Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»


Ход занятия.

На прямоугольную картонку наматываем пряжу, за тем с одного края отрезаем. Кладем на край зеленой бумаги пряжу и промазываем клеем. Вместе с бумагой скручиваем в трубочку.

Ребятам очень понравились эти занятия. Они эмоционально раскрепощались. Им было комфортно и радостно. Особенно им нравилось, что воспитатель давал возможность работать самостоятельно. Подчёркивая то, что они уже взрослые.

Я считаю, что такие занятия, приносят большую пользу. Они под силу детям старшей и даже средней группы.

Краткосрочный проект в старшей группе «Волшебство и краски»

Дети дорисовывают пузыри. По ходу дорисовывания, при необходимости, задаются наводящие вопросы.

  1. Рефлексия.

Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)

Педагог ДОП:

Ребята, скажите, так что же хорошего в пузырях?

Дети:

Они красивые, ими можно играть, они нас радуют.

Педагог ДОП:

А, что плохого в пузырях?

Дети:

Они лопаются, могут попасть в глаза и защипать.

Педагог ДОП:

Молодцы, все вы знаете!

Педагог ДОП:

Вот и получилось у нас с вами настоящее волшебство, настоящее чудо.

-Давайте посмотрим у кого, что получилось (рассматриваются работы, педагог ДОП хвалит детей за их выдумку и находчивость).

-Ребята, вам понравилось рисовать пузырями?

-Что для вас было самым трудным?

-А что лёгким?

Дети делятся своими впечатлениями.

Ребята, вы тоже сегодня нарисовали пузыри и я предлагаю их в группе дорисовать и оформить выставку работ под названием «Сказка мыльных пузырей»

Консультация для родителей

«


Рисование нетрадиционными способами»

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность». Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!». Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями… Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кваркенский детский сад №1 «Колосок» Воспитатель: Тарасова Альфия Барыевна 1 квалификационная категория по должности «воспитатель» 2012-2013 г. Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий… кто понятлив: Таланты может воспитать Наставник, если сам талантлив!!! Теоретическое обоснование проекта В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому разрешить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения. Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность?

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Существует две формы проявления одаренности: 1) Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны). 2) Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Отметим виды деятельности, в которых проявляется одаренность. — В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная). — В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)). — В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная). — В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить). — В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям). Остановимся на проблеме и методике работы с детской художественной одаренностью, а именно изобразительной. Художественные способности раньше других обнаруживают себя.Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. Относительно художественного творчества значимую роль играют психологические механизмы, такие, как возрастные особенности, эмоциональный настрой, потребности, мотивация, индивидуальные особенности, личностные особенности ребенка. Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности Актуальность Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности . Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. В связи с этим в ДОУ необходим проект , способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей , в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка , формирование личностного и профессионального самоопределения. Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки. Организация кружковой работы с одаренными детьми в ДОУ: Содержание процесса работы с детьми определяется Программой «Выявление и развитие интеллектуально-творческой личности в условиях дошкольного учреждения»

Кружковая работа способствует целостности учебно – воспитательного процесса и дальнейшему развитию умственной и творческой одаренности.

Работа с одаренными детьми включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие развитие способностей с учетом интересов и склонностей детей. Предметно – развивающая среда стимулирует умственное и творческое развитию.

Предусматривает дополнительные виды занятий в соответствии с программой по развитию одаренных детей и индивидуальным склонностям ребенка. Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый. По содержанию: социально — педагогический. По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Участники: Дети средней группы МБДОУ «Кваркенский детский сад», родители, воспитатели.

Сроки: По времени проведения: долгосрочный (сентябрь-май) Работа проводится вне занятий во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Длительность занятий 20 минут.

Цель: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности .

Задачи: Выявление одаренных детей, с использованием различных диагностик; Использование в работе с детьми дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности; Использование различных форм и методов работы; Организация разнообразной кружковой деятельности; Вовлечение родителей в работу с одаренными детьми и установление с ними тесного сотрудничества.

Гипотеза: если учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении организован с учетом выявления и развития одаренных детей в условиях реализации индивидуальной траектории развития, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, то будут достигнуты высокие результаты в творческом развитии детей, их успешная адаптация и обучение в школе.

Объект: дети средней группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Колосок»

Предмет: выраженные способности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Формы и методы: — Творческие объединения детей, кружки — Проектная деятельность — Экспериментально-исследовательская деятельность — Выставки, конкурсы, мини-олимпиады — Творческие отчеты. Презентации

Основные принципы организации работы с одаренными детьми: — Обучение на более высоком уровне трудности — Создание обогащенной предметной и образовательной среды, — способствующей развитию одаренности ребенка — Индивидуализация и дифференциация обучения — Психолого-педагогическая поддержка ребенка — Использование новых образовательных технологий

Требования к деятельности педагога:

-Высокий уровень профессиональной подготовки для работы по программе -Склонность педагога к творческой деятельности -Умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы -Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества -Личностная готовность к работе с одаренными детьми -Наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности

Ожидаемые результаты: После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты: -совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми ; -создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей , их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями; -обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; стимулирование мотивации развития способностей; -проведение конкурсов, мероприятий на районном уровне; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой , интеллектуальной деятельностью ; -создание и апробация психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка ); -разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми ; -развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.

Тема проекта – технологии:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами. Цель: Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения занимательных занятий рисования красками. Задачи: 1) Исследование художественных способностей детей старшего возраста в изодеятельности. 2) Разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами. 3) Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. I этап – подготовительный. Цель: 1) Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. 2) Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей. 3) По итогам диагностики подготовить детей к дальнейшей работе через систему игр, упражнений и т.д.

Создание развивающей среды. Создание развивающей среды имеет большое значение для успешного обучения рисованию. При создании развивающей среды в группе мы опирались на ряд принципов: Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворить возможное желание ребенка уединиться в процессе творчества. Принцип стимулирования активности, самостоятельного творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем для рисования. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рационального содержания, позволяющем реализовать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду и по своему усмотрению если этого требуют их настроение, желание.

В уголке ИЗО находятся в достаточном количестве бумага разного цвета, фактуры и формы; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры. Все выше перечисленное хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам. рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по аппликации, лепке и рисованию. На специальном стенде находятся рисунки детей. В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по ИЗО. Имеются также мольберты, ребенок может передвинуть их в любое место. К шкафам свободный доступ.

Формы взаимодействия с родителями. Содержание деятельности Сроки выполнения 1.Совместная экскурсия с детьми и родителями в лес. ( Подготовить материал для нетрадиционных техник рисования – листочки , веточки, шишки, мох и т. д.) 2. Анкетирование на тему: « Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей». 3. Выставка « Подарки осени» — поделки из природного материала, овощей, композиции из цветов. Сентябрь 1. Собрание на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами». 2. Практикум « Творим без кисточки» — познакомить родителей с приемами фотокопии – рисовании свечей, кляксографии с трубочкой, рисовании ниткой и др. Октябрь 1. Оформить папку – раскладушку на тему: « Советы родителям по работе с краской». 2. Открытое занятие по изодеятельности для родителей. Ноябрь 1. Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку с использованием нетрадиционных техник. Декабрь (приложение №1) 1. Советы родителям « В музей с ребенком». 2. Экскурсия детей с родителями в музей изобразительного искусства. Январь 1. Консультация для родителей « Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке». 2. Фотовыставка « Уголок изодеятельности в семье». Февраль • Рекомендации родителям « Рецепты приготовления соленого теста для лепки». • « Придумай и сделай герб своей семьи» — использовать соленое тесто, пластилин. Март 1. Совместное занятие по рисованию с использованием нетрадиционных методик. 2. Коллаж « Моя любимая сказка» — использование открыток, фантиков, аппликации, оригами, рисования и т. д. ( Совместная работа родителей и детей). Апрель 1. Выставка детских рисунков с использованием нетрадиционных методик для родителей. 2. Праздник рисования с участием родителей. Май

Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования. Уровни развития Качественные характеристики Высокий уровень 2 балла По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования ( НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа. Средний уровень 1 балл НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога. Низкий уровень 0 баллов НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа. Вывод: анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод об эффективности владения нетрадиционными техниками рисования и организации образовательного процесса в группе детского сада. Прослеживается степень продвижения дошкольников в усвоении программного материала. Дидактические игры и упражнения используемые в работе с детьми для развития их творчества и воображения. «Какая! Какое! Какой!» Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним , ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь — овальный, гладкий, твердый и т. д. «На что похоже». Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д. «Собери узор». Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов. «Превращалочка». Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение. Журнал « Дошкольное Воспитание N 10, 2005 г.» «Камушки на берегу». Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений. Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков ( 5 – 7 ) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком). Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.» «Веселый гном». Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета. Материал: картинка на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома. Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил. «На что это похоже». Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении. Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета. Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ. «Чудесный лес». Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения. Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей. Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю. «Перевертыши». Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки. Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой. «Волшебные картинки». Цель: научить детей воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов. Материал: карандаши, наборы из 7 карточек. На каждой карточке дано схематическое изображение детали объекта или геометрической фигуры. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки. Ход игры: Педагог объясняет содержание игры: каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в любую картинку, в какую захотят. Затем отбирает неповторяющиеся картинки и обращает на них внимание детей. О. М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольника». II этап – основной. Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий. В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов. Объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы. На занятиях используются – нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]