Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка


Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка

Введение

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развитие культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни и в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. (Н.С. Карпинская).

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор. В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Наша задача – приобщение воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств.

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. (Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский , 2000. — 400 с.)

Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов.

На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.

Приоритетность тематических недель

Работа по тематическим неделям повысила интерес педагогов к созданию проектов, использованию активных форм взаимодействия. Основная цель работы по тематическим неделям — это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.

Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между воспитанниками, воспитателем, специалистами ДОУ, родителями. Используются различные формы проведения мероприятий: игры-путешествия, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки, эксперименты…

Тематическое планирование в ДОУ позволяет сделать жизнь ребёнка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять её.

Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.

Преимущества такого подхода:

— высокая эффективность за счет включения каждого участника в активную деятельность;

— развитие гибкости мышления, возможность для проявления своей индивидуальности и творчества;

— возможность для рефлексии, анализа и оценки своей деятельности (обратная связь);

— возможность для внедрения в практику ДОУ интегрированных форм организации образовательного процесса; вариативность применения форм и методов работы как во взрослыми, так и с детьми;

— возможность для вовлечения родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров;

— возможность для оперативного и в то же время системного решения актуальных проблем;

— появление условий для сплочения всех участников педагогического процесса, становление традиций детского сада;

— возможность для обогащения предметно-развивающей среды ДОУ, для плодотворного взаимодействия с окружающим социумом.

В основе тематических недель лежит принцип интеграции разных видов деятельности, которые затрагивают все сферы развития личности ребенка.

Одним из педагогических условий эффективности тематической недели является взаимодействие специалистов ДОУ, воспитателей и родителей, направленное на создание благоприятных условий для развития и самовыражения детей.

Тематика должна быть актуальна, интересна и педагогически целесообразна. Для тематических недель характерна четкая структура, подчиненная определенному алгоритму, включающая поэтапную реализацию всех компонентов.

Образовательный проект «Книжкина неделя»

Длительность проекта: 1 неделя (с 30.03.2015 по 03.03.2015)

Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет)

Цели проекта:

— привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме использования детских книг и литературных произведений;

— введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

— привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;

— воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

— актуализация важности участия родителей в формировании книжной культуры детей, создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.

Задачи проекта:

ДетиРодителиПедагоги
— приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, -формирование интереса к книгам и детскому чтению, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя; — воспитание ценностного отношения к книге как к произведению искусства; — формирование личностной позиции дошкольников как при восприятии литературных произведений, так и в процессе творчества; — развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе; — расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса (обложка, переплет, иллюстрация, типография, шрифт, рукопись, пергамент, папирус, береста, энциклопедия, словарь и т.д.); — развитие творческих способностей детей к выражению своих впечатлений в различных видах продуктивной деятельности; — воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.— внедрение разнообразных методов работы с книгой в практику семейного воспитания — привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду; — повышение родительской компетентности в процессе детского чтения.-повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы с книгами и литературными произведениями; — активизация творческого потенциала педагогов; — разработка методических материалов «Работа в книжном уголке» (картотека игр, методы и приемы работы с литературными произведениями, конспекты занятий, досугов и других мероприятий); — внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.

Методы:

— Наглядные (оргназация выстовок,презентаций, книжных уголков, и т.д. )

— Словесные (беседы, викторины,конкурсы, литературные загадки, и т.д.)

— Практические ( познавательно — речевая и продутивная деятельность детей, экскурсия в библиотеку, участие детей в праздниках и досугах).

Ход мероприятия

Понедельник
Первая половина дняТоржественное открытие «Недели детской книги». (Проводится в музыкальном зале). Приглашенные гости (библиотекари) проводят беседу с детьми на тему «А у книжки именины!» ( сообщение о том, где и когда родилась «Неделя детской книги); Сообщение библиотекаря о книжках- юбилярах. Игра «Сказки. Сказки. Сказки» (Приложение 1) Приглашение детей в гости в Библиотеку.
Вторая половина дняЭкскурсия в библиотеку. Знакомимся с работой хранителей книг. (Обыграть как сюжетно – ролевую игру «Путешествие в мир книг»).
Вторник
Первая половина дняПодготовка к театрализованному представлению « Муха – Цокотуха». Творческая мастерская: готовим декорации (маски, наряды, атрибуты к сказке – самовар, большая денежка, чашки и т.д.) Приглашаем родителей принять участие в подготовке к представлению.
Вторая половина дняОрганизация Сюжетно – ролевой игры: « Книжная «Скорая помощь» (вместе с детьми « лечим» книжки). (Подготовить «врачебные» халаты, шапочки, очки, бинты – скотч, клей, носилки и т.д.)
Среда
Первая половина дняИзготовление рукописных книг-самоделок — «Книжки – малышки» (совместное творчество детей и родителей, детей и педагогов); Оформление выставок по результатам творчества.
Вторая половина дняЛитературная викторина «Путешествие по сказкам» Проводится вместе с родителями. (Приложение 2)
Четверг
Первая половина дняХудожественное творчество (рисование): « Мой любимый сказочный герой». Хороводные игры с игровыми припевами : « Березка», « Тюлень». (Приложение 3)
Вторая половина дняВыставка детских рисунков по мотивам сказок. «Репка» Народная игра – развлечение. (Приложение 4)
Пятница
Первая половина дняОрганизация сюжетно – ролевой игры « Книжный магазин». Выставка детских рисунков по мотивам сказок.
Вторая половина дняТоржественное закрытие « Недели книги». Обмен «Книжками – малышками» на память. Театрализованное представление «Муха – Цокотуха» ( в музыкальном зале для детей и родителей других групп). Чаепитие с Мухой – Цокотухой и ее гостями.

Заключение

Вышеназванный проект актуален еще и тем, что позволяет интегрировать образовательные области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование методов и приемов по приобщению детей к художественной литературе, поможет воспитать в детях интерес, любовь к книге, к художественным произведениям, художественному слову.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

Список используемой литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский , 2000. — 400 с.

2. Большева Т.В. Учимся по сказке. — СПб., 2001.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,1974.

4. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.

5. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и д.р .. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997.

6. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т . – М., 1986. – т. 1.

7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Г. Белинский — критик и теоретик детской литературы писал:

« Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются … и дети — так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок.

Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху».

А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма, а также развития речи.

Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор — означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Задача педагога при изучении фольклора — прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность. При обучении необходимо опираться на такие принципы работы:

тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей при подборе материала.

интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.

активное включение детей в повседневную деятельность.

максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения — заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное — использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например — имитируя действия, о которых идет речь.

При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса. А затем можно вызвать ребенка с хорошей артикуляцией и четкостью произношения. Можно повторить по одному, по группам и вместе.

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок — умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах , уже знакомых им, много новых для них признаков, о том , как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания , доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Сказка помогает детям в развитии связной речи, формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

В младшей группеознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группепродолжается ознакомление детей с художественной литературой.

Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группедетей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

Детская книга как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Доклад

Детская книга как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Исполнитель:
Гречко Ольга Сергеевна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №44

«Соловушка» г. Междуреченска

А.В. Запорожец считал проблему познавательного развития дошкольников — одной из самых актуальных в дошкольной педагогике. Начало третьего тысячелетие ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди начинают цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию детей. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Проблема познавательного развития рассматривается во многих исследованиях педагогов и психологов, направленных на изучение различных аспектов обучения детей (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Б. Голицын, А.В. Запорожец, О.М. Дьяченко, B.C. Ильин, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина, Г.А. Щукина).

Огромным потенциалом в процессе познавательного развития ребенка-дошкольника обладает детская книга. Она изначально направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн и многие другие.

Детская книга имеет большое значение в формирование личности ребенка, качеств, черт характера: открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка, сопровождая человека с первых лет его жизни.

Однако в наши дни возникают серьезные проблемы. У детей пропадает интерес к чтению, и это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютеризации. В семье чтение зачастую подменяется просмотром телепередач или компьютерными играми, что неблаготворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.

Все это доказывает особую значимость рассмотрения детской книги как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование детской книги в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: эффективность использования детской книги в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста обусловлена:

  • доступностью дошкольников к книге, через создание специально организованной предметно-развивающей среды, направленной на литературно-познавательное развитие;
  • интересом дошкольников к книге, через создание проблемной ситуации на основе ознакомления с литературными произведениями;
  • наличием красочных иллюстраций в используемых книгах.

Цель исследования: выявить педагогические условия использования детской книги как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте детей; уточнить критерии и показатели познавательного развития детей в старшем дошкольном возрасте.
  2. Выявить особенности использования книги в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
  3. Экспериментально исследовать познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детской книги.
  4. Разработать методические рекомендации по использованию книги в познавательном развитии в старшем дошкольном возрасте.

Методы и методики исследования:

  • теоретические методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
  • методики для выявления уровня познавательного развития: методики: «Шифровка» (Д. Векслера), педагогическое наблюдение, «Столкновения мотивов» Н.Н. Гуткиной, «Оценка вопросительных проявлений у детей старшего дошкольного возраста» (автор Т.А. Серебрякова);
  • опрос педагогов;
  • методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных (методы описательной статистики).

База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБ ДОО «Детский сад № 54 «Веснушки»» города Междуреченска.

Экспериментальная выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста.

В первой главе были рассмотрены теоретические основы исследования детской книги как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

На основании проведенного анализа, познавательное развитие в данной работе мы понимали как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность дошкольника в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Среди компонентов, непосредственно характеризующих процесс познавательного развития дошкольников старшего возраста, выделяют следующие компоненты и показатели: эмоционально-волевой компонент включает в себя эмоциональное отношение к познавательной деятельности, произвольность эмоциональных проявлений, устойчивость внимания, умения переходить от одного задания к другому, упорство и настойчивость в достижении результата концентрация внимания на изучаемом предмете, теме, положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности; эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты). Когнитивный компонент включает в себя такие показатели, как наглядно-образное мышление, механическая память, зрительно-пространственное восприятие. Мотивационно-потребностный включает: любознательность, познавательный интерес, познавательная потребность, доминирование познавательного мотива предпочтительные виды деятельности обоснование выбора. Деятельностный компонент — вопросительно-исследовательская активность; умения и навыки.

В старшем дошкольном возрасте у детей появляется познавательный интерес к книге, к слову, осмысление его. Старшие дошкольники становятся способны воспроизвести события, не имеющие опоры личного опыта. Для них становятся интересными не только поступки героев, но и мотивы, вызвавшие эти поступки, переживания и чувства героев. Осмысление детьми конфликта произведения, оценка всех поступков и характеристик героев формирует эмоциональное отношение к героям литературного произведения. В этом возрасте дети приобретают способность воспринимать литературное произведение в общности содержания и формы. Понимание героя произведения усложняется, оно основывается на основе поступков героя и происходящих событий. Книга, прочитанная дошкольнику, не только развлекает, но и способствует формированию познавательного развития, интереса к чтению.

Во второй главе были представлены результаты эмпирического исследования детской книги как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика уровня познавательного развития по выявленным критериям и показателям обнаружила, что высокий уровень познавательного развития имеют 10% испытуемых, 70 % показали средний результат, низкий уровень сформированности познавательного развития имеют 20% испытуемых. Т.е. у большинства детей в основном доминирует познавательные мотив, однако дети могут отвлекаться и на игру. У них обладает среднем уровнем устойчивости внимания. Эти дети задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Эти дети задают 3-4 вопроса, их вопросы направлены на установление качественных характеристик предметов или достижение результата деятельности. У детей средняя познавательная активность и самостоятельность при разрешении вопроса (дети ярко эмоционально реагировали на обсуждение взрослыми вопроса, яркие мимические реакции, однословные реплики «да», «нет»). Эмоциональная реакция на познавательное взаимодействие сопровождается у них спокойным слушанием ответа взрослого, но ярких эмоций не наблюдается. Дети задают вопрос, но настойчивости в получении ответа не проявляют.

Также нами был сделан анализ программ. Было отмечено, что во всех современных программах дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Истоки» и т. д.) раскрываются вопросы литературного развития детей. Имеется примерный перечень художественных произведений с точным указанием адресата. Анализ программ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показал, что каждая программа основана на определённом взгляде на создании условий, которые способствуют становлению дошкольника, как полноценного читателя. В программах отмечается постепенная, целенаправленная и систематическая работа, которая включает в себя разнообразие видов деятельности, учитываются особенности восприятия детьми художественной литературы на каждом возрастном этапе, а так же интерес детей к различным жанрам. Однако использование книги как средства познавательного развития в программах не учитывается.

Опрос педагогов показал, что воспитатели в детском саде № 54 «Веснушки» в соответствии с возрастом воспитанников используют разнообразные формы и виды организации познавательной деятельности детей. Воспитатели осознают важность познавательного развития. Для познавательного развития педагоги используют такие приемы и средств, как эвристическая беседа, исследовательский характер заданий, наблюдение, проблемные вопросы; книга как средство познавательного развития используется только на занятиях по развитию речи.

В старшей группе созданы условия для ознакомления с детской литературой. Но для формирования познавательного интереса в процессе чтения условий не создано. Специально организованной педагогической деятельности, направленной на формирование познавательного интереса старших дошкольников в процессе чтения художественной литературы, формирования интереса к книге, нами не выявлено.

Все вышесказанное обусловило необходимость создания методических рекомендаций по использованию книги в познавательном развитии в старшем дошкольном возрасте.

В старшей группе детского сада должен быть оформлен уголок книги, где представлена разнообразная по жанру литература, соответствующая старшему дошкольному возрасту детей, тематические альбомы для рассматривания, рисунки детей, обязательно должна быть предусмотрена «Полочка умных книг», «Читаем сами». Наполняемость уголка систематически необходимо менять.

Познавательному развитию способствует вовлечение ребенка в проблемную ситуацию. В связи с этим в работе были представлены примеры проблемных ситуаций при ознакомлении с детской литературой. Наличие проблемной ситуации в детских книгах вызывает у ребенка стремление что-то понять, он начинает мыслить. Основные фазы мыслительного процесса в этом случае состоят в следующем: осознание проблемной ситуации, ее решение, суждение по данному вопросу, практические выводы.

С целью формирования у детей осмысленного восприятия прочитанного перед чтением книг можно предложить детям оценить иллюстрации к книге, описать главных персонажей.

Таким образом, детская книга должна стать необходимым средством развития познавательной активности старших дошкольников и использоваться как можно шире в практике работы детских садов. Эффективность использования детской книги в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста обусловлена: доступностью дошкольников к книге, через создание специально организованной предметно-развивающей среды, направленной на литературно-познавательное развитие; интересом дошкольников к книге, через создание проблемной ситуации на основе ознакомления с литературными произведениями; наличием красочных иллюстраций в используемых книгах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]