Дидактический материал своими руками для детского сада


Какие дидактические пособия можно изготовить своими руками для детского сада

Развитие речи не является изолированным умением. В значительной степени оно определяется общим уровнем развития ребенка и, в частности, его интеллекта.

Дидактическое пособие по развитию речи

Большое значение в этом процессе имеют занятия, в результате которых улучшается сенсорика и мелкая моторика движений у малышей. Важно для этого использовать дидактические пособия, значительную часть которых можно изготовить самостоятельно.

Обучение детей, особенно в младших и средних группах, должно происходить в игровой обстановке, иначе они потеряют интерес к предмету и время будет потрачено зря. Чтобы обучение было эффективным, воспитателю нужно применять все доступные средства для поддержания полезной активности ребенка.

Дидактические материалы для развития сенсорики

Пособие «Лепестки цветка» выглядит следующим образом. К прямому стеблю перпендикулярно прикрепляется кружок. Края центральной части покрыты липучкой. Предлагается несколько лепестков с изображениями предметов или сказочных героев. У внутреннего края каждого из них также прикреплена эта ткань. Задача состоит в том, чтобы по букве, нарисованной на кружке, найти лепестки с соответствующими словами и прикрепить их к центральной части.

Игра «Задуй насекомых на полянку» предназначена для развития речевого дыхания. Для этого используется пособие «Полянка». Оно представляет собой низкий ящик с высокими бортиками. Небольшие картонки с изображениями животных подвешены на коротких нитках снаружи. Ребенок должен их задуть внутрь, но при этом не имеет права надувать щеки.

Важно! Таким образом его обучают правильному дыханию во время разговора.

Игра «Прищепки» производится на этом же пособии. Для нее малышам дают несколько цветных прищепок и просят выстроить забор. Они ставят их на края, при этом громко называя используемый цвет.

На внешней стенке пособия «Полянка» приклеено две горизонтальных линии липучки. В каждом ряду прикреплены четыре карточки с изображениями животных, сказочных героев или предметов. Малышу говорят, что в каждом ряду одна из картинок лишняя и просят ее снять. Затем он должен рассказать, что объединяет оставшиеся изображения и почему.

Занятие с детьми

Знаковые дидактические материалы

Одним из таких многофункциональных пособий является «Теремок». Он представляет собой матерчатый домик, прикрепленный к плоской твердой основе. К нему пришито большое количество карманов, в которые помещены различные картинки. На них могут быть изображены предметы окружающего мира, сказочные персонажи из одноименной сказки, изображения букв или слогов.

Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС

Возможны различные способы использования этого пособия в детском садике.

Вот один из них. Детям показывают картинки, взятые из кармашка прикрепленного к терему. Спрашивают, из какой сказки пришел этот герой, который изображен на карточке. Ребенок должен вспомнить название сказки и постараться пересказать ее содержание.

Важно! Если малышу необходима при этом помощь логопеда, то она предоставляется. Воспитатель по ходу рассказа задает ребенку несложные наводящие вопросы.

Можно использовать это пособие в ДОУ также следующим образом:

  1. Воспитатель достает карточки, где изображены обитатели теремка, но не показывает их. Он изображает звуки, которые издают эти животные. Ребенок должен их повторить и назвать героя сказки, который изображен на карточке.
  2. Пособие можно использовать для изучение предлогов, которые показывают относительное расположение карточек. Воспитатель размещает карточки с изображениями животных в различные кармашки и задает вопросы о том, кто где расположен. Ребенок должен ответить, используя предлоги «над», «под» или «между».
  3. Затем малышу предлагают сформулировать вопросы с использованием упомянутых предлогов и задать их воспитателю.

Еще одно задание состоит в следующем:

  1. Ребенку дают карточки с изображениями героев сказки и предлагают поместить их в различные кармашки.
  2. После этого малыш должен сказать о том, какой зверь на каком этаже живет и кто находится слева, справа, сверху или снизу от него.

Методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Вершки-корешки

Цель игры

. Упражнять детей в классификации ово­щей (по принципу: что у них съедобно — корень или пло­ды на стебле).

Ход игры

. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что — «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле — «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «По­мидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки».

Воспитатель может предложить иной вариант; он го­ворит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после бе­седы об овощах, об огороде.

Назови три предмета

Цель игры

. Упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры

. «Дети,— говорит воспитатель,— мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я на­зову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?» Дети: «Стол, стул, кровать, диван». «Правильно, — говорит воспитатель, — но в игре нужно назвать только три слова». «Цветы!» — произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

В этой игре дети учатся относить три видовых поня­тия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся на­ходить родовые. Например, воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети час­то играли в различные игры на классификацию пред­метов.

Эту игру рекомендуется проводить с небольшими группами играющих.

Охотник

Цель игры.

Упражнять детей в умении классифици­ровать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Ход игры

. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше — положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за…» Здесь он делает шаг впе­ред и говорит: «…зайцем»; делает второй шаг: «…медве­дем»; делает третий шаг: «…волком»; четвертый шаг: «…лисицей»; пятый: «…барсуком…». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в птичью охоту, то нужно назы­вать только птиц.

Где применяются дидактические материалы

Использование пособий по развитию речи для дошкольников, сделанных своими руками, создает игровую основу в работе с ними, определяет сюжетную линию занятия. Ребенок, особенно в младшей и средней группе детского сада, мыслит конкретно, с помощью образов, а не абстрактных логических построений. Он может реагировать на получаемые задания от логопеда или воспитателя, будучи участником конкретной, пусть и выдуманной ситуации. Дидактические пособия каждый год служат фактической основой для их обучения.

Развитие речи по визуальным подсказкам

Когда ребенок учится выражать свои мысли, он должен следовать определенной схеме изложения мыслей. Для малыша, который почти не умеет сосредотачиваться на одном предмете, в его возрасте, это невозможно. Использование дидактических пособий в виде карточек-подсказок помогает построить линию рассказа. Для детей младшего возраста при этом речь идет о гораздо более простых вещах. Они просто должны называть предметы или кратко описывать действия с карточками-подсказками.

Логопед занимается с ребенком

Например, в дидактическом пособии «Замочки-молнии» ребенок должен выбрать среди лежащих на столе открытых цветных молний те, которые соответствуют заданию воспитателя и закрыть их. При этом ребенок описывает свой выбор, его причины и действия, которые он совершает.

В более старшем возрасте каждая визуальная подсказка может применяться вместе с наводящими вопросами воспитателя и быть поводом для связного рассказа. Это можно, например видеть в занятиях, посвященных профессиям.

Шаблоны логопедических характеристик на детей разного уровня для ПМПК

Каждое описание своих действий, ответ на конкретный вопрос или краткий рассказ по визуальным подсказкам помогают ребенку лучше развить свои речевые навыки. Служат подготовительными упражнениями к взрослой жизни.

Учимся пересказывать

Развитие связной речи детей — это одно из важнейших умений, которому необходимо обучить ребенка. Без его освоения он не только не сможет должным образом интеллектуально развиваться, но и не сможет в полной мере социализироваться, не умея вести диалог или излагать свои мысли.

Пересказывая, малыш должен создать связный продолжительный рассказ. Однако ему для этого потребуются подсказки, которые могут быть получены во время дидактических игр и от воспитателя.

Важную роль в этом процессе играет развитие мелкой моторики.

Важно! Занимаясь пересказом, сможет укрепить свои речевые и интеллектуальные навыки, повысит уровень развития своей личности.

Учимся мыслить

Речь человека тесно связана с мышлением. Также обстоит дело у ребенка. Общение не ограничивается изложением своих мыслей или описанием действий. Уровень владения речью в значительной части определяется степенью развития личности и мышления ребенка.

Дидактические пособия, сделанные своими руками для детского сада, могут быть использованы не только для рассказов, но и для повода задать малышу вопросы о причинно-следственной связи в окружающем его мире. Например, используя карточки, связанные с сюжетами сказок, можно задавать вопросы об обстоятельствах поступков героев, о причинах и последствиях их действий.

Можно соединять рассматриваемые занятия с изучением математики.

Кроме того, важна обучающая функция занятий по развитию речи. Например, если ребенку задаются вопросы об особенностях и полезных свойствах растений, изображенных на рисунках, то постепенно эти знания у ребенка будут закрепляться. Если будут задаваться дополнительные вопросы об этом материале, то знания ребенка станут более подробными и практичными.

Подготовка к обучению грамоте

Для этого необходимо учиться не только устной речи, но и изучать буквы и слова. Дети старшего дошкольного возраста с помощью воспитателя и родителей способны освоить азбуку и начальные навыки чтения.

Для этой цели может быть использовано дидактическое пособие по развитию речи своими руками для детского сада с карточками, на которых изображены буквы, слоги или слова.

Картинка 4 Речевой уголок

Развивать речь ребенка нужно еще с самого раннего возраста. Только так можно добиться того, чтобы к школе малыш уже разговаривал. И имел хорошую дикцию.

Самым эффективным способом, с помощью которого можно научить ребенка правильно разговаривать, являются регулярные занятия с ним по специализированным книгам. Мы представляем ряд произведений, которые помогут развить речь ребенка.

Развитие речи для дошкольников. Писатель: Светлова И. Е.

С помощью этой книги вы сможете развить речь ребенка, а также научить его говорить с выражением. Также, малыш научится правильно строить предложения и фразы.

Издание поможет вам подготовить ребенка к школе. В будущем, с помощью полученных в детстве знаний, ему будет легче учиться.

То, насколько хорошо у чада развита речь, говорит об уровне его интеллекта. Если он красиво говорит, то это свидетельствует о его высоком уровне подготовки. Поэтому, занятиям по этому направлению нужно уделять особое внимание.

Рекомендуем использовать при обучении эту книгу. Вы сможете изучать ее вместе с ребенком. И ему, при этом, будет интересно получать новые знания вместе с мамой.

На страницах книги представлен ряд параграфов, которые направлены на разные стороны обучения.

В одном из них ребенку расскажут про звуки. В другом — про буквы. В третьем про то, как все это сложить в слово. А в четвертом — в предложение.

Также, с помощью этой книги ребенок сможет увеличить свой словарный запас. Он узнает множество важных слов, которые понадобятся ему во время обучения в младших классах.

Книга научит ребенка правильно формулировать, и озвучивать свои мысли.

Также, в издании представлен ряд заданий. Они очень интересные и необычные.

Задания представлены в игровой форме, поэтому малыш сможет обучаться не только эффективно, но и весело.

Если у вас несколько детей, то можете заниматься с ними одновременно. Всем участникам домашнего «урока» будет интересно участвовать в нем.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Написала Анищенкова А. С.

У детей младшего возраста часто наблюдаются проблемы с речью, и двигательной системой. Некоторые малыши отстают в этом направлении. Но не беспокойтесь, исправить положение можно. И в этом вам поможет книга Анищенковой А. С.

С помощью нее, вы сможете исправить проблемы ребенка. А также не допустить появления неприятностей в дальнейшем.

Издание позволит вам интеллектуально развить малыша. Также, оно поможет ребенку во время подготовки к школе.

Основой обучения является развитие кистей рук. Как известно, физический уровень развития напрямую связан с речевой деятельностью. Если он низкий, то говорить у ребенка тоже будет получаться плохо.

Чтобы исправить проблему, ребенку нужно будет шевелить пальцами в определенной последовательности. За счет этого, он улучшит мелкую моторику, и научится хорошо говорить.

Если у вашего ребенка была обнаружена проблема с двигательной системой рук, то ее нужно срочно решать. Приобретите эту книгу, и начните заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой.

В произведении представлено огромное количество различных заданий и упражнений. Если выполнять их в точности, как описано в книге, то ребенок сможет быстро исправить недуг. И его мелкая моторика будет «работать» на превосходном уровне.

За счет упражнений, разовьются не только пальцы. Руки и кисти ребенка тоже будут хорошо двигаться.

Параллельно с речью, у ребенка будут улучшаться память, логика и мышление. Он станет интеллектуально развитым, и придет в школу хорошо подготовленным.

Заниматься с детьми по методике, описанной здесь, могут не только родители, но и логопеды. Также, ее можно применять и в детских садах.

Пословицы для развития речи

Пословицы — это связный, рифмованный текст. В них всегда есть завершенная мысль.

Ваша задача — проговаривать с ребенком пословицы до тех пор, пока он не сможет произносить их самостоятельно. Также, малыш должен запоминать их, и повторять. С помощью этого, он сможет понять смысл, описанный в определенном произведении.

Пословицы дадут ребенку возможность развить свою дикцию. Он будет повторять их десятки раз, и запомнит, как произносить определенные слова. И какие интонации для этого использовать.

Если вы хотите быстро и эффективно развить речь ребенка, то эта книга для вас. Рекомендуем обязательно ее приобрести.

Развитие речи. Пособие для занятий с детьми от 5 до 6 лет

Это издание создавалось специально для садиков. По нему воспитатели учат детей разговаривать, и развивают их навыки.

Книгу вы можете использовать самостоятельно. Необязательно прибегать к помощи сторонних специалистов. По ней можно заниматься с детьми в возрасте от пяти до шести лет.

Книга написана очень простыми словами. Понять, как заниматься с ребенком по ней будет несложно. Авторы объясняют процесс обучения по шагам.

Создатели книги рекомендуют заниматься с ребенком регулярно. Не менее двух-трех раз в неделю. Параллельно с этим, они рекомендуют читать с чадом, и учить его грамоте. Если не уделить этому моменту достаточное количество внимания, то ребенок будет допускать ошибки при разговоре. И звучать это будет очень плохо.

Во время занятий, делайте перерывы, и каждый раз старайтесь использовать новые методики обучения. В противном случае, ребенок устанет постоянно повторять одно и то же. А если ему надоест заниматься, то вернуть желание получать знания будет очень трудно.

Занятия, прописанные в книге, проводятся по определенной структуре.

Сначала ребенок прорабатывает артикуляцию.

Затем, переходит к дикции. Произносит скороговорки в перемешку с чистоговорками.

После этого, ребенок учит грамматику. Чтобы правильно говорить.

В конце, ребенок должен будет выучить новые слова. Чтобы он смог выразить любую свою мысль.

При желании, можете добавить сюда любое задание или игру, которые вам нравятся. Главное — сделать так, чтобы чаду было интересно во время занятий.

В конце книги представлены дополнительные материалы. Также, там вы можете узнать ответы на некоторые вопросы, которые могут у вас возникнуть.

Учим стихи по картинкам. Хорошая память и дикция

До достижения пятилетнего возраста, малыши запоминают всю информацию, которую слышат и видят. Этот процесс у них автоматизирован.

Однако, поставить перед собой цель запомнить что-то, они не могут. У них это просто не получается.

В возрасте шести лет их память начинает развиваться. Они уже могут запоминать определенную информацию. Причем, ту, которую захотят.

Однако, детям нужна помощь родителей. Они должны научить их техникам запоминания информации.

Если заниматься этим с детства, то в будущем ребенку будет очень легко. Он сможет проще учиться в школе, и никаких проблем у него во время изучения определенного материала не возникнет.

Рекомендуем приобрести эту книгу, и заниматься по ней. Здесь представлен довольно интересный способ запоминания информации. Речь идет о так называемом «логическом соотнесении».

Работает метод так. Ребенок слушает определенный стих. И привязывает конкретные слова к каким-либо образам.

Предположим, в стихе упоминается гусь. Ребенок должен представить гуся, и «привязать» к нему определенный текст.

Соответствующую картинку он должен привязать к каждой строчке произведения.

Когда малыш будет вспоминать «привязанные» изображения, текст у него в голове будет звучать автоматически. И ребенок сможет легче запоминать информацию.

Это возможно благодаря тому, что зрительная и звуковая память связались у него воедино. И теперь «помогают друг другу».

Способ, изученный с помощью этой книги, ребенок сможет применять в дальнейшей жизни. Ему будет легче запоминать информацию. Это пригодится в школе, университете и на работе.

Вывод

Каждая из этих книг хороша для развития речи ребенка по-своему.

После того, как приобретете определенное издание, начните заниматься с ребенком регулярно. Не забрасывайте это дело. В противном случае, ребенок не сможет научиться хорошо разговаривать.

Старайтесь всегда проводить занятия разнообразно. Вводите игровые упражнения, и другие элементы. Следите, чтобы ребенок не заскучал во время учебы. В противном случае, это обернется нежеланием получать знания в дальнейшем.

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи или написать свою.

Перейти на Форум.

Найти/Купить книги.

Значение дидактического материала в детском саду

Дидактические пособия служат основой для занятий по развитию речи. Они создают сюжетную линию занятия, вовлекая детей в игровой сюжет. При этом учитывается конкретность, образность детского мышления. Ребенку создается для обучения с их помощью увлекательная игровая ситуация, где он увлечен и мотивирован для выполнения заданий.

Развитие речи детей в существенной мере опирается на различные дидактические пособия. Их разнообразие и возможность большинства из них сделать своими руками позволяет подобрать подходящий вариант для проведения занятий с детьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]