Цели кружков в детском саду
Кружковая работа в ДОУ должна соответствовать ФГОС. При этом цели работы могут разниться в зависимости от специфики контингента и учреждения. Это может быть:
- увеличение количества и качества первичных знаний, которое позволит ребенку сделать опережающий скачок в уровне своего развития, а также компенсирующее обучение детей, которые по каким-либо причинам имеют задержку в развитии по сравнению со сверстниками;
- работа с одаренными детьми с целью предоставления им возможности получить знания, умения и навыки, отсутствующие в стандартной программе, утвержденной государством;
- приобретение знаний, умений, развитие навыков в таких областях как межличностные коммуникации, самопознание, саморегуляция, саморазвитие.
Из названных целей вытекает также функционал кружков:
- каждый ребенок получает возможность приобрести новые знания, потренировать навыки и умения в той области, которая его интересует;
- с помощью кружковой работы повышается уровень социальной адаптации ребенка, обогащается его опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, дети проходят первую школу самоутверждения и испытание «ситуацией успеха»;
- дополнительные занятия содействуют повышению уровня уже имеющихся детских способностей, а также оказывают корректирующее воздействие на некоторые отклонения;
- Собственно методические особенности кружковой работы благоприятствуют воспитанию коммуникативных навыков и личностных качеств с повышенной социальной востребованностью.
Организация работы студий и кружков для детей
Кружок должен объединять детей творчески и неформально, ориентируясь на общность их интересов. Следовательно, организация работы студий и кружков для детей в части ФГОС должна в полной мере отвечать двум моментам:
- Приоритет — интересы детей и их родителей. Выяснить пожелания родителей можно в частной беседе, на родительском собрании, при проведении личных консультаций;
- Материал, являющийся основой для выстраивания кружковой работы, выходит за рамки государственного стандарта ДО, соответственно, эта деятельность является дополнительным детским образованием.
Чтобы разобраться, какие нормативно-правовые документы будут регулировать кружок, составьте представление об:
- Уставе
- Образовательной программе
- Положении о кружке
- Программе кружка
- Годовом плане его работы
- Списке детей в группе
- Расписании занятий
- Материалах результативности работы кружка (диагностических картах).
Образец Положения об организации дополнительного образования
Образец договора об оказании платных образовательных src=»https://www.resobr.ru/images/63131/1.PNG» class=»aligncenter» width=»596″ height=»254″[/img]
Скачать договор
Если вы педагог, вам нужно создать кружок и организовать его работу, сделайте следующее:
- Изучите нормативно-правовую базу;
- Установите потребности в дополнительных услугах, которые есть у самого учреждения, детей и родителей;
- Проанализируйте, насколько результативно у детей идет усвоение госпрограммы ДО;
- Разработайте самостоятельно или подберите по аналогии программу кружка;
- Разработайте годовой план работы;
- Утвердите у заведующего ДОУ готовые программу и план;
- Реализуйте запланированное на практике;
- Проанализируйте, какие результаты принесла ваша деятельность;
- Представьте эти результаты родителям и коллегам.
Не забывайте также, что участие детей в кружках — дело сугубо добровольное. Педагог ни в коем случае не должен применять любые формы принуждения и манипулирования, чтобы склонить ребенка включиться в работу. Также следует обратить внимание на следующие сопутствующие факторы:
- Рабочее пространство требуется организовать должным образом, обстановка должна быть комфортной и способствующей стремлению к творчеству;
- Дети должны иметь свободу выбора заниматься в кружке тем, что им нравится и по силам, в том числе это касается детских особенностей в зависимости от возраста и опыта участия в аналогичных занятиях;
- Воспитательные и образовательные задачи, реализуемые в процессе проведения кружка, не должны входить в конфликт с основной программой детского сада;
- Основным видом деятельности должна быть игра. На ее основе требуется выстраивать наполнение дополнительного образования;
- Следует обязательно принять во внимание нормы, регламентирующие нагрузку на ребенка.
Примите в штат педагогов допобразования или делегируйте эту обязанность штатным специалистам. Воспитатели ДОУ могут работать в качестве педагогов допобразования, если им позволяет квалификация. В этом случае внесите изменения в их должностные инструкции.
Скачать инструкцию
Кружки в детском саду: виды
Большинство детей посещают хотя бы один кружок в детском саду. Часто их бывает и больше — в этом вопросе родителям предоставляется обширный выбор. Ведение преподавателем ДОУ разнонаправленных тематических кружков обусловлено требованиями ФГОСа, связанными с подходом к воспитательным процессам в детских садах. В стандарте образования говорится о значимости как основного, так и дополнительного образования для развития ребенка. В результате кружковая работа в разных возрастных группах стала вариативным разделом образовательной программы, которую формируют участники процесса образования. Вне зависимости от направления, к которому относится кружок, его организация и функционирование обладают общими принципами, которым необходимо следовать.
Несмотря на большое разнообразие в части названий кружков в детском саду, в целом всю работу в этом направлении можно разделить на четыре основных вида:
- познавательное развитие — имеет следствием утоление интересов детей, их стремления выпытать и узнать что-либо новое;
- развитие в художественной и эстетической области — позволяет детям осуществлять свои способности к творчеству;
- физическое развитие — дает возможность понять основы и начать следовать здоровому образу жизни, получить навыки двигательной активности;
- развитие в социальной и личностной областях — реализует навыки адаптации в обществе, помогает тренировать навык коммуникации.