Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы


Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Ольга Копылова
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Ме-сяц Название произведения Программные задачи

Сентябрь Г. Сапгир «Считалки и скороговор-ки»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями, скороговорками.
Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «В школу»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразитель-ные средства.
Познавательно – речевое развитие. Знакомство с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Уж небо осенью дышало.»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Познавательно – речевое развитие. Чтение и пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; развивать уме-ние содержательно пересказывать литературные тексты, отрабатывать интона-ционную выразительность речи.
Октябрь Сказка Ф. Зальтена «Бемби»

. Фраг-менты.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.

Стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Продолжать развивать интерес к
художественному слову; пополнять литера-турный багаж поэтическими произведениями, прививать чуткость к художе-ственному слову.
Рассказ М. Зощенко «Великие путеше-ственники»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, развивать у детей чувство юмора, продолжать знакомить с иллюстрациями художников.
Чтение стихотворения Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог»

. Продолжать развивать интерес к
художественному слову; пополнять литера-турный багаж поэтическими произведениями, развивать у детей чувство юмо-ра.
Но-ябрь Произведения поэтов и писателей России. Чтение и обсуждение стихо-творения Ю. Владимирова «Ор-кестр»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испыты-вать сострадание и сочувствие к героям книги.
Русский фольклор. Небылица «Вы послушайте, ребята»

. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать раз-вивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Чтение и обсуждение сказки П. Ершова «Конек – горбунок»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигатель-ную активность в течение всего дня, используя физические упражнения.
Чтение прозаического произведения «Обрывок провода»

Е. Воробьева. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; про-должать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Декабрь Целостная картина мира, первичные ценностные представления. Литера-турная речь. Словесное искусство. «Волк и лиса»
(обр. И. Соколова – Микитова)
. Формировать интерес и потребность в
чтении; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочув-ствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; разви-вать у детей чувство юмора.
Чтение и обсуждение рассаза Ю. Коваля «Стожок»

. Развивать интерес к
художественной литературе; учить пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизо-ды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Знакомство со стихотворением С. Крылова «Зимняя сказка»

. Продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять
литературный багаж сти-хами, воспитывать интерес к познанию природы через художественные произ-ведения.
Чтение детских стихов про елку, Но-вый год, Деда Мороза, Снегурочку. Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испыты-вать сострадание и сочувствие к героям книги.

Ян-варь Русский фольклор. Чтение и обсуж-дение былины «Добрыня и змей»
(пе-ресказ Н. Колпаковой)
. Формировать интерес и потребность в
чтении, пополнять литературный багаж былинами; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и со-чувствие к героям книги.
Чтение и обсуждение сказки С. Топелиуса «Три ржаных колоска»
(пересказ литовской народной сказ-ки)
. Развивать интерес к
художественной литературе; учить пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизо-ды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Чтение и обсуждение поэтического произведения С. Есенина «Береза»

. Продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять
литературный багаж сти-хами; воспитывать интерес к познанию природы через художетсвенные произ-ведения.
Чтение и обсуждение русской народ-ной сказки «Петушок – золотой гре-бешок и жерновцы»

. Развивать
литературную речь, приобщать к словесному искусству, прививать интерес к художественной литературе; воспитывать читателя, способного ис-пытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Февраль Красота и выразительность языка произведения. Стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»
(пер. с укр. С. Маршака)
. Развивать интерес к
художественной литературе, обращать внимание детей на выразительные средства языка; помогать почувствовать красоту и вырази-тельность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
Чтение и обсуждение сказки Х. -К. Андерсена «Гадкий утенок»

. Развивать интерес к
художественной литературе; помочь понять поступки ге-роев, определять характеры персонажей; учить пересказывать текст, переда-вать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; воспитывать читателя, способ-ного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

ДЕТСТВО-ГИД

Консультация

«Художественная литература как средство речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Гаврилюк Анна Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 136,

г. Мурманск

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело.

В.Г. Белинский

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль приобретает художественная литература.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки).

Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.

В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.

Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение. Беседуйте с ребенком!

Литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  2. А.И. Максаков развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. В.В. Гербова Приобщение к художественной литературе.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО Применение ТРИЗ-технологии для решения проблем речевого развития дошкольников >

Читаем художественную литературу с детьми в подготовительной группе детского сада

Кристина Товмасян 15.08.2017 0 8.5k

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен формировать интерес к чтению художественной литературы у детей-дошкольников посредством игр, иллюстраций и разнообразием выразительных средств и литературных жанров. Помимо этого, задачей воспитателя является развитие монологической и диалогической речи дошкольников, их социализация и подготовка к школе. Для реализации данных целей и задач необходимо грамотно спланировать каждое занятие.

Художественная литература как базовый компонент социально-нравственного воспитания

Одним из базовых компонентов в воспитании и формировании личности является художественная литература, которая выступает в качестве источника нравственно-эстетических норм, транслятора традиций общества и его культуры. Выполняя познавательную функцию, художественная литература расширяет кругозор читателей всех возрастов, формирует художественный вкус, дает эмоциональный опыт.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Цели и задачи художественной литературы в ДОУ 440 ₽ Реферат Цели и задачи художественной литературы в ДОУ 230 ₽ Контрольная работа Цели и задачи художественной литературы в ДОУ 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В процессе знакомства с художественной литературой в дошкольном возрасте, ребенок узнает о таких нравственных категориях, как добро, совесть, справедливость, честь, сочувствие, сострадание, долг, смелость. Путем рассуждения с детьми о морали и добродетели не достигается нравственное воспитание. Задачей художественной литературы является то, что при прочтении заставить детей переживать нравственные настроения, поступки и чувства героев произведения. И если эти нравственно-эмоциональные состояния будут пережиты в воображении ребенка, то воспитательная цель будет достигнута.

Замечание 1

Художественная литература является эффективным средством воспитания моральных качеств личности.

Во время чтения ребенок познает окружающую жизнь, природу, знакомится с трудом людей, со своими сверстниками, с их радостями и неудачами, переживаниями и чувствами. Художественное слово оказывает воздействие не только на сознание ребенка, но и на его чувства и поступки.

Чтение художественной литературы обеспечивает возможность восполнения недостатка в общении у детей, позволяет расширить кругозор, обогатить нравственный опыт. В процессе чтения у детей возникает эмоциональное отношение к событиям, описываемым в произведении, к героям этого произведения, а также формируется отношение к природе и окружающим людям.

В художественных произведениях всегда содержится какая-либо оценка событий. При этом в процессе решения задачи воспитания морально-нравственных качеств необходимо использование как классических литературных произведений, так и современных.

Художественные произведения открывают детям мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру литературного персонажа. А научившись сопереживать с персонажами художественных произведений, дети начинают внимательнее относиться к окружающим людям, они начинают замечать их настроение, настроение близких людей. Тогда начинают пробуждать и гуманные чувства, у детей проявляется способность к проявлению заботы и доброты, возникает стремление к справедливости и протест против несправедливого отношения к кому-либо.

Таким образом, чтение художественной литературы в ДОУ выполняет следующие задачи:

  • Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации
  • Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге
  • Формирование навыка нравственной оценки произведения
  • Развитие способности к сопереживанию героям

Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы

Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

  • тренировать внимание и память;
  • развивать мышление и речь;
  • воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

  • нравственное воспитание;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие самостоятельности, самообслуживания.

Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности. Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

Использование вопросно-ответной формы коммуникации — оптимальный способ развития у дошкольников речевого мышления.

Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

  1. О ком говорится в сказке?
  2. Куда собираются мать с отцом?
  3. О чём мать просит дочку?
  4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
  5. Что случилось с братцем?
  6. Кто такие гуси-лебеди?
  7. Какое решение принимает девочка?
  8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
  9. Куда прибежала девочка?
  10. Кого она увидела в избушке?
  11. Как девочке удалось спасти братца?
  12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
  13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
  14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

Важно помнить, что у занятия цель одна, а задач несколько.

Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

  • воспитательные;
  • образовательные;
  • развивающие.

Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

Детям подготовительной группы следует читать не только художественную, но и научно-познавательную литературу

Чтение в подготовительной группе должно быть познавательным. Педагог, развивая познавательный интерес, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет самостоятельно мотивировать себя и с удовольствием читать книги.

Я постараюсь сегодня в ходе моей консультации рассказать вам о влиянии чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей.

Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном образовании, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Данное направление представлено в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в образовательной области «речевое развитие».

Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка.

В рассказах дети познают лаконизм и точность языка;

в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;

в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке, мы способствуем развитию его устной речи.

Из каких же компонентов складывается устная речь:

Воспитание звуковой культуры речи Формирование грамматического строя речи Формирование лексического строя речи (словаря) Развитие связной речи

Звуковая культура речи

Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятие звукового языка ,т.е. формирование фонематического слуха и формирование произношения звуков речи.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.

Большими помощниками в этом являются малые литературные формы – скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Они помогают в работе над дикцией, темпом, громкостью речи, развитием голосового аппарата, совершенствуют артикуляцию.

В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций:

«Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Детям улыбаемся».(потешка)

Дед Данила делил дыню –

Дольку Диме, дольку Дине

(скороговорки)

Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

( чистоговорки)

Научившись слушать чужую речь, ребенок получает способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи.

Очень важно произносить данные формы так, что бы дети почувствовали звучность, музыкальность, ритмичность, образность выражений. Чистоговорки, скороговорки, потешки наверное и придуманы народом, чтобы дети и взрослые правильно и четко произносили все звуки родного языка.

«Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советовал К. С. Станиславский. — в дошкольном детстве необходима особенная выразительность речи взрослого при изложении литературного материала.

Формирование грамматического строя речи

Это морфология – изменение слов по временам, числам, родам, лицам.

Словообразование.

Синтаксис – построение различных предложений.

Давайте с вами заглянем в известную русскую народную сказку «Заяц – хваста».

Она небольшая, но читая ее детям, мы показываем все богатство грамматического строя речи:

образование существительные множественного числа именительного и родительного падежей. заяц- зайцы-зайцев;

образование существительные с увеличительным значением при помощи суффикса -ищ-

не усы, а усищи,

не лапы, а лапищи,

не зубы, а зубищи;

наличие простых и сложных предложений: «заяц испугался», «тетка ворона пошла хвастуна разыскивать и нашла его под корягой». И, самое главное, что обсуждение героев этой сказки, их действий, заставит детей выразить все разнообразие грамматики. Ведь сказка очень «сочная» и хороша для обсуждения с детьми. О таких героях, как ворона и заяц хочется сказать много, привлекая разнообразие слов и предложений, вкладывая в них смысловой оттенок. Такими сказками богата наша литература. Главное знакомить с ними детей!

Формирование лексического строя речи (словаря)

Это обогащение словаря детей, активизация его, уточнение значений слов, а также содержательную сторону слова.

Словарный запас бывает пассивным и активным. Пассивный словарь — это те слова, которые ребенок понимает. Aктивный словарь — это слова, которые ребенок говорит. Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Читая детям художественную литературу, мы знакомим ребят с совершенно новыми для них, не обычными в жизненном общении словами.

В данном случае педагог полностью берет объяснение слов на себя, помогая детям обогатить их речь. Для этого служат сказки, стихи, рассказы. Они необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, образными выражениями разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие характеризующие поведение людей и явления природы. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Но, есть другие литературные формы, которые заставляют ребенка увидеть вторичные значения слов, сформировать самостоятельно представления о переносном значении слова, его многозначность. Это загадки!

Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто .И загадка любима и интересна ребенку. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность, хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений? Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Отгадывание загадок требует внимательного наблюдения за предметами и явлениями, окружающих человека.

Ребенку значительно труднее отгадать метаморфическую загадку, чем описательную. Это объясняется трудным пониманием образного строя языка загадки. Поэтому надо учить ребенка воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.

Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм, «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте» («идут часы»);«Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка» (идёт дождь).

Или, загадывая загадку детям – «Дедушка без топора мост мостит». Дети отгадывают – «Мороз». Спрашиваю, а как вы догадались, что это мороз? Какой мост он мостит? Почему так говорится? Затем загадываю еще одну загадку о морозе и прошу обратить внимание на то, какими словами о нем говорится:

Ночью стекольщик во двор заходил, Каждую лужицу льдом застеклил. Утром над городом солнце взошло, Мигом растаяло это стекло. Ночью стекольщик снова придет, Глянет на лужи, руками всплеснет, Палкой кому-то во тьме пригрозит, Каждую лужицу вновь застеклит.

Какая загадка больше понравилась и почему? С детьми подбираются определения к слову «мороз», вспоминаем другие загадки на эту тему. Позже, когда дети понимают жанровые особенности загадок, можно предложить им самим придумать загадки о предметах и явлениях используя

схемы, мнемотаблицы , алгоритмы.

Развитие связной речи

Нам бы очень хотелось, чтобы каждый ребенок умел содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Говоря о работе над связной речью и о художественной литературе, мы, прежде всего, обращаемся к сказкам, стихотворениям, рассказам. Мы опираемся на них в пересказах, описаниях, разучивании стихов, в драматизациях, в придумывании концовок (сказки, рассказа).

При пересказе сказок, рассказов детям необходимо отвечать на вопросы, связанные с содержанием, взаимоотношением героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев и их поступки.

Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность),

она при этом обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

Говоря о связной речи, мы не можем не сказать о заучивании стихотворений.

При заучивании стихотворений мы выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей, способность замечать красоту и богатство русского языка , обращаем внимание детей на содержание, учим выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

Талантливо написанное стихотворение силой красоты своего слога, поможет ребенку увидеть и создать образ, например «Белая береза» С. Есенина.

Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.

На занятии по рисованию любой ребёнок вот такой увидит зимнюю березу.

Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи.

Ничто так не развивает устную речь , как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи.

Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература. Дети разыгрывают знакомые им потешки, стихи, сказки, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов.

Заключение.

В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.

Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Хотелось бы пожелать всем педагогам, чтобы дети в группе тянулись к чтению. И в любом возрасте, при словах « давайте почитаем с вами, ребята», гремя стульчиками и радостно переговариваясь, усаживались слушать Его Величество – Книгу!

Мотивация дошкольников на занятиях

В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

  1. Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
  2. Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
  3. «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
  4. «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.

В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

Вопросы для беседы:

  1. О чём рассказывается в этой сказке?
  2. Как лиса попала в кувшин?
  3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
  4. Какие слова она говорила?
  5. А как лиса стала потом разговаривать?
  6. Какие слова она говорила?
  7. Чем заканчивается сказка?
  8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?

Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.

Игры на развитие интонации:

  • Угадай интонацию;
  • Скажи ласково;
  • Скажи сердито.

При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.

Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.

  • Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша… (мама).
  • Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка — Моя старшая… (сестрёнка).
  • С веточки на веточку Прыгает, резвится, Ловкая, проворная, А не птица. (Белка).
  • Полетала над цветами, Полетала над полями. Весело жужжала. Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе… (пчела).

Как научить читать художественную литературу, или Филологический подход к художественному тексту

Искусство чтения может сделаться превосходным профессором литературы. В. Острогорский

Художественная литература представляет интерес для ученых разных специальностей: не только литературоведов и лингвистов, но и психологов, социологов, историков etc. Однако прежде чем изучать литературное произведение, его нужно… прочитать.

И здесь все — профессионалы-гуманитарии, представители других специальностей, а также люди без специального высшего образования и т.п. — равны: при первом (не обязательно однократном) знакомстве с художественным текстом любой из нас — ЧИТАТЕЛЬ. Конечно, в зависимости от индивидуального опыта можно быть квалифицированным читателем, т.е владеть навыками зрелого чтения, или только начинать учиться непростому искусству чтения художественной литературы.

Определение цели. Задача научить читать художественную литературу актуальна для разных форм обучения: общеобразовательной школы, подготовки студентов-филологов и др. Она в той или иной степени декларируется и реализуется в практике преподавания русской литературы и русского языка как родного, а также в обучении русскому языку и русской литературе иностранцев.

Для методики преподавания русского языка как иностранного художественный текст — любимый учебный материал. Разработаны различные виды учебного анализа (интерпретации или толкования) художественного текста: литературоведческий, лингвостилистический, лингвистический, лингвострановедческий и т.п. Как правило, они переносят в учебную аудиторию приемы изучения (исследования) литературного текста с позиций соответствующей науки. И этим, на наш взгляд, … «ставят телегу впереди лошади».

Так как изучать (исследовать!) можно только предварительно понятый текст. Анализ, т.е. познание текста в категориях той или иной науки, не является средством непосредственного восприятия /понимания текста, но он может углубить уже имеющееся понимание, вписать текст в широкий научный – литературный или культурный — контекст и т.п. Практика показывает, что на занятиях по анализу художественного текста учащиеся-инофоны чаще знакомятся с готовыми вариантами интерпретации литературных произведений, чем самостоятельно разбирают текст, а во внеучебной ситуации при необходимости прочитать/понять незнакомый художественный текст испытывают существенные (часто непреодолимые) трудности, просто не знают — с чего начать.

Таким образом, цель работы с текстами художественной литературы должна быть сформулирована следующим образом: обучение самостоятельному пониманию текстов. Поставленная цель определит как принципы отбора текстового материала, так и организацию работы над ним, а также конечный результат учебной деятельности.

Художественный текст или художественное произведение Для дальнейших рассуждений необходимо разграничить два объекта: художественный текст и художественное (литературное) произведение, т.к. их неразличение приводит к путанице.

Художественный текст – это, по словам Ю.М.Лотмана, один из компонентов художественного произведения, далеко не единственный, но «крайне существенный компонент, без которого существование художественного произведения невозможно» [Лотман 1972 :24].

Позволим себе самоцитату и определим художественный текст как: «материальное воплощение произведения художественной литературы; его вербализованное (т.е. выраженное словами), зафиксированное в письменной форме содержание; совокупное – от первой буквы первого слова до последней точки (или другого знака препинания), стоящей в конце последней страницы, — языковое выражение литературного произведения» [Кулибина 2000 : 54].

Помимо художественного текста, в художественное произведение включают также все его варианты и наброски, историю создания, известные или предполагаемые прототипы героев, событий и др., те или иные свидетельства авторского замысла, авторитетные критические разборы и литературоведческий анализ темы и идеи произведения, различные интерпретации художественного произведения (известные театральные постановки, экранизации и др.) и т.п. Понимаемое таким образом художественное произведение не имеет четко очерченных контуров, оно может видоизменяться, дополняться и пр. Конечно, весь объем информации, составляющей произведение художественной литературы, доступен только специалистам-литературоведам. Да и то, в любом случае вопрос о полноте известной информации применительно к объекту — художественное произведение — может быть решен только относительно.

Любой читатель (в этой роли может выступать и специалист-литературовед) прежде всего, имеет дело с текстом литературного произведения, художественным текстом. И составить свое мнение о нем, сформулировать для себя его личностный смысл должен на основании того, что СКАЗАНО автором в тексте. Т.е. можно говорить о самодостаточности художественного текста: в нём содержится всё, что необходимо для его понимания, и нет необходимости в дополнительных комментариях разных видов, объяснениях, справочных текстах и т.п.

Из сказанного следует важный методический вывод: материалом для обучения чтению художественной литературы является художественный текст. Тот или иной объем информации, относящийся к художественному произведению (но не входящий в его художественный текст), может быть предъявлен учащимся после того, как текст будет ими самостоятельно понят. В противном случае преждевременно полученные знания («готовое понимание») помешают процессу смыслового восприятия текста1 .

Для писателя, текст никогда не бывает завершенным: «писатель всегда склонен дорабатывать, доделывать. Он знает, что любая деталь текста — это лишь одна из возможных реализаций потенциальной парадигмы. Все можно изменить. Для читателя текст — отлитая структура, где всё на своём — единственно возможном — месте, всё несёт смысл и ничто не может быть изменено» ([Лотман 1999 :112]; курсив наш — Н.К.). По Ю.М.Лотману, художественный текст должен быть воспринят, прежде всего, «как сообщение на естественном языке». Это будет основой его дальнейшего постижения как произведения искусства. Опираясь на это авторитетное мнение, мы рассматриваем художественный текст как коммуникативную единицу, средство общения на данном языке, правда, особое средство, в котором язык реализует не только коммуникативную, но и эстетическую функции.

Принципы отбора художественных текстов Исходя из заявленной цели — обучение пониманию художественных текстов, принципы отбора текстового материала (художественных текстов!) можно сформулировать следующим образом: художественный текст должен быть таким, чтобы потенциальный читатель, во-первых, захотел и, во-вторых, смог его понять.

1. Интерес учащегося (потенциального читателя) важен потому, что он создает внутренний мотив деятельности, благодаря чему сама деятельность (несмотря на трудности её осуществления) становится более привлекательной и эффективной. Любой преподаватель может привести примеры того, насколько живым и интересным может стать урок, если затронуты личностные (внутренние) мотивы учащихся. Здесь необходимо учитывать возрастные, гендерные, нередко национальные, а также социальные и др. особенности аудитории. Поэтому принципиально не может быть списков художественных текстов, обязательных для прочтения: что хорошо «идёт» в одной аудитории, может быть абсолютно неинтересно другой.

Однако позволим себе одну рекомендацию, основанную на многолетнем опыте: учащимся-инофонам, как правило, интересно то, что сейчас актуально и для русских читателей, т.е. прежде всего — книги современных авторов. Все наши учебные материалы — это методические разработки для уроков РКИ текстов писателей-современников [Кулибина 2001; 2004; 2008а]. Учебное пособие «Читаем стихи русских поэтов» (2014) также включает и стихотворения поэтов второй половины ХХ века (Б.Окуджавы, Н.Рубцова, И.Бродского и др.)

2. Доступность текста для потенциального читателя обычно понимается как соответствие читательского уровня владения языком языковой сложности читаемого текста. На наш взгляд, это справедливо только в отношении грамматики. Обязательное требование — текст должен содержать только знакомую читателю грамматику.

Относительно лексики это требование отнюдь не является безусловным, в чем убеждают нас и классическая фраза Л.В.Щербы («Глокая куздра…»), и лингвистические сказочки Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». Далее мы остановимся на том, каким образом читатель может преодолеть при чтении лексические трудности.

Важным аспектом доступности текста является также и то, чтобы читателю была понятна ситуация текста, или, как говорят психолингвисты (например, Т. ван Дейк), чтобы в сознании читателя была представлена модель этой ситуации, известная ему на основании предыдущего жизненного или читательского опыта.

Из других требований к тексту, используемому для обучения чтению художественной литературы, следует отметить время, которое требуется на его понимание, точнее, на аудиторную работу, направленную на его понимание. Текст должен быть таким, чтобы работа над ним могла уложиться в занятие одного дня (45 мин., 1 час 30 мин. и т.п.). Естественно, что понимание одного и того же текста может потребовать разного времени в разных группах.

Организация работы над художественным текстом Традиционно учебная работа над художественным текстом складывается из трёх этапов: пред-, при- и послетекстового. В этом сходится большинство методистов, однако каждый по-своему определяет, на каком этапе, что и как следует делать.

Для нас приоритетным является этап притекстовой работы, т.к. именно на этом этапе и совершается собственно чтение, т.е. восприятие, понимание и переживание художественного текста. Если при определённых условиях (например, нехватка аудиторного времени) пред- ипослетекстовый этапы работы могут сокращаться до одного-двух вопросов, а то и вовсе опускаться или выполняться как домашнее задание, то притекстовую работу необходимо осуществлять в аудитории в максимально полном объеме.

Для того, чтобы представить аудиторную работу над художественным текстом именно как систему (а не произвольный набор случайно выбранных заданий), последовательно остановимся на всех этапах работы: пре-, при- и послетекстовом.

1. Предтекстовая работа. При работе над художественным текстом следует ориентироваться на действия читателя-носителя языка. Обратившись к собственному читательскому опыту, мы не можем не заметить, что началу чтения книги обычно предшествует некий момент, когда у нас возникает желание прочитать именно эту книгу.

Следовательно, главная цель предтекстовой работы — сделать так, чтобы читателю-инофону захотелось прочитать предлагаемый текст. Одна из возможностей — заинтересовать потенциального читателя личностью автора.

Предтекстовая работа может быть аудиторной либо домашней. Каждый преподаватель, по своему усмотрению, может добавить что-то своё, то, что может заинтересовать именно его аудиторию. На наш взгляд, на этапе предтекстовой работы не стоит: — рассказывать о самом произведении, ведь тогда уже неинтересно читать, — предлагать учащимся выполнить языковые задания («снимать языковые трудности»), т.к. практически со всеми, например, лексическими трудностями можно справиться в процессе чтения (т.е. на притекстовом этапе), во всяком случае стоит попытаться преодолеть их самостоятельно (о том, как это сделать, пойдет речь дальше).

2. Притекстовая работа. Главная цель притекстовой работы — самостоятельное смысловое восприятие (включающее и переживание, т.е. восприятие на уровне представлений) читателем художественного текста. Эта цель может быть достигнута путем моделирования тех процессов, которые происходят при чтении художественной литературы в сознании читателя-носителя языка.

Большая часть этих процессов в естественных условиях происходит подсознательно, в свернутом виде, читатель подчас не осознает, на основании каких данных он приходит к тем или иным выводам или почему в его воображении возникают те или иные образы. Однако если при чтении носитель языка сталкивается с какой-либо трудностью (языковой, смысловой, образной), он старается преодолеть ее с помощью языковой догадки, т.е. «запускает» рефлексивный механизм, используя одну или несколько (одну за другой) когнитивных операций (стратегий).

Чтение художественного текста инофоном не в последнюю очередь характеризуется тем, что у него гораздо чаще возникает потребность в преодолении разнообразных трудностей (что вполне естественно) и, следовательно, он нуждается в развитых навыках языковой рефлексии (в условиях чтения на иностранном языке). Ситуация облегчается тем, что механизмы языковой догадки (языковой рефлексии) универсальны, и речь идет не о формировании новых навыков, а о создании условий для положительного переноса уже имеющихся (сформированных при чтении на родном языке).

2.1. Если художественный текст, предлагаемый для чтения, имеет название, необходимо уделить ему внимание: предложить учащимся построить читательский прогноз, подумать, о чём может быть текст с таким названием. Чтение управляется так называемой антиципацией, т.е. мы вольно или невольно, но неизбежно прогнозируем развитие событий в тексте, это закономерность зрелого чтения. Как правило, до чтения текста невозможно полностью раскрыть смысл его названия. Не нужно делать этого и на уроке, следует ограничиться тем, что позволяет сделать само название, т.е. его значением, а не смыслом.

Текст небольшого объёма (например, короткое стихотворение) может быть предъявлен обучаемым прямо в аудитории. Рассказ целесообразно предложить учащимся прочитать дома либо без словаря, либо, напротив, попытаться справиться с трудностями традиционным способом (проверить по словарю) и посмотреть, что из этого получится. В любом случае текст должен прозвучать в аудитории.

Не обязательно сразу читать весь текст целиком, можно предъявлять учащимся текст по фрагментам. В этом случае после чтения фрагмента происходит его обсуждение, направляемое вопросами преподавателя2 . Не стоит просить учащихся читать текст вслух, на этом этапе такое задание неэффективно: неподготовленное чтение со многими погрешностями не будет полезным и не доставит удовольствия ни тому, кто читает, ни тому, кто слушает.

Текст может быть прочитан преподавателем или прозвучать в специальной учебной звукозаписи (но не в авторском или актерском исполнении).

2.2. Понимание иноязычного и инокультурного художественного текста — непростая задача для читателя. Для того, чтобы деятельность учащихся была более эффективной, целесообразно разделить её на части (этот эвристический прием, идущий от Декарта, в этом случае может быть весьма полезным). В нашей практике текст делится на небольшие фрагменты (минимально — одно предложение), относительно самостоятельные в смысловом отношении, над которыми и ведется работа ( в стихотворном тексте это может быть строка или строфа, в прозаическом — один или несколько абзацев).

Содержание любого художественного текста может быть рассмотрено как авторская интерпретация некоторой ситуации. Ситуация относится к числу важнейших опор, используемых читателем при восприятии текста. Читатель понимает текст в том случае, если ему понятна ситуация, о которой идет речь в тексте.

Как правило, в художественном тексте бывает представлена не статичная ситуация, а ее динамичное развертывание, иными словами: общую ситуацию текста составляет последовательность миниситуаций (максимально возможное количество которых равняется числу предложений текста).

В ходе аудиторной работы не всегда можно задействовать все миниситуации, составляющие общую ситуацию художественного текста, например, рассказа, в связи с чем необходимо произвести жесткий отбор, выделив только основные моменты (смысловые вехи). В их число непременно должны попасть те миниситуации, в которых нашли свое отражение основные характеристики общей ситуации текста: кто (субъект/субъекты), что делает (событие/события), где (место) и когда (время).

Опыт практической учебной работы показывает, что ориентировка читателя в характеристике персонажа, месте и времени описываемых событий и др. как бы «запускает» механизм творческой (интеллектуальной и эмоциональной) активности читателя. Языковые средства выражения основных характеристик ситуации (например, номинации персонажей) являются ключевыми единицами текста.

2.3. В рамках фрагмента (миниситуации) работа начинается с привлечения внимания учащихся к той или иной ключевой единице текста, т.к. по мнению психологов, начальным моментом понимания всегда является осознание непонимания.

2.3.1. После того, как внимание учащихся тем или иным способом (от непосредственного указания на объект до более сложных формулировок вопросов и заданий) привлечено к ключевой единице, необходимо удостовериться, что ее языковое значение учащимся известно. Если встретилось незнакомое слово, задания ориентируют учащихся на самостоятельную идентификацию его значения, т.е. на использование разнообразных когнитивных стратегий (или языковой догадки разных типов): с опорой на грамматический облик слова, на синтаксическую структуру предложения, на состав слова, на контекст и др. 3

Однако знание только значения языковой единицы не гарантирует читателю понимания текста, т.к. важно понимание ее текстового смысла. Для уточнения смысла единицы текста в притекстовых заданиях могут быть использованы следующие приемы (когнитивные стратегии): подбор синонимов с последующим анализом различий их значений, опорой на художественный контекст, привлечением фоновых знаний, а также здравого смысла и др. 4

Эти два этапа (понимания значения и смысла) составляют единый понятийный уровень понимания текста, достижения которого достаточно при работе над любым нехудожественным текстом.

2.3.2. Восприятие художественного текста будет неполноценным, если понятийный уровень не будет дополнен восприятием на уровне представлений.

В процессе чтения единицы художественного текста — словесные образы — преобразуются в сознании читателя в читательские представления, которые могут быть зрительными, слуховыми, эмоциональными и др. Благодаря представлениям читательская проекция текста приобретает плоть и кровь, становится не мертвым отпечатком, а живой динамичной картиной.

У каждого читателя свои собственные — характерные для его стиля восприятия — приемы воссоздания читательских представлений, поэтому задача преподавателя на этом этапе состоит не столько в обучении новым, сколько в пробуждении творческой активности читателя, в активизации его собственной творческой деятельности. Этой цели позволяют достичь задания, предлагающие читателю-инофону представить то, о чем он читает, и описать возникающие в воображении образы-представления.

Подобная работа побуждает читателя к эмоциональному переживанию образов текста и далее к эстетическим эмоциям, которые закладывают основы эстетического восприятия художественного текста. Специальных заданий, направленных на восприятие читателем художественного текста как произведения искусства, не требуется.

Таким образом, работа над каждой ключевой единицей строится по единому алгоритму: от языкового значения к текстовому смыслу и читательскому представлению. Последовательность работы над ключевыми единицами диктуется самим текстом, т.е. зависит от того, в каком порядке они предстают перед читателем (от первого фрагмента/миниситуации до последнего).

Желательно, чтобы после работы над каждым фрагментом/миниситуацией художественного текста учащимся была дана возможность прослушать его (в звукозаписи или чтении преподавателя).

2.4. После окончания работы над текстом по фрагментам/миниситуациям целесообразно еще раз прочитать текст целиком и/или прослушать его полную звукозапись. Вопросы ко всему тексту, предлагающие учащимся осмыслить все прочитанное, сделать выводы, оценить и пр., целесообразно использовать как домашнее задание (письменное или устное), т.к. для осуществления данных когнитивных операций читателю (даже носителю языка, а инофону тем более) необходимо определенное время.

3. Послетекстовая работа. Этот этап аудиторной работы, но наш взгляд, является факультативным, т.к. если притекстовая работа была проведена правильно, то «влияние прочитанного произведения на личность читателя» (О.И.Никифорова) происходит независимо от того, даны соответствующие установки или нет, в противном же случае все «контролирующие» задания не дадут желаемого эффекта.

И всё же послетекстовая работа может быть проведена либо аудиторная, либо домашняя.

На этом этапе обучаемым предлагаются задания обобщающего характера, чтобы они могли высказать своё понимание прочитанного, собственное мнение о тексте, а также задания, предлагающие связать, например, высказывания (мнения, идеи и т.п.) автора в прочитанном интервью (предтекстовая работа) с тем, как это реализовано (или нашло отражение и т.п.) в художественном тексте и др.

Учащиеся могут познакомиться с дополнительными текстами, которые позволяют развить или углубить тему, или лучше узнать автора и пр.

На этом этапе возможно использование учебного и профессионального перевода, любых форм наглядности и других приемов и средств, которые преподаватель сочтет уместными и полезными.

Результат деятельности читателя Благодаря как осознанным усилиям, так и бессознательным действиям читателя, совокупность текстовых смыслов (т.е. смыслов ключевых единиц текста) и читательских представлений, а также связей между ними, извлеченных читателем из текста, превращается в некоторую систему, ядро которой может быть осмыслено и выражено как смысл прочитанного художественного текста, личностный смысл — результат деятельности конкретного читателя.

Как показывает практика, описанная методика может использоваться в любой иностранной аудитории, интересующейся художественной литературой на русском языке. Индивидуализация учебного процесса достигается путем отбора текстов, стихотворных и прозаических, соответствующих тем или иным (возрастным, национальным, профессиональным и др.) характеристикам аудитории.

Никакого предварительного ознакомления учащихся с «правилами игры» не требуется: при работе над текстом (которую читатель-инофон воспринимает как «простое» обсуждение прочитанного, размышление над тем, что, как и почему так сказано) преподаватель, формулируя задания, вполне может обойтись известным учащимся языковым и речевым материалом.

Уроки по предлагаемой методике могут 1) включаться в языковой учебный процесс (аспект «Развитие/практика речи») по мере необходимости (раз в месяц либо с иной степенью регулярности, а также от случая к случаю, например, как «подарок» к празднику — «Рождество» И.Бродского); 2) образовать цикл, например, в рамках курса «Чтение художественной литературы». При достаточно длительном обучении у учащихся формируются и совершенствуются навыки самостоятельного чтения текстов (причем, не только художественных).

А теперь обратимся к практическому примеру. Возьмем одно из хрестоматийных стихотворений А.А.Блока.

1 Ночь, улица, фонарь, аптека, 2 Бессмысленный и тусклый свет. 3 Живи еще хоть четверть века – 4 Всё будет так. Исхода нет. 5 Умрёшь – начнёшь опять сначала, 6 И повторится всё, как встарь: 7 Ночь, ледяная рябь канала, 8 Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912

Понимание этого стихотворения (как и любого другого художественного текста) предполагает ответы на следующие вопросы:

О ком говорится в тексте? Кто его герой/герои? Что он/они делают? Какое/какие событие/события описано/описаны? Где все происходит? Когда?

Но мало просто найти в тексте слова, которые отвечают на эти вопросы. Надо подумать: почему сказано так, а не иначе?

Порядок работы над этим стихотворением может быть следующим5 (опуская предтекстовый этап, остановимся на притекстовой работе).

Преподаватель: — Прочитайте первые две строки стихотворения. Найдите в них ответы на вопросы, когда и где происходит описанное в стихотворении событие?

Возможные ответы учащихся6 : — Ночь. — Город (улица).

Преподаватель: — Как вы думаете, почему упоминаются фонарь и аптека?

Возможные ответы: — Возможно, фонарь горит. — Горит вывеска аптека. — Свет в витрине аптеки. Там — на окне — написано аптека.

Преподаватель: — Как вы думаете, о каком свете говорится во второй строке?

Возможные ответы: — Это свет фонаря. — Свет витрины аптеки.

Преподаватель: — Как вы думаете, почему свет назван бессмысленным и тусклым7 ?

Возможные ответы: — На улице никого нет. Непонятно, для кого он светит. — Свет слабый. Неприятный. — Никого. Нет смысла светить. — Бессмысленный расход электричества.

Преподаватель: — Как вы думаете, кто видит и описывает эту картинку Ночь, улица, аптека…?

Возможные ответы: — Автор. — Поэт. — Человек.

Преподаватель: — Можем ли мы понять его состояние, что он чувствует, что у него на душе?

Возможные ответы: — Он не спит, хотя ночь. — Ему плохо, грустно, поэтому он не спит. — Что-то случилось, и теперь нет смысла…

Преподаватель: — Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения. Как вы их понимаете? Про кого поэт говорит живи? Как — другими словами — можно передать смысл третьей строки? Понятно ли выражение Исхода нет?

Возможные ответы: — Ты живи… — Если ты будешь жить еще 25 лет. — Это обобщение: если жить еще четверть века… Поэт говорит о себе и любом человеке. — Если в жизни ничего не меняется, это плохо. — Что ни делай, не изменишь ничего. — Исход, может быть, это выход? Выхода нет. — Ему очень плохо… И страшно.

Преподаватель: — Прочитайте пятую и шестую строки. Как можно их понять?

Возможные ответы: — Если умрешь, то все начнешь сначала? Непонятно! — Может, он думает, что смерть ничего не изменит? — Смерть не поможет. — Ему очень плохо. — Он страдает… — И ему никто не может помочь. 8

Преподаватель: — Дочитайте стихотворение до конца. Обратите внимание на то, что последние строки почти повторяют первые две. Что нового узнает читатель и какие выводы он может сделать?

Возможные ответы: — Новая информация ледяная рябь канала. Холодно. — Это зима. — Нет, осень. Стихотворение написано 10 октября. — Рябь, значит, дует ветер. Холодный ветер. — В этом городе есть канал. Может быть, это Петербург. — Или Венеция? — Если Блок, значит Петербург!

Преподаватель: — Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение почти одинаково? Возможные ответы — Исхода нет. — Ничего нельзя изменить. — Круг замкнулся.

Преподаватель: — Прочитайте стихотворение целиком. Как вы представляете себе его героя? Где он находится?

Возможные ответы: — Он похож на Блока. — Это мужчина. Поэт. — Он не на улице. — Он в комнате. Стоит у окна. — Смотрит в окно. Видит пустую темную ночную улицу… — Фонарь качается от ветра. — В комнате темно. Он один. — Он одинок.

Преподаватель: — Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Возможные ответы — Об одиноком человеке. — Об одиночестве. — О тоске.

Как можно назвать эту работу над текстом стихотворения? Лингвистическим анализом? И да, и нет. Да, потому что мы разбирали слова, предложения, т.е. лингвистические единицы. Нет, потому что главным были не языковые значения этих единиц, а те смыслы, которые возникают на их основе в этом художественном тексте, т.е. мы имеем дело с текстовыми единицами. Мы говорили и о тех представлениях, образах, которые возникают в сознании читателя при чтении этого стихотворения Александра Блока. Так, может быть, это литературоведческий анализ? Но ведь мы не пользовались литературоведческой терминологией и, возможно, наш разбор покажется литературоведу дилетантским.

Главная задача предлагаемой нами методики состоит в том, чтобы учащиеся овладели навыками самостоятельной работы над текстом, научились эффективно использовать необходимые когнитивные стратегии на всех уровнях восприятия художественного текста и тем самым получили «открытый доступ» ко всему, что было создано, создается и будет создано писателями и поэтами на русском языке

В чем же состоит специфика предлагаемого подхода? Для нас текст был исходной реальностью. Мы подходили к нему с единой филологической позиции (одновременно точки зрения языка и литературы) и были ориентированы на реальность целостного текста. Наши усилия были направлены на реализацию возможностей человеческого понимания.

Филология — искусство понимать сказанное и написанное, или служба понимания — помогланам выполнить одну из главных человеческих задач — понять другого… (выделенные слова принадлежат С.С.Аверинцеву [Аверинцев 1990: 545]). Таким образом, можно сказать, что предлагаемая нами методика обучения чтению художественной литературы реализует филологический подход к художественному тексту.

Литература:

Аверинцев 1990 — Аверинцев С.С. Статья Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Кулибина 2000 — Кулибина Н.В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении. – М., Гос. ИРЯ , 2000. Кулибина 2001 – Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. – СПб., Златоуст, 2001. Кулибина 2004 Кулибина Н.В Написано женщинами. Пособие по чтению для изучающих русский язык как иностранный. – М., Русский язык. Курсы, 2004 Кулибина 2008- Кулибина Н.В Читаем по-русски на уроках и дома. Книга для ученика.- Рига, RETORIKA-A. 2008. Кулибина 2008а Кулибина Н.В Читаем по-русски на уроках русского языка. Книга для учителя.- Рига RETORIKA-A. 2008. Кулибина 2014 — Кулибина Н.В.Читаем стихи русских поэтов. Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный (7 изд.) — СПб., Златоуст,2014. Лотман 1972 — Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. – М., 1972 Лотман 1998 — Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера -история. — М., Языки русской культуры, 1999.

Автор: Наталья Владимировна Кулибина,

д-р пед. наук, профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Москва, Россия

1 Аналогично тому, как неинтересно и даже бессмысленно становится читать детектив, если уже известно, кто преступник.

2 См. учебные материалы в [Кулибина 2001; 2004; 2008а; 2014].

3 Более подробно о когнитивных стратегиях см. в [Кулибина 2000; 2001; 2008а].

4 Более подробно см. там же.

5 До чтения стихотворения учащимся не следует сообщать ничего о его содержании, чтобы у них была возможность сделать самостоятельные выводы.

6 Здесь и далее под шапкой «Возможные ответы учащихся» (далее «Возможные ответы») используются реальные ответы учащихся, записанные на уроках. В ряде случаев рядом приведены ответы, полученные в разных группах, это сделано для того, чтобы более наглядным был ход мыслей учащихся, ведь далеко не всегда каждый этап рассуждений вербализуется, т.е. оформляется участниками обсуждения как речевое высказывание

7 Если есть сомнения в том, что учащимся известны лексические значения слов бессмысленный и тусклый, можно предложить учащимся применить одну из когнитивных стратегий [Кулибина 2001] для установления значения непонятного слова. В первом случае это опора на состав слова, на известные приставку бес- и корень смысл-, что позволяет сделать вывод о значении всего слова, а во втором – на экстралингвистические знания читателя о том, каков свет одинокого фонаря на темной улице, как можно назвать его (неяркий, слабый и др.)

8 Мы полагаем, что от учащихся не следует требовать более глубокого толкования этих строк, достаточно, если они поймут состояние лирического героя стихотворения (самого поэта?) и посочувствуют ему.

Структура занятия

Каждое занятие с детьми должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из следующих частей:

  1. Вводная часть (создание мотивации).
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Основная часть.
  4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
  5. Физкультминутка (одна или несколько).
  6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).

В работе с детьми дошкольного возраста нужно очень грамотно планировать занятие. Чтобы оно оказалось максимально продуктивным, необходимо чередовать различные виды деятельности. Помимо чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную или коммуникативную деятельность.

Любимую сказку можно не только прочитать, но и сыграть

К примеру, одним из обязательных элементов каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, улучшить эмоциональное состояние и проч.

Формы проведения физкультминуток:

  • общеразвивающие упражнения;
  • подвижная игра;
  • дидактическая игра с движениями;
  • танцы;
  • движения под чтение стихотворения.

На занятиях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать любую из вышеперечисленных форм, но чаще всего в качестве физкультминутки используются движения под чтение стихотворения.

Пример физкультминутки под чтение стиха

Помимо этого, нужно составлять временной план занятия. Воспитатель должен помнить, что занятие, которые длится больше тридцати минут, неэффективно.

Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.

  1. Вводная часть. 1–2 минуты.
  2. Создание проблемной ситуации. 2–3 минуты.
  3. Основная часть. 23–25 минут.
  4. Заключительная часть. 2–3 минуты

Картотека тем

Картотеки художественной литературы составляют по разным критериям. Например, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/дикие животные, земля/вода и проч.

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • Н. Носов «Огурцы»;
  • Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».

Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, праздники, гражданин и проч.

  • Н. Носов «Мишкина каша»,
  • Д. Габе «Моя семья»,
  • Я. Сегель «Как я был мамой».

Критерием для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, правила поведения в природе и проч.

  • А. Барто «Гроза»;
  • О. Смирнов «Степной пожар»;
  • Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».

Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Критерии: образовательные области.

Из области нравственного воспитания:

  1. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
  2. Русская народная сказка«Заяц-хвастун»;
  3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»;
  4. Б. Шергин «Рифмы»;
  5. Русская народная сказка«Сивка-бурка»;
  6. Русская народная сказка«Финист — ясный сокол»;
  7. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
  8. С. Михалков «А что у вас?»;
  9. Ненецкая сказка «Кукушка»;
  10. «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского);
  11. К. Чуковский «Мойдодыр».

Книга К. Чуковского «Мойдодыр» обязательна должна изучаться в ДОУ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]