Степ — аэробика в детском саду
Майя Дроздова
Степ — аэробика в детском саду
Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных в работе нашего детского сада.Для развития физических качеств детей мы используем следующие программы и технологии: «Физическая культура – дошкольникам»
Л. Д. Глазыриной, танцевально-игровая гимнастика Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной
«Са-фи-дансе»
, инновационную методику – эвритмика, методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Все это направлено на сохранение и укрепление здоровья ребенка, способствует формированию начал и привычки здорового образа жизни, основ физической культуры, воспитанию у детей потребности в физическом совершенствовании, в движении на основе
«мышечной радости»
. К выше перечисленным можно отнести и
степ-аэробику.
Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.
Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.
Для работы по данной технологии не требуется приобретения дорогостоящего оборудования. Достаточно шаговой скамейки, высотой не более 8 см, шириной — 25 см, длиной — 40 см, обтянутой мягким дерматином, которую можно изготовить своими руками.
Работу со степами начинаем с несколько простых,но важных правил:
1. Выполнять шаги в центр степ — платформы;
2. Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
3. Опускаясь со степ — платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать от степ — платформы больше, чем на длину ступни;
4. Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
5. Не подниматься и не опускаться со степ — платформы, стоя к ней спиной;
6. Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ — платформе ногами.
Затем идет разучивание основных элементов:
1. Базовый шаг
2. Шаг ноги врозь, ноги вместе.
3. Приставной шаг с касанием на платформе или на полу.
4. Шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты)
5. Касание платформы носком свободной ноги.
6. Шаг через платформу
7. Выпады в сторону и назад
8. Приставные шаги вправо, влево, вперёд, назад, с поворотами.
9. Шаги на угол
10. В – степ
11. А – степ
12. подскоки (наскок на платформу на одну ногу)
13. Прыжки
14. Верхняя часть мышц спины. Лёжа на животе, на степ-платформе, голени лежат на полу, руки согнуты, предплечья вверх. Отвести руки назад, вернуться в и. п.
15. «Лодочка»
на животе.
16. Приводящие мышцы бедра. Лежа на боку, положить «верхнюю»
ногу на платформу. Работает
(подъёмы вверх)«нижняя»
нога.
17. Отжимание в упоре лёжа усложняться, если стопы фиксированы на платформе.
18. Упор сзади, используйте край платформы, является хорошим упражнением для трицепса.
19. Ряд упражнений для мышц живота целесообразно выполнять лёжа на спине, на платформе.
20. Шасси – боковой галоп в сторону, небольшими шажками.
Упражнения для степ– аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре.
Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Один комплекс степ-аэробики, как полное занятие, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться.
Степ-аэробика проводится под веселую музыку, знакомую детям. Можно использовать современную эстрадную музыку. Самое главное, чтобы она была ритмичная, жизнерадостная и эмоциональная.
Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются воспитанниками гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не всё получается.
В детском саду мы используем следующие варианты степ-аэробики:
• в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин. ;
• как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.)
в виде ОРУ с предметами и без;
• в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
• в показательных выступлениях детей на праздниках;
• как степ-развлечение;
Степ-платформаиспользуется разнообразно:
•в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание;
• для подвижных игр как для детей старшего, так и младшего возраста,
• для проведения эстафет,
• для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений, игроритмики и элементов эвритмики;
• для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.
Примерный комплекс утренней гимнастики на степах с султанчиками
(старший дошкольный возраст)
Степы раскладываются в шахматном порядке.
Вводная часть. Ходьба вокруг степов со сменой направления, бег «змейкой»
.
Основная часть.
1. И. п. Стоя на степе, руки с султанчиками внизу. Одновременно с ходьбой на месте, раскачивать руки вперед-назад. (10 раз)
2. И. п. Основная стойка. Шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в и. п. Тоже в левую сторону (по 5 раз в каждую сторону)
.
3. И. п. Стоя на степе. Повороты вправо-влево со свободными движениями рук. (10 раз)
.
4. И. п. Сидя на степе, ноги широко разведены в стороны, руки вытянуты вверх. Наклон к правой ноге, потянуться правой рукой, выпрямиться. Тоже в левую сторону (по 5 раз)
.
5. И. п. Основная стойка, руки внизу. Взмах прямой ногой в сторону, руки в стороны (по 5 раз)
.
6. И. п. Стоя на коленях на степе, руки за спиной. Сесть, руки вперед, встать, руки за спину (до 10 раз)
.
7. Подскоки. Наскок на платформу на одну ногу, руки скрестно – врозь над головой (по 10-15 прыжков 4 раза, чередуя с ходьбой на степ-платформе).
3 часть — Дыхательные упражнения.
Традиционные и всем знакомые подвижные игры так же можно разнообразить, используя степы.
1. Игра «Воробышки и автомобиль»
. Дети располагаются на
степах («в гнездышках»
). Под веселую музыку воробышки разлетаются по залу. По сигналу
«Автомобиль!»
бегут и забираются каждый на свою платформу.
2. «Бездомный заяц»
. У каждого
«зайца»
свой домик (
степ, бездомный заяц стоит на полу. Под ритмичную музыку дети спрыгивают со степа и прыжками врассыпную передвигаются по залу. По окончании музыки «зайцы»
стараются занять себе дом
(степ)
. Оставшийся без домика
(степа)
ребенок, становится водящим.
3. «Великаны и гномы»
. Ходьба в колонне по одному вокруг
степов. На сигнал педагога «Великаны»
дети встают на
степ-платформу и поднимаются на носки. На сигнал «Гномы»
садятся на
степ.
Литература:
Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5
Кузина И. Степ-аэробика не просто мода// Обруч 2005 №1.
Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6
Белова Т. А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7
Барабаш Т. Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову»
с использованием
степов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2011 №12
ДОП программа по степ-аэробике в ДОУ » Веселые ступеньки».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Степ-аэробика»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 5 -6 лет
Срок реализации: 1год
Разработчик (и): Карязова Наталия Владимировна,
педагог дополнительного образования
п.г.т. Анна 2022 г.
Пояснительная записка.
Современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным спортивным, подвижным играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Часто встречаются скучающие, равнодушные к спорту, слабые и неумелые мальчишки и девчонки. Дети перестали выходить на улицу во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерные игры, просмотр мультфильмов. А для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического интеллектуального развития. Поэтому задача каждого неравнодушного родителя и педагога – сформировать у ребенка понимание важности физических упражнений, спорта, ведь это залог здоровья. На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-аэробика. Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К аэробным относятся циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20 – 30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы сделать их ещё более интересными и насыщенными, используются индивидуальные снаряды – степы.
Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название которой произошло от английского слова «step» и означает «шаг». Изобретена она была в Америке известным фитнес-инструктором Джин Миллер. С помощью степ — аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать выразительные, плавные, точные движения, развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Но самый главный результат занятий степ — аэробикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечнососудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата, а в результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Степ-аэробика» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста,
Рабочая программа разработана с учетом методических рекомендаций по
физическому воспитанию дошкольников и в соответствии с положениями следующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации:
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. « Об образовании в российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 196 от 09.11.2018 г. « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Примерные требования к программа дополнительного образования детей ( Приложение к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации от11.12.2006 г. №06-1844);
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является
- Использование современного оборудования (степ — платформы), как средство оздоровления и развития физических качеств детей;
- Степ-аэробика отличается комплексом упражнений, рассчитанным на старший дошкольный возраст. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.
- Программа позволяет использовать степ-аэробику как ключевое звено для развития всех функциональных систем организма и сочетает в себе не только движения циклического характера с использованием степ — платформы но и силовую гимнастику.
- В программу включено множество упражнений на степ-платформе с предметом и без него, интересные спортивные игры разной подвижности. • Цель каждого занятия — не получение максимальных результатов, а развитие двигательного потенциала ребенка, его возможностей без ущерба для здоровья. • Изучение представленного материала не является обязательным для 4 всех детей. • Обучение ведется в форме кружковой работы, работает педагог с детьми в свободное от основных занятий время; • Материал программы направлен на сохранение и укрепление здоровья детей и носит оздоровительный характер.
Актуальность программы в том, что занятия на степ платформах уникальны по своему воздействию на организм занимающихся, ориентированы на физическое развитие детей, где дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, учатся аккуратности, целеустремлённости.
Педагогическая целесообразность
По мнению физиологов, психологов, тренеров и инструкторов по физической культуре развитие ребенка невозможно без развития движений. А если движения происходят под музыку, то это способствует развитию таких физических качеств, как гибкость, пластичность, выносливость и грациозность движений.
Шаговая аэробика проста, все, что нам нужно – это уметь красиво ходить. Важно научить детей быть чуткими к ощущениям в ногах. Движения на степе довольно просты, их легко выучить. Базовые шаги образуют множество комбинаций. Легкие ритмичные движения под музыку равноценны пробежке. Достаточно 20 – 30 мин. выполнения упражнений, чтобы получить необходимую физическую нагрузку.
Цель программы: повышение уровня физической подготовленности и приобщение к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста средствами степ — аэробики.
Реализация данной программы направлена на решение следующих задач:
1.Образовательные:
-Формирование навыков правильной осанки развитие мышечной системы через упражнений на степ – платформах;
-формирование умения детей ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку;
-выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
— обучение базовым шагам, выполнению основных движений и комплексов физических упражнений на степ- платформе.
2.Воспитательные:
-воспитание эмоционально-положительного отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
-воспитание морально-волевых качеств: ответственности, целеустремленности, чувства уверенности в себе.
- Оздоровительные:
— укрепление здоровья детей средствами степ- аэробики;
-развитие двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
-повышение общей работоспособности организма: улучшение деятельности сердечно- сосудистой и дыхательной системы, укрепление опорно- двигательного аппарата, профилактика плоскостопия;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет. Количественный состав группы 15 человек.
Срок реализации: 1год, 144 академических часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Формы освоения программного материала : групповые занятия, индивидуальные внутри группы.
Режим занятий.
Для реализации дополнительной общеобразовательной программы распределение учебного времени по разделам и темам программы предусматривает проведение 2-х учебно-тренировочных занятия продолжительностью 2 академических часа.
Ожидаемые результаты освоения программы
Сформированы навыки правильной осанки ;
Сформирована мотивация здорового образа жизни;
Сформированы умения ритмически согласованно выполнять степ — шаги под музыку;
Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
Развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка;
Сформирован стойкий интерес к двигательной активности, занятиям физической культурой;
Сформирован интерес к собственным достижениям;
Сформирована мотивация здорового образа жизни.
Подведение итогов реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы « Степ- аэробика» предполагает такие формы как педагогический контроль, открытые занятия, контрольное тестирование.
Учебно-тематический план общеразвивающей программы « Степ — аэробика».
№ | СОДЕРЖАНИЕ | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Теоретический блок | ||||
1 | Гигиенические знания, умения, навыки | 1 | 1 | |
2 | Основы техники безопасности на занятиях степ — аэробикой | 2 | 2 | |
3 | Терминология степ — аэробики | 1 | 1 | |
4 | Основы судейства в степ — аэробике | 1 | 1 | |
5 | Степ — аэробика в России | 1 | 1 | |
всего | 6 | 6 | ||
Практический блок | ||||
1 | ОФП | 44 | 44 | |
2 | СФП | 6 | 6 | |
3 | Физкультурно — оздоровительные технологии | 18 | 18 | |
4 | Техническая подготовка | 12 | 12 | |
5 | Акробатическая подготовка | 12 | 12 | |
6 | Степ-шаги. | 10 | 10 | |
7 | Морально – нравственная подготовка | 10 | 10 | |
8 | Игровая деятельность | 20 | 20 | |
9 | Сдача КПН, открытые уроки, показательные выступления | 6 | 6 | |
Итого | 138 | 138 | ||
Всего | 144 | 144 |
Содержание программного материала «Степ-аэробика»
Теоретический блок.
История развития степ – аэробики. Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе. Физическая культура как одно из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, сохранения здоровья, повышения дееспособности организм. Степ — аэробика в России. История степ — аэробики: еѐ зарождение, развитие степ-аэробики в России, в Воронежской области. Успехи российских спортсменов по степ — аэробике на международной арене, первенствах мира и Европы.
Сведения о строении и функциях организма. Строение человека, скелет, кости, связки. Мышечная система и еѐ функции. Мышцы, органы движения, работа мышц при различных движениях туловища, головы и шеи, верхних и нижних конечностей. Сердце и кровеносные сосуды. Лѐгкие. Значение сердечнососудистых и дыхательных систем для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения: обмен веществ в организме, выдыхательная система. Органы чувств. Роль нервной системы в управлении движениями человека. Значение систематичности тренировочных упражнений для укрепления здоровья, развитие двигательных качеств и способностей для достижения высоких спортивных результатов.
Гигиенические знания умения и навыки. Режим дня, закаливание организма. Основы спортивного питания. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена гимнаста: рациональный распорядок дня, уход за телом. Поддержание в чистоте кожи, волос, ногтей. Гигиеническое значение водных процедур. Основные правила закаливания. Основные средства закаливания. Методика применения закаливающих процедур. Режим питания. Основы рационального питания. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов в питании спортсменов. Калорийность и усвоение пищи. Примерные суточные пищевые нормы для занимающихся гимнастикой. Общий режим спортсмена. Режим труда, отдыха, питания до и после тренировки. Гигиена сна. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Вред курения и спиртных напитков.
Правила соревнований, их организация и проведение. Соревнования по степ- аэробике, их цели и задачи. Дата и место соревнований. Положение о предстоящих соревнованиях, их значение и особенности. Виды соревнований. Система проведения соревнований.
Техника безопасности на занятиях по степ- аэробике. Профилактика травматизма на занятиях по степ- аэробике. Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещѐнные действия в степ- аэробике. Правильное положения тела во время степ- аэробики. Профилактика травматизма на занятиях по степ- аэробике. Общее сведения о травмах и причинах травматизма в степ-аэробике, их профилактика. Виды травм. Первая помощь при травмах. Остановка кровотечений, наложение мягких повязок. Помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок, мышц и сухожилий, вывихах, переломах. Последствие нерациональной тренировки спортсменов. Патологические состояния, встречающиеся в тренировке. Утомление: причины, признаки и первая помощь при утомлении, переутомлении, перенапряжении, перетренированности и др. Техника безопасности для сохранения правильного положения тела во время степ – аэробики .
Организуя степ – тренировку, нельзя забывать о технике безопасности:
-держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными;
-избегать перенапряжения в коленных суставах;
-избегать излишнего прогиба спины;
-не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;
-при подъеме или опускании со степ — платформы всегда использовать безопасный метод подъема;
-стоя лицом к степ — платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
— держать степ-платформу близко к телу при ее переносе.
Основные правила техники выполнения степ-тренировки:
— выполнять шаги в центр степ — платформы;
— ставить на степ — платформу всю подошву ступни при подъеме, а спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
— опускаясь со степ — платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней, не отступать больше, чем на длину ступни от степ – платформы;
— не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ — платформы, стоя к ней спиной;
— делать шаг с легкостью, не ударять по степ — платформе ногами
В процессе специальной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; нужно ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы.
Спортсмен должен:
знать задачи, стоящие перед ним;
уметь разбираться в средствах и методах воспитания силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, в формах тренировочных занятий и планировании их, периодизации круглогодичной тренировки, ее содержании, планировании перспективной многолетней тренировки;
знать роль спортивных соревнований и их варианты;
особенности непосредственной подготовки к ним и участия в них.
Теоретические занятия имеют определѐнную целевую направленность: вырабатывать у обучающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий и соревнований.
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения. Общие развивающие упражнения без предметов. Общие развивающие упражнения с предметами. Легкоатлетические упражнения.Степ-шаги.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты: упражнения на развитие быстроты движений (старт по сигналу из различных положений, прыжки с поворотами, через скамейку, упражнения с мячом, игры и игровые упражнения), упражнения на развитие быстроты выполнения технических приемов (игры и игровые задания).
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: основными специфическими средствами развития скоростно-силовых способностей являются физические упражнения, выполняемые с предельной либо с околопредельной скоростью, отягощенные небольшим весом внешних предметов (набивные мячи, резиновые амортизаторы и т.п.).
Упражнения для развития специальной выносливости: бег с максимальной скоростью 15-20 метров; челночный бег, прыжки в длину и высоту с места; игры и игровые задания; прыжки через скакалку в быстром темпе; выполнение серии элементов за определённое количество времени.
Упражнения для развития прыгучести (взрывная сила): прыжки, напрыгивания, спрыгивания.
Упражнения для развития ловкости: кувырки, повороты; эстафеты с элементами акробатики; подвижные игры; выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений; зеркальное выполнение упражнений; упражнения на координацию.
Упражнения для развития гибкости: наклоны и повороты; упражнения на растягивание, вращения и махи.
Физкультурно — оздоровительные технологии.
Физкультурно–оздоровительные технологии направлены на решение задач укрепления физического здоровья учащихся. Применение данных технологий в занятиях, повышает физическую подготовленность занимающихся. Физкультурно–оздоровительные технологии включают в себя средства профилактики и коррекции отклонений в здоровье (нарушение осанки, профилактика плоскостопия, снижение избыточной массы тела.
Для достижении эффективности применения физкультурно–оздоровительных технологий важно соблюдать требования к организации занятий.
Акробатическая подготовка.
Акробатика – одно из средств физического развития и совершенствования двигательных способностей человека. Занятия акробатическими упражнениями оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Они способствуют развитию силы, скоростно- силовых качеств, гибкости, подвижности нервных процессов, устойчивости к изменениям положения тела в пространстве, воспитывают смелость, решительность, ловкость. Акробатические упражнения весьма универсальны.
Все акробатические упражнения подразделяются на акробатические прыжки (перекаты, кувырки, полуперевороты, перевороты, сальто), балансирования (сохранении равновесия при неустойчивом положении упоры, равновесия, стойки, воспроизведение заданной позы с переключением внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие, а также уравновешивание одного или нескольких партнеров — хваты, основы балансирования, силовые упражнения, поддержки, пирамиды), бросковые упражнения (броски и ловля партнера, соскоки).
Степ-шаги.
Основные шаги и элементы упражнений. В степ — аэробике нет шагов на два счета — минимум на четыре. Ведь нам нужно не просто двигаться по полу, а еще и подниматься на платформу. Движения степ аэробики выполняются с постановкой на степ-платформу всей стопы полностью. Будьте внимательны, не допускайте свисания пятки или постановки стопы только на носок. В степ — аэробике есть определенные термины, обозначающие шаги при выполнении упражнений на степе. Шаги в степ аэробике очень разнообразны.
В степ — аэробике существует два вида шагов:
- Шаги без смены лидирующей ноги.
Лидирующая нога, это нога с которой вы начинаете выполнять шаг на новый музыкальный такт. Вы можете сколь угодно долго выполнять любые шаги этого вида, и все равно каждый такт будете начинать с одной и той же ноги.
- Шаги со сменой лидирующей ноги.
При следующем шаге вы будете начинать движение уже с другой ноги.
Шаги:
Степ-тач (step touch) — начинают обычно с приставных шагов на полу, слева направо и наоборот.
Basic step (бэйсик степ) (шаг выполняется на 4 счета) — нашагивание на степ — это самый простой базовый шаг, по сути мы просто поднимаемся на платформу и сходим с нее. Шаг одной ногой прямо на степ-платформу, шаг другой ногой прямо на степ-платформу, шаг первой ногой со степплатформы, шаг второй ногой со степ-платформы.
Степ-ап (step-up) — нужно наступить сперва правой ногой на угол степплатформы, а левой лишь коснуться носком. Затем левой ступить полностью, а правый носок поставить позади левой. После возвращаться на пол и чередовать ноги. При этом шаге нужно держать равновесие, так как одна упор идет на одну ногу. Нельзя перекашиваться на одну из сторон.
Шаг-колено — Правую ногу нужно поставить на степ, левую же согнуть в колене и приподнять к животу. Движения должны быть как можно более естественными и не стоит перекидываться на одну сторону и выворачивать колено. Нога направлена прямо, корпус при подъеме колено стремиться чуть вперед.
Шаг-кик (Step kick) — шаг на платформу правой ногой, левую резко выбросить вперед, имитируя удар (ногу высоко не поднимаем).
Шаг-бэк (step-back) — шаг одной ногой на степ платформу, вторую ногу за счет напряжения ягодичных мышц поднимите назад (захлест голени). Это упражнение отлично укрепляет ягодицы в движении.
Ви-степ (V-step) — шаг, который напоминает собой букву V, для этого нужно шагнуть поочередно на степ двумя ногами на противоположные уголки степа. Поочередный шаг ногами на противоположные углы платформы, ноги движутся как бы по верхним углам английской буквы V.
Бейсик-овер (basic-over) — для этого нужно шагнуть правой ногой на степ платформу, левую приставить, спуститься со степа с другой стороны, повернуться к левому краю степа и повторить с другой ногой.
Мамбо — танцевальное движение — пока левая нога находится на полу, правая зашагивает на степ, делая упор и ставя точку и сразу же делая шаг с точкой назад.
Straddle (Стредл ап) (шаг выполняется на 8 счета) — шаги – ноги вместе, ноги врозь. Шаг на выполняется следующим образом: поднимаемся на степплатформу, ставим поочередно ноги на пол с одной и с другой стороны платформы, снова поднимаемся на платформу, возвращаемся на исходную позицию.
Turn step (Тёрн степ) шаг с поворотом — стойка боком к платформе. Это тот же самый basic-step, только спускаемся со степ платформы мы не назад, а вбок. Шаг правой на платформу, шаг левой на платформу, с поворотом спиной к основному направлению (продольно платформе) стойка ноги врозь. Шагом правой назад в диагональном направлении (разворачиваясь по диагонали), шаг правой назад с платформы, приставить левую к правой (исходное положение).
Ове зе топ (over the top) — Шаг через платформу. Исходное положение — в продольной стойке, боком к платформе. Шаг левой в сторону стать на платформу, приставить правую. Шаг левой ногой сойти с платформы (по другую сторону), приставить правую на полупальцы к левой ноге.
Cha-cha-cha (ча-ча-ча) — шаги с переступанием с ноги на ногу, для смены ноги.
Игровая деятельность.
Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие играющего, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры играющим приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Игровая деятельность обогащает участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать. В подвижных играх и эстафетах развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.
На занятиях в спортивно – оздоровительных группах подвижные игры и эстафеты используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на занятиях степ — аэробикой, главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки.
Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые физические качества: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять себя в руки после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.
Образовательное значение, имеют игры, родственные по двигательной структуре степ – аэробике, с применением степ- платформы. Такие игры направлены на закрепление и совершенствование разученных предварительно технических и тактических приёмов и навыков степ — аэробики.
Методическая часть программа « Степ- аэробика».
Методика проведения степ – аэробики.
Особенности проведения занятий степ — аэробикой.
Программа предусматривает изучение материала по степени координационной сложности:
- Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений.
- Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела.
- Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.
- Один комплекс степ-аэробики как полного занятия выполняется детьми в течение одного месяца, некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться, поэтому один комплекс разбиваем на обучающие и комбинированные занятия. На обучающих, мы разучиваем новые шаги, а на комбинированных повторяем разученные и изучаем новые. 5. Один раз в два месяца проходят игровые итоговые занятия, где все изученное закрепляется в игровой или соревновательной форме с привлечением родителей. На первом занятии детям предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.
Отклонения от методических норм проведения занятий степ- аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий.
Методы и средства обучения упражнениям в степ – аэробике.
- Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.
- Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.
- Метод повторений.
- 4. Метод музыкальной интерпретации. 1) Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п.) 2) Вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).
- Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.
- «Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях.
Виды занятий.
1.Диагностические — на нем определяется уровень физической подготовленности воспитанников.
- Обучающие — дети впервые знакомятся с упражнениями, движениями, играми, а задача педагога – создать представление о них. 3. Комбинированные — повторение и совершенствование ранее изученных движений. А также изучение нового.
- Итоговое — игровое — проводится 1 раз в два месяца. Это занятие может обобщать материал, разученный за определенный период и быть представлено вниманию родителей занимающихся, как показательное.
Структура занятия.
1 Подготовительная часть :
-строевые упражнения; логоритмика, на осанку; типы ходьбы; движения рук, хлопки в такт.
2 Основная (аэробная) -базовые и основные шаги; подвижная игра; стретчинг, для мышц шеи, плечевого пояса, туловища, для ног; для развития гибкости; для развития ритма и такта.
3 Заключительная :упражнения на расслабления; релаксация; дыхательные упражнения.
Подготовительная части ( разминка) по продолжительности занимает 8-10 мин . Цель: подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к предстоящей работе. Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Критерием эффективности разминки является появление первых капель пота. Средством решения этой задачи является выполнение низкоамплитудных, изолированных движений, производимые в медленном темпе, по принципу «сверху вниз»: наклоны головы в стороны, вперед, круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперед-назад, подъемы пятки и т.д. Во время разминки должна происходить фиксация: правильного положения корпуса и постановки ног.
После разминки следует Основная ( аэробная часть , продолжительностью 30-40 мин), которая состоит из базовых и простейших основных «шагов» степ — аэробики. Во время аэробной части происходит разучивание «шагов», связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений — прогон. «Шаги» выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. Если аэробная часть разминки достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:
— повышается частота сердечных сокращений;
— повышается частота дыхания;
— увеличивается систолический и минутный объём крови;
— перераспределяется кровоток: кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;
— усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т.е. повышается способность мышц потреблять кислород, повышаются функциональные возможности организма;
— развиваются координационные способности;
— улучшается эмоциональное состояние занимающихся.
Все это способствует увеличению возможности кардиореспираторной системы переносить кислород к мышцам. После проводится подвижная игра и заключением основной части является стретчинг, который призван решить следующие задачи:
-восстановить длину мышц до исходного состояния;
-умеренно развить гибкость — возможность выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой (увеличить подвижность суставов и эластичность мышц сверх исходного состояния);
-создать эмоциональную разрядку после физической нагрузки. Заключительный стретчинг включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты слабо и могут спровоцировать травму при последующих занятиях. В отличие от всего занятия, заключительный создается структурно-хореографическим методом и выполняется под выбранное тренером музыкальное произведение лирического характера. Стретчинг начинается из положения лежа на спине, в котором выполняются статические растяжки для мышц ног. Каждое положение фиксируется и удерживается в течение 8-10 секунд, выполняются