Занятие «Камни» для детей старшего дошкольного возраста


Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Новоульяновский детский сад общеразвивающего вида «АБВГДейка»

Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня»

Казанцева Татьяна Александровна

МДОУ Детский сад «АБВГДейка»,воспитатель

г.Новоульяновск, 2015 г.

Проект : Создание мини-музея «Загадочный мир камня».

Вид проекта:

групповой, информационно-познавательно-исследовательский.
Форма презентации
: оформление мини-музея камня, экскурсия в музей (проводят дети старшей группы)
Направление
— естественно-научное, с элементами краеведения.
Продолжительность проекта:
долгосрочный .
Сроки и место проведения проекта:
сентябрь -март., МДОУ Д/С «АБВГДейка»
Участники проекта:
Дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность проекта.
Еще в дошкольном детстве ребенок должен научиться ориентироваться в природе, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения живой и неживой природы, экосистемы региона, страны в целом. А давайте мы внимательно посмотрим под ноги, поднимем и рассмотрим одно из загадок природы – камень. Мало кто задумывался о том, что земля состоит только из двух компонентов, камня и воды. С древних времен известна связь человека с природой и с камнем. Камни и минералы- это удивительные дары природы .Люди с большим уважением относились к загадочным и таинственным силам камней.

Знакомство детей с полезными ископаемыми Ульяновской области, добываемыми в карьерах города Новоульяновска , просто камнями, найденными на берегу нашей реки Волги, способствует расширению кругозора детей, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомству с профессиями людей. Приобщение детей к экспериментальной, исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса к природным богатствам.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам.

Цель проекта:

создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников ,для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента, итог- создание мини-музея «Загадочный мир камня».

Задачи проекта:

Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира; Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.

Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.

Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.

Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам Ульяновской области и родного города.

Содержание проекта:

Проект создания мини-музея «Загадочный мир камней» знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием и свойствами разных камней, их особенностями, значением и многообразном использовании их человеком. У детей развивается интерес к объектам неживой природы, формируются нравственно- патриотические чувства по отношению к малой Родине.

Ход проведения проекта

Раздел программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность

Познавательное развитие

Исследовательская деятельность

Речевое развитие

Продуктивная деятельность

Работа с родителями

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук:

«Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь»,

«Мозаика из камней», «Каменный лабиринт», «Выложи камешки по шаблону».

Настольно-печатные игры:

«Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить названия природных и искусственных камней).

Сюжетно-ролевые игры: «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», « Мы- шахтеры».

Строительные игры: «В Новоульяновском карьере»,

«Добыча полезных ископаемых».

Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень».

Цикл тематических занятий на тему: « «Камни- это интересно», «Что такое полезные ископаемые и как их добывают?», «Полезные ископаемые Ульяновской области», «Знакомьтесь-аммониты», «Симбирцит- камень, который приносит удачу», « Камни, которые пишут», «Вулканические камни», « Камни, рожденные морем».

«Значение камней и их польза для людей», «Наш цемзавод».

Изготовление и оформление экспозиций мини-музея «Загадочный мир камня».

Знакомство с профессиями родителей: каменщик, экскаваторщик в карьере (приглашены с выступлениями в группе).

Создание альбомов «Мир камней», «Камни из которых строят», «Камни, которые лечат»

Сбор коллекции камней. Рассматривание коллекций камней.

Опыты с камнями:

Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), Есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень», «Что внутри горы?» Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?.

Рассматривание камней через лупу -Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.) .

Составление детьми творческих рассказов «Хорошо – плохо»-свойства камня (ТРИЗ), «Если б я стал камнем».

«Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня.

Создание и иллюстрирование альбома «Сказания о камнях».

Видеофильмы и диафильмы: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»,«Серебряное копытце»;

Чтение книги «Приключения Мелочка »-авторская книга Романовой .В.Н .г. Новоульяновск ;

Чтение- Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»

Заучивание детских стихотворений о камнях, авторы-В.Кулаев, Е.Шендрик, А.Орлова, С.Островский.

Изо-деятельность: «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу) , рисование камешком на песке,

рисование сюжета на камне, рисование песком,солью,

мелками на асфальте, простыми карандашами.

Составление панно и коллажа из камней.

Конструирование: сооружение построек и поделок из камней: «Дворец из камня», «Каменные замки», «Домик Наф-Нафа».

Изготовление макетов: «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни рожденные морем», «Драгоценные камни», «Аммониты», «Симбирциты».

Оформление мини -энциклопедии “Мир камней” для детей- дошкольников.

Изготовление поделок из природного камня «Что из чего?»

Изготовление настольных игр с использованием камней «Крестики-нолики», «Пятнашки».

Выставка совместных работ родителей и детей из камня: «Каменные шедевры».

Встречи с интересными людьми. Рассказ о профессии.

Экскурсия к реке Волга.

Оформление в группе мини-музея «Загадочный мир камней» (активная помощь родителей) Презентация музея (представляют дети).

Ожидаемый результат:

У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия ,Ульяновская область,г.Новоульяновск. Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Воплощают идеи в творческой деятельности.

Использование результатов:

Результатом этого проекта стало приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, новых знаний ,что позволило сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

1.Голицын.М.С. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.

2.Дыбина. О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.

3. Дыбина. О.В. Ребенок в мире поиска / О.В.Дыбина.-Москва. Творческий центр 2007

4.Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.

5.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.

6.Рыжова Н.А. «Мини музей в детском саду» М,Линка – Пресс, 2008г.

6.Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет)- Издательство Мозайка – Синтез 2008г.

7.Материалы интернет-сайтов.

Конспект «Камни и их свойства»

МАДОУ «Стрельский детский сад «Сказка»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Камни и их свойства»

2018г.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие

Цель:

ознакомление со свойствами камня.

Задачи:

  1. Учит детей распознавать на ощупь свойства вещества: твёрдость, мягкость, плавучесть;
  2. Учит сравнивать и различать вещества по их состоянию;
  3. Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом эксперимента и сравнивать её с результатом;
  4. Воспитывать интерес к дарам кладовых Земли.

Материал и оборудование:

письмо, шкатулка с украшениями и разными камнями, макет горы, фартуки, верёвка, цветные карандаши, таблица — «Алгоритм описания камня» на каждого ребёнка, лупы, стаканы с водой, иллюстрации различных домов, красивых зданий, дворцов из камня.

Предварительная работа:

сбор различных камней для коллекции, чтение сказок П.Бажова, беседы по содержанию.

Стук в дверь, в гости приходит гном, приносит шкатулку и письмо от братьев-гномов. Читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья-гномы из маленькой горной деревушки. Рядом с нами течёт горная река. В горах всё так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землёй. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Некоторые посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно только уметь раскрывать его тайны. В горах мы часто встречаем людей, которые ищут камни – геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может они и правы. Чтобы суп был солёным, нужна соль, а соль – это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятали много разных камешков. Пусть каждый из вас найдёт свой камень и узнает его секрет. Удачи вам!

Гномы – хранители камней»

Воспитатель с детьми рассматривают содержимое шкатулки гномов. Беседуют.

— Для чего нужны эти предметы? (для украшения, для красоты)

— Из чего они сделаны? (из разных камней)

-Похожи ли они на те камни, которые мы находим на улице? (нет)

— Могут ли они быть родственниками?

-Для чего камни нужны в природе?

-Где можно обнаружить камни?

Воспитатель предлагает детям стать геологами и отправиться в горы на поиски камней, которые спрятали гномы.

Дети направляются к макету горы, где спрятаны различные камни и ищут их. Найдя, рассматривают.

— Вы нашли разные или одинаковые камни? (разные)

— Ваши камни это объект природы или нет? Почему вы так считаете?

— Камни это живая или неживая природа?

Дети складывают камни в рюкзаки и отправляются в лабораторию. На пути им встречаются преграды: перепрыгнуть через ручей, пройти по камушкам, держась за верёвку. (Физкультминутка)

В лаборатории дети становятся учёными и исследуют камни с помощью лупы и разных материалов. Результаты исследований заносят в таблицу. Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.

Опыт №1.

— Рассмотрите камни через лупу и отметьте в таблице, какого цвета ваш камень. (Дети делают зарисовку цветными карандашами)

Опыт №2.

— Потрогайте камень. Какой он на ощупь: гладкий или шероховатый? Занесите результат в таблицу.

Опыт №3.

— Что ещё можно обнаружить на камне? (сколы, трещины, рисунки, узоры) Если они есть – поставьте (+), если нет ( -) . Поцарапайте ваш камень ногтем. Если царапина осталась – ваш камень мягкий, поставьте букву «М», если царапины нет ваш камень твёрдый, поставьте букву «Т».

Опыт №4.

— Опустите камень в воду. Что произошло? (утонул) отметьте результат в таблице.

— Все ли камни утонули? (не утонул керамзит) Изменил ли камень цвет?

Опыт №5.

— Прислоните камень к щеке. Какой он: тёплый или холодный? Подержите камень в руке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли он теплее?

После окончания экспериментирования дети с помощью таблицы рассказывают о свойствах своего камня.

Далее дети рассматривают иллюстрации различных построек и поделок из камня: дома, дворцы, шкатулки, статуэтки, сувениры.

Беседа «Что мы знаем о камнях»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 г. Карабаша»

Проект

Познавательно — исследовательской деятельности

«Каменная сказка»

Для детей старшей группы

Подготовила: Димитрина Ирина Вячеславовна,

воспитатель

2017г

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой

Продолжительность: среднесрочный -1 месяц

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Структура проекта.

Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным,а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах. Актуальность: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности являетсясредством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством. Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников. Задачи проекта: Обучающие:1.Познакомить детей с природным материалом — камень. 2.Формировать умение определять свойства и качества камня. 3.Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека. Развивающие:1. Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение. 2. Побуждать детей к активной, экспериментальной деятельности. Воспитательные:1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом. 2.Воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.

Ожидаемый результат: Для детей: Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования. Выполнение детьми естественно — научных и творческих заданий (опыты, наблюдения, лепка из соленого теста).

Для педагога: Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей. Совершенствование предметно – развивающей среды. Для родителей:Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду; Развитие совместного творчества родителей и детей; Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;

Этапы
Подготовительный этап Цель: Повышение уровня знаний о натуральных камнях и их свойствах.
· Составление плана проекта.

· Изучение материалов по теме на различных сайтах

· Подбор литературы

· Знакомство родителей с проектом.

· Создание развивающей среды (тематический альбом «Камни», коллекция камней)

· Пополнение уголка экспериментирования

· Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы)

· Проведение диагностики детей

Основной этап Цель: Формирование знаний у детей о камнях и их свойствах через экспериментально- исследовательскую деятельность.
Интеграция образоват. областейВиды деятельности
Познание: Опытно-экспериментальная деятельность-Беседы «Что мы знаем о камнях» «Нужен ли камень человеку?» «Драгоценные камни» -Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.) -Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром камней: «Удивительные камни», «Простые и ценные камни в природе», «Камни, которые подарило море», Игровые эксперименты:
«Какой камень тяжелее?» «Пирамида из камней» «Тонет — не тонет?»
Опыты:
-Может ли камень издавать звуки? -Меняют ли камни цвет? -Рисующие камни. -Прочный камешек. -Почему камни бывают разноцветными? -Как вода камень точит?
Социально-коммуникативное развитие-Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь»; — Пазлы: «Что из чего сделано»; — Сюжетно-ролевые игры: «Геологи» (знакомство с профессией «геолог») — Настольные игры: «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», -«Разложи по порядку» -Мытье камней.
Речевое развитие:П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»; И.Н. Рыжова «О чем шептались камни»; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами». Чтение стихов, сказок о камнях.
Физическое развитие:Хождение по каменной дорожке; Физминутки П\и«Гора и камешки». П\и«Разрушение горы»
Художественно-эстетическое развитие:Творческая мастерская (роспись камней). Лепка камней из пластилина Рисование мелками на доске, бумаге Выкладывание рисунков из камней
Заключительный этап Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых» Проведение с детьми мини- викторины «Что мы знаем о камнях» Мини-опрос родителей по пройденному материалу проекта.

Диагностика знаний детей по теме «Камни» проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

· Где в природе можем увидеть камни?

· Для чего нужны человеку камни?

· Какие бывают камни?

· Как называют людей, которые ищут и исследуют камни?

· Что делают из камня?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 3 детей (12%), а после завершения проекта на те же самые вопросы 11 детей (44%) ответили правильно.

Список литературы

· Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004;

· Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004;

· Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. — Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;

· Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;

· Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2003;

· Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;

· Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;

· Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;

· Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004;

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа «Что мы знаем о камнях»

Отгадайте загадку: В сережках у мамы огнем он горит В пыли на дороге ненужным лежит Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий – в ладошке лежать Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? В.Мирясова Давайте т о камнях и побеседуем. Дети садятся за столы. На них подносы (по одному на двоих детей) с камнями, деревянный брусочек, сосуд с водой, салфетки. Педагог. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка (Дети слушают). Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели? Дети. На берегу моря много камушков, море красивое… Педагог. Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни, и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? (Красивые, разного цвета) Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можно сказать про речные камни? Какие они? (Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами). Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы) Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево). А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает – не получается, предлагает двум-трем детям попробовать сделать то же). Давайте я еще раз попробую. Что получится? (Гвоздь гнется, но не вбивается.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод? Дети. Камень тверже дерева. Педагог. В как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает). Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет). Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды.) Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге.

НОД тема: «Коллекция камней»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Коллекция камней»

Участники:

старший дошкольный возраст.

Вид деятельности:

коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель:

расширять представления детей о свойствах камней, учить классифицировать камни по их внешнему виду.

Задачи

:

Обучающие:

Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать посредством собирания коллекции и ее описания.

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,

особенностями.

Формировать умение классифицировать камни по разным признакам.

Развивающие:

Развивать речь и мышление детей.

Обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Предварительная работа:

Рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного Уральского края и России. Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;

Демонстрационный материал и оборудование:

Камни на тарелках; пластилин; стаканы с водой; ложечки, коробочки; музыкальная запись; иллюстрации каменных построек; выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.

Используемые амо:

. «Ящик ощущений».

.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

(Дети входят в группу и здороваются с гостями)

2. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)

— А где можно их встретить? (везде)

— У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

3. АМО:
«Ящик ощущений»
Дети подходят к демонстрационному столу. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

4. Показ приемов работы и объяснение:

Воспитатель: — А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

— Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)

— Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.

— Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)

— Значит, какие могут быть камни?

Опыт №2. Цвет.

— Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)

— Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?

Опыт №3.Самый большой и самый маленький.

-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)

— Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.

— Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

— А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)

— Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми

— Ребята, так какими ещё бывают камни?

5. Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»

(Дети стоят, прижавшись, друг к другу – это гора. Звучит музыка.)

Голос воспитателя:

«Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)

Воспитатель:

отдохнули, мы немножко продолжаем дальше.

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.

— Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)

— Почему?

— Значит, камни какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.

— А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?

— Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.

Опыт №7. Цвет.

— Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

— Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Опыт №9. Рисование.

— Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?

6. Итог:

Воспитатель:

— Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)

— Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).

— Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями).

Опыты с камнями старшая группа (5-6 лет)

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности;

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Учебно-методический комплект:

Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования П 56 «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2014

Экологическое воспитание дошкольников. Опыты с водой [Электронный ресурс]: Для дошкольника. — 2015.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

Полноценное переживание ребенком всех этапов детства, обогащение всех этапов детского развитие; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; формирование познавательных действий ребенка; возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального подъёма, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

принцип наглядности, принцип доступности, принцип деятельности (включают детей в активную деятельность).

Методы воспитания:

беседа, поощрение.

Методы обучения:

беседа, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием

Методы развития речи:

Словесные
(
беседа), практические (упражнение)

Оборудование: Емкость для воды, камни, салфетки, ложки, чашки с палочками длиной 6 см

Этап, задачи Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]