Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему


Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ

Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ

Любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность должна способствовать развитию детей. Поэтому деятельность педагога необходимо выстраивать таким образом, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет мотивация.

Организационно – мотивационный этап НОД считается наиболее важным, ведь от того как пройдет этот этап зависит успешность проведения всего занятия.

Организационно – мотивационный этап НОД состоит из следующихподэтапов:

1. Введение в игровую ситуацию
2. Мотивация.
Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.

3. Постановка проблемы.

-Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.

-выхода из затруднительной ситуации.

Игровая мотивация –это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации

:

Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке»,

ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Например:

НОД аппликация, конструирование, рисование.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне»

. Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

1.Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

2.Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3.В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например:

в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности

Третий тип мотивации «Научи меня»

— основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Например

: В игровой деятельности, в НОД старших группах

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя»

— основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Например:

Художественное конструирование, ручной труд, художественное творчество

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы

:

— нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

— обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

— обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

— действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

Игрушки или игровые персонажи:

— должны соответствовать возрасту детей;

— должны быть эстетичными,

— должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

— должны иметь обучающую ценность,

— должны быть реалистичными;

— не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

— Игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка — спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах

Младший дошкольный возраст.

1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.

4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.

5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.

Средний возраст.

В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.

Первый тип как для предыдущей возрастной группы.

Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).

В старших группахпотребность в создании игровой мотивации сохраняется.

Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемная ситуация

– спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря,
проблемная ситуация
– это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает и

4) самоконтролирует правильность этого решения.

«Создание игровой мотивации в работе с детьми дошкольного возраста»консультация на тему

Консультация для воспитателей:

«Создание игровой мотивации в работе с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель — Колесникова С.В.

Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно осуществляться без принуждения ребенка и с учетом того, что каждый возраст создает наиболее благоприятные возможности для усвоения определенных знаний, для овладения определенными умениями и навыками, которые выступают в качестве средства детского развития.

Одним из путей, направленных на решение данной проблемы, является использование при обучении детей игровых методов и приемов. Эти методы, представляющие собой определенную дидактическую систему, нацелены на овладение детьми способами сюжетно – ролевой игры.

В настоящее время педагоги используют множество игровых методов и приемов, которые, к сожалению, не всегда оказываются эффективными.

Во-первых, потому, что созданная взрослым игровая ситуация не увлекает детей, не доставляет им радости и не развивает их.

Во- вторых, потому, что игровые методы и приемы, не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно и используются.

Наиболее распространенные способы использования игровых приемов.

  1. Воспитатели часто прибегают к игровому приему, который связан с имитацией прихода в гости к детям того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, а затем, открыв ее, объявляет, что к ним «кто-то пришел».
  2. Игровой персонаж ( зайчик, собачка и т.п.) «просит помочь ему. Дети выполняют просьбу игрушки ( лепят «морковку» для зайчика или «косточку» для собачки). Воспитатель от лица игрушки благодарит их.
  3. При выполнении какого – либо задания воспитатель побуждает детей к перевоплощению в те или иные образы. Например, при рисовании фруктовых деревьев предлагает стать садовником, при создании изображения по мотивам декоративно- прикладного искусства – народным мастером и т.п.
  1. К «приходу» игрушки или куклы бибабо малыши 2-3 лет относятся с неподдельным, искренним интересом, а для старших детей этот прием не только не эффективен, но способен вызвать даже плохо скрываемую насмешку.
  2. К «просьбам» игрового персонажа младшие и старшие дошкольники также относятся по-разному: малыши – с готовностью, старшие – индифферентно.

Дети 2-3 лет готовы «помочь» игрушке и «выполнить» ее просьбу, приложив определенные усилия. Но для этого игрушка должна стать в буквальном смысле слова ближе к ребенку. Сначала он должен взять ее в руки, подействовать с ней, «поговорить», а потом, может быть, захотеть что-то для нее сделать. В результате, кроме эффекта новизны, никакого эмоционального и игрового воздействия на маленьких детей этот игровой прием не оказывает.

  1. Во-первых, такой подход является педагогически неверным с точки зрения построения игры, потому что:
  • Содержит требование разыгрывания готового, заданного взрослым сюжета;
  • Не способствует обогащению содержания игровой роли, так как для проведения подобной работы требуется чтение специальной литературы, позволяющей в доступной для детей форме раскрыть профессиональные функции садовника или художника.

Во-вторых, для решения изобразительных задач данный игровой прием также неэффективен, потому что принятие роли не влияет на повышение уровня представлений ребенка об изображаемом объекте, не способствует формированию его изобразительных умений и навыков.

Беспорядочность в использовании игровых методов и их несоответствие способам построения сюжетно – ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства не оказывает положительного влияния ни на развитие игры, ни на повышение эффективности обучения.

Согласно исследованиям Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой на протяжении дошкольного детства дети овладевают 3-мя способами построения сюжетно – ролевой игры:

  • Предметно – действенным (ранний и младший дошкольный возраст);
  • Ролевым ( средний дошкольный возраст)
  • Сюжето-осложнением (старший дошкольный возраст)

Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребенка, формирования его личности. Кроме того, игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

Процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений (клубок ниток, дождик и др.) лишен для него смысла, и он действует без старания и интереса.

Но такое отношение детей к обучению вполне понятно и оправдано, но не способствует развитию творчества.

Как же сделать выполнение учебных заданий осмысленным и интересным?

Для этого маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно, и то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождик?

Это мир детской игры. Именно там и дождик, и т.д. могут очень пригодиться.

Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создает мотивацию.

Игровая мотивация – дело серьезное. Почему? Хотя бы потому, что работа по созданию игровой мотивации предполагает умение воспитателя играть.

Вторжение в сферу игры ребенка – тонкое и деликатное дело. Для дошкольника действия взрослого, направленные на его воспитание и обучение вполне понятны. Но когда воспитатель начинает с детьми играть, то они относятся к этому достаточно настороженно: «Действительно будет играть или притворяется и хочет использовать игру в каких – то корыстных целях?»

Для того чтобы с помощью игровой мотивации повлиять на детей, самому педагогу надо осуществить переход из одной деятельности в другую, принять позицию « равного» партнера. А по ходу руководства детской деятельностью не «соскальзывать» с игры, сохраняя игровой характер деятельности.

Сложность выполнения этого требования состоит в том, что на каждом возрастном этапе, вслед за изменениями способов сюжетно – ролевой игры, игровая мотивация должна меняться.

Следовательно, педагог должен уметь создавать ИМ с учетом способов построения сюжетно – ролевой игры.

Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата.

Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.

Младший дошкольный возраст

  1. Вы рассказываете, что у каких – то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса, и др.) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д.

Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или уже успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

  1. вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидайтесь ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
  2. Вы предлагаете детям научить их делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
  3. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т.д. Поэтому предполагается наличие в группе достаточного количества мелких объемных или плоскостных игрушек.
  4. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
  5. По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при делании полученный продукт.

Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к жизни и предстоящим с ними событиями.

Средний дошкольный возраст

В работе с детьми этого возраста используются два типа мотивации.

Первый тип предполагает создание изображения для каких-нибудь вымышленных игровых персонажей.

Довольно часто дети этого возраста выдумывают себе друзей по играм, которых никто никогда не видел: фей, гномов и др. существ. Эта способность детей помогает развитию здоровой фантазии и способности решать различные проблемы.

Для этого педагог кратко, но достаточно убедительно рассказывает детям о нуждах или потребностях вымышленных персонажей.

Затем осуществляется постановка игровой задачи (помочь заготовить для них фрукты, овощи, посчитать и т.д.), а на ее основе – учебной («я научу вас лепить или рисовать для них фрукты»)

Второй тип мотивации предполагает создание такого изображения, когда дети принимают на себя определенную роль действуют в ней.

Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).

Старший дошкольный возраст

Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте.

Это связано с тем, что дети начинают принимать учебные задания вначале только в тех случаях, когда полученные знания и навыки можно сразу же использовать в игре, рисовании или другой достаточно привлекательной для них деятельности. И только к концу дошкольного детства становится возможным сознательное усвоение детьми знаний «впрок», понимание того, что они будут нужны в будущем.

Понимание смысла учебных заданий необходимо не только для того, чтобы ребенок их выполнял(это он может делать и под влиянием требований взрослого), а в большей степени для того, чтобы он специально обращал внимание на способы действий, старался их усвоить.

Эффективным подходом к решению данной проблемы является использование на занятиях игровой мотивации, направленной на осуществление самоконтроля в процессе выполнения задания.

Особое значение ИМ имеет при формировании у детей старшего дошкольного возраста способности к взаимодействию друг с другом.

Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает и

4) самоконтролирует правильность этого решения.

Пример проблемной ситуации:

Деловая игра

1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности.

2 группа (средний возраст) — создает игровую мотивацию для познавательно- исследовательской деятельности.

3 группа (старший возраст) – создает игровую мотивацию для коммуникативной деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]