Проект «Ребёнок и книга» по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие с детской библиотекой


Опыт работы воспитателя «Приобщение ребенка к книге»

гульнара хамидуллина

Опыт работы воспитателя «Приобщение ребенка к книге»

Приобщение ребенка к книге

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют его путь. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, а чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.

За период пребывания в детском саду дети прослушивают и пересказывают много сказок, рассказов, стихов. При этом внимание постоянно привлекаем к самой книге. Если воспитатель бережно берет книгу, прежде чем раскрыть её, никогда не перегибает, а аккуратно переворачивает страницы, встретив разрисованные, мятые выражает неудовольствие, то и дети становятся защитниками книги.

Воспитание трепетного отношения к книге начинается с младшего возраста. При оформлении книжного уголка сначала помещаем предметные и сюжетные картинки. Учим детей рассматривать их,отвечать на элементарные вопросы: кто (что)

это? Что делает? Дети с удовольствием отмечают уже знакомые предметы. Большое внимание уделяем устному народному творчеству. Потешки,Солнышко, вёдрышко…”, ,Кисонька — мурысенька …”, ,Жили у бабуси…”, ,Ножки, вы, ножки…” и т. д.) прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используем не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Всё это расширяет кругозор, развивает способность понимать речь взрослых, овладевать родным языком.

На занятиях учим правильно понимать и воспринимать художественное слово. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения (сказки,Репка»”, ,Колобок”, ,Теремок”, стихи (например, А.Барто: ,Я люблю свою лошадку…”, ,Идёт бычок, качается…”, ,Зайку бросила хозяйка…”, ,Наша Таня…” и т. д., они ярко, красочно оформлены, что привлекает внимание ребят, каждый ребёнок может подойти, посмотреть полюбившуюся книгу, поговорить о ней со своим сверстником.

Чтобы вызвать у детей интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа,Из какой это книжки?”, ,Кто это сказал?”. Дети угадывают диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложкам.

Обучаем правилам обращения с книгой,знакомим с новыми: книги брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

В средней группе дети проявляют больший интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями по содержанию сказки, рассказа. В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. д. Предлагаем для рассматривания, например, одну и ту же сказку,Репка”, но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым)

. Это побуждает детей высказывать своё впечатление о
книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились.
Дети этого возраста с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки (В, Сутеева,Под грибом”, рус. нар. ск. ,Лиса и журавль”, К. Чуковского,Доктор Айболит”, ,Кошкин дом”, Муха – Цокотуха” и т. д.)с интересом рассматривают рисунки старших дошкольников на темы знакомых произведений: ,Колобок”, ,Теремок”, ,Федорино горе” и др., которые вывешиваются на стенде детского сада, проявляют своё отношение к персонажам.

Для детей проводим литературные викторины,Узнай сказки – загадки в стихах”.

Из какой сказки пришёл?”, отрывки одного автора из разных произведений и т. д.). Предлагаем по обложке узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по прочитанному из неё отрывку.

Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приёмы, например, приход Петрушки, вороны Каркуши, зайки — всезнайки, который напоминает эти правила.

В старшей группе учим детей понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируем осознанное отношение к ним, обращаем внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приёмы и обороты, закрепляем навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания окружающего мира.

В уголке книгустраиваем тематические книжные выставки: ,Поэты об осе-ни”, ,Российская Армия охраняет наше детство”, ,По страницам любимых сказок”, ,Первые в космосе”, ,Наши книги о природе” и т. д., так же выставляем иллюстрации известных детских художников И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др.Продолжаем знакомить с творчеством и произведениями таких авторов как: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов, М. М. Пришвин, В. Бианки, К. И. Чуковский, С. В. Михалков, А. Л. Барто, С. Маршак и т. д.

На занятиях проводим обобщающие беседы на темы: ,Что мы знаем о книге”, ,Книга – лучший друг” и др. Организуем специальные занятия, посвящённые творчеству отдельных писателей, поэтов (например, А. С. Пушкина и др., художников – иллюстраторов (например, В. Лебедева и др.)

.

В подготовительной группе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя детей с художественным произведением, мы добивается, чтобы они поняли главную идею, могли определить жанр, отметить особенности произведения.

Детей этого возраста учим понимать мотивы поступков героев, позицию авторов и его отношение к своим героям. Дети получают более глубокие знания о том, как создаётся книга, сколько людей трудиться над тем, чтобы она дошла до читателя. Проводим познавательные занятия на тему,Как рождается книга?” или,Откуда пришла книга”,раскрыть и закрепить эти знания помогают материалы таких авторов как: Т. Шорыгиной, К. Нефёдовой, Л. Санкиной, Г. Блиновой, О. Дыбиной, Н. Алёшиной, Л. Селиховой, В. Волчковой и т. д. Показывая иллюстрации, говорим о писателях, художниках, работниках типографии, которые с помощью специальных машин печатают книги и одевают их в прочное платье – переплёт,постепенно дети усваивают такие слова как: обложка, страница, корешок. После того как дети знакомятся с процессом создания книги,они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей.

В этом возрасте обращаем особое внимание на содержание книжного уголка.Здесь помещаем:

-книги, рекомендованные программой;

-наборы открыток, связанных с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

-игры для развития речи: ,Закончи сказку”, ,Расскажи сказку”, ,Узнай ге-роя”, ,Побери картинки”;

-портреты писателей и поэтов;

-рисунки детей по мотивам любимых произведений.

Иногда составляем,книгу” из рассказов детей. Периодически оформляем тематические выставки,Весёлые книжки”, ,Книги о нашей стране”, ,Е. Чарушин – писатель и художник” и т. д. В их организации принимают участие и дети. Так для выставки,Моя любимая книга” предложили ребятам принести из дома свою книгу.Но при этом поставили условия: каждый должен хорошо знать её название, автора и уметь коротко рассказать содержание. Дети с удовольствием рассказывали о своих любимых произведениях.

Беседы с детьми сочетали с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр – драматизаций. Часто возвращались к ранее прочитанным книгам – ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Герои книг оживают в рисунках и лепке ребят (лепим сказочных героев, рисуем обложки любимых книг, иллюстрации к сказкам, делаем закладки для книг и т. д.). Лучшие рисунки рассматриваем, обсуждаем, даём оценки и сравниваем с иллюстрациями в книгах – это вызывает большой интерес и побуждает к творчеству.

Очень нравятся детям экскурсии в библиотеку (которые ранее проводились регулярно)

. Мы обращаем внимание на то, что здесь много разных интересных
книг, которые можно брать домой и читать. В результате проводимой работы у детей появлялся интерес к с- р игре,Библиотека”.Ребята справедливо подходили к вопросу распределения ролей: библиотекарем становился тот, кто мог рассказать содержание того или иного произведения, назвать автора, предложить,читателю” интересную книгу.
Среди старших дошкольников стали популярны дидактические игры,Узнай героя”, ,Найди друга”, ,Кто автор?”. В группах мы организовывали и мастерскую по ремонту книг. Во время совместного труда они вспоминали содержание книг, делились впечатлениями о поступках героев, высказывали мнение об иллюстрациях.

Несколько слов хочется сказать о театре в жизни детей. Увиденное и пережитое в театре, вызывает потребность рассказать об этом товарищам, родителям. Способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме, т. к. чаще всего инсценируются известные детские произведения, то появляется желание найти книгу, рассмотреть её, сравнить с увиденным. Интересной формой является прослушивание художественных произведений с дисков, кассет. Дети мысленно рисуют события, героев, картины природы, т. е. соотносят слова с предметами и явлениями внеязыковой действительности. Это способствует интересу к данному произведению, тогда появляется желание рассмотреть саму книгу, иллюстрации, а может быть послушать вторично.

Безусловно, в любом возрасте важно, каким образом воспитатель доносит то произведение, которое он читает или рассказывает. Правильно ли выбраны тембр и темп голоса, мимика, жесты, интонации и т. д., т. к. мы выступаем партнёрами детей по восприятию содержания, поэтому необходимо проявлять соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и пр. Такие элементы помогут лучше понять и донести тот смысл, который передал автор, значит проявить интерес к книге, а монотонное чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.

Большая и разносторонняя работа проводится и с родителями по воспитанию у детей интереса к книге. Это, прежде всего, рекомендации, что и как читать, какую литературу. Предложение посещать книжные магазины, ярмарки детских книг, по возможности записаться в библиотеку. В папках – передвижках предлагаем информацию, как воспитывать бережное отношение к книге, приучать детей следить за порядком на своих книжных полках.

Проводимая в системе работа даёт ощутимые результаты. Дети, в большинстве своём, знают и выполнят правила обращения с книгой. Мы надеемся, что интерес к книге будет расти. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

На протяжении многих лет дети старшей и подготовительной группы нашего детского сада посещают занятия в библиотеке, где знакомятся с творчеством писателей, поэтов.Это знакомство проходит в разнообразных формах: театрализованные представления, конкурсы, литературные часы, эко — часы, игровые программы и др. Готовясь к очередному занятию в библиотеке, воспитатели читают детям литературные произведения, беседуют по содержанию, дети заучивают стихи, инсценируют произведения, рисуют по теме.

Список литературы

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998. Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. — №2. – С. 68. Богомовская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. — №5. – С. 45. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991. Грищенко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004. Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.

Дьяченко О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. — №11. – С. 43.

Зенкевич Т. Д., Михайлов А. М.Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. – СПБ., 1996.

Наумчик В. Н. Воспитание творческой личности. – Минск., 1998.

Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. — М., 1997.

Соломенникова О. А. Радость творчества. – М., 2005.

Субботский Е. В. Ребёнок открывает мир. – 1991.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 1999.

Фесюкова Л. Б Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.

Статья «Знакомство дошкольников с разными жанрами литературы»

Свое отношение к литературному произведению и его героям дети выражают: в рисунке, аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наизусть текста, в разных видах театральной деятельности.

Встаршей группе

дети знакомятся с разными произведениями русского и зарубежного детского фольклора: малые формы (прибаутки, заклички, загадки, небылицы), пословицы, поговорки, сказки (волшебные, бытовые, докучные), былины. Дети знакомятся с классическими и современными поэтическими произведениями (лирические, юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаическими текстами (сказки, сказки-повести, рассказы). Художественные произведения усложняются по смысловой нагрузке. Преобладают рассказы и сказки с нравственным подтекстом. Усложняется язык произведений, его отличает большая образность и выразительность, становятся доступны тексты с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий).

Дети понимают, что содержание литературных произведений является изображение автором разных жизненных ситуаций, в центре которых находится человек и его отношение к окружающему.

Дети начинают осваивать представление о некоторых особенностях таких литературных жанров как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица; знают фамилии трех, четырех писателей, поэтов; отдельные факты их биографий, некоторые особенности их творчества.

Дети понимают, что книга является результатом деятельности писателя, художника и работников типографии; объясняют значение иллюстраций в книге, знают фамилии двух, трех художников-иллюстраторов, некоторые особенности их творчества.

Знают и используют разные способы выражения своего отношения к литературному произведению, его героям в различных видах речевой и художественно-творческой деятельности.

Вподготовительной группе

дети имеют богатый литературный опыт. В круг чтения входят разнообразные жанры произведений русского и зарубежного детского фольклора, классические и современные поэтические произведения, прозаические тексты (рассказы, были, сказки, сказки-повести, детские романы). Дошкольникам интересны произведения со сложным подтекстом, неоднозначными образами героев, основанные на столкновении характеров, противоборстве сил добра и зла. Им становятся доступны тексты с новой познавательной информацией, элементами делового стиля (детские энциклопедии). Дети любят тексты с продолжением, в том числе романы, повести, рассказывающие о новых приключениях знакомых героев.

Дошкольники понимают, что книга является особым способом познания окружающей действительности, человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. В этом возрасте дети знают фамилии пяти-шести писателей, поэтов, отдельные факты их биографии, некоторые особенности их творчества.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Нетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуре

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Автор: Костина Галина Алексеевна, воспитатель

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книги». В.А. Сухомлинский.

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А. Сухомлинский.

«Читайте детям не нотации, а книги». Г.Остер.

Актуальность.

Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

В наш век технического прогресса, проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книги, чтению уже в дошкольный период (в соответствии с ФГОС ДО), иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя. Как говорил С.Я. Маршак: «Есть талант писателя, а есть талант читателя». Именно через «талант читателя» мы познаем наш огромный многослойный и многогранный мир!

Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно! Для этого в своей работе я использую различные методы и приемы. Например:

Организация книжных уголков, «книжных больниц»;

Создание мини-музеев детской книги;

Организация экскурсий в библиотеку;

Проведение литературных праздников, викторин, конкурсов чтецов и т. д.

Одним из интереснейших способов привлечения дошкольников к художественной литературе, является метод «СТОРИСЕК» или «Как потрогать сказку».

Что же такое «сторисек»?

«Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй» Изобретатель «сторисека» — Нейл Гриффитс – доктор филологических наук, английский писатель, автор книг по обучению детей дошкольного возраста.

Классическое наполнение «Мешка историй»

  • Художественная книга
  • Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения
  • Научно-популярная книга, близкая к художественному произведению (например, к книге «Маугли» — энциклопедия животных)
  • Аудиокнига (СД-диск)
  • DVD диск
  • Дидактические игры

Работая с этим методом, я поняла, что содержимое мешка зависит от произведения, с которым мы хотим познакомить детей, от их возрастных особенностей и, конечно, от фантазии и творческих способностей детей и педагогов. За время работы с этим методом классическое наполнение «сторисек» дополнялось:

  • портретами авторов с информацией о них
  • раскрасками с героями произведений
  • трафаретами
  • иллюстрациями разных художников к произведениям

Цель:

Развитие у детей дошкольного возраста любви к литературе, к чтению, книгам в игровой нетрадиционной, креативной форме.

Задачи:

  • Знакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;
  • Обогащать лексику образными словами, выражениями, помогать формировать грамотную речь;
  • Расширять кругозор;
  • Формировать познавательную активность;
  • Формировать разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • Развивать интерес к художественной литературе, связную речь, интонационную выразительность;
  • Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Работа по внедрению технологии (метода) «сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап

  1. Определяется произведение детской художественной литературы, с которым планируется познакомить детей.
  2. Изготовление мешка для комплекта материалов.

За время работы с этим методом стало понятно, что удачной формой является изготовление «Волшебного мешка» совместно с воспитанниками. Его можно украсить пуговицами, бисером можно вышивать имена воспитанников приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. В этом случае впоследствии

дети будут с повышенной мотивацией участвовать в мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности.

3. Подготовка компонентов для наполнения мешка.

Основной этап.

Это непосредственная работа с мешком историй.

  • Работа с художественной книгой предполагает громкие чтения в группе детей;
  • Беседа по содержанию книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций;
  • Разыгрывание при помощи игрушек эпизода/эпизодов художественного произведения;
  • Проведение игр по теме выбранного произведения;
  • Работа с научно-популярной книгой (поиск ответов на вопросы, возникшие в ходе чтения и обсуждения художественного произведения);
  • Коллективное прослушивание аудиокниги с разукрашиванием раскрасок. (Аудиокассета позволяет детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания)

Завершающий этап:

  • Участие воспитанников в мастерской «В мире историй», изготовление творческих продуктов на основе художественного произведения.

За время работы с этим методом мы изготавливали закладки, рисовали обложки, создавали новые иллюстраций к книгам, представляя себя художниками – оформителями, делали маски и персонажей для настольного, теневого, пальчикового и т. д. театра по прочитанным произведениям. Кроме этого ребятам предлагалось придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки.

Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй мы передаем в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

Знакомя детей с произведением по методу «сторисек» мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО.

Работа с родителями. Родители воспитанников привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению.

Совместно с родителями воспитанники оформляют свои «домашние» мешки историй, приносят их в детский сад и с удовольствием знакомят друзей с любимыми произведениями и героями.

В помощь родителям изготавливаются буклеты-шпаргалки, например, «Воспитание культуры чтения у дошкольника», «Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.

Следующая >

Технология художественного чтения и рассказывания детям

Ковалева Алена

Технология художественного чтения и рассказывания детям

Методы ознакомления с художественной литературой:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача

текста. Сохраняется язык автора, передаются все оттенки мыслей писателя,

оказывается воздействие на ум и чувства слушателей. Значительная часть

произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста

(возможны перестановка слов, замена их, краткое толкование)

.
Рассказывание
хранит больше возможностей для привлечения внимания детей.

3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного

ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или

рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Спорным остается вопрос о проведении занятий по художественному слову.

Напомним, что в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.)

была дана

рекомендация об отмене специальных занятий по чтению и рассказыванию

художественных произведений детям и о переносе этого вида деятельности в

совместное взаимодействие педагога и дошкольников. Полагаем, что с такой

рекомендацией можно согласиться, учитывая, что в домашних условиях

подобных занятий родители специально не проводят, организуя чтение или

рассказывание произведений, рассматривание книжных иллюстраций в

любое удобное время по желанию ребенка.

С другой стороны, возникает сомнение относительно правильности отмены

занятий по художественному слову, поскольку для поддержания интереса к

книге и воспитания любви к чтению необходима продуманная, взвешенная

работа педагогов. Воспитатели осознают, что в современных условиях книге

очень сложно выдерживать конкуренцию с компьютером, с тотальной

увлеченностью детей компьютерными играми и программами. Возможно,

именно детский сад сможет противостоять формирующейся компьютерной

зависимости детей и поддерживать культуру чтения и обсуждения книги.

Можно учесть компромиссный вариант: чтение или рассказывание

произведения обеспечивать в блоке совместной деятельности педагога и

детей, а обучение пересказу и заучивание наизусть осуществлять в ходе

непосредственно образовательной деятельности.

Принцип интеграции раскрывает разнообразные возможности для

ознакомления детей с художественным словом. Отметим некоторые формы

совместной деятельности педагога и детей, в которых можно использовать

художественное слово:

1. Чтение или рассказывание одного произведения в сочетании с другими

видами деятельности.

2. Чтение или рассказывание нескольких произведений, объединенных

тематикой (чтение рассказов и стихов о времени года, о жизни животных и

растений, о труде взрослых) или единством образов (две сказки с участием

лисы или волка, медведя). Полезно объединять произведения одного жанра

или нескольких жанров (загадка, рассказ, сказка, стихи)

. В едином

пространстве объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Интеграция произведений,принадлежащих к разным видам искусства: а)

чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с

картины известного художника или книжных иллюстраций; б) чтение (лучше

поэтических произведений) в сочетании с музыкой; в) чтение или

рассказывание с элементами театрализации или драматизации.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала, прежде

всего атрибутов для инсценировки: а) чтение и рассказывание сказки

сопровождается показом игрушек и действий с ними; б) использованием

настольного театра (картонного или фанерного)

; кукольного и теневого тетра,

фланелеграфа; в) применением технических средств: диафильмов, слайдов,

кинофильмов, телепередач и пр.

5.Интеграция с обучением родной речи: а) чтение может быть логически

связано с содержанием НОД (беседа о школе, чтение стихов, загадывание

загадок); б) чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное

чтение стихов или рассказа, загадывание загадок, припоминание считалок,

пословиц, поговорок как закрепление материала).

Дискуссионными остаются такие методические вопросы, как подготовка

педагога и детей к этому виду деятельности, методика беседы о прочитанном,

организация повторного чтения или рассказывания, использование книжных

иллюстраций.

Подготовка педагога к работе с художественным словом:

— обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными

критериями, с учетом возраста детей, текущей образовательной

деятельности, времени года, выбор методов работы с книгой, определение

задач;

— подготовка воспитателя к исполнению произведения, чтение текста таким

образом, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально

пережили прослушанное;

— с этой целью проведение литературного анализа художественного текста:

понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их

взаимоотношения мотивы поступков;

— работа над выразительностью передачи: овладение средствами

эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации)

;

расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного

произношения, хорошей дикции и пр.

Подготовка детей к восприятию художественного слова:

— подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его

содержания и формы; можно активизировать личный опыт детей, обогатить

их представления путем организации наблюдений, экскурсий,

рассматривания картин, иллюстраций и др. ;

— предварительная словарная работа, объяснение незнакомых слов, что

обеспечивает полноценное восприятие произведения. Следует объяснять

значения таких слов, без понимания которых становятся неясными основной

смысл, характеры героев и поступки персонажей. Варианты объяснения

могут быть различными: подстановка другого слова-синонима во время

чтения, подбор синонима с помощью детей (лубяная – деревянная, горница –

чистая комната в избе, мачеха – неродная мать, употребление слов или

словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с

подобранной картинкой или книжными иллюстрациями, вопросы к детям о

значении слова.

Однако не все слова требуют толкования (столбовая дворянка, соболья

душегрейка, пряник печатный, сафьяновые сапожки, если они не мешают

пониманию основного содержания. На вопрос о значении слова необходимо

давать ответ в доступной ребенку форме.

-Знакомство с книгой требует создания спокойной обстановки, четкой

организации детей, активизации познавательных процессов детей (внимания,

восприятия, мышления, памяти, воображения, создания психологически

комфортной, позитивной атмосферы.

Отношение педагогов к чтению и рассказыванию художественных

произведений сформировалось двоякое: в одних детских садах сохранилось

непосредственное обучение в форме НОД, в других – чтение и рассказывание

произведений перенесено в совместную деятельность педагога и детей.

Второй вариант представляется наиболее адекватным требованиям ФГОС,

который предусматривает разнообразие и обогащение форм совместной

деятельности в детском саду.

Разнообразные и весьма ценные методические рекомендации даются в

пособии: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. –

Москва: Просвещение, 1992. Они не утратили своей актуальности и в наше

время.

Алгоритм ознакомления с художественным произведением является вполне

определенным.

Сначала происходит знакомство с произведением. Основная цель –

обеспечить детям правильное и точное восприятие художественного слова.

Далее проводится беседа по прочитанной книге с целью уточнить

содержание и художественную форму, средства художественной

выразительности.

Затем организуется повторное чтение текста с целью закрепления

эмоционального восприятия и его углубления, чтобы обеспечить отражение

прочитанного в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации,

конструировании, изготовлении кукол и декораций, разучивании и пр.).

Чтению самого произведения может предшествовать краткая вводная

беседа, которая готовит детей к восприятию, связывает их опыт с темой

художественного произведения. В беседу может быть включен краткий

рассказ о писателе, напоминание о других его книгах. Интерес к книге можно

вызвать у детей с помощью загадки, стихов, картинки. Далее следует назвать

произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение, имя автора.

Степень воздействия художественного слова повышают выразительное

чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт

с детьми. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста

вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно повысить или

понизить голос, использовать паузу.

По окончании чтения, когда дети находятся под эмоциональным

впечатлением, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к

беседе, решает педагог. Методисты считают, что наиболее целесообразно

поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при

повторном чтении. Разговор, затеянный педагогом и не поддержанный

детьми, может быть неуместен, так как разрушит впечатление от

прочитанного. Чтобы начать беседу, можно спросить, понравилась ли сказка

(рассказ, книга, кто в ней понравился больше всего, а кто не понравился и

почему. По реакции детей педагог может судить, готовы ли дети к

обсуждению или нужно время для переживания книги.

В широкой практике воспитателей зачастую чтение сопровождается

аналитической беседой по прочитанному даже в том случае, когда

произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы не

соответствуют методическим требованиям. Характерны такие недостатки,

как случайный характер вопросов (хотя система вопросов должна быть

заранее продумана, стремление педагога к детальному воспроизведению

текста детьми (хотя пересказ допускает изменение текста без изменения

смысла – ввести синоним, трансформировать простые и сложные

предложения, прямую речь заменить косвенной и наоборот и пр.); отсутствие

оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве

от художественной формы; недостаточное внимание к особенностям жанра,

композиции, языку. Такой анализ, очевидно, не углубляет эмоции и

эстетические переживания детей и не поддерживает интерес к книге.

Если же понимание произведения затрудняет детей, сразу после его

чтения возможна беседа. Вопросы в беседе по книге можно

классифицировать следующим образом:

-вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и

героям (Кто вам больше всего понравился? Почему? Нравится вам герой

сказки или нет? Почему);

-направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему.

Например, после чтения сказки А. М. Горького «Воробьишко»

можно задать

такой вопрос: Кто же виноват в том, что мама осталась без хвоста? По сказке

«Колобок»

: Кто виноват в том, что Лиса съела колобка? По сказке
«Репка»
:

Чья же помощь помогла вытащить репку? ;

-направленные на выяснение мотивов поступка, например, по сказке «Маша

и медведь»: Почему Маша не разрешала медведю отдыхать? ;

-обращающие внимание на языковые средства художественной

выразительности (Как об этом говорится)

;

-направленные на воспроизведение содержания (С чего все начинается? Как

продолжается? Чем завершается);

-подводящие детей к выводам (Почему писатель так назвал свой рассказ?

Зачем автор рассказал нам эту историю? Что он хотел сказать нам своим

произведением).

При чтении научно-популярных книг, энциклопедий, например, о труде,

природе, беседа сопровождает чтение и даже включается в сам процесс

чтения. Содержание познавательных книг указывает на необходимость

беседы для успешного решения главной образовательной задачи –

познакомить детей с новым явлением (по книгам С. Баруздина «Кто построил

этот дом?», С. Маршака «Откуда стол пришел»

, В. Маяковского
«Конь-огонь»
и др.).

В конце беседы возможны повторное чтение произведения (если оно

короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание

текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы,

воспитывают эстетические чувства детей. Методика использования

иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей.

Основной принцип таков – показ иллюстрации не должен нарушать

целостного восприятия текста.

Е. А. Флёрина, занимавшаяся разработкой методики по использованию

детской литературы в дошкольном образовании, допускала различные

варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если

книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными

друг с другом, сначала показывается картинка, а потом читается текст.

Примером служат детские книги В. Маяковского «Что ни страница – то слон,

то львица», А. Барто «Игрушки»

, С. Маршака
«Детки в клетке»
, Б. Заходера и

др. Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного

текста, написанного без разделения его на части (например, произведения

К. И. Чуковского). В этом случае можно за несколько дней до чтения дать

детям для рассматривания книгу с картинками, которые вызовут интерес к

книге, либо картинки рассматриваются совместно с педагогом после чтения.

Если книга разделена на небольшие главы, то иллюстрации

рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книг

познавательного характера картинка используется в любой момент для

наглядного пояснения текста. Это не нарушит целостности впечатления.

Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией

рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой, Л. М.

Гурович и др.

Одним из методов, углубляющих понимание содержания и

выразительных средств произведения, является повторное чтение.

Небольшие по объему произведения, как уже было сказано, повторяются

сразу после первичного чтения, большие требуют определенного времени для

осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых

частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести

через какой-то отрезок времени (2-3 недели)

.
Чтение стихов, потешек,
коротких рассказов повторяется чаще. Дети любят слушать знакомые

рассказы, сказки, стихи по многу раз. При повторении необходимо точно

воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть

включены в другие виды детской деятельности, в разные образовательные

области, в литературные утренники и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной

литературой используются разные методы и приемы формирования

полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение

воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание

иллюстраций, обогащение словаря и объяснение незнакомых слов.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для

маленьких, большое значение имеет чтение книг на моральные, нравственноэтические темы. В них через художественные образы у детей воспитывают

высокие нравственные и моральные качества. Чтение этих обязательно

сопровождается беседой с тем, чтобы дети учились оценивать поступки

персонажей, их мотивы, осмыслить отношение к героям, осознать главную

идею. При правильной постановке вопросов и правильном обсуждении у

детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев, они

принимают их поступки как эталон собственного поведения.

Как уже отмечалось, можно объединять по тематическому принципу

два произведения и более. Одно из них может быть знакомым детям, а другое

– новым. Так, на тему дружбы можно сочетать рассказ Л. Н. Толстого «Два

товарища» и рассказ В. А. Осеевой «Синие листья»

. О вежливости и

уважении к окружающим можно рекомендовать книги В. А. Осеевой

«Волшебное слово»

,
«Просто старушка»
,
«Печенье»
; С. В. Михалкова «Одна

рифма»; русскую народную сказку «Морозко»

в обработке А. Толстого» Л.

Воронковой «Подружки идут в школу»

и др.

Значительное место в детском чтении отводится веселой книге. Она

способствует воспитанию чувства юмора, переживанию положительных

эмоций, развивает умение замечать смешное в жизни, понимать шутку

окружающих, шутить самому и смеяться над собой. Дети смеются, слушая

небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги.

Заключенное в них остроумие доступно детям 5-7 лет. Используя веселую

книгу, необходимо постоянно усложнять знакомство с комическим

содержанием. Начинать его надо с чтения произведений, где комические

ситуации ярко выражены: в основе их лежат динамика действия,

одушевление предметов («Федорино горе»

К. И. Чуковского, «Кто сказал

«мяу»

?» В. Сутеева, перевертыши, небылицы). Затем можно переходить к

более сложным произведениям, содержащим комизм, основанный на

нелогичности поступков, абсурдности высказываний, показе отрицательных

качеств персонажа («Раз, два, три»

С. Михалкова,
«Бобик в гостях у Барбоса»
и «Живая шляпа»

Н. Носова). Для раскрытия их комического содержания от

детей требуется больше умственных усилий.

Итак, обобщим вопросы методики ознакомления с художественной

книгой на разных возрастных этапах.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к

книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать

его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У

малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на

вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок

лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров.

Воспитатель сам называет жанр художественной литературы (расскажу

сказку, прочитаю стихотворение, загадаю загадку). Рассказав сказку,

воспитатель побуждает вспомнить интересные места текста, повторить

характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок»

, «Выросла

репка» большая–пребольшая», назвать повторяющиеся обращения

(«Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!»

, «Терем-теремок, кто в

тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, а вытянуть не могут»

).

Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными

интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку,

однако речь их недостаточно выразительна,причины: плохая дикция,

несформированность звукопроизношения. Поэтому следует учить детей

четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания,

создавать условия для перевода новых слов в активный словарь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у

детей способности к восприятию литературного произведения, стремления

эмоционально откликаться на описанные события. При ознакомлении

внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух

форме произведения (поэзия или проза, к некоторым особенностям

литературного языка (сравнения, эпитеты)

. Это способствует развитию

поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах,

педагог называет жанр произведения. Становится возможен небольшой

анализ текста, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы,

понравилась ли сказка (рассказ, стихи, о чем рассказывается, какими

словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение

размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно

оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает

возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным

выражениям, грамматическим конструкциям. Начинается регулярное

обучение пересказу небольших по объему текстов (см. раздел «Связная

речь»).

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к

книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и

литературный опыт позволяет ребенку понимать идею произведения,

поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к

авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и

воспроизводить ее. Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанрами поэзии и прозы, с содержанием сказок, рассказов и стихов, с разными жанрами фольклора, с их композиционными и

языковыми особенностями.

При этом широко используются словесные методы и приемы в

сочетании с наглядными:

-беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр,

основное содержание, средства художественной выразительности;

-зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное

чтение);

-беседы о ранее прочитанных любимых детьми книгах;

-знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве,

рассматривание книг, иллюстраций к ним;

-просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов, мультфильмов по

литературным произведениям для детей;

-прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами

художественного слова.

Целесообразно организовать творческую деятельность детей на

материале детской литературы. Так, свое отношение к сказкам, рассказам,

басням и стихам дети выражают в рисунке, лепке, поэтому сюжеты, образы

литературных произведений можно предлагать в качестве тем для рисования,

лепки. Рекомендуется использовать такие творческие задания на подбор

сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и

словосочетанию из художественного произведения, на продолжение

авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление

творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих

заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные

средства, использованные в книге.

Методическая разработка. Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста.

Методическая разработка. Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста.

Дети 5-7 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» — за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Былины — особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходящих к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…»

Обрядовыме песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все действия – сплошная логическая ошибка. И детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными.

…Среди моря овин горит

По чисту полю корабль бежит…

Стихотворения, посвященные природе в разные времена года, описывающие красоту природы усложняются. Стихотворения для этого возраста берутся объемом 4-5 строф, со сложным образным языком и красочными эпитетами, такими как в стихотворениях «Зима недаром злится» Ф. Тютчева –

…Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя…

Или «Белая береза» С. Есенина –

…На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой…

Знакомство детей с поэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи; используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березка сама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое, как море!» — говорят дети.

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – яркие зарисовок из жизни натуральной природы и ее обитателей, живых, таких понятных. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе и столице России — отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Немногие родители маленьких москвичей находят время сводить детей в кремль, музей, к памятникам и историческим местам. Но детям, для развития гордости за свой город, для знания его особенностей и достоинств, нужны знания. В этом случае педагогу помогают сборники рассказов вроде «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва» и т.п.. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: «…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…», «Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня «Иван Великий» — сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]