаются логики действий, но и проявляют понимание смысла социальных отношений.

На этом этапе возможны эмоциональные стычки между детьми при распределении ролей. Обязательно нам, взрослым, нужно пресекать конфликты и учить ребят справедливо выбирать и давать роли. Можно показать им, как с помощью считалочки или жребия решать проблему выбора.

А что если нам развернуть дискуссию на эту тему? Давно хотела провести научные споры с коллегами! Прошу высказывать «умные» мысли, ценные замечания, уникальные предложения!

Можно даже подписаться на новые материалы, также не забывайте делиться ссылками на понравившиеся статьи.

С уважением, Татьяна Сухих

До новой встречи!

Кстати, рекомендую прочитать:

Что говорят мамы

Мария, мама четырехлетней Даши: «Дочка очень любит играть с куклами. Мы придумываем разные сюжеты: мама выходит на прогулку с ребенком, кормит малыша, купает, переодевает. Так трогательно смотреть, как Даша утром кормит пупса кашей, при этом усаживает его в игрушечный стульчик. Потом в коляске катает по улице, вечером купает в игрушечной ванночке с пеной, укутывает полотенцем. Я считаю, такие игры подготавливают деток к дальнейшей жизни, ведь когда-то Дашенька будет воспитывать собственного ребенка».

Ольга, мама пятилетнего Мирослава: «К сыну часто приходят в гости друзья, и они вместе играют в стройку: возводят здания из кубиков или конструктора. Часто играют в больницу, где кто-то из детей становится доктором, а остальные озвучивают игрушек, которые заболели и нуждаются в помощи.

Знаю, что сюжетно-ролевые игры важны для развития детей, поэтому сама придумываю интересные сюжеты. Например, недавно мы устроили театральное представление: сочинили сценарий, рассадили плюшевых медведей на стульчики, включили музыку. Мирославу очень понравилось выступать «на сцене».

Родители должны помнить, что сюжетно-ролевые игры имеют важное значение в развитии интеллекта, а также коммуникативных и творческих навыков у детей. Нужно всячески поощрять желание ребенка поиграть в «Дочки-матери» или «Больницу», а также придумывать новые сюжетные линии, в которых малыш сможет научиться чему-то новому.
Оставить комментарий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]