СанПиН для детских садов — помощник воспитателя в организации работы с малышами. Каждый сотрудник ДОУ должен знать основные положения санитарных норм и правил и следовать им. Законодательно утвержденные нормативы призваны обеспечить комфортное пребывание малышей в садике и их безопасность. В статье будет рассказано о правилах цветовой маркировки мебели и принадлежностей для приготовления (хранения) пищевых продуктов в соответствии с общепринятыми сокращениями.
Область применения
Декоративные наклейки для детского сада изготавливаются из экологически безопасного винила, обладающего устойчивостью к различным воздействиям и эстетической привлекательностью. Нижний слой имеет самоклеющуюся основу, что позволяет выполнять фиксацию декоративного элемента быстро и качественно. Наносить наклейку можно на стену с покраской и обоями.
Стикеры можно использовать для украшения не только стен, но и других ровных поверхностей, например, для маркировки детских шкафчиков. В большом ассортименте можно подыскать яркие и красочные рисунки с любимыми мультипликационными персонажами, с животными, насекомыми, куклами, машинками и т.д.
Что нужно знать о СанПиН в дошкольных заведениях?
Санитарно-гигиенические правила и нормы для дошкольных учреждений утверждены СанПиН 2.4.1.3049-13.
Акт, утвержденный постановлением главного санитарного врача РФ от 15.05.13 №26, включает правила, регулирующие обустройство организации и правила использования принадлежностей для малышей, принятых в группы.
Актом установлены требования к:
- местоположению ДОУ;
- оборудованию, в том числе его расположению;
- содержанию территорий, относящихся к детскому образовательному учреждению;
- содержанию, отделке помещений, самого здания;
- освещению комнат, а также вспомогательных помещений (естественному и искусственному);
- отоплению, водоснабжению, вентиляции, канализации и иным системам;
- формированию групп, в которые принимаются малыши с заболеваниями, ограничивающими возможности здоровья;
- приему малолетних в организации, реализующие программы дошкольного образования;
- организации режима и воспитательному процессу, включая обучение;
- оборудованию, инвентарю, игрушек, посуде и оборудованию в пищеблоке;
- условиям приготовления, хранения продуктов питания, составлению меню;
- транспортировке, приему продуктов питания;
- гигиеническим, противоэпидемическим мероприятиям;
- соблюдению санитарных норм.
Все указанные выше требования должны неукоснительно соблюдаться работниками детских дошкольных учреждений.
За отказ от выполнения правил гражданину и организации грозит внушительный штраф. Далее речь пойдет о маркировке мебели и посуды в ДОУ.
Правила маркировки столов и стульев в детском саду
Каждый предмет мебели, реализуемой на территории России, должен иметь маркировку – буквенно-цифровое обозначение, содержащее следующую информацию (п. 7.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012):
- наименование готового изделия;
- товарный знак, принадлежащий производителю (при наличии);
- наименование страны, в которой произведена мебель;
- наименование производителя и его юридический адрес;
- наименование, фактический и юридический адрес импортера – если товар поставляется из-за границы;
- дата изготовления мебели;
- гарантийный срок;
- срок службы изделия;
- единый знак обращения товара на территории Таможенного союза.
Если мебель поставляется в собранном виде, маркировка наносится на бумажный или тканый ярлык, прикрепленный к самому изделию. Если мебель поставляется в разобранном виде, ярлык с маркировкой вместе с инструкцией по сборке вкладывается в упаковку.
До 2022 года требования к столам и стульям, а также к наносимой на них маркировке, устанавливали СанПиН 2.4.1.3049-13 – теперь производителям и импортерам кроме положений ТР ТС 025/2012 стоит руководствоваться новыми Санитарными правилами СП 2.4.3648-20.
Маркировка по группе роста
Согласно п. 7.3 Регламента ТР ТС 025/2012, маркировка столов в саду должна содержать числовое обозначение, состоящее из двух частей:
- в числителе указывается ростовой номер мебели;
- в знаменателе указывается средний рост детей, которые будут пользоваться мебелью.
Маркировка столов в детском саду (по СанПиН и ТР ТС 025/2012) должна отражать группу роста детей, для которых они предназначены. Группы роста, размеры стола, а также присваиваемые им номера установлены ГОСТ 19301.1-2016 (ред. от 01.09.2019):
№ стола | Рост ребенка, м | Ростовая группа |
0,75 | до 0,85 | |
0 | 0,90 | 0,85 – 1,00 |
1 | 1,05 | 1,00 – 1,15 |
2 | 1,20 | 1,15 – 1,30 |
3 | 1,35 | 1,30 и более |
Маркировка стульев в детском саду осуществляется по тому же принципу, но в соответствии с другим стандартом – номера и ростовые группы определяет ГОСТ 19301.2-2016 (ред. от 01.09.2019):
№ стула | Рост ребенка, м | Ростовая группа |
0,75 | до 0,85 | |
0 | 0,90 | 0,85 – 1,00 |
1 | 1,05 | 1,00 – 1,15 |
2 | 1,20 | 1,15 – 1,30 |
3 | 1,35 | 1,30 и более |
Цвет маркировки столов и стульев в детском саду, согласно п. 7.3 ТР ТС 025/2012, зависит от номера ростовой группы, присвоенного отдельной единице мебели:
- 00 – черный;
- 0 – белый;
- 1 – оранжевый;
- 2 – фиолетовый;
- 3 – желтый.
Цветовая маркировка наносится на видимую наружную поверхность мебели – она имеет вид круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм, цвет которой зависит от ростового номера стола или стула (помимо ТР ТС 025/2012, аналогичное требование содержит п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Способ цветовой маркировки должен обеспечивать ее долгую сохранность. Можно использовать печатный способ с самоклеящейся основой.
Как производится маркировка стульев и столов в детском саду по СанПиН?
Согласно п. 6.6 СанПиН стулья и столы, используемые детсадовцами, должны соответствовать нормам с учетом физиологических особенностей малышей и маркироваться в соответствии с ними.
Выбор мебели осуществляется по такому параметру, как рост ребенка.
Для этого используется стандартизированная таблица:
Группа (рост в сантиметрах) | Группа мебели | Высота столешницы (в сантиметрах) | Высота сиденья (в сантиметрах) | Маркировка мебели в детском саду по СанПиН |
≤85 | 00 | 34 | 18 | черный |
85-100 | 0 | 40 | 22 | белый |
100-115 | 1 | 46 | 26 | оранжевый |
115-130 | 2 | 52 | 30 | фиолетовый |
130-145 | 3 | 58 | 34 | желтый |
145-160 | 4 | 64 | 38 | красный |
Пункт п. 6.7 СанПиН устанавливает требования к столешнице. Последняя имеет матовую поверхность светлого оттенка.
Цвет маркировки мебели в детском саду.
Облицовка мебели должна обладать стойкостью к моющим (дезинфекционным) средствам, влаге, а также иметь низкую теплопроводность.
Санпин для детских садов. [274.00 KB]
Особенности мебели, используемой в детских дошкольных учреждениях
Основное отличие детской мебели от взрослой – ее размер. Столы и стулья должны обладать необходимым функционалом, но, при этом, быть удобными для ребенка и соответствовать его росту и возрасту.
Важно, чтобы при работе ребенка за столом соблюдались следующие требования:
- ступни должны полностью находиться на полу, а не висеть в воздухе;
- передний край стула не должен примыкать к подколенным впадинам;
- спина должна касаться спинки стула в двух местах – нижней частью лопаток и поясницей;
- локти должны спокойно располагаться на столешнице под углом 90 градусов.
Перечисленные правила будут соблюдаться только в том случае, если размер мебели будет соответствовать росту ребенка. Производитель должен изготавливать столы и стулья определенных размеров и соответствующим образом их маркировать – это поможет детскому саду подобрать мебель, подходящую для детей определенной возрастной категории.
Как в ДОУ маркируется посуда согласно СанПиН?
Помимо мебели в детсадах, обязательно маркируется посуда. При этом данная процедура требует ответственности.
Основной целью мероприятия является недопущение смешивания сырых продуктов и приготовленных блюд.
Если установленный СанПиН порядок не будет соблюден, то микробы попадут в пищу малыша, спровоцировав серьезную болезнь.
Отметки должны присутствовать на всей таре, предназначенной для приготовления, раздачи, хранения пищи в детском дошкольном учреждении.
Маркировка наносится при помощи специального трафарета. Для пометки используется краска на масляной основе.
Обозначения индивидуальны для каждого из видов блюд, а также емкостей, в которых они хранятся.
Правила обращения с пищевой продукцией регулируются разделами 13, 14 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Питание малышей организуется группами в специально отведенном для этого помещении.
Доставка еды от места приготовления до места приема пищи осуществляется в закрытых, промаркированных емкостях.
В вашем детском саду нанесена маркировка по СанПин?Да нанесена50%Нанесена частично40.63%Нет не нанесена9.38%Проголосовало: 32
Маркировка досок и ножей.
Ножи и доски, предназначенные для разделки продуктов, маркируются в зависимости от типа продукции:
Маркировка | Продукция |
СМ | мясо в сыром виде |
СК | сырая кура |
СР | рыба в сыром виде |
СО | свежие овощи |
ВМ | мясо вареное |
ВР | вареная рыба |
ВО | овощи после термической обработки |
Гастрономия | гастрономия |
Сельдь | сельдь |
Х | хлебобулочные изделия |
Зелень | свежая зелень |
Таким образом, использование разделочной доски и ножей для определенного типа продукта не позволит применять их для приготовления чего-либо другого.
Иногда детские учреждения устанавливают дополнительные маркировки инвентаря для нарезки салатов и приготовления иных блюд.
Маркировка посуды.
Немаловажное значение имеет и проставление отметок на посуде. Использование осуществляется в строгом соответствии с нанесенными отметками.
При приготовлении пищи применяются маркировки, соответствующие типу блюд, например:
- первое;
- второе;
- третье;
- продукты из молока;
- каши из крупы;
- яйца и т. п.
Хранение производится в таре, отмеченной аналогичным образом (сахар, масло, сметана).
Также маркировка обязательна для любой емкости и прибора, используемого работниками дошкольного учреждения при приготовлении пищи для малышей.
Не промаркированную посуду использовать строго запрещается.
График проветривания в детском саду по санпин.
Дидактические игры
Картинки на тему мебель для детей часто применяют, как наглядный материал для дидактических игр. Их спектр разнообразен. Такие забавы направлены на общее развитие, становление ребёнка, как личности.
- «Для чего это понадобится». Ребёнку надо правильно назвать предмет мебели на картинке, и описать его назначение (что с ним делают в быту, где можно расположить).
- «Найди лишнее». В одну из групп картинок специально добавляют кардинально иное изображение (по назначению, месту расположения, цвету, величине). Малышу дают задание определить, что же лишнее.
- «Наведи порядок». Перед ребёнком находится схема квартиры с разными комнатами и хаотично разложенные картинки мебели. Цель – расставить мебель по своим местам, как принято в реальной жизни.
- «Часть предмета». На всех картинках мебель изображена без определённого элемента (спинка стула, подлокотник кресла, ножка дивана, иное). Детям надо указать на недостающую часть, назвать её.
- «Что общего». Задание – найти у разной мебели общие характеристики (элементы – ножки, спинки, т.п., или же цвет, форму, материал).
- «Найти разницу». Детям надо отыскать отличия у предметов мебели по подобию предыдущей игры.
- «Какой этот предмет». Требуется описать определённую мебель разнообразными эпитетами. Дать ей детальную характеристику с использованием прилагательных. Можно устроить соревнование между подгруппами детей. Побеждает команда, придумавшая большее количество характеристик.
- «Сложи воедино». Необходимо собрать из пазлов элемент мебели, целую меблированную комнату. При наличии двух одинаковых наборов с пазлами старшие дети могут соревноваться в скорости исполнения задания.
- «Магазин». Совершить условную покупку гарнитура ребёнок может лишь при условии, что он правильно произнесёт название мебели на картинке.
- «Ремонт». На всех картинках мебель изображена без определённого элемента (спинки, ножки, сидения, подлокотника). Детям надо назвать недостающую часть, из чего она может быть сделана и какие инструменты нужны для ремонта.
- «Что это». По отдельным частям гарнитура ребёнку надо узнать и назвать мебель.
- «Большой-маленький». Предложите детям сопоставить мебель на двух картинках, и определить – что больше, а что меньше.
- «Назови все предметы мебели». На изображении хаотично размещены мебель, посуда, растения, вещи, иное. Дети находят и называют только мебель.
- «Как делают эту мебель». Ребёнку следует воспроизвести последовательность действий при изготовлении предмета. Для этого надо подготовить пособие-схему, где изображены: материал, процесс изготовления, инструменты и сама мебель.
- «В нашем доме». Задание для малышей – перечислить все предметы мебели, которые есть у него дома (по комнатам).
Если подготовить разнообразные картинки мебели для детей, вы сможете самостоятельно придумать любую дидактическую забаву. Изобрести свой уникальный игровой метод обучения, развития малышей.
Как правильно маркировать одежду и обувь для садика, чтобы надписи не стирались?
- Использование ручек и специальных маркеров. Сейчас в магазинах можно купить специальные ручки и фломастеры для маркировки вещей. Они держатся на любой поверхности и долго не стираются. Для твердых поверхностей (подошва обуви, расческа, папка для занятий и т.п.) подойдет и обычный несмываемый маркер для надписей на cd-дисках.Из недостатков: для разных типов тканей придется покупать разные маркеры.
- Бирки. Существует и огромный выбор бирок для детской одежды. Они могут быть уже готовыми (с каким-то рисунком, символом, мульт персонажем), или изготовленными по вашему заказу, с указанием данных вашего ребенка (имя, фамилия, номер группы, телефон мамы, любая другая информация).Бирки пришиваются к одежде вручную или на швейной машине, что, конечно, занимает много времени, но зато бирку можно будет отрезать, если вы решите продать вещь или она перейдет к младшему брату или сестре ребенке. Материал для изготовления бирок бывает разным: и тонкий сатин для белья и одежды первого слоя, и плотная синтетическая ткань для верхней одежды.
- Аппликации. Бывают обычные пришивные и термоаппликации. Яркая ягодка, цветочек, или машинка запомнятся ребенком быстро и будут напоминать о маме. Приклеить аппликацию можно не с изнаночной стороны, как во всех остальных способах, а с внешней. Очень милый способ украсить и пометить одежду одновременно.Недостаток – условный символ запомнит только ваш малыш, а для воспитателей он ничего означать не будет, и в случае путаницы они не смогут прийти на помощь, особенно, если кроха еще плохо разговаривает. К тому же, стоят аппликации недешево, а вещей, требующих маркировку, у детей много.
- Наклейки или стикеры. Для удобства мам производители придумали легкий и быстрый способ сделать отметку на одежде и вещах – наклейки, термонаклейки и стикеры.
- Наклейки и термонаклейки изготавливаются из термотрансферной бумаги, на которой распечатывается определенный рисунок или надпись. Фон их прозрачный. Наклейками можно отметить предметы с твердой поверхностью (канцтовары, расчески, т.п.), а термонаклейки наносятся на одежду с помощью утюга. Держатся они очень хорошо, но могут вызвать раздражение у малышей с чувствительной кожей. Не рекомендуется приклеивать их на нижнее белье.
- Стикеры также приклеивают на одежду утюгом, но изготавливают их из полиэстра, а потому фон их белый или цветной, но не прозрачный. Стикерами можно помечать не только одежду, но и обувь, они очень устойчивы к истиранию. В этом случае их приклеивают к стельке и ребенок всегда видит, свои ли сандалии он обувает.
- Этикетки на ленте. Этикетки представляют собой рисунок или данные ребенка, нанесенные на клейкую или тканевую ленту. Нужно отрезать кусочек нужной длины и прикрепить на одежду. Т.е. это может наклейка как в примере выше, или тканевая бирка.
Промаркировать вещи в сад можно множеством способов. Выберите удобный для вас, а лучше, используйте разные для разных типов вещей. Тогда вам не придется грустить о потерянных вещах, а ваш кроха не будет расстраиваться, что воспитатель по незнанию надел его курточку или шарфик на другого ребенка.
Подготовка к детскому саду включает в себя не только выбор необходимых вещей для ребенка, но и прохождение медицинского осмотра, наличие вакцинации. Узнайте из наших материалов об обязательных и дополнительных прививках, а также могут ли не брать в садик без пробы Манту и как написать отказ от прививок.
Зачем необходима маркировка
Яркие наклейки на шкафчики не только выполняют декоративную функцию, но и способствуют созданию гармонии в интерьере. Красиво оформленные помещения нравятся детям, вызывают положительные эмоции. Назначение картинок заключается в следующем:
- формирование доброй сказочной атмосферы;
- привлечение внимания ребенка к собственному шкафчику;
- органичное дополнение обстановки в садике;
- создание тематического интерьера;
- стимуляция позитивного настроя.
При выборе маркировки для шкафов рекомендуется отдавать предпочтение именно картинкам, а не цифрам. Дело в том, что дети, только начинающие ходить в садик, еще не знают чисел, поэтому не смогут полноценно ориентироваться в новой обстановке. Наклейки различаются по цветовой гамме, дизайну, размеру, тематике, технике крепления к поверхности мебели. Любые разновидности рисунков призваны привлекать внимание малышей, позволяя находить среди множества отсеков для хранения свой собственный.
Разновидности картинок
Мебель для детей должна обладать практичностью, безопасностью, многофункциональностью. Главное требование к дизайну — броский оригинальный внешний вид. Такие же рекомендации распространяются на маленькие шкафчики, которые применяются для хранения верхней одежды, аксессуаров, сменной обуви. Украсить конструкции можно при помощи именных и тематических наклеек.
С именем малыша
Маркировка обязательно дополняется специальной графой для вписывания имени и фамилии ребенка. Подобные наклейки подходят только для средней и старшей группы, куда ходят детки с простейшими навыками чтения. Если декор подбирается для малышей, важно, чтобы он дополнялся небольшими рисунками. Это поможет быстрее запомнить, где находится нужный шкафчик.
Именной декор с фамилией ребенка — самый удобный вариант для родителей.
Тематические
Для оформления шкафов в детском садике используются разнообразные рисунки. Малыши очень быстро запомнят милые добрые картинки. Наибольшей популярностью пользуется несколько тематик:
- Герои сказок и мультфильмов, к примеру, лисичка, кот Леопольд, львенок, гном и другие.
- Животные: зайчики, петушки, олени, собачки, кошечки.
- Транспортные средства: машинки, самолетики, трактора, кораблики, ракеты.
- Овощи и фрукты: помидоры, тыквы, вишенки, яблоки.
- Цветы и растения: васильки, розочки, березки, ромашки, елочки.
Изображения мультипликационных героев и животных должны быть позитивными, добрыми. Агрессия недопустима, поскольку может расстроить малыша или вызвать страх. Лесные и домашние звери привносят в обстановку волшебные, сказочные нотки.
При помощи комбинации разных изображений, принадлежащих к одной тематике, удается создать гармоничный интерьер помещения. Раздевалка в детском саду получится привлекательной, интересной. Благодаря ярким рисункам у малышей развиваются творческие способности, правильное восприятие цветов, формируется художественный вкус.
Разновидности детской корпусной мебели, критерии ее выбора
Разрезные картинки мебели
Картинки мебели для детей в детском саду можно использовать в разрезанном виде. Для этого готовые красочные изображения разделяют на части правильной/неправильной геометрической формы.
Начиная с младшего дошкольного возраста ребёнок способен сопоставлять пазлы и слаживать картинку. Пользу таких занятий невозможно переоценить. Они способствуют развитию следующих функций, способностей:
- логическое и пространственное мышление;
- мелкая моторика рук, координация движений;
- ориентация в пространстве;
- принятие самостоятельных решений;
- фантазия;
- творческие навыки;
- зрительное восприятие информации.
Как выбрать в зависимости от возраста ребенка
Шкафы для детских садов покрываются лаком либо равномерным слоем краски. Благодаря такому решению дети не будут ссориться из-за расцветки мебели. Каждый отсек для вещей принадлежит одному ребенку, поэтому для обозначения используются специальные наклейки, которые подбираются с учетом возрастных особенностей:
- Ясельная группа. Малыши, которые еще не знают чисел и не умеют читать, прекрасно различают и запоминают животных, сказочных персонажей. Яркие стикеры помогут крохе отличить собственный шкаф от чужих.
- Средняя группа. Подойдут простейшие геометрические фигурки: треугольники, круги, квадраты, звезды. Внутри раздевалки помещается табличка для родителей, на которой указаны знаки для каждого ребенка.
- Старшая группа. Для оформления шкафчиков могут использоваться цифры. Предварительно стоит убедиться, что все дети знают числа и путаницы не возникнет.
Специалисты не рекомендуют выбирать для маркировки надписи и буквы. Не все малыши детсадовского возраста смогут прочитать написанное. Если все же используется такая наклейка, ее необходимо дополнить небольшой картинкой.
Из каких материалов изготавливаются
Детские маркировки производятся из самых разных материалов. Обязательное требование — полная безопасность для растущего организма. Недопустимо содержание токсинов, радиоактивных веществ и других опасных элементов, которые могут присутствовать в составе наклеек. Надежные производители следят за экологической чистотой собственной продукции. Наиболее востребованы следующие варианты:
- Бумага. Декор из этого материала позволяет подписывать шкафчики. Изделия без труда закрепляются на поверхности мебели, в результате получается привлекательная картинка плоской формы.
- ДСП, фанера. Оригинальную маркировку можно вырезать из листовых материалов, затем раскрасить яркими красками. Изделия отличаются необычным внешним видом, немного выступают над поверхностью дверцы.
ДСП
Бумага
Картинка на шкафчик для детского сада не должна изготавливаться из стекла либо пластика. Первый разобьется при неаккуратном обращении, второй может содержать токсичные вещества.
Способы крепления различаются в зависимости от материала, из которого производится детский декор. Бумажные наклейки фиксируются быстрее всего. Достаточно лишь снять защитный слой с клейкой стороны и приложить к поверхности шкафчика.
Модели, выполненные из фанеры либо ДСП, закрепляются на мебели при помощи специальных инструментов. Потребуются саморезы, а также отвертка или шуруповерт. После монтажа на шляпки винтов устанавливаются декоративные заглушки, которые обеспечивают безопасность использования и эстетическую привлекательность шкафов.
Малышам приятно посещать воспитательные учреждения, когда на пороге их встречают жизнерадостные картинки, улыбающиеся животные или забавные сказочные персонажи. Благодаря очаровательным милым изображениям создается дружелюбная теплая атмосфера, благотворно влияющая на состояние и настроение ребенка. Для формирования целостного интерьера необходимо подбирать декор, который соответствует цветовой гамме и оформлению помещения.
Картинки мебели
В момент визуального ознакомления с таким материалом малыши учатся распознавать предметы мебели. Безошибочно произносить их названия. Дополнительно получают навыки сопоставления величин, пропорций.
Картинки на тему мебель для детей старшего дошкольного возраста являются мотивирующим материалом для развития художественного вкуса. Они помогают научиться мыслить образно, описывая предметы интерьера в деталях.