: Время прочтения:
Сегодня все родители озабочены ранним развитием ребенка, почти с пеленок водят его в развивающие студии, многочисленные кружки и секции. Ребенка учат буквам, как только он начинает ходить, а то и раньше. Стремление вырастить из ребенка гения приводит к обесцениванию простой игры. Она кажется родителям пустой тратой времени. Так ли это на самом деле? Какова польза игр для детей? Рассказывает психолог Виктория Мелихова.
Не успел малыш еще встать на ножки, как мама ведет его в развивающую студию. Опытные педагоги предлагают самые разнообразные занятия на развитие моторики, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционального интеллекта. Придуманы методики, по которым буквам и цифрам начинают учить уже годовалого малыша! Танцы, спорт, бассейн, гимнастика, скорочтение, особенные сады с уклоном, ментальная арифметика для дошкольников… А тут уже и подготовка к школе показалась на горизонте.
«Я стараюсь дать своему ребенку все. Он еще маленький, а значит, впитывает, как губка. Я не хочу упустить момент, ведь потом ему будет намного сложнее учиться и развиваться, чем сейчас», говорит мать замечательного малыша. «Кроме того, бегая с кружка на кружок, я сама чувствую себя значимой и ценной для него, ведь я делаю все, что от меня зависит».
Мы не будем рассуждать о пользе или вреде раннего развития и такого воспитания (безусловно, родители руководствуются благими целями), но обратим внимание, что в такой «гонке за развитием» у ребенка не остается времени, чтобы просто поиграть.
Родители не понимают, почему дети должны играть
На своей практике не раз пришлось столкнуться с тем, что родители часто недооценивают детскую игру. Мне приходится объяснять родителям, почему детям нужно играть.
«Только оставь его без присмотра, так он сразу же начнет баловаться».
Начинаем выяснять, что значит «баловаться»: доставать игрушки из шкафа, разбрасывать конструктор, бегать по комнате с машинкой, рассыпать ложкой фасоль… Минуточку! Кажется, здесь речь идет о том, что ребенок играет. Он рассматривает игрушки, изучает окружающие предметы. Любопытство — одно из самых важных для малыша качеств! Он пытается «готовить суп», изображает таксиста. Только для мамы все эти действия объединены словом «баловаться». Отдельная проблема — если это происходит в общественных местах.
«Она постоянно шкодит. То камни принесет, посередине комнаты положит, то песок на стол высыпет. Только отвернусь, как обязательно что-то натянет на голову. Сил просто нет».
Да, часто дети в процессе игр (особенно, подвижных и активных) могут причинять некоторые неудобства, испортить наведенный порядок, перевернуть игрушки и даже испачкать ковер. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр… Так зачем детям нужны игры?
Чему учат детские игры
Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.
Что дает игра детям разного возраста?
Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!
Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!
Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.
Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!
Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.
На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение. Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять.
Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню. И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.
Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.
За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.
Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.
Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.
В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.
Какие типы игр существуют?
Повторим, что игра в жизни ребенка очень важна, и необходимо использовать различные виды игр для его всестороннего развития. Существует общепринятая классификация игр с детьми. Ее удобно представить в виде следующей схемы:
Давайте разберемся по порядку и приведем примеры.
Экспериментальная игра — игра, основанная на проведении экспериментов. Подобные игры будут интересны ребятам средней и старшей дошкольной группы (то есть в качестве игры детей третьего года жизни и старше), так как они требуют концентрации внимания, усидчивости. Эксперимент можно условно поделить на 3 этапа:
- ребенок наблюдает за экспериментом: необходимо заинтересовать малыша, не стоит начинать со скучной теории, покажите «класс», и он сам готов будет вас слушать;
- ребенок готовит эксперимент вместе со взрослым: очень важно на данном этапе активно помогать ребенку, дать ему понять принцип действия и набраться храбрости для дальнейшей самостоятельной деятельности;
- ребенок экспериментирует сам: контроль взрослого необходим и на данном этапе, но здесь можно дать свободу действия юному ученому и вовлекаться в процесс только по просьбе его самого.
Подобные виды игры в жизни ребенка дошкольного возраста развивают творческий подход, интерес к наукам, умение собирать и обрабатывать информацию, тягу к познавательной деятельности. В ходе экспериментов не забудьте предложить малышу сначала построить гипотезу (предположить, что же должно получиться из опыта), затем подтвердить или опровергнуть ее опытным путем и сделать выводы (что получилось, что нет, почему). Это научит его последовательному изложению мыслей, структурированию и пояснению увиденного, и, конечно же, это точно пригодится в дальнейшей жизни.
В качестве примера подобных игр отлично подойдут наборы «Юный химик», «Занимательная биология» и другие. Они продаются в любом детском магазине, и их выбор огромен. Можно организовать эксперимент и в домашних условиях, например, вырастив лук из луковицы. Проявите фантазию. Экспериментировать понравится не только малышам, но и их родителям.
Игры с правилами — речь идет об играх по определенным установленным правилам, которые часто бывают сформированы исторически (салки, прятки). В зависимости от ситуации и желания, их можно дополнить или придумать новые условия вместе с малышами.
Такие игры в жизни ребенка младшего возраста развивают навыки коммуникации, ведь часто бывают командными. Речь идет как о противостоянии и соперничестве, так и о слаженной работе в команде для достижения общего наилучшего результата. Это очень важно для развития и социализации детей.
Делятся такие игры на следующие подтипы:
- Дидактические – игры в жизни ребенка, направленные на развитие усидчивости, внимания и следования правилам. Как правило, они снабжены определенным инвентарем (карточки, игра «Попробуй догони»), а вот условия чаще всего жестко ограничены, есть также система штрафов и поощрений, что активно учит ребенка следованию определенным рамкам.
- Подвижные – основой игры является двигательная активность. Удобней подобные занятия проводить на свежем воздухе или в специально оборудованном помещении (спортивный уголок дома или в детском саду, например). Детям дошкольного возраста необходимо двигаться много, это заложено природой. Нам нужно лишь направить активность в нужное русло и обеспечить, по возможности, безопасность ребенка. Здесь также стоит отметить, что речь не идет о спортивных секциях: спорт важен и нужен, но направлен на оттачивание необходимых навыков только для данного вида. Нам же важно гармонично и всесторонне развить ребенка, а значит, лапта или прятки будут гораздо эффективнее, чем, скажем, баскетбол. Важно привить ребенку любовь к подобным занятиям, особенно в эпоху компьютерных игр, ведь, как известно, от устоявшейся привычки избавиться крайне сложно. Так пусть привычки будут полезными.
Творческие игры – игры, всецело направленные на развитие творческого мышления, фантазии. Они достаточно сложны для взрослого человека, потому что нельзя заранее предугадать, что и как будет делать ребенок, а значит, подготовиться не получится.
Делятся они на следующие подтипы:
- Сюжетно-ролевые игры в жизни ребенка – обыгрывание реальных ситуаций из жизни или историй из любимых книг и мультфильмов. Поскольку подобные занятия предусматривают распределение ролей и следование определенной канве сюжета, они позволяют ребенку попробовать на себе различные социальные роли (врач, мама, злодей из сказки), а также наглядно показывают, что такое хорошо и что такое плохо, помогают лучше и быстрее усвоить те или иные нормы. Помимо прочего, малыш активно развивает речь и память.
- Строительно-конструктивные – различные конструкторы, кубики и прочие материалы, которые позволяют проявить ребенку фантазию и реализовать ее с помощью определенных инструментов. Игра не ограничивается одним набором предметов, можно подключить их несколько, от этого процесс будет еще интереснее и многообразнее.
- Театрализованные – по сути, это та же сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка, но предусматривающая наличие зрителей (это могут быть родители или, например, сверстники). Помимо прочего, театральные постановки позволяют перебороть малышу стеснение, учат общению с публикой, умению четко и с выражением говорить.
Игры-забавы – шуточные, расслабляющие активности. Это могут быть различные потешки, пальчиковые игры, игры на повторение (повторяем действия за ведущим) или, например, щекотки. Роль такой игры в жизни ребенка заключается в том, что она позволяет расслабиться, снять напряжение как взрослым, так и детям.
Необходимо включать в общение с ребенком по возможности все типы активностей, чтобы его личность могла развиваться гармонично. В таком случае он будет расти подвижным, воспитанным, усидчивым, с навыками работы в команде и выступлений на публике. Все это так или иначе пригодится ему как в период школы, так и во взрослой жизни. Родители в первую очередь должны показать пример, на который малышу стоит ориентироваться, а уже принять, освоить и применить к себе увиденную идею любой ребенок сможет сам.
Умеем ли мы играть с детьми
В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!
На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.
Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.
Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.
Раннее развитие – стоит ли увлекаться?
Сегодня родители все больше увлекаются темой раннего развития, предлагают детям различные развивающие занятия, карточки. Мы стараемся сделать упор на развитие интеллекта малыша, его умственных способностей. Иногда на подготовку подобных упражнений у мамы уходит несколько часов, а вот малыш может и вовсе не заинтересоваться предложенным занятием. Знакомая ситуация? Как же быть? Важно понимать, что инициатива родителей важна, но должна быть ограничена, чтобы дать ребенку возможность самому выбрать игру, проявить свою фантазию, вовлечь в игру кого-либо. Играя, он руководит процессом, в то время как в остальной жизни находится в подчиненном положении в силу своего возраста.
Безусловно, не стоит обходить вниманием методики раннего развития, но стоит знать меру. Развивающие игры в жизни ребенка должны присутствовать обязательно. Чрезмерно навязывая детям младшего возраста подобные занятия, мы лишаем их возможности выбора и самореализации, а также ограничиваем его творческое начало. Игра в жизни ребенка дошкольного возраста гораздо важнее, об этом стоит помнить всегда.
Приведем примеры методик раннего развития, возможно, читателей заинтересуют какие-то из них:
- Карточки Домана – картинки на различные темы (животные, транспорт, фрукты и прочее) с названием и заданиями на обороте. Есть на разных языках. Их необходимо показывать малышу несколько раз день, так ребенок сможет запомнить визуальное изображение предмета и его написание.
- Методика Монтессори – серия книг по воспитанию и развитию детей. Идею можно сформулировать фразой «помоги мне сделать это самому». Методика направлена на то, чтобы ребенок сам познавал и учился новому опытным путем, а не через объяснения взрослых.
- Методика Никитиных – направлена на самостоятельное развитие и познавание мира малышом. Суть состоит в том, что мы не учим ребенка, а лишь создаем для него благоприятную атмосферу для познания.
- Вальдорфская педагогика – делит развитие ребенка на 3 этапа: до 7 лет обучение через подражание взрослым, от 7 до 14 подключаем чувства и эмоции, после 14 лет добавляем логику. Здесь также делается упор на отсутствие у детей дошкольного возраста доступа к телевизору и компьютеру.
- Кубики Зайцева – комплекс пособий в виде кубиков по обучению речи, чтению, математики, английскому, проходящему в игровом формате с использованием аудиозаписей.
В любом случае роль игры в жизни детей дошкольного возраста очень велика, а вот делать или не делать упор на определенный план развития, решают родители. Вариантов и методик существует велико множество; стоит ли придерживаться какого-либо одного течения или лучше все-таки взять понемногу от каждой идеи – выбор за нами.
Наблюдая за игрой ребенка
Самая важная работа психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка, слежением за сюжетом, за главными героями игры. Ребенок еще не может ясно выражать свои мысли и чувства. Зато прекрасно может все показать в игре.
Он не скажет, что испугался собаки, однако образ большого животного, острых зубов обязательно появляются в игре.
Малыш, который недавно утратил статус первенца, закапывает в песок все предметы, которые попадаются ему на глаза. Он пытается засунуть большую машинку в маленький гаражик. Внимательное наблюдение за его действиями покажет его желание снова стать маленьким, когда он был единственным, когда он помещался в животик к маме, где было тепло и спокойно.
Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка.
Сейчас он большой. Возвращение в животик невозможно. Зато можно в это играть. А вместе с тем прожить много чувств: желание возвращения к младенчеству, боль от невозможности воплощения этого желания, поддержку близкого человека рядом в этот нелегкий для него момент.
Другой ребенок постоянно сталкивает машинки друг с другом, бьет одной машинкой другую, посыпает ее песком. После разговора с мамой выясняю, что на детской площадке есть мальчик, который постоянно обижает этого ребенка. Однако потому что обидчик старше, малыш не может дать ему «сдачу». Зато проживает все свои чувства в игре.
Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают мучить ребенка, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр, они дают разрядку. Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.
Что еще важно знать об игре как методе воспитания и становления личности малыша?
Игра в жизни ребенка место занимает важное, ведь она рассматривается как форма его воспитания. Именно через нее малыш учится социализации, закаляет характер, познает этикет, развивает интеллект, воспринимает нравственные ценности. И именно так формируется личность ребенка.
Наверняка многие родители обращали внимание, что большинство повседневных задач, будь то одевание/раздевание, прием пищи, складывание игрушек на место или купание, воспринимаются ребенком как игра. Зачастую бывает гораздо эффективнее донести свою мысль малышу через игровой процесс: показать на игрушках, пояснить при контакте со сверстниками. И даже если нам кажется, что малыш «перегибает палку» и ведет себя несерьезно, скорее всего, это не осознанное действие, а подсознательная попытка осмыслить требования взрослых через доступный ему мир, то есть через игру. Взрослым важно уловить эту тонкую грань и постараться максимально помочь своему чаду справиться с поставленной задачей. Мы не должны делать что-либо вместо детей, но вполне можем показать своим примером, что вещи любят свои места, что драться плохо, что нужно делиться. Поверьте, ребенок очень быстро учится в игровой форме, и то, что вчера он проделывал с мягкими игрушками, сегодня уже сможет продемонстрировать при реальном общении, например, в детском саду или при походе в магазин за продуктами.
Еще один важный момент, который хотелось бы отметить особо, – похвала. Хвалите своих детей: за выполненную просьбу, за собранную верно матрешку, за убранные вещи. Именно так он сможет понять, что находится на верном пути. И если сегодня малыш услышал, что он большой молодец, потому что сам съел всю кашу, то завтра он первый схватится за ложку в ожидании завтрака, нам будет важно лишь повторить ему, что он все делает правильно и очень сильно помогает этим маме.
Игра в жизни вашего ребенка занимает ключевое место. Именно она помогает развиваться личности всесторонне, познавать окружающий мир, понимать его, мотивирует, учит общению и взаимодействию. Родителям игра в жизни ребенка не только позволяет наладить коммуникацию с маленьким человеком, но и дает возможность занять его на какое-то время без своего участия, что тоже немаловажно.
Существует огромное количество материалов по данному вопросу, важно лишь адаптировать информацию к конкретному малышу или группе детей в зависимости от возраста и уровня развития. Не бойтесь экспериментировать, пробуйте разные варианты, благо помощников в современном мире множество (сайты, блоги, конкретные специалисты). Значение игры в жизни ребенка ученые считают огромным. Важно лишь помнить, что дети – личности со своими предпочтениями, они обязательно найдут свой путь, а мы, взрослые, можем и должны помочь маленькому человеку адаптироваться в этом мире.