Задачи по музыкальному воспитанию для ст. гр по программе М. А. Васильевой «От рождения до школы»
СТАРШАЯ ГРУППА
Музыкальное воспитание
Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с
классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.
Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.
Слушание
Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкального инструмента (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
Пение
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.
Песенное творчество
Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально-ритмические движения
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед). Формировать танцевальное творчество.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве. Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни; придумывать простейшие танцевальные движения. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах
Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Примерны музыкальный репертуар
Слушание
«Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Утренняя молитва», «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева); старинный танец из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова (и другие пьесы по выбору музыкального руководителя). «Полька»; муз. Д. Львова-Компанейца, сл. З. Петровой; «Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Румарчук; «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Кто придумал песенку?», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Пляска птиц», «Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова; «Первая потеря» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть (фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7 Ф. Шопена; Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты) Л. Бетховена; Менуэт ре мажор В. Моцарта (и другие произведения западноевропейских композиторов).
Пение
Упражнения на развитие слуха и голоса.
«Зайка», «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель; «Колыбельная», муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой; «Андрей-Воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; русские народные песенки и попевки.
Песни.
«Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Журавли», муз. А. Лившица, сл. М. Познанской; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; «Горошина», муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель; «Курица», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Гуси-гусенята», муз. Ан. Александрова, сл. Г. Бойко; «Гуси», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Песенное творчество
«Колыбельная», рус. нар. песня; «Дили-дили! Бом! Бом!», укр. нар. песня, сл. Е. Макшанцевой; «Марш», муз. М. Красева; потешки, дразнилки, считалки и другие русские народные попевки.
Музыкально-ритмические движения
Упражнения.
«Маленький марш», муз. Т. Ломовой; «Росинки», муз. С. Майкапара; «Пружинка», муз. Е. Гнесиной («Этюд»); «Шаг и бег», муз. Н. Надененко; «Канава», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Плавные руки», муз. Р. Глиэра («Вальс», фрагмент); «Кто лучше скачет», муз. Т. Ломовой; «Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус. нар. мелодию «Из-под дуба, из-под вяза»).
Упражнения с предметами.
«Упражнения с ленточками», укр. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Гавот», муз. Ф. Госсека; «Передача платочка», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. А. Дворжака; «Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. Ф. Бургмюллера.
Этюды. «Ау!» («Игра в лесу», муз. Т. Ломовой); «Тихий танец» (тема из вариаций, муз. В. Моцарта), «Полька», нем. нар. танец; «Поспи и попляши» («Игра с куклой», муз. Т. Ломовой); ходьба на носках с передачей предмета. Танцы и пляски.
«Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька»); «Парный танец», муз. Ан. Александрова («Полька»); «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Приглашение», рус. нар. мелодия; «Русская пляска», рус. нар. мелодия («Во саду ли, в огороде»); «Круговая пляска», рус. нар. мелодия, обр. С. Разоренова; пляска мальчиков «Чеботуха», рус. нар. мелодия; «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна.
Характерные танцы.
«Танец бусинок», муз. Т. Ломовой; «Пляска петрушек», хорват, нар. мелодия; «Хлопушки», муз. Н. Кизельваттер; «Танец Снегурочки и снежинок», муз. Р. Глиэра; «Танец гномов», муз. Ф. Черчеля; «Танец скоморохов», муз. Н. Римского-Корсакова; «Танец цирковых лошадок», муз. М. Красева.
Хороводы.
«Березка», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Ай да березка», муз. Т. Поиатенко, ел. Ж. Агаджановой; «Веснянка», укр. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шайдар; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «Хоровод цветов», муз. Ю. Слонова; «Возле речки, возле моста», «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем», «Пошла млада за водой», рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова. Знакомство с древнейшей символикой хороводных движений.
Музыкальные игры
Игры.
«Ловишка», муз. Й. Гайдна; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина; «Найди себе пару», латв. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко; «Ищи игрушку», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Игра с бубном», муз. М. Красева; «Игра со звоночком», муз. С. Ржавской; «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской.
Игры с пением.
«Ворон», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Ежик», муз. А. Аверина; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Две тетери», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Заинька», рус. нар. песня, обр. Ккок
Н. Римского-Корсакова; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель; «Ежик и мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Бахутовой, слова народные.
Музыкально-дидактические игры
Развитие звуковысотного слуха.
«Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки».
Развитие чувства ри, «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».
Развитие тембрового слуха.
«На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».
Развитие диатонического слуха.
«Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».
Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти.
«Будь внимательным», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни».
Инсценировки и музыкальные спектакли
«К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Где ты был, Иванушка?», рус. нар. мелодия, обр. М. Иорданского; «Моя любимая кукла», автор Т. Коренева, «Полянка» (музыкальная игра-сказка), муз.Т. Вилькорейской.
Развитие танцевально-игрового творчества
«Котик и козлик», «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс кошки», муз. В. Золотарева; свободная пляска иод любые плясовые мелодии в аудиозаписи; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обр. Т. Смирновой.
Игра на детских музыкальных инструментах
«Небо синее», «Смелый пилот», муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Долинова; «Дон-дон», рус. нар. песня, обр. Р. Рустамова; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия; «Пастушок», чеш. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «Петушок», рус. нар. песня, обр. М. Красева; «Часики», муз. С. Вольфензона; «Жил у нашей бабушки черный баран», рус. нар. шуточная песня, обр. В. Агафонникова.
К концу года дети могут
- Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению.
- Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
- Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
- Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
- Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
- Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне. С продвижением вперед и в кружении.
- — Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
- — Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
3
Планирование по слушанию музыки в средней группе
нэля назмиева
Планирование по слушанию музыки в средней группе
Слушание музыки.
Средняя группа.
Сентябрь — Октябрь
Тема: «Музыка и настроение»
.
«Осеннее настроение в музыке»
1-2. «Солнышко»
,
«Дождик»
Тиличеевой (
«Музыкальный букварь»
, с. 6,8)
3-4. «Гроза»
,
«Мама поет»
Тиличеевой (
«Музыкальный букварь»
, с. 10, 11)
5-6. «Котенок заболел»
,
«Котенок выздоровел»
Гречанинова
(Муз/рук 3/08, с. 5)
7-8. Обида и радость.
«Не хотят купить мишку»
,
«Купили мишку»
Косенко
(Муз/рук 5/08, с. 59-62)
9-10. Веселый и грустный утенок. «Песенка про двух утят»
Полянова (Программа
«Гармония»
6л, с. 11), сб.
«А мы на уроке играем»
)
11. «О чем плачет дождик»
Тиличеевой (
«Музыкальный букварь»
, с. 26)
12. «Что у осени в корзине»
Тиличеевой (
«Музыкальный букварь»
, с. 28)
13. «Осень бродит по лесам»
Тиличеевой (
«Музыкальный букварь»
, с. 27)
14. Осенние настроения. Сравнить три песни об осени.
15-16. «Грустный дождик»
Кабалевского
«Муз. занятия и развлечения.»
, с. 125)
Ноябрь — Декабрь
Тема: «О чем рассказывает музыка»
.
1-4. «Машин день»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 55)
5-6. «Красная шапочка и серый волк»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 50)
7-8. «Слон и Моська»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 48)
9-10. «Три медведя»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 52)
11-12. «Зайчик дразнит медвежонка»
Кабалевского
(Дошк/восп 8/97, с. 100)
13-14. «Почему медведь зимою спит»
Книппера (
«Муз. занятия и развлечения»
, с. 166
Январь.
Тема: «Как рассказывает музыка. Высокие – низкие звуки»
.
1.«Мышки»
Жилинского (Программа
«Гармония»
, 6л, 2ч, с. 6)
«Капризный воробей»
Холминова (Программа
«Гармония»
, 6л, 2ч, с. 7)
2. «Медведь»
Галынина (Программа
«Гармония»
, 4г, с. 53)
«Медведь играет на фаготе»
Наседкина (Программа
«Гармония»
, 4г, с. 53)
3. «Зайчик»
,
«Медведь»
Ломовой
(Муз/руководитель 6/08, с. 6-7)
4. «Курица и цыплята»
Тиличеевой
(Муз/руководитель 1/08, с. 5)
5-6. «Мама и папа разговаривают»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с106)
Февраль.
Тема: «Как рассказывает музыка. Темп»
.
1. «Медведь. Медведь пляшет»
Ломовой
(Муз/руководитель 6/08, с. 6-7)
2. «Зайчик. Зайчик пляшет»
Ломовой
(Муз/руководитель 6/08, с. 6-7)
3-4. «Кошка и котята»
(Программа
«Гармония»
, 4г, с. 28)
5. «Дедушка и внук»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 93)
6. «В гости»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 99)
Март.
Тема: «Как рассказывает музыка. Динамика»
.
1-2. Повторение. «В гости»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 99)
3-4. «Тише -громче в бубен бей»
Тиличеевой (
«Музыка в д/с»
, в. 3, с. 79)
5-6. «Тихие и громкие звоночки»
Рустамова (
«Музыка в д/с»
, 2мл, с. 58)
7. «Слон и Моська»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 48)
8. «Красная шапочка и серый волк»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 50)
Апрель.
Тема: «Как рассказывает музыка. Тембр»
.
1-2. «Барабанщик»
Красева (
«Учите детей петь»
, ср. гр, с. 96)
(М. д. и. «Два барабана»
Тиличеевой) (
«Музыка в д/с»
, ст. гр, с. 22)
3-4. «Труба»
Тиличеевой
(Я возьму свою трубу)
(
«Музыка в д/с»
, ст. гр, с. 39)
5-6. «Веселая дудочка»
Красева (
«Учите детей петь»
, ст. гр, с. 100)
«Дудочка»
Парцхаладзе (
«Музыка в д/с»
, ст. гр, с. 42)
«Дудочка»
Лепина (
«Музыка в д/с»
, ст. гр, с. 99)
7-8. М. д. и. «Бубен или погремушка»
Тиличеевой (
«Музыка в д /с»
, ст. гр, с. 122)
«Балалайка и гармошка»
Тиличеевой (
«Музыкальный букварь»
, с. 110)
Май.
Тема: «Музыкальные жанры»
.
1-2. «Солдаты маршируют»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 96)
3-4. «Мальчики пляшут»
,
«Девочки танцуют»
Арсеева (
«Музыкальный букварь»
, с. 94-95)
5-6.Плясовые: «Пойду ль я»
,
«Во саду ли»
(Программа
«Гармония»
, 4г)
«Как у наших у ворот»
(Программа
«Гармония»
, 5л)
7-8.Колыбельные песни: «Колыбельная»
Тиличеевой (
«Музыкальный букварь»
, с. 13)
«Колыбельная»
Флисс (Программа
«Гармония»
, 4г, с. 105)
Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.
Вокально-хоровое пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании детей. Основная цель вокально-хорового пения – воспитание у детей певческой и общемузыкальной культуры. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны и заключаются в развитии музыкально-творческой деятельности,певческих коммуникативных навыков, музыкальных способностей, в формировании устойчивого интереса к пению, способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных. Рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором надо приучать детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Обучая малышей вокалу, следует учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Важно не допускать громкого пения детей, крика, пения на улице в холодную и сырую погоду.
Целесообразно тщательно продумать весь вокально-хоровой репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками. Песенный репертуар должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих воспитательное и познавательное значение.
Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.
Необходимо использовать мелодии из классических произведений, удобных для воспроизведения детьми, для распеваний.
Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, мы должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и др.
Вопрос же доступности содержания музыки должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент.
Практика показывает, что некоторые педагоги формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью исполнения их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков. Необходимо, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей.
Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.
Анализируя основные образовательные программы дошкольного образования: «Детство», «Детский сад 2100», «От рождения до школы», «Истоки», можно сделать вывод о том, что во всех программах в разделе «Музыкальное развитие» присутствует вокально-хоровое направление, имеются и свои особенности. Особенность программы «Детский сад 2100» — синтез искусств. Дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства, знакомятся со средствами художественной выразительности различных видов искусства. Содержание образовательной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.
Комплексная программа «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой содержит в себе три части, посвященные разному возрастному периоду детей. Цель программы — развитие музыкальной культуры дошкольника. Каждый раздел делится еще на две составляющие: музыкальное восприятие и музыкальное исполнительство.
Комплексная программа «Истоки» Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой направлена на всестороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В музыкальный репертуар входит классическая музыка, фольклор, современная музыка. Главным фактором в данной программе является диалог педагога с ребенком, между детьми, педагогами.
Но репертуар по данному направлению в данных программах не достаточно насыщен и разнообразен. В результате приходится использовать дополнительные, парциальные программы по музыкальному воспитанию.
Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям.
Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.
Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора.
Программа «Камертон» Э.П. Костиной направлена на разностороннее музыкальное образование. Она характеризует семь лет жизни ребенка с семью ступенями звукоряда. Музыкальное воспитание и обучение — это первая, вторая и третья ступени, а ступени музыкального обучения, воспитания и развития с четвертой по седьмую. Главное место отводится такому виду деятельности, как восприятие музыки. Авторы спроектировали модель педагогического процесса, поэтому образцов, методически разработанных музыкальных занятий программа не содержит.
Многие педагоги используют в практике парциальную программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Программа включает разработку занятий для четырех возрастных групп для детей от 3до7 лет. Наличие музыкального материала устраняет проблему поиска нотного материала. Программа разработана детально, адекватно возможностям детей, что позволяет успешно освоить весь материал. Своеобразием программы является нестандартный подход к проведению занятий. Вокально-хоровой репертуар соответствует всем требованиям музыкального воспитания.
Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Вокально-хоровой репертуар усложняется с каждым возрастным этапом, добавляются новые формы, приемы. На слайде представлены направления работы по вокально-хоровому пению по возрастным группам:
Для детей 3-4 лет. в первую очередь используется фольклор. Попевки и песенки включают в качестве упражнений, распеваний и подпеваний, они построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту.
Используются песенки «Петушок», «Ладушки», «Птичка», «Солнышко-ведрышко», музыка В.Карасевой, и многие другие; Упражнения на развитие ритмического слуха: «Кто как идет?», «Петушок, курочка и цыпленок»; на развитие тембрового и динамического слуха «Громко-тихо», «Веселые дудочки».
Для детей 4-5 лет. В качестве упражнений на развитие слуха и голоса в этом возрасте используются песенные импровизации мелодий на заданный текст. Например: «Как тебя зовут», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты»;
Игры с пением «Огородная-хороводная», муз. Б.Можжевелова, «Гуси-лебеди и волк», муз. Е.Тиличеевой.
Песенное творчество: «Котенька-коток», р.н.п.; «Лошадка», «Марш», муз. А.Гречанинова.
Песни: «Как на тоненький ледок», «Паучок», «Кисонька-мурысонька», р.н. песни.
Для работы со старшими дошкольниками можно брать более сложные, продолжительные мелодии. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Андрей-Воробей», «Зайка».
Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Где мои детки?», «Ступеньки».
Упражнений на развитие диатонического слуха: «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».
Песни: «Барабан», муз. Е.Тиличеевой; «К нам гости пришли», муз.А.Александрова; «Голубые санки», муз. М.Иорданского.
Игры с пением: «Ворон», р.н.м; «Кот Васька», муз. Г.Лобачева.
Хороводы: «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», р.н.п.
Песни из мультфильмов советских композиторов Ю. Чичкова, В.Шаинского, Б.Савельева.
Для детей 6-7 лет. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Скок-поскок», «А я по лугу».
Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Звуки разные бывают», «Подумай, отгадай».
Песни: «Листопад», «Будет горка во дворе» муз. Т. Попатенко; «Праздник Победы», «Брат- солдат» муз. М. Парцхаладзе;
Игры с пением: «Плетень», «Теремок», р.н.п; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова. Хороводы: «На горе-то калина», р.н.п.; «К нам приходит Новый год», муз. В.Герчик.
Песни из мультфильмов советских композиторов.С детьми данного возраста можно работать над инсценировками и музыкальными спектаклями. Например, «Как у наших у ворот», «Где был Иванушка?», р.н.м.; «Золушка», «Муха-цокотуха», муз. М.Красева.
Правильный подбор песенного материала (с включением в него народных песен, произведений классиков, советских и зарубежных, а также современных композиторов), применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей способствует воспитанию у них чувств патриотизма и расширяет их кругозор.
Работая в этом направлении, воспитанники могут себя проявить в конкурсах певческого мастерства различного уровня.
Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста
Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста – «Жаворонок» П. И. Чайковского
Автор: Шваб Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Лоухский детский сад, п. Лоухи, Лоухского района, Республика КарелияОписание: Конспект может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей музыки общеобразовательной средней школы Цель: Расширение знаний детей о музыке П.И Чайковского,обогащение знаний о поведении птиц весной. Задачи: -Расширять и уточнять представления о трёхчастной форме произведений П.И. Чайковского -Развивать память, внимание, логику, мышление; на основе собственного опыта выделять главное, сравнивать, делать выводы. -Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе. Атрибуты:На стенде портрет композитора П. И. Чайковского, иллюстрация произведения «Жаворонок», иллюстрация весеннего леса с изображением жаворонка, карточки составных частей этого произведения (3-х частная форма) — 2 карточки оранжевого цвета и 1 карточка синего цвета. Видеозапись «Песня жаворонка» -Образовательный канал для слушания детьми дошкольного возраста (подготовительная группа) Ход:Музыкальный руководитель:Посмотрите, пожалуйста, на стенд, как зовут этого композитора? Дети отвечают:Пётр Ильич Чайковский Музыкальный руководитель:Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением П.И. Чайковского , который называется «Жаворонок» Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, что вы знаете о жаворонках, кто это такие? Дети отвечают — Птицы. Музыкальный руководитель:А когда они прилетают к нам? Дети: Весной Музыкальный руководитель:А как вы думаете, почему птицы поют весной? Дети отвечают: Радуются весне, радуются теплу, солнышку… Музыкальный руководитель:А вот и нет! Весенняя песня для птиц — очень важное и серьёзное дело. И поют, между прочим, только самцы.
Возвратится маленький певун домой весной и немедленно во весь голос заявляет: «Я прилетел! Это мой участок, моя территория! Тут я буду жить, охотиться и растить птенцов». Своей песней птица устанавливает границу своей территории, она невидимая. Зато слышимая.
Если рядом появляется голос соперника, хозяин участка бросается и прогоняет его со своей территории. А вот птицам другого вида селиться разрешается, потому что у таких соседей корм и материал для гнезда другие. С ними спорить не о чем. Вот представьте, подыскал место для гнезда будущий папа и начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Услышит будущая птичья мама одну песенку, вторую, третью и выберет самую красивую и прилетит. Давайте сейчас послушаем, как же поёт весной жаворонок. Петр Ильич Чайковский в этом произведении рассказал только об одной птичке, как он её услышал. Над полем жаворонок вьется, Во ржи синеют васильки, И солнце весело смеется В прозрачном зеркале реки. Всех заглушил. На весь лесок Звенит задорный голосок. (Бережная С.)Музыкальный руководитель включает первую часть пьесы «Жаворонок». Затем останавливает запись. Скажите, какая песня сейчас звучала по характеру? Дети отвечают: Звонкая, радостная, весёлая. Музыкальный руководитель:Давайте послушаем дальше, как птичка будет петь. (Включает вторую часть пьесы, затем останавливает по окончании второй части) . Музыкальный руководитель:А сейчас как пел жаворонок, что-нибудь изменилось в характере его песни? Дети отвечают: Песня стала грустная, печальная. Музыкальный руководитель:Как вы думаете, почему жаворонок загрустил? Дети предлагают свои варианты. Музыкальный руководитель добавляет: А может быть, перестало светить солнышко или к нему ещё не прилетела будущая мама его птенцов, а он ведь так старался петь… Давайте послушаем последнюю часть песни жаворонка.(включает третью часть произведения)Музыкальный руководитель: Что вы можете сказать об этой песне жаворонка? Дети отвечают: Песня стала опять радостная, весёлая, уверенная. Музыкальный руководитель:А сейчас про что пел жаворонок? Дети предлагают свои варианты ответа.Музыкальный руководитель добавляет: « Наверное он увидел ,как к нему летит его самочка — подружка, он очень обрадовался и запел очень пронзительно и нежно. «Я здесь, я очень рад! Лети ко мне!!»
Музыкальный руководитель указывает на первую карточку оранжевого цвета: А сейчас давайте ещё раз вспомним, какая по характеру была песня в первой части произведения П.И. Чайковского? Дети отвечают: Радостная, весёлая Музыкальный руководитель: (показывает на вторую карточку синего цвета):А какая стала по характеру вторая часть музыки ? Дети: Грустная, печальная… Музыкальный руководитель (указывает на третью карточку оранжевого цвета): И в заключительной части музыки какая опять стала песня жаворонка? Дети: Радостная, весёлая, нежная… Музыкальный руководитель:А сколько грустных песенок спел жаворонок? Дети: Одну Музыкальный руководитель: А сколько спел радостных песенок Дети: Две Музыкальный руководитель:Скажите, пожалуйста, сколько частей получилось в произведении П.И. Чайковского «Песня жаворонка»? Дети: Три Музыкальный руководитель:Понравился ли вам рассказ о жаворонке? А его песня? Дети отвечаютМузыкальный руководитель:Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались, старательно думали, отвечали на вопросы и сами много нового узнали про жаворонков весной. О птицах много знаем мы И в то же время мало, И нужно всем: и вам, и нам, Чтоб их побольше стало. Зимой поставь кормушку им, Синицам дай ты сала; Пшено едят все воробьи, Подсыпь, как станет мало. Они вознаградят труды, И зацветут кругом сады. Среди зелёной той листвы Их песенку услышишь ты. (Ученики 2 Б класса школы №16 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Жигулёвска)аЛитература:
«Музыкальные занятия в детском саду» З.Н. Бугаева Издательство АСТ; Сталкер, Москва 2005 г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада Музыкальное занятие в подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы
Проект «Слушаем, двигаемся, играем»
Определять жанр и характер музыки. Расширять словарный запас определениями характера музыки (бодрый, праздничный, маршевый, четкий, решительный).
Движения.
Выражать в движениях торжественный, решительный характер музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Развивать музыкальное восприятие, способствовать умению эмоционально откликаться на музыку. Использовать барабаны, палочки, бубен для оркестровки музыки марша.
Слушание.
Рассказать о композиторе С. Майкапаре. Беседа о жанре « вальс». Эмоционально откликаться на музыку плавного, мягкого характера.
Движения.
Различать музыку 3хчастной формы. Учить передавать в движении характер музыки.
1 –взволнованная, легкая, полетная.
2 – нежная, мечтательная, мягкая.
3 как 1.
Учить выполнять движения нежно, плавно. Работа с лентой над выразительностью рук. Знакомить с шагом вальса.
Игра на детских инструментах.
Использовать колокольчики.
Слушание.
Познакомить с композитором С. Рахманиновым. Рассказать о «жанре» полька. Учить различать музыку 3-х частной формы и определять характер частей. Расширять словарный запас детей, с помощью которого они могут высказываться о чувствах, настроении, выраженных в музыке ( веселая, задорная, отрывистая, радостная, легкая, озорная, сверкающая, солнечная).
Движения.
Упражнять в движениях: поскоки, легкий бег, хлопки, выставление ноги на носок, небольшие прыжки, кружение. Познакомить с шагом польки.
Игра на детских инструментах.
Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания частей пьесы. Использовать инструменты для оркестровки: 1 – треугольник,
2 –колокольчики, тамбурин.
3 – бубен, румба,
4 – все вместе.
Развивать внимание, умение слушать и слышать музыку и друг друга. Различать в музыке 4 части.
Слушание.
Познакомить с творчеством композитора Д. Шостаковича. Познакомить с танцем «гавот». Определить характер музыки: светлый, изящный, шутливый, кукольный. Побуждать к высказыванию об эмоционально-образном содержании пьесы.
Движения.
Передавать в движении настроение сказочной, кукольной музыки. Задание на воображение: «веселые куклы танцуют на балу». Учить выполнять движения и жесты: «показать красивое платье», «нарядные туфельки», «покружиться на носочках», «Кукольные ручки», «деревянные поклоны».
Игра на музыкальных инструментах.
Учить играть на детских музыкальных инструментах. Слышать и различать в музыке «вариации» для каждой куклы. Использовать: бубен, тамбурин, колокольчик, треугольник.
Слушание.
Эмоционально откликаться на музыку шутливого, легкого характера. Познакомить с понятием « вальс». Расширять словарный запас определениями характера музыки: шутливый, легкий, сверкающий, полетный. Учить определять средства музыкальной выразительности :ритм, темп. Регистр.
Движения.
Упражнять в вальсовых движениях. Учить легко кружиться, легко бегать по кругу, выполнять полуприседания, легкие повороты.
Учить передавать в движении легкий, подвижный, шуточный, озорной, характер музыки. Упражнять в выполнении жестов: «солнечные лучики», слушать как звенит колокольчик, радоваться солнышку, «встретить солнышко», «покружиться с солнышком».
Игра на детских инструментах.
Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания частей пьесы. Играть на них : звоночки, треугольник, металлофон. Подчеркивать ритмическое и тембровое своеобразие музыки.
Слушание.
Продолжать знакомить с музыкой П. Чайковского. Определять характер музыки: веселый, задорный, подвижный, радостный, плясовой. Обогащать словарь детей высказываниями об эмоционально-образном содержании музыки. Определять средства музыкальной выразительности: темп, тембр, ритм.
Игра на детских инструментах.
Развивать динамический слух детей. Развивать чувство ритма. Продолжать работу над обучением игре на детских музыкальных инструментах: колокольчики, ложки, бубен. Слушать друг друга, слышать в музыке сильную долю.
Слушание.
Учить сравнивать контрастные пьесы одного жанра. Быстрый, стремительный, огневой, острый – танец. Спокойный, торжественный, неторопливый, важный – менуэт. Продолжать обогащать словарь определений характера музыки.
Движения.
Вызывать интерес и желание передавать в движениях различный характер музыкальных образов 2-х пьес. Смелые, решительные, храбрые, сильные, ловкие – юноши.
Мягкий, нежный, ласковый, изящный – девушки. Неторопливый, спокойный, чопорный – дамы и кавалеры на балу.
Упражнять в жестах: «мягкие руки», «нежные движения», «высокие прыжки», «быстрый, стремительный бег», «поклоны и реверансы», «достойная, важная проходка».
Слушание.
Продолжать знакомство с музыкой П. Чайковского. Познакомить с музыкой изобразительного, сказочного характера: злая, страшная, отрывистая, тревожная. Определять средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамические оттенки, создающие образ.
Движения.
Развивать творчество детей. Пробовать и находить движения передающие образ сказочной, злой старухи.
Игра на детских инструментах.
Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки пьесы. Использовать шумовые инструменты.
Слушание.
Познакомить с композитором Г. Свиридовым. Эмоционально откликаться на яркий образ. Отмечать средства музыкальной выразительности. Определять настроение, характер музыки
Движения.
Дать возможность детям самостоятельно выразить в движениях свое отношение к образной музыке. Познакомить с жестами :
«произносит заклинание», «оглянуться по сторонам», «ходить, согнувшись», «ходить, опираясь на клюку». Продолжать развивать творческую активность детей.
Игра на детских инструментах.
Использовать шумовые инструменты для оркестровки произведения. Самостоятельно определять громкость звучания инструментов, темп и ритмический рисунок. Развивать творческую активность детей.
Слушание.
Познакомить с композитором Э. Григом. Познакомить с музыкой изобразительного характера. Определять характер музыки, средства музыкальной выразительности, услышать в музыке 3 части.
1-мягкая, плавная, безмятежная.
2-громкая, яркая, солнечная.
3-нежная, мечтательная.
Движения.
Учить детей эмоционально откликаться на музыку изобразительного характера, передавать в движениях настроение музыки. Учить выразительным жестам: «просыпается цветок», « колышется на ветру стебелек», «поднимается к солнышку», «Улыбается солнышку».
Жесты ликования: легкий бег, с распростертыми руками, спокойное, умиротворенное движение, ходьба.
Игра на детских инструментах.
Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки произведения. Учить играть на металлофоне, треугольнике, колокольчиках. Добиваться мягкого. Нежного звуковедения.
Слушание.
Продолжить знакомство с музыкой П. Чайковского. Определить в музыке количество частей. Расширять словарный запас определениями характера музыки: взволнованная, трепетная, легкая, воздушная, ласковая, лиричная, нежная.
Движения.
Передавать в движениях радостное, приподнятое настроение. Осваивать жесты: «Цветок растет», «качается на ветру», « собираем цветы», «любуемся цветами», «поднимаем головки к солнышку», «кружимся от ветерка». Продолжать развивать творческую активность, творческую инициативу детей.
Слушание.
Услышать мечтательное настроение музыки, ее мягкий, напевный, светлый, ласковый характер. Определить 3х частную форму музыки. Рассказать о том, что музыка может предавать мир чувств и настроений человека: радость и печаль, ликование и скорбь, волнение и спокойствие. Может рассказать о мечтах человека. Греза – мечта, о чем — то сладком, заманчивом.
Движения.
Передать в свободных, творческих движениях настроение пьесы, характер мелодии. Выполнять движения: перестраиваться из пар врассыпную и обратно, выполнять движение « легкие и тяжелые руки». Добиваться умения выполнять движения плавно, легко, грациозно.
Игра на инструментах.
Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки пьесы. Упражнять в игре на колокольчиках, треугольнике, металлофоне.
Слушание.
Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку солнечного, яркого, веселого характера. Услышать веселый, яркий, задорный, игривый, зажигательный характер музыки.
Движения.
Вызывать интерес и желание у детей передавать в движениях характер музыки. Упражнять в поскоках в парах, галопе, легких прыжках, в умении сужать и расширять круг на дробном шаге, кружиться на дробном шаге.
Творческое задание: показать как танцуют разные звери, сказочные герои, куклы. Обговорить музыкальные характеристики фрагментов польки. Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию.
Игра на музыкальных инструментах.
Использовать умение детей определять характер музыки, настроение для нахождения выразительных тембров музыкальных инструментов для оркестровки пьесы. Использовать колокольчики, треугольник, металлофон, маракасы, бубны.
Слушание.
Познакомить с танцем «тарантелла». Рассказать, что это итальянский танец – быстрый, стремительный, вихревой, задорный, озорной, скачущий, солнечный. Учить определять настроение музыки – зажигательное, яркое, устремленное вперед.
Движения.
Услышать и воплотить в движениях быстрого поскока и бокового галопа легкую, стремительную музыку танца, особенности 2х частей, фразировку. Услышать и воспроизвести изменения ритмического рисунка и отметить стаккатированные четверти звонкими ударами в бубен . Упражнять в движениях : поскоки, выбрасывание ног вперед, кружение, боковой галоп, поскоки врассыпную.
Игра на музыкальных инструментах.
Продолжать развивать умение детей находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки пьесы. Использовать колокольчики, треугольник, бубны, металлофон.
Ход занятия
Дети заходят в зал, садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Посмотрите, пожалуйста, на портрет, как зовут этого композитора?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением известного композитора П. И. Чайковского, из «Детского альбома»
.
(Исполняется пьеса целиком)
Воспитатель: Дети, скажите, какая это музыка?
Дети: Весёлая, спокойная, нежная.
Воспитатель: Правильно, музыка солнечная, светлая.
Воспитатель: Какое настроение, у вас, создает музыка?
Дети: Торжественное, забавное, радостное.
Итог беседы
Воспитатель: Сегодня мы с вами слушали музыкальное произведение.
Воспитатель: Как зовут композитора?
Дети: Пётр Ильич Чайковский
Воспитатель: Давайте вспомни какие «нужные слова»
мы выбрали для этой
музыки?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо занимались.
Дети уходят в группу.
Фрагмент занятия №2: 2 этап восприятия. О чем рассказывает музыка?
Цель: Углубление представления детей о произведении П. И. Чайковского. Познакомить детей с музыкальным образом, вложить в него конкретное содержание.
Ход занятия
Дети заходят в зал, садятся на стульчики
Воспитатель: Здравствуйте, дети. На прошлом занятии, мы с вами, познакомились с новым произведением П. И. Чайковского, которое называется «Песня жаворонка»
. Сейчас вы услышите отрывок уже знакомой вам пьесы.
(Исполняется отрывок пьесы)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что вы знаете о жаворонках, кто это такие?
Дети: Птицы.
(Показ иллюстраций с жаворонком)
Воспитатель: А когда они прилетают к нам?
Дети: Весной
Воспитатель: А как вы думаете, почему птицы поют весной?
Дети отвечают: Радуются весне, радуются теплу, солнышку.
Воспитатель: А сейчас я включу пьесу целиком, и вы постарайтесь прислушаться внимательно и сказать, всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется?
(Пьеса исполняется целиком)
Дети: Сначала жаворонок пел весело, звонко, потом жалобно, а в конце снова весело.
Воспитатель: Правильно, сначала музыка звучит приветливо, радостно, игриво. Наверное, светило солнышко, и жаворонок пел весело, беззаботно, радуясь весне. Но вот солнышко скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко в небе, и он запел беспокойно, тревожно, жалобно. Вы слышали, как в конце пьесы жаворонок спускается на землю. Его чирикание слышится всё ниже и ниже. Наконец он спустился и исчез в траве.
Воспитатель: Вы услышали голос жаворонка? Какое настроение вызывает его песня?
Дети: Весёлое, забавное, полётное.
Воспитатель: А какой приём, мелодический оборот, подражающий птичьему пению, использован в пьесе?
Дети: Трель, это быстрая смена звуков, которая делает перелив.
Воспитатель: Трель жаворонка помогла нам услышать флейта! А вы помните этот музыкальный инструмент? Опишите мне флейту и звуки, которые она издает?
Ответы детей
Воспитатель: Какие вы ещё услышали инструменты?
Дети: Скрипка, фортепиано.
Воспитатель: Ребята скажите, почему эта пьеса так называется? О чём рассказывает музыка?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, наше занятие подошло к концу, всем спасибо, идем в группу.
Дети уходят в группу.
Фрагмент занятия №3: 3 этап восприятия. Как рассказывает музыка?
Цель: Связать содержание произведения со средствами музыкальной выразительности, которые использует композитор.
Детский музыкальный репертуар: требования и классификация.
Развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной
деятельности. Репертуар выполняет важную функцию музыкального воспитания дошкольников. Во многом успех музыкального развития детей зависит от качества используемого репертуара. В качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность (способность отразить богатый духовный мир человека), воспитательная направленность (способность формировать эстетические чувства ребенка, развивать музыкальное мышление), педагогическая целесообразность (способностью вызывать у детей положительные эмоции в процессе музыкального восприятия, поддерживать интерес к музыке), доступность.
Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям — художественности и доступности. Требования доступности репертуара рассматривается в двух аспектах:
— доступность содержания (соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, его способности сопереживать чувством, составляющим основу музыкального образа);
— доступность музыкального репертуара (по диапазону, протяженности тем и сюжетов) для воспроизведения его детьми.
В процессе развития навыков музыкального восприятия важно знакомить детей с музыкальными произведениями различных стилей. Это дает возможность обогатить представления ребенка о музыке разных времен, об «интонационном словаре» различных эпох.
Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей.
Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят. Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываются.
Весь музыкальный репертуар можно разделить на произведения для слушания, пения, движения под музыку. Они отбираются с учетом программных задач воспитания ребенка в детском саду и отвечают художественно- педагогическим требованиям:
-единства содержания и музыкальной формы;
-соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;
-доступности восприятия и исполнения детьми дошкольного возраста различных групп детского сада.
Музыкальный репертуар, включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.
Виды детской музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства ( окружающей жизни, и самого себя)
Выделяются следующие виды: восприятие(слушание)- развив. муз. слуховые представления.
Исполнительство — осуществляются в пении(разв. ладовое чувство, чувство ритма, разв. координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь), музыкально-ритмические движения (разв. пластичности, выразительности в движении) игра на музыкальных инструментах.(интерес, разв муз. способностей) детские оркестры
Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства.
Творчество(песенное, муз-игровое, танцевальное) В дошк. возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные
импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев. Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. Таким образом, все виды муз деят являются средствами музыкального воспитания и развития детей.
Организация. Муз. Деят-ти
Муз. Деят-ть дошк – это различные способы, ср-ва познания детьми муз. искусства (а через него и окр. жизни, и самого себя), с помощью кот.осущ-ся и общее развитие».
Осн цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту. необходимо учитывать следующее:
-музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей;
-опираться на личный опыт ребенка;
должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия.
Важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах, вечерах, специальных
занятиях.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет
«комплекс оживления».
Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и
требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в
подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: отдается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.
К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.
Действия детей на муз-х занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнит-е навыки и импровизируют собств-е незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцев-е движения, музыкально-игровые образы. Разностороннее развитие личности ребенка обеспеч. благодаря тесной взаимосвязи эстетич. Восп-я с нравственным, умственным, физическим. Осущ-ию идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная прогр. и подобранные в соотв. с возрастными возмож-ми детей произв-я. Самое главное – это «школа чувств», кот. формируются благодаря особому св-ву музыки – вызывать сопереживание слушателей. На муз. занятиях активизируется также познават-я и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимат. слушая произв-е. Но восприн-т лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоц-я отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразит-е ср-ва. Эти умств-е действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний
ребенка, придают им осмысленность.