Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.


Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.

Проект

по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.

Актуальность:

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Совместно с сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

Цель проекта:

Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой Задачи:

Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Вид проекта: (

образовательный и социально- просветительский)

Участники проекта:

педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки

Формы осуществления преемственности:

  • экскурсии в библиотеку;
  • знакомство и взаимодействие с библиотекой;
  • посещение мини-музея библиотеки;
  • выставки рисунков и поделок;
  • участие в театрализованной деятельности
  • совместные праздники;

Этапы проекта

Подготовительный этап

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой

  • анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
  • установление контактов с организацией
  • определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

Практический этап

Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой

Задачи:

  • Составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.

Составление плана совместных мероприятий на учебный год

месяц Мероприятия ответственный
1 сентябрь «Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря) Библиотекарь,

воспитатели

2 октябрь Праздник осени. «Осенний листопад».

Рисуем осень под музыку.

Библиотекарь,

воспитатели

3 ноябрь «В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К.И.Чуковского) Библиотекарь,

воспитатели

4 декабрь «День рождения Деда Мороза» Библиотекарь,

воспитатели

5 январь «Как- то в тихий вечерок девушки гадали…» Библиотекарь,

воспитатели

6 февраль К дню Защитника Отечества: Библиотекарь,

воспитатели

7 март «Нет на свете никого мамочки милее» Библиотекарь,

воспитатели

8 апрель «Книжкина больничка» -ремонт книг. Библиотекарь,

воспитатели

9 май «Праздник со слезами на глазах» (выставка рисунков детей, посвященных Дню Победы.)

«Вспомним правила дорожного движения» (викторина )

Библиотекарь,

воспитатели

10 июнь
11 июль «Сказка- ложь, да в ней намёк…»
Заключительный этап

Цель:

подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

  • проведение анализа проделанной работы;
  • определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.

Писаренко М.Н. ведущий специалист детского читального зала Западно-Казахстанской ОБДЮ им. Х. Есенжанова

Работа с дошкольниками – дело очень интересное и серьёзное. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге. Но в области доступа к библиотечному обслуживанию ребёнок всецело зависит от взрослых. А каждый ли родитель поведёт своего малыша в библиотеку? Конечно, нет! Одни предпочитают сами покупать яркие красочные детские издания и читать дома, а другие вообще не уделяют чтению никакого внимания.

Поэтому, более приемлемая в настоящее время форма приобщения дошкольников к чтению – это сотрудничество библиотек с дошкольными учреждениями.

Наша Западно-Казахстанская областная библиотека для детей и юношества имени Х. Есенжанова вот уже несколько лет сотрудничает с детскими садами города Уральска. Мы стараемся воспитать интерес к чтению, привить любовь к книге, убедить родителей в важности семейного чтения.

Особенно тесное сотрудничество проходит с детским садом «Шолпан», который с 2008 года работает по программе «Культурное наследие». С обретением независимости Казахстана повысилось национальное самосознание, возрождаются культурные традиции. Поэтому возникла необходимость основательного и более глубокого знакомства детей с духовными ценностями своего народа. А это происходит прежде всего через народное творчество, сказки, фольклор.

Добрая традиция библиотеки – тесная дружба с писателями. Настоящим «Праздником поэзии» была встреча местного писателя Кайрата Жумагалиева с детьми из шести детских садов города. Между детьми был организован конкурс на лучшее прочтение его стихов. Автор был очень благодарен детям за такой праздник и в память об этой встрече подарил детским садам свои книги.

В память о местном детском писателе Кадыре Мырзалиеве с детским садом «Шолпан» прошёл час поэзии, где ребята декламировали его стихи. Председатель фонда К. Мырзалиева подарил детскому саду диски со стихами их любимого поэта.

Мы стараемся воспитать интерес к чтению, привить любовь к книге через следующие методы работы: громкие чтения с обсуждением поступков героев, игры, викторины, беседы о родном крае, заочные экскурсии по Казахстану, обзоры у выставок-просмотров новых книг для малышей.

Наиболее приемлемая форма работы с дошкольниками – громкие чтения. Они проходят не только в библиотеке или в детских садах, но и в скверах, парках отдыха. Мы считаем, что это идеальные места, чтобы сесть и познакомиться с ребёнком, почитать ему. Ведь нередко в наше время есть такие семьи, где книг в доме нет совсем, и маленький ребёнок даже представления не имеет, что это такое.

Сколько прекрасных рассказов, стихов о родной семье, о любви к родителям мы используем для громкого чтения! В этом нам помогают детские писатели К. Жумагалиев, К. Мырзалиев, А. Барто, С. Маршак и др. Много книг читаем о том, как дети заботятся о деревьях, цветах, зверюшках по произведениям Э. Мошковской, И. Токмаковой, Е. Елубаева. Дети любят слушать казахские сказки. Они весело смеются над проделками Алдара Косе, Кожанасыра. Любят озорные стихи Г. Остера и рассказы Н. Носова. Это развивает у малышей чувство юмора, гибкость ума, сообразительность.

После громкого чтения библиотекарь всегда старается вести беседу с детьми о прочитанном, уважая их стремление поделиться впечатлениями.

Чтение можно превратить в увлекательную игру, особенно если в ней будут участвовать игрушки. Такой метод мы используем в работе с младшими группами детского сада. Сначала у нас игрушка играет роль пассивного слушателя и сидит на стульчике рядом с детьми, а затем библиотекарь делает её участником того сюжета, который описывается в рассказе или стихотворении. Этот метод позволяет на более эмоциональном фоне дать возможность освоить ребятам прослушанное произведение.

Этим летом в детском читальном зале для малышей была оформлена нетрадиционная книжная выставка «Счастливая книга». Здесь, наряду с книгами, на полках лежали конфеты «Красная Шапочка», «Три медведя», «Гулливер», «Русалочка», «Маугли», шоколадки «Алёнушка», «Сказки Пушкина», коробка конфет «Золотой петушок». Вот было удивление ребят: у конфет и у книг одинаковые названия! Это поистине счастливые книги, потому что их читают из поколения в поколение, потому что в честь них кондитерские фабрики дают названия своей продукции.

Одна из самых интересных для ребят форм проявить себя с творческой стороны – это утренники. Каждый год в стенах библиотеки проходит праздник «Наурыз». Продумывается не только сценарий, но и оформление зала: воздушные шары, мягкие игрушки, ленты, флажки и т.д. помогают делать праздники радостными и добрыми. Дошколята, в свою очередь, готовятся к утреннику с большой ответственностью.

Вместе с воспитателями запоминают стихи наизусть, разучивают танцы. Так происходит знакомство детей с духовными ценностями своего народа.

Ни один праздник не обходится без театрализованных постановок. В нашей библиотеке при массовом отделе работает кукольный театр «Книга».

Первым приглашает детвору в сказочную Читалию веселый и озорной Петрушка. Путешествуя вместе с ребятами по библиотеке, он знакомит малышей с ее жителями – книгами. Петрушка смешит ребят шутками, прибаутками, приглашает их к разговору о детском саде и домашнем чтении, о сказках.

Дошкольники всё ещё познают мир через игру. И мы стараемся через театрализованное представление, через кукол донести содержание хорошо известных сказок и рассказов детских писателей. А порой и понять сложные понятия. Например, что такое права и обязанности ко дню Конституции поможет сказка «Колобок – гражданин сказочного государства».

Активисты театра «Книга» с удовольствием играют для малышей. Как приятно им видеть улыбки, блеск восхищения в глазах маленьких зрителей! Они знают, что их труд за ширмой высоко ценят.

Дошкольники и сами с удовольствием воплощаются в артистов. Постановка представления – дело серьёзное, но всё же это – игра с куклами. И ребята с восторгом берутся озвучивать положительных и отрицательных героев сказки. В результате у ребёнка активизируется словарный запас, совершенствуется культура речи, а между детьми складывается творческая атмосфера сотрудничества.

Наша библиотека предусматривает не только работу с детьми, но и с родителями, используя для этого любые возможности. Даже когда библиотекари выступают на телевидении и радио, то используют эфирное время для привлечения дошкольников, их родителей, бабушек и дедушек в библиотеку. Большое внимание уделяется индивидуальной работе со взрослыми. Библиотекарь всегда даст совет: какую книгу лучше выбрать почитать для данного возраста, как правильно её читать, на что обратить внимание, как использовать иллюстрации во время чтения и т.д.

Встречи с родителями происходят как в стенах библиотеки, так и на родительских собраниях. Здесь мы стараемся донести до взрослых, что детей необходимо развивать с первых дней жизни. Приводим в пример книгу японского педагога Масару Ибука «После трёх уже поздно», считающего, что возможности мозга ребенка, будучи невостребованными до 3-х лет, затухают. Многие молодые родители даже не подозревают об этом и ждут, когда их малыши подрастут, чтобы заниматься. А время идёт. Так упускается самый благоприятный период, когда у ребёнка начинает развиваться интеллект, логика, воображение, речь. В это время так необходимо говорить с ребёнком, читать ему вслух, заучивать стишки наизусть.

Большинство родителей отличает низкая степень информации о детской литературе. Как воспитать читающего ребёнка? Как выбрать лучшие детские книги

для семейного чтения? Ответы на эти вопросы они получили на презентации выстав-

ки «Круг книг для семейного чтения».

С воспитателями проводим «День специалиста» с выставкой-просмотром профессиональной и справочной литературы по руководству детским чтением, зна-

комим с новинками детских изданий.

В заключение хочется сказать, что мы неслучайно сделали особый акцент на сотрудничестве. На наш взгляд, в деле раннего приобщения ребёнка к книге важно, чтобы библиотекари, воспитатели и родители были единомышленниками. Иначе как мы ещё можем помочь дошкольнику оказаться в пространстве, где есть книги, игрушки, мультимедийные ресурсы?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]