Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Все дети любят узнавать что-то новое, фантазировать, сочинять, воображать – так происходит естественный процесс проявления и развития творческих способностей детей. Всестороннее развитие личности невозможно без развития творчества, креативности, нестандартности.

Способности к творчеству не всегда появляются сами по себе, недаром в дошкольных учреждениях так активно вовлекают детей в творческую деятельность: рисование, поделки, сценки. Важно помочь раскрыть в ребенке творческую жилку, создать благоприятные условия для развития способностей к творчеству. Максимально вкладывая в детстве, мы помогаем становлению гармоничной личности в будущем.

Что такое творческие способности, что к ним относят и зачем их развивать

Процесс создания чего-то нового, отличного от того, что уже имеется, называется творчеством.

Творческие способности предполагают возможность человека к разностороннему мышлению, которое способно находить нестандартные решения для вполне обычных ситуаций. Чаще всего такие способности не являются врожденными и требуют специальных условий для их развития.

Творческие способности включают в себя:

  • активное воображение;
  • гибкое мышление;
  • способность к восприимчивости;
  • развитую интуицию;
  • инициативность;
  • умение применять теорию в жизни;
  • любопытство.

Развитие творческих способностей дошкольников не менее важно, чем развитие интеллектуальных навыков, мышления и памяти, так как все эти процессы взаимосвязаны. Креативность в обучении ребенка не только принесёт ему удовольствие от исследования окружающего мира, но и несомненную пользу для дальнейшего обучения в жизни.

Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

Условия для развития творческих способностей

Развитие творческого потенциала ребенка требует создания специальных условий.

  1. Раннее вовлечение ребенка в творческий процесс.
  2. Создание развивающей среды для стимулирования творческой деятельности, поддержка ребенка во всех начинаниях, доверительные отношения между членами семьи.
  3. Развитие физического здоровья малыша, мелкой и крупной моторики, координации движений.
  4. Развитие творческого мышления дошкольника через ведущую деятельность в этом возрасте – игру.
  5. Предоставление ребенку свободы выбора в том, чем и как ему действительно хочется заниматься в данный момент.
  6. Оказание помощи ребенку, если она необходима.
  7. Стимулирование самостоятельности и инициативы.
  8. Поддержка ребенка при возможных неудачах, вера в его способности.

Особенности творческих способностей в разных возрастах

В зависимости от возраста развитие творческого потенциала детей проявляется по-разному и имеет свои особенные черты.

Младший дошкольный возраст

1-2 года: малыши в этот период очень музыкальны, их привлекает всё, что издаёт ритмичные звуки, поэтому они так любят игрушки-погремушки. В этом возрасте также дети испытывают интерес к художественному творчеству: пытаются держать карандаш, рисуют «каляки-маляки» и всячески экспериментируют.

3-4 года: младшие дошкольники уже имеют опыт во многих сферах творчества, часто фантазируют и изобретают. В их рисунках уже можно определить, что конкретно там нарисовано, да и сами дети знают, что они хотят нарисовать и каким образом.

Старший дошкольный возраст

5-6 лет: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста приобретает иной характер. Старший дошкольник обладает усидчивостью, нацеленностью на результат, внимательностью и самостоятельностью – всё это даёт возможность усложнять задачи, предлагать новые задания и ожидать предполагаемого результата.

Младший школьный возраст

7-8 лет: период поступления в школу совпадает с периодом начала более серьёзной творческой деятельности. Школа предлагает самые разные направления – музыка, изобразительное искусство, театральная деятельность, техническое творчество. Ребенок имеет возможность развивать себя во многих направлениях или же определиться с каким-то конкретным, подходящим именно ему.

Лучший период развития творчества – ранний дошкольный возраст, когда ребенок легко и непринуждённо впитывает в себя все знания, однако и в старшем возрасте необходимо продолжать работу над формированием творческих качеств.

«Развитие творческих способностей детей через применение нетрадиционных художественных материалов»

Развитие творческих способностей детей через применение нетрадиционных художественных материалов

Гурьевский округ
Крупенникова Т.И
Современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу-формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет педагогов искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Ребёнок с творческими наклонностями-это человек, умеющий воспринимать красоту окружающей природы, способный с радостью и нежностью смотреть на всё окружающее его, любящий искусство — это эстетически воспитанный человек.

Система дополнительного образования детей определяет одним из своих направлений и важнейших задач именно развитие творческих способностей подрастающего поколения, что выступает своеобразной гарантией социализации личности ребёнка в обществе, поскольку формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновлённость.

Изучив статьи в периодической печати, проанализировав опыт работы педагогов, я пришла к выводу, что на занятиях ДПИ применяются в основном традиционные художественные материалы и техники и не достаточно широко используются нетрадиционные, так называемый «бросовый материал». Исходя из этого, я считаю, возникает необходимость повышения заинтересованности, и совершенствования развития творческих способностей детей на занятиях декоративно-прикладным искусством с применением на занятиях нетрадиционных художественных материалов — эта проблема является актуальной и перспективной.

Новизна опыта заключается в развитии творческих способностей детей, путём проведения непосредственнo организованной деятельности по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных материалов для изготовления художественных изделий на занятиях ДПИ.

Работа с разным бросовым материалом способствует активизации творческого потенциала ребёнка, позволяет поддерживать устойчивый интерес к обучению. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный это поделки, но и невидимый для глаз-развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Именно нетрадиционность в выполнении изображения даёт большой толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает их к творческой активности, творческой свободе, даёт подлинную радость и эффективный результат.

Применение на занятиях ДПИ бросового материала как художественного материала имеет ряд положительных аспектов экологический аспект: с древних времён перед человечеством стояла проблема утилизации мусора, но никогда она не стояла так остро как сейчас. Изготовление изделий из бросового материала конечно же полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть.

Социальный аспект: занятия ДПИ и применение на занятиях «бросового материала» даёт возможность привлечь для совместного творчества детей и педагогов. Сбор материала, обдумывание идеи сближает, объединяет вокруг общего дела.

Экономический аспект: ребёнок учится понимать, что использование вторичного сырья позволяет в какой-то мере экономить природные ресурсы, Бросовый материал является доступным по материальным затратам.

Но применение нетрадиционных материалов-это не только защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага. Такие занятия несут в себе огромную радость, которую доставляют детям игра, творчество, рукоделие, общение, решение общей задачи, проблемы. Радость от того, что,кажется, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Занятия с применением бросового материала я планирую и провожу с детьми разного возраста, и с младшими воспитанниками и ребятами среднего звена, и со старшими, ориентируясь на возрастные особенности детей.

Создание объемных изделий формирует проектное мышление, дает большие возможности для самореализации воспитанников. Осознание своего авторства, значимости своего творения имеет большое значение в становлении личности.

Для реализации опыта необходимо создавать материальную базу, в течении года собираются всевозможных размеров коробки, полиэтиленовые бутылки, высохшие фломастеры, пуговки, проволока, одноразовая посуда, детали от наборов школьного конструктора, старые ключи, монеты, лампочки, ракушки. Младшие воспитанники осуществляют совместные творческие проекты – проектные игры: «Моя будущая квартира», «Сказочный город», где примеряют на себя роль архитектора, дизайнера и все вместе создают дома из коробок различных размеров, объединяя их в город. Нравится младшим воспитанникам и такие материалы как компьютерные диски, одноразовая посуда, формы, оживлять их и превращать в рыбок, черепашек, зверюшек.

Проектная деятельность применяется мной и для детей 11-13 лет. Ребята изучают народное творчество, и выполняют традиционные росписи – Гжель, Хохлома. Это эффективный способ объединения традиционных художественных ценностей с новыми нетрадиционными выразительными возможностями в процессе обучения ДПИ, закрепляет и обобщает знания, умения и навыки, приобретенные ранее при изучении народных промыслов. Такой необычный способ изображения воспитывает усидчивость, аккуратность, вырабатывает твердость руки, внимательность и ответственность.

Создание игрушек из картонных коробок тоже увлекает ребят 10-11 лет. Эти дети еще любят игрушки. Универсальность этого материала позволяет полностью раскрыть свои творческие способности. Даже сейчас, когда все готовое можно купить в магазине, наши дети с не меньшим удовольствием изготовляют поделки из коробок. Ведь уже сам процесс создания поделок (игрушек) из бросового материала способствует развитию у ребенка творческого мышления и воображения. А так же развитию логического, пространственного, ассоциативного мышления. Приступая к созданию дизайнерской игрушки, ребята подбирают коробки, обязательно делают эскизы, продумывают материал для оформления, это могут быть ткани, бумага, картон, использование красок.

В старших классах (13-17 лет) детей больше интересуют современные формы декоративно – прикладного искусства, нетрадиционные техники, применение и сочетание необычных материалов. Мы познакомились с техниками «терра», «стимпанк», «инсталляция», где бросовый материал приобретает новое художественное звучание.Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, отношение к миру.

Я не ставлю целью сделать из воспитанников специалистов в той или иной области декоративно прикладного искусства, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества, дать понимание свободы творчества, свободы от стереотипов мышления, развивать у ребенка чувство свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов, вдохновить ребят на творчество. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был воспитанник в дальнейшем, все это обязательно пригодиться ему в жизни.

Одной из форм результативности являются выставки детских работ. Творческие работы детей с успехом принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня: городского, всероссийского, международного и отмечены грамотами и дипломами различных степеней.

Считаю опыт своей работы «Развитие творческих способностей детей на занятиях кружка Умелые руки» через применение нетрадиционных художественных материалов» перспективным, так как он позволяет развивать у детей оригинальность способа выражения, находчивость в поисках решения поставленных задач, активизировать познавательную и творческую активность, ведет к накоплению профессиональных навыков умений, развивает природные задатки детей, настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств детей.

Что способствует развитию творческой активности у ребенка

Методы развития творческих способностей включают в себя несложные действия, доступные каждому.

Окружающий мир

Выходя с малышом в свет, разговаривайте обо всём, что Вас окружает – люди, машины, строения, природа. Именно общение взрослого с ребенком помогает малышу развить речь, память, воображение и в целом является важным пунктом в становлении у ребенка многих качеств личности.

Развивающие игры и игрушки

Играя, малыш не только испытывает свои маленькие детские радости, но и активно развивается. Важно использовать те игры и игрушки, которые обладают способностью стимулировать развитие ребёнка и соответствуют его возрасту. Пирамидки, мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме и у каждого ребенка.

Пожалуй, самая простая и доступная деятельность, но от того не менее эффективная в развитии креативного человека. Обеспечьте ребенку всё необходимое для рисования, так как это прямой путь к развитому малышу.

Умение держать кисточку и аккуратно разукрашивать рисунок положительно влияет на развитие мелкой моторики, а та, в свою очередь, – на развитие речи. Получайте удовольствие, рисуя вместе с малышом, и не переживайте за перепачканную одежду и стол, ведь это вовсе не проблема, когда на кону – счастливый ребенок.

Лепка

Занятия лепкой обладают антистрессовым эффектом и активно влияют на развитие образного мышления. Придумывая фигурку, которую хочет слепить ребенок, он подкрепляет своё воображение, а готовое изделие можно использовать для игры. Также это отличное средство развития мелкой моторики.

Чтение

Читая интересные книги, подобранные по возрасту ребенка, мы открываем ему целый мир фантазий. Разный жанр произведения по-разному оказывает влияние на ребёнка. Сказки – это всегда приключения, стихи – красивое сплетение слов, которые несложно запомнить, а рассказы заставляют задуматься о важных вещах.

Музыка

С самого младенческого возраста мы поём малышу песенки и включаем колыбельные. Музыка оказывает благоприятное воздействие на ребенка. Помогает выразить эмоции, координировать движения в такт, запоминать слова песни. Слушая различные мелодии и песни, дети развивают воображение, речь и память.

Аппликация

Занятие аппликацией – процесс трудоёмкий и требует сосредоточенности от ребенка. Необходимо аккуратно вырезать фигуры, наклеить или прикрепить их к фону, распределить так, чтобы получилась готовая композиция. Все эти действия направлены на развитие мелкой моторики, воображения, чувства вкуса и эстетики.

Театрализованная деятельность

Театр помогает ребенку в развитии таких важных качеств, как выразительная речь, умение управлять мимикой и эмоциями, способность сопереживать героям. Примеряя на себя образы разных персонажей, ребёнок фантазирует на тему того, как бы ему жилось в этом образе, учится реагировать на разные ситуации в жизни.

Доклад на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Но неизвестно, по какой причине, к сожалению, многие родители не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей. Обычно они акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения. Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающим.

Когда необходимо развивать творческие способности?

Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал. Взрослые должны знать и помнить о том, что пик творчество у детей наступает в 3-4 года. В этом возрасте малыши могут насочинять такое ,что мы, взрослые просто диву даемся – каким образом это вообще можно придумать.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально — может получиться прекрасный семейный творческий тандем. Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное — иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса. Не воспринимайте совсем невинные фантазии маленького выдумщика как что-то примитивное, помните, что любая фантазия ребенка это скрытое зерно творчества. А также и не стоит смеяться над детскими небылицами. Так как творческий ребенок видит обычные вещи в другом ракурсе. Не огорчайтесь и не пытаетесь ругать и наказывать малыша за то, если он говорит, что на картинке изображена, допустим рыбка, а не как на самом деле — чайник, не стол, а — осьминог и так далее. Естественно, маленький воображало прекрасно знает, как выглядят стол и чайник, и что именно они изображены на картинке, просто ему, скорее всего, захотелось пофантазировать. Не забывайте, что малышу в этом возрасте не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а наоборот хочется дать волю воображению. Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей. Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры. Веселитесь, шалите и не бойтесь на определенное время стать детьми. Нарушайте иногда существующие правила поведения взрослых, ведь все это во имя ваших же детей. И это не только сблизит вас с ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет своего образа хорошей «здоровой» психотерапией, позволяющей отвлечься, отдохнуть и если хотите, даже снять напряжение или стресс. В обязательно порядке сочиняйте с ребенком сказки, стихи, придумывайте несуществующих растений и животных, т.е. поддерживайте всячески творческую инициативу малыша.

Методы развития творческих способностей детей

На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности, которым достаточное внимание уделяется в детском саду, но если ваш малыш не посещает это учреждение, то это тоже не беда. Вы самостоятельно можете с ним заниматься и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот весьма увлекательно и интересно. И так, методы развития творческих способностей детей:

1. Окружающий мир

На прогулке, транспорте, дома — в общем везде где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте что именно вас окружает и что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Ваши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, ваш речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка. Таким образом, переданные вами знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения ребенка, развитие его способностей, и в том числе и творческих.

2. Развивающие игрушки и игры

Желательно родителям по возможности следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек . В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики, но естественно все должно соответствовать возрасту ребенка. А перед тем как дать в руки малыша очередную игрушку — ознакомьтесь с ней сами и решите, принесет ли она какую-нибудь пользы ему. Можно воспользоваться следующими играми, влияющими и стимулирующими развитие творческих способностей у детей:

-«Превращение»

Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать: пускай он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т.п. Кстати тоже самое можно и проделать с остальными геометрическими фигурами;

«Что там такое?»

Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ваш любимый выдумщик угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки;

-«Хорошо-плохо»

Взрослые называют предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нем плохо и что — хорошо.Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо — не жарко в солнечных день, плохо- можно простудиться и заболеть и так далее.;

Игры со словами»

Если стоите в очереди в магазине или поликлинике, идете с детского сада играйте с малышом в слова: вы называете определенное слово, а он пусть учиться подбирать к нему противоположное слово по значению (антоним): добрый- злой, сухой- мокрый, черный -белый; синоним (близкое по значению): красивый- прекрасный, работать –трудиться и т.д.;

-«Нестандартные задачки»

Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, ложкой можно не только кушать, но и переливать жидкость из одной емкости в другую и т.п. Постарайтесь придумать необычный способ использования мяча, зеркала, кружки и других предметов. И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума. Одним из вариантом может быть и это: в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе закончился весь клей и афиши расклеить нечем. А как тогда сделать так,чтобы все жители узнали про цирк? Или: вся семья пошла в

«Что будет, если…»

Предоставьте лес и взяли собой хлеб, консервы, компот, а нож забыли. И как теперь открыть банку?;

возможность малышу пофантазировать: что будет если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком так далее.

3. Рисование

Дайте своему малышу в руки фломастеры, кисточки, краски, карандаши. Запаситесь бумагой и конечно … терпением. Да, безусловно, вам придется, потом стирать перепачканные штанишки и рубашки и следить за тем, чтобы маленький художник не изрисовал весь дом, а ограничился только лишь бумагой. Ничего страшного в этом нет, все через это проходят! Вдруг у вас растет маленький «Репин» или «Пикассо»! Лучше заняться рисованием вместе с малышом и научить его правильно держать кисточку и пользоваться красками. В начале лучше всего изучить все цвета, а затем приступайте к рисованию. Начинайте с рисования простых геометрических фигур. Но при этом стоит непременно обсуждать весь процесс, а особенно первые «шедевры» ребенка. И когда он уже научиться многому, то дайте волю его самостоятельности.

4. Лепка

По каким — то причинам далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И очень зря! Ведь именно лепка очень полезна для ребенка, она развивает пальчики, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное. Родители обратите внимание на то, чтобы пластилин был мягкий и яркий!

5. Чтение

Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Некоторые специалисты утверждают, что чтению для ребенка необходимо уделять не менее 30 минут в день. А если вы будите вместе с ним посещать библиотеку, то увидите, когда он подрастет и пойдет в школу — он сам будет захаживать частенько в библиотеку. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.

6. Музыка

Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления. И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки. В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте.

7. Аппликация

Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Пускай сначала под вашим присмотром он вырежет определенный предмет, а вы в свою очередь объясните ему все необходимые правила соблюдения техники безопасности и памятку по пользованию ножниц. Начните с простой аппликации из геометрических фигур. Можно, к примеру, нарисовать на цветной бумаге фигуры, а затем пусть малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу. Очень удобно также использовать уже готовые комплекты для аппликаций.

Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых простых истинах:

— развивайте творческое воображения малыша везде и всегда, а не только в специально отведенное для этого время и место; — окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию; — у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое; — поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы; — не превращайте занятия с малышом в скучные уроки.

Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Вот этой мудростью и руководствуйтесь при воспитании своего маленького творца.

Игры и упражнения для развития творчества

Мы подобрали игры и упражнения, способные развивать способности к творчеству с раннего дошкольного возраста.

  1. Разнообразный предмет. Возьмите самый обычный предмет и предложите ребенку назвать необычные способы его применения. Помогайте ребенку, предлагая свои варианты, если он затрудняется. Чем более оригинальна идея, тем лучше. Эта игра помогает развивать гибкость мышления, воображение, креативность.
  2. Загадочная свечка. Вечером, перед отходом ко сну, зажгите свечу и поиграйте с ребенком, придумывая, на что похожи тени от свечи. Можно даже составить целый рассказ. Поощряйте особенность сюжета.
  3. Ковёр-самолёт. Предложите ребенку представить, куда бы он отправился, будь у него волшебный ковёр-самолёт. Будет ли это какое-то реальное место или выдуманное, полетит один или с кем-то, чем там займется, что увидит. Чем больше вопросов, тем больше простора для фантазий.
  4. Истории игрушек. По типу мультфильма «История игрушек» предложите ребенку пофантазировать про его игрушки. Что делают игрушки, когда никого нет дома? Кто с кем из игрушек дружит, а кто – одиночка? Скучают ли они, когда с ними долго не играют?
  5. Необычная клякса. Капните на лист бумаги каплю краски и предложите ребенку превратить её во что-то, что ему захочется. Он может дорисовать пальчиком или же на высохшей краске нарисовать контуры. Вместе придумайте историю, как из кляксы получилось что-то новое.
  6. Какой характер у предмета. Предложите ребенку придумать, какой может быть характер у неодушевлённого предмета, например, холодильника, кисточки, расчески. Можно составить рассказ, как этот предмет очутился в руках вредного мальчика, и как поменялось настроение у предмета.
  7. Крокодил. Предложите семье поиграть в крокодила, где ведущий загадывает, что необходимо изобразить, а остальные отгадывают. Игра поистине увлекательна и не требует особой подготовки, при этом отлично развивает актерские способности ребенка.

Конспект занятия по развитию творческих способностей в старшей группе «Дерево волшебства»

Задачи:

  • развивать творческие способности и эмоционально-чувственную сферу ребенка;
  • знакомить с эмоционально-семантическими харак­теристиками цвета, линии в живописи, темпа, темб­ра, динамики и мелодии в музыке:
  • предложить детям самим придумать движения, со­ответствующие характерам конкретных пьес при изображении «волшебных» цветов;
  • побуждать детей передавать особенности сказоч­ных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета;
  • развивать воображение детей.

Материалы: гуашь и все необходимое для работы с нею, индивидуальные комплекты цветных карточек (размер карточек из цветной бумаги для аппликации 5×7 см, у каждого не менее 12—15 карточек разного цвета). В центре демонстрационной доски — большое панно с нарисованным на нем крупно «волшебным» деревом: одна половина его с изломанными, корявы­ми, как бы хищно переплетающимися между собой ветками фиолетово-багровых, сине-черных, темно-ко­ричневых тонов, другая половина — с плавно изогнуты­ми, как бы устремленными вверх, к солнцу, ветвями, и ствол теплых тонов.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, «Подснеж­ник», «Баба-Яга»; Э. Григ, «Утро», «В пещере горного короля»; А. Лядов, «Баба-Яга», «Кикимора».

Зрительный ряд: репродукции картин с изображе­нием цветочных натюрмортов, контрастных по эмоцио­нальному состоянию. Например: М. Сарьян, «Голубые цветы» и «Ереванские цветы»; Н. Сапунов, «Голубые гортензии»; В. Ван-Гог, «Подсолнухи»; А. Куприн, «На­тюрморт с искусственными цветами на черном фоне» и т. д.

Предварительная подготовка: дети рисовали де­коративные цветы и птиц в узорах, рассматривали их в изделиях народных мастеров.

Методические рекомендации

1. Психокинетическая разминка.

Сейчас за окном осень, но еще много красивых и нежных цветов вокруг. Они напоминают нам о лете, о тепле, о солнышке. Они ведут себя почти так же, как люди: утром просыпаются, сияют от радости встречи с солнышком, утренней росой, всеми своими красками и оттенками, а ночью спят, набираются сил. Есть ли среди цветов любимые вами? Назовите их. (Дети на­зывают.) Давайте представим себе, что мы с вами — цветы. Сейчас в нашем саду теплая южная ночь. (Тихо вступает мелодия Э. Грига «Утро».) Цветы спят (педа­гог выделяет эти слова выразительным голосом), сло­жив вдоль длинных стройных стеблей свои листья-руки (педагог показывает, но дети могут и сами придумать, как во время сна располагаются листья цветов), а мо­жет быть, прикрывают ими нежные головки (голосом совсем тихим и спокойным).

Пусть дети несколько мгновений побудут в этом состоянии. Оно может быть длиннее, если дети чем-то были возбуждены до занятия, и достаточно коротким, если дети спокойны.

Вдруг из-за горизонта показалось солнышко (зву­чание музыки несколько усиливается, становится бо­лее динамичным), оно осветило все вокруг, коснулось своими лучами цветов, нежно погладило их головки. (Педагог сам может прикоснуться к головкам несколь­ких ребятишек.) Цветочки подняли свои красивые ли­чики, открыли глаза, радостно улыбнулись солнышку и потянулись всеми своими лепестками и листочками к нему, к его длинным и теплым лучикам. (Звучание музыки становится более громким, оптимистичным.)

Представьте себе, как хорошо нам, цветочкам, жить на свете, как звонко поют птицы, как прекрасно все во­круг, как необыкновенны цветы, растущие рядом, улыбнитесь друг другу, цветы, коснитесь друг друга листочками, потянитесь вместе к солнышку (Апофеоз в музыке). Покажите с помощью цветной карточки цвет своего цветка. Ах, какой необыкновенный разноцвет­ный сад цветет у нас здесь! (Педагог обращает внимание на цвет карточек, которые показали дети, фиксирует свое внимание на тех детях, которые показали карточ­ки глухих, темных, напряженных тонов. В дальней­шей работе эти дети должны быть обязательно в центре внимания педагога.)

Солнышко взошло уже высоко, наши цветочки привели себя в порядок: умылись росой, причесались ветерком, успокоились и стали рассказывать друг дру­гу сны-сказки, которые они увидели ночью. Одну из таких сказок я сейчас расскажу вам.

2. Сказка-игра.

Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, был волшебный сад, где росло необыкновенное, заколдованное дерево. Весной, когда дерево цвело, на его половинах раскры­вались разные по характеру и окраске цветы.

Послушайте, дети, музыку и попытайтесь опреде­лить, какими были цветы на первой половине дерева (дети внимательно слушают «Подснежник» П.И. Чай­ковского). А теперь выберите цветную карточку и по­кажите, какими по окраске были цветы на этой поло­вине волшебного дерева.

По ночам, когда цветы никто не видел, они спус­кались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела (Обратите внимание на плавность, мягкость, легкость движений детей.) А теперь покажите мне, как они смотрели друг на друга вовремя этого танца. Молодцы, дети! Теперь попробуйте выбрать репродукции, которые похожи по характеру на те, что представились нам в звучании музыки. Опишите их. Какие же они по характеру? (Лас­ковые, нежные, добрые.)

Но на другой половине заколдованного дерева рос­ли другие цветы. Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они? (Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского.) Выберите, пожа­луйста, цветную карточку и покажите, какой по цвету был наряд у этих цветов.

А сейчас попробуйте выбрать репродукции с изоб­ражением похожих цветов. Опишите их характер (злой, колючий, сердитый, зловещий и т. д.).

Посмотрите на дерево, нарисованное на нашем пан­но. Это то самое заколдованное дерево, о котором рас­сказано в сказке. Наступила осень, облетели с него вол­шебные цветы. Дерево стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдован­ным. Когда в саду волшебницы останавливались пут­ники и садились отдохнуть под его доброй половиной, случалось невероятное — они добрели душой и серд­цем. Тот же, кто попадал под его злую половину, ста­новился жестоким, злым и жадным.

Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побы­вал, становились добрыми. А как мы можем предуп­редить людей, что нельзя садиться под вторую полови­ну? Как же нам это сделать? Может быть, нарисовать? А что можно нарисовать? (Дети перечисляют разные варианты: написать объявление — но как же его про­чтут те, кто не умеет читать, например, совсем малень­кие дети? Обнести колючей проволокой — это некра­сиво, да и вообще опасно для жизни дерева: оно может погибнуть. Кто-то догадывается, что можно нарисо­вать цветы «добрые» и «злые» и «развесить» на ветвях дерева.) Замечательно придумали, дети. Но как же на­рисовать «добрый» цветок, а как — «злой»? Давайте еще раз посмотрим на репродукции картин и вспомним, какие цветы мы выбирали для «доброй» половины де­рева, а какие для «злой». А почему мы выбрали эти цветы? По каким признакам определили, что эти цве­ты на картинах «добрые», а эти — «злые»? (Вместе с педагогом дети разбирают цветовое решение картин и линейную характеристику изображенных на них цве­тов. Если это удается не сразу, то следует еще раз по­слушать музыкальные фрагменты или их части, что­бы дети передали характеристики цветов движениями и мимикой.)

Итак, каждому надо нарисовать на листе бумаги один цветочек «добрый», а один — «злой», помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по своему контуру (мягкому, плавно изогнутому, или резкому, изломанному).

3. Практическая самостоятельная деятельность.

Дети рисуют два цветка для разных половин вол­шебного дерева, а потом вырезают их по контуру. Пе­дагог вместе с помощниками (теми детьми, которые работают быстрее) наклеивают вырезанные цветы, обя­зательно согласовывая с каждым, на какую из поло­винок дерева, добрую или злую, нужно приклеить тот или иной цветок. Довольно часто на занятии будет встречаться «нейтральное» решение задачи, когда по ри­сунку ребенка практически не видна разница между «добрым» и «злым» цветками.

Когда все без исключения цветки будут наклеены на волшебное дерево, следует подвести итог занятия: что мы сегодня делали, что видели, чему новому на­учились?

Затем педагог приглашает всех детей подойти к панно и полюбоваться коллективной работой. Дети по­казывают друг другу, какие цветы нарисовал каждый из них. Педагог обращает внимание детей на результат общей работы, совместного творчества.

А можно ли нам продолжить сказку? Как дальше играть с этим деревом? Может ли это волшебное дере­во помочь тем, кто ссорится, злится, дерется? А как? Кто догадался? Правильно, дети, надо немного поси­деть или постоять под его «доброй» половиной.

Далее дети вместе с педагогом выбирают место, где панно может висеть. Его можно разместить в груп­повой комнате. Повесив панно, дети усаживаются под «доб­рой» половиной дерева. Звучит фрагмент из сюиты Э. Грига «Утро».

Вывод

Развитие творческих способностей детей необходимо начинать в семье с самого раннего возраста. Когда родители, детский сад, школа и всевозможные кружки за одно – ребенок спокойно и уверенно идет по пути беспрепятственного развития и становления творческой личности. Важно создавать благоприятные условия дома, прислушиваться к желаниям и потребностям ребенка, развивать задатки, данные от природы.

Детские клубы «Бэби-клуб» уже создали все необходимые условия для развивающей среды, подобрали педагогов, раскрывающих потенциал каждого ребенка, и составили программы для детей различных возрастов и наклонностей. Нам, как и Вам, важно не ограничивать ребенка жёсткими рамками, развивать индивидуальность и раскрывать таланты в атмосфере уюта и безопасности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]