ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Ковалева Наталья НиколаевнаПодкопаева Ирина ИвановнавоспитателиТума Ирина Александровнапедагог дополнительного образованияМБДОУ ДС№62 «Золотой улей»Старооскольского городского округа
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение различных задач, одной из которых является развитие способностей и творческого потенциала ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Так как уже в раннем возрасте начинают появляться творческие особенности личности, мы считаем, что очень важно не упустить этот период и начинать приобщение детей к театральной деятельности в первой младшей группе.
Работу по формированию творческой личности посредством развития театрализованной деятельности в первой младшей группе мы проводим в несколько этапов.
Рекламное сообщение
Первый этап проходит в период адаптации детей к условиям детского сада. Мы используем прием встречи детей по утрам куклой Петрушкой, что способствует установлению доброжелательных отношений между педагогами и детьми. Использование кукол, «кукольных разговоров» помогает снять психическое напряжение, перенести внимание ребенка с собственных переживаний на новый объект – куклу. Народная игрушка «рассказывает» детям потешки, народные песенки, сказки, развивает желание малышей вступать в контакт, играть вместе со сверстниками, делиться игрушками.
Для формирования первичных представлений о театре мы организуем просмотры спектаклей, подготовленных воспитанниками групп старшего дошкольного возраста. Начинаем знакомство детей с театром с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида – кукольного театра. Для того чтобы малыши смогли уловить смысл событий, происходящих на сцене, незадолго до начала представления мы рассказываем им о содержании спектакля. В ходе самого представления подключаем внимание детей к событиям, происходящим на сцене. В процессе этих зрелищ дети учатся смотреть и понимать происходящее, выражать свои эмоции, реагировать на положительные и отрицательные поступки героев.
Прием театрализации в виде игровых образовательных ситуаций мы постоянно используем в непосредственно образовательной деятельности. Театральные персонажи вступают в общение с детьми, выполняют различные действия, что позволяет повысить познавательную активность, способствует развитию творческих навыков.
Большую роль мы отводим индивидуальной работе, учитывая, что у детей разный уровень развития, слабо развиты навыки совместной деятельности. Так как малышу легче показать, чем рассказать, мы строим свою работу на использовании имитационных, подражательных движений. При этом используем различные формы работы. Так, при подъеме детей после дневного сна предлагаем «изобразить» как утята просыпаются, потягиваются, машут крылышками и т.д. Утреннюю гимнастику проводим, обыгрывая сюжеты из знакомых сказок. В проводимых подвижных играх участвуют персонажи театра би – ба – бо, перчаточные куклы.
Проанализировав результаты деятельности с детьми на первом этапе, сделав вывод, что проведенная работа способствовала благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддержанию эмоционального состояния детей, мы переходим к следующему этапу работы.
Когда дети привыкли к совместной деятельности и общению, мы используем элементы ролевой театрализованной игры. В ней мы соблюдаем принципы гендерного воспитания: девочки в игровом уголке вначале с помощью воспитателей, а впоследствии самостоятельно организуют игры, в которых, подражая взрослым, беседуют с куклами, укладывают их спать, кормят, умывают. Мальчики катают кукол на машине, строят для них дома, делают покупки.
Театрализованные игры, используемые нами, включают в себя элементы драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли. В совместной игре со взрослыми дети воспроизводят действия, характерные для персонажа, проявляют добрые чувства по отношению к игрушкам. Мы развиваем у детей умение отображать в ролевой театрализованной игре бытовые действия на основе имеющихся у детей представлений о семейных взаимоотношениях.
С целью воспитания у детей таких качеств, как искренность, доброта, отзывчивость и другие мы используем игры – драматизации по мотивам знакомых сказок.
Мы проводим игры – имитации, в которых предлагаем детям отобразить действия людей, животных и птиц. В играх – имитациях образов хорошо знакомых сказочных персонажей дети изображают, как двигаются и говорят животные из сказки «Теремок», «Колобок», как «Птички летают», «Зайка прыгает», «Мишка в гости идет». Благодаря этому у детей развивается фантазия, свобода воображения.
Один раз в месяц непосредственно образовательную деятельность по художественно – эстетическому развитию (знакомство с художественной литературой) мы проводим полностью как театрализованную деятельность. Художественное произведение, поданное детям младшего дошкольного возраста в виде театральной постановки, усваивается и запоминается намного лучше. Малышам предлагаем спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным окончанием.
В процессе проведения дидактических игр «Найди пару», «Угадай, кто в какой сказке живёт», «Кто спрятался?» мы используем объемные персонажи настольного, пальчикового и других театров.
Отмечая положительную динамику в развитии театрализованной деятельности, мы пришли к выводу, что у детей накопился опыт отображения в игре окружающей действительности. Они стали проявлять эмоциональную отзывчивость, вступать в конкретные действия помощи, заботы, участия.
Опираясь на эти выводы, мы переходим к 3 этапу.
Для формирования навыков театрализованной деятельности мы используем чтение по ролям несложных стихов и потешек, сопровождая показом пальчикового или настольного театра. Фольклорные произведения подбираем образные, понятные детям, обязательно содержащие диалог: «Кисонька-мурысонька», «Ванька-встанька».
Затем вместе с детьми инсценируем отдельные сценки и короткие несложные произведения. Для овладения этими навыками мы в индивидуальной работе предоставляем детям возможность исполнить контрастные роли – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка. Обыгрывая с детьми ряд стихотворений и потешек, побуждаем их сочетать слова и движения. Учитывая возрастные особенности детей, то, что дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют, мы даем малышам возможность самим поиграть с фигурками театра.
Далее мы переходим к театрализации конкретного произведения. Для этого планируем и проводим целый комплекс мероприятий: например, для инсценировки сказки «Колобок» предлагаем детям во время утренней гимнастики передать в движении как идут по лесу Мишка, Заяц, Лиса. В процессе организованной деятельности по развитию речи упражняем детей в диалоге старика и старухи, Колобка и Зайки. В ходе организованной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыкальной деятельности) упражняем детей в пении песенки Колобка, разучиваем танец Зайчика и т.п.
Театрализованная деятельность стала занимать важное место в педагогическом процессе первой младшей группы, способствуя всестороннему творческому развитию детей.
*******
Этот материал был представлен на региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Ход игры.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.
Карточка № 11 «КОРОЛЬ (вариант народной игры)
»
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры:
Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.
Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам»
этих персонажей.
Карточка № 6 «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.
Как провести театрализованную игру в первой младшей группе детского сада
Материалом для такого рода творческой деятельности в первой младшей группе являются рассматриваемые по программе сказки, стихотворения, потешки. Причём некоторые из них составляют основу для нескольких игр. Например, произведение «Игрушки» Агнии Барто можно использовать и для драматизации (имитации), и для режиссёрской игры (настольной).
Таблица: картотека театрализованных игр в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Шандина Н.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16», г. Богородск, Нижегородская область. | |||
Название игры | Материал | Вид игры | Задачи | На каком занятии (режимном моменте) применяется |
«На нашем дворе» | Сказка «Репка» | Режиссёрская (на фланелеграфе). |
| Развитие речи, на прогулке |
«Выходили утята на лужок» | А. Барто «Игрушки» |
|
| Режимные моменты |
«Колобок» | «Колобок» |
|
| Развитие речи, на прогулке |
«Огуречик, огуречик» | Потешка «Огуречик, огуречик» | Драматизация (сюжетно-ролевая). |
| На прогулке |
«Наши уточки с утра…» | Потешка «Наши уточки с утра…» | Драматизация (имитация). |
| Режимные моменты (утренний сбор) |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/04/kartoteka-teatralizovannyh-igr-v-pervoy-mladshey-gruppe |
Временной план театрализованной игры
Любой элемент учебно-воспитательного процесса в детском саду тщательно хронометрируется. В младшем дошкольном возрасте дети только учатся умению концентрироваться на том или ином виде деятельности, поэтому длительность игры, включённой в занятие, не превышает 7 минут. Но если организованная театрализованная деятельность представляет собой серию игр, то есть целое занятие, то его длительность составляет 12–15 минут.
Театрализованная игра представляет собой четырёхчастную структуру:
- Знакомство с игрой (актуализация опорных знаний) — 2–3 минуты. На этой стадии педагог, используя мотивационные приёмы, подводит воспитанников к теме игры, объявляет её название.
- Объяснение условий игры и демонстрация игровых действий каждого участника — 2–4 минуты.
- Собственно игра — 6–10 минут. На этом этапе педагог участвует, помогает, направляет ребят. Уходить в позицию наблюдателя нельзя. Если предполагается введение дополнительных игровых действий, то это осуществляется на третьем этапе.
- Заключительный этап — 1–2 минуты. Воспитатель хвалит малышей, спрашивает, понравилась ли им игра, и обязательно даёт оценку работе всей группы («Вы отлично поработали!»).
Это интересно. В некоторых играх этап объяснения и игры совмещаются.
Если дети берут кукол в руки первый раз, то это обязательно нужно учесть при составлении конспекта и отвести на игру на 2–3 минуты больше
Таблица: пример конспекта театрализованной игры «Репка» в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Лукашук И. В., воспитатель МДОУ Д/с №48 «Ладушки», г. Воскресенск, Московская область. |
Цель | Формировать интерес детей к театрализованно-игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников. |
Вводный этап | В.: Дети! Скажите, какое время года у нас сейчас? (Осень). А осенью созревает большой урожай! Сегодня мы с вами заглянем на огород. Пойдёмте, на огород? Пляска «Огородная — хороводная» на мотив «Как у наших у ворот…».
|
Объяснение условий, демонстрация и игра | В.: А ещё на нашем огороде выросла репка. (Ставит в центре группы большую репку). Кто же будет репку тянуть? (Дед). А дедушка старенький, идёт не спеша, вот так! (Дети имитируют образ деда). Тянет — потянет, Вытянуть не может! Кого позвал дед? (Бабку). А бабушка тем временем пекла оладушки. Песня «Ладушки». В.: Бабушка, иди репку тянуть! Тянут — потянут, (Дети «тянут» репку) Вытянуть не могут!…>, <,… В.: Кошка села на плетень, птичек пугает. Потешка:
|
Заключительный этап | Воспитатель берёт репку в руки.
Воспитатель благодарит детей за работу. |
Цит. по: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-teatralizovannoj-igry-repka-v-1-mladshej-gruppe.html |
Видео: театрализованная игра по сказке «Теремок»
Театрализация в первой младшей группе — это не только способ выявить творческие способности малышей, но и подходящая платформа для реализации учебно-воспитательных задач, обозначенных образовательной программой для младших дошкольников. Несмотря на то что дети ещё не полностью владеют речью, видовое разнообразие игр позволяет ребятам попробовать себя как в режиссёрских постановках, так и в драматизации. При этом методическая целесообразность и результат работы над игрой зависят от мастерства педагога, который подбирает и организует этот вид деятельности своих маленьких воспитанников.
Ход игры.
Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4)
и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они
группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами,демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п., а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
Карточка № 12 «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.