Экологическая сюжетно-ролевая игра «Мы — спасатели»


№ 157

Гулия ХАБИБУЛЛИНА,

воспитатель детского сада № 230 г. Казани

В современном мире в центре внимания всего человечества стоят сложности взаимоотношений человека с экологией. Как не потерять природное равновесие вследствие собственной небрежности в отношении к окружающей среде? Когда нужно начинать узнавать экологические правила и нормы?

Бережное отношение к природе, ко всему живому необходимо приступать воспитывать с раннего возраста. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Дошкольный возраст – начальный этап становления личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Одной из задач педагогов по экологическому воспитанию детей является формирование понятий о том, что в природе все взаимосвязано, и человек не должен нарушать эту взаимосвязь, дабы не навредить животному и растительному миру.

У детей дошкольного возраста преобладают наглядно-действенный и наглядно-образный типы мышления. Они позволяют успешно овладевать предоставляемой дошкольникам информацией. Несомненным условием является отбор, обработка и упрощение информации об окружающем мире. А процесс приобщения ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, вызывать эмоциональную радость от получения новых сведений о природных явлениях.

Игра является колоссальным фактором воспитания и развития личности ребенка. Постепенно у дошкольников ведущим мотивом игры становится возрастающий познавательный интерес к окружающей действительности, который следует подкреплять расширением представлений о внешней среде обитания. Одним из способов удовлетворения детской любознательности, расширения знаний о природе, вовлечения ребенка в активное познание окружающего мира может стать привнесение в их жизнь сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра как средство экологического воспитания – это игра, организованная педагогом, направленная на познание окружающего мира, актуализацию уже имеющихся экологических знаний, уточнению представлений, полученных в процессе наблюдений в природе, воспроизведение событий, прочитанных в литературе.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. В сюжете раскрывается содержание игры. Таким образом, эта творческая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Экологическая сюжетно-ролевая игра подчинена тем же самым требованиям. Педагог выбирает несложный, понятный для дошкольников, краткий сюжет игры, который должен быть построен на уже имеющихся природоведческих знаниях у детей. Используемые в игре атрибуты должны полностью соответствовать задуманной образовательной цели, так же как и организованное ситуативное пространство. Воспитатель участвует в игре, показывая в игровой форме образцы поведения в ситуации, тем самым незаметно для ребенка руководит игрой. Постепенно дети научаются самостоятельно играть, развивать сюжет с собственной точки зрения, учатся взаимодействовать между собой, решают задачи экологического характера, проблемные ситуации.

Сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование правильных представлений о взаимодействии с природой в дошкольной практике, существует достаточное количество. Приведем примеры некоторых из них.

Все дети любят играть с игрушками, обыгрывая различные ситуации, взяв за основу эту истину, педагог может разработать игру с игрушками-животными, так, например, сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в зоопарк». Игра начинается с того, что выбираются игрушки-животные, которые будут проживать в зоопарке. Из конструктора, кубиков или других материалов строятся клетки для животных, выбираются дети-смотрители за животными. Воспитатель может взять на себя роль экскурсовода, рассказывая детям, приехавшим на экскурсию в зоопарк, об образе жизни животных, о бережном отношении к ним, можно упомянуть Красную Книгу, если животные, занесенные в нее содержаться в зоопарке. В качестве усложнения игры можно расширить количество ролей: дворник, кассир, водитель, привезший еду для животных. По аналогии с описанной игрой организуется игра «Экскурсия в цирк».

Еще одной игрой с игрушками-животными может быть сюжетно-ролевая игра «На ферме». С помощью нее можно закрепить знания детей о домашних животных, способах ухода за ними, о профессиях людей, ухаживающих за животными (фермер, пастух, животновод). В процессе развития игры можно ввести новые роли: тракторист, привезший сено, траву для животных, водитель, который привозит корма и увозит молоко в магазин или детский сад, тем самым расширяя взаимосвязь между фермой и окружающим миром.

Наподобие животноводческой фермы педагогу можно организовать игру «Сад-огород». Из подручных материалов организуется игровое пространство (грядки), отбираются предметы-заместители, необходимые для работы (лопаты, грабли, ведра, лейки, ножницы и т.д.). Обыгрывая сюжет, дети расширяют, закрепляют знания об овощах и фруктах, о том, как за ними ухаживать, оберегать от вредителей, актуализируют знания о профессиях, востребованных для работы в саду и огороде, формируется навык сбора урожая. Для развития и усложнения сюжета можно связать эту игру с сюжетно-ролевыми играми «Выходной на даче», «Овощная ярмарка», «Магазин овощей и фруктов», «Ресторан», «Кафе», «Столовая», «Семья готовит обед».

Продумывая сюжетно-ролевую игру «Строим город», нужно не забыть про экологические составляющие в городе, помимо построек домов, улиц, существуют зеленые насаждения вдоль улиц, аллеи, лесные парки. Можно оборудовать в сквере пруд с водоплавающими птицами, тем самым формируя знания о том, как нужно вести себя в зеленой зоне города, о бережном отношении к растениям и животным. Для расширения сюжета в городе можно построить зоомагазин, обыгрывая с детьми покупку нового домашнего питомца, связывая с другой игрой в «Семью», или постройка ветеринарной клиники, для формирования у дошкольников отзывчивости и ответственного отношения к своим питомцам. Педагог может подвести детей к тому, что в построенном городе живет много животных, которые попали в беду, исходя из этого, организуется игра «Служба спасения животных».

Не стоит забывать об использовании игр-путешествий для воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. Для развития устойчивого интереса к игре можно ввести литературного героя, посредством него ставится проблемная ситуация, в ходе разрешения которой и происходит развитие доброжелательного отношения между детьми и природой. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие» – герой приглашает детей на морскую прогулку, с его помощью совершенствуются знания детей об обитателях моря, какая угроза может нависнуть над животными. Как дети найдут выход из ситуации? Они возьмут на себя роль взрослых (капитан корабля, матрос, врач-ветеринар, сигнальщик, экскурсовод, аквалангисты, ученый), тем самым доказывая взаимосвязь о действиях человека и состоянии природы.

Еще одной игрой-путешествием может стать идея спасения животных в лесу, например, «Пожар в лесу». Для оказания помощи животных дети принимают на себя роли пожарных, врачей, спасателей, водителей. В ходе игры устанавливается влияние человека на природную целостность и безопасность, расширяются представления о бережном отношении к животному миру. По аналогии с такой игрой строится сюжетно-ролевая игра «Поход в лес». Дети выбирают водителя, который везет их на автобусе в лес, в ходе развития сюжета возникают различные природные проблемные ситуации, решаемые ребятами, принявшими на себя роли спасателей, врачей, экологов и т.д., тем самым у дошкольников актуализируются знания о правилах поведения в лесу, заботливому отношению к живой и неживой природе. Проблемные ситуации могут быть различными: «Спасти птенцов с горящего дерева», «Освободить утку из рыболовной сети», «Помочь зайцу, сломавшему ногу», «Как правильно развести костер в лесу», «Расчистить родник с питьевой водой» и др.

В ходе сюжетно-ролевой игры дети актуализируют уже имеющиеся сведения о природе, овладевают новыми знаниями о разных формах жизни, накапливаются эмоциональные впечатления о природе, расширяется кругозор. В процессе таких игр педагог видит отношение ребенка к окружающей действительности, при этом имеет возможность своевременно реагировать и направлять действия и поведение дошкольника в нужное русло. Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в случае постоянной систематической организации игровой деятельности.

ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, одним из таких способов можно считать игру, как форму деятельного творческого отражения детьми окружающей среды, взаимосвязях в ней между живыми и неживыми объектами, и человеком.

В дошкольный период в ребенке может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях, человек, как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Какими будут наши дети? – зависит только от нас. Если мы, педагоги, создадим максимально благоприятные условия для развития осознанно-правильного отношения к окружающей действительности, возбудим интерес к природным явлениям, и поддержим, сохраним его в детях, то увидим эмоциональный отклик у дошкольников на красоту живого и неживого природного окружения, который, возможно, приведет, в свою очередь, к тому, что дети научатся любить природу, беречь нашу планету.

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

Важное развивающее значение имеют игры с правилами — под­вижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настолъно-печатные, словесные и др.).

Исследования Н. Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, О. Петровой показали, что центральное звено таких игр — правила — является главным фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Именно правила побуждают ребенка быть актив­ным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам — вовремя усту­пить место ведущего, проигравшему — выйти из игры, следить за результатами других участников.

Организация игр с правилами предполагает участие в них взрослого — особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное (но доброжелательное) вы­полнение им правил — это главное условие организации и проведения таких игр. На первых порах воспитатель напоминает детям правила игры до ее начала и уточняет их по ходу действия.

Второе условие, которое позволяет детям легко включаться в игру и подчиняться ее правилам, — это частое, многократное ее повторение. Именно это обеспечивает играющим положительный эмоциональный тонус, высокую степень произвольности в поведении. Частое повторение игры развивает самостоятельность детей – они начинают играть в нее без взрослого.

Педагог должен помнить, что усвоение правил, подчинение им своего поведения детям дается нелегко: они довольно быстро начинают замечать нарушение правил партнерами и не замечают, как они сами их нарушают. Поэтому повторение правил, терпеливое их разъяснение, уточнение довольно долго являются организационным моментом.

В игре с правилами дети осваивают способы взаимодействия друг с другом и регуляции совместной деятельности (например, объективно — с помощью считалки — определять начинающего или водящего). Освоение игр с правилами для старших дошкольников – это способ вхождения в детское сообщество: дети, знающие игры, умеющие их организовать, справедливые в исполне­нии правил к себе и другим, легко находят друзей, пользуются авторитетом среди детей. Неумение играть — это личностная трав­ма для ребенка, так как его отвергают сверстники, у него снижа­ется самооценка, возникает негативизм, который с трудом под­дается психолого-педагогической коррекции.

Среди игр с правилами более других исследованы дидакти­ческие игры (А.И.Сорокина, В.Н.Аванесова, В.А. Дрязгунова, А.К.Бондаренко, З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова и др.). Все исследователи признают важную обучающую и развивающую функцию дидактической игры. А. К. Бондаренко подчеркивает: такая игра может рассматриваться как метод обучения, как форма организации обучения. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка. Исследователь выделяет структуру игры: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия.

Учитывая значение игры с правилами, на первое место в ее структуре, видимо, следует поставить правила, которые определяют ее ход и результативность. Затем — игровые действия, которые создают интерес и вызывают эмоциональный отклик участников игры. И только на третье место можно поставить дидактическую задачу. Условно можно сказать, что игровые правила и игровые действия — это компоненты структуры игры для детей, а дидактическая задача – это компонент ее структуры для взрослого, так как именно он определяет, что с помощью содержания игры можно развивать в детях (какие закреплять знания, умения, навыки). В самостоятельной игровой деятельности дети хотят получать удовольствие от игры, поэтому ориентируются на игровые действия и четкие правила и, конечно, не руководствуются дидактической задачей.

В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе. Они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

С малышами воспитатель проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др.), предоставляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила.

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры – они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения. Их лучше все­го проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, уме­ние привлекать и использовать имеющиеся знания, умение срав­нивать и объединять предметы по самым различным признакам. Они развивают внимание, быстроту реакции.

Интересны игры в загадки-описания — в них дети упражняют­ся в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая имеется связь между игрой и ознакомлением детей с природой?

2. Какое значение имеет игра в дошкольном детстве? Почему ее надо использовать в экологическом воспитании детей? Может ли быть игра методом экологического воспитания? Какие воспитательно-образователь­ные результаты можно получить с помощью этого метода?

3. Чем отличаются сюжетно-ролевые игры от игр с правилами? Как используются те и другие игры в экологическом воспитании детей?

Лекция 7. Игровая обучающая ситуация (ИОС)

План

1. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании.

2. Типы ИОС

1. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании.

Сюжетная игра — это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками.

В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры — наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.

Игра как метод экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС — это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

— оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

— в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

— игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

— воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

2.Типы игровых обучающих ситуаций (ИОС)

Исследование И. А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений.

Выявлены три типа ИОС, использование которых обладает различными дидактическими возможностями. Это ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов; кукол, изображающих литературные персонажи; различных вариантов сюжета «Путешествие».

Основная характеристика ИОС первого типа– использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Следует отметить существование огромного разнообразия игрушек-животных и очень ограниченного количества игрушек-растений. Главный смысл использования такого рода игрушек —сопоставление живого объекта с неживым аналогом.

Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно (по-разному) действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки рыбку-игрушку и не могут — живую рыбку, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для младших дошкольников.

Создание игровых ситуаций игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным параметрам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования (поведение), способу взаимодействия с ним.

Следует обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) концентрирует на себя внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий.

Разнообразные ИОС, включаемые в занятия, показали, что игрушка-аналог может быть использована в дидактических целях при формировании реалистических представлений о животных у детей разного дошкольного возраста. Важен при этом способ ее включения в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо животному, реалистически изображенному на картине. Момент противопоставления обеспечивает разведение сказочно-игрушечных и реалистических тенденций в знаниях о данном виде животных. При этом важно, чтобы использование игрушки на занятии полностью соответствовало ее функциональным назначениям: игрушка помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.

Заметим, что использование игрушек-аналогов может быть в одних случаях более, в других — менее успешным. Присутствие их уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдений конкретных знаний. Особенно эффективны игрушки-аналоги, когда с животным невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки живых таких животных исключена. И, наоборот, они мало обращают внимания на игрушечного щенка, если на занятии присутствует живая собака, которую можно погладить, взять за лапу.

Итак, материалы показывают, что образная игрушка может выполнять определенную дидактическую функцию в экологообразовательном процессе детского сада. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о животных и растениях. Требования к ней в этом случае следующие. Игрушка должна быть опознаваема

— независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видотипичные признаки строения животного, растения, главным образом форма отдельных частей объекта, по которой идет узнавание конкретного вида. Игрушка должна быть
эстетична
— отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка по­ложительные эмоции. Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, педагоги могут использовать подходящие игрушки как демонстрационный и раздаточный материал.

Например, дети старшей группы рассматривают картину, на которой медведица купает медвежонка в реке, схватив его зубами за шиворот. Перед воспитателем стоит программная задача: формировать у дошкольников реалистические представления о жизни бурого медведя в лесу. Педагог вносит на занятие мягкую игрушку — симпатичного мишку, сообщает, что он не хочет больше жить в детском саду, не хочет сидеть на полке и есть кашу из кукольной посуды. Он хочет уйти в лес и жить там, как настоящие медведи, — куклы рассказывали ему про это. Взрослый предлагает детям рассказать игрушечному медвежонку все, что они знают про бурых медведей, про их жизнь в лесу в разное время года, показать ему картину, объяснить, что такое лес, что и зачем делает медведица с медвежонком.

Что происходит после включения игрушки-аналога в процесс обучения дошкольников? Как ситуация влияет на детей? Происходит следующее.

У детей появляется положительный эмоциональный настрой при виде симпатичной игрушки и ее намерений.

Дошкольники включаются в игру (они всегда готовы к ней) и удивляются «наивности» мишутки — ведь они в 5 — 6 лет имеют некоторый опыт посещения леса, кое-что знают про медведей.

Повышается познавательная и речевая активность детей: они охотно рассказывают игрушке все, что знают, что видят на картине, внимательно слушают дополнения и пояснения воспитателя, который не им, а мишутке рассказывает, как нелегко жить лесу, как бурые медведи добывают пищу, как залегают на зиму в берлогу, как у медведицы в это время родятся медвежата и как она заботится о них.

Включая данную ИОС в занятие, воспитатель достигает следующего педагогического эффекта.

· Полная реализация дидактической задачи: подавляющее боль­шинство детей получают представление о жизни и приспособлен­ности бурого медведя (его строение, поведение, образ жизни, размеры) к различным факторам среды обитания, главными из которых являются лесная экосистема и сезонно меняющиеся погодно-климатические условия.

· Уточнение и углубление представлений об отличии живого животного от игрушки, разведение сказочно-игрушечных и реа­листических представлений.

· Легкое и высокоэффективное обучение дошкольников благодаря игровой мотивации и включения механизма косвенного обучения: все сведения о бурых медведях передавались мишутке, вос­питатель не учил детей, он вместе с ними учил игрушку.

· Быстрая активизации интеллектуальных возможностей и способностей всех дошкольников.

· Развитие игровой деятельности детей: воспитатель действовал с игрушкой, говорил за нее, сам с ней вел диалог.

Используя метод игры, педагог, тем не менее, достиг эффекта благодаря правильному сочетанию приемов в этой ИОС и специальной подготовке:

· продумал сюжет игры, в который включил программное содержание занятия;

· выбрал симпатичную игрушку, продумал ее действия и слова;

· во время занятия исполнял одновременно две роли — мишутки и воспитателя, легко переключался с одной на другую;

· выполнял с игрушкой игровые действия: поворачивал медвежонка к говорящим детям (он слушает их), подносил его к картине (он ее рассматривает), лапой показывал предметы на картине, капризничал («хочу в лес, хочу в лес», «хочу в берлогу…» и т.д.).

Для большего эффекта обучения воспитатель должен оставить игрушку и картину в группе на 1 — 2 дня и разрешить их использовать в игре. В этом случае дети обязательно будут проигрывать и закреплять то содержание, которое они усвоили на занятии (мишку будут обучать, найдут ему маму-медведицу, будут кормить его медом и малиной, на участке покажут кусты, деревья, будут учить лазить по ним, устроят берлогу из снега и пр.).

Значительных результатов в понимании и усвоении материала детьми воспитатель достигнет, если использует прием сопоставления особенностей строения игрушки и настоящего зверя. Например, воспитатель говорит мишутке, поглядывая на детей: «Ты не можешь жить в лесу — ты маленький, ты не сумеешь найти пищу, защитить себя. Медведи — это огромные и сильные звери (показывает рукой выше себя).

Посмотри на свои лапы. Где у тебя когти? А у бурого медведя сильные лапы с огромными когтями. Ударом лапы он может убить оленя. С помощью когтей медвежата забираются на дерево. Открой рот, покажи свои зубы. Что? Не открываешь! Зубов-то, наверно, совсем нет, а собрался в лес! И т.д.»

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Анализ практики проведения в дошкольных учреждениях занятий по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах, специально предпринятый И.А.Комаровой, показал, что воспитатели часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка, Петрушка и др.), чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. При этом было обнаружено, что роль игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают решению программных задач занятия. Между тем герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания. На это указывают многие исследователи, изучавшие влияние литературных произведений на игру дошкольников, их поведение (Т.А.Маркова, Д.В. Менджерицкая, Л.П.Бочкарева, О.К. Зинченко, А. М. Виноградова и др.).

И.А.Комаровой было сделано предположение, что куклы – персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы на природоведческих занятиях. Для этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажей неслучаен.

Чипполино, герой одноименной сказки Дж. Родари, очень симпатичен детям. Он нравится им за свою смелость, находчивость, дружелюбие. К тому же его сходство с луковицей помогает глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Чипполино много знает об овощах, и дети всегда рады встрече с ним: они уверены, что Чипполино расскажет что-то интересное.

Карлсон — в некотором смысле антипод Чипполино. Он знаком детям по книге Астрид Линдгрен и по мультфильму как хвастунишка, баловник и весельчак.

Незнайка, герой книги Н. Носова, носит свое имя неслучайно. Он много хвастается о своих способностях, на самом же деле ему часто недоступно решение самых простых вопросов.

Предполагалось, что данные сказочные персонажи будут использоваться на занятиях не с целью развлечения, а как факторы, обеспечивающие решение дидактических задач, т. е. куклы должны вписываться в ход занятий на основе программного содержания. Исследование Л. П. Стрелковой, которая изучала влияние литературных произведений на эмоциональное развитие дошкольников, демонстрирует не только уместность, но и целесообразность проведения — после прочтения сказок – игр-бесед между детьми и куклами. При этом исследователь считает вполне уместным в разговоре с детьми выходить за пределы сюжета сказок, переводить беседы на реальные события из жизни детей, их проявления в коллективе сверстников. Автор настоятельно под­черкивает: от имени отрицательного персонажа должен говорить взрослый, дети имитируют только положительных героев и тем самым упражняются на уровне проговаривания и эмоциональных оценок в хороших поступках.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография каждого из них позволяет использовать либо его сильную (осведомленность Чипполино), либо сла­бую (незнание Незнайки) стороны их поведения в сказке. Таким образом, литературный герой, привнесенный на занятие, — это и просто симпатичная игрушка, которая развлекает ребят, а персонаж с определенным характером. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации он проявляет свои прежние типичные особенности, иначе говоря, действует в своем амплуа. Именно поэтому Карлсон и Незнайка попадают в такие ситуации, когда необходимы знания и помощь детей. Эти моменты особенно хороши тем, что дошкольники меняют свою позицию: из обучаемых они превращаются в обучающих. Смена позиций выступает как положительный фактор обучения — активизируется умственная деятельность детей. В традиционном занятии воспитатель всегда над детьми: он задает вопросы, поучает, объясняет, рассказывает — он взрослый и умнее. Но когда Незнайка и Карлсон задают «глупые» вопросы, строят нелепые предположения, проявляют полную неосведомленность в событиях, уже дети стоят над ними. Такое соотношение придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в собственных глазах. Дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель, — они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии— это косвенная форма обучения детей,

целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников.

Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты), включенная в занятия, наблюдения, труд. По существу, всевозможные путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей,

передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры предполагает следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети рассматривают, слушают пояснения, «фотографируют». Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, опытного путешественника и т.д., рассказывает и показывает до­школьникам все то новое, ради чего отправились в путь. В ИОС этого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей: дети лучше входят в роль, совершают больше игровых действий. «Оптические приборы» в силу того, что объективом они ограничивают пространство обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Кроме того, фотографирование предполагает изготовление «фотографий» — создание детьми изопродукции на основе впечатлений.

Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Даже если обучение с использованием ИОС в ряде случаев выходит за рамки отведенного времени, дети не утомляются, так как хорошее исполнение игры, создавая положительный эмоциональный настрой, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Итак, игра как метод экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

1. имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

2. в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;

3. в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

4. игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

5. -воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое игровая обучающая ситуация? Каковы ее главные характеристики?

2. Какие типы ИОС можно выделить

3. Как воспитатель должен готовиться к проведению разных ИОС?

4. В чем состоит связь игровой деятельности и экологического воспитания детей?

5. Как проводится ИОС с игрушками-аналогами? Каково их значение для экологического воспитания детей?

6. В чем специфика ИОС с литературными персонажами? Что такое литературная биография героя? Какие персонажи могут быть использованы в ИОС?

7. Какую роль выполняют «знающие» и «незнающие» игровые персонажи в дидактическом процессе обучения детей?

8. Как воспитатель должен готовиться к исполнению ИОС с литературным героем? Что дает детям хорошая игра воспитателя?

Лекция 8. Словесные методы обучения экологического воспитания дошкольников

План:

1. Значение использования словесного метода в экологическом воспитании. 2. Виды словесных методов:

2.1. Рассказ воспитателя.

2.2. Беседа

2.3. Использование художественной литературы.

2.4 Речевые логические задачи.

3. Использование фольклора в экологическом воспитании

1.Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа.

Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке воспитателю необходимо обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширений знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной ко окну, посмотрим на наше растение, поговорим с ними и польем их.(подходит к окну).Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке – вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть?(трогает землю в горшке).Сухая земля. А ведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Мы нальем в горшочек воды, пей цветочек сколько хочешь и расти дальше – мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и есть образец взаимодействия с природой.

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с репки. Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды),знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных легко представить с помощью бабы и деда из «Курочки рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятие приходит либо дед, либо баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель, дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях — они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]